Донецкая Народная Республика
отдел образования администрации Петровского района города донецка
муниципальное БЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение
«Школа № 116 города Донецка»
РАССМОТРЕНО: на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов Протокол «__ »_____________№_______ | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора _________ Потапенкова А.Н «__ »_______________2023г. | УТВЕРЖДЕНО: Директор МБОУ «Школа № 116 г. Донецка» __________ И.Е. Сташевская «__ »_____________2023г. |
Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ»
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
Бреднева Артура
7 класс
на 2023-2024 учебный год
Составитель рабочей программы:
Педагог –психолог
Бейдик Анна Владимировна
Донецк 2023 г.
Пояснительная записка
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования (далее ― ПрАООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)—создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации Организацией АООП предусматривает решение следующих основных задач:
―овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
―формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятымив семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
―достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
―выявление и развитие возможностей и способностей,обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
―участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды
Программа психологической коррекции в 7 классе рассчитана на 2 час в неделю и проводится в течение года, рассчитана на один год обучения.
При организации занятий следует опираться на житейский опыт учащегося, на знания из таких предметных областей как этика, история, биология, домоводство и др. Опора на имеющиеся знания позволяют преодолевать трудности в понимании сложных психологических явлений.
Психологический практикум не является предметной дисциплиной, поэтому особенно важно создавать в общении с учеником атмосферу доверия, открытости, доброжелательности, так, чтобы каждое общение с педагогом являлось уроком для жизни.
Формы обучения и контроля:
Традиционные уроки, онлайн- уроки, тренинги..
В качестве мониторинга эффективности педагогического воздействия будут использоваться:
психологическая диагностика уровня развития когнитивных и эмоционально – волевых процессов личности;
выполнение анализа поведенческих ситуаций;
выполнение творческих и практических заданий.
Виды и формы контроля:
Учебно-методический комплект для обучающихся: не предусмотрен
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
Раздел 1. «Введение»
Понятие о психологии. Ее необходимость людям. Как появился человек на Земле. Сходство и отличие человека от животных. Органы чувств человека. Плохие и хорошие люди; как их отличить. Происхождение снов. Мозг и его тайны. Настроение человека. Знакомство с собой и друг с другом (рассказ по плану).
Раздел 2. « Познавательная сфера личности».
Виды познавательных процессов. Их развитие от рождения человека до развития обучения в школе.
Тема. Ощущение и восприятие. Понятие об ощущении и восприятии, виды. Психологические игры – тесты на изучение зрительных, слуховых, двигательных, тактильных, болевых и др. ощущений и восприятий. Физические характеристики обитания человека. Значение ощущений и восприятий в жизни человека.
Тема. Внимание и внимательность. Понятие о внимании. Виды. Практические занятия и игры по изучению свойств произвольного и непроизвольного внимания: избирательности, сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения. Примеры проявления этих свойств у «внимательных» и «невнимательных» учащихся. Индивидуальные особенности внимания. Упражнения на развитие внимания и анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности: «Лабиринт», «Графический диктант», «Корректурная проба», «Что изменилось в рисунках», «Найди ошибку», «Кто воспитаннее» и т.д.
Тема. Память.Понятие о памяти, как о психическом процессе. Игры-тесты на изучение образной, словесной, логической памяти. Примеры проявления памяти при запоминании различного по содержанию материала. Индивидуальные особенности памяти учащихся. Упражнения точности; уверенности воспроизведения. Тренировка произвольного компонента слуховой, зрительной, моторной памяти. Исследование объема смысловой и механической памяти. Упражнения на развитие запоминания с опорой и без опоры. Обучение конкретным приемам запоминания и воспроизведения.
Тема: Мышление. «Думай, рассуждай, решай».Элементарные понятия о мышлении. Виды мышления. Свойства мышления (беглость, гибкость и др.). Тесты-анализы на изучение действенного, образного, логического мышления. Вербально-логическое мышление. Операции сравнения. Отношения рядоположенности, противоположенности. Обобщение. Наглядно-образное мышление. Задачи-игры на изучение конструктивного преобразовательного мышления учащихся.
