СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа к учебному предмету "Астрономия" 10 кл

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа к учебному предмету "Астрономия" 10 кл»


Пояснительная записка

Нормативно-правовые документы.

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Основная образовательная программа ОУ основного среднего образования 2022-2023 учебного года.

3. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004г., №1089)

4. Учебный план МБОУ Киселевской СОШ им. Н.В.Попова на 2022 – 2023 учебный год.

5. Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

6. Примерные программы по учебным предметам. Физика. Астрономия. 10-11 классы. «Просвещение». Москва. 2016г.

7. Авторская программа учебного предмета «Астрономия» (Авторы программы Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут, М.: Дрофа, 2013г.), рекомендованная письмом департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.07.2005г. №03-1263.

Учебник для составления рабочей программы: «Астрономия» (базовый уровень) для 11 класса Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута, издательство «ДРОФА»


Используемый УМК:

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  1. Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 10 класс». Учебник с электронным приложением. — М. : Дрофа, 2018.

  2. Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 10 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута. — М. : Дрофа, 2018.

  3. Рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018.


Общая характеристика учебного предмета

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. В соответствии с учебным планом МБОУ Киселевской СОШ им. Н.В.Попова, в связи с фактическим количеством учебных дней – 34 занятия (23.02 (четверг) – праздничный день) с учётом календарного учебного графика и расписанием занятий обеспечено выполнение рабочей программы в полном объёме.


Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения обучающихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.


Цели и задачи изучения астрономии.

При изучении основ современной астрономической науки перед обучающимися ставятся следующие цели:

  • понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;

  • познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;

  • получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;

  • осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;

  • ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;

  • выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам.

Главная задача курса — дать обучающимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии.


Результаты освоения курса

Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе являются:

  • формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;

  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;

  • формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;

  • формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

Метапредметные результаты освоения программы предполагают:

  • находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

  • анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

  • на практике пользоваться основными логическими

  • приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

  • извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

  • готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.

Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе представлены в содержании курса по темам. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:

1) цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник получит представление:

    • о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;

    • о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;

    • о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;

    • об истории науки;

    • о новейших разработках в области науки и технологий;

    • о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т. п.);

    • о деятельности организаций, сообществ и

  • структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и т. п.).

Выпускник сможет:

    • решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);

    • использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;

    • использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;

    • использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;

    • использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.

С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник научится:

  • формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;

  • восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;

  • отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;

  • оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели;

  • находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;

  • вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;

  • самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

  • адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;

  • адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);

  • адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.

Примерный перечень наблюдений

  • Наблюдения невооруженным глазом

  • 1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.

  • 2. Движение Луны и смена ее фаз.

  • Наблюдения в телескоп

  • 1. Рельеф Луны.

  • 2. Фазы Венеры.

  • 3. Марс.

  • 4.Юпитер и его спутники.

  • 5. Сатурн, его кольца и спутники.

  • 6. Солнечные пятна (на экране).

  • 7. Двойные звезды.

  • 8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).

  • 9. Большая туманность Ориона.

  • 10. Туманность Андромеды

СОДЕРЖАНИЕ

10 класс (34 ч, 1 ч в неделю)

Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии (2 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Предметные результаты освоения темы позволяют:

— воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;

— использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.

Практические основы астрономии (5 ч)

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Предметные результаты изучения данной темы позволяют:

— воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);

— объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;

— объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;

— применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.

Строение Солнечной системы (7 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрическойсистемы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Предметные результаты освоения данной темы позволяют:

— воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;

— воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);

— вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;

— формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;

— описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

— объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

— характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной

системы.

Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа

Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.

Предметные результаты изучение темы позволяют:

— формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

— определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);

— описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;

— перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;

— проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;

— объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;

— описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;

— характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;

— описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

— описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

— объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

Предметные результаты освоения темы позволяют:

— определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);

— характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;

— описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;

— объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

— описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;

— вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

— называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр - светимость»;

— сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;

— объяснять причины изменения светимости переменных звезд;

— описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;

— оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

— описывать этапы формирования и эволюции звезды;

— характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.

Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии.«Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Предметные результаты изучения темы позволяют:

— объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);

— характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);

— определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;

— распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);

— сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;

— обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;

— формулировать закон Хаббла;

— определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых;

— оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;

— интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;

— классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;

— интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.

