Рабочая программа курса «ДОНОВЕДЕНИЕ»
3 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Доноведение».
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
Требования к уровню подготовки младших школьников
В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:
иметь представления:
о связях между живой и неживой природой родного края;
о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
об истории родного края;
знать:
объекты неживой и живой природы Ростовской области;
особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
государственную символику Ростовской области, своего района;
важнейшие события в истории родного края;
народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
родственные связи в семье;
правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:
различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
описывать наиболее важные события истории родного края;
рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
могут научиться:
1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим обще учебные, логические действия постановки и решения проблем:
находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
Тематическое планирование курса «Доноведение»
3 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Задачи | Виды деятельности |
Я и окружающий мир. (4 час) |
1 | Край, в котором я живу. | 1 | 7. 09 | Дать представления о Ростовской области как административной единице; познакомить с гербом, флагом, гимном Ростовской области и правилами поведения при прослушивании гимна; формировать умения работы с картой (исторической, географической и контурной), находить территорию Ростовской области на карте страны. | Работа с картой. Ростовской области. Практическая работа по контурной карте: выделение границы Ростовской области. |
2 | О городах и станицах родного края. | 1 | 14. 09 | Познакомить с наиболее крупными городами Ростовской области, с их архитектурой, достопримечательностями и значением. Обратить внимание на необходимость бережного отношения к историческим памятникам, сохранению исторических традиций. | Экскурсии по городам Ростовской области. Исследовательская деятельность «Город (станица) Ростовской области». |
3-4 | С днём рождения, родной город (село). | 2 | 21, 28. 09 | Дать представление о своем населенном пункте как о малой Родине; познакомить с историей возникновения, происхождением названия, достопримечательностями, знаменательными датами, известными людьми. | Экскурсия. Составление коллажа «Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей). |
Природа Донского края. (6 часов) |
5-7 | У природы нет плохой погоды. | 3 | 5, 12, 19. 10 | Продолжать формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные отличительные признаки сезонных изменений, продолжать систематические наблюдения за погодой. Познакомить с особенностями времен года в Ростовской области. Познакомить с природными условиями, процессами и явлениями характерными для края (гололед, засуха, ливневые дожди, грозы, туманы) Познакомить с профессией - метеоролог. | Экскурсия «Сезонные изменения в природе». Конкурс рисунков. |
8 | Живая вода. | 1 | 26. 10 | Вода. Ее распространение и значение для живых организмов. | Работа с картой Ростовской области . Исследовательские работы. |
9 | Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края. | 1 | 9. 11 | Познакомить с водоемами родного края. Изучение живой природы водоема, находящегося вблизи населенного пункта; его экологических проблем. | Экскурсия на водоем (с целью изучения живой природы водоема и его экологических проблем) Беседа о бережном использовании воды. |
10 | Растения и животные водоёмов. | 1 | 16. 11 | Расширить представления детей об экологических связях в мире природы водоёма. | Исследовательские работы учащихся |
Жизнь на Дону. (10 часов) |
11 | Тайны Донской земли. | 1 | 23. 11 | Дать представление о древних поселениях и кочевых племенах, проживавших на Дону, познакомить с историческими памятниками тех веков. | Экскурсия в архитектурный исторический памятник «Танаис». |
12 | Танаис – древний город. | 1 | 30. 11 | Познакомить с историческим памятником Ростовской области – городом Танаисом. |
