Рабочая программа по физике 11 класса, составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта: «Физика» 10-11 классы (базовый уровень) и примерных программ по учебным предметам. Физика. 10 – 11 классы: – М. : Просвещение, 2010. – 46 с. – (Стандарты второго поколения). , на основе рабочих программ по физике. 7 – 11 классы / Под ред. М.Л. Корневич. – М. : ИЛЕКСА, 2012. , на основе авторских программ ( авторов А.В.Перышкина, Е.М. Гутник, Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского) с учетом требований Государственного образовательного стандарта второго поколения.
Физика – наука о наиболее общих законах природы. Именно поэтому, как учебный предмет, она вносит огромный вклад в систему знаний об окружающем мире, раскрывая роль науки в развитии общества , одновременно формируя научное мировоззрение.
Изучение физики в общеобразовательных школах направлено на достижение следующих целей :
Выделены часы на решение задач, необходимые для процесса формирования умений применять полученные теоретические знания на практике
Предлагаемое тематическое планирование разработано применительно к примерной программе среднего (полного) общего образования по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений и на основе регионального базисного учебного плана основного общего образования по физике для учителей, использующих в работе учебники линии Г.Я.Мякишев и др. из расчета 2 часа в неделю (70 часов в год)
Механические колебания и волны. Свободные колебания. Гармонические колебания. Превращение энергии при гармонических колебаниях. Резонанс. Учет резонанса
Явление резонанса.
Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Законы распространения света. Оптические приборы.
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект, Фотон, Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект масс и энергия связи. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующих излучений на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой вселенной.
Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция вселено.
В ходе изучения курса физики 11 класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.
Кроме того, в ходе изучения данного курса физики проводятся тестовые и самостоятельные работы, занимающие небольшую часть урока (от 10 до 20 минут).
Рабочие программы для 7 – 11 класса. Издательство «Глобус», Волгоград, 2014.
Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике среднего (полного) общего образования (базовый уровень), обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.
Изучение курса физики в 11 классе структурировано на основе физических теорий следующим образом: электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика, строение Вселенной. Ознакомление учащихся с разделом «Физика и методы научного познания» предполагается проводить при изучении всех разделов курса.
КЭС КИМ ЕГЭ – коды элементов содержания контрольно измерительных материалов ЕГЭ.
КПУ КИМ ЕГЭ - коды проверяемых умений контрольно измерительных материалов ЕГЭ.
Р. - А.П. Рымкевич. Сборник задач по физике. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2006.
С. - Г.Н.Степанова. Сборник задач по физике. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2003.
№ | Дата | Тема | Цель урока | Требования к базовому уровню подготовки | Средства обучения, демонстрации | Примечание | Формы контроля |
I.Электродинамика (продолжение)-10часов |
| 1.Магнитное поле-6 часов |
1/1 | | Взаимодействие токов. Магнитное поле. | Сформировать представление о магнитном поле как виде материи | Знать/понимать смысл величины «магнитная индукция» | Д. маг.поле постоянных магнитов, взаимодействие параллельных токов | | |
2/2 | | Вектор магнитной индукции. Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера | Рассмотреть действие магнитного поля на проводник с током | Знать/понимать смысл величины «сила Ампера» | Действие прибора магнитоэлектрической системы | | Фронтальный опрос |
3/3 | | Л.Р. №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток» | Сформировать практические умения по определению величины и направ-ления маг.индукции | Уметь определять величину и направление маг.индукции. | Лаб. Оборудование л.р.№1, стр.323 | | Лаб.работа |
