СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Исследуем-познаем» для учащихся 12-13 лет

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Организация внеурочной деятельности,  способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Исследуем-познаем» для учащихся 12-13 лет»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Большевистская средняя общеобразовательная школа»

Мошковского района









СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом
МКОУ Большевистская СОШ

Протокол № 01

от «30» августа 2023г.


ПРОВЕРЕНО

Заместитель директора по ВР

МКОУ Большевистская СОШ

_____________ Завальнюк А.В.

«30» августа 2023г.





Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Исследуем-познаем»

для учащихся 12-13 лет

2023 - 2024 учебный год


Количество часов: всего 35 ч., в неделю 1 ч.


Сроки реализации программы – 1 год.






Руководитель: Алтухова Татьяна Александровна

учителя биологии,

высшей квалификационной категории










Сарапулка

2023 год



Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

    1. Пояснительная записка

Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Организация внеурочной деятельности, способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.

Направленность программы – естественнонаучная, и способствует формированию у подростков интереса к изучению биологии, развитию практических умений, применению полученных знаний на практике, подготовиться учащимся к участию в олимпиадном движении.

Актуальность данного курса подкрепляется практической значимостью изучаемых тем, что способствует повышению интереса к познанию биологии и ориентирует на выбор профиля. У обучающихся складывается первое представление о творческой научно-исследовательской деятельности, накапливаются умения самостоятельно расширять знания.

Отличительная особенность программы заключается в том, что она дает возможность обучающимся проявить себя индивидуально при выполнении познавательных задач, в решении интересующей их проблемы; подготовить завтрашнего гражданина к жизни и работе.

Курс предназначен учащимся 12-13 лет, которые приобретут умения «проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов при поддержке Центра образования естественно-научной направленности «Точка роста», который создан для развития у обучающихся естественно-научной, математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления, совершенствования навыков естественно-научной направленности, а также для практической отработки учебного материала по учебному предмету «Биология».

Объем и срок реализации программы. Программа рассчитана на 1 год. 35 часов в год.

Программа курса направлена на повышение интереса к биологии и способствует лучшему усвоению материала на создание условий для самостоятельно творческой деятельности учащихся на развитие интереса к практической экспериментальной деятельности.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса. Дополнительная общеобразовательная программа реализуется в традиционной форме. Обучение детей осуществляется в соответсвием с учебным планом. Состав группы постоянный

Режим работы. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу.

Общее количество часов в неделю - 1 час. Продолжительность одного академического часа - 45 мин.


    1. Цели и задачи программы

Цель программы – создание условий для успешного освоения учащимися практической составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности.


Задачи:

Личностные:

  • формирование целостной научной картины мира;

  • понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

  • овладение научным подходом в решении задач;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни.

Метапредметные результаты:

  • участвовать в проектно-исследовательской деятельности;

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; ɣ давать определение понятиям;

  • соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии; ɣ формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их;

  • координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • выделять существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; организма человека; экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

  • соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы, цифровое лабораторное оборудование);

  • освоить приёмы оказания первой помощи простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

  • овладеть умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы;

  • доказывать взаимосвязь органов, систем органов с выполняемыми функциями;

  • развивать познавательные мотивы и интересы в области анатомии и физиологии;

  • применять анатомические понятия и термины для выполнения практических заданий.



    1. Содержание учебной программы


Введение (1 ч). Учащиеся знакомятся с планом работы и техникой безопасности при выполнении лабораторных работ.

Раздел1. Методы научного исследования (5 час). Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных

исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка.

Практические и лабораторные работы:

  1. Устройство микроскопа.

  2. Приготовление и рассматривание микропрепаратов. Зарисовка биологических объектов.

Проектно-исследовательская деятельность:

Мини - исследование «Микромир» (работа в группах с последующей

презентацией).


Раздел 2. Фенология и ботаника (7 час). Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Новосибирской о области.

Практические и лабораторные работы:

  1. Морфологическое описание растений

  2. Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии

  3. Монтировка гербария

Проектно-исследовательская деятельность:

Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»

Проект «Редкие растения Новосибирской области»


Раздел 3. Систематика и зоология (7 часов)

Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь

животных зимой. Подкормка птиц.

Практические и лабораторные работы:

  1. Работа по определению животных

  2. Составление пищевых цепочек

  3. Определение экологической группы животных по внешнему виду

  4. Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»

Проектно-исследовательская деятельность:

Мини - исследование «Птицы на кормушке».

Проект «Красная книга животных Новосибирской области»


Раздел 4. Биопрактикум (12 час). Учебно -исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков.