Жизнь и разум во Вселенной (4 ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Предметные результаты позволяют:

систематизировать знания о методах исследования и со временном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.


Способы проверки достижения результатов обучения

При изучении курса осуществляется комплексный контроль знаний и умений обучающихся, включающий текущий контроль в процессе изучения материала, рубежный контроль в конце изучения завершенного круга вопросов и итоговый контроль в конце изучения курса. Предполагается сочетание различных форм проверки знаний и умений: устная проверка, тестирование, письменная проверка. Кроме того, учитывается участие обучающихся в дискуссиях при обсуждении выполненных заданий, оцениваются рефераты обучающихся и результаты проектной деятельности.

Достижение предметных результатов обучения контролируется в основном в процессе устной проверки знаний, при выполнении письменных проверочных и контрольных работ, тестов, при проведении наблюдений. Итоговая проверка достижения предметных результатов может быть организована в виде комплексной контрольной работы или зачета. На этом этапе проверки обучающиеся защищают рефераты по изученной теме.

Достижение метапредметных результатов контролируется в процессе выполнения обучающимися наблюдений. При этом отслеживается: умение обучающихся поставить цель наблюдения, подобрать приборы, составить план выполнения наблюдения, представить результаты работы, сделать выводы, умение пользоваться измерительными приборами, оценивать погрешность измерения, записывать результат измерения с учетом погрешности, видеть возможности уменьшения погрешностей измерения. Кроме того, метапредметные результаты контролируются при подготовке обучающимися сообщений, рефератов, проектов и их презентации. Оценивается умение работать с информацией, представленной в разной форме, умение в области ИКТ, умение установить межпредметные связи астрономии с другими предметами (физика, биология, химия, история и др.).

Личностные результаты обучения обучающихся не подлежат количественной оценке, однако дается качественная оценка деятельности и поведения обучающихся, которая может быть зафиксирована в портфолио обучающегося.

Возможна разная методика выставления обучающимся итоговых оценок при контроле усвоения материала определенной темы. Это может быть традиционная система оценивания, может быть использована рейтинговая система, при которой отдельно выставляются баллы за ответы на уроке, за выполнение заданий и представление их, за письменные контрольные работы, за рефераты и проекты, затем эти баллы суммируются и переводятся в пятибалльную шкалу оценок. При этом каждому виду деятельности должно быть приписано определенное число баллов.


Формы организации учебной деятельности

Учитель выбирает необходимую образовательную траекторию, способную обеспечить визуализацию прохождения траектории обучения с контрольными точками заданий различных видов: информационных, практических, контрольных. Формы организации учебной деятельности определяются видами учебной работы, спецификой учебной группы, изучаемым материалом, учебными целями. Возможны следующие организационные формы обучения:

  • классно-урочная (изучение нового, практикум, контроль, дополнительная работа, уроки-зачеты, уроки — защиты творческих заданий). В данном случае используются все типы объектов. При выполнении проектных заданий исследование, осуществление межпредметных связей, поиск информации осуществляются учащимися под руководством учителя;


  • индивидуальная и индивидуализированная. Позволяют регулировать темп продвижения в обучении каждого школьника сообразно его способностям. При работе в компьютерном классе по заранее подобранным информационным, практическим и контрольным заданиям, собранным из соответствующих объектов, формируется индивидуальная траектория обучающегося;

  • групповая работа. Возможна работа групп обучающихся по индивидуальным заданиям. Предварительно учитель формирует блоки объектов или общий блок, на основании демонстрации которого происходит обсуждение в группах общей проблемы, либо при наличии компьютерного класса, обсуждение мини-задач, которые являются составной частью общей учебной задачи;

  • внеклассная работа, исследовательская работа, кружковая работа;

  • самостоятельная работа обучающихся по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретенных знаний, выполнение индивидуальных заданий творческого характера.


Оценка ответов обучающихся

Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.


Оценка «4» ставится, если ответ обучающегося удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.


Оценка «3» ставится, если обучающийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.


Оценка «2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».


Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.


Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.


Оценка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и трех недочётов,  при   наличии 4 - 5 недочётов.


Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.


Тематическое планирование

Содержание

Кол-во часов

Кол-во практ. Раб.

1

Астрономия, ее значение и связь с другими науками

2

0

1

Практические основы астрономии

5

0

3

Природа тел солнечной системы

8

1

4

Солнце и звезды

6

1

5

Строение и эволюция вселенной

2

0

6

Жизнь и разум во вселенной

4

0

Учебно-тематический план


№ п/п

Тема урока

Дата


Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 часа)


1

Предмет астрономии.

