СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования (далее ― ПрАООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)»

Донецкая Народная Республика

отдел образования администрации Петровского района города донецка

муниципальное БЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение

«Школа № 116 города Донецка»


РАССМОТРЕНО:

на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов

Протокол

«__ »_____________№_______

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора



_________ Потапенкова А.Н

«__ »_______________2023г.


УТВЕРЖДЕНО:

Директор МБОУ «Школа № 116 г. Донецка»


__________ И.Е. Сташевская

«__ »_____________2023г.









Рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ»

для обучающихся с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

(вариант 1)

Бреднева Артура

7 класс

на 2023-2024 учебный год






Составитель рабочей программы:

Педагог –психолог

Бейдик Анна Владимировна






Донецк 2023 г.


Пояснительная записка


Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования (далее ― ПрАООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).

Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)—создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации Организацией АООП предусматривает решение следующих основных задач:

―овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;

―формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятымив семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

―достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;

―выявление и развитие возможностей и способностей,обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

―участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды

Программа психологической коррекции в 7 классе рассчитана на 2 час в неделю и проводится в течение года, рассчитана на один год обучения.  

  При организации занятий следует опираться на житейский опыт учащегося, на знания из таких предметных областей как этика, история, биология,  домоводство и др. Опора на имеющиеся знания позволяют преодолевать  трудности в понимании сложных психологических явлений. 
  Психологический практикум не является предметной дисциплиной, поэтому особенно важно создавать в общении с учеником атмосферу доверия, открытости, доброжелательности, так, чтобы  каждое общение с педагогом являлось уроком для жизни. 

Формы обучения и контроля:

Традиционные уроки, онлайн- уроки, тренинги..

В качестве мониторинга эффективности педагогического воздействия будут использоваться:

  • психологическая диагностика уровня развития когнитивных и эмоционально – волевых процессов личности;

  • выполнение анализа поведенческих ситуаций;

  • выполнение творческих и практических заданий.


Виды и формы контроля:

  • психологическая диагностика.


Учебно-методический комплект для обучающихся: не предусмотрен



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

Раздел 1. «Введение»

Понятие о психологии. Ее необходимость людям. Как появился человек на Земле. Сходство и отличие человека от животных. Органы чувств человека. Плохие и хорошие люди; как их отличить. Происхождение снов. Мозг и его тайны. Настроение человека. Знакомство с собой и друг с другом (рассказ по плану).

Раздел 2. « Познавательная сфера личности».

Виды познавательных процессов. Их развитие от рождения человека до развития обучения в школе.

Тема. Ощущение и восприятие. Понятие об ощущении и восприятии, виды. Психологические игры – тесты на изучение зрительных, слуховых, двигательных, тактильных, болевых и др. ощущений и восприятий. Физические характеристики обитания человека. Значение ощущений и восприятий в жизни человека.

Тема. Внимание и внимательность. Понятие о внимании. Виды. Практические занятия и игры по изучению свойств произвольного и непроизвольного внимания: избирательности, сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения. Примеры проявления этих свойств у «внимательных» и «невнимательных» учащихся. Индивидуальные особенности внимания. Упражнения на развитие внимания и анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности: «Лабиринт», «Графический диктант», «Корректурная проба», «Что изменилось в рисунках», «Найди ошибку», «Кто воспитаннее» и т.д.

Тема. Память.Понятие о памяти, как о психическом процессе. Игры-тесты на изучение образной, словесной, логической памяти. Примеры проявления памяти при запоминании различного по содержанию материала. Индивидуальные особенности памяти учащихся. Упражнения точности; уверенности воспроизведения. Тренировка произвольного компонента слуховой, зрительной, моторной памяти. Исследование объема смысловой и механической памяти. Упражнения на развитие запоминания с опорой и без опоры. Обучение конкретным приемам запоминания и воспроизведения.

