Рабочая программа
коррекционного курса
« Формирование речевого слуха
и произносительной стороны устной речи»
на 2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Формирование речевого слуха произносительной стороны устной речи» разработана на основе Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), учебного плана КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа №2».
В соответствии с требованиями ФГОС одним из разделов АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является коррекционно-развивающая работа, в которой немалое место отводится развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся. Нарушения речевого развития у детей данной категории носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. Практически все обучающиеся 1-2 класса имеют нарушения фонематического восприятия и нарушения звукопроизношения, поэтому такой предмет как «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» является очень актуальным.
Общая характеристика специального (коррекционного) курса
Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи являются одной из важных организационных форм обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), позволяющие проводить специальную (коррекционную) работу по развитию восприятия и воспроизведения устной речи с учетом фактического состояния слухоречевого развития, индивидуальных особенностей каждого ученика. Специальная (коррекционная) работа по развитию фонематического восприятия и формированию правильного звукопроизношения, проводимая на индивидуальных занятиях, способствует наиболее полноценному овладению обучающимися устной речью, что имеет важное значение для получения ими качественного образования, социальной адаптации, формирования личности в целом.
Цель и задачи специального (коррекционного) курса
Цель - формирование у устной речи посредством овладения фонетико-фонематической стороной речи для создания перспективы личностного роста и благополучной социализации.
Задачи:
формирование и развитие речевого слуха, создание на этой базе новой основы восприятия устной речи;
формирование элементарных навыков звукобуквенного анализа слов;
коррекция дефектного произношения звуков родного языка;
развитие навыков самоконтроля произносительной стороной речи;
формирование умений использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, жесты и др.);
развитие способности осуществлять, контролировать и оценивать свои речевые действия.
Основные направления коррекционно-педагогической работы:
Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:
- оптимального для речи типа физиологического дыхания;
- речевого дыхания;
- голоса;
- артикуляционной моторики;
- чувства ритма;
- слухового восприятия;
- функций фонематической системы.
Обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учётом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта.
Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова.
Формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).
Профилактика нарушений чтения и письма.
Результаты образовательно-коррекционной работы
Личностными результатами являются:
развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;
желание вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;
умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
наличие мотивации к овладению устной речью
Предметными результатами являются:
развитие речевого слуха - различение, опознавание и распознавание на слух звуков речи;
формирование правильного звукопроизношения;
умение правильно использовать поставленные звуки;
развитие умения контролировать собственную речь.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Курс состоит из трёх разделов
I раздел – диагностический
Данный раздел включает в себя:
сбор анамнестических данных
обследование состояния общей и артикуляционной моторики
обследование неречевых психических функций
диагностика уровня сформированности фонематического восприятия
обследование состояния произносительных навыков
II раздел – подготовительный. Он включает в себя:
формирование артикуляторной базы
развитие органов артикуляционного аппарата
развитие мелкой моторики пальцев рук
развитие слухового внимания и слухового контроля
III раздел – коррекционно-развивающий, включает в себя:
постановку и автоматизацию нарушенных звуков
дифференциацию смешиваемых звуков
введение звуков в самостоятельную речь
развитие фонематического восприятия
