Рабочая программа по истории древнего мира разработана на основе примерной образовательной программы по предмету «История», программы по предмету, авторами которой являются Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С/ Программы общеобразовательных учреждений. История. 5-9- классы. – М. «Просвещение», 2015.и обеспечивается учебно-методическим комплексом: учебники, хрестоматия, методические рекомендации на основе следующих (основных) нормативно-правовых документов:
Курс «История древнего мира» рассматривает события всеобщей истории в период от формирования первобытного общества и до падения Западной Римской империи. В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).
В соответствии с учебным планом МБОУ лицей №1 на 2020-2021 учебный год предмет история древнего мира в 5 классе изучается 2 раза в неделю. В соответствии с учебно-календарным графиком, расписанием занятий МБОУ лицей №1, государственными праздниками, Постановлением Правительства Российской Федерации «О переносе выходных дней в 2020 году» от 10 июля 2019 г. №875 на изучение предмета История отведено 68 часов, программа будет выполнена за счет уплотнения учебного материала.
№ п/п | Тема и тип урока | Дата проведения | Кол-во часов | Планируемые результаты | Характеристика основных видов деятельности ученика | Домашнее задание |
предметные | метапредметные УУД | личностные УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Введение. Что изучает наука история. Источники исторических знаний | | | Научиться овладевать целостным представлением о предмете «История» | Анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Коммуникативные Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Познавательные Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. | Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом | Раскрывают значение терминов: история, век, исторический источник. Участвуют в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. | |
| Раздел I. Жизнь первобытных людей (7 часов) | |
| Глава 1. Первобытные собиратели и охотники (3 часа) |
2 | Древнейшие люди | | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Показывать на карте места расселения древнейших людей. Коммуникативные Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Познавательные Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. | Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни | Комментируют и формулируют понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Сравнивать первобытного и современного человека. Определяют значение и роль общины в жизни человека | 1 |
3 | Родовая община охотников и собирателей | | 1 | Научиться работать с картой | Регулятивные Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. Коммуникативные Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Характеризовать новые способы охоты. Познавательные Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей. | Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе. | Исследуют на ист.карте географию расселения первобытных людей. Характеризуют новые способы охоты. Составляют сравнительную таблицу«Родовая и соседская община» Разрабатывают сценарии охоты на крупного зверя. | 2 |
4 | Возникновение искусства и религиозных верований. | | 1 | Научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа | Регулятивные Охарактеризовать первобытные верования людей. Коммуникативные Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах Познавательные Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников. | Освоение общемирового культурного наследия. | Рассказывают о наскальной живописи, версиях ее происхождения. Работают с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Понимают свою самобытность и ценят культурное наследие разных религий. | 3 |
| Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 часа). | | | | | | | 4 |
5 | Возникновение земледелия и скотоводства. | | 1 | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути народов | Регулятивные Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека. Коммуникативные Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. Познавательные Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. | Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Ориентация в системе моральных норм и ценностей | Рассказывают о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Характеризуют изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Схематически изображают и комментируют управление родовой общиной и племенем. | 4 |
6 | Появление неравенства и знати | | 1 | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути народов | Регулятивные Находить на карте районы, где предположительно появилась металлургия. Коммуникативные Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин. Познавательные Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями. | Находят на карте районы, где предположительно появилась металлургия. Определяют понятия: ремесло, знать, причины возникновения неравенства и последствия данного процесса. Определяют условия, делают выводы. | 5 |
| Глава 3. Счёт лет в истории (1 час) |
7 | Измерение времени по годам. | | 1 | Научиться читать ленту времени | Регулятивные Уметь определять историческое время по ленте времени. Коммуникативные Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. Познавательные Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. | Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени | Осмыслят различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Умеют определять историческое время по ленте времени. Решают исторические задачи и проблемные ситуации на счет времени. Развивают навыки счета в истории в разные эпохи. | |
8 | 1 Контрольная работа №1 по теме «Жизнь первобытных людей» |
| Раздел II. Древний Восток (20 часов) |
| Глава 4. Древний Египет (8 часа) |
