Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель ________/Сикачёва И.В./ Протокол № _____ от «___»_________20____г. | Согласовано Заместитель директора по УВР «___»_______20___г. _____/Хализева И .Н./ | Принята на заседании педагогического совета Протокол № _____ от «____»______20____г. | Утверждено и введено в действие Приказ № ______ от «___»__________20___г. Директор МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа» Льговского района Курской области ___________/Жарких М.В./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Физика»
10 класс, базовый уровень.
Учитель первой квалификационной категории Сикачёва И. В.
Примерная программа. Сборник нормативных документов.
/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- М: Дрофа,2004.- 443,[5]c.
ISBN 5-7107-8665-9
УДК 372.8
ББК 74.202
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.
7-11 кл. /сост. В.А.Коровин, В.А.Орлов. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа,
ISBN 978-5-358-07507-8
УДК 372.853
ББК 74.262.22
П 78
П. Колонтаевка 2016 год
Пояснительная записка.
Статус документа.
Данная рабочая программа по физике ориентирована на учащихся 10 класса и реализуется на основе следующих документов:
Программы общеобразовательных учреждений: Физика.10-11классы. Авторы П.Г.Саенко, В.С. Данюшенков и др.– Москва «Просвещение». 2007.
Закон об образовании (ст.32).
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по физике.
Учебный план школы.
Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни). Авторы программы В.С. Данюшенков, О. В. Коршунова.
Изучение физики в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально - этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Преподавание ведется по учебнику: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика – 10, М.: Просвещение, 2009 г. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
В задачи обучения физики входят:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования.
Технология обучения
В курс физики 10 класса входят следующие разделы:
1. Механика
2. Молекулярная физика. Тепловые явления
3. Основы электродинамики.
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций. В основной материал 10 класса входят: законы кинематики, законы Ньютона, силы в природе, основные положения МКТ, основное уравнение МКТ газов, I и II закон термодинамики, закон Кулона, законы Ома.
В обучении отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Г.Галилея, И.Ньютона, Д.И.Менделеева, М.Фарадея, Ш.Кулона, Г.Ома
На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которой главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
При преподавании используются:
· Классноурочная система
· Лабораторные и практические занятия.
· Применение мультимедийного материала.
· Решение экспериментальных задач.
Принятые сокращения в календарно-тематическом планировании:
ЛР – лабораторная работа, ТБ – техника безопасности, упр. – упражнение, стр.- страница, Р. – А.П. Рымкевич «Задачник» - М.: Дрофа, 2001г.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны знать и уметь:
Механика
Понятия: система отсчета, движение, ускорение, материальная точка, перемещение, силы.
Законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, законы сохранения импульса и энергии.
Практическое применение: пользоваться секундомером, читать и строить графики, изображать, складывать и вычитать вектора.
Молекулярная физика
Понятия: тепловое движение частиц, массы и размеры молекул, идеальный газ, изопроцессы, броуновское движение, температура, насыщенный пар, кипение, влажность, кристаллические и аморфные тела.
Законы и принципы: основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева – Клайперона, I и II закон термодинамики.
Практическое применение: использование кристаллов в технике, тепловые двигатели, методы профилактики с загрязнением окружающей среды.
Электродинамика
Понятия: электрический заряд, электрическое и магнитное поля, напряженность, разность потенциалов, напряжение, электроемкость, диэлектрическая проницаемость, электроемкость, сторонние силы, ЭДС, полупроводник.
Законы и принципы: закон Кулона, закон сохранения заряда, принцип суперпозиции, законы Ома.
Практическое применение: пользоваться электроизмерительными приборами, устройство полупроводников, собирать электрические цепи.
Содержание
(2 часа в неделю, всего 68 часов).
Механика (25 часов).
Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянном ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.
Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.
Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Рука. Силы трения.
Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.
Молекулярная физика. Термодинамика (19 часов).
Основы молекулярной физики. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа. Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.
Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева—Клапейрона. Газовые законы.
Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Второй закон термодинамики. Тепловые двигатели. КПД двигателей.
Жидкие и твердые тела. Испарение и кипение, Насыщенный пар. Относительная влажность. Кристаллические и аморфные тела.
Электродинамика (24 часа).
Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников, р—п переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.
Итоговое тестирование 1 час.
