СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Изобразительное искусство", 5 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Изобразительное искусство", 5 класс»






















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Изобразительное искусство»

для 5 класса

































Изобразительное искусство

5 класс

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2012 г. № 273)

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от19 декабря 2014г.;

  • Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026;
  • Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115"Об утверждении и порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН) от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГБОУ «Ключевская общеобразовательная школа-интернат»

  • Рабочая программа по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. Изобразительное искусство

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой;

  • Письмо Министерства образования и науки Алтайского края от 16.08.2022 г. № 23-02/22/728 «О начале 2023/2024учебного года».

  • Учебный план образовательной организации.

  • Календарный учебный график на 2023 – 2024 учебный год.

  • Согласно девствующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение изобразительному искусству в объеме 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год;

  • В связи со складывающейся неблагоприятной эпидемиологической и метеорологической обстановкой, в соответствии с приказами Министерства образования и науки РФ и Алтайского края, возможна реализация программы в форме дистанционного обучения.

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом: учебник «Изобразительное искусство» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ М.Ю. Рау, М.А. Зыкова, Москва «Просвещение», 2020 г.

Цели программы:

Основной целью обучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; Формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Задачи программы:

  • воспитание интереса к изобразительному искусству;

  • раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;

  • воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;

  • формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах;

  • расширение художественно-эстетического кругозора;

  • развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них;

  • формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;

  • обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;

  • обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке);

  • обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента, применяемых в разных видах изобразительной деятельности;

  • формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению;

  • развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;

  • воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности ("коллективное рисование", "коллективная аппликация").

Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:

  • коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

  • развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, контролировать свои действия;

  • коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования.

  • развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Рисование, как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки рисования при правильной ихпостановкеоказываютсущественноевоздействиенаинтеллектуальную,эмоциональнуюидвигательнуюсферы,способствуютформированиюличностиумственноотсталогоребенка,воспитанию унегоположительныхнавыковипривычек.

Данный курс «Рисование» создан с учетом личностного, деятельного, дифференцированного, компетентного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.

Обучение рисованию носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.

В основу программы по рисованию взят традиционный тематический принцип группировки материала. Программой предусматриваются следующие виды работы:

рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему, декоративное рисование. Лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению, лепка на тему, лепка декоративной композиции; Выполнение плоскостной и полу объемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности ("подвижная аппликация") и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению, выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации. Проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

III. Место учебного предмета в учебном плане

Реализация рабочей программы учебного предмета «Рисование» (5 класс) рассчитана на 68 часа (34 учебные недели, по 2 часа в неделю).учебник «Изобразительное искусство» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ М.Ю. Рау, М.А. Зыкова, Москва «Просвещение», 2020 г.

IV. Результаты освоения учебного предмета

Так как одной из основных задач коррекционная (специальная) школа VIII вида ставит подготовку учащихся к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями.

Обучение изобразительному искусству невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию речи учащихся. Поэтому на уроках учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с предметами, формами.Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по изобразительному искусству, который доступен большинству учащихся, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Для отстающих учащихся, нуждающихся в дифференцированной помощи со стороны учителя, настоящая программа определяет упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем.В результате освоения предметного содержания курса изобразительного искусства у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать личностныхметапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов.На первый план при изучении курса изобразительного искусства выносится задача совершенствования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся.

Содержание программыстроится по четырем направлениям:

1.Умение анализировать форму, строение объекта наблюдения, выделять в нем части, определять пропорции и видеть объект целостно, а затем изображать его, передавая относительное сходство.

2.Восприятие цвета предметов и явлений окружающей природной среды и умение изображать полученные при наблюдении впечатления красками (акварелью и гуашью) разными способами (по сухой и по мокрой бумаге) и другими художественными материалами (цветными карандашами, мелками, фломастерами).

3.Умение работать над композицией в практической деятельности (выделение центра композиции способом центрального расположения главного объекта, выделения цветом).