9 | Государство на берегах Нила | | 1 | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути Древнего Египта | Регулятивные Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян. Коммуникативные Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. Познавательные Раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон. | Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору | Используют электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решают проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов. Умеют доказать свою позицию ( отличие мировоззрения первобытного человека от современного). | 6 |
10 | Как жили земледельцы и ремесленники. | | 1 | Научиться создавать яркие образы земледельцев и ремесленников Древнего Египта | Регулятивные Оценивать достижения культуры. Коммуникативные Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Познавательные Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги, шадуф, и самостоятельно формулировать их. | Экологическое сознание | Определяют влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность человека. Формируют отношение к мировым цивилизациям. Характеризуют местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды. | 7 |
11 | Жизнь египетского вельможи. | | 1 | Научиться создавать яркие образы вельможи | Регулятивные Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной. Коммуникативные Учиться работать в малой группе над общим заданием. Познавательные Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока | Ориентация в особенностях и ценностей и их иерархизации. отношений и взаимодействий, в системе моральных норм | Находят и группируют информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Оценивают достижения культуры. Составляют кроссворд | 8 |
12 | Военные походы фараонов | | 1 | Научиться читать историческую карту | Регулятивные Анализировать завоевание египтян и давать им соответствующую оценку. Коммуникативные Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Познавательные Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов | Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III. | Выделяют причины, цели, направления военных походов, дату самых крупных военных походов, итоги военных походов. Имеют представление о внешнем облике и вооружении египетских воинов. Работают с картой в малых группах по единому заданию. Исполняют роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. | 9 |
13 | Религия древних египтян. | | 1 | Научиться объяснять и раскрывать символическое значение религиозных образов египтян | Регулятивные Характеризовать религию древних египтян. Коммуникативные Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Познавательные Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе. | Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа | Определяют понятия: храмы, статуи богов, жрецы, основных богов, что считают в Египте чудом света, дату создания пирамиды Хеопса, назначение гробниц. Определяют причинно-следственные связи, обобщают и делают выводы, работают с иллюстрациями, определяют значение событий. Творчески разрабатывают сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа. | 10 |
14 | Искусство древних египтян | | 1 | Научиться описывать предметы материальной культуры и произведения древнего искусства | Регулятивные Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды. Коммуникативные Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Познавательные Подготовить презентации в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). | Освоение общекультурного наследия древних египтян | Ищут в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Рассказывают о внутреннем устройстве пирамиды. Подготавливают презентации по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). | 11 |
15 | Письменность и знания древних египтян. | | 1 | Научиться описывать памятники истории и культуры древних египтян | Регулятивные Осуществлять познавательную рефлексию. Коммуникативные Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Познавательные Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам | Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах | Составляют короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Осуществляют поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Характеризуют знания из разных областей наук, известные древним египтянам. | 12 |
16 | Повторение по теме «Древний Египет» | | 1 | | Регулятивные Анализировать достижения в земледелии. Коммуникативные Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. Познавательные Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов | Составляют шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Анализируют достижения в земледелии. Сравнивают образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. Дают этическую оценку. | |
| Глава 5. Западная Азия в древности (7 часов) |
17 | Древнее Двуречье | | 1 | Научиться читать историческую карту и обобщать ее данные | Регулятивные Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Коммуникативные Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Познавательные Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки. | Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех проявлениях жизни | Определяют влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность жителей государства. Комментируют письменность Двуречья и выделяют ее особенные признаки. Формируют отношение к мировым цивилизациям. Понимают взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. | 13 |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | | 1 | Научиться давать образную характеристику Хаммурапи | Регулятивные Объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов. Коммуникативные Работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения. Познавательные Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. Уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим | Знают: хронологию правления Хаммурапи, определение понятия закон, основное содержание законов Хаммурапи, чьи интересы защищали данные законы. Выделяют основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Объясняют, почему законы Хаммурапи были объявлены законами богов. | 14 |
