Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 22 г. Химки
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР ДиректорМБОУ СОШ № 22 г. Химки
Н.В. Суворкина О.Ф. Маршалко Е. В. Кузьминский
протокол № 1 от 30.08.2021 г. 31.08.2021 г.
приказ от 01.09.2021 г. № 100-о
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
Основы безопасности жизнедеятельности
2 «Д» класс
Составитель: Бережная Светлана Александровна,
учитель начальных классов
г. Химки
2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности» для начального общего образования разработана на основе нормативных документов:
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/17 учебный год: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067, г. Москва.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №22»
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
«Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения»
Воспитательный потенциал учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся на уровне начального общего образования:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших
В качестве методической основы использована программа курса по ОБЖ для 2 класса, авторы Л.П.Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В.Иванова.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО организуется по социальному направлению развития личности.
Место курса в учебном плане
Программа внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся 2 класса и рассчитана на 1 час в неделю – 34 часа в год.
Результаты изучения курса
Личностные результаты
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к поступкам людей;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности, правила дорожного движения;
соблюдать ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности
Регулятивные результаты
уметь работать с информацией, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, в ситуативных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления;
освоение способа решения проблем творческого и поискового характера;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы
достижения результата; умение принимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Познавательные результаты
прогнозировать ситуацию, используя информацию из предложенных вариантов;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Метапредметными результатами обучения являются:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни, на дорогах, в природе и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, на дорогах, в природе;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения являются:
1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности;
о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
В результате освоения программы воспитанники будут
иметь представления:
о несовпадении приятной внешности и добрых намерений человека;
об опасных ситуациях при контакте с незнакомыми людьми;
о нормах поведения при общении с другими дети, в том числе подростками;
о нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту;
о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице;
о правилах безопасного поведения на улице;
о местах на улице, где позволительно играть;
о правилах обращения с предметами, несущими в себе опасность;
о ценности здоровой пищи;
о роли лекарств и витаминов;
о пользе овощей и фруктов;
о значении крови для живых существ;
о способах решения конфликтов и ссор между детьми;
о допущении здоровой дозы страха в реально опасных ситуациях.
о необходимости следить за своей внешностью.
знать:
домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес школы;
телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части;
правила пользования телефоном;
правила поведения в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого;
строение человеческого тела и его внутреннее строение;
правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами;
дорожные знаки для водителей и пешеходов;
разные виды транспорта;
разные способы проявления заботы о здоровье окружающих.
какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.
какие опасности встречаются в природе.
уметь:
применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;
планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;
различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);
ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;
устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе;
Содержание изучаемого курса
№ | Раздел | Кол-во часов | Реализация воспитательного потенциала урока (модуль «Школьный урок») |
Основные направления воспитательной деятельности | Виды деятельности |
1 | Правила дорожного движения. | 14 | Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, ценность научного познания | Урок - викторина |
2 | Личная безопасность. | 9 | Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, ценность научного познания | Презентация |
3 | Безопасность в быту. | 5 | Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, ценность научного познания | Проект |
4 | Безопасность в природе. | 6 | Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, ценность научного познания | Презентация |
| Итого | 34 ч | | |
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение
Программы общеобразовательных учреждений авторов: Л.П. Анастасовай, П.В.Ижевского, Н.В. Ивановой «Основы безопасности жизнедеятельности 1 – 4 классы» (2010)
Концепции и программы для начальных классов. В 2 ч. Ч. 2/ Е.В. Алексеенко, Л.П. Анастасова, В.Г. Горячев и др. – М.: Просвещение, 2016
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор – М., 2010.
Технические средства обучения:
Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт.
7