Тема: Мышление. «Думай, рассуждай, решай».Элементарные понятия о мышлении. Виды мышления. Свойства мышления (беглость, гибкость и др.). Тесты-анализы на изучение действенного, образного, логического мышления. Вербально-логическое мышление. Операции сравнения. Отношения рядоположенности, противоположенности. Обобщение. Наглядно-образное мышление. Задачи-игры на изучение конструктивного преобразовательного мышления учащихся.

Тема. Воображение.Понятие. «Мечта как особый вид воображения». Связь воображения с памятью и мышлением. Упражнения на выполнение различных заданий с художественным, конструктивным, техническим содержанием по воображению.

Раздел 3. «Эмоционально – волевая сфера личности».».

Тема. Основные свойства личности.

ТемаСпособности.

Тема. «Как и что мы чувствуем». Речь и общение.Высшие человеческие чувства. Психологические различия мужчины и женщины. Семья. Распределение семейных ролей (семейный договор).

Тема. Характер. Анализ поступков героев литературных произведений; тесты и упражнения.

Тема. Воля. Познавательные беседы: «Упрямство и настойчивость». «Не хочу и надо». Тестовые задания на выявление устойчивости внимания и волевого усилия с усложняющимся содержанием. («Найди отпечатки», «Мозаика», «Перепутанные линии» и др.)

Раздел 4. . «Обучение жизненно важным навыкам».

Тема. Эмоции и чувства. Роль эмоций в жизни человека. Анализ жизненных наблюдений, тесты-упражнения. Практические приемы преодоления мышечного напряжения. Обида. Конфликты. Стрессы. Способы как справиться с плохим настроением.

Тема. Основы самопознания. Определение личности и индивидуальности. Примеры уверенного и неуверенного поведения . Практические упражнения уверенного поведения. Права и обязанности учащихся.

Тема«Умей сказать «нет»!». Сведения о человеческих пороках . Тест «Юноши и девушки». Приемы отказа от предложенных наркотиков. Влияние наркотиков и ПАВ на организм и психику человека. Изготовление плакатов на антинаркотическую тему.

Тема. «Кем быть?». Познавательные беседы о труде человека. Толкование пословиц и поговорок о труде. Анализ характеристик трудолюбивого и нерадивого человека. Работа с анкетой по проф. направленности. Изучение работоспособности. Профориентационные игры. Презентация групп профессий.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


В результате проведения психологической коррекции у воспитанника сформируются позитивные изменения со стойкой положительной динамикой в:

  • продуктивности внимания;

  • развитии мышления, памяти;

  • Развитии мелкой моторики;

  • развитии навыков совместной деятельности;

  • гармонизации эмоционального состояния ребенка;

  • развитии адекватной самооценки;

  • развитии коммуникативных умений и навыков;

  • развитии эмпатии, построение доверительных отношений между окружающими людьми;

  • гармонизации психоэмоционального состояния;

  • овладении методов саморегуляции;

  • социализации и адаптации в современном обществе.

Воспитанник должен уметь:

  • признавать собственные ошибки;

  • сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;

  • выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;

  • анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;

  • контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;

  • работать самостоятельно;

  • адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;

  • уметь отстаивать свое мнение;

  • уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.


применять изученные техники в повседневной жизни:

  • при общении со старшими, с одноклассниками и друзьями.

  • при посещении общественных мест (театра, музея, библиотеки и т.д.).







Содержание учебного предмета

Название раздела

Количество

часов


Раздел 1. «Введение»


5

Тема №1 Диагностика

5


Раздел 2. « Познавательная сфера личности».


35

Тема №2 «Ощущение и восприятие» 5 часов

5

Тема№3 «Внимание и внимательность» 4 часа

4

Тема №4 «Память» 6 часов

6

Тема №5 «Мышление» 6 часов

6

Тема №6 «Воображение» 4 часов

4

Тема №7«Комплексные занятия» 5 часов

4

Тема №8 «Развитие моторики, графомоторных навыков»

6


Раздел 3 «Эмоционально – волевая сфера личности».