19 | Финикийские мореплаватели | | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Коммуникативные Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Познавательные Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей | Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам | Рассказывают с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях ее жителей. Определяют причины развитой торговли в городах Финикии:Библе, Тире, Сидоне. Составляют путь, по которому плавали финикийские купцы. | 15 |
20 | Библейские сказания | | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен Коммуникативные Проводить аналогию и устанавливать какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям Познавательные Объяснять значение принятие единобожия древнееврейскими племенами | Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам | Изучают по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен. Объясняют значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Объясняют, почему Библия- наиболее читаемая книга с древности и до наших дней Проводят аналогию и устанавливают, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. | 16 |
21 | Древнееврейское царство | | 1 | Научиться рассказывать о важнейших событиях древнееврейского царства | Регулятивные Дать оценку поступков Давиду и Самсону Коммуникативные Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах) Познавательные Уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи | Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам. | Решают развивающие и проблемные задачи с использованием видеоресурсов. Умеют формулировать оценку поступка ( Самсона, Давида.) Умеют обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи. | 17 |
22 | Ассирийская держава | | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Уметь самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят» Коммуникативные Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала Познавательные Определять причины падения Ассирийской державы | Формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия. | Определяют понятие держава, условия возникновения данного типа государства, основные даты, связанные с историей Ассирийской державы. Работают в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысления нового материала. | 18 |
23 | Персидская держава «царя царей». | | 1 | Научиться сопоставлять древние гос-ва по различным критериям, выделять сходства и различия | Регулятивные Работать с исторической картой и дополнительным источниками по вопросу расширения территории державы Коммуникативные Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей. Познавательные Установить причины возникновения Персидской державы | Составить свое личное отношение к изучаемым событиям, рассказывать кратко легенды о персидских царях | Называют основные даты истории создания Персидской державы. Работают в группах: пересказ легенд о персидских царях от лица разных персонажей. Работают исторической картой по вопросу расширения территории державы. | 19 |
| Глава 6. Индия и Китай в древности (4 часа) |
24 | Природа и люди Древней Индии | | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии Коммуникативные Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему( работа в группах) Познавательные Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру | Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа | Показывают на карте географическое положение Индии, основные занятия и образ жизни жителей, раскрывают содержание понятия – Буддизм. Объясняют каких животных почитали индийцы и почему. Выделяют ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру. | 20 |
25 | Индийские касты | | 1 | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути развития буддизма | Регулятивные Дать собственную оценку буддисткой религии; составлять простой план пунктов параграфа по плану Коммуникативные Подготовить сообщение о жизни Будды Познавательные Доказывать, что брахманы – хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма и буддизма | Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа | Составляют простой план пунктов параграфа по выбору. Рассказывают о жизни и обучении брахмана. Доказывают, что брахманы – хранители знаний. Сравнивают основные положения брахманизма и буддизма. Перечисляют достижения древних индийцев в форме передачи «Записки путешественника». | 21 |
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом Коммуникативные Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая Познавательные Определять и формировать особенности китайской религии | Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа | Находят на карте и комментировать местоположение Китая. Определяют и формулируют особенности китайской религии. Объясняют, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости. Соотносят этические нормы конфуцианства и христианства. | 22 |
27 | Первый властелин единого Китая. | | 1 | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути развития китайского народа | Регулятивные Дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации Коммуникативные Составлять кроссворды по тематике урока Познавательные Рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены | Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа | Рассказывают об отношениях Китая с соседями. Объясняют причины возведения Великой Китайской стены. Выделяют своеобразие древней китайской цивилизации. Составляют кроссворды по тематике урока. | 23 |
28 | 1 Контрольная работа №2 по теме «Древний Восток» | |
| Раздел III. Древняя Греция (21 час) |
| Глава 7. Древнейшая Греция (4 часов) |
