СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Русское правописание: орфография и пунктуация " для учащихся 10-11-х классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «Русское правописание: орфография и пунктуация" для обучающихся 10-11 классов составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы среднего общего образования.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Русское правописание: орфография и пунктуация " для учащихся 10-11-х классов»

03-08

Департамент образования администрации г. Братска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1 имени А.А. Иноземцева»


Рассмотрено

кафедра

гуманитарная

Протокол №

от «30»_мая_2020г.

Руководитель кафедры

___________________

Афанасьева В.М.

Согласовано

«30»_мая_2020г


Зам. директора по НМР ____________________

Т.Г. Маслова

Утверждаю

Приказ № ________

от «02»_сентября_2020г.

Директор МБОУ «Гимназия №1 им. А.А. Иноземцева»

______________________

Н.В. Сиреньщикова











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Русское правописание: орфография и пунктуация»

10-11 классы




Предметная область: филология


Разработали:

Чемезова Татьяна Фёдоровна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории,

Щеглова Марина Юрьевна,

учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории







2020 г.



Рабочая программа курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» для обучающихся 10-11 классов составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы среднего общего образования.


10 класс - 34 учебных часа в год/1 учебный час в неделю;

11 класс - 34 учебных часа в год/1 учебный час в неделю.

Планируемые результаты курса


Класс

Личностные результаты

Метапредметные результаты

10 класс

- осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком;

- повышение мотивации к освоению курса практической грамотности русского языка;

- через усвоение научных основ изучения русского языка обес­печение понимания его системности, выявление взаимосвязи его разделов и уровней, сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

- умение грамотно выразить свои мысли в устной и письменной речи.

- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, планировать и давать оценку своей деятельности и взаимооценку;

- проводить исследовательские действия (ставить проблему, намечать план решения и т.д.), включая навыки работы с различными источниками информации;

- умение планировать свое речевое и неречевое поведение.

11 класс

- сознательное отношение к самообразованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

- ориентация на реализацию позитивных жизненных перспектив, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы.


- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.


10 класс - 34 учебных часа в год/1 учебный час в неделю



Тема


Содержание учебного предмета

Планируемые предметные результаты

Особенности письменного общения

(2 часа)

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Виды речевой деятельности. Формы речевого общения.

Выпускник на базовом уровне научится:

- знать о речевом общении как взаимодействии между людьми, 2 стороны языка: передачу информации и восприятие смысла речи,

- знать виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, формы речевого общения: письменные и устные.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- определять вид речевой деятельности, отличать виды речевого общения,

- уметь создавать речевую ситуацию, анализировать речевое высказывание.

Особенности письменной речи. Формы письменных высказываний и их признаки. Возникновение и развитие письма как средства общения.

Выпускник на базовом уровне научится:

- понимать возникновение письменной речи как необходимость в опосредованном общении,

- знать особенности письменной речи по сравнению с устной,

- уметь различать формы письменных высказываний: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты; знать их признаки.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- различать формы письменных высказываний по их существенным признакам, создавать письменные высказывания.

Орфография

(3 часа)

Орфография как система правил правописания.

Выпускник на базовом уровне научится:

- знать сведения из истории русской орфографии, её роль в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- используя орфографические правила, более точно выражать смысл высказывания, использовать различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.

Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.


Выпускник на базовом уровне научится:

- знать орфографические правила, разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- применять правила:1) правописание морфем, 2) слитное, дефисное и раздельное написание, 3) употребление прописных и строчных букв, 4) перенос слова.

Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них.

Выпускник на базовом уровне научится:

- знать орфографические правила, разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- применять правила:1) правописание морфем, 2) слитное, дефисное и раздельное написание, 3) употребление прописных и строчных букв, 4) перенос слова.

Правописание морфем

(19 часов)

Принцип единообразного написания морфем — ведущий принцип русского правописания. Правописание корней. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

Выпускник на базовом уровне научится:

- знать принцип единообразного написания морфем, систему правил, регулирующую написание гласных и согласных корня, роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- правильно писать морфемы, применять правила, регулирующие написание гласных и согласных в корне слова, правильно подбирать проверочные слова.