Резерв 1 час.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | № урока | Название раздела и тем | Количество часов | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения | Контрольно-оценочная деятельность | Домашнее задание |
МЕХАНИКА (25 часов). |
Раздел 1. Основные особенности физического метода исследования (1час) |
1 | 1 | Инструктаж по ТБ. Физика и познание мира. Экспериментальный характер физики. Классическая механика Ньютона. | 1 | | | Экспериментальные задачи. | Введение, §1,2 |
Раздел 2. Кинематика материальной точки (9 часов) |
2 | 1 | Механическое движение, виды движений, его характеристики. Материальная точка. | 1 | | | Разбор типовых задач. | §3- §6, §21. |
3 | 2 | Равномерное движение тел. Скорость. | 1 | | | Фронтальный опрос. | §7. |
4 | 3 | Уравнение прямолинейного равномерного движения. | 1 | | | | §8, упр. 1. |
5 | 4 | Скорость при неравномерном движении. | 1 | | | Физический диктант. | §9-§10, Упр. 2 |
6 | 5 | Ускорение. Единицы ускорения. | 1 | | | Решение задач. | §11-12. Упр. 3 |
7 | 6 | Движение с постоянным ускорением. | 1 | | | Физический диктант. | §13- §14. |
8 | 7 | Свободное падение тел. | 1 | | | Тестирование. | §15 - §16 упр.4(1,2)., |
9 | 8 | Движение тел по окружности. Поступательное движение. | 1 | | | Фронтальный опрос. | §17. |
10 | 9 | Контрольная работа №1 по теме «Кинематика материальной точки» | 1 | | | | |
Раздел 3. Динамика (7 часов). |
11 | 1 | I закон Ньютона. | 1 | | | Решение качественных задач. | §20, §22. |
12 | 2 | Сила . II закон Ньютона. | 1 | | | Фронтальный опрос. | §23- §25. |
13 | 3 | Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. | 1 | | | Разбор типовых задач | §26, §27, §28, задачи1-3, стр.75-77., |
14 | 4 | Сила всемирного тяготения. Сила тяжести и вес. Невесомость. | 1 | | | Решение качественных задач. | §29 - §31, §33 |
15 | 5 | Сила упругости. Закон Гука. Сила трения. Закон трения скольжения. | 1 | | | Самостоятельная работа. | §34- §38 |
16 | 6 | ЛР №1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести». | 1 | | | ЛР.№1 | Итоги главы3, главы4. |
17 | 7 | Контрольная работа №2 по теме «Динамика. Законы Ньютона». | 1 | | | | |
Раздел 4. Законы сохранения (8 часов). |
18 | 1 | Сила и импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. | 1 | | | Решение задач | Введение к главе5, §39 - §42. |
19 | 2 | Механическая работа. Мощность. | 1 | | | Фронтальный опрос. | §43-§44 |
20 | 3 | Энергия. Кинетическая энергия и её изменение. | 1 | | | Самостоятельная работа. | §45-§46 |
21 | 4 | Работа силы тяжести. Потенциальная энергия. Работа силы упругости. | 1 | | | Фронтальный опрос. | §47-§49. |
22 | 5 | Закон сохранения энергии. | 1 | | | Самостоятельная работа. | §50 |
23 | 6 | ЛР №2 «Изучение закона сохранения механической энергии». | 1 | | | Лабораторная работа. | Упр.9(3,4) |
24 | 7 | Контрольная работа №3 по теме «Законы сохранения». | 1 | | | | |
25 | 8 | Механическая картина мира (МКМ). | 1 | | | Фронтальный опрос. | Читать записи в тетради. |
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА (19 часов). |
Раздел 5. Молекулярная структура вещества (3часа). |
26 | 1 | Научные гипотезы. Возникновение атомистической гипотезы и её экспериментальные доказательства. | 1 | | | Решение качественных задач. | §55-§56. |
27 | 2 | Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. | 1 | | | Решение задач. | §57, §58. |
28 | 3 | Строение и свойства жидкостей и твёрдых тел. | 1 | | | Фронтальный опрос. | §60 |
Раздел 6. МКТ идеального газа (7 часов). |
29 | 1 | Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ. | 1 | | | Физический диктант. | §61-§63. |
30 | 2 | Температура. Тепловое равновесие. Абсолютная температура. | 1 | | | Решение качественных задач. | §64-§66. |
31 | 3 | Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Опыт Штерна. | 1 | | | Физический диктант. | §67 |
32 | 4 | Уравнение состояния идеального газа. | 1 | | | Решение задач. | §68 |
33 | 5 | Изопроцессы. Газовые законы. | 1 | | | Самостоятельная работа. | §69. |
34 | 6 | ЛР №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака». | 1 | | | Лабораторная работа. | Упр.13(7,8) |
35 | 7 | Контрольная работа №4 по теме «МКТ идеального газа». | 1 | | | | |
Раздел 7. Взаимное превращение жидкостей и газов (2 часа). |
36 | 1 | Насыщенный и ненасыщенные пары. | 1 | | | Фронтальный опрос. | §70 |
37 | 2 | Кипение. Критическая температура. Влажность. | 1 | | | Фронтальный опрос. | §71, §72. |
Раздел 8. Твердые тела (1 час). |