01.09

2

Наблюдения — основа астрономии

08.09


Практические основы астрономии (5 часов)


3

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.

15.09

4

Видимое движение звезд на различных географических широтах.

22.09

5

Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика.

29.09

6

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

06.10

7

Время и календарь.

13.10


Строение Солнечной системы (7 часов)


8

Развитие представлений о строении мира.

20.10

9

Конфигурации планет. Синодический период.

27.10

10

Законы движения планет Солнечной системы.

10.11

11

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

17.11

12

Открытие и применение закона всемирного тяготения.

24.11

13

Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА).

01.12

14

Контрольная работа №1 (полугодовая)

08.12


Природа тел солнечной системы (8 часов)


15

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

15.12

16

Земля и Луна - двойная планета.

22.12

17

Две группы планет.

12.01

18

Природа планет земной группы

19.01

19

Малые тела Солнечной системы

26.01

20

Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

02.02

21

Метеоры, болиды, метеориты.

09.02

22

Практическая работа «Две группы планет Солнечной системы».

16.02


Солнце и звезды (6 часов)


23

Солнце: его состав и внутреннее строение.

02.03

24

Солнечная активность и её влияние на Землю.

09.03

25

Физическая природа звезд.

16.03

26

Переменные и нестационарные звезды.

23.03

27

Новые и сверхновые звезды.

06.04

28

Проверочная работа «Солнце и Солнечная система».

13.04


Строение и эволюция вселенной (2 часа)


29

Наша Галактика. Другие звездные системы – галактики.

20.04

30

Основы современной космологии.

27.04


Жизнь и разум во вселенной (4 часа)


31

Контрольная работа №2 (итоговая).

04.05

32

Анализ к/р. Жизнь и разум во вселенной.

11.05

33

Повторение разделов астрономии.

18.05

34

Повторение разделов астрономии.

25.05


Итого: 34 уроков.





Согласовано

Заместитель директора по УВР

______________ Скрынникова Н.В.

«18» августа 2022 г.


Контрольно-измерительные материалы


Контрольная работа №1 (полугодовая)


Пояснительная записка

Контрольная работа №1(полугодовая) разработана для курса астрономии 10 класса на основе рабочей программы по учебному курсу, учебника «Астрономия» (Учебник «Астрономия 11 класс Б. А Воронцов-Вельяминов, Е. К Страут)

Цель: проверить знания обучающихся по темам: «Практические основы астрономии», «Строение Солнечной системы».

Предметные результаты освоения темы: знать сведения по истории развития астрономии, определения терминов и понятий по изученным темам, особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения, применять знания при решении задач на изученные темы.

Работа содержит 9 заданий: 1-6 заданий- тест с выбором ответов; задания 7-9 – решение задач с развернутым ответом. Уровень сложности: 1-6- базовый (по 1 баллу); 7-9– повышенный (по 2 балла).

На выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку.

Если задание не удалось выполнить сразу, перейти к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.


Оценка знаний обучающихся по итогам выполнения теста производится в соответствии с таблицей:


Количество баллов

6 и менее

7-9

10-11

12

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»




























Вариант 1


  1. Учёный древнего мира, который считал, что в центре Вселенной находится неподвижная шарообразная Земля, а вокруг неё вращаются планеты, Солнце и Луна:

А) Аристотель.

Б) Пифагор.

В) Николай Коперник.

Г) Клавдий Птолемей.


2 .По каким орбитам обращаются планеты вокруг Солнца?

А) По окружностям.

Б) По эллипсам, близким к окружностям.

В) По ветвям парабол.


3.Кто открыл законы движения планет вокруг Солнца?

А) Птолемей.

Б) Коперник.

В) Кеплер.

Г) Бруно.


4. Ближайшая к Солнцу точка орбиты планеты называется …

А) Перигелием.

Б) Афелием.

В) Эксцентриситетом.


5. Горизонтальный параллакс увеличился. Как изменилось расстояние до планеты?

А) Увеличилось.

Б) Уменьшилось.

В) Не изменилось.



 6. Чему равен угол между осью мира и земной осью?

1) 10°. 2) 0°. 3) 90°. 4) 180°.


7. Выразите в угловых минутах и секундах 6,25º.


8. Сколько времени свет идет Солнца до Марса?

9.   Отношение кубов больших полуосей планет равно 64. Чему равно отношение их периодов обращения вокруг Солнца? 