29 | Греки и критяне | | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Работать с картой, заданиями рабочей тетради Коммуникативные Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст ( работа в группах) Познавательные Называть отличительные признаки критской культуры | Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа | Определяют и комментируют местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называют отличительные признаки критской культуры. Работают с картой,заданиями рабочей тетради.Рассказывают миф оДедале и Икаре и выявлют его нравственный аспект. | 24 |
30 | Микены и Троя. | | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Показывать по карте местоположение Микен Коммуникативные Работать в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте времени обозначать разные события и даты Познавательные Выделять различия между микенской и критской культурой | Определить вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации | Выявляют отличия между микенской и критской культурами. Показывают на карте местоположение Микен. Работают в малых группах по дифференцированным заданиям. Работают с лентой времени: обозначают падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определяют, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими. | 25 |
31 | Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». | | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Характеризовать образы основных героев «Илиады» Коммуникативные Принимать участие в ролевой игре. Познавательные Раскрывать кратко суть поэмы Гомера | Развивать интерес к истории Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации | Рассказывают легенду о жизни Гомера. Раскрывают суть поэмы Гомера«Илиада» Характеризуют образы основных героев «Илиады». | 26, 27 |
32 | Религия древних греков | | 1 | Научиться выявлять причинно-следственные связи между условиями жизни и занятиями греков | Регулятивные Давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов (работа в группах) Коммуникативные Выполнять задания по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка» Познавательные Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами | Дать оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени. | Объясняют связь между явлениями природы и греческими богами. Дают нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнивают пантеон богов египтян и греков. Выполняют задания по техникам диалогов: « лесенка», «микрофон», «вертушка». | 28 |
33 | Контрольная работа №3 по теме «Древняя Греция» | |
| Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 часов). |
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | | 1 | Научиться формировать целостное представление об историческом развитии греков | Регулятивные Дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики за собственное благополучие и нормальную жизнь Коммуникативные Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах) Познавательные Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом | Сформировать личностное отношение учащихся к событиям, происходящим в Древней Греции | Находят на карте и устно комментируют положение Аттики, занятия ее населения. Выделяют признаки греческого полиса. Характеризуют греческий демос, общество в целом. Перечисляют преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским. Работают с новыми терминами ( вставить пропущенные буквы). | 29 |
35 | Зарождение демократии в Афинах. | | 1 | Научиться объяснять сложные политические процессы | Регулятивные Дать собственную оценку поступкам Солона Коммуникативные Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем Познавательные Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы населения | Выразить свое собственное отношение к демократическим процессам, происходящим в древней Греции | Знают определение понятий реформы, демократия, хронологию проведения реформ Солона, их значение. Развивают навыки работы с первоисточником, опорной схемой, умение определять историческое значение событий. Сравнивают законы Драконта и Солона. Умеют вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. | 30 |
36 | Древняя Спарта. | | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Показывать на карте расположение Спарты Коммуникативные Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика. Анализировать ответы одноклассников. Познавательные Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты | Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять свое отношение к спартанскому воспитанию | Показывают на карте географическое положение Спарты, образ жизни спартанцев. Умеют определять положительные и отрицательные моменты в образе жизни спартанцев. Характеризуют основные группы населения и их положение. Составляют кодекс моральных норм для спартанского юноши. Умеют найти новые слова в тексте и составить к ним вопросы. | 31 |
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | | 1 | Научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности колонизации | Регулятивные Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты Коммуникативные Составлять план «Причины переселения греков» Познавательные Объяснять причины и значение возникновения колоний | Осознавать принадлежность греков к единой культуре | Определяют понятия колония, значение колоний в жизни греческих полисов. Объясняют причины греческой колонизации, ее географию. Описывают наряд грека. Выделяют общее, что связывает греческие колонии. | 32 |
38 | Олимпийские игры в древности | | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Описывать основные правила проведения Олимпийских игр Коммуникативные С опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя Познавательные Раскрывать значение Олимпийских игр в жизни Греции | Пробудить желание заняться каким-либо видом спорта, осознавать положительное влияние спорта на человека | Знают хронологию первых Олимпийских игр. Составляют развернутый план одной части параграфа. Оценивают значение Олимпийских игр для общества того времени. Соотносят известное с неизвестным об играх. | 33 |
