Рабочая программа
коррекционного курса
«Коррекционно-развивающие занятия»
6-8 классы
на 2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» составлена на основе:
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014 г.;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) КГБОУ «……..»;
- сборника « Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы под редакцией Якубовской Э.В.– М.: Просвещение, 2023;
- учебного плана КГБОУ «……..».
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» составлена на основе Требований к результатам освоения АООП и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания КГБОУ «……». Содержание коррекционного курса «Коррекционного курса» способствует реализации рабочей программы воспитания КГБОУ «……….» через использование воспитательного потенциала каждого занятия (инвариантный модуль «Организация коррекционно-развивающей среды»).
Общая характеристика коррекционного курса
Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение речевой практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский язык».
Задачи коррекционного курса:
повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся;
осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;
закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности;
расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся
в ближнем и дальнем окружении;
вырабатывать навыки правильного, сознательного, разборчивого, грамотного письма;
обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.
Программа построена на основе учебника для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. 6-9 класс. – М.: «Просвещение», 2022 г.
Место коррекционного курса в учебном плане
В учебном плане «Коррекционно-развивающие занятия» входит в коррекционно-развивающую область (коррекционные занятия) и представлен в 5-9 классах с расчетом 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по коррекционному курсу «Коррекционно-развивающие занятия» в 5-9 классах
Личностные результаты:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных
способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых
контактов, обмене информацией;
умение вступать в контакт и общаться со сверстниками по теме занятий в урочное и внеурочное время;
умение произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
умение обращаться за помощью и принимать помощь;
умение договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников в спорной ситуации;
развитие мотивации к овладению устной речью.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
выделять имя прилагательное, определять падежные окончания;
грамматически правильно связывать слова в предложении;
производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль;
пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;
писать под диктовку простой текст;
осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;
составлять рассказ на определенную тему.
Достаточный уровень:
уметь располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться словарем;
дифференцировать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки;
проверять написание звонких и глухих согласных путем изменения формы слова или подбора родственных слов;
находить однокоренные слова;
делать морфемный анализ слов;
образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов;
дифференцировать приставки и предлоги;
объяснять лексическое значение слов;
грамматически правильно оформлять предложения, интонационно правильно произносить их;
строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
читать правильно, осознанно, выразительно целыми словами, используя логические ударения, читать «про себя»;
работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль.
владеть отдельными видами пересказов;
уметь составлять рассказы на заданную тему, по серии картин;
писать под диктовку тексты (50-55 слов);
активизировать усвоенную лексику через речевую практику.
Базовые учебные действия
На логопедических занятиях формируются следующие базовые учебные действия:
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;
- понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию;
- дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.);
- использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
- использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Тематическое планирование в 6 классе
№ | № п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
| 1 | Гласные звуки | 5 |
1-2 | 1.1 | Слогообразующая роль гласного звука | 2 |
3-4 | 1.2 | Ударение. Безударная гласная | 2 |