4/4 | | Сила Лоренца | Дать представление учащимся о силе Лоренца | Уметь определять величину и направление силы Лоренца | Презентация | | Фронтальный опрос |
5/5 | | Магнитные свойства вещества | Познакомить с ферромагнетиками и практическим применением | Знать гипотезу Ампера | | | Физический диктант(определения, формулы) |
6/6 | | Контрольная работа №1 по теме «Магнитное поле» | Выявить знания учащихся по теме «Магнитное поле» | Уметь применять полученные знания и умения при решении задач и тестов | | | К.р.(А-В-С) |
| 2. Электромагнитная индукция – 4 часа |
7/1 | | Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции | Познакомить с явлением электромагнитной индукции; показать значение этого явления для физики и техники | Знать/понимать закон электромагнитной индукции | Д. получение индукционного тока | | Индивидуаль- ный контроль Т-1 |
8/2 | | Направление индукционного тока. Правило Ленца. Л.р. №2 «Изучение явления электромагнитной индукции» | Научить определять направление индукционного тока. Сформировать практические умения определения направления индукционного тока | Знать сущность общего правила определения направления индукционного тока. Уметь применять правило Ленца для определения направления индукционного тока | Д.правила Ленца Лаб.оборудование к л.р.№2. стр323 | | Индивидуаль- ный контроль Т-2 Лаб.работа |
9/3 | | Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. | Ввести понятия самоиндукции и индуктивности | Описывать и объяснять явление самоиндукции. Понимать физический смысл индуктивности. | | | Физический диктант(определения, формулы) |
10/4 | | Контрольная работа №2 по теме «Электромагнитная индукция» | Выявить знания учащихся по теме «Магнитное поле» | Уметь применять полученные знания и умения при решении задач и тестов | Контрольно-измерительные материалы по темам «Электромагнитная индукция» | | К.р.(А-В-С) |
II. Колебания и волны -10часов. |
1. | Механические колебания -1 час |
11/1 | | Л.р. № 3 «Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника» | Вычислить ускорение св.падения. Развивать навыки работы с физ. оборудованием. | Уметь применять полученные знания приопределении ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника | Лаб.оборудование к л.р.№2. стр324 | | Лаб.работа |
2. | Электромагнитные колебания – 3 часа |
12/1 | | Свободные и вынужденные электромагнитные колебания | | Уметь применять полученные знания при проведении аналогии между механическими и электромагнитными колебаниями | Заполнение обобщающей таблицы | | Фронтальный опрос |
13/2 | | Решение задач на характеристики электромагнитных свободных колебаний | Учить применять физические законы при решении задач | Уметь применять полученные знания при расчётехарактеристик электромагнитных свободных колебаний | Дидактический материал | | Индивидуаль- ный контроль Т-4 |
14/3 | | Переменный электрический ток | Выяснить условие существования переменного тока | Уметь описывать и объяснять процесс получения переменного тока | Д. устройство и принцип работы индукционного генератора | | Физический диктант(определения, формулы) |
3. | Производство, передача и использование электрической энергии – 2 часа |
15/1 | | Трансформаторы | изучить назначение, устройство и принцип действия трансформатора | Знать/понимать смысл коэффициента трансформации, уметь описывать и объяснять принцип действия трансформатора | Д. устройство и принцип действия трансформатора | | Индивидуаль- ный контроль Т-5 |
16/2 | | Производство, передача и использование электрической энергии. | познакомить с одним из основных направлений научно-технического прогресса – развитием энергетики | Уметь приводить примеры практического применения переменного тока в быту и технике | | | Фронтальный опрос |
4. | Механические волны – 1 час |
17/1 | | Волна. Свойства волн и основные характеристики. | Познакомить учащихся с условием возникновения волн и их видами | Уметь описывать и объяснять процесс возникновения механических волн | Д. Наблюдение поперечных и продольных волн | | Фронтальный опрос |