13 | Дикое поле. | 1 | 7. 12 | Дать представление о первых постоянных поселениях (Хазария, Белая Вежа) на Дону. Познакомить с героическими битвами славян против воинственных кочевых племен (печенегов, половцев, монголо-татар). Познакомить с историческими и литературными памятниками тех времён. | Рисование картин прошлого Дона. |
14 | Донской край – казачий край. | 1 | 14. 12 | Познакомить с историей появления первых казачьих городков; казачьими поселеньями и хозяйством казаков. | Экскурсия в краеведческий музей. Исследовательская работа «История казачьей семьи». |
15 | Первые казачьи городки. | 1 | 21. 12 |
16 | Казачья семья. | 1 | 11. 01 | Познакомить с особенностями казачьей семьи и воспитанием детей. |
17 | Жилище казака. | 1 | 18. 01 | Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремеслах. | Проект «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок). |
18 | История вещей. Одежда. | 1 | 25. 01 |
19 | История вещей. Посуда. | 1 | 1. 02 |
20 | Славен Дон! | 1 | 8. 02 | Воспитывать гордость и чувство ответственности перед настоящим и прошлым своего родного края. Воспитывать на примерах своих соотечественников гордость и чувство ответственности перед Родиной и своими близкими. | Праздничное мероприятие. |
Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону. (3 часа) | |
21 | Сретение. Сороки. Встреча птиц. | 1 | 15. 02 | Дать общее представление о весенних обрядах на Дону. Дать общее представление о международном дне птиц. | Праздничные мероприятия. Изготовление скворечника. |
22 | Пасха, Вербное воскресенье. | 1 | 22.02 | Дать общее представление о весенних обрядах на Дону. | Праздничные мероприятия. |
| Природа Донского края. (6 часов) |
23 | Природная поверхность нашего края. | 1 | 1. 03 | Познакомить с особенностями поверхности Ростовской области: холмистой равниной, оврагами, курганами, терриконами, лиманами поймы реки Дон. | Экскурсия. Практическая работа «Рисунок, карта поверхности родного края» |
24 | Из недр Донской земли. | 1 | 15.03 | Познакомить с полезными ископаемыми Ростовской области: известняк, песок, глина; их месторождения; воспитывать понимание необходимости бережного использования подземных богатств края. | Работа с картой Ростовской области и практическая работа по контурным картам. Беседа о бережном использовании полезных ископаемых. |
25 | Почвы родного края. | 1 | 29. 03 | Почвы Ростовской области: черноземы, каштановые, луговые. Выявить значение почвы для Ростовской области. | Практическая работа «Почвы родного края». |
26 | Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи. | 1 | 5. 04 | Закрепить представления о степи, как о природном сообществе, раскрыть значение степи для растительного и животного мира. | Экскурсия. Исследовательские работы уч-ся «Мир природного сообщества родного края». Конкурс рисунков. Викторины, кроссворды. |
27 | Природные экосистемы луга. | 1 | 12. 04 | Закрепить представления о луге, как о природном сообществе, раскрыть значение лугов для человека, экологические проблемы, связанные с данным сообществом. |
28 | Природные экосистемы леса. | 1 | 19. 04 | Познакомить с одним из природных сообществ Ростовской области: лесом. Показать взаимосвязи растений и животных в данном сообществе. Влияние человека на сообщество. |
Человек и природа. (4 часа) |
29 | Донская земля – житница России. | 1 | 26. 04 | Познакомить с природным сообществом поля. Показать общее культурных и дикорастущих растений, их различие на примерах растений родного края; разнообразие культур выращиваемых на полях Ростовской области. | Исследовательская работа «Кто работает на родной земле». Исследовательская работа «Кто работает на родной земле». |
30 | Сельское хозяйство на Дону: земледелие. Сельское хозяйство на Дону: животноводство. | 1 | 3. 05 | Сформировать представления о сельском хозяйстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в сельском хозяйстве. Показать значение хлеба для людей; воспитывать бережное отношение к хлебу, труду людей. Сформировать представления о животноводстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в животноводстве. |
31 | Казачьи посиделки | 1 | 10. 05 | Праздничное мероприятие. |
Я и окружающий мир. (1 час) |
32-33 | Славься наш край! | 2 | 17,24. 05 | Закрепить представления и знания учащихся о Донском крае. | Викторина. Экскурсия по мини- музею (выставка поделок, исследовательских и проектных работ учащихся, выполненных за год ). |
7