Рассмотрено Согласовано Утверждаю на заседании МО Руководитель МС Директор школы
учителей начальных классов школы
Пр.№1 «17» августа 2021г Пр №1 «18» августа 2021г Пр №106 «18» августа 2021 г _____ /В.В. Ковалева / _________ / Н.В. Скрынникова/ _______ / О.Н.Белянская/
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 3 класса
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Киселевской средней общеобразовательной школы
имени Николая Васильевича Попова
на 2021-2022 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
Ковалева Валентина Владимировна
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству в 3 классе составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , ст.28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Учебный план МБОУ Киселевской СОШ им. Н.В.Попова на 2021-2022 учебный год.
4. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Киселевской СОШ им. Н.В.Попова на 2021– 2022 учебный год. .
5. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников 1 —4 классы . Авторы: Б.М. Неменский , В.Г. Горяев, Г.Е. Гурова М. : Просвещение, 2018г.
Изучение курса реализуется через УМК: «Изобразительное искусство.» для 3 класса. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений.Автор: Н.А. Горяева под редакцией Б. М. Неменского – М.:Просвещение, 2020 г.
Сроки реализации программы: 1 год (2021-2022 учебный год)
Цели изучения предмета:
1.Формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.
2.Воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи:
• Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами.
• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Место предмета в учебном плане.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса рассчитана на 34 часа в год, 1 ч. в неделю. В соответствии с учебным планом МБОУ Киселевской СОШ им. Н.В. Попова, в связи с фактическим количеством учебных дней (2 мая (понедельник) - праздничные дни), с учетом календарного учебного графика и расписанием занятий обеспечено выполнение рабочей программы в полном объеме за счет уплотнения рабочего материала.
Фактическое количество часов за год - 33 часа.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
сформированность навыков:
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения искусства у обучающихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много- национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе
Методическое письмо № 1561\14-15 от 19.11.98
Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке результатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения;
"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу;
не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Нормы оценок по изобразительному искусству соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» (33 часа)
Искусство в твоём доме (7ч) Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ. Его условность, передача общего через единичное. Красота предметов в реальной повседневной жизни.Связь декора посуды, платка с назначением. Эмоциональная среда дома, создаваемая обоями: их цветом, рисунком, ритмом, величиной изображений. Книга как произведение искусства, многообразие форм и видов книг. Открытка как предмет искусства, разновидности тиражной графики. Причастность художника к созданию всего предметного мира, окружающего человека в его доме.
Искусство на улицах твоего города (7ч) Архитектурные памятники как хранители памяти о своём времени, о тех, кто строил и украшал города и сёла.
Роль природных аналогов (паутина, крылышки бабочек, стрекоз, жучков, ажурно-сетчатые конструкции листа дерева и др.) в создании инженерных конструкций с тончайшими ажурными сцеплениями металлических элементов.
Художественное оформление витрин, отвечающее назначению магазина и вместе с тем являющееся рекламой и праздничным украшением магазина и улицы.
Разнообразие форм и образное решение транспорта.
Художник и зрелище (9ч) Художник в театре. Искусство рекламы, его роль в жизни (афиша и плакат).Работа Мастеров Изображения, Постройки, Украшения на улицах города для создания праздника в городе. Роль художника при изготовлении декораций, костюмов, карнавальных масок. Роль художника в праздничном украшении города, улицы.
Художник и музей (10 ч) Музеи, шедевры изобразительного искусства, хранящиеся в художественных музеях крупных городов России, памятники культуры родного края.
Картина – особый мир.Картина – пейзаж (жанр пейзажа).Картина – портрет (жанр портрета).Картина – натюрморт (жанр натюрморта).Исторические картины и картины бытового жанра. Скульптура в музее и на улице.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела. Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
Искусство в твоем доме (7 ч.) | |
1 | Твои игрушки. | 1 | 6.09 | |
2 | Посуда у тебя дома. | 1 | 13.09 | |
3 | Обои и шторы в твоем доме. | 1 | 20.09 | |
4 | Мамин платок. | 1 | 27.09 | |
5 | Твои книжки. | 1 | 4.10 | |
6 | Поздравительная открытка. | 1 | 11.10 | |
7 | Что сделал художник в нашем доме | 1 | 18.10 | |
Искусство на улицах твоего города(7 ч.) | |
8 | Памятники архитектуры | 1 | 25.10 | |
9 | Парки, скверы, бульвары. | 1 | 8.11 | |
10 | Ажурные ограды. | 1 | 15.11 | |
11 | Фонари на улицах и в парках. | 1 | 22.11 | |
12 | Витрины | 1 | 29.11 | |
13 | Транспорт в городе. | 1 | 6.12 | |
14 | Что делал художник на улицах моего города (села) | 1 | 13.12 | |
Художник и зрелище (9ч.) | |
15 | Художник в цирке. | 1 | 20.12 | |
16 | Художник в театре. | 1 | 27.12 | |
17 | Театр кукол. | 1 | 10.01 | |
18 | Маски. | 1 | 17.01 | |
19 | Маски. | 1 | 24.01 | |
20 | Афиша и плакат . | 1 | 31.01 | |
21 | Афиша и плакат . | 1 | 7.02 | |
22 | Праздник в городе. | 1 | 14.02 | |
23 | Школьный карнавал. | | 21.02 | |
Художник и музей (10 ч) | |
24 | Музей в жизни города | 1 | 28.02 | |
25 | Картина - особый мир. | 1 | 5.03 | |
26 | Музеи искусства | 1 | 14.03 | |
27 | Картина-пейзаж. | 1 | 28.03 | |
28 | Картина-портрет. | 1 | 4.04 | |
29 | Картина – натюрморт | 1 | 11.04 | |
30 | Картины исторические и бытовые | 1 | 18.04 | |
31 | Скульптура в музее и на улице | 1 | 25.04 | |
32 | Художественная выставка | 1 | 16.05 | |
33 | Каждый человек- художник | | 23.05 | |
Согласовано
Заместитель директора школы
по УВР________ /Скрынникова Н.В./
18.08.2021г.