Практические и лабораторные работы:

Работа с информацией (посещение библиотеки)

Оформление доклада и презентации по определенной теме

Проектно-исследовательская деятельность:

Модуль. «Физиология растений»

Движение растений

Влияние стимуляторов роста на рост и развитие

растений Прорастание семян

Влияние прищипки на рост корня

Модуль «Микробиология»

Выращивание культуры бактерий и простейших

Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий

Модуль «Микология»

Влияние дрожжей на укоренение черенков

Модуль «Экологический практикум»

Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации

Определение запыленности воздуха в помещениях








Тематическое планирование

курса внеурочной деятельности

«Исследуем - познаем»


раздела

раздел

Кол-во

час

Кл-во

л/р


Введение


1

0

1

Методы научного исследования

5

2

2

Фенология и ботаника

8

3

3

Систематика и зоология

7

4

4

Исследуем, познаём

12

4


Подведем итоги

2

2


Итого

35

15


Календарно-тематическое планирование

курса внеурочной деятельности

«Исследуем- познаем»


п/п

Дата проведения урока

Тема

Форма проведения

Кол-во часов

Планируемая

Фактическая

Введение (1ч.)




1

03.09.22

03.09.22

Учащиеся знакомятся с планом работы и техникой безопасности при выполнении лабораторных работ.

Беседа

1

Раздел 1. Методы научного исследования (5 час).




2

10.09.22

10.09.22

Приборы для научных исследований.

Лабораторное оборудование

Практическая работа

«Изучение приборов для научных

исследований лабораторного

оборудования»


1

3

17.09.22

17.09.22

Знакомство с устройством микроскопа.

Практическая работа «Изучение

устройства увеличительных

приборов»

1

4

24.09.22

24.09.22

Техника биологического рисунка

Приготовления микропрепаратов.


Лабораторный практикум

««Приготовление и рассматривание

микропрепаратов. Зарисовка

биологических объектов».


1

5

01.10.22

01.10.22

Техника биологического рисунка

Приготовления микропрепаратов

Лабораторный практикум

««Приготовление и рассматривание

микропрепаратов. Зарисовка

биологических объектов»

1

6

08.10.22

08.10.22

Мини-исследование «Микромир»

Рассматривание клеток организмов

на готовых микропрепаратах с

использованием цифрового

микроскопа»

1

Раздел 2. Фенология и ботаника (7 час).


7

15.10.22

15.10.22

Фенологические наблюдения «Осень в жизни

растений»

Экскурсия

1

8

22.10.22

22.10.22

Техника сбора, высушивания и монтировки

гербария

Практическая работа «Техника сбора,

высушивания и монтировки

гербария»

1

9

29.10.22

29.10.22

Определяем и классифицируем

Практическая работа «Определение

растений по гербарным образцам».


10

05.11.22

05.11.22

Морфологическое описание растений

Практическая работа

«Морфологическое описание

растений (работа с

информационными карточками).

1

11

12.11.22

12.11.22

Определение растений в безлиственном

состоянии

Практическая работа «Определение

растений в безлиственном

состоянии».

1

12

19.11.22

19.11.22

Создание каталога «Видовое разнообразие

растений пришкольной территории»

Проектная деятельность

1

13

26.11.22

26.11.22

Редкие растения Новосибирской области

Проектная деятельность

1

Раздел 3. Систематика и зоология (7 часов)


14

03.12.22

03.12.22

Система животного мира

Творческая мастерская

1

15

10.12.22

10.12.22

Определяем и классифицируем

Практическая работа по определению

животных

1

16

17.12.22

17.12.22

Определяем животных по следам и контуру

Практическая работа «Определение

животных по следам и контуру»

1

17

24.12.22

24.12.22

Определение экологической группы

животных по внешнему виду

Лабораторный практикум

«Определение экологической

группы животных по внешнему

виду».

1

18

14.01.23

14.01.23

Практическая орнитология. Мини-

исследование «Птицы на кормушке»

Работа в группах: исследование

«Птицы на кормушке». Составление

пищевых цепочек

1

19

21.01.23

21.01.23

Проект «Красная книга Новосибирской области»


Проектная деятельность

1

20

28.01.23

28.01.23

Фенологические наблюдения «Зима в жизни

растений и животных»

Экскурсия «Фенологические

наблюдения «Зима в жизни растений

и животных».

1

Раздел 4. Исследуем, познаём (12 час).

21

04.02.33

04.01.23

Выбраем тему для исследования.

Постановка целей и задач.

Теоретическое занятие

1

22

11.02.23

11.02.23

Источники информации

Практическая работа

1

23

18.02.23

18.02.23

Как оформить результаты исследования

Теоретическое занятие

1

24

25.02.23

25.02.23

Физиология растений

Исследовательская

деятельность ::Движение растений.