Тема. Воображение.Понятие. «Мечта как особый вид воображения». Связь воображения с памятью и мышлением. Упражнения на выполнение различных заданий с художественным, конструктивным, техническим содержанием по воображению.
Раздел 3. «Эмоционально – волевая сфера личности».».
Тема. Основные свойства личности.
Тема. Способности.
Тема. «Как и что мы чувствуем». Речь и общение.Высшие человеческие чувства. Психологические различия мужчины и женщины. Семья. Распределение семейных ролей (семейный договор).
Тема. Характер. Анализ поступков героев литературных произведений; тесты и упражнения.
Тема. Воля. Познавательные беседы: «Упрямство и настойчивость». «Не хочу и надо». Тестовые задания на выявление устойчивости внимания и волевого усилия с усложняющимся содержанием. («Найди отпечатки», «Мозаика», «Перепутанные линии» и др.)
Раздел 4. . «Обучение жизненно важным навыкам».
Тема. Эмоции и чувства. Роль эмоций в жизни человека. Анализ жизненных наблюдений, тесты-упражнения. Практические приемы преодоления мышечного напряжения. Обида. Конфликты. Стрессы. Способы как справиться с плохим настроением.
Тема. Основы самопознания. Определение личности и индивидуальности. Примеры уверенного и неуверенного поведения . Практические упражнения уверенного поведения. Права и обязанности учащихся.
Тема. «Умей сказать «нет»!». Сведения о человеческих пороках . Тест «Юноши и девушки». Приемы отказа от предложенных наркотиков. Влияние наркотиков и ПАВ на организм и психику человека. Изготовление плакатов на антинаркотическую тему.
Тема. «Кем быть?». Познавательные беседы о труде человека. Толкование пословиц и поговорок о труде. Анализ характеристик трудолюбивого и нерадивого человека. Работа с анкетой по проф. направленности. Изучение работоспособности. Профориентационные игры. Презентация групп профессий.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате проведения психологической коррекции у воспитанника сформируются позитивные изменения со стойкой положительной динамикой в:
продуктивности внимания;
развитии мышления, памяти;
Развитии мелкой моторики;
развитии навыков совместной деятельности;
гармонизации эмоционального состояния ребенка;
развитии адекватной самооценки;
развитии коммуникативных умений и навыков;
развитии эмпатии, построение доверительных отношений между окружающими людьми;
гармонизации психоэмоционального состояния;
овладении методов саморегуляции;
социализации и адаптации в современном обществе.
Воспитанник должен уметь:
признавать собственные ошибки;
сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
работать самостоятельно;
адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
уметь отстаивать свое мнение;
уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.
применять изученные техники в повседневной жизни:
при общении со старшими, с одноклассниками и друзьями.
при посещении общественных мест (театра, музея, библиотеки и т.д.).
Содержание учебного предмета
№ | Название раздела | Количество часов |
| Раздел 1. «Введение» | 5 |
| Тема №1 Диагностика | 5 |
| Раздел 2. « Познавательная сфера личности». | 35 |
| Тема №2 «Ощущение и восприятие» 5 часов | 5 |
| Тема№3 «Внимание и внимательность» 4 часа | 4 |
| Тема №4 «Память» 6 часов | 6 |
| Тема №5 «Мышление» 6 часов | 6 |
| Тема №6 «Воображение» 4 часов | 4 |
| Тема №7«Комплексные занятия» 5 часов | 4 |
| Тема №8 «Развитие моторики, графомоторных навыков» | 6 |
| Раздел 3 «Эмоционально – волевая сфера личности». | 18 |
| Тема №9 «Личность и её социальные роли» | 3 |
| Тема №10 «Способности» | 2 |
| Тема№ 11 «Воля» | 2 |
| Тема №12 «Эмоции и чувства» | 7 |
| Тема№13 «Темперамент. Характер» | 4 |
| Раздел 4 «Обучение жизненно важным навыкам» | 12 |
| Тема №14 «Я среди людей» | 4 |
| Тема№ 15 «Умей сказать «НЕТ»! | 3 |
| Тема№ 16 «Кем быть?» | 5 |
Календарно – тематическое планирование
«Коррекционно-развивающие занятия»
(2 час в неделю)
№ п/п | Виды учебной деятельности | Дата | примечание |