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.

Выпускник на базовом уровне научится:

- знать написание безударных проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова,

- знать, в каком случае гласная Е обозначает мягкость предшествующего согласного, а когда только звук [Э].

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- различать проверяемые безударные гласные и непроверяемые, подбирать проверочные слова к словам с проверяемой гласной в корне слова,

- знать правильность произношения заимствованных слов со звуком [Э].

Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.

Выпускник на базовом уровне научится:

- знать правила, нарушающие единообразное написание корня (Ы и И в корне после приставок),

- иметь понятие о фонетическом принципе написания слов.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- писать слова, нарушающие единообразное написание корня (Ы и И в корне после приставок),

- отличать слова, написание которых основано на фонетическом принципе написания.

Группы корней с чередованием гласных.

Выпускник на базовом уровне научится:

- знать условия написания корней с чередованием и корней с полногласным и неполногласными сочетаниями оро//ра, оло//ла, ере//ре, ело//ле.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- писать корни с чередованием и корней с полногласными и неполногласными сочетаниями оро//ра, оло//ла, ере//ре, ело//ле.

Группы корней с чередованием гласных.

Выпускник на базовом уровне научится:

- знать условия написания корней с чередованием и корней с полногласными и неполногласными сочетаниями оро//ра, оло//ла, ере//ре, ело//ле.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

-писать корни с чередованием и корней с полногласными и неполногласными сочетаниями оро//ра, оло//ла, ере//ре, ело//ле.

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности.

Выпускник на базовом уровне научится:

- знать способы обозначения на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных, чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности, правописание иноязычных словообразовательных элементов.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- писать звонкие и глухие, непроизносимые, удвоенные, чередующиеся согласные в корне, правильно писать иноязычные словообразовательные элементы.

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания.

Выпускник на базовом уровне научится:

- знать правописание приставок, деление их на группы, роль смыслового анализа слова при различении приставок ПРИ и ПРЕ.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- писать приставки разных групп, в том числе уметь применять смыслоразличительный анализ при написании приставок ПРИ и ПРЕ.

Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Типичные суффиксы имен существительных и их написание.


Выпускник на базовом уровне научится:

- знать систему правил, связанных с правописанием суффиксов разных частей речи, производить морфемно-словообразовательный анализ при выборе правильного написания суффиксов.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- правильно писать суффиксы разных частей речи, производить морфемно- словообразовательный анализ при выборе правильного написания суффиксов выбранной части речи.

Типичные суффиксы прилагательных и их написание. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.

Выпускник на базовом уровне научится:

- знать типичные суффиксы прилагательного и их написание, различать на письме правописание суффиксов – ИВ – и – ЕВ –; – К– и – СК – в именах прилагательных,

- особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- определять написание типичных суффиксов прилагательного, различать на письме суффиксы – ИВ – и – ЕВ –; – К– - и – СК – в именах прилагательных,

- уметь образовывать форму сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий, правильно писать суффиксы в этих формах слов.

Типичные суффиксы глагола и их написание. Написание суффикса -е-или -и- в глаголах с приставкой обез-/обес-.

Выпускник на базовом уровне научится:

- знать типичные суффиксы глагола и правила их написание.

- различать на письме глагольные суффиксы – ОВА- (-ЕВА-) и –ЫВА- (-ИВА-). Знать написание суффикса – Е – или –И – в глаголах с приставкой ОБЕЗ-/ОБЕС-; -ТЬСЯ и –ТСЯ в глаголах.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- правильно писать типичные суффиксы глагола,

- различать на письме глагольные суффиксы – ОВА- (-ЕВА-) и –ЫВА- (-ИВА-),

- уметь правильно писать суффиксы – Е– - или – И– в глаголах с приставкой ОБЕЗ-/ОБЕС-; -ТЬСЯ–ТСЯ .

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола.

