Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Большевистская средняя общеобразовательная школа»
Мошковского района
СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МКОУ Большевистская СОШ Протокол № 01 от «30» августа 2023г. | ПРОВЕРЕНО Заместитель директора по ВР МКОУ Большевистская СОШ _____________ Завальнюк А.В. «30» августа 2023г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Исследуем-познаем»
для учащихся 12-13 лет
2023 - 2024 учебный год
Количество часов: всего 35 ч., в неделю 1 ч.
Сроки реализации программы – 1 год.
Руководитель: Алтухова Татьяна Александровна
учителя биологии,
высшей квалификационной категории
Сарапулка
2023 год
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Организация внеурочной деятельности, способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.
Направленность программы – естественнонаучная, и способствует формированию у подростков интереса к изучению биологии, развитию практических умений, применению полученных знаний на практике, подготовиться учащимся к участию в олимпиадном движении.
Актуальность данного курса подкрепляется практической значимостью изучаемых тем, что способствует повышению интереса к познанию биологии и ориентирует на выбор профиля. У обучающихся складывается первое представление о творческой научно-исследовательской деятельности, накапливаются умения самостоятельно расширять знания.
Отличительная особенность программы заключается в том, что она дает возможность обучающимся проявить себя индивидуально при выполнении познавательных задач, в решении интересующей их проблемы; подготовить завтрашнего гражданина к жизни и работе.
Курс предназначен учащимся 12-13 лет, которые приобретут умения «проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов при поддержке Центра образования естественно-научной направленности «Точка роста», который создан для развития у обучающихся естественно-научной, математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления, совершенствования навыков естественно-научной направленности, а также для практической отработки учебного материала по учебному предмету «Биология».
Объем и срок реализации программы. Программа рассчитана на 1 год. 35 часов в год.
Программа курса направлена на повышение интереса к биологии и способствует лучшему усвоению материала на создание условий для самостоятельно творческой деятельности учащихся на развитие интереса к практической экспериментальной деятельности.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса. Дополнительная общеобразовательная программа реализуется в традиционной форме. Обучение детей осуществляется в соответсвием с учебным планом. Состав группы постоянный
Режим работы. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу.
Общее количество часов в неделю - 1 час. Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Цели и задачи программы
Цель программы – создание условий для успешного освоения учащимися практической составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности.
Задачи:
Личностные:
формирование целостной научной картины мира;
понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
овладение научным подходом в решении задач;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни.
Метапредметные результаты:
участвовать в проектно-исследовательской деятельности;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; ɣ давать определение понятиям;
соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии; ɣ формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их;
координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
выделять существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; организма человека; экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы, цифровое лабораторное оборудование);
освоить приёмы оказания первой помощи простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
овладеть умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы;
доказывать взаимосвязь органов, систем органов с выполняемыми функциями;
развивать познавательные мотивы и интересы в области анатомии и физиологии;
применять анатомические понятия и термины для выполнения практических заданий.
Содержание учебной программы
Введение (1 ч). Учащиеся знакомятся с планом работы и техникой безопасности при выполнении лабораторных работ.
Раздел1. Методы научного исследования (5 час). Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных
исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка.
Практические и лабораторные работы:
Устройство микроскопа.
Приготовление и рассматривание микропрепаратов. Зарисовка биологических объектов.
Проектно-исследовательская деятельность:
Мини - исследование «Микромир» (работа в группах с последующей
презентацией).
Раздел 2. Фенология и ботаника (7 час). Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Новосибирской о области.
Практические и лабораторные работы:
Морфологическое описание растений
Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии
Монтировка гербария
Проектно-исследовательская деятельность:
Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»
Проект «Редкие растения Новосибирской области»
Раздел 3. Систематика и зоология (7 часов)
Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь
животных зимой. Подкормка птиц.
Практические и лабораторные работы:
Работа по определению животных
Составление пищевых цепочек
Определение экологической группы животных по внешнему виду
Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»
Проектно-исследовательская деятельность:
Мини - исследование «Птицы на кормушке».
Проект «Красная книга животных Новосибирской области»
Раздел 4. Биопрактикум (12 час). Учебно -исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков.