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве | | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Описывать ход боевых действий между персами и греками Коммуникативные Делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве Познавательные Объяснять причины победы греков в Марафонской битве Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражения Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства | Понимать причины героических усилий греков отстоять независимость своего государства | Выделяют причины греко-персидских войн, хронологию, итоги Марафонской битвы и ее значение. Используют информацию видеофильма, презентации, составляют собственный рассказ о Марафонской битве. Рассказывают о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне, дают свою оценку его поступку. | 34 |
40 | Нашествие персидских войск на Элладу | | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Описывать ход боевых действий между Коммуникативные Делать выводы о значении нашествие персидских войск на Элладу Познавательные Дать оценку итогов нашествия. | Описывать чувства человека-защитника своего государства | Называют причины Греко-персидских войны, хронологию Саламинской битвы, итоги войн. Инсценируют события одного из сражений. Используют информацию видеофильма, презентации, составляют собственный рассказ – о создании военного флота; - о Фермопильском сражении; - о Саламинской битве. | 35 |
| Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 часов) | | | | | | | 36 |
41 | В гаванях афинского порта Пирей | | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные устно описывать торговый порт Афин Коммуникативные Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа Познавательные Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции | Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок» | Сравнивают военную и торговые гавани. Оценивают, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризуют положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. Используют информацию видеофильма, презентации, составляют собственный рассказ о гаванях. Получают дополнительную информацию на основе иллюстраций к тексту. | 36 |
42 | В городе богини Афины | | 1 | Научиться описывать памятники истории и культуры Афин | Регулятивные Объяснять в чем состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие Коммуникативные Описывать произведения древнегреческой архитектуры Познавательные Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей | Объяснять за что афиняне любили свой город, какими постройками и статуями гордились | Рассказывают о наиболее значимых частях Афин. Формулируют собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин. Составляют план виртуальной экскурсии по Акрополю. Составляют кроссворды на самостоятельно выбранную тему ( в соответствии с темой урока). | 37 |
43 | В афинских школах и гимнасиях | | 1 | Научиться анализировать систему воспитания и образования в афинских школах и гимназиях | Регулятивные Описывать особенности древнегреческого воспитания Коммуникативные Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте Познавательные Рассказывать о развитии наук и образовании в Древней Греции | Описывать собственные представления о важности образования | Называют особенности образования в Древней Греции. Сравнивают, обобщают и делают выводы. Выполняют практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям. | 38 |
44. | В театре Диониса. | | 1 | Научиться создавать яркие образы, связанный с театром в Греции | Регулятивные Объяснять отличия трагедий и комедий Коммуникативные Сравнивать современный театр и древнегреческий Познавательные Рассказывать о развитии древнегреческого тетра | Высказывать суждения о роли театра в жизни греков | Рассказывают историю создания и развития театра в Древней Греции и вклад Греции в историю развития мировой культуры. Оценивают роль современного театра для общества. | 39 |
45 | Афинская демократия при Перикле | | 1 | Научиться формировать целостное представление об афинской демократии | Регулятивные Рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле Коммуникативные Сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте Познавательные Характеризовать афинскую демократию при Перикле | Объяснять значение участия граждан в управлении государством | Дают определение понятию демократия. Называют реформы Перикла и их значение.. Дают оценку деятельности Перикла по развитии демократии в Афинах. Строят предположение о том, что было, если бы у власти был другой стратег. | 40 |
| Глава 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э (3 часа) |
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Показывать на карте места сражений Коммуникативные Характеризовать македонское войско Познавательные Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии | Описывать значение потери Грецией независимости | Называют причины поражения греков в борьбе с Македонией, даты основных сражений. Сравнивают политический курс Филиппа и Александра. Объясняют смысл выражений «филиппика», «груженный золотом осел может взять непреступную крепость». | 41 |
47 | Поход Александра Македонского на Восток | | 1 | Научиться рассказывать о важнейших событиях | Регулятивные Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра македонского Коммуникативные Составлять исторический портрет(характеристику)Александра Македонского Познавательные Объяснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского | Рассказывать о важности личных качеств для достижения поставленных целей | Называют хронологию основных событий, причины военных успехов Александра Македонского. Умеют составлять схему походов А. Македонского. Умеют составлять оценочную характеристику гос. деятеля. Оценивают поступки А. Македонского, его противников. | 42 |