Выпускник на базовом уровне научится

- знать, как образуются причастия с помощью специальных суффиксов, от чего зависит выбор суффиксов причастия настоящего времени.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- образовывать причастия с помощью специальных суффиксов, выбирать суффиксы причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола, сохранять на письме глагольный суффикс при образовании причастий пошедшего времени.

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени.

Выпускник на базовом уровне научится:

- знать о сохранении на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- образовывать причастия с помощью специальных суффиксов, выбирать суффиксы причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола, сохранять на письме глагольный суффикс при образовании причастий пошедшего времени.

Правописание н и нн в прилагательных, образованных от существительных.

Выпускник на базовом уровне научится:

- знать правила правописания Н и НН в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- выбирать правописание Н и НН в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от глаголов.

Выпускник на базовом уровне научится:

- знать правила правописания Н и НН в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- выбирать правописание Н и НН в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.

Выпускник на базовом уровне научится:

- знать правила правописания окончаний, систему правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи,

- принцип различения окончаний –Е и –И в именах существительных, правописание личных окончаний глаголов, правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- применять правила правописания окончаний, систему правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц.

Выпускник на базовом уровне научится:

- знать орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: О и Е после шипящих и Ц в корне, суффиксе и окончании; правописание Ы и И после Ц; употребление разделительных Ь и Ъ.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- применять орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: О и Е после шипящих и Ц в корне, суффиксе и окончании, правописание Ы и И после Ц, употребление разделительных Ь и Ъ.

Употребление разделительных ь и ъ. Правописание согласных на стыке морфем. Употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Выпускник на базовом уровне научится

- знать принципы правописания согласных на стыке морфем; написание сочетаний ЧН, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ, ЧК, НН внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление Ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- правила написания согласных на стыке морфем; написания сочетаний ЧН, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ, ЧК, НН внутри отдельной морфемы и на стыке морфем,

- употреблять Ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов. Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

Выпускник на базовом уровне научится:

- знать взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова, порядок орфографического анализа морфемно-словообразовательных моделей слов.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- анализировать взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова, производить орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов по определённому порядку.

Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем. Использование словарей для объяснения правильного написания слов.

Прием поморфемной записи слов и его практическая значимость.

Выпускник на базовом уровне научится:

- знать особенности правописания Ь после шипящих в словах разных частей речи, этимологическую справку как приём объяснения написания морфем,

- знать типы орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения написания слов, приём поморфемной записи слов и его практическую значимость.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- писать Ь после шипящих в словах разных частей речи, использовать этимологическую справку как приём объяснения написания морфем,

- уметь использовать орфографические, морфемные и словообразовательные словарей для объяснения написания слов, использовать приём поморфемной записи слов в практических целях.

Слитные, дефисные и раздельные написания

(9 часов)


Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.


Выпускник на базовом уровне научится:

- знать систему правил слитного, дефисного и раздельного написания слов, роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- определять правила слитного, дефисного и раздельного написания слов, объяснять роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.

Выпускник на базовом уровне научится:

- знать орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- использовать орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы при практическом письме6 и устной речи.

Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи.

Выпускник на базовом уровне научится:

- знать орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- использовать орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы при практическом письме6 и устной речи.

Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

Выпускник на базовом уровне научится:

- знать грамматико-орфографические отличия приставки и предлога, слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- использовать орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы при практическом письменной и устной речи.

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях.

Выпускник на базовом уровне научится:

- знать грамматико-орфографические отличия приставки и предлога, слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- применять правила слитного, дефисного и раздельного написания приставок в наречиях.

Особенности написания производных предлогов.

Выпускник на базовом уровне научится:

- знать особенности написания производных предлогов, смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов ЧТОБЫ, ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ПОТОМУ, ПОЭТОМУ, ОТТОГО, ОТЧЕГО, ЗАТО, ПОСКОЛЬКУ и другие от созвучных сочетаний слов.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- писать производные предлоги, находить смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов ЧТОБЫ, ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ПОТОМУ, ПОЭТОМУ, ОТТОГО, ОТЧЕГО, ЗАТО, ПОСКОЛЬКУ и другие от созвучных сочетаний слов.

Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов от созвучных сочетаний слов.

Выпускник на базовом уровне научится:

- знать особенности написания производных предлогов, смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов ЧТОБЫ, ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ПОТОМУ, ПОЭТОМУ, ОТТОГО, ОТЧЕГО, ЗАТО, ПОСКОЛЬКУ и другие от созвучных сочетаний слов.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- писать производные предлоги, находить смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов ЧТОБЫ, ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ПОТОМУ, ПОЭТОМУ, ОТТОГО, ОТЧЕГО, ЗАТО, ПОСКОЛЬКУ и другие от созвучных сочетаний слов.

Образование и написание сложных слов. Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний.

Выпускник на базовом уровне научится:

- знать способы образования и написания сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия).

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- правильно писать сложные слова (имена существительные, прилагательные, наречия).

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи

Работа со словарём «Слитно или раздельно?»

Выпускник на базовом уровне научится:

- знать правила употребления дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи,

- знать способы и приёмы работы со словарём «Слитно или раздельно?»

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- правильно писать знаменательные и служебные части речи, уметь работать со словарём «Слитно или раздельно?»

Написание строчных и прописных букв

(1 час)


Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. Работа со словарем «Строчная или прописная?»

Выпускник на базовом уровне научится:

- знать, какую роль играет смысловой и грамматический анализ при выборе написания строчной или прописной буквы

- знать особенности смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- правильно писать слова со строчной или прописной буквы,

- уметь правильно писать слова со строчной или прописной буквы.

Итого: 34 часа



11 класс - 34 учебных часа в год /1 учебный час в неделю



Тема / Количество часов

Содержание курса

Планируемые предметные результаты освоения курса

Речевой этикет в письменном общении

(2 часа)

Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи. Речевой этикет в частной и деловой переписке.

Выпускник на базовом уровне научится:

- следовать правилам речевого поведения в повседневной речи,

- употреблять этикетные формы извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной и устной речи,

- владеть правилами речевого этикета в частной и деловой переписке.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:


- осуществлять речевой самоконтроль,

- проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи,

- анализировать речь с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных

коммуникативных задач.

Особенности речевого этикета при дистанционном письмен­ном общении (SМS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.) Основные правила письменного общения в виртуальных дис­куссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

Выпускник на базовом уровне научится:

- использовать особенности речевого этикета при дистанционном письмен­ном общении (SМS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.)

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- соблюдать правила письменного общения в виртуальных дис­куссиях, конференциях, видеоконференциях, на тематических чатах интернета.

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания

(3 часа)

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания. Принципы русской пунктуа­ции: грамматический, смысловой, интонационный.

Выпускник на базовом уровне научится:

- определять функции знаков препинания в письменной речи,

- расставлять знаки препинания в конце предложения,

- выбирать знак с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- определять принципы русской пунктуа­ции: грамматический, смысловой, интонационный,

- употреблять многоточие при прерывании речи, понимать смысловую роль этого знака.

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация. Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.


Выпускник на базовом уровне научится:

- определять структуру предложения и правила постановки знаков препинания, - понимать смысл предложения, его интонацию и пунктуацию,

- определять основные функции пунктуационных знаков.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- расставлять знаки препинания в зависимости от их функции: разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.

Разделы русской пунктуации: знаки препинания в конце предложения; знаки препинания внутри простого предложе­ния; знаки препинания между частями сложного предложе­ния; знаки препинания при передаче чужой речи; знаки препинания в связном тексте.

Выпускник на базовом уровне научится:

- расставлять знаки препинания в конце предложения; знаки препинания внутри простого предложе­ния; знаки препинания между частями сложного предложе­ния; знаки препинания при передаче чужой речи; знаки препинания в связном тексте.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:


- применять знания об основных разделах русской пунктуации на практике.

Знаки препинания в конце предложения

(1 час)

Знаки препинания в конце предложения. Предложение и его основные признаки. Границы предложения, отражение её на письме.