развитие навыков фонематического анализа и синтеза
Место курса в учебном плане
На изучение коррекционного курса в 1-2 классе отводится по 4 часа в неделю, курс рассчитан на 132 часа (33 учебные недели).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Содержание | Кол-во часов |
1. | Диагностика | -Сбор анамнестических данных - обследование всех сторон устной речи -постановка диагноза | 1-20 сентября 12 |
2 | Формирование артикуляторной базы звуков | -развитие артикуляционной моторики -развитие мелкой моторики -дыхательная гимнастика -дифференциация неречевых звуков | 2 |
3 | Гласные звуки первого ряда – а, о, у, ы | -развитие артикуляционной моторики -развитие мелкой моторики -дыхательная гимнастика -опознавание гласных звуков изолированно, в слоге, слове | 4 |
4 | Постановка звука «с» | -развитие артикуляционной моторики -развитие мелкой моторики -дыхательная гимнастика -выработка воздушной струи -постановка звука «с» по подражанию и с механической помощью -опознавание звука «с» изолированно, в слогах, словах | 4 |
5 | Автоматизация звука «с» в начале, середине, конце слова и в стечении согласных | -артикуляционная и дыхательная гимнастика -пальчиковая гимнастика -опознавание звука «с» изолированно, в слогах, словах -развитие фонематического анализа в закрытых и открытых слогах | 6 |
6 | Автоматизация звука «с» в связной речи | -артикуляционная и дыхательная гимнастика -пальчиковая гимнастика -опознавание звука «с» изолированно, в слогах, словах -развитие фонематического анализа и синтеза на примере односложных слов | 6 |
7 | Постановка звука «сь» | -артикуляционная и дыхательная гимнастика -пальчиковая гимнастика -опознавание звука «с» изолированно, в слогах, словах -развитие фонематического анализа и синтеза на примере односложных слов | 4 |
8 | Автоматизация звука «сь» в начале, середине, конце слова и в стечении согласных | -артикуляционная и дыхательная гимнастика -пальчиковая гимнастика -слова со звуком «сь» в разных позициях -опознавание звука «с» изолированно, в слогах, словах -развитие фонематического анализа и синтеза на примере двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов | 6 |
9 | Автоматизация звука «сь» в связной речи | -артикуляционная и дыхательная гимнастика -пальчиковая гимнастика -речевой материал на звук «сь» (стихи, короткие рассказы) -развитие фонематического анализа и синтеза на примере слов, состоящих из одного открытого и закрытого слога | 4 |
10 | Постановка звука «з» | -артикуляционная и дыхательная гимнастика -пальчиковая гимнастик-постановка звука «з» по подражанию от звука «с» -различение на слух звонких и глухих согласных -определение звука «з» в слоге, слове -развитие фонематического анализа и синтеза на примере слов, состоящих из закрытого и открытого слога | 4 |
11 | Звук «з» в начале, середине слов | -артикуляционная и дыхательная гимнастика -пальчиковая гимнастика -постановка звука «з» по подражанию от звука «с» -различение на слух звонких и глухих согласных -определение звука «з» в слоге, слове -развитие фонематического анализа и синтеза на примере слов, состоящих из закрытого и открытого слога | 4 |
12 | Звук «з» в связной речи | -артикуляционная и дыхательная гимнастика -пальчиковая гимнастика -различение на слух звонких и глухих согласных -развитие фонематического анализа и синтеза на примере двусложных слов со стечением согласных -автоматизация «з» в стихах, текстах, рассказах | 4 |
13 | Дифференциация звуков «с»-«з» | -артикуляционная и дыхательная гимнастика -пальчиковая гимнастика -различение на слух звонких и глухих согласных -развитие фонематического анализа и синтеза на примере двусложных слов со стечением согласных -различение звуков «з»-«с» в слогах, словах, предложениях | 4 |
14 | Постановка звука «ц» | -артикуляционная и дыхательная гимнастика -пальчиковая гимнастика -выработка воздушной струи -постановка звука «ц» по подражанию и с механической помощью - | 4 |
15 | Автоматизация звука «ц» на конце, в середине и начале слов | -артикуляционная и дыхательная гимнастика -пальчиковая гимнастика -выработка воздушной струи -определение «ц» изолированно, в слогах, словах | 6 |
16 | Автоматизация «ц» в связной речи» | -артикуляционная и дыхательная гимнастика -пальчиковая гимнастика - развитие фонематического анализа и синтеза на примере двусложных слов со стечением согласных | 4 |