5. | Электромагнитные волны – 3 часа |
18/1 | | Опыты Герца | Объяснить механизм возникновения электромагнитных волн | Уметь описывать и объяснять процесс возникновения электромагнитных волн | Д.Схема опыта Герца по обнаружению электромагнитных волн | | |
19/2 | | Изобретение радио А.С.Поповым. Принципы радиосвязи. | Ознакомить с практическим применением электромагнитных волн; раскрыть физический принцип радиотелефонной связи | Знать/понимать устройство и принцип действия радиоприёмника. | Д. Схема простейшего радиоприёмника | | Индивидуаль- ный контроль Т-7,6 |
20/3 | | Контрольная работа №3 по теме «Колебания и волны» | Выявить знания учащихся по теме «Колебания и волны» | Уметь применять полученные знания и умения при решении задач и тестов | Контрольно-измерительные материалы по темам «Колебания и волны» | | К.р.(А-В-С) |
III. Оптика -10 часов |
1. | Световые волны – 7 часов |
21/1 | | Развитие взглядов на природу света. Скорость света. | | Уметь описывать и объяснять способы передачи воздействий и природу света | Д. получение тени, полутени; преломление света; получение дифракционного спектра. | | |
22/2 | | Основные законы геометрической оптики | Повторить содержание законов геометрической оптики, дополнив и углубив их | Знать/понимать смысл законов отражения и преломления света, смысл явления полного отражения. | Д. законы отражения и преломления сета | | Фронтальный опрос |
23/3 | | Л.Р.№ 4 «Измерение показателя преломления стекла» | Сформировать практические умения по измерению показателя преломления света | Уметь определять показатель преломления | Лаб. оборудование к л.р.№4, стр.325-328 | | Лаб.работа |
24/4 | | Формула тонкой линзы. Построение изображения в линзе.Дисперсия света. | Выяснить, какие лучи удобно использовать для построения изображения. | Выполнять построения в тонкой линзе. Решать задачи на использование формулы тонкой линзы | | | Индивидуальный контроль |
25/5 | | Л.Р.№ 5 «Определение оптической силы и фокусного расстояния линзы» | дать понятие о дисперсии света и объяснить её с точки зрения электромагнитной теории | Уметь описывать явление дисперсии и приводить примеры практического применения дисперсии | Д. дисперсия света | | Индивидуаль- ный контроль Т-12 |
26/6 | | Л.Р.№6 «Измерение длины световой волны» | Сформировать практические умения по измерению длины световой волны | Уметь делать оценку длины световой волны с помощью дифракционной решётки | Лаб. оборудование к л.р.№6, стр. 329-330 | | Лаб.работа |
27/7 | | Интерференция, дифракция световых волн. Дифракционная решётка. | Познакомить со способами получения системы когерентных волн; разъяснить условия наблюдения интерференции и дифракции света | Уметь описывать и объяснять явления интерференция, дифракция и приводить примеры практического применения | Д.интерференция в тонких плёнках | | Индивидуаль- ный контроль Т-10,11 |
2. | Излучение и спектры -3часа |
28/1 | | Излучение и спектры. Шкала электромагнитных излучений | Познакомить с видами электромагнитных излучений и их физическими свойствами | Знать особенности видов излучения, шкалу электромагнитных волн | Таблица №3 | | Индивидуаль- ный контроль Т-18 |
29/2 | | Л.р.№8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектра». | Сформировать практические умения по определению величины и направления маг.индукции | | Лаб.оборудование к л.р.№8 | | Лаб.работа |
30/3 | | Контрольная работа №4 по теме «Оптика» | Выявить знания учащихся по теме «Оптика» | Уметь применять полученные знания и умения при решении задач и тестов | Контрольно-измерительные материалы по теме «Оптика» | | К.р.(А-В-С) |
IV.Элементы теории относительности-3часа |
31/1 | | Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты Эйнштейна. | Сформулировать постулаты теории относительности Эйнштейна | Знать постулаты теории относительности Эйнштейна | | | |
32/2 | | Элементы релятивистской динамики. | Познакомиться сэлементами релятивистской динамики | Понимать смысл понятия «релятивистская динамика». Знать зависимость массы от скорости. | | | Индивидуаль- ный контроль Т-13 |