Вариант 2


1. По орбите Земля движется…

А) быстрее, когда она находится ближе к Солнцу.

Б) быстрее, когда она ближе к Луне.

В) с постоянной скоростью.


2. Какая сила удерживает космические аппараты на их траекториях в процессе полета через Солнечную систему?

А) Ядерная сила.

Б) Сила электромагнитного взаимодействия.

В) Гравитация.


3. В 1516 году Н. Коперник обосновал гелиоцентрическую систему строения мира, в основе которой лежит следующее утверждение:

А) Солнце и звёзды движутся вокруг Земли;

Б) Планеты движутся по небу петлеобразно;

В) Планеты, включая Землю, движутся вокруг Солнца;

Г) Небесная сфера вращается вокруг Земли.



4.Что удерживает планеты на их орбитах вокруг Солнца?

А) Прямолинейное движение по инерции.

Б) Движение по направлению к Солнцу под действием силы солнечного притяжения.

В) Сложение прямолинейного  движения по инерции и движения по направлению к Солнцу под действием силы солнечного притяжения.


5. Как изменяются периоды обращения планет с удалением их от Солнца?

А) Не меняются.

Б) Уменьшаются.

В) Увеличиваются.



6. Чему равен угол между плоскостью небесного экватора и осью мира?

1) 10°. 2) 0°. 3) 90°. 4) 180°.


7. Выразите в градусах дуги 1800".


8. Сколько времени идет свет от Солнца до Меркурия?

9.   Какова должна быть продолжительность звездного и синодического периодов обращения планеты в том случае, когда эти периоды равны?





Проверочная работа «Солнце и Солнечная система»


Пояснительная записка

Проверочная работа по теме «Солнце и Солнечная система» разработана для курса астрономии 10 класса на основе рабочей программы по учебному курсу, учебника «Астрономия» (Учебник «Астрономия 11 класс Б. А Воронцов-Вельяминов, Е. К Страут)

Цель: проверить знания обучающихся по темам: «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звёзды».

Предметные результаты освоения темы: знать характерные особенности природы планет, причины их значительных различий, различать понятия (Солнечная система, планета, её спутники, планеты, астероиды, кометы, метеоры, метеориты, уметь применять знания звёздного периода при решении задач.

Работа содержит 4 задания: 1-2 задания- вопросы с выбором ответов; задание 3 –качественный вопрос с полным ответом, задание 4 – решение задачи с развёрнутым ответом. Уровень сложности: 1-2- базовый (по 1 баллу); 3-4– повышенный (по 2 балла).

На выполнение отводится 20 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку.


Оценка знаний обучающихся по итогам выполнения теста производится в соответствии с таблицей:


Количество баллов

3 и менее

4

5

6

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»






Вариант 1


1.Какая планета земной группы имеет самую плотную атмосферу?

а) Меркурий.

б) Венера.

в) Марс.

г) Земля.

2. Какие из химических элементов наиболее распространены на Солнце?

а) Оксиген и железо.

б) Водород и гелий.

в) Водород и оксиген.

г) Азот и оксиген.

д) Феррум и азот.



3. Почему на Марсе происходят более резкие, чем на Земле, колебания температуры

в течение суток?



4. Звездный период Юпитера равен 12 годам. Через какой промежуток времени повторяются его противостояния?

Вариант 2


1.Какие из малых тел Солнечной системы объясняют явление « падающей звезды»?

а) Астероид.

б) Метеор.

в) Метеорит.

г) Кометы.

д) Планета-карлик.



2.В результате какого процесса выделяется энергия в недрах Солнца?

а) Ядерной реакции.

б) Гравитационного сжатия.

в) Термоядерной реакции.

г) Горения водорода.

д) Падения метеоритов.



3. В каком созвездии находится центр нашей Галактики?


4.  Звездный период Венеры равен 0,62 года. Через какой промежуток

времени повторяются её соединения?


























Контрольная работа №2(итоговая)


Пояснительная записка

Контрольная работа №2(итоговая) разработана для курса астрономии 10 класса на основе рабочей программы по учебному курсу, учебника «Астрономия» (Учебник «Астрономия 11 класс Б. А Воронцов-Вельяминов, Е. К Страут)

Цель: определение уровня сформированности основ астрономических знаний у обучающихся 10 классов.

Контрольная работа разработана в двух вариантах по всем разделам курса «Астрономия» за курс 20 класса.