17 | Дифференциация звуков «ц»-«с» | -артикуляционная и дыхательная гимнастика -пальчиковая гимнастика - развитие фонематического анализа и синтеза на примере двусложных слов со стечением согласных -дифференциация звуков «ц»-«с» в слогах, словах, связной речи | 4 |
14 | Постановка звука «ш» | -артикуляционная и дыхательная гимнастика -пальчиковая гимнастика -выработка воздушной струи -постановка звука «ш» по подражанию и с механической помощью | 6 |
15 | Автоматизация звука «ш» в начале, середине, конце слова и в стечении согласных | -артикуляционная и дыхательная гимнастика -пальчиковая гимнастика -автоматизация «ш» в разной позиции слова -определение местоположения «ш» изолированно, в слоге, слове -развитие фонематического анализа и синтеза на примере односложных слов со стечением согласных | 6 |
16 | Автоматизация звука «ш» в связной речи | -артикуляционная и дыхательная гимнастика -пальчиковая гимнастика - автоматизация «ш» в стихах, текстах, рассказах -развитие фонематического анализа и синтеза на примере односложных слов со стечением согласных в начале слова | 4 |
17 | Дифференциация звуков «ш»-«с» | -артикуляционная и дыхательная гимнастика -пальчиковая гимнастика -различение на слух свистящих-шипящих звуков - развитие фонематического анализа и синтеза на примере односложных слов со стечением согласных на конце слова | 4 |
18 | Постановка звука «ж» | -артикуляционная и дыхательная гимнастика -пальчиковая гимнастика -выработка воздушной струи -постановка звука «ж» по подражанию от звука «ш» | 4 |
19 | Звук «ж» в начале, середине слов | -артикуляционная и дыхательная гимнастика -пальчиковая гимнастика -слова со звуком «ж» в разных позициях -звукобуквенный анализ трехсложных слов | 4 |
20 | Звук «ж» в связной речи | -артикуляционная и дыхательная гимнастика -пальчиковая гимнастика - автоматизация «ш» в стихах, текстах, рассказах - звукобуквенный анализ трехсложных слов | 4 |
21 | Дифференциация звуков «ш»-«ж» | -артикуляционная и дыхательная гимнастика -пальчиковая гимнастика -различение на слух звонких и глухих согласных в слоге, слове, предложении -звуковой анализ трехсложных слов | 4 |
22 | Дифференциация звуков «ж»-«з» | -артикуляционная и дыхательная гимнастика -пальчиковая гимнастика -дифференциация свистящих и шипящих звуков в слоге, слове, фразе -звуковой анализ трехсложных слов | 6 |
26 | Диагностика | -определение уровня развития мелкой и артикуляционной моторики -определение уровня сформированности фонематического восприятия, анализа и синтеза -определение уровня сформированности произносительной стороны устной речи | с 15 по 30 мая 8 |
Примечание: коррекционная работа по преодолению недостатков произношения и развитию фонематического восприятия продолжается в 3 классе. Названия тем и количество часов примерны, могут меняться в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития обучающегося и успешности усвоения учебного материала.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Справочник учителя-логопеда школы. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
Современный логопедический урок. Технологии, методы, приёмы обучения и коррекции речи. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
Формирование связной речи детей 4-6 лет. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
Абрамова Н.А. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза. Логопедические занятия. 1-3 классы. Волгоград
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 1. М., 2011
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 1 «Дифференциация гласных». М., 2011
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 2 «Дифференциация звонких и глухих согласных». М., 2011
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 3 «Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат, Л-Р». М., 2011
М.Е.Качанова «Произношение». М., «Просвещение». 2006
Ишимова О.А., Подотыкина В.Д. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Правильно пишу. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
Ишимова О.А., Алипченкова Н.Н. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
Ишимова О.А., Юсов И.Е. Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение, слово. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
развитие речевого слуха - различение, опознавание и распознавание на слух звуков речи;
формирование правильного звукопроизношения;
умение правильно использовать поставленные звуки;
развитие умения контролировать собственную речь.