План | Факт |
Раздел 1. «Введение» 5 часов Тема №1 Диагностика(5 ч.) |
| Стартовая диагностика интеллектуальной сферы | 05.09 | | |
| Стартовая диагностика эмоционально – волевой сферы | 06.09 | | |
| Стартовая диагностика интеллектуальной сферы | 12.09 | | |
| Что изучает психология, для чего она нужна человеку. Как появился человек на земле | 13.09 | | |
| Чем отличается человек от животного. Кого мы называем другом, товарищем, знакомым. | 19.09 | | |
Раздел 2. « Познавательная сфера личности». 35часов |
Тема №2 «Ощущение и восприятие» 5 часов |
| Психологические игры - тесты на изучение зрительных, слуховых, двигательных, тактильных, болевых и др., ощущений и восприятия. | 20.09 | | |
| Упражнения на развитие ощущений слуховой модальности. | 26.09 | | |
| Упражнения на развитие ощущений зрительной модальности. | 27.09 | | |
| Упражнения на развитие ощущений кинестетической модальности. | 03.09 | | |
| Упражнения на развитие ощущений и восприятий различной модальности. Значение ощущений и восприятия в жизни человека. | 04.09 | | |
Тема№3 «Внимание и внимательность» 4 часа |
| Индивидуальные особенности внимания. Диагностика уровня произвольного и непроизвольного внимания: избирательности, сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения. | 10.10 | | |
| Упражнения на развитие внимания и анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности: "Лабиринт", "Графический диктант", "Корректурная проба", "Что изменилось в рисунках", "Путаница" и т. д. | 11.10 | | |
| Упражнения на развитие внимания и анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности с использованием ПК. | 17.10 | | |
| Упражнения на развитие внимания и анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности с использованием ПК. | 18.10 | | |
Тема №4 «Память» 6 часов | |
| Виды памяти, особенности памяти. | 24.10 | | |
| Диагностика уровня кратковременной и долговременной памяти. | 25.10 | | |
| Упражнения на развитие долговременной и кратковременной памяти | 07.11 | | |
| Упражнения на развитие памяти | 08.11 | | |
| Развитие и закрепление приёмов запоминания и воспроизведения. | 14.11 | | |
| Развитие и закрепление приёмов запоминания и воспроизведения. | 15.11 | | |
Тема №5 «Мышление» 6 часов |
| Виды мышления. | 21.11 | | |
| Способы мышления. | 22.11 | | |
| Диагностика | 28.11 | | |
| Упражнения, игры на развитие мышления. | 29.11 | | |
| Упражнения, игры на развитие мышления. | 05.12 | | |
| Упражнения, игры на развитие мышления. | 05.12 | | |
Тема №6 «Воображение» 4 часов |
| Правила развития воображения. | 12.12 | | |
| Упражнения на развитие воображения. | 13.12 | | |
| Упражнения на развитие воображения. | 19.12 | | |
| Упражнения на развитие воображения | 20.12 | | |
Тема №7 «Комплексные занятия» 4 часов |
| Обобщающие и закрепляющие упражнения | 26.12 | | |
| Обобщающие и закрепляющие упражнения | 27.12 | | |
| Обобщающие и закрепляющие упражнения | 09.01 | | |
| Обобщающие и закрепляющие упражнения | 10.01 | | |
Тема №8 «Развитие моторики, графомоторных навыков» 6 часов |
| Координация движений рук и ног. | 16.01 | | |
| Развитие межполушарного взаимодействия. | 17.01 | | |
| Развитие координации движений рук и глаз. | 23.01 | | |
| Графический диктант по показу. | 24.01 | | |
| Вырезание ножницами из бумаги по шаблону | 30.01 | | |
| Работа в технике объемной аппликации | 31.01 | | |
Раздел 3 «Эмоционально – волевая сфера личности». 18 часов |
Тема №9 «Личность и её социальные роли» 3 часа |
| Что такое социальная роль. Социальные роли ребёнка, подростка, взрослого, мужчины, женщины | 06.02 | | |
| Перевоплощение личности. Упражнения на социализацию личности, развитие уверенности: «Я и ты», «Один дома», «Правильная забота» и др. | 07.02 | | |
| Ролевые игры я – в гостях, гости у меня, я в театре и т.д | 13.02 | | |
Тема №10 «Способности» 2 часа |
| Определение способностей (общих и специальных) | 14.02 | | |