4.Более углубленное восприятие некоторых произведений изобразительного искусства, а также восприятие предметов декоративно-прикладного искусства, являющихся темой занятия (уметь их рассматривать и рассказывать об их содержании)

Программой предусматриваются следующие виды работы:

― рисование с натуры и по образцу (готовому изображению);

- рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.

― проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

ОбучениевосприятиюпроизведенийискусстваПримерные темы бесед:

«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».

«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусствщ, архитектура, дизайн.

«Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И .Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.

«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д.

«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образыв народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление спроизведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская роспись и т.д.).

Предметными результатами освоения предмета «Изобразительное искусство» являются:

Минимальный уровень:

  • знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

  • знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

  • знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

  • пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

  • знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

  • знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

  • организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная

  • организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

  • владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

  • рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

  • применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

  • ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

  • адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

  • узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

Достаточный уровень:

  • знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

  • знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);

  • знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

  • знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

  • знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;

  • знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

  • знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

  • следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

  • оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

  • использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; применение разных способов лепки;

  • рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;

  • различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

  • различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

  • различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.

Личностные учебные действия:

Личностные учебные действия представлены следующими умениями:

  • испытывать чувство гордости за свою страну;

  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

  • бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия включают:

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействиями (учебных, трудовых, бытовых и др.);

  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия представлены умениями:

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

  • Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

  • использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета:

В период обучения в 5 классе проводятся следующие виды диагностики(Приложение 1):

  • стартовая (входное оценивание);

  • текущая диагностика;

  • промежуточная диагностика.

Особенности оценки устных ответов (по результатам индивидуальной и коллективной работы обучающихся):

  • активность участия;

  • возможность понять суть вопроса со стороны собеседника;

  • достоверность предоставляемой информации, развёрнутость, образность, аргументированность ответов;

  • самостоятельность оформления ответа;

  • оригинальность суждений.

Особенности оценки творческой работы:

  • оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов);

  • техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения);

  • техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).

V.Содержание учебного предмета

Раздел1. Признаки уходящего лета, наступающей осени. Листья разной формы в окраске уходящего лета и наступающей осени(6 час).Беседа по картине А. Рылова «Зелёный шум».Рисование с натуры ветки дуба с желудями цветными карандашами.Беседа по картине И. Остроухова «Золотая осень».Рисование с натуры осенней ветки дуба акварельными красками по сырой бумаге.Рисование с натуры осеннего листка клёна акварельными красками способом работы «по - сырому».Рисование с натуры осенних листьев акварельными красками.

Раздел 2. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Художники пейзажисты и их картины(8 час). Беседа « Пейзаж как жанр изобразительного искусства».Беседа «Алексей Кондратьевич Саврасов и его картина «Грачи прилетели».Беседа «Русский художник – пейзажист Иван Иванович Шишкин».Рисование пейзажа гуашью «Береза».Рисование пейзажа акварельными красками «Ель».Рисование пейзажа акварельными красками «Сосна».акварельными красками, способом работы по сырому. «Осеннее небо без облаков», «Осеннее небо с облаками».Рисование по представлению акварельными красками способом работы по сырому «Река», «Море».

Раздел 3. Развитие восприятия картин в жанре натюрморта(10 час). Красота вещей вокруг нас.Беседа «Что такое натюрморт?».Беседа «В.Серов и его картина «Девочка с персиками».Беседа «Портрет. Сюжет. Натюрморт». Беседа«З.Серебрякова и ее картины».Рисование натюрморта с натуры акварельными красками «Кринка и стакан».Рисование натюрморта с натуры акварельными красками «Букет в вазе и оранжевый апельсин».Рисование натюрморта с натуры акварельными красками «Кувшин, яблоко, сливы».Рисование сценки из жизни по придуманному сюжету.Беседа «Разные сосуды: кувшины, вазы, кубки (керамика, фарфор, стекло, металл)».Изготовление из бумаги фигур двух кувшинов, кринки и бутылки. Создание аппликации «Натюрморт. Кринка, кувшины, бутылка».Рисование натюрморта акварельными красками по аппликации «Натюрморт. Кринка, кувшины, бутылка».

