СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Физика» 10 класс, базовый уровень.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по физике ориентирована на учащихся 10 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Программы общеобразовательных учреждений: Физика.10-11классы. Авторы П.Г.Саенко, В.С. Данюшенков и др.– Москва «Просвещение». 2007.
  2. Закон об образовании  (ст.32).
  3. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по физике.
  4. Учебный план школы.
  5. Программа по физике  для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни). Авторы программы В.С. Данюшенков, О. В. Коршунова.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Физика» 10 класс, базовый уровень.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области



Рассмотрено на заседании ШМО

Руководитель

________/Сикачёва И.В./

Протокол № _____

от «___»_________20____г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

«___»_______20___г.

_____/Хализева И .Н./



Принята на заседании

педагогического совета

Протокол № _____

от «____»______20____г.

Утверждено и введено в действие

Приказ № ______

от «___»__________20___г.

Директор МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа» Льговского района Курской области

___________/Жарких М.В./







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Физика»

10 класс, базовый уровень.

Учитель первой квалификационной категории Сикачёва И. В.




Примерная программа. Сборник нормативных документов.

/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- М: Дрофа,2004.- 443,[5]c.

ISBN 5-7107-8665-9

УДК 372.8

ББК 74.202


Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.

7-11 кл. /сост. В.А.Коровин, В.А.Орлов. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа,

ISBN 978-5-358-07507-8

УДК 372.853

ББК 74.262.22

П 78






П. Колонтаевка 2016 год



Пояснительная записка.



 Статус документа.

Данная рабочая программа по физике ориентирована на учащихся 10 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Программы общеобразовательных учреждений: Физика.10-11классы. Авторы П.Г.Саенко, В.С. Данюшенков и др.– Москва «Просвещение». 2007.

  2. Закон об образовании (ст.32).

  3. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по физике.

  4. Учебный план школы.

  5. Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни). Авторы программы В.С. Данюшенков, О. В. Коршунова.


Изучение физики в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально - этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Преподавание ведется по учебнику: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика – 10, М.: Просвещение, 2009 г. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

В задачи обучения физики входят:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, ме­тодах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения фи­зических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, по­нимание роли практики в познании физических явле­ний и законов;

- формирование познавательного интереса к фи­зике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолже­нию образования и сознательному выбору профессии.

Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного  минимума  содержания  физического образования.







Технология обучения

        В курс физики 10 класса входят следующие разделы:

1.     Механика

2.     Молекулярная физика. Тепловые явления

3.     Основы электродинамики.

В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций. В основной материал 10 класса входят: законы кинематики, законы Ньютона, силы в природе, основные положения МКТ, основное уравнение МКТ газов, I и II закон термодинамики, закон Кулона, законы Ома.

В обучении отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Г.Галилея, И.Ньютона, Д.И.Менделеева, М.Фарадея, Ш.Кулона, Г.Ома

На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которой главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

При преподавании используются:

·        Классноурочная система

·        Лабораторные и практические занятия.

·        Применение мультимедийного материала.

·        Решение экспериментальных задач.



Принятые сокращения в календарно-тематическом планировании:

ЛР – лабораторная работа, ТБ – техника безопасности, упр. – упражнение, стр.- страница, Р. – А.П. Рымкевич «Задачник» - М.: Дрофа, 2001г.







































Требования к уровню подготовки обучающихся.

 

         Учащиеся должны знать и уметь:

Механика

         Понятия: система отсчета, движение, ускорение, материальная точка, перемещение, силы.

         Законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, законы сохранения импульса и энергии.

         Практическое применение: пользоваться секундомером, читать и строить графики, изображать, складывать и вычитать вектора.

         Молекулярная физика

         Понятия: тепловое движение частиц, массы и размеры молекул, идеальный газ, изопроцессы, броуновское движение, температура, насыщенный пар, кипение, влажность, кристаллические и аморфные тела.

         Законы и принципы: основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева – Клайперона, I и II закон термодинамики.

         Практическое применение: использование кристаллов в технике, тепловые двигатели, методы профилактики с загрязнением окружающей среды.

         Электродинамика

         Понятия: электрический заряд, электрическое и магнитное поля, напряженность, разность потенциалов, напряжение, электроемкость, диэлектрическая проницаемость, электроемкость, сторонние силы, ЭДС, полупроводник.

         Законы и принципы: закон Кулона, закон сохранения заряда, принцип суперпозиции, законы Ома.

         Практическое применение: пользоваться электроизмерительными приборами, устройство полупроводников, собирать электрические цепи.

 











































Содержание

(2 часа в неделю, всего 68 часов).

 

Механика (25 часов).

Кинематика. Механическое движение. Материаль­ная точка. Относительность механического движе­ния. Система отсчета. Координаты. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямо­линейное движение с постоянном ускорением. Сво­бодное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.

Динамика. Основное утверждение механики. Пер­вый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Принцип от­носительности Галилея.

Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирно­го тяготения. Первая космическая скорость. Сила тя­жести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Ру­ка. Силы трения.

Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энер­гия. Закон сохранения механической энергии.

