Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
г. Пыть-Ях
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании ШМО на методическом совете приказом МБОУ СОШ № 6
естественно-математического цикла МБОУ СОШ № 6 от 19.09.2017г. №678-о
Протокол №3 Протокол №3
«18» сентября 2017 г. «19» сентября 2017 г.
Руководитель ШМО Председатель МС
____________ О.А. Багма ___________ Л.А. Бондаренко
Рабочая программа
по математике
(индивидуальное обучение)
5 класс
Составитель: учитель математики
Иванова Забира Ниязиевна
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по математике разработана на основе:
Федерального закона РФ «Об образовании» от 23 декабря 2012 г. № 273;
Постановления Правительства (ред. от 18.07.1996 г № 861);
Положения об организации индивидуального обучения на дому;
Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Приложение к приказу Министерства образования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10.04.2002г., №29/2065-п);
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г.);
Письма Министерства образования № 17-253-6 от 14.11.1988 «Об индивидуальном обучении больных детей».
программы для 5-9 классов, выпущенной под редакцией В.В. Воронковой (Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Владос, 2000), базисного учебного плана специальных (коррекционных) учреждений VIII вида;
в соответствии с Уставом и программой развития общеобразовательного учреждения, с учётом запросов обучающихся и их родителей.
Примерных программ по учебным предметам по математике. Математика. 5-9 классы: проект. -3-е изд., перераб.-М. Просвещение, 2011.-64с.-(Стандарты второго поколения).
Учебно-методические средства обучения рабочей программы
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, 2011. – 224 с.
М.Н.Перова и др.. Математика, 5. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2013 г.
Перова М. Н., Яковлева И. М.
Рабочая тетрадь по математике для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
О.А. Бибина. Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. М.: Владос,2005 год.
Содержание обучения по всем учебным предметам имеет практическую направленность. В данной программе представлено содержание изучаемого математического материала в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. В программу включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения, а так же повторение вопросов, изученных ранее, решение задач указанных в программе предшествующих лет обучения. Программа учитывают особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Обучение умственно отсталых учащихся носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материла, учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников, ориентирована на учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной, Москва «Просвещение», 2013.
Программа разработана для обучающегося 5в класса …………., которая находится в индивидуальном обучении с 18.09.2015г (приказ №673-О от 18.09.2015г.). С 01.09.2015г. по 17.09.2015г. она обучалось в общеобразовательном классе.
Программа рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю, в том числе количество часов для проведения самостоятельных и контрольных работ.
Общая характеристика предмета
Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.
Обучение математике во вспомогательной школе носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.
Основные направления коррекционной работы:
1. Коррекция переключаемости и распределения внимания.
2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.
4. Коррекция произвольного внимания.
5. Коррекция мышц мелкой моторики.
6. Развитие самостоятельности, аккуратности.
Общая характеристика курса
Программа по математике включает разделы: «Сотня», «Тысяча», «Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд», «Обыкновенные дроби», «Геометрический материал», «Повторение».
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.
Нумерация чисел в пределах 1000. Получение круглых сотен в пределах 1000, сложение и вычитание круглых сотен. Получение трёхзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.
Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц.
Счёт до 1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел. Изображение трехзначных чисел . Округление чисел до десятков, сотен, знак = (равняется).
Сравнение чисел, в том числе разностное, кратное (легкие случаи).
Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.
Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1км,1г, 1т), соотношения: 1м=1000мм, 1км=1000м, 1кг=1000г, 1т=1000кг, 1т=10ц. денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной.
Единицы измерения времени: год (1год) соотношение: 1год=365, 366 сут. Високосный год.
Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины, стоимости (55см+/-19см; 55см+/-45см; 1м-45см; 8м55см+/-3м19см; 8м55см+/-19см; 4м55см+/-3м; 8м+/-19см; 8м+/-4м45см).
Римские цифры. Обозначение чисел I –XII.
Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000, их проверка.
Умножение числа 100. знак умножения (x). Деление на 10, 100 без остатка и с остатком.
Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.
Устное умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40x2; 400x2; 420x2; 40:2; 300:3; 480:4; 450:5), полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24x2; 243x2; 48:4; 488:4 и т.п.).
Письменное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд, их проверка.
Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа, называние, обозначение.
Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, сравнение дробей с одинаковыми числами или знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Виды дробей.
Простые арифметические задачи на нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Составление арифметические задачи, решаемые двумя-тремя арифметическими действиями.
Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника.
Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.
Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Образование R и D.
Масштаб: 1:2; 1:5; 1:10; 1:100.
На изучение геометрического материала отводится один урок в неделю
Математическое образование в основной специальной (коррекционной) школе VIII вида складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика, геометрия.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления.
Цели обучения математике:
дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
В 5 классах школьники знакомятся с нумерацией в пределах 1000. Выполняют операции сложения и вычитания чисел в пределах 1000, письменное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.
Устное решение примеров и простых задач с целыми числами в 5 классе дополняется введением примеров и задач с обыкновенными дробями. А так же решение простых арифметических задач на нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?»
Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. Упражнения по устному счету должны быть разнообразными по содержанию и интересными по изложению. Учитель постоянно учитывает, что учащиеся с трудом понимают и запоминают задания на слух. В связи с этим на занятиях устным счетом учитель ведет запись на доске, применяет в работе таблицы, использует наглядные пособия, дидактический материал.
При обучении письменным вычислениям необходимо добиваться четкости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения. Обязательной должна стать на уроке работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся выполнением письменных вычислений.
Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся.
Систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроках математики.
При изучении дробей необходимо организовать с учащимися большое число практических работ, результатом которых является получение дробей.
На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины учебного времени, уделяя большое внимание самостоятельной работе, осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный подход. Наряду с решением готовых текстовых задач учитель учит преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе над ней. При подборе задач учитель не ограничивается только материалом учебника.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. Из числа уроков математики выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. В 5 классе учащиеся повторяют геометрический материал, изученный в начальной школе (Виды линий. Виды углов. Прямоугольник (квадрат) элементы и их свойства). Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге.
