СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа расчитана на 2 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 22 г. Химки



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 22 г. Химки

Н.В. Суворкина О.Ф. Маршалко Е. В. Кузьминский

протокол № 1 от 30.08.2021 г. 31.08.2021 г.

приказ от 01.09.2021 г. № 100-о







Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юным умникам и умницам»

(базовый уровень)

2 «Д» класс






Составитель: Бережная Светлана Александровна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории











г. Химки

2021 г.




Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» для начального общего образования разработана на основе нормативных документов:

  1. Об образовании в РФ: Федеральный закон от 29.12.2012г №273-ФЗ

  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373) (далее — ФГОС НОО) с изменениями.

  3. Образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №22»

  4. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N9 1015) (далее — Порядок N 1015).

  5. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29 декабря 2010 г. № 189 в редакции изменений №3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. N 81).

  6. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи (Приказ Росстата от 17 августа 2016 г .) «О направлении методических рекомендаций» от 18.08.2017г. №09-1672.

В качестве методической основы использована программа развития познавательных способностей учащихся младших классов О. А.Холодовой «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика».

Воспитательный потенциал учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся на уровне начального общего образования:

- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;

- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.



Место программы кружка «Умники и умницы» в учебном плане


Преподавание программы «Умники и умницы» проводится во второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках «Внеурочной деятельности», рекомендованной ФГОС. Программа рассчитана на обучающихся 2 класса на 2 час в неделю, 68 часов в год. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО организуется по общеинтеллектуальному направлению развития личности.



  1. Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»

1. Гражданское воспитание включает:

-формирование активной гражданской позиции, гражданской

ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

-развитие культуры межнационального общения;

-воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

-развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;

2. Патриотическое воспитание предусматривает:

-формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического -воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;

развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к -историческим символам и памятникам Отечества;

-развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.

3. Духовно-нравственное воспитание осуществляется за счет:

-развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

-формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;

-развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

-содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;

4. Эстетическое воспитание предполагает:

-приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому;

-создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

-воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации

-приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;

-популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;

сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества.

5. Трудовое воспитание реализуется посредством:

-воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;

-формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;

-развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно,

мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;

6. Экологическое воспитание включает:

-развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

-воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.

7. Ценности научного познания подразумевает:

-содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;

-создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.


Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Читать и пересказывать текст.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии

2. Содержание курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Особенности организации занятий кружка

Модель занятия кружка «Умники и умницы» такова:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

РАЗМИНКА (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного

положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, МЫШЛЕНИЯ (15минут)

Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют

развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)

На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, компози­ции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

Основные принципы распределения материала:

1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

2) принцип «спирали»: через каждые 6-7 занятий задания повто­ряются;

3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

4) увеличение объема материала;

5) наращивание темпа выполнения заданий;

6) смена разных видов деятельности.

Таким образом, достигается основная цель обучения - расши­рение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуально­го развития.



Тематическое планирование курса


п/п

Тема раздела (урока)

Кол-во часов

Элементы минимального содержания

Планируемые предметные результаты

1.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

4 ч

Самостоятельное выполнение заданий по выявлению уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Графический диктант.

Гражданское воспитание, патриотическое воспитание, духовно-нравственное, эстетическое воспитание, ценность научного познания

Урок игра!

2.

Развитие концентрации внимания

10 ч

Ориентация в пространстве листа.

Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание.

Рисование предметов по образцу.

Нахождение отличий между рисунками.

Рисование обеими руками.

Графический диктант. Штриховка.

Гражданское воспитание, патриотическое воспитание, духовно-нравственное, эстетическое воспитание, ценность научного познания

Урок игра!

3.

Тренировка слуховой памяти

12 ч

Воспроизведение последовательности слов на слух.

Выполнение задания по инструкции на слух.

Графический диктант. Штриховка.

Гражданское воспитание, патриотическое воспитание, духовно-нравственное, эстетическое воспитание, ценность научного познания

Урок игра!

4.

Тренировка зрительной памяти

10ч

Точное изображение фигур после их зрительного восприятия.

Поиск отличий между рисунками.

Воспроизведение порядка следования предметов после их зрительного восприятия.

Графический диктант. Штриховка.

Гражданское воспитание, патриотическое воспитание, духовно-нравственное, эстетическое воспитание, ценность научного познания

Урок игра!

5.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций

10ч

Поиск и объяснение закономерностей.

Определение и сопоставление существенных признаков предметов и явлений на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.

Составление слов при помощи замены или соединения их частей.

Графический диктант. Штриховка.

Гражданское воспитание, патриотическое воспитание, духовно-нравственное, эстетическое воспитание, ценность научного познания

Викторина.

6.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления

8 ч

Рисование несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного.

Выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв­ления замаскированного рисунка.

Деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей.

Рисование по образцу.

Узнавание предметов и явлений по описанию.

Составление загадок, небольших рассказов, сочинение сказок.

Задания по перекладыванию спичек (счетных палочек).

Гражданское воспитание, патриотическое воспитание, духовно-нравственное, эстетическое воспитание, ценность научного познания

Урок игра!


ИТОГО

66






Формы и методы работы.

Программа предусматривает проведение учебных занятий в различной форме:

  • Работа в парах.

  • Групповые формы работы.

  • Индивидуальная работа.

  • Самооценка и самоконтроль.

  • Взаимооценка и взаимоконтроль.

Формы организации деятельности:

  • Конкурс.

  • Игра.

  • Путешествие.




Учебно-методическое и материально техническое обеспечение

  1. Холодова О. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет). Методическое пособие для 3 класса.- Москва: РОСТ книга, 2020.

  2. Холодова О. Юным умникам и умницам: информатика, логика, математика. Рабочая тетрадь в 2-х частях. - Москва: РОСТ книга, 2020.

  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010

  4. Технические средства обучения:

  • компьютер с художественным программным обеспечением;

  • магнитная доска;

  • экран навесной.



10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!