Молекулярная физика. Термодинамика (19 часов).

Основы молекулярной физики. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодейст­вия молекул. Строение газообразных, жидких и твер­дых тел. Тепловое движение молекул. Основное урав­нение молекулярно-кинетической теории газа. Температура. Энергия теплового движения моле­кул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера сред­ней кинетической энергии молекул. Измерение ско­ростей движения молекул газа.

Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева—Клапейрона. Газовые законы.

Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Второй закон термодинамики. Тепловые двигатели. КПД двига­телей.

Жидкие и твердые тела. Испарение и кипение, Насыщенный пар. Относительная влажность. Крис­таллические и аморфные тела.

Электродинамика (24 часа).

Электростатика. Электрический заряд и элемен­тарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напря­женность электрического поля. Принцип суперпози­ции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроем­кость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.      

Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электриче­ские цепи. Последовательное и параллельное соеди­нения проводников. Работа и мощность тока. Элек­тродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Электрический ток в различных средах. Электри­ческий ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупро­водников, р—п переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Элект­рический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.

Итоговое тестирование 1 час.

Резерв 1 час.

Календарно-тематическое планирование.

п/п

урока

Название раздела и тем


Количество часов

Плановые сроки прохождения


Фактические сроки прохождения


Контрольно-оценочная деятельность


Домашнее задание


МЕХАНИКА (25 часов).

Раздел 1. Основные особенности физического метода исследования (1час)

1

1

Инструктаж по ТБ. Физика и познание мира. Экспериментальный характер физики. Классическая механика Ньютона.

1



Экспериментальные

задачи.


Введение, §1,2

Раздел 2. Кинематика материальной точки (9 часов)

2

1

Механическое движение, виды движений, его характеристики. Материальная точка.

1



Разбор типовых задач.

§3- §6, §21.

3

2

Равномерное движение тел. Скорость.

1



Фронтальный

опрос.

§7.

4

3

Уравнение прямолинейного равномерного движения.

1




§8, упр. 1.

5

4

Скорость при нерав­номерном движении.

1



Физический диктант.


§9-§10, Упр. 2


6

5

Ускорение. Единицы ускорения.

1



Решение задач.

§11-12. Упр. 3


7

6

Движение с постоянным ускорением.

1



Физический диктант.


§13- §14.

8

7

Свободное падение тел.

1



Тестирование.

§15 - §16 упр.4(1,2).,

9

8

Движение тел по окружности. Поступательное движение.

1



Фронтальный

опрос.

§17.

10

9

Контрольная работа №1 по теме «Кинематика материальной точки»


1





Раздел 3. Динамика (7 часов).

11

1

I закон Ньютона.


1



Решение качественных

задач.

§20, §22.

12

2

Сила . II закон Ньютона.


1



Фронтальный

опрос.

§23- §25.

13

3

Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.

1



Разбор типовых задач

§26, §27, §28, задачи1-3, стр.75-77.,

14

4

Сила всемирного тяготения.

Сила тяжести и вес. Невесомость.

1



Решение качественных задач.

§29 - §31, §33

15

5

Сила упругости. Закон Гука.

Сила трения. Закон трения скольжения.

1



Само­стоя­тельная работа.

§34- §38

16

6

ЛР №1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести».


1



ЛР.№1

Итоги главы3, главы4.

17

7

Контрольная работа №2 по теме «Динамика. Законы Ньютона».

1





Раздел 4. Законы сохранения (8 часов).

18

1

Сила и импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

1



Решение задач

Введение к главе5, §39 - §42.

19

2

Механическая работа. Мощность.

1



Фронтальный опрос.

§43-§44

20

3

Энергия. Кинетическая энергия и её изменение.

1



Само­стоя­тельная работа.

§45-§46

21

4

Работа силы тяжести. Потенциальная энергия. Работа силы упругости.

1



Фронтальный

опрос.

§47-§49.

22

5

Закон сохранения энергии.

1



Само­стоя­тельная работа.

§50

23

6

ЛР №2 «Изучение закона сохранения механической энергии».

1



Лабораторная работа.


Упр.9(3,4)

24

7

Контрольная работа №3 по теме «Законы сохранения».

1





25

8

Механическая картина мира (МКМ).

1



Фронтальный

опрос.

Читать записи в тетради.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА (19 часов).

Раздел 5. Молекулярная структура вещества (3часа).

26

1

Научные гипотезы. Возникновение атомистической гипотезы и её экспериментальные доказательства.

1



Решение

качественных

задач.

§55-§56.

27

2

Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро.

1



Решение задач.

§57, §58.

28

3

Строение и свойства жидкостей и твёрдых тел.

1



Фронтальный

опрос.

§60

Раздел 6. МКТ идеального газа (7 часов).

29

1

Идеальный газ в МКТ.

Основное уравнение МКТ.

1



Физический диктант.


§61-§63.

30

2

Температура. Тепловое равновесие. Абсолютная температура.

1



Решение качест­венных задач.

§64-§66.

31

3

Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Опыт Штерна.

1



Физический диктант.


§67

32

4

Уравнение состояния идеального газа.

1



Решение задач.