5 | 1.3 | Комментированное письмо | 1 |
| 2 | Согласные звуки | 7 |
6-7 | 2.1 | Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, и, ю, ь | 2 |
8-9 | 2.2 | Разделительный Ъ-Ь знаки | 2 |
10-11 | 2.3 | Звонкие и глухие согласные | 2 |
12 | 2.4 | Объяснительный диктант | 1 |
| 3 | Состав слова | 7 |
13-14 | 3.1 | Корень слова. Подбор однокоренных слов | 2 |
15-16 | 3.2 | Словообразование. Образование новых слов с помощью приставок | 2 |
17-18 | 3.3 | Образование новых слов с помощью суффиксов | 2 |
19 | 3.4 | Объяснительный диктант | 1 |
| 4 | Части речи | 15 |
20 | 4.1 | Имя существительное | 1 |
21 | 4.2 | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 |
22 | 4.3 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 |
23 | 4.4 | Собственные, нарицательные имена существительные | 1 |
24 | 4.5 | Род существительных | 1 |
225 | 4.6 | Изменение существительных по числам | 1 |
26-27 | 4.7 | Изменение существительных по падежам | 2 |
28 | 4.8 | Имя прилагательное | 1 |
29 | 4.9 | Изменение прилагательных по родам и числам | 1 |
30 | 4.10 | Склонение прилагательных | 1 |
31 | 4.11 | Объяснительный диктант | 1 |
32 | 4.12 | Глагол. Изменение глаголов по временам | 1 |
33 | 4.13 | Изменение глаголов по числам | 1 |
34 | 4.14 | Комментированное письмо | 1 |
| 5 | Предложение | 14 |
35-36 | 5.1 | Простое предложение | 2 |
37-38 | 5.2 | Распространенное и нераспространенное предложение | 2 |
39-40 | 5.3 | Выделение главных и второстепенных членов предложения | 2 |
41-42 | 5.4 | Конструирование простых предложений (нераспространенные, распространенные) | 2 |
43-44 | 5.5 | Конструирование простых предложений с однородными членами | 2 |
45-46 | 5.6 | Упражнения в составлении предложений из данных слов | 2 |
47-48 | 5.7 | Объяснительный диктант | 2 |
| 6 | Развитие речи | 20 |
49-50 | 6.1 | Работа с деформированным текстом: составление рассказов из данных вразброс предложений | 2 |
51-52 | 6.2 | Работа с деформированным текстом: составление двух рассказов из данных вразброс предложений | 2 |
53-54 | 6.3 | Пересказы текстов: подробный пересказ | 2 |
55-56 | 6.4 | Пересказы текстов: выборочный пересказ | 2 |
57-58 | 6.5 | Пересказы текстов: краткий пересказ | 2 |
59-60 | 6.6 | Творческие пересказы: составление рассказов по аналогии | 2 |
61-62 | 6.7 | Творческие пересказы: составление рассказов по данному началу и концу | 2 |
63-66 | 6.8 | Творческие пересказы: составление рассказов по опорным словам | 4 |
67-68 | 6.9 | Резервные уроки | 2 |
| | Всего за год: | 68 |
Тематическое планирование 7 класс
№ | № п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
| 1 | Гласные звуки | 4 |
1-2 | 1.1 | Образование гласных звуков | 2 |
3-4 | 1.2 | Ударение. Ударные и безударные гласные звуки | 2 |
| 2 | Согласные звуки | 6 |
5-6 | 2.1 | Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, и, ю, ь | 2 |
7-8 | 2.2 | Разделительный Ъ | 2 |
9-10 | 2.3 | Звонкие и глухие согласные | 2 |
| 3 | Состав слова | 6 |
11-12 | 3.1 | Корень слова. Подбор однокоренных слов | 2 |
13-14 | 3.2 | Словообразование. Образование новых слов с помощью приставок | 2 |
15-16 | 3.3 | Образование новых слов с помощью суффиксов | 2 |
| 4 | Части речи | 16 |
17 | 4.1 | Имя существительное | 1 |
18 | 4.2 | Род существительных | 1 |
19 | 4.3 | Падеж имени существительного | 1 |
20-21 | 4.4 | Склонение имени существительного | 2 |
22-23 | 4.5 | Определение склонения имени существительного | 2 |
24 | 4.6 | Имя прилагательное | 1 |
25-26 | 4.7 | Склонение имени прилагательного | 2 |
27 | 4.8 | Глагол | 1 |
28 | 4.9 | Время и число глагола | 1 |
29 | 4.10 | Неопределенная форма глагола | 1 |
30 | 4.11 | Правописание не с глаголами | 1 |
31 | 4.12 | Местоимение | 1 |
32 | 4.13 | Лицо и число местоимений | 1 |
| 5 | Предложение | 18 |
33-34 | 5.1 | Виды предложений по цели высказывания | 2 |
35-36 | 5.2 | Главные члены предложения | 2 |
37-38 | 5.3 | Второстепенные члены предложения | 2 |
39-40 | 5.4 | Выделение главных и второстепенных членов предложения | 2 |
41-42 | 5.5 | Конструирование простых предложений (нераспространенные, распространенные) | 2 |
43-44 | 5.6 | Конструирование простых предложений с однородными членами | 2 |
45-46 | 5.7 | Упражнения в составлении предложений из данных слов | 2 |
47-48 | 5.8 | Сложные предложения | 2 |
49-50 | 5.9 | Составление сложных предложений из простых | 2 |
| 6 | Развитие речи | 18 |
51-52 | 6.1 | Работа с деформированным текстом: составление рассказов из данных предложений | 2 |
53-54 | 6.2 | Работа с деформированным текстом: составление двух рассказов из данных предложений | 2 |