Задачи преподавания математики:
дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
развивать речь учащихся, обогащая ее математической терминологией;
воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Задачи обучения:
приобретение знаний о нумерации в пределах 1000 и арифметических действиях в данном пределе, об образовании, сравнении обыкновенных дробей и их видах, о задачах на кратное и разностное сравнение, нахождение периметра многоугольника, о единицах измерения длины массы, времени;
овладение способами деятельностей, способами индивидуальной, фронтальной, групповой деятельности;
освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной.
Место предмета в учебном плане МБОУ средняя общеобразовательная школа № 6
На основании индивидуального учебного плана Департамента образования и молодежной политики ХМАО приказ №1087 от 13.08.2016г., в соответствии с индивидуальным учебным планом для детей ОВЗ с умственно отсталостью выделено 3 часа в неделю.
Учебный план МБОУ средняя общеобразовательная школа № 6 отводит на изучение математики в 5-ом классе 3 часов в неделю, в год 105 часов.
В 5 классе курс математики делится на два раздела: математика – 78 часа, геометрия – 27 часа, на итоговое повторение учебного материала отводится 10 часов. Общее количество часов, отводимое на изучение математики – 105
В программу внесены изменения: взяты 10 часов из повторения по математики начального звена: 1ч на входную административную контрольную работу, 4 ч на обобщение материала в конце 1,2,3,4 глав, 2 часов на обобщение материала в конце 5, 6 глав. При изучении геометрического материала взяты на повторение 1 час на повторение учебного материала начального звена, 2 часа на обобщение материала в конце изучения 7, 8 глав, 2 часа на обобщение материала в конце изучения 9, 10, 11 глав. В результате, на итоговое повторение в 5 классе по математике в конце года остается 10 часов, включая итоговую контрольную работу. Внесение данных изменений позволит повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Распределение учебного материала по темам:
№ | Тема | Распределение часов |
-
| Сотня (повторение) | 4 |
-
| Геометрический материал (повторение) | 2 |
-
| Тысяча | 16 |
-
| Геометрический материал | 11 |
-
| Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд. | 12 |
-
| Обыкновенные дроби | 35 |
-
| Геометрический материал | 9 |
-
| Повторение. Все действия в пределах 1000 | 11 |
-
| Повторение. Геометрический материал. | 5 |
Количество контрольных работ: 5. (включая итоговую контрольную работу)
Отбор материала обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизации знаний, полученных учащимися в начальной школе; соответствие обязательному минимуму содержания образования в основной школе; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возраста; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала.
Межпредметные связи
Письмо и развитие речи. Составление и запись связных высказываний в ответах задач.
Чтение и развитие речи. Чтение заданий, условий задач.
Изобразительное искусство. Изображение геометрических фигур, чертежей, схем к задачам.
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы).
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и распознавать и изображать геометрические фигуры.
В результате изучения математики обучающиеся должны 5 класс
знать:
класс единиц, разряды в классе единиц;
десятичный состав чисел в пределах 1000;
единицы измерения длины, массы времени; их соотношения;
римские цифры;
дроби, их виды;
виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.
уметь:
выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);
читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000;
считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;
выполнять сравнение чисел (больше-меньше) в пределах 1 000.
выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 с последующей проверкой;
выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка и с остатком;
выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в пределах 1 000;
умножать и делить на однозначное число;
получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;
решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три арифметических действия;
уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
различать радиус и диаметр.
Обязательно:
продолжать складывать и вычитать числа, а пределах 100 с переходом через десяток письменно;
овладеть табличным умножением и делением;
определять время по часам тремя способами;
самостоятельно чертить прямоугольник на нелинованной бумаге.
-
Не обязательно:
решать наиболее трудные случаи вычитания чисел в пределах 1 000
(510 - 183; 503 — 138);
решать арифметические задачи в два действия самостоятельно (в два, три действия решать с помощью учителя);
чертить треугольник по трем данным сторонам.
Минимальный уровень
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
- выполнять сравнение чисел (больше - меньше) в пределах 1000;
- выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка;
- умножать и делить на однозначное число;
- решать простые задачи на разностное сравнение чисел;
- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по математике
Оценка устных ответов учащихся
Знания и умения учащихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником, изложил материал грамотным языком в определенной последовательности, точно используя математическую терминологию и символику; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа; допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
Отметка «3» ставится в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Оценка письменных работ учащихся
Отметка «5» ставится, если: работа выполнена полностью; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но допущена одна ошибка или два-три недочета в примерах или в задаче, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в решениях примеров и задач, рисунках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2—3 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.
При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:
Оценка «5» ставится, если все задания выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1—2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1—2 грубые ошибки или 3—4 негрубые.
При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объемов и т. д., задач на измерение и построение и др.):
Оценка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1-— 2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, а построение выполнено недостаточно точно.
Оценка «3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; если построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами.
Итоговая оценка знаний и умений учащихся
1. За год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладёние им практическими умениями.
З. Основанием для выставления итоговой отметки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, текущих и итоговых контрольных работ.
Содержание тем учебного курса
5 класс (3 ч в неделю)
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Нахождения неизвестного компонента сложения и вычитания.
Нумерация чисел в пределах 1000. Получение круглых сотен в пределах 1 000, сложение и вычитание круглых сотен. Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.
Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц.
Счет до 1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе.
Округление чисел до десятков, сотен, знак = (равняется).
Сравнение чисел, в том числе разностное, кратное (легкие случаи).
Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.
Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1 км,1 г, 1 т), соотношения: 1 м = 1 000 мм, 1 км 1 000 м, 1 кг 1 000 г, 1 т 1000 кг, 1 т = 10 ц. Денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной.
Единицы измерения времени: год (1 год) соотношение; 1 год = = 365, 366 сут. Високосный год.
Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины стоимости (55 см ± 19 см; 55 см ± 45 см; 1 м — 45 см; 8 м 55 см ± З м 19 см; 8м 55 см ± 19 см; 4 м 55 см ± З м; 8 м ± 19 см; 8 м ± 4 м 45 см).
Римские цифры. Обозначение чисел I—ХII.
Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000, их проверка.