| Определение способностей (общих и специальных) | 20.02 | | |
Тема№ 11 «Воля» 2 часа |
| Своя воля страшней неволи. Правила воспитания воли. | 21.02 | | |
| Упражнения и задания на развитие воли | 27.02 | | |
Тема №12 «Эмоции и чувства» 7 часов |
| Поговорим об эмоциях. | 28.02 | | |
| Способы выражения чувств | 05.03 | | |
| Злость, обида, агрессия. | 06.03 | | |
| Анализ жизненных ситуаций с примерами ярких эмоциональных проявлений: гнева, страха, агрессии. Сравнение эмоциональных проявлений на примере известных героев из книг, фильмов. | 12.03 | | |
| Анализ жизненных ситуаций с примерами ярких эмоциональных проявлений: гнева, страха, агрессии. Сравнение эмоциональных проявлений на примере известных героев из книг, фильмов | 13.03 | | |
| Изучение практических приёмов деятельности человека по преодолению страха в экстремальных ситуациях, по умению сдерживать и контролировать свои переживания и эмоции. | 19.03 | | |
| Что такое эмпатия? | 20.03 | | |
Тема№13 «Темперамент. Характер» 4 часа |
| Толпа и личность | 02.04 | | |
| Тест на определение тип темперамента | 03.04 | | |
| Определения типа личности | 09.04 | | |
| Мой характер. | 10.04 | | |
Раздел 4 «Обучение жизненно важным навыкам» 12 часов |
Тема №14 «Я среди людей» 4 часа |
| Межличностные отношения - основа жизнедеятельности человека. | 16.04 | | |
| Упражнения на развитие навыков позитивных межличностных отношений | 17.04 | | |
| Упражнения на развитие навыков ведения продуктивной беседы. | 23.04 | | |
| Законы и правила общения | 24.04 | | |
Тема№ 15 «Умей сказать «НЕТ»! 3 часа | |
| Правила ЗОЖ. | 07.05 | | |
| Изготовление буклета о правильном и рациональном питании. | 08.05 | | |
| Изготовление плаката по профилактике употребления ПАВ | 14.05 | | |
Тема№ 16 «Кем быть?» 5 часов |
| Общий обзор классификации профессий | 15.05 | | |
| Презентация профессий группы «человек – человек» | 21.05 | | |
| Презентация профессий группы «человек – техника» | 22.05 | | |
| Презентация профессий группы «человек –знаковая система» | 28.05 | | |
| Презентация профессий группы «человек –природа» | 29.05 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. Спб., 2004.
2. Бгажнокова И.М., Мусукаева Ф.В. Особенности понимания и использования норм поведения умственно отсталыми подростками. Дефектология № 5, 1998.
3. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.М. Проблемы социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. Дефектология № 1, 1998.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. Московский Университет, 1989.
5. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. СПб., 2001.
6. Гиппенрейтор Ю.Б. Общаться с ребенком, как? Москва, 1997.
7. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе. Дефектология № 3, 1998.
8. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2000.
9. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Спб., 2000.
10. Кэдьюсон Х. и Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб., 2000.
11. Кукушкина О.И., Барышникова Н.А. О чем заставляет размышлять первый опыт апробации «Дневника событий жизни». Дефектология №4, 2000.
12. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. Педагогическое общество России. Москва, 2001.
13. Осипова Е. С. Основы психокоррекции. Ростов-на-Дону, 2000.
14. Пиз А. Язык телодвижений. Москва, 1995.
15. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Психология для старшеклассников: в 2-х частях. Москва, 2003.
16. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. Москва,2001.
17. Риердон Б. Толерантность – дорога к миру. Москва,2001.
18. Сатран Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. Москва, 1999.
19. Щербакова А.М., Москаленко Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов СОУ VIII вида. Дефектология № 3, 2001.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Презентации к урокам, диагностические методики, стимульный материал,ЭОР.