Влияние стимуляторов роста на рост

и развитие растений.

1

25

04.03.23

04.03.23

Физиология растений

Исследовательская

деятельность ::Движение растений.

Влияние стимуляторов роста на рост

и развитие растений.

1

26

11.03.23

11.03.23

Микробиология

Исследовательская деятельность:

Выращивание культуры бактерий и

простейших. Влияние фитонцидов

растений на жизнедеятельность

бактерий.

1

27.

18.03.23

18.03.23

Микробиология

Исследовательская деятельность:

Выращивание культуры бактерий и

простейших. Влияние фитонцидов

растений на жизнедеятельность

бактерий.

1

28

25.03.23

25.03.23

Микология

Исследовательская деятельность:

Влияние дрожжей на

укоренение черенков.

1

29

08.04.23

08.04.23

Микология

Исследовательская деятельность:

Влияние дрожжей на

укоренение черенков.

1

30

15.04.23

15.04.23

Экологический практикум.

Исследовательская деятельность:

Определение степени загрязнения

воздуха методом биоиндикации.

1


31

22.04.23

22.04.23

Экологический практикум.

Исследовательская деятельность:

Определение запыленности воздуха

в помещениях.

1

32

29.04.23

29.04.23

Экологический практикум.

Исследовательская деятельность:


1

Раздел 5. Подведем итоги

33

06.05.23

06.05.23

Подготовка к отчетной конференции

Создание презентаций, докладов

1

34

13.05.23

13.05.23

Подготовка к отчетной конференции

Создание презентаций, докладов

1

35

20.05.23

20.05.23

Отчетная конференция

Презентация работ

1


    1. Планируемые результаты


Планируемые результаты освоения учебного предмета биологии с описанием универсальных учебных действий, достигаемых обучающимися

Личностные

Обучающийся получит возможность для формирования следующ их личностных УУД:

  • определение мотивации изучения учебного материала;

  • оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и

личностных ценностей;

  • формирование целостной научной картины мира;

  • понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции

научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

  • овладение научным подходом в решении задач;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические

знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей

среде;

  • овладение экосистемной познавательной моделью и её применение в

целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни;

  • осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффективного использования

лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.


Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:

  • целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование

практической задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • планирование пути достижения целей;

  • устанавливание целевых приоритетов, выделение альтернативных

способов достижения цели и выбор наиболее эффективного способа;

  • умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • умение принимать решения в проблемной ситуации;

  • постановка учебной задачи, составление плана и последовательности

действий;

  • организация рабочего места при выполнении химического эксперимента;

  • прогнозирование результата усвоения, оценивание усвоенного материала, оценка качества и уровня усвоения, коррекция в план и

способ действия при необходимости.


Познавательные

Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:

  • поиск и выделение информации;

  • анализ условий и требований задачи, выбор, сопоставление и обоснование способа решения задачи;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости

от конкретных условий;

  • выдвижение и обоснование гипотезы, выбор способа её проверки;

  • самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении

проблем творческого и поискового характера;

  • участвовать в проектно-исследовательской деятельности

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  • давать определение понятиям;

  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая

основания и критерии для указанных логических операций;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе

исследования;

  • уметь структурировать тексты (выделять главное и второстепенное, главную идею текста;

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и

явления;

  • выявлять причины и следствия простых явлений.

Коммуникативные

Обучающийся получит возможность для формирования следующих

коммуникативных УУД:

  • соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их;

  • координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • осуществлять взаимный контроль и оказыватьв сотрудничестве

организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

  • определять цели и функции участников, способы взаимодействия;

планировать общие способы работы;

  • уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения,

эффективно сотрудничать;

  • способствовать продуктивной кооперации; устраивать групповые

обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом.


Средством формирования коммуникативных УУД служат технология

проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и работа в

малых группах, также использование на уроках элементов технологии

продуктивного чтения.


Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • выделять существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; организма человека;

экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

  • приводить доказательства (аргументация) родства человека с

млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей

среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей

среды; необходимости защиты окружающей среды;

  • сравнивать биологические объекты и процессы, уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • овладеть методами биологической науки: наблюдение и описание

биологических объектов и процессов; постановка биологически экспериментов и объяснение их результатов;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

  • соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы, цифровое лабораторное оборудование);


Обучающийся получит возможность научиться:

  • овладеть умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы;

  • доказывать взаимосвязь органов, систем органов с выполняемыми функциями;

  • развивать познавательные мотивы__ и интересы в области анатомии и физиологии;

  • применять анатомические понятия и термины для выполнения

практических заданий


Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий


2.1. Формы проведения занятий

Основная форма работы – проведение лабораторной работы с помощью комплектов лабораторного оборудования.