Умножение числа 100. Знак умножения (.). деление на 10, 100 без остатка и с остатком.
Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.
Устное умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40*2; 400 *2; 420 *2; 40 : 2; 300 : 3; 480 : 4; 450 : 5), полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24.2;243’2;48:4;488:4 и т. п).
Письменное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд, их проверка.
Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа, называние, обозначение.
Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, сравнение дробей с одинаковыми числителями или знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Виды дробей.
Простые арифметические задачи па нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Составные арифметических задачи, решаемые двумя-тремя арифметическими действиями.
Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника. Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.
Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение R и D.
Масштаб: 1:2; 1: 5; 1: 10; 1 : 100.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный.
Учебно-методический комплекс учителя:
1. ФГОС_ОО. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897
2.Временные требования к минимуму содержания основного общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98 № 1236).
3.Примерные программы по учебным предметам по математике. Математика. 5-9 классы: проект. -3-е изд., перераб.-М. Просвещение, 2011.-64с.-(Стандарты второго поколения).
4. Примерная программа по математике для 5 класса по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова и др. / В.И.Жохов, М.: Мнемозина, 2010. Программа. Планирование учебного материала. Математика 5-6 классы,/(авт.-сост. В.И.Жохов)-2-е изд.,стер. –М.:Мнемозина,2010.
5. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений/Н. Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.-31-е изд.,стер.-М.: Мнемозина, 2013.
6.Математика. ФГОС. М.А.Попов. Контрольные и самостоятельные работы по математике к учебнику Н.Я. Виленкина и др. Математика 5 класс: Издательство «Экзамен» Москва 2012.
7.Гусева И.Л. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Математика. 5 класс. Москва: Интеллект-Центр,2011.
8.Александрова В.Л. Математика. 5 класс Контрольные работы в новом формате. Москва: Интеллект-Центр,2011.
9. Математика. 5 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова, А.С.Чеснокова, С.И. Шварцбурда. Авторы – составители: Стромова З.С.,Пожарская О.В. Волгоград:Учитель, 2006 год.
10. Жохов В.И. Математический тренажер. 5 класс. – М.: Мнемозина, 2012.
Принятые сокращения в календарно - тематическом планировании.
Тип урока | Форма контроля |
УОНМ — урок ознакомления с новым материалом. | МД – математический диктант |
УЗИМ — урок закрепления изученного материала. | СР- самостоятельная работа |
УПЗУ — урок применения знаний и умений. | ФО- фронтальный опрос |
УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний. | ПР- практическая работа |
УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений. | ДМ- дидактические материалы |
КУ — комбинированный урок. | КР- контрольная работа |
Календарно-тематическое планирование
по математике 5 класс, ФГОС. 2015-2016 уч.г.
к учебнику «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной, Москва «Просвещение», 2013. (3 часа в неделю)
№ | Тема урока (номер пункта в учебнике) | Тип урока | Виды деятельности | Основные понятия | Предметный результат | Универсальные учебные действия | Дата проведения | примечание |
личностные | регулятивные | коммуникативные | познавательные | план | факт | |
Сотня (Повторение) 4 ч. |
-
| Нахождение неизвестных слагаемых. | УПКЗУ | Выполняют задания за курс 4 класса: находят значения числового выражения; переводят из одних единиц измерения в другие; | Уравнение. Решение уравнений | Знать порядок выполнения действий, уметь применять знания при решении примеров. Уметь анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию. | Оценивать результат своей учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения познавательных задач. | Составляют план выполнения заданий, а затем работают по составленному плану | Умеют оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций. | Умет анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию. Передают содержание в сжатом или развернутом виде. | 01.09 | | |
-
| Нахождение неизвестного уменьшаемого. | 03.09 | | |
-
| Нахождение неизвестного вычитаемого. | Обсуждение и выведение определения «натуральное число»; чтение чисел; запись чисел. | | Читают и записывают многозначные числа | Выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества; оценивать свою учебную деятельность | Определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения. | Оформляют мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций. | Передают содержание в сжатом (развернутом | 07.09 | | |
-
| Устное сложение и вычитание чисел с переходом через разряд. | УПКЗУ | Устные вычисления; ответы на вопросы; решение задач. -
| -
| -
| Ответственное отношение к учению. | Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач. | Оформление мысли в устной и письменной речи. -
| Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. | 08.09 | -
| -
|
Геометрический материал (повторение) 2ч. |
-
| Линия, отрезок, луч. | КУ -
-
| Обсуждение и выведение определения «линия, отрезок, луч». | Геометрическая фигура. Линия, отрезок, луч. | Знать: геометрическая фигура, линия, определение отрезка, луча. Уметь: различать, строить. | Развитие геометрической наблюдательности как путь к целостному ориентированному взгляду на мир. | Описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. -
-
-
| Соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур; распознавать последовательность чисел). | Чтение, работа с рисунком и блок-схемой, составление моделей по условию задач. -
| 10.09 | -
| -
|
-
| Углы. | КУ | Обсуждение и выведение определения «угол» | Дать понятия: Углы. | Знать понятия «угол», «вершина угла», «сторона угла» Уметь строить чертежи углов, обозначать углы буквами латинского алфавита, читать названия углов | Развитие геометрической наблюдательности как путь к целостному ориентированному взгляду на мир. | Применять установленные правила в планировании способа решения. | Соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур). | Чтение, заполнение таблицы, выдвижение гипотез, сравнение. -
| 14.09 | -
| -
|
Тысяча 16 ч. |
-
| Нумерация чисел в пределах 1000. Счет круглыми сотнями. Запись круглых сотен. -
| УОНМ | Обсуждение и выведение определения «нумерация» чтение чисел; запись чисел | Нумерация. 1000. Натуральные числа. | Уметь: читать, записывать, присчитывать по 1, 2,3, 10,100 | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | Обнаруживает, и формулируют проблему вместе с учителем. -