18

Тема №9 «Личность и её социальные роли»

3

Тема №10 «Способности»

2

Тема№ 11 «Воля»


2

Тема №12 «Эмоции и чувства»


7

Тема№13 «Темперамент. Характер»

4


Раздел 4 «Обучение жизненно важным навыкам»


12

Тема №14 «Я среди людей»


4

Тема№ 15 «Умей сказать «НЕТ»!


3

Тема№ 16 «Кем быть?»

5



























Календарно – тематическое планирование

«Коррекционно-развивающие занятия»

(2 час в неделю)

№ п/п

Виды учебной деятельности

Дата

примечание

План

Факт

Раздел 1. «Введение» 5 часов

Тема №1 Диагностика(5 ч.)

Стартовая диагностика интеллектуальной сферы

05.09



Стартовая диагностика эмоционально – волевой сферы

06.09



Стартовая диагностика интеллектуальной сферы

12.09



Что изучает психология, для чего она нужна человеку. Как появился человек на земле

13.09



Чем отличается человек от животного. Кого мы называем другом, товарищем, знакомым. 

19.09



Раздел 2. « Познавательная сфера личности». 35часов

Тема №2 «Ощущение и восприятие» 5 часов

Психологические игры - тесты на изучение зрительных, слуховых, двигательных, тактильных, болевых и др., ощущений и восприятия.

20.09



Упражнения на развитие ощущений слуховой модальности.

26.09



Упражнения на развитие ощущений зрительной модальности.

27.09



Упражнения на развитие ощущений кинестетической модальности.

03.09



Упражнения на развитие ощущений и восприятий различной модальности. Значение ощущений и восприятия в жизни человека.

04.09



Тема№3 «Внимание и внимательность» 4 часа

Индивидуальные особенности внимания. Диагностика уровня произвольного и непроизвольного внимания: избирательности, сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения.

10.10



Упражнения на развитие внимания и анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности: "Лабиринт", "Графический диктант", "Корректурная проба", "Что изменилось в рисунках", "Путаница" и т. д. 

11.10



Упражнения на развитие внимания и анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности с использованием ПК.

17.10



Упражнения на развитие внимания и анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности с использованием ПК.

18.10



Тема №4 «Память» 6 часов


Виды памяти, особенности памяти. 

24.10



Диагностика уровня кратковременной и долговременной памяти.

25.10



Упражнения на развитие долговременной и кратковременной памяти

07.11



Упражнения на развитие памяти

08.11



Развитие и закрепление приёмов запоминания и воспроизведения.

14.11



Развитие и закрепление приёмов запоминания и воспроизведения.

15.11



Тема №5 «Мышление» 6 часов

Виды мышления.

21.11



Способы мышления.

22.11



Диагностика

28.11



Упражнения, игры на развитие мышления. 

29.11



Упражнения, игры на развитие мышления. 

05.12



Упражнения, игры на развитие мышления. 

05.12



Тема №6 «Воображение» 4 часов

Правила развития воображения. 

12.12



Упражнения на развитие воображения. 

13.12



Упражнения на развитие воображения. 

19.12



Упражнения на развитие воображения

20.12



Тема №7 «Комплексные занятия» 4 часов

Обобщающие и закрепляющие упражнения

26.12



Обобщающие и закрепляющие упражнения

27.12



Обобщающие и закрепляющие упражнения

09.01



Обобщающие и закрепляющие упражнения

10.01



Тема №8 «Развитие моторики, графомоторных навыков» 6 часов

Координация движений рук и ног.

16.01



Развитие межполушарного взаимодействия.

17.01



Развитие координации движений рук и глаз.

23.01



Графический диктант по показу.

24.01



Вырезание ножницами из бумаги по шаблону

30.01



Работа в технике объемной аппликации

31.01




Раздел 3 «Эмоционально – волевая сфера личности». 18 часов

Тема №9 «Личность и её социальные роли» 3 часа

Что такое социальная роль. Социальные роли ребёнка, подростка, взрослого, мужчины, женщины

06.02



Перевоплощение личности. Упражнения на социализацию личности, развитие уверенности: «Я и ты», «Один дома», «Правильная забота» и др. 