55-56 | 6.3 | Пересказы текстов: подробный пересказ | 2 |
57-58 | 6.4 | Пересказы текстов: выборочный пересказ | 2 |
59-60 | 6.5 | Пересказы текстов: краткий пересказ | 2 |
61-62 | 6.6 | Творческие пересказы: составление рассказов по аналогии | 2 |
63-64 | 6.7 | Творческие пересказы: составление рассказов по данному началу и концу | 2 |
65-66 | 6.8 | Творческие пересказы: составление рассказов по опорным словам | 2 |
67-68 | 6.9 | Резервные уроки | 2 |
| | Всего за год: | 68 |
Тематическое планирование 8 класс
№ | № п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
| 1 | Гласные звуки | 4 |
1-2 | 1.1 | Образование гласных звуков | 2 |
3-4 | 1.2 | Ударение. Ударные и безударные гласные звуки | 2 |
| 2 | Согласные звуки | 6 |
5-6 | 2.1 | Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, и, ю, ь | 2 |
7-8 | 2.2 | Разделительный Ъ | 2 |
9-10 | 2.3 | Звонкие и глухие согласные | 2 |
| 3 | Состав слова | 6 |
11-12 | 3.1 | Правописание гласных в корне слова | 2 |
13-14 | 3.2 | Правописание согласных в приставках | 2 |
15-16 | 3.3 | Сложные слова | 2 |
| 4 | Части речи | 16 |
17 | 4.1 | Имя существительное. Род и падеж имени существительного | 1 |
18 | 4.2 | Склонение существительных в ед.ч. | 1 |
19 | 4.3 | Склонение существительных во мн.ч. | 1 |
20-21 | 4.4 | Объяснительный диктант | 2 |
22-23 | 4.5 | Определение склонения имени существительного | 2 |
24 | 4.6 | Имя прилагательное | 1 |
25-26 | 4.7 | Склонение имени прилагательного в ед.ч . и мн.ч | 2 |
27 | 4.8 | Объяснительный диктант | 1 |
28 | 4.9 | Склонение личных местоимений | 1 |
29 | 4.10 | Изменение глаголов по лицам | 1 |
30 | 4.11 | Наречие | 1 |
31 | 4.12 | Образование наречий | 1 |
32 | 4.13 | Зрительный диктант | 1 |
| 5 | Предложение | 18 |
33-34 | 5.1 | Виды предложений по цели высказывания | 2 |
35-36 | 5.2 | Главные члены предложения | 2 |
37-38 | 5.3 | Второстепенные члены предложения | 2 |
39-40 | 5.4 | Выделение главных и второстепенных членов предложения | 2 |
41-42 | 5.5 | Конструирование простых предложений (нераспространенные, распространенные) | 2 |
43-44 | 5.6 | Конструирование простых предложений с однородными членами | 2 |
45 | 5.7 | Упражнения в составлении предложений из данных слов | 1 |
46 | 5.8 | Объяснительный диктант | 1 |
47-48 | 5.9 | Сложные предложения | 2 |
49-50 | 5.10 | Составление сложных предложений из простых | 2 |
| 6 | Развитие речи | 18 |
51-52 | 6.1 | Работа с деформированным текстом: составление рассказов из данных предложений | 2 |
53-54 | 6.2 | Работа с деформированным текстом: составление двух рассказов из данных предложений | 2 |
55-56 | 6.3 | Пересказы текстов: подробный пересказ | 2 |
57-58 | 6.4 | Пересказы текстов: выборочный пересказ | 2 |
59-60 | 6.5 | Пересказы текстов: краткий пересказ | 2 |
61-62 | 6.6 | Творческие пересказы: составление рассказов по аналогии | 2 |
63-64 | 6.7 | Творческие пересказы: составление рассказов по данному началу и концу | 2 |
65 | 6.8 | Творческие пересказы: составление рассказов по опорным словам | 1 |
66 | 6.9 | Сочинение на свободную тему | 1 |
67-68 | 6.10 | Резервные уроки | 2 |
| | Всего за год: | 68 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Основная литература
Программы специальных (коррекционных) образовательных организаций 8 вида: 5-9 кл. В 2 сб./ Под редакцией В.В.Воронковой. - М.: Издательство ВЛАДОС, 2018 г - Сб. 2.
Н. Г. Галунчикова. Русский язык. Учебник 6-го класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - М. «Просвещение», 2021 г.
Н. Г. Галунчикова, Якубовская Э. В. Комплект рабочих тетрадей по русскому языку для учащихся 5-9 классов в 4 частях. М.«Просвещение» 2005.
Оборудование и приборы:
компьютер, медиапроектор, экран.
Дидактический материал:
Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах коррекционных образовательных учреждений VIII вида Методическое пособие для учителя. М.: Просвещение 2002 г;
Аксёнова А.К.. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.:«ВЛАДОС»1999г.;
Барская Н.М. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1992;
Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Комплект рабочих тетрадей по русскому языку для учащихся 5-9 классов в 4 частях. М.: Просвещение 2005;
Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку: Состав слова: Учебное пособие для 5-9 классов.- М. Просвещение, 2002;
Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку: Глагол. - М.: Просвещение, 2003;
Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку: Имя прилагательное.- М.: Просвещение, 2003;