| Критично относятся к своему мнению. -
-
-
| Применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. | 15.09 | -
| -
|
-
| Нумерация чисел в пределах 1000. Счет круглыми сотнями. Запись круглых сотен. -
| УЗИМ | Проверка усвоения практических знаний, умений навыков. | Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. -
| Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. -
| Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. -
-
| Ориентироваться в своей системе знаний: самос-но предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. | 17.09 | -
| -
|
-
| Округление чисел до десятков и сотен. | УЗИМ | Обсуждение и выведение правил округления чисел до десятков и сотен. | Округление чисел. Правило округления. | Знать: правило округления чисел до десятков, сотен. Уметь: округлять числа до нужного разряда. -
-
| Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | Составляют план выполнения заданий; обнаруживает и формулируют проблему. | Умеют принимать точку зрения учителя. -
-
| Использовать общие приёмы решения задач. | 21.09 | -
| -
|
-
| Счет круглыми сотнями. Запись круглых сотен. -
| УПКЗУ -
-
-
-
| Устные вычисления; ответы на вопросы; решение задач. | Формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. | Понимает причины своего неуспеха; выход из данной ситуации. -
-
-
-
| Умеют отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; принимать точку зрения учителя. -
-
| Использовать общие приёмы решения задач. | 22.09 | -
| -
|
-
| Римская нумерация. | УОНМ | -
| Римская нумерация. Римские цифры. Обозначение чисел I—ХII | Знать: основные цифры Римской нумерации. Уметь: читать и записывать числа до 12 ( в Римской нумерации) | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | Составляет план выполнения заданий вместе с учителем; работают по составленному плану. -
| Умеет оформлять мысли в устной и письменной форме. | Создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства. | 24.09 | -
| -
|
-
| Римская нумерация. | УПЗУ | -
| 28.09 | -
| -
|
-
| Меры стоимости, длины и массы. | УОНМ -
| -
| Масса, длина, Таблица мер. Меры стоимости, длины, массы. Купюры, монеты. | Знать: в каких единицах измеряется стоимость, масса и длина. Уметь: выполнять измерения. | Формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. | Определяет цель УД, осуществляют средства её достижения; использует основные и дополнительные средства. -
| Слушать учителя, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации. | 29.09 | -
| -
|
-
| Меры стоимости, длины и массы. | УЗИМ -
-
-
| Проверка усвоения практических знаний, умений навыков. | 01.10 | -
| -
|
-
| Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины и стоимости. | УОНМ | Устные вычисления; ответы на вопросы; решение задач. | Сумма, разность. Стоимость. Купюры, монеты. | Знать: алгоритмы вычислений. Уметь: применять их при решении заданий. | Первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации. | Учится совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. -
| Умеет высказывать точку зрения. -
-
| Устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы. | 05.10 | -
| -
|
-
| Сложение и вычитание полных и неполных трехзначных чисел без перехода через разряд. | УОНМ | Обсуждение и выведение правил по теме. | Сумма, разность. Разряды числа. | Знать: алгоритмы вычислений. Уметь: применять их при решении заданий. | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Отличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. -
-
-
| Умеет высказывать точку зрения. -
-
| 06.10 | -
| -
|
-
| Сложение и вычитание полных и неполных трехзначных чисел без перехода через разряд. | УОСЗ | Проверка усвоения практических знаний, умений навыков. | Выражение. Сумма, разность. | Знать: схемы задач. Уметь: составлять простые задачи по выражению. | Умеет высказывать точку зрения. -
-
| 08.10 | -
| -
|
-
| Сложение и вычитание круглых сотен и разрядов. | УОНМ | Устные вычисления; ответы на вопросы; решение задач. | Сумма, разность. Круглые числа. -
| Знать: алгоритмы вычислений. Уметь: применять их при решении заданий. | Формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. | Адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения. | Умеет принимать точку зрения других, договариваться. | Выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач. -
| 12.10 | -
| -
|
-
| Сложение и вычитание круглых сотен и разрядов. | УОНМ | Обсуждение и выведение правил по теме. | 13.10 | -
| -
|
-
| Сложение и вычитание без перехода через разряд. | УЗИМ | Устные вычисления; ответы на вопросы; решение задач. | 15.10 | -
| -
|
-
| Обобщение и систематизации знаний по теме: «Тысяча» | УОСЗ | -
| -
| Знать: алгоритмы вычислений. Уметь: применять их при решении заданий. | Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию. -
| Выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. | Умеет принимать точку зрения других, договариваться. | Устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы. | 19.10 | -
| -
|
-
| Контрольная работа №1 по теме: «Тысяча» | УПЗУ | Решение к/р -
| -
| Знать: алгоритмы вычислений. Уметь: применять их при решении заданий. | -
| Составлять план и последовательность действий. | Умеют оформлять мысли в устной и письменной форме. | -
| 20.10 | -
| -
|
Геометрический материал. 13 ч. |
-
| Периметр многоугольника. | УОНМ | Ввести понятие «периметр»; рассмотреть способ вычисления периметров любых многоугольников; | Ввести понятие: периметр; многоугольник | Познакомить с понятием «периметр»; рассмотреть способ вычисления периметров любых многоугольников; выполнять вычитание и сложение двузначных чисел в столбик. | Самостоятельность и личная ответственность за поступки, развитие геометрической наблюдательности как путь к целостному ориентирован-ному взгляду на мир, самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. | Описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. -
| Соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур; распознавать последовательность чисел. | Записывают правила «если…то…»; -
| 22.10 | -
| -
|
-
| Периметр многоугольника. | УЗИМ -
-
-
-
| 26.10 | -
| -
|
-
| Треугольники. | УОНМ | Ответы на вопросы построение треугольника. | Треугольники | Знать: определение треугольника. Уметь: различать, строить. | Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта. | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. -
| Умеет слушать других; уважительно относиться к мнению других. -
| Оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности) | 27.10 | -
| -
|
-
| Треугольники. | УЗИМ | Устные вычисления; ответы на вопросы; решение задач -
| 29.10 | 1 четверть по плану 26 факту 26 |
-