Раздел 4. Расширение знаний о портрете. Закрепление умений наблюдать, рассматривать натуру и изображать ее(10 час).Беседа «Портрет как жанр изобразительного искусства».Рисование портрета человека в профиль простым карандашом.Изготовление модели фигуры человека из картона и мягкой проволоки.Рисование фигуры человека с подвижной модели простым карандашом.Рисование фигуры человека с подвижной модели простым карандашом в движении.Беседа «Зимние развлечения в деревне, в городе».Сюжетное рисование «Дети катаются с горки, сидя на санках и стоя на ногах».Сюжетное рисование «Ребята строят снежную крепость».Сюжетное рисование «Дети лепят снежную бабу».Сюжетное рисование «Дети катаются на лыжах (на коньках)».

Раздел 5. Как построена книга? Иллюстрации в книге. Для чего нужна книга?(7 час).

Беседа «Как построена книга?»Рисование обложки книги к сказке.Беседа «Иллюстрации в книге».Беседа о художниках-иллюстраторах детских книг.Рисование иллюстрации к сказке «Маша и медведь».Определение размера (величины) изображений. Рисование елок разной величины.Рисование яблок и груш разного размера.

Раздел 6. Развитие умения рассматривать сюжетные картины, понимать их содержание, обращать внимание на некоторые художественные выразительные средства, используемые художником.Беседа по картине Ф. Решетникова «Опять двойка».Составление рассказа-описания по картине Ф. Решетникова «Переэкзаменовка».Составление рассказа-описания по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

Раздел 7. Расширение знаний о скульптуре как виде изобразительного искусства, о работе скульптора и художника-анималиста. Животные в скульптуре. Красная книга (10 час).Беседа «Скульптура как вид изобразительного искусства».Беседа «Животные в скульптуре».Лепка из пластилина памятника животному.Беседа «Красная книга. Зачем она была создана?».Беседа «Художники и скульпторы, изображающие животных».Лепка животного из Красной книги. Белый медведь. Создание коллективного панно «На Северном полюсе».Лепка животного из Красной книги. Белый журавль (стерх). Зарисовка цветными карандашами по вылепленному образцу.Рисование акварельными красками белого медведя и северного сияния. Беседа по картинам С.Виноградова «Весна» и А. Саврасова «Ранняя весна».

Раздел 8. Народное искусство (4 час). Беседа «Богородские игрушки».Беседа «Хохломские изделия».Рисование узоров из элементов узоров «Золотой хохломы».Раскрашивание посуды орнаментами «Золотой хохломы».

Раздел 9. Плакат. Зачем он нужен? Открытка. Ее сходство с плакатом и различия(4 час).Беседа «Плакат. Как художник работает над плакатом?».Рисование плаката по замыслу «Охраняй природу».Беседа «Открытка. Сходство и различия плаката и открытки».Изготовление открытки с использованием акварельных красок и техники работы «пятном» и «посырому».

Раздел 10. Музеи мира(4 час).Беседа «Музеи России».Беседа «Музеи мира».Рисование одной из работ музея России.

Повторение«Викторина «Народное искусство».

VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной

деятельности.


Номер темы и ее название

Всего часов

на тему

Из них

Теоретические

занятия

Контрольные работы

Лабораторные работы

Практические работы

Экскурсии

Тема 1. Признаки уходящего лета, наступающей осени. Листья разной формы в окраске уходящего лета и наступающей осени.

6

2



4


Тема 2. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Художники пейзажисты и их картины.

8

3



5


Тема 3. Развитие восприятия картин в жанре натюрморта. Красота вещей вокруг нас.