§68

33

5

Изопроцессы. Газовые законы.

1



Само­стоя­тельная работа.

§69.

34

6

ЛР №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака».

1



Лабораторная работа.


Упр.13(7,8)

35

7

Контрольная работа №4 по теме «МКТ идеального газа».

1





Раздел 7. Взаимное превращение жидкостей и газов (2 часа).

36

1

Насыщенный и ненасыщенные пары.

1



Фронтальный

опрос.

§70

37

2

Кипение. Критическая температура. Влажность.

1



Фронтальный

опрос.

§71, §72.

Раздел 8. Твердые тела (1 час).

38

1

Кристаллические тела. Аморфные тела.

1



Физический диктант.


§73, §74

Раздел 9. Термодинамика (6 часов).

39

1

Внутренняя энергия.

1



Разбор типовых задач.

§75

40

2

Работа в термодинамике.

1



Фронтальный

опрос.

§76, §77.

41

3

I закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к различным процессам.

1



Экспериментальные

задачи.


§78, §79.

42

4

Порядок и хаос. Необратимость процессов в природе. II закон термодинамики.


1



Фронтальный

опрос.

§79, §80.

43

5

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

1



Решение задач.

§82

44

6

Контрольная работа №5 по теме «Термодинамика».

1





ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (24 часа).

Раздел 10. Электростатика (9 часов).

45

1

Электрический заряд.

Закон сохранения заряда.

1



Фронтальный

опрос.

§83-§86.

46

2

Закон Кулона.

1



Физический диктант.

§87-§88.

47

3

Электрическое поле. Напряженность электрического поля.

1



Физический диктант.


§89-§92.

48

4

Проводники и

диэлектрики в электрическом поле.

1



Фронтальный

опрос.

§93-§94

49

5

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электрическом поле. Потенциал.

1



Фронтальный

опрос.

§96-§97.

50

6

Связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов.

1



Фронтальный

опрос.

§98

51

7

Электроемкость. Конденсаторы.

1



Физический диктант.


§99-§100.

52

8

Энергия заряженного конденсатора.

1



Физический диктант.


§101.

53

9

Контрольная работа №6 по теме «Электростатика».

1





Раздел 11. Законы постоянного тока (8 часов).

54

1

Электрический ток и условия его существования. Сила тока.

1



Фронтальный

опрос.

§102103.

55

2

Закон Ома для участка цепи.

1



Фронтальный

опрос.

§104.

56

3

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.

1



Экспериментальные

Задачи.


§105

57

4

ЛР №4 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».

1



Лабораторная работа.


Упр.19(3,4)

58

5

Работа и мощность постоянного тока. Закон Джоуля-Ленца.


1



Работа с таблицами и взаимоконтроль после их заполнения.

§106

59

6

Закон Ома для полной цепи.

1



Разбор типовых задач.


§107-§108

60

7

ЛР №5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления цепи».

1



Лабораторная работа.


Упр.19(6,7).

61

8

Контрольная работа №7 по теме «Законы постоянного тока».


1





Раздел 12. Электрический ток в различных средах (7 часов)

62

1

Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления проводника от температуры.

1



Решение качест­венных задач.

§109-§112.

63

2

Электрический ток в полупроводниках. Примесная проводимость полупроводников.

1



Фронтальный

опрос.

§113, §114.

64

3

Электрический ток через контакт полупроводников р- и n-типов. Транзисторы.

1



Фронтальный

опрос.

§115, §116

65

4

Электрический ток в вакууме.

1



Проект.

§117-§118

66

5

Электрический ток в жидкостях.

1



Проект.

§119, §120

67

6

Электрический ток в газах. Плазма.

1



Фрон­тальный опрос.

§121 - §123.

68

7

Контрольная работа №8 по теме «Электрический ток в различных средах».

1






Итого


68 часов






Учебно-методический комплекс для учителя

  1. Физический эксперимент в средней школе. Н. М. Шахмаев, В. Ф. Шилов. (Оптика, квантовая физика, ядерная физика)

  2. Физический эксперимент в средней школе. Н. М. Шахмаев, Н. И. Павлов. (Молекулярная физика)

  3. А. Н. Мансуров, Н. А. Мансуров. Физика 10-11 (книга для учителя)

  4. Физический эксперимент в средней школе. С. А. Хорошавин.

  5. Дидактические материалы. Физика 10 класс. А. Е. Марон. «Дрофа», Москва 2004г

  6. Контрольные работы по физике 10 – 11 классы: Кн. Для учителя/ А.Е. Марон, Е.А. Марон. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2004 г.

  7. Поурочное планирование по физике к Единому Государственному Экзамену/ Н.И. Одинцова, Л.А. Прояненкова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009 г.



Список литературы (основной и дополнительной)

  1. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика – 10, М.: Просвещение, 2009 г.

  2. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2006 г.

  3. ЕГЭ 2009. Физика. Репетитор/ В.А. Грибов, Н.К. Ханнанов. – М.: Эксмо, 2009 г.

  4. ЕГЭ. Физика. Типовые тестовые задания /Н.А. Панов, С.А. Шабунин




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!