Работа содержит 8 заданий: 1-6 заданий- тест с выбором ответов; задания 7-8 – решение задач с развернутым ответом. Уровень сложности: 1-6- базовый (по 1 баллу); 7-8– повышенный (по 2 балла).

На выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку.

Если задание не удалось выполнить сразу, перейти к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.


Оценка знаний обучающихся по итогам выполнения теста производится в соответствии с таблицей:


Количество баллов

5 и менее

6-7

8-9

10

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»
































Вариант 1

1. Линия пересечения плоскости небесного горизонта и меридиана называется …

А. Полуденная линия.

Б. Истинный горизонт.

В. Прямое восхождение.


2. По каким орбитам обращаются планеты вокруг Солнца?

А. По окружностям.

Б. По эллипсам, близким к окружностям.

В. По ветвям парабол.


3. Чем отличаются оптически - двойная звезда от визуально - двойной?

А.В оптически - двойных системах звезды расположены далеко друг от друга и физически не связаны. В визуально – двойных системах звезды не связаны вместе силами притяжения.

Б.В оптически - двойных системах звезды расположены близко друг от друга и физически связаны. В визуально – двойных системах звезды не связаны вместе силами притяжения.

В. В оптически - двойных системах звезды расположены далеко друг от друга и физически не связаны. В визуально – двойных системах звезды связаны вместе силами притяжения.


4. Какая из перечисленных величин имеет для звезд наименьший относительный диапазон разброса?

А.Температура

Б. Радиус

В. Светимость


5. Предположим, что вы наблюдаете на небе две звезды: голубую и красную. Объясните, как можно узнать, какая из них горячее.

А. Голубая звезда горячее. По закону излучения Вина, чем короче длина волны, на которой звезда излучает максимум энергии, тем она горячее. У голубого цвета длина волны короче, чем у красного.

Б. Красная звезда горячее. По закону излучения Вина, чем длиннее длина волны, на которой звезда излучает максимум энергии, тем она горячее. У красного цвета длина волны короче, чем у красного.


6. К какому классу звезд относится Солнце?

А) Сверхгигант.

Б) Желтый карлик.

В) Белый карлик.

Г) Красный гигант.


7. Каков линейный диаметр кольца Сатурна, если с расстояния 1,3 · 109 км оно видно под углом 40ʺ?


8. Угловой диаметр Марса во время великого противостояния (расстояние 55 млн. км) равен 25ʺ. Каково расстояние до планеты, когда ее угловой диаметр 14ʺ?






Вариант 2


1. Самая высокая точка небесной сферы называется …

А.точка севера .

Б. надир.

В. зенит.

Г. точка востока.


2. Астероиды вращаются между орбитами …

А. Венеры и Земли.

Б. Марса и Юпитера.

В. Нептуна и Плутона.


3. Как может быть определен химический состав звезд (при условии, что звезды и их атмосферы состоят из одних и тех же составных частей)?

А.Путем анализа сплошного спектра звезд и сравнения их с теми, которые соответствуют различным химическим элементам на Земле.

Б.Путем анализа линейчатого спектра звезд и сравнения их с теми, которые соответствуют различным химическим элементам на Земле.

В. Путем анализа темных линий в спектрах звезд и сравнения их с теми, которые соответствуют различным химическим элементам на Земле.


4. Какой звездой никогда не станет Солнце?

А. Белым карликом и желтым карликом.

Б. Красным гигантом

В. Голубым сверхгигантом и Черной дырой.


5. Визуально – двойные звезды – это…

А.…случайно расположенная близкая пара звезд на небесной сфере и физически не связаны друг с другом.

Б. …такие звезды, которые располагаются таким образом, что одна из звезд проходит перед второй, ослабляя ее свет через правильные промежутки времени и блеск которых регулярно меняется.

В. …такие звезды, которые доступны телескопическим наблюдениям и видны как две отдельные звезды.


6. Какое из перечисленных явлений можно наблюдать на Луне?

А. Метеоры.

Б. Кометы.

В. Затмения.

Г. Полярные сияния.


7. Чему равен наибольший угловой диаметр Фобоса – спутника Марса при наблюдении его с поверхности планеты? Линейный диаметр Фобоса 20 км, расстояние до него 6000 км.


8. Угловой диаметр лунного кратера при наблюдениях его с Земли (расстояние 3,8 · 105 км) равен 30ʺ. На каком расстоянии от Луны должен пролететь космический корабль, чтобы космонавт, находящийся на его борту, увидел этот кратер невооруженным глазом, разрешающая способность которого 2ʹ?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!