10

4



6


Тема 4. Расширение знаний о портрете. Закрепление умений наблюдать, рассматривать натуру и изображать ее.

10

2



8


Тема 5. Как построена книга? Иллюстрации в книге. Для чего нужна книга?

7

3



4


Тема 6. Развитие умения рассматривать сюжетные картины, понимать их содержание, обращать внимание на некоторые художественные выразительные средства, используемые художником.

4

3





Тема 7. Расширение знаний о скульптуре как виде изобразительного искусства, о работе скульптора и художника-анималиста. Животные в скульптуре. Красная книга.

11

6



5


Тема 8. Народное искусство.

4

2



2


Тема 9. Плакат. Зачем он нужен? Открытка. Ее сходство с плакатом и различия.

4

2



2


Тема 10. Музеи мира.

2

2





Итого

68




























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

5 КЛАСС
















№ п/п

Программная тема

Количество часов

Дата проведения

Основные знания учащихся

Основные умения учащихся

Словарная работа

Наглядность

Коррекционные цели


I четверть

18








Тема 1. Признаки уходящего лета, наступающей осени. Листья разной формы в окраске уходящего лета и наступающей осени.

6


Сюжетная композиция, спокойная (динамичная), массивная (лёгкая, изящная). Лист бумаги, середина (край) листа, низ (верх) листа, низ (верх) рисунка, форма предмета.

Различают оттенки одного и того же цвета. Овладевают понятиями об ахроматических и хроматических цветах. Осуществляют выбор цветовой гаммы для изображения состояния природы. Рисуют по собственному замыслу с использованием определённой цветовой гаммы.



1. Развитие творческого воображения

2. Развитие чувства композиции

3. Коррекция памяти, внимания

4. Коррекция мелкой моторики рук

5. Формирование эстетического восприятия

1

Беседа по картине А. Рылова «Зелёный шум».

1

1.09

Репродукция

Репродукция картины

2

Рисование с натуры ветки дуба с желудями цветными карандашами.

1

2.09

Желудь

Ветки деревьев

3

Беседа по картине И. Остроухова «Золотая осень».

1

8.09


Репродукция картины

4

Рисование с натуры осенней ветки дуба акварельными красками по сырой бумаге.

1

9.09

Акварель

Ветки деревьев

5

Рисование с натуры осеннего листка клёна акварельными красками способом работы «по-сырому».

1

15.09


Кленовые листья различных оттенков

6

Рисование с натуры осенних листьев акварельными красками.

1

16.09


Листья деревьев


Тема 2. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Художники пейзажисты и их картины.

8


Из известных произведений живописи я запомнил (знаю) картины Саврасова«Грачи прилетели». «Золотая осень». Смешивать, высыхать, изображать, смочить.









Основные знания учащихся

1.Различать теплые и холодные цвета

2.Словесно по памяти описывать окружающую природу, цветовые сочетания.пейзаже

3. Выполнять рисунок с натуры или по памяти

4. Смешивать краски для получения нужного цвета и оттенков; учитывать освещенность предметов



7

Беседа « Пейзаж как жанр изобразительного искусства».

1

22.09

Пейзаж


8

Беседа «Алексей Кондратьевич Саврасов и его картина «Грачи прилетели».


1


23.09

Репродукция

Репродукция картины

№ п/п

Программная тема

Количество часов

Дата проведения

Основные умения учащихся

Словарная работа

Наглядность

Коррекционные цели

9

Беседа «Русский художник – пейзажист Иван Иванович Шишкин».

1

29.09

Называть картины известных русских художников И.И. Шишкина, А.К. Саврасова.

Компонуют изображаемые предметы в заданном формате.Осознают возможности цвета, формы и пространственного расположения предметов для передачи в тематическом рисунке изображаемого сюжета.

Пейзажист

Репродукция картины

1. Развитие творческого воображения

2. Развитие чувства композиции

3. Коррекция памяти, внимания

4. Коррекция мелкой моторики рук

5. Формирование эстетического восприятия

10

Рисование пейзажа гуашью «Береза».