Выпускник на базовом уровне научится:

- употреблять точку, вопросительный и восклицательный зна­ки в конце предложения,

- выбирать знак с учётом осо­бенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности, - расставлять знаки препинания в начале предложения: мно­готочие, кавычки, тире в диалоге.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- употреблять многоточие при прерывании речи, понимать смысловую роль этого знака как риторической фигуры умолчания.

Знаки препинания внутри простого предложения

(13 часов)

Знаки препинания внутри простого предложения. Система правил данного раздела пунктуации. Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; инто­национные особенности этих предложений.

Выпускник на базовом уровне научится:

- расставлять знаки препинания между однородными членами предложе­ния, определять грамматические и интонационные особенности предложе­ний с однородными членами, особенности интонации перечисления.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:


- применять на практике знания о системе правил данного раздела пунктуации.

Знаки препинания между однородными членами предложе­ния. Грамматические и интонационные особенности предложе­ний с однородными членами; интонация перечисления.

Выпускник на базовом уровне научится:

- расставлять знаки препинания при однородных членах, не соединённых союзом, однородных членах, соединённых неповторяющимися союзами, однородных членах, соединённых повторяющимися союзами, однородных членах, соединённых двойными союзами.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- определять интонационные и пунк­туационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Однородные члены, не соединённые союзом. Однородные члены, соединённые неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые двойными союзами.

Выпускник на базовом уровне научится:

- расставлять знаки препинания при однородных членах, не соединённых союзом, однородных членах, соединённых неповторяющимися союзами, однородных членах, соединённых повторяющимися союзами, однородных членах, соединённых двойными союзами.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- определять интонационные и пунк­туационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).

Выпускник на базовом уровне научится:

- отличать однородные и неоднородные определения.

- уметь расставлять знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- различать однородные и неоднородные определения на основе семантико-грамматической и интонационной характерис­тики предложения и его окружения (контекста).

Знаки препинания в предложениях с обособленными члена­ми. Интонационные особенности предложений с обособленными членами.

Выпускник на базовом уровне научится:

- расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными члена­ми, определять интонационные особенности предложений с обособленными членами.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- оперировать понятием обособление.

Обособленные определения распространённые и нераспространённые, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.

Выпускник на базовом уровне научится:

- обособлять определения распространённые и нераспространённые, согласованные и несогласованные,

- находить причастный оборот как особую синтаксическую конструкцию.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- находить грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.

Обособление приложений.


Выпускник на базовом уровне научится:

- находить приложения в тексте или предложении,

- применять правила обособления приложений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- делать сопоставительный анализ случаев выделения и невыделе­ния приложений в письменной речи.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепри­частием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.

Выпускник на базовом уровне научится:

- обособлять обстоятельства, выраженные одиночным деепри­частием и деепричастным оборотом.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- определять смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями. Выделение голосом при произношении и знаками препина­ния на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.

Выпускник на базовом уровне научится:

- давать смысловую и интонационную характеристику предложений с обособленными дополнениями, выделять голосом при произношении и знаками препина­ния на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- использовать систему правил данного раздела пунктуации при анализе текста.

Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборо­том. Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделе­ния в письменной речи оборота со значением сравнения.

Выпускник на базовом уровне научится:

- расставлять знаки препинания в предложениях со сравнительным оборо­том.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- делать сопоставительный анализ случаев выделения и невыделе­ния в письменной речи оборота со значением сравнения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные осо­бенности предложений с вводными словами.

Выпускник на базовом уровне научится:

- расставлять знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения,

- определять интонационные и пунктуационные осо­бенности предложений с вводными словами.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- выделять семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложе­ния, уместно употреблять в письменной речи разные смысло­вые группы вводных слов.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.

Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.

Выпускник на базовом уровне научится:

- определять интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями,

- использовать речевые формулы обращений в письменной речи,

- выделять на письме междометия, утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова (нет уж, что ж, как же, что же и др./

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- использовать речевые формулы обращений, используемые в устной и письменной речи, в том числе и риторические обращения.