| Различение треугольников по видам углов. | УОНМ | Обсуждение и рассмотрение способов различения треугольников по видам углов. | Треугольники. Виды треугольников. Тупоугольный, остроугольный, прямоугольный. | Знать: определение треугольника, тупоугольный, остроугольный, прямоугольный. Уметь: различать по видам, строить. | Креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении геометрических задач . | Обнаруживает и формулируют проблему вместе с учителем. -
| В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | Строят предположения об информации, необходимой для решения предметной задачи. | 09.11 | -
| -
|
-
| Различение треугольников по видам углов. | УЗИМ | Проверка усвоения практических знаний, умений навыков. | 10.11 | -
| -
|
-
| УПКЗУ | 12.11 | -
| -
|
-
| УОСЗ -
| Проверка усвоения практических знаний, умений навыков. | 16.11 | -
| -
|
-
| Разностное сравнение чисел. | УОНМ | Обсуждение и выведение правил разностного сравнения чисел. | Разность, сравнение чисел. Алгоритм решения. | Знать: алгоритмы разностного сравнения чисел. Уметь: применять их при решении заданий. | Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Передают содержание в развёрнутом или сжатом виде -
| 17.11 | -
| -
|
-
| Разностное сравнение чисел. | УЗИМ | Устные вычисления; ответы на вопросы; решение задач. | 19.11 | -
| -
|
-
| Решение задач на разностное сравнение чисел. | УПКЗУ | Выработать у учащихся практические умения и навыки решения задач по теме. | Разность. Краткая запись. Главные слова. Алгоритм решения. | Знать: алгоритмы разностного сравнения чисел. Уметь: применять их при решении задач. | Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта. | Планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. | Умеет слушать других, договариваться. -
-
-
| Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. -
-
| 23.11 | -
| -
|
-
| Кратное сравнение чисел. | УОСЗ | Устные вычисления; ответы на вопросы; решение задач -
-
| Кратное, сравнение чисел. Алгоритм решения. | Знать: алгоритмы кратного сравнения чисел. Уметь: применять их при решении заданий. | Формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. | Осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы. -
-
-
| Умеет слушать других, договариваться. -
-
-
| Записывают выводы правил «если…, то…». -
| 24.11 | -
| -
|
-
| Контрольная работа №2 по теме: «Геометрический материал» | УПЗУ | Решение к/р -
| -
| Уметь: применять знания. | -
| Составлять план и последовательность действий. | Умеют оформлять мысли в устной и письменной форме. | -
| 26.11 | -
| -
|
Сложение и вычитание в пределах 1000 переходом через разряд. 12 ч. |
-
| Сложение с переходом через разряд. | УОНМ | Обсуждение и выведение правил по теме. | Сумма, Разряды числа, состав числа. | Знать: алгоритмы вычислений. Уметь: применять их при решении заданий. | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач. | Умеет высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи. -
| Строят предположения об информации, необходимой для решения предметной задачи; записывают вывод «если… то…». | 30.11 | -
| -
|
-
| Сложение с переходом через разряд. | УЗИМ | Устные вычисления; ответы на вопросы; решение задач. | 01.12 | -
| -
|
-
| Сложение с переходом через разряд. | УПКЗУ | Совершенствовать вычислительные навыки; продолжить формирование умений решать задачи. | 03.12 | -
| -
|
-
| Вычитание с переходом через разряд. | УОНМ | Проверка усвоения практических знаний, умений навыков. | Разность. Разряды числа, состав числа. | Знать: алгоритмы вычислений. Уметь: применять их при решении заданий. | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Умеет контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. -
| Передают содержание в сжатом или развёрнутом виде. -
| 07.12 | -
| -
|
-
| Закрепление. Сложение и вычитание без перехода через разряд. | УЗИМ | Выработать у учащихся практические умения и навыки решения задач по теме. | Составлять план и последовательность действий. | Передают содержание в сжатом виде. -
| 08.12 | -
| -
|
-
| Отработка вычислительных навыков. | УОСЗ | Совершенствовать вычислительные навыки; продолжить формирование умений решать задачи. | Формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. | Отличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. -
| 10.12 | -
| -
|
-
| Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа. | УОНМ -
| Обсуждение и выведение правил по теме. | Доля. | Уметь: находить доли предметов. Уметь: находить доли предметов. | Формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. | Адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения. | Умеют договариваться, менять точку зрения . | Применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. | 14.12 | -
| -
|
-
| Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа. | УЗИМ -
-
-
| Устные вычисления; ответы на вопросы; решение задач. | Формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. | 15.12 | -
| -
|
-
| Решение задач на увеличение и уменьшение величин. | УПКЗУ | Проверка усвоения практических знаний, умений навыков. | Увеличение и уменьшение величин на несколько единиц, десятков. | Знать: алгоритмы вычислений. Уметь: применять их при решении задач. | Формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. | Выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. | Осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. | Использовать общие приёмы решения задач. | 17.12 | -
| -
|
-
| Обобщение и систематизация знаний по теме: «Сложение и вычитание в пределах 1000 переходом через разряд» | УОСЗ | Совершенствовать вычислительные навыки; продолжить формирование умений решать задачи. | -
| Разность. Краткая запись. Главные слова. Алгоритм решения. | Понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. | 21.12 | -
| -
|
-
| Обобщение и систематизация знаний по теме: «Сложение и вычитание в пределах 1000 переходом через разряд» | УОСЗ | Совершенствовать вычислительные навыки; продолжить формирование умений решать задачи. | Разность. Краткая запись. Главные слова. Алгоритм решения. | Знать: алгоритмы вычислений. Уметь: применять их при решении заданий. | Выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. | Осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. | 22.12 | -
| -
|
-
| Контрольная работа №3 по теме «Арифметические действия в пределах 1000». | УПЗУ -
| Решение к/р -
| -
| -
| -
| Составлять план и последовательность действий. | Умеют оформлять мысли в устной и письменной форме. | -
| 24.12 | 2 четверть по плану 21 факту 21 |
Обыкновенные дроби. 35 ч. |
-
| Образование дробей. | УОНМ | Обсуждение и выведение правил по теме. | Дробь. Обыкновенная дробь. | Знать: об образовании дробей. Уметь: находить дроби предметов, записывать дроби. | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Определяет цель УД, осуществляет средства её достижения; используют основные и дополнительные средства. -