1

30.09

Гуашь


11

Рисование пейзажа акварельными красками «Ель».

1

6.10

Пейзаж

Изображения сосны

12

Рисование пейзажа акварельными красками «Сосна».

1

7.10


Изображения сосны

13

Рисование по представлению акварельными красками, способом работы по сырому. «Осеннее небо без облаков», «Осеннее небо с облаками».

1

13.10



14

Рисование по представлению акварельными красками способом работы по сырому «Река», «Море».

1

14.10


Рисунки с изображениями реки, моря.


Тема 3. Развитие восприятия картин в жанре натюрморта. Красота вещей вокруг нас.

10


Круг (квадрат и др.) изменяет форму в перспективе. Большой, маленький, средний. Округлый, квадратный, треугольный.овальный.





15

Беседа «Что такое натюрморт?».

1

20.10

Натюрморт


16

Беседа «В.Серов и его картина «Девочка с персиками».

1

21.10


Репродукция картины

17

Беседа «Портрет. Сюжет. Натюрморт». Беседа «З.Серебрякова и ее картины».

1

27.10

Портрет

Сюжет

Натюрморт

Репродукция картины


18


1

28.10

Кринка


Рисование натюрморта с натуры акварельными красками «Кринка и стакан».

19

II четверть – 14 час

Рисование натюрморта с натуры акварельными красками «Букет в вазе и оранжевый апельсин».

1

10.11

Горизонтальное и вертикальное положение листа, содержание рисунка, форма предмета, размера листа, размер рисунка.

Осуществляют изображение предметов в закрытом (фронтально расположенном) пространстве с учётом границы пола и стены. Выполняют натюрморт с использованием приёма загораживания одних предметов другими.



Коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования.

20

Рисование натюрморта с натуры акварельными красками «Кувшин, яблоко, сливы».

1

11.11

Натюрморт


21

Рисование сценки из жизни по придуманному сюжету.

1

17.11



22

Беседа «Разные сосуды: кувшины, вазы, кубки (керамика, фарфор, стекло, металл)».

1

18.11


Различные сосуды из фарфора, керамики, стекла.

23

Изготовление из бумаги фигур двух кувшинов, кринки и бутылки. Создание аппликации «Натюрморт. Кринка, кувшины, бутылка».

1

24.11

Аппликация

Бумага для аппликации

24

Рисование натюрморта акварельными красками по аппликации «Натюрморт. Кринка, кувшины, бутылка».

1

25.11

Натюрморт

Кринка, кувшин, бутылка.


Тема 4. Расширение знаний о портрете. Закрепление умений наблюдать, рассматривать натуру и изображать ее.

10


Развитие умения передавать в рисунке сходство с изображаемым предметом.

Уметь сравнивать свой рисунок с изображаемым пред­метом;исправлять свой рисунок, пользуясь ластиком;




Знакомство с произведениями художников


25

Беседа «Портрет как жанр изобразительного искусства».

1

1.12


Портрет художника

26

Рисование портрета человека в профиль простым карандашом.

1

2.12



27

Изготовление модели фигуры человека из картона и мягкой проволоки.

1

8.12



28

Рисование фигуры человека с подвижной модели простым карандашом.

1

9.12

Развитие умения передавать в рисунке сходство с изображаемым предметом.

Выделять форму предметов с помощью фона.
 Формирование умений передавать образ человека живописными средствами (окраска лица, волос, одежды и т. п.) Исправлять свой рисунок, пользуясь ластиком;






Основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий);

– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

– зрительного восприятия и узнавания;


29

Рисование фигуры человека с подвижной модели простым карандашом в движении.

1

15.12



30

Беседа «Зимние развлечения в деревне, в городе».

1

16.12


Знакомство с произведениями художников

31

Сюжетное рисование «Дети катаются с горки, сидя на санках и стоя на ногах».