Основные методы обучения: исследовательские. Методы сочетаются как с групповой работой над практическим исследованием, так и индивидуальной работой во время оформления результатов, презентации и обсуждения результатов с учителем.

Важной составляющей курса является представление обучающимися своего отчета в форме небольшого доклада с необходимым количеством иллюстраций, рисунков, графиков, диаграмм. При этом другие обучающиеся могут оценивать как его, так и свой уровень знания. В результате в учебном коллективе с участием педагога формируется конструктивный и значимый групповой стандарт “учебного результата”.

Основными и оптимальными формами занятий являются самостоятельная экспериментальная работа (наблюдения, практикум) в малых группах, индивидуальная работа с информационными источниками, интерактивные презентации результатов работы в варианте научного семинара с его традиционными атрибутами: доклад, дискуссия, критика, коллективное творчество.


2.2. Форма организации учебного занятия

Работа курса предусматривает специальную организацию регулярных занятий, на которых обучающиеся могут работать в группах, парами, индивидуально.

По форме проведения занятия: традиционное занятие, комбинированное занятие практическое занятие, лабораторная работа, зачет, защита проектов.

Лекции, сообщения, рассказы, обсуждения, планируемые и проводимые педагогом, должны развивать у учащихся способность слушать и слышать, видеть и замечать, наблюдать и воспринимать, говорить и доказывать, логически мыслить.

Конкурсы, игры помогают обучающимся приобретать опыт взаимодействия, принимать решения, брать ответственность на себя, демонстрировать свои достижения и достойно воспринимать достижения других людей.


2.3.Формы подведения итогов


Презентации обучающихся по вопросам содержания образовательной программы.


Критерии оценивания работы участников программы


Критерии

уровни


низкий

средний

высокий


интерес

Работает только под контролем, в любой момент может бросить

Начатое дело


Работает с ошибками, но дело до конца

доводит самостоятельно

Работает с интересом, ровно, систематически,

самостоятельно


знания и умения

До 50% усвоение данного материала

От 50% – 70%

усвоения материала

От 70 - 100%

возможный уровень знаний и умений


активность

Работает по алгоритму, предложенному педагогом

При выборе объекта труда советуется с педагогом

Самостоятельный выбор объекта труда


объем труда

Выполнено до 50%

работ


Выполнено от 50 -

70% работ

Выполнено от 70 -

100% работ


творчество

Копии чужих работ

Работы с частичным

изменением по сравнению с образцом

Работы творческие, оригинальные


качество

Соответствие заданным условиям предъявления, ошибки

Соответствие

заданным условиям со второго предъявления

Соответствие

заданным условиям с первого предъявления Полное соответствие готового изделия






Для стимуляции личностного роста учащегося вводится бальная система мониторинга достижений:


Ф.и.

учащегося


Тема

Работа в группе

Разбор темы

Устный ответ

Подбор материала

Оформление материала

Защита темы

Практическая работа



2.4. Учебно-методическое обеспечение программы

Методика обучения по программе состоит из сочетания лекционного изложения теоретического материала с наглядным показом иллюстрирующего материала и приемов решения практических задач. Обучающиеся закрепляют полученные знания путем самостоятельного выполнения практических работ. Для развития творческого мышления и

навыков аналитической деятельности педагог проводит занятия по презентации творческих и практических работ, мозговые штурмы, интеллектуальные игры.


2.5.Материально-техническое обеспечение программы

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной образовательной программы «Практическая биология» предполагают наличие оборудования центра «Точка роста»:

- цифровая лаборатория по биологии;

- помещения, укомплектованного стандартным учебным оборудованием и мебелью (доска, парты, стулья, шкафы, электрообеспечение, раковина с холодной водопроводной водой);

- микроскоп цифровой;

- комплект посуды и оборудования для ученических опытов;

- комплект гербариев демонстрационный;

- комплект коллекции демонстрационный (по разным темам);

- мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэш- карты, экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет).

Дидактическое обеспечение предполагает наличие текстов разноуровневых заданий, тематических тестов по каждому разделу темы, инструкций для выполнения практических работ.



2.6 Литература

1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: БШКАРКЕ88, 1996.

2. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.:

Агропромиздат, 1988.

3. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп.— М.: Просвещение, 1991.

4. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3— 5 классов //Биология в школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.

5. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.


2.7 Интернет-ресурсы

1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).

3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные

ресурсы образования»

4. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение

природы России.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!