33/3 | | Связь между массой и энергией. | Познакомиться с законом взаимодействия массы и энергии, понятием «энергия покоя» | Знать закон взаимодействия массы и энергии, понятие «энергия покоя» | Заполнение обобщающей таблицы | | |
V. Квантовая физика – 13 часов |
1. | Световые кванты – 3 часа |
34/1 | | Фотоэффект. Теория фотоэффекта. | Закрепить знания учащихся о фотоэффекте и разъяснить содержание его законов | Знать/понимать смысл понятий: фотоэффект, фотон. Знать и уметь применять уравнение Эйнштейна для фотоэффекта | Д. явления фотоэффекта, Табл.№2 | | |
35/2 | | Фотоны. Гипотеза де Бройля | Ввести основные величины характеризующие свойства фотона | Знать: величины, характеризующие свойства фотона, историю развития на природу света | | | Индивидуальный контроль |
36/3 | | Квантовые свойства света. | Рассмотреть квантовые свойства света | Уметь объяснить причину возникновения светового давления, знать опыты П.Н.Лебедева | Табл.№7 | | Индивидуальный контроль |
2. | Атомная физика-3 часа |
37/1 | | Строение атома. Квантовые постулаты Бора. Излучение и поглощение света атомом | Рассказать о строении атома, познакомить с планетарной моделью атома по Резерфорду Раскрыть пути выхода из кризиса классической физики | Знать/понимать сущность квантовых постулатов Бора, уметь описывать и объяснять линейчатые спектры излучения и поглощения | Презентация, табл.№5,4 | | Индивидуальный контроль |
38/2 | | Лазеры | ознакомить с принципом действия квантовых источников света | Знать/понимать смысл понятий спонтанное и индуцированное излучение, понимать принцип действия лазера, приводить примеры практического применения | Таблица по демонстрации лазера. Табл.№9 | | Индивидуальный контроль |
39/3 | | Контрольная работа №5 по темам «Световые кванты», «Атомная физика» | Выявить знания учащихся по теме «Квантовая физика» | | Контрольно-измерительные материалы по темам «Световые кванты», «Атомная физика» | | К.р.(А-В-С) |
3. | Физика атомного ядра. Элементарные частицы – 7 часов |
40/1 | | Радиоактивность. Закон радиоактивного распада | Показать статистический характер закона радиоактивного распада. Объяснить причины нестабильности атомных ядер | Уметь описывать и объяснять процесс радиоактивного распада. Уметь записывать реакции альфа-, бета- и гамма-распада. Знать/понимать смысл закона радиоактивного распада | | | |
41/2 | | Состав ядра атома | Познакомить с моделью ядра атома и с историей открытия протона и нейтрона | Знать/понимать смысл понятий: атом, атомное ядро, изотоп, нуклон, протон, нейтрон. Уметь определять зарядовое и массовое число | Периодическая таблица химических элементов | | Индивидуальный контроль |
42/3 | | Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции | ввести понятие прочности атомных ядер. Выяснить физический смысл понятия «Дефект масс» | Знать/понимать смысл понятия энергии связи. Уметь рассчитывать энергию связи атомных ядер | Справочная литература, периодическая таблица химических элементов | | Фронтальный опрос |
43/4 | | Цепная ядерная реакция. Атомная электростанция. | Ознакомить с возможностью преобразования ядер химических элементов и объяснить устройство и принцип действия ядерного реактора | Знать/понимать условия протекания и механизм ядерных реакций; знать схему и принцип действия ядерного реактора | Справочная литература | | Индивидуальный контроль |
44/5 | | Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений | Познакомиться с биологическим действием радиоактивных излучений | Знать/понимать важнейшие факторы, определяющие перспективность различных направлений развития энергетики | Справочная литература. Демонстрационные печатные пособия | | Индивидуальный контроль |
45/6 | | Элементарные частицы | Расширить представление о строении вещества, дать понятие об элементарных частицах и их свойствах | Знать/понимать смысл понятий: элементарная частица, античастица. Уметь описывать и объяснять взаимные превращения частиц и квантов | Демонстрационные печатные пособия, Табл. №10 | | Индивидуальный контроль |
46/7 | | Контрольная работа №6 по теме «Физика ядра» | Выявить знания учащихся по теме «Физика ядра» | Уметь применять полученные знания и умения при решении тестовых, качественных и расчётных задач по физике атомного ядра | Контрольно-измерительные материалы по теме «Физика ядра» | | К.р.(А-В-С) |