1

22.12

Сюжетное рисование


32

Сюжетное рисование «Ребята строят снежную крепость».

1

23.12




III четверть -19 час


33

Сюжетное рисование «Дети лепят снежную бабу».

1

12.01



34

Сюжетное рисование «Дети катаются на лыжах (на коньках)».

1

13.01




Тема 5. Как построена книга? Иллюстрации в книге. Для чего нужна книга?

7


Знать о работе художников-живописцев, скульпторов, графиков, народных художников-прикладников;
       фамилии некоторых художников, прославившихся в определенных видах искусства.












      Изображать с натуры и по памяти предметы простой, слабо расчлененной формы, несложной конструкции;













Коррекциянарушений  эмоционально-волевой и личностной сферы;











35

Беседа «Как построена книга?»

1

19.01

Обложка книги

Книга сказок

36

Рисование обложки книги к сказке.

1

20.01


Книга сказок

37

Беседа «Иллюстрации в книге».

1

26.01

Иллюстрация


38

Беседа о художниках-иллюстраторах детских книг

1

27.01


Портреты художников

39

Рисование иллюстрации к сказке «Маша и медведь».

1

2.02



40

Определение размера (величины) изображений. Рисование елок разной величины.

1

3.02



41

Рисование яблок и груш разного размера.

1

9.02




Муляжи фруктов



Тема 6. Развитие умения рассматривать сюжетные картины, понимать их содержание, обращать внимание на некоторые художественные выразительные средства, используемые художником.

3







42

Беседа по картине Ф. Решетникова «Опять двойка».

1

10.02

Фамилии художников, прославившихся в определенных видах искусства.

Планировать изобразительную деятельность в процессе работы над аппликацией, рисунком;

Репродукция

Репродукция картины

Зрительного восприятия и узнавания;

43

Составление рассказа-описания по картине Ф. Решетникова «Переэкзаменовка».

1

16.02

Репродукция

Репродукция картины

44

Составление рассказа-описания по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

1

17.02


Репродукция картины


Тема 7. Расширение знаний о скульптуре как виде изобразительного искусства, о работе скульптора и художника-анималиста. Животные в скульптуре. Красная книга.

10


Знать о работе художников-живописцев, скульпторов, графиков, народных художников-прикладников;

Сравнивать части в целой конструкции по величине;



Коррекция моторики пальцев;

– пространственных представлений и ориентации;

– речи и обогащение словаря;

45

Беседа «Скульптура как вид изобразительного искусства».

1

2.03

Скульптура

Произведения художников

46

Беседа «Животные в скульптуре».

1

3.03



47

Лепка из пластилина памятника животному.

1

9.03



48

Беседа «Красная книга. Зачем она была создана?»

1

10.03


Красная книга

49

Беседа «Художники и скульпторы, изображающие животных».

1

16.03

Знать о работе художников-живописцев, скульпторов, графиков, народных художников-прикладников;

Сравнивать части в целой конструкции по величине;


Произведения художников

Коррекция моторики пальцев;

– пространственных представлений и ориентации;

– речи и обогащение словаря;

50

Лепка животного из Красной книги. Белый медведь. Создание коллективного панно «На Северном полюсе».

1

17.03

Панно


51

Лепка животного из Красной книги. Белый журавль (стерх). Зарисовка цветными карандашами по вылепленному образцу.

1

23.03

Стерх


52

4 четверть -16 час

Рисование акварельными красками белого медведя и северного сияния.

1

6.04



53

Беседа по картинам С.Виноградова «Весна» и А.Саврасова «Ранняя весна».

1

7.04


Произведения художников

54

Лепка на картоне картинки пластилином «Посадка дерева».

1

13.04




Тема 8. Народное искусство.

4


Виды изобразительного искусства;

Использовать величинный контраст в лепке и рисунке;


Знакомство с произведениями народных промыслов

Коррекция моторики пальцев;

– пространственных представлений и ориентации;

55

Беседа «Богородские игрушки».