Практические и лабораторные работы:
Работа с информацией (посещение библиотеки)
Оформление доклада и презентации по определенной теме
Проектно-исследовательская деятельность:
Модуль. «Физиология растений»
Движение растений
Влияние стимуляторов роста на рост и развитие
растений Прорастание семян
Влияние прищипки на рост корня
Модуль «Микробиология»
Выращивание культуры бактерий и простейших
Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий
Модуль «Микология»
Влияние дрожжей на укоренение черенков
Модуль «Экологический практикум»
Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации
Определение запыленности воздуха в помещениях
Тематическое планирование
курса внеурочной деятельности
«Исследуем - познаем»
№ раздела | раздел | Кол-во час | Кл-во л/р |
| Введение | 1 | 0 |
1 | Методы научного исследования | 5 | 2 |
2 | Фенология и ботаника | 8 | 3 |
3 | Систематика и зоология | 7 | 4 |
4 | Исследуем, познаём | 12 | 4 |
| Подведем итоги | 2 | 2 |
| Итого | 35 | 15 |
Календарно-тематическое планирование
курса внеурочной деятельности
«Исследуем- познаем»
№ п/п | Дата проведения урока | Тема | Форма проведения | Кол-во часов |
Планируемая | Фактическая |
Введение (1ч.) | |
1 | 03.09.22 | 03.09.22 | Учащиеся знакомятся с планом работы и техникой безопасности при выполнении лабораторных работ. | Беседа | 1 |
Раздел 1. Методы научного исследования (5 час). | |
2 | 10.09.22 | 10.09.22 | Приборы для научных исследований. Лабораторное оборудование | Практическая работа «Изучение приборов для научных исследований лабораторного оборудования» | 1 |
3 | 17.09.22 | 17.09.22 | Знакомство с устройством микроскопа. | Практическая работа «Изучение устройства увеличительных приборов» | 1 |
4 | 24.09.22 | 24.09.22 | Техника биологического рисунка Приготовления микропрепаратов. | Лабораторный практикум ««Приготовление и рассматривание микропрепаратов. Зарисовка биологических объектов». | 1 |
5 | 01.10.22 | 01.10.22 | Техника биологического рисунка Приготовления микропрепаратов | Лабораторный практикум ««Приготовление и рассматривание микропрепаратов. Зарисовка биологических объектов» | 1 |
6 | 08.10.22 | 08.10.22 | Мини-исследование «Микромир» | Рассматривание клеток организмов на готовых микропрепаратах с использованием цифрового микроскопа» | 1 |
Раздел 2. Фенология и ботаника (7 час). |
7 | 15.10.22 | 15.10.22 | Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений» | Экскурсия | 1 |
8 | 22.10.22 | 22.10.22 | Техника сбора, высушивания и монтировки гербария | Практическая работа «Техника сбора, высушивания и монтировки гербария» | 1 |
9 | 29.10.22 | 29.10.22 | Определяем и классифицируем | Практическая работа «Определение растений по гербарным образцам». | |
10 | 05.11.22 | 05.11.22 | Морфологическое описание растений | Практическая работа «Морфологическое описание растений (работа с информационными карточками). | 1 |
11 | 12.11.22 | 12.11.22 | Определение растений в безлиственном состоянии | Практическая работа «Определение растений в безлиственном состоянии». | 1 |
12 | 19.11.22 | 19.11.22 | Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории» | Проектная деятельность | 1 |
13 | 26.11.22 | 26.11.22 | Редкие растения Новосибирской области | Проектная деятельность | 1 |
Раздел 3. Систематика и зоология (7 часов) |
14 | 03.12.22 | 03.12.22 | Система животного мира | Творческая мастерская | 1 |
15 | 10.12.22 | 10.12.22 | Определяем и классифицируем | Практическая работа по определению животных | 1 |
16 | 17.12.22 | 17.12.22 | Определяем животных по следам и контуру | Практическая работа «Определение животных по следам и контуру» | 1 |
17 | 24.12.22 | 24.12.22 | Определение экологической группы животных по внешнему виду | Лабораторный практикум «Определение экологической группы животных по внешнему виду». | 1 |
18 | 14.01.23 | 14.01.23 | Практическая орнитология. Мини- исследование «Птицы на кормушке» | Работа в группах: исследование «Птицы на кормушке». Составление пищевых цепочек | 1 |
19 | 21.01.23 | 21.01.23 | Проект «Красная книга Новосибирской области» | Проектная деятельность | 1 |
20 | 28.01.23 | 28.01.23 | Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных» | Экскурсия «Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных». | 1 |
Раздел 4. Исследуем, познаём (12 час). |
21 | 04.02.33 | 04.01.23 | Выбраем тему для исследования. Постановка целей и задач. | Теоретическое занятие | 1 |
22 | 11.02.23 | 11.02.23 | Источники информации | Практическая работа | 1 |
23 | 18.02.23 | 18.02.23 | Как оформить результаты исследования | Теоретическое занятие | 1 |
24 | 25.02.23 | 25.02.23 | Физиология растений | Исследовательская деятельность ::Движение растений. Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений. | 1 |
25 | 04.03.23 | 04.03.23 | Физиология растений | Исследовательская деятельность ::Движение растений. Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений. | 1 |
26 | 11.03.23 | 11.03.23 | Микробиология | Исследовательская деятельность: Выращивание культуры бактерий и простейших. Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий. | 1 |
27. | 18.03.23 | 18.03.23 | Микробиология | Исследовательская деятельность: Выращивание культуры бактерий и простейших. Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий. | 1 |