38 | 1 | Кристаллические тела. Аморфные тела. | 1 | | | Физический диктант. | §73, §74 |
Раздел 9. Термодинамика (6 часов). |
39 | 1 | Внутренняя энергия. | 1 | | | Разбор типовых задач. | §75 |
40 | 2 | Работа в термодинамике. | 1 | | | Фронтальный опрос. | §76, §77. |
41 | 3 | I закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к различным процессам. | 1 | | | Экспериментальные задачи. | §78, §79. |
42 | 4 | Порядок и хаос. Необратимость процессов в природе. II закон термодинамики. | 1 | | | Фронтальный опрос. | §79, §80. |
43 | 5 | Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. | 1 | | | Решение задач. | §82 |
44 | 6 | Контрольная работа №5 по теме «Термодинамика». | 1 | | | | |
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (24 часа). |
Раздел 10. Электростатика (9 часов). |
45 | 1 | Электрический заряд. Закон сохранения заряда. | 1 | | | Фронтальный опрос. | §83-§86. |
46 | 2 | Закон Кулона. | 1 | | | Физический диктант. | §87-§88. |
47 | 3 | Электрическое поле. Напряженность электрического поля. | 1 | | | Физический диктант. | §89-§92. |
48 | 4 | Проводники и диэлектрики в электрическом поле. | 1 | | | Фронтальный опрос. | §93-§94 |
49 | 5 | Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электрическом поле. Потенциал. | 1 | | | Фронтальный опрос. | §96-§97. |
50 | 6 | Связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов. | 1 | | | Фронтальный опрос. | §98 |
51 | 7 | Электроемкость. Конденсаторы. | 1 | | | Физический диктант. | §99-§100. |
52 | 8 | Энергия заряженного конденсатора. | 1 | | | Физический диктант. | §101. |
53 | 9 | Контрольная работа №6 по теме «Электростатика». | 1 | | | | |
Раздел 11. Законы постоянного тока (8 часов). |
54 | 1 | Электрический ток и условия его существования. Сила тока. | 1 | | | Фронтальный опрос. | §102103. |
55 | 2 | Закон Ома для участка цепи. | 1 | | | Фронтальный опрос. | §104. |
56 | 3 | Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. | 1 | | | Экспериментальные Задачи. | §105 |
57 | 4 | ЛР №4 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников». | 1 | | | Лабораторная работа. | Упр.19(3,4) |
58 | 5 | Работа и мощность постоянного тока. Закон Джоуля-Ленца. | 1 | | | Работа с таблицами и взаимоконтроль после их заполнения. | §106 |
59 | 6 | Закон Ома для полной цепи. | 1 | | | Разбор типовых задач. | §107-§108 |
60 | 7 | ЛР №5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления цепи». | 1 | | | Лабораторная работа. | Упр.19(6,7). |
61 | 8 | Контрольная работа №7 по теме «Законы постоянного тока». | 1 | | | | |
Раздел 12. Электрический ток в различных средах (7 часов) |
62 | 1 | Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления проводника от температуры. | 1 | | | Решение качественных задач. | §109-§112. |
63 | 2 | Электрический ток в полупроводниках. Примесная проводимость полупроводников. | 1 | | | Фронтальный опрос. | §113, §114. |
64 | 3 | Электрический ток через контакт полупроводников р- и n-типов. Транзисторы. | 1 | | | Фронтальный опрос. | §115, §116 |
65 | 4 | Электрический ток в вакууме. | 1 | | | Проект. | §117-§118 |
66 | 5 | Электрический ток в жидкостях. | 1 | | | Проект. | §119, §120 |
67 | 6 | Электрический ток в газах. Плазма. | 1 | | | Фронтальный опрос. | §121 - §123. |
68 | 7 | Контрольная работа №8 по теме «Электрический ток в различных средах». | 1 | | | | |
| Итого | | 68 часов | | | | |
Учебно-методический комплекс для учителя
Физический эксперимент в средней школе. Н. М. Шахмаев, В. Ф. Шилов. (Оптика, квантовая физика, ядерная физика)
Физический эксперимент в средней школе. Н. М. Шахмаев, Н. И. Павлов. (Молекулярная физика)
А. Н. Мансуров, Н. А. Мансуров. Физика 10-11 (книга для учителя)
Физический эксперимент в средней школе. С. А. Хорошавин.
Дидактические материалы. Физика 10 класс. А. Е. Марон. «Дрофа», Москва 2004г
Контрольные работы по физике 10 – 11 классы: Кн. Для учителя/ А.Е. Марон, Е.А. Марон. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2004 г.
Поурочное планирование по физике к Единому Государственному Экзамену/ Н.И. Одинцова, Л.А. Прояненкова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009 г.
Список литературы (основной и дополнительной)
Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика – 10, М.: Просвещение, 2009 г.
Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2006 г.
ЕГЭ 2009. Физика. Репетитор/ В.А. Грибов, Н.К. Ханнанов. – М.: Эксмо, 2009 г.
ЕГЭ. Физика. Типовые тестовые задания /Н.А. Панов, С.А. Шабунин