1

14.04

Богородские игрушки


56

Беседа «Хохломские изделия».

1

20.04

Хохлома


57

Рисование узоров из элементов узоров «золотой хохломы».

1

21.04



58

Раскрашивание посуды орнаментами «золотой хохломы».

Тема 9. Плакат. Зачем он нужен? Открытка. Ее сходство с плакатом и различия.

1



4

27.04



59

Беседа «Плакат. Как художник работает над плакатом?»

1

28.04

Теплые и холодные цвета, называть их; Виды изобразительного искусства;

Изображать гуашью фон в рисунке способом тонированиякистью;работать акварелью по мокрой и сухой бумаге.


Знакомство с произведениями художников

Коррекция основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве)

60

Рисование плаката по замыслу «Охраняй природу».

1

4.05



61

Беседа «Открытка. Сходство и различия плаката и открытки».

1

5.05

Открытка

Открытки

62

Изготовление открытки с использованием акварельных красок и техники работы «пятном» и «посырому».

1

11.05




Тема 10. Музеи мира.

3


О работе художников-живописцев, скульпторов, графиков, народных художников-прикладников;

Планировать изобразительную деятельность

Третьяковская галерея, Эрмитаж, Лувр

Виртуальная экскурсия


наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

63

Беседа «Музеи России».

1

12.05

64

Беседа «Музеи мира».

1

18.05

65

Рисование одной из работ музея России

1

19.05



Повторение

3


Виды изобразительного искусства;




66

Рисование на свободную тему.

1

25.05



67

Викторина «Народное искусство»

1

26.05



Итого за год:68 час

VII. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

Основная литература:

Программно-методические материалы:

  • Учебное пособие для образовательных организаций, реализующих

АООП «Изобразительное искусство. 5 класс». Авторы: М.Ю.Рау, М.А. Зыкова.- Москва «Просвещение» 2019 год.

• Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида: учебн. пособие для учителей спец. коррекц. школ и студ. дефектолог. фак. пед. вузов/ И.А.Грошенков.-2-е изд., перераб.-М.: Ин-т общегуманитарных исследований; М.: В.Секачев, 2001.-224 с.-(Специальная педагогика)

• Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: учебн. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031700- Олигофренопедагогика/ И.А.Грошенков.-М.: Академия, 2002.-208 с.: рис.-(Высшее образование)

• Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / Пол редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой/ - Москва, «Просвещение», 2014 г. –

Интернет ресурсы:

• http://festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей)

• http://school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)

• http://www.edu.ru (Российское образование - федеральный портал)

Дополнительная литература:

• Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-128 с.: ил.

• Александров В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника.- Мн.: Харвест, 2004.- 736 с.

• Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.-М: Изд-во Эксмо, 2002.-736 с.

• Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: Кн. для учителя/ Б.М.Неменский, Н.Н.Фомина, Н.В.Гросул и др.-М.: Просвещение, 1991.-198 с., 8 л.: ил.

• Каменева Е.О. Какого цвета радуга. Научно-художественная литература. Оформл. и подбор ил. Н.Мищенко. Переиз. М., «Дет. лит.», 1974.-167 с., ил.

• Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС , 2002.-176 с., 16 с ил.: ил.

• Неменская Л.А. Каждый народ-художник: Учеб.для 4 кл./ Под.ред.Б.М.Неменского.-М.: Просвещение, 2000.-144 с.: ил.

• Основы художественного ремесла: Практ. пособие для руководителей школ, кружков/ В.А.Барадулин, Б.Н.Коромыслов, Ю.В.Максимов и др.: Под ред. В.А.Барадулина.-М.: Просвещение, 1979.-320 с., ил., 16 л. ил.

• Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство: Популярное пособие для родителей и педагогов/ Худ. Г.В.Соколов, В.Н.Куров.- Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2001.-240 с.: ил.-(Мои первые уроки)


























ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ


Дата внесения изменений

Содержание

Реквизиты документа

Подпись лица, внесшего изменения













































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!