28 | 25.03.23 | 25.03.23 | Микология | Исследовательская деятельность: Влияние дрожжей на укоренение черенков. | 1 |
29 | 08.04.23 | 08.04.23 | Микология | Исследовательская деятельность: Влияние дрожжей на укоренение черенков. | 1 |
30 | 15.04.23 | 15.04.23 | Экологический практикум. | Исследовательская деятельность: Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации. | 1 |
31 | 22.04.23 | 22.04.23 | Экологический практикум. | Исследовательская деятельность: Определение запыленности воздуха в помещениях. | 1 |
32 | 29.04.23 | 29.04.23 | Экологический практикум. | Исследовательская деятельность: | 1 |
Раздел 5. Подведем итоги |
33 | 06.05.23 | 06.05.23 | Подготовка к отчетной конференции | Создание презентаций, докладов | 1 |
34 | 13.05.23 | 13.05.23 | Подготовка к отчетной конференции | Создание презентаций, докладов | 1 |
35 | 20.05.23 | 20.05.23 | Отчетная конференция | Презентация работ | 1 |
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения учебного предмета биологии с описанием универсальных учебных действий, достигаемых обучающимися
Личностные
Обучающийся получит возможность для формирования следующ их личностных УУД:
определение мотивации изучения учебного материала;
оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и
личностных ценностей;
формирование целостной научной картины мира;
понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции
научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
овладение научным подходом в решении задач;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические
знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей
среде;
целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни;
осознание значимости концепции устойчивого развития;
формирование умений безопасного и эффективного использования
лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование
практической задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планирование пути достижения целей;
устанавливание целевых приоритетов, выделение альтернативных
способов достижения цели и выбор наиболее эффективного способа;
умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
умение принимать решения в проблемной ситуации;
постановка учебной задачи, составление плана и последовательности
действий;
организация рабочего места при выполнении химического эксперимента;
прогнозирование результата усвоения, оценивание усвоенного материала, оценка качества и уровня усвоения, коррекция в план и
способ действия при необходимости.
Познавательные
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
поиск и выделение информации;
анализ условий и требований задачи, выбор, сопоставление и обоснование способа решения задачи;
выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости
от конкретных условий;
выдвижение и обоснование гипотезы, выбор способа её проверки;
самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера;
участвовать в проектно-исследовательской деятельности
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
давать определение понятиям;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования;
уметь структурировать тексты (выделять главное и второстепенное, главную идею текста;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления;
Коммуникативные
Обучающийся получит возможность для формирования следующих
коммуникативных УУД:
соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их;
координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
осуществлять взаимный контроль и оказыватьв сотрудничестве
организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
планировать общие способы работы;
уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения,
эффективно сотрудничать;
обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология
проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и работа в
малых группах, также использование на уроках элементов технологии
продуктивного чтения.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
выделять существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; организма человека;
экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей
среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей
среды; необходимости защиты окружающей среды;
сравнивать биологические объекты и процессы, уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
овладеть методами биологической науки: наблюдение и описание
биологических объектов и процессов; постановка биологически экспериментов и объяснение их результатов;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы, цифровое лабораторное оборудование);
Обучающийся получит возможность научиться:
овладеть умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы;
доказывать взаимосвязь органов, систем органов с выполняемыми функциями;
развивать познавательные мотивы__ и интересы в области анатомии и физиологии;
применять анатомические понятия и термины для выполнения
практических заданий
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Формы проведения занятий
Основная форма работы – проведение лабораторной работы с помощью комплектов лабораторного оборудования.