VI. Строение и эволюция Вселенной -10 часов |
47/1 | | Видимые движения звёзд. | Научить определять координаты небесных тел, читать карту звёздного неба | Знать/понимать смысл понятий: небесная сфера, эклиптика, небесный экватор и меридиан созвездие, зодиакальное созвездие, дни солнцестояний и равноденствий; | Карта звёздного неба, модель небесной сферы | | |
48/2 | | Законы движения планет | Изучить законы движения небесных тел и сформировать навыки их использования | Уметь описывать и объяснять движение небесных тел и искусственных спутников Земли | | | Фронтальный опрос |
49/3 | | Система Земля-Луна | Ознакомить учеников со свойствами системы «Земля-Луна» и физическими особенностями спутника Земли | Уметь приводить доказательства обращения Земли вокруг Солнца и собственной оси | | | |
50/4 | | Строение Солнечной системы | Дать представление о строении Солнечной системы и движении планет | Знать/понимать смысл понятий: звезда. Планета, астероид, комета. Метеорное тело. Знать строение Солнечной системы | Познакомить с природой небесных тел, составляющих Солнечную систему | | Фронтальный опрос |
51/5 | | Общие сведения о Солнце, его источники энергии и внутреннее строение | Знакомство с физическими характеристиками Солнца и его атмосферы; формирование естественно-научных взглядов | Знать/понимать смысл понятий: фотосфера, хромосфера, солнечная корона, вспышки, протуберанцы, солнечный ветер | | | |
52/6 | | Основные характеристики звёзд. Эволюция звёзд. | Познакомить с рождением, жизнью и гибелью звёзд | Знать/понимать смысл понятий: звёзды-гиганты, -карлики, -переменные и двойные, -нейтронные, чёрные дыры | | | |
53/7 | | Наша Галактика | Рассмотреть строение нашей Галактики и движение звёзд в ней | Знать/понимать смысл понятий: галактика, наша Галактика, Млечный путь, межзвёздное вещество, квазар | | | |
54/8 | | Галактики. Красное смещение | Рассмотреть различные типы Галактики объяснение красного смещения в спектрах Галактик | Уметь описывать строение Вселенной, виды галактик. Знать/понимать смысл понятия красного смещения | | | |
55/9 | | Строение и эволюция Вселенной | Ознакомить учащихся с гипотезами возникновения и развития Вселенной | Знать основные этапы эволюции Вселенной и её характеристики | | | |
56/ 10 | | Зачётное тестирование по теме «Строение и эволюция Вселенной» | Выявить знания учащихся по теме «Строение и эволюция вселенной» | | Контрольно-измерительные материалы по теме «Строение и эволюция Вселенной | | Бальное тестирование |
VII. Значение физики для развития мира и развития производительных сил общества -1 час |
57/1 | | Физическая картина мира | Обобщить сведения о развитии физики и взглядов на физическую картину мира | Уметь отличать гипотезы от научных теорий, объяснять известные явления природы и научные факты; знать историю выдающихся открытий и изобретений. | | | |
VIII. Повторение – 10 часов |
58 | | Урок повторения материала «Кинематика » | Повторение изученного материала. | | | | |
59 | | Урок повторения материала «Динамика» | Повторение изученного материала. | | | | |
60 | | Урок повторения материала «Законы сохранения в механике» | Повторение изученного материала. | | | | |
61 | | Урок повторения материала «Основы МКТ» | Повторение изученного материала. | | | | |
62 | | Урок повторения материала «Основы термодинамики» | Повторение изученного материала. | | | | |
63 | | Урок повторения материала «Электростатика» | Повторение изученного материала. | | | | |
64 | | Урок повторения материала «Законы постоянного тока» | Повторение изученного материала. | | | | |
65 | | Урок повторения материала «Электрический ток в различных средах» | Повторение изученного материала. | | | | |
66 | | Урок повторения материала «Электромагнитные явления» | Повторение изученного материала. | | | | |
67 | | Повторение и обобщение изученного материала | Повторение и обобщение изученного материала | | | | |
68 | | Повторение и обобщение изученного материала | Повторение и обобщение изученного материала | | | | |