07.02



Ролевые игры я – в гостях, гости у меня, я в театре и т.д

13.02



Тема №10 «Способности» 2 часа

Определение способностей (общих и специальных)

14.02




Определение способностей (общих и специальных)

20.02




Тема№ 11 «Воля» 2 часа

Своя воля страшней неволи. Правила воспитания воли. 

21.02



Упражнения и задания на развитие воли

27.02



Тема №12 «Эмоции и чувства» 7 часов

Поговорим об эмоциях.

28.02



Способы выражения чувств

05.03



Злость, обида, агрессия.

06.03



Анализ жизненных ситуаций с примерами ярких эмоциональных проявлений: гнева, страха, агрессии. Сравнение эмоциональных проявлений на примере известных героев из книг, фильмов.

12.03



Анализ жизненных ситуаций с примерами ярких эмоциональных проявлений: гнева, страха, агрессии. Сравнение эмоциональных проявлений на примере известных героев из книг, фильмов

13.03



Изучение практических приёмов деятельности человека по преодолению страха в экстремальных ситуациях, по умению сдерживать и контролировать свои переживания и эмоции.

19.03



Что такое эмпатия?

20.03



Тема№13 «Темперамент. Характер» 4 часа

Толпа и личность

02.04



Тест на определение тип темперамента

03.04



Определения типа личности

09.04



Мой характер.

10.04



Раздел 4 «Обучение жизненно важным навыкам» 12 часов

Тема №14 «Я среди людей» 4 часа

Межличностные отношения - основа жизнедеятельности человека.

16.04



Упражнения на развитие навыков позитивных межличностных отношений

17.04



Упражнения на развитие навыков ведения продуктивной беседы.

23.04



Законы и правила общения

24.04



Тема№ 15 «Умей сказать «НЕТ»! 3 часа


Правила ЗОЖ.

07.05



Изготовление буклета о правильном и рациональном питании.

08.05



Изготовление плаката по профилактике употребления ПАВ

14.05



Тема№ 16 «Кем быть?» 5 часов

Общий обзор классификации профессий

15.05



Презентация профессий группы «человек – человек»

21.05



Презентация профессий группы «человек – техника»

22.05



Презентация профессий группы «человек –знаковая система»

28.05



Презентация профессий группы «человек –природа»

29.05










УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. Спб., 2004.
2. Бгажнокова И.М., Мусукаева Ф.В. Особенности понимания и использования норм поведения умственно отсталыми подростками. Дефектология № 5, 1998.
3. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.М. Проблемы социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. Дефектология № 1, 1998.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. Московский Университет, 1989.
5. Валкер Д.   Тренинг разрешения конфликтов. СПб., 2001.
6. Гиппенрейтор Ю.Б. Общаться с ребенком, как?  Москва, 1997.
7. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе. Дефектология № 3, 1998.
8. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2000.
9. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Спб., 2000. 
10. Кэдьюсон Х. и Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб., 2000.
11. Кукушкина О.И., Барышникова Н.А. О чем заставляет размышлять первый опыт апробации «Дневника событий жизни». Дефектология №4, 2000.
12. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. Педагогическое общество России. Москва, 2001.
13. Осипова Е. С. Основы психокоррекции.  Ростов-на-Дону, 2000.
14. Пиз  А. Язык телодвижений. Москва, 1995.
15. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Психология для старшеклассников: в 2-х частях. Москва, 2003.  
16. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. Москва,2001.
17. Риердон Б. Толерантность – дорога к миру. Москва,2001.              
18. Сатран Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. Москва, 1999.
19. Щербакова А.М., Москаленко Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов СОУ VIII вида. Дефектология № 3, 2001.



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Презентации к урокам, диагностические методики, стимульный материал,ЭОР.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!