| Делают предположение об информации, необходимой для решения задачи. | 11.01 | -
| -
|
-
| Образование дробей. | УЗИМ | Проверка усвоения практических знаний, умений навыков. | -
| -
| Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. | Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. | -
| -
| 12.01 | -
| -
|
-
| Сравнение дробей. | УОНМ | -
| Числитель, знаменатель дробей. Алгоритм сравнения. | Знать: алгоритм сравнения. Уметь: сравнивать дроби. | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | Работа по составленному плану; дополнительные источники. | Умеют высказывать точку зрения. -
| 14.01 | -
| -
|
-
| Сравнение дробей. | КУ -
-
| Устные вычисления; ответы на вопросы; решение задач. | Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. | Составление плана и работа по плану. -
-
| Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | 18.01 | -
| -
|
-
| Правильные и неправильные дроби. | УОНМ -
-
| Обсуждение и выведение понятия «правильные и неправильные дроби». | Числитель, знаменатель дробей. Правильные и неправильные дроби. | Знать: правильные и неправильные дроби. Уметь: определять правильные и неправильные дроби. | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | Обнаруживают и формулируют проблему вместе с учителем. -
-
-
| Составляет план выполнения заданий вместе с учителем; работает по составленному плану. -
| Делает предположения об информации. | 19.01 | -
| -
|
-
| Правильные и неправильные дроби. | УЗИМ -
| Проверка усвоения практических знаний, умений навыков. | Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. | 21.01 | -
| -
|
-
| Умножение чисел 10, 100. Умножение и деление на 10, 100. | УОНМ | Обсуждение и выведение правил по теме. | Алгоритм умножения | Знать: алгоритмы вычислений. Уметь: применять их при решении заданий и | Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. | Составляют план выполнения заданий вместе с учителем, понимая причины неуспеха. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. -
| Делает предположения об информации, нужной для решения учебной задачи. -
| 25.01 | -
| -
|
-
| Умножение чисел 10, 100. Умножение и деление на 10, 100. | УЗИМ | Устные вычисления; ответы на вопросы; решение задач. | Алгоритм деления | Ответственное отношение к учению. | -
| 26.01 | -
| -
|
-
| Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы. | УОНМ | Обсуждение и выведение правил по теме. | Преобразование чисел | Знать: таблицу мер Уметь: выполнять замену крупных мер мелкими мерами. | Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. | Определяет цель УД, осуществляют средства её достижения; использует основные и дополнительные средства. | Адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения. | Видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни. | 28.01 | -
| -
|
-
| Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы. | УЗИМ | Устные вычисления; ответы на вопросы; решение задач. | Преобразование чисел | Знать: таблицу мер Уметь: выполнять замену крупных мер мелкими мерами. | Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. | Определяет цель УД, осуществляют средства её достижения; использует основные и дополнительные средства. | Адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения. | Видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни. | 01.02 | -
| -
|
-
| КУ | Выработать у учащихся практические умения и навыки решения задач по теме. | Ответственное отношение к учению. | Выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. | 02.02 | -
| -
|
-
| Замена крупных мер мелкими. | УОНМ | Обсуждение и выведение правил по теме. | Преобразование чисел | Знать: таблицу мер Уметь: выполнять замену мелких мер крупными мерами. | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | Отличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. | Умеют слушать других; уважительно относиться к мнению других. -
| Видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни. | 04.02 | -
| -
|
-
| Замена крупных мер мелкими. | УЗИМ | Проверка усвоения практических знаний, умений навыков. | 08.02 | -
| -
|
-
| Замена мелких мер крупными. | КУ | Выработать у учащихся практические умения и навыки решения задач по теме. | 09.02 | -
| -
|
-
| Меры времени. Год. | УОНМ | Обсуждение и выведение правил по теме. | Меры времени. Год. Високосный год. | Знать: таблицу мер времени. Уметь: выполнять замену мелких мер крупными мерами и на оборот. | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач. | Уметь отстаивать точку зрения, аргументировать. | Видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни. | 11.02 | -
| -
|
-
| Меры времени. Год. | УЗИМ | Устные вычисления; ответы на вопросы; решение задач. | 15.02 | -
| -
|
-
| Обобщение и систематизация знаний. | УОСЗ | -
| -
| Уметь: применять знания. | Ответственное отношение к учению. | Выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. | Учится совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. -
-
| Применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. | 16.02 | -
| -
|
-
| Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число. | УОНМ | Обсуждение и выведение правил по теме. | Алгоритм вычислений | Знать: алгоритмы вычислений. Уметь: применять их при решении заданий и задач. | Первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации. | Совершенствуют критерии оценки и самооценки. -
| Умеют слушать других, договариваться.. | Понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. | 18.02 | -
| -
|
-
| УЗИМ | Совершенствовать вычислительные навыки; продолжить формирование умений решать задачи. | Определение цели УД; работа по составленному плану. -
-
| Самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем. | 22.02 | -
| -
|
-
| УПКЗУ | Ответственное отношение к учению. | 24.02 | -
| -
|
-
| Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. | УОНМ | Выработать у учащихся практические умения и навыки решения задач по теме. | Алгоритм вычислений | Знать: алгоритмы вычислений. Уметь: применять их при решении заданий и задач. -
-
-
-
| Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве с учителем. | Учится совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. | Критично относятся к своему мнению. -
| Устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы. | 25.02 | -
| -
|
-
| УЗИМ | Устные вычисления; ответы на вопросы; решение задач. | Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта. | Учится совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Средством формирования этих действий служит технология проблемного. | 29.02 | -
| -
|
-
| УПКЗУ | Совершенствовать вычислительные навыки; продолжить формирование умений решать задачи. | 01.03 | -
| -
|
-
| УПКЗУ | Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. | 03.03 -