Основные методы обучения: исследовательские. Методы сочетаются как с групповой работой над практическим исследованием, так и индивидуальной работой во время оформления результатов, презентации и обсуждения результатов с учителем.
Важной составляющей курса является представление обучающимися своего отчета в форме небольшого доклада с необходимым количеством иллюстраций, рисунков, графиков, диаграмм. При этом другие обучающиеся могут оценивать как его, так и свой уровень знания. В результате в учебном коллективе с участием педагога формируется конструктивный и значимый групповой стандарт “учебного результата”.
Основными и оптимальными формами занятий являются самостоятельная экспериментальная работа (наблюдения, практикум) в малых группах, индивидуальная работа с информационными источниками, интерактивные презентации результатов работы в варианте научного семинара с его традиционными атрибутами: доклад, дискуссия, критика, коллективное творчество.
2.2. Форма организации учебного занятия
Работа курса предусматривает специальную организацию регулярных занятий, на которых обучающиеся могут работать в группах, парами, индивидуально.
По форме проведения занятия: традиционное занятие, комбинированное занятие практическое занятие, лабораторная работа, зачет, защита проектов.
Лекции, сообщения, рассказы, обсуждения, планируемые и проводимые педагогом, должны развивать у учащихся способность слушать и слышать, видеть и замечать, наблюдать и воспринимать, говорить и доказывать, логически мыслить.
Конкурсы, игры помогают обучающимся приобретать опыт взаимодействия, принимать решения, брать ответственность на себя, демонстрировать свои достижения и достойно воспринимать достижения других людей.
2.3.Формы подведения итогов
Презентации обучающихся по вопросам содержания образовательной программы.
Критерии оценивания работы участников программы
Критерии | уровни | |
низкий | средний | высокий | |
интерес | Работает только под контролем, в любой момент может бросить Начатое дело | | Работает с ошибками, но дело до конца доводит самостоятельно | Работает с интересом, ровно, систематически, самостоятельно | |
знания и умения | До 50% усвоение данного материала | От 50% – 70% усвоения материала | От 70 - 100% возможный уровень знаний и умений | |
активность | Работает по алгоритму, предложенному педагогом | При выборе объекта труда советуется с педагогом | Самостоятельный выбор объекта труда | |
объем труда | | Выполнено от 50 - 70% работ | Выполнено от 70 - 100% работ | |
творчество | Копии чужих работ | Работы с частичным изменением по сравнению с образцом | Работы творческие, оригинальные | |
качество | Соответствие заданным условиям предъявления, ошибки | Соответствие заданным условиям со второго предъявления | Соответствие заданным условиям с первого предъявления Полное соответствие готового изделия | |
Для стимуляции личностного роста учащегося вводится бальная система мониторинга достижений:
Ф.и. учащегося | Тема | Работа в группе | Разбор темы | Устный ответ | Подбор материала | Оформление материала | Защита темы | Практическая работа |
2.4. Учебно-методическое обеспечение программы
Методика обучения по программе состоит из сочетания лекционного изложения теоретического материала с наглядным показом иллюстрирующего материала и приемов решения практических задач. Обучающиеся закрепляют полученные знания путем самостоятельного выполнения практических работ. Для развития творческого мышления и
навыков аналитической деятельности педагог проводит занятия по презентации творческих и практических работ, мозговые штурмы, интеллектуальные игры.
2.5.Материально-техническое обеспечение программы
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной образовательной программы «Практическая биология» предполагают наличие оборудования центра «Точка роста»:
- цифровая лаборатория по биологии;
- помещения, укомплектованного стандартным учебным оборудованием и мебелью (доска, парты, стулья, шкафы, электрообеспечение, раковина с холодной водопроводной водой);
- микроскоп цифровой;
- комплект посуды и оборудования для ученических опытов;
- комплект гербариев демонстрационный;
- комплект коллекции демонстрационный (по разным темам);
- мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэш- карты, экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет).
Дидактическое обеспечение предполагает наличие текстов разноуровневых заданий, тематических тестов по каждому разделу темы, инструкций для выполнения практических работ.
2.6 Литература
1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: БШКАРКЕ88, 1996.
2. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.:
Агропромиздат, 1988.
3. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп.— М.: Просвещение, 1991.
4. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3— 5 классов //Биология в школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.
5. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.
2.7 Интернет-ресурсы
1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные
ресурсы образования»
4. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение
природы России.