48 | В Александрии Египетской | | 1 | Научиться создавать яркие образы связанные с памятниками Александрии Египетской | Регулятивные Определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней Коммуникативные Составлять рассказ- описание города Александрия Познавательные Объяснять причины распада державы Александра Македонского | Описывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока | Называют причины и хронологию распада державы Александра Македонского. Показывают на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Рассказывают об Александрии- центре эллинистического мира. Сравнивают Александрию и Афины. | 43 |
49 | Контрольная работа №4 по теме «Греция – великая цивилизация» | | | | | | | 44 |
| Раздел IV. Древний Рим (18 часов) | | | | | | | 45 |
| Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 часа) | | | | | | | 46 |
50 | Древнейший Рим | | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Планирование последовательности действий Коммуникативные Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками Познавательные Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия | Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию | Анализируют карту. Географическое положение Рима, природно-климатические условия, дату основания Рима. Делают сравнение природных условий Греции и Рима , используют информацию для получения знаний из различных источников. Характеризуют общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Рассказывают легенды, связанные с историей Рима. | 44 |
51 | Завоевание Римом Италии | | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Планирование последовательности действий Коммуникативные Организация и планирование работы в группе Познавательные Исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения | Формирование мотивации к обучению и познанию | Дают определение понятия республика, виды данной формы управления, основные даты событий. Соотносят возникновение крылатых слов с событиями в истории Рима. | 45 |
52 | Устройство Римской республики. | | 1 | Научиться овладевать целостным представлением об устройстве Рима | Регулятивные Организация самоконтроля и само оценивания Коммуникативные Овладение средствами решения коммуникативных задач Познавательные Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом | Формирование активной позиции в учебной деятельности | Сравнивают устройство Римской республики с греческим полисом. Называют основные органы управления, их функции, способ формирования, дают определение понятия аристократическая республика Выделяют и называют преимущества легиона по сравнению с фалангой. | 46 |
| Глава 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа) | | | | | | | 50 |
53 | Вторая война Рима с Карфагеном | | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность Коммуникативные Анализировать ответы одноклассников Познавательные Называть причины и характер карфагенских войн. Формирование умений работы с исторической картой. | Характеризовать цели и поступки Ганнибала | Называют причины, хронологию основных событий, итоги войны, работают с опорной схемой, обобщают и делать выводы. Характеризуют и оценивают цели, поступки Ганнибала. Перечисляют причины поражения Ганнибала в войне с римлянами. | 47 |
54 | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье | | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность Коммуникативные Работать с картой в процессе изучения событий. Познавательные Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме | Выражать свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебнопознавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Называют причины, хронологию основных событий, итоги войны, работают с опорной схемой, обобщают и делают выводы. Описывают по рисунку триумф. Составляют простой план параграфа. | 48 |
55 | Рабство в Древнем Риме | | 1 | Научиться овладевать целостным представлением о причинах и сущности рабовладения | Регулятивные Составление плана и последовательности действий Коммуникативные Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах Познавательные Формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере | Дают определение понятию рабство, рассказывают о положениеи рабов. Объясняют причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян. Умеют работать в малых группах, составляют рассказ от имени рабов, выполнявших разные виды работ. | 49 |
| Глава 13. Гражданские войны в Риме (4 часа) |
56 | Земельный закон братьев Гракхов | | 1 | Научиться выявлять закономерности исторических событий | Регулятивные Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями Познавательные Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп | Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян | Объясняют причины проведения земельной реформы Тиберия Гракха в Риме, называют основное содержание и значение реформы. Высчитывают сколько лет римляне жили в мире. Оценивают поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных римлян. | 50 |
57 | Восстание Спартака | | 1 | Научиться формировать целостное представление о гладиаторах | Регулятивные Участие в коллективном проекте темы: «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака» Коммуникативные Составлять рассказ от имени Спартака, Красса. Участвовать в ролевых играх. Познавательные Понимание причин начала восстания Спартака и причин его поражения | Давать характеристику событиям и их участникам. Познакомить с героической личностью Спартака | Называют причины, основные события, их хронологию, итоги восстания, лидера восстания. Составляют рассказ от имени Спартака, сенатора Красса. | 51 |
58 | Единовластие Цезаря | | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы Коммуникативные Умение работать в группе Познавательные Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме | Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря | Дают определение понятия диктатор, хронологию установления единовластия Цезаря, причины гибели. Анализируют поступки и действия Ю.Цезаря. Объясняют позиции Красса, Помпея и сената в отношении Юлия Цезаря. | 52 |