Зачётная практическая работа (тест)

Выпускник на базовом уровне научится:

- анализировать предложение с точки зрения интонации, грамматического строя, пунктуации,

- правильно расставлять знаки препинания в разных группах простых предложений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- выполнять пунктуационный анализ простых предложений с осложнённой структурой.

Знаки препинания между частями сложного предложения

(8 часов)

Знаки препинания между частями сложного предложения. Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.


Выпускник на базовом уровне научится:

- расставлять знаки препинания между частями сложного предложения,

- определять грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений,

- различать виды сложных предложений, углубить свои знания о синтаксисе и пунктуации сложных предложений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- редактировать письменные тексты на основе знаний о синтаксических нормах русского литературного языка.

Знаки препинания между частями сложносочинённого пред­ложения.


Выпускник на базовом уровне научится:

- расставлять знаки препинания между частями сложносочинённого пред­ложения.

- уметь определять смысловые отношения между частями ССП.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте.

Интонационные и смысловые особенности предложе­ний, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.

Выпускник на базовом уровне научится:

- определять интонационные и смысловые особенности предложе­ний, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой

информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.


Выпускник на базовом уровне научится:

- определять вид придаточного предложения на основе анализа отношений между главным и придаточным,

- расставлять знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- выполнять задания повышенного уровня.

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.


Выпускник на базовом уровне научится:

- выполнять семантико-интонационный анализ как основу выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении,

- уметь правильно расставлять знаки препинания в БСП.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- объяснять особенность строения и значения БСП, их особое место в классификации сложных предложений.

Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трёх и более частей, и выбор знаков препинания внутри слож­ной синтаксической конструкции.


Выпускник на базовом уровне научится:

- выполнять грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трёх и более частей,

- применять правила постановки знаков препинания внутри слож­ной синтаксической конструкции.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- использовать языковые средства с учетом вариативности современного

русского языка.

Знаки препинания при сочетании союзов. Сочетание знаков препинания.

Выпускник на базовом уровне научится:

- расставлять знаки препинания при сочета­нии союзов.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- применять правила расстановки знаков препинания при сочетании знаков препинания.

Зачётная практическая работа (тест)

Выпускник на базовом уровне научится:

- выполнять задания тестирования на расстановку знаков препинания в сложном предложении.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- уметь выделять особенности интонации и пунктуации в сложном предложении.

Знаки препинания при передаче чужой речи

(3 часа)

Прямая и косвенная речь.

Выпускник на базовом уровне научится:

- различать прямую и косвенную речь,

- не допускать смешения прямой и косвенной речи,

- понимать особенности интонирования и расстановки знаков препинания.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- определять пути совершенствования собственных коммуникативных

способностей и культуры речи.

Оформление на письме прямой речи и диалога.

Выпускник на базовом уровне научится:

- отличать прямую речь, косвенную речь и диалог.

- практически выполнять оформление на письме прямой речи и диалога.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- понимать функции несобственно-прямой речи в художественном тексте.

Разные способы оформления на письме цитат.


Выпускник на базовом уровне научится:

- правильно расставлять знаки препинания при разного рода цитировании,

- использовать разные способы оформления на письме цитат.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

Знаки препинания в связном тексте

(4 часа)

Знаки препинания в связном тексте. Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем.

Выпускник на базовом уровне научится:

- расставлять знаки препинания в связном тексте,

- анализировать текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания.

Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста.


Выпускник на базовом уровне научится:

- анализировать текст и контекст. Находить оптимальный вариант расстановки знаков препинания с учётом контекста.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

Авторские знаки. Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.


Выпускник на базовом уровне научится:

- находить в тексте авторские знаки,

- использовать абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической

речевой деятельности

Зачётная практическая работа в виде тестирования. Оценка правильности, точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.

Выпускник на базовом уровне научится:

- корректировать текст в соответствии с точностью, чистотой, богатством, выразительностью и уместностью речевого высказывания, его соответствием нормам современного русского литературного языка.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения,

- осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию в повседневной речевой практике,

- использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых

средств

Итого: 34 часа








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!