| -
| -
|
-
| Проверка умножения и деления. | УОНМ | Обсуждение и выведение правила проверки умножения и деления. | Проверка вычислений | Знать: правила проверки. Уметь: применять их при решении заданий и задач. | Выражает положительное отношение к процессу познания; дает адекватную оценку своей учебной деятельности. | Понимают причины своего неуспеха; выход из данной ситуации. | Понимает причины своего неуспеха; выход из данной ситуации. -
| Выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач. | 07.03 | -
| -
|
-
| Проверка умножения и деления. | УЗИМ | Устные вычисления; ответы на вопросы; решение задач. | Проверка вычислений | Знать: правила проверки. Уметь: применять их при решении заданий и задач. | Проявляет познавательный интерес к изучению предмета; применяет правила делового сотрудничества. | Понимает причины своего неуспеха; выход из данной ситуации. -
| 09.03 | -
| -
|
-
| Проверка умножения и деления. | УПКЗУ | Совершенствовать вычислительные навыки; продолжить формирование умений решать задачи. | 10.03 | -
| -
|
-
| УПКЗУ | 14.03 | -
| -
|
-
| Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. | УОНМ | Обсуждение и выведение правил деления и умножения двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. | Алгоритм вычислений | Знать: алгоритмы вычислений. Уметь: применять их при решении заданий и задач. | Проявляет устойчивый интерес к способам решения познавательных задач; дает положительную самооценку и оценку результатов УД. | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | Умеют слушать других, договариваться. -
| Понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. | 15.03 | -
| -
|
-
| Письменное умножение двузначных и трехзначных чисел на однозначное. | УОНМ | Проверка усвоения практических знаний, умений навыков. | Проверка вычислений | Объясняет себе свои наиболее заметные достижения. -
| Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Умеет принимать точку зрения другого. -
| Использовать общие приёмы решения задач. | 17.03 | 3 четверть по плану 30 факту 30 |
-
| Письменное умножение двузначных и трехзначных чисел на однозначное. | УЗИМ | Совершенствовать вычислительные навыки; продолжить формирование умений решать задачи. | Алгоритм вычислений | Объясняет самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития; проявляет устойчивый интерес к способам решения задач. | Адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения. | Самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем. | 28.03 | -
| -
|
-
| УПКЗУ | Алгоритм вычислений | 29.03 | -
| -
|
-
| Частный случай деления (с нулем в частном). | УОНМ | Обсуждение и выведение правила деления на нуль. | Алгоритм вычислений Проверка вычислений | Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. -
| Осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. | Умеет договариваться, менять точку зрения | Устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения. | 31.03 | -
| -
|
-
| Обобщение и систематизация знаний по теме: «Обыкновенные дроби» | УОСЗ | Устные вычисления; ответы на вопросы; решение задач. | Знать: алгоритмы вычислений. Уметь: применять их при решении заданий и задач. | Выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. | 04.04 | -
| -
|
-
| Контрольная работа №4 по теме: «Обыкновенные дроби» | УПЗУ -
| Решение к/р -
| -
| Уметь: применять знания. | Составлять план и последовательность действий. | Умеют оформлять мысли в устной и письменной форме. | Делают предположения об информации, нужной для решения учебной задачи. | 05.04 | -
| -
|
Геометрический материал. 9ч. |
-
| Построение треугольников. | УОНМ | Обсуждение и рассмотрение способов построения треугольников. | Геометрические фигуры. | Знать: геометрические фигуры. Уметь: различать, строить. | Формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. | Составление плана и работа по плану. | Умеет высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи -
| Записывают правила «если…то…»; -
-
-
| 07.04 | -
| -
|
-
| Построение треугольников. | УЗИМ | Ответы на вопросы построение треугольников. | Треугольник, виды треугольников. | Знать: определение треугольника, виды треугольников. Уметь: вычислять периметр и строить треугольники | Составляют план выполнения заданий вместе с учителем, понимая причины неуспеха. -
| 11.04 | -
| -
|
-
| Построение треугольников. | УПКЗУ | Проверка усвоения практических знаний, умений навыков. | Умеет слушать других; уважительно относиться к мнению других -
| Передают содержание в сжатом виде. | 12.04 | -
| -
|
-
| Круг, окружность. Линия в круге. | УОНМ | Обсуждение и рассмотрение понятий «круг, окружность. Линия в круге». | Ввести понятия: окружность; центр окружности; радиус окружности. | Познакомить с понятием «окружность»; ввести термины «центр окружности», «радиус окружности»; рассмотреть построение окружности с помощью циркуля. | Самостоятельность и личная ответственность за поступки, развитие геометрической наблюдательности как путь к целостному ориентирован-ному взгляду на мир. | Описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. -
| Умеет слушать других; уважительно относиться к мнению других. | Записывают правила «если…то…». -
| 14.04 | -
| -
|
-
| Круг, окружность. Линия в круге. | УЗИМ | Ответы на вопросы построение окружности, круга, линии в круге. | Отрабатывать понятия: окружность; центр окружности; радиус окружности. | Рассмотреть и сравнить признаки окружности и круга; продолжить формирование умений из-мерять длину радиуса окружности, строить окружность с помощью циркуля; совершенствовать навыки решения задач. | Самостоятельность и личная ответственность за поступки, развитие геометрической наблюдательности как путь к целостному ориентирован-ному взгляду на мир, самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. | Описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. -
| Умеет высказывать точку зрения. -
| Записывают правила «если…то…». -
| 18.04 | -
| -
|
-
| Круг, окружность. Линия в круге. | УПКЗУ | Выработать у учащихся практические умения и навыки решения задач по теме. | Отрабатывать понятия: окружность; центр окружности; радиус окружности. | Продолжить формирование умений строить окружность с помощью циркуля; совершенство вать навыки решения задач с величинами «цена», «количество», «стоимость». | Самостоятельность и личная ответственность за поступки, развитие геометрической наблюдательности как путь к целостному ориентир-ванному взгляду на мир. | Прогнозирование, коррекция. -
-
| Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения -
| Чтение, заполнение таблицы, выдвижение гипотез, сравнение. -
| 19.04 | -
| -
|
-