59 | Установление империи. | | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины Коммуникативные Организация и планирование работы в группе Познавательные Формирование умений работать с исторической картой | Рассказывать о судьбах знаменитых римлян | Дают определение понятия империя, называют дату установления империи в Риме. Составляют кроссворд по одному из пунктов параграфа. Сопоставляют действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Объясняют причины завершения гражданских войн в Риме. | 53 |
| Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 часов) |
60 | Соседи Римской империи | | 1 | Научиться овладевать целостным представлением о соседях Рима | Регулятивные Умение составлять простой план Коммуникативные Обмениваться в группе результатами поиска Познавательные Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и структурирование информации | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим народам | Показывают на карте территории расселения народов, попавших под власть империи. Комментируют иллюстрации на страницах учебника. Составляют задания, вопросы, обмениваются ими. Рассказывают о племенах- соседях Римской империи и их взаимоотношениях. | 54 |
61 | Рим при императоре Нероне. | | 1 | Научиться овладевать целостным представлением о развитии Рима | Регулятивные Планирование и организация деятельности Коммуникативные Планирование учебных действий Познавательные Уметь самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государственному деятелю Нерону | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем | Используют различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в 1 в. н. э. Осуществляют отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме. Анализируют причины крайнего своеволия Нерона. | 55 |
62 | Первые христиане и их учение | | 1 | Научиться овладевать целостным представлением о возникновении христианства | Регулятивные Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями Познавательные Формировать умения составлять рассказ, работать с текстом учебника и историческими документами | Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан | Рассказывают об условиях появления христианского учения. Комментируют и оценивают комплекс моральных норм христиан. Объясняют причины их актуальности в наши дни. | 56 |
63 | Расцвет Римской империи во II в | | 1 | Научиться формировать целостное представление об историческом развитии Рима эпохи расцвета | Регулятивные Формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог Познавательные Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения творческого характера | Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях | Сравнивают положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризуют период правления императора Траяна. Рассказывают о достижении империи во 2 в. н.э. Выделяют причины ослабления империи и перехода к обороне границ. | 57 |
64 | «Вечный город» во времена империи и его жители | | 1 | Научится создавать яркие образы связанные с личностями, памятниками, явлениями вечного города Рима | Регулятивные Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы Коммуникативные Анализировать ответы одноклассников Познавательные Инсценирование виртуальной экскурсии по Риму с использованием ИКТ, иллюстраций учебника, рассказов учащихся. Изучение культурной жизни в Древнем Риме | Развитие эстетического сознания | Аргументировано доказывают смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Проводят виртуальную экскурсию (презентация) и составляют рассказ от лица разных персонажей об одном дне в Риме. | 58 |
| Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 часа) | | | | | | | 59 |
65 | Римская империя при Константине | | 1 | Научиться формировать целостное представление об историческом развитии Рима при Константине | Регулятивные Осознание учамися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Познавательные Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях | Умение выражать и отстаивать свою позицию | Дают определение понятию колоны, называют признаки распада рабовладельческого строя и условия зарождения новых общественных отношений, причины распада империи. Комментируют последствия утверждения христианства государственной религией. Составляют рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к параграфу. | 59 |
66 | Взятие Рима варварами | | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Организация самоконтроля и самооценивания Коммуникативные Интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем Познавательные Умение структурировать знания, строить речевые высказывания | Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей | Называют причины раздела империи на две части. Рассказывают об исторических деятелях и их поступках. Оценивают поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиций общечеловеческих ценностей. Высказывают предположение о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую Империю. | 60 |
67 | 1 Контрольная работа №5 по теме «Древний Рим» | |
68 | Итоговая контрольная работа | | 1 | | Регулятивные Осознание учащимися качества и уровня усвоения Коммуникативные Планирование учебных действий Познавательные Рефлексия способов и условий действия | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется | Показывают на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводят легенды и их нравственный контекст. Приводят примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывают и показывают достижения Рима в разных областях жизни, повседневности. Решают кроссворды, проблемные задания. | |
69-70 | Резерв | | 2 | | | | | |
В ходе изучения предмета с целью контроля результативности работы предполагается письменной контрольной работы по итогам года.