| Масштаб. | УОНМ | Обсуждение понятий «масштаб». | Масштаб. Запись М 1:100. Карта. | Знать: определение масштаба. Уметь: читать М 1:100 применять их при решении заданий и задач. | Учится совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. | Составлять план и последовательность действий. | Видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни. | 21.04 | -
| -
|
-
| Масштаб. | УЗИМ | Проверка усвоения практических знаний, умений навыков. | 25.04 | -
| -
|
-
| Обобщение и систематизация по теме: «Геометрический материал» | УОСЗ | Выработать у учащихся практические умения и навыки решения задач по теме. | -
| -
| Выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. | 26.04 | -
| -
|
Все действия в пределах 1000. Повторение. 11 ч. |
-
| Сложение и вычитание круглых сотен и разрядов. | УЗИМ | Обсуждение и выведение формул сложения и вычитания круглых сотен и разрядов. | Уравнение, решение уравнения, алгоритм решения уравнений. | Знать: алгоритмы вычислений. Уметь: применять их при решении заданий и задач. | Проявляет положительное отношение к урокам математики, объясняет самому себе свои наиболее заметные достижения, оценивает свою познавательную деятельность. -
| В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. | Составление плана и работа по плану. -
| Выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач. | 28.04 | -
| -
|
-
| Сложение и вычитание круглых сотен и разрядов. | УОСЗ | Совершенствовать вычислительные навыки; продолжить формирование умений решать задачи. | 03.05 | -
| -
|
-
| Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа. | УОСЗ | Устные вычисления; ответы на вопросы; решение задач. | Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач. | 03.05 | -
| -
|
-
| Сложение с переходом через разряд. | УОСЗ | Выработать у учащихся практические умения и навыки решения задач по теме. | -
| Знать: алгоритмы вычислений. Уметь: применять их при решении заданий и задач. | Проявляет положительное отношение к урокам математики, объясняет самому себе свои наиболее заметные достижения, оценивает свою познавательную деятельность. -
| -
| Умеет высказывать точку зрения. -
| Выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки. | 05.05 | -
| -
|
-
| Вычитание с переходом через разряд. | УОСЗ | Выработать у учащихся практические умения и навыки решения задач по теме. | 10.05 | -
| -
|
-
| Умножение чисел 10, 100. Умножение и деление на 10, 100. -
| УОСЗ | Устные вычисления; ответы на вопросы; решение задач. | Алгоритмы вычислений. Действия I и II ступени. | Знать: алгоритмы вычислений. Уметь: применять их при решении заданий и задач. | -
| Понимают причины своего неуспеха; выход из данной ситуации. | Умеет отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; принимать точку зрения другого. | Выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки. | 10.05 | -
| -
|
-
| Сравнение дробей. | УОСЗ | Проверка усвоения практических знаний, умений навыков. | Алгоритм сравнения. | Уметь: сравнивать дроби с одинаковым знаменателем | Выражает положительное и отношение к процессу познания; дает адекватную оценку своей учебной деятельности. | Записывают правила «если…то…»; | 12.05 | -
| -
|
-
| Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число. | УПКЗУ | Устные вычисления; ответы на вопросы; решение задач. | Алгоритмы вычислений. | Знать: алгоритмы вычислений. Уметь: применять их при решении заданий и задач. | Дает положительную адекватную самооценку на основе заданных критериев успешности УД; проявляет познавательный интерес к предмету. -
| Определяют цель УД, осуществляют средства её достижения; используют основные и дополнительные средства. | Умеет отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; принимать точку зрения другого. | Применять правила и пользоваться инструкциями и освоены.ми закономерностями | 16.05 | -
| -
|
-
| Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. | УОСЗ | Совершенствовать вычислительные навыки; продолжить формирование умений решать задачи. | 17.05 | -
| -
|
-
| Обобщение и систематизация знаний по теме: «Все действия в пределах 1000.» | УОСЗ -
-
| Устные вычисления; ответы на вопросы; решение задач. | Отработка вычислительных навыков деления и умножения. | Знать: алгоритмы вычислений. Уметь: применять их при решении заданий и задач. | Выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. | Умеет отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; принимать точку зрения другого. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. | 19.05 | -
| -
|
-
| Итоговая контрольная работа за 5 класс. | УПЗУ -
| Решение итоговой контрольной работы. | -
| -
| -
| Составлять план и последовательность действий. | Умеют оформлять мысли в устной и письменной форме. | Делают предположения об информации, нужной для решения учебной задачи. | 23.05 | -
| -
|
Геометрический материал. Повторение. 5 ч. |
-
| Линия, отрезок, луч. | КУ | Продолжить работу с числовым лучом; формировать умения строить числовой луч с заданным единичным отрезком; | Отрабатывать понятия: числовой луч; единичный отрезок. | Работать с числовым лучом; сформировать умения строить числовой луч с заданным единичным отрезком; уметь решать примеры в пределах 20. | Развитие геометрической наблюдательности как путь к целостному ориентированному взгляду на мир. | Знать алгоритм измерения; работать с данными (схемами, таблицами). | Умеют слушать других; принимать точку зрения другого . | Умение читать и записывать длину отрезка, используя основную единицу измерения – сантиметр. -
| 24.05 | -
| -
|
-
| Периметр многоугольника. | УОСЗ | Ввести понятие «периметр»; рассмотреть способ вычисления периметров любых многоугольников. | Ввести понятие: периметр; многоугольник | Познакомить с понятием «периметр»; рассмотреть способ вычисления периметров любых многоугольников; выполнять вычитание и сложение двузначных чисел в столбик. | Самостоятельность и личная ответственность за поступки, развитие геометрической наблюдательности как путь к целостному ориентирован-ному взгляду на мир, самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. | описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. -
| Умеют слушать других; принимать точку зрения другого . | Самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем. | 26.05 | -
| -
|
-
| Треугольники. | УОСЗ | Совершенствовать вычислительные навыки; продолжить формирование умений решать задачи. | Треугольник, виды треугольников. | Знать: определение треугольника, виды треугольников. Уметь: вычислять периметр и строить треугольники. | Формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. -
-
| Совершенствуют критерии оценки и самооценки. -
-
| Умеют слушать других; принимать точку зрения другого . | Самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем. | 30.05 | 4 четверть по плану 28 факту 28 |
-
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| За год по плану 105 факту 105 |
2