Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Угранская средняя школа»
Угранского района Смоленской области
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Я -Волонтер»
направление: социальное
возраст учащихся: 9 - 11 класс
Срок реализации: 1год
Составила: Зубко М.А.,
учитель ОБЖ
с. Угра
2020-2021год.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Я - волонтер» составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта, с учетом требований образовательной программы МБОУ «Угранская СШ» и Положения о деятельности центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» на базе МБОУ «Угранская СШ», предназначена для организации внеурочной деятельности учащихся школы.
Актуальность: в общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
Политические и социальные компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. В отечественной педагогике накоплен большой опыт детской социализации. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов детей. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности ребёнка навязанной извне.
Цель программы: развить детское волонтёрское движение.
Задачи программы:
Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в России.
Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей.
Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.
Формирование позитивного мнения по отношению к людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Угранская СШ» курс изучается в 9-11 классе в объёме 68 часов (2 часа в неделю).
2. Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы, обучающиеся должны:
Личностные результаты освоения программы «Я - волонтёр» должны отражать:
духовно-нравственные качества, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
моральное сознание и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций;
в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;
в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Предметные результаты:
- о волонтерском движении в России;
- права и обязанности волонтеров;
- основные направления деятельности волонтеров;
- основные формы работы волонтеров.
- организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
- аргументировано отстаивать свою позицию;
- адекватно общаться с учащимися и взрослыми;
- издавать агитационную печатную продукцию;
- принимать общечеловеческие ценности.
3. Формы и виды учебной деятельности
Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная.
Содержательными формами проведения занятий могут быть: практическое занятие, беседа, участие в акции.
На занятиях используются общепедагогические методы, к которым относятся: проблемно-поисковый; исследовательский; творческий (художественный); метод учебного диалога; наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация); игровой.
4. Формы контроля результатов освоения программы
Отчет о работе проходит в форме публикации новостей на сайте МБОУ «Угранская средняя школа», в разделе «Точка роста».
5. Содержание учебного предмета
Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда
Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском отряде, определят миссию волонтерского отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера.
Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)
Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к еѐ осуществлению. Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям.
Учимся работать с документами
Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию волонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры научатся оформлять личное портфолио.
Адреса милосердия (социальная работа волонтеров)
Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.
6. Тематическое планирование
№ п/п | Разделы программы учебного курса | Всего часов |
Из истории волонтёрского движения | 20 |
1-2 | Создание волонтерского отряда | 2 |
3-4 | Из истории волонтерского движения в мире и России. | 2 |
5-6 | Права и обязанности волонтера | 2 |
7-8 | Проект положения о волонтерском отряде | 2 |
9-10 | Функции волонтера | 2 |
11-12 | Особенности волонтерства | 2 |
13-14 | Поступки, моральные качества волонтера, практические умения | 2 |
15-16 | Волонтерское движение в мире и за рубежом | 2 |
17-18 | Развитие волонтерского движения | 2 |
19-20 | Особенности волонтерского движения в РФ | 2 |
Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров) | 20 |
21-22 | «Каков я на самом деле» (тренинг личностного роста) | 2 |
23-24 | Мои сильные и слабые стороны(тренинг личностного роста) | 2 |
25-26 | Моя индивидуальность (тренинг личностного роста) | 2 |
27-28 | Уверенное и неуверенное поведение (тренинг личностного роста) | 2 |
29-30 | Эмоции и чувства(тренинг личностного роста) | 2 |
31-32 | Фильм «Бабуся» (просмотр и обсуждение) | 2 |
33-34 | Помогая другим, мы помогаем себе ( круглый стол) | 2 |
35-36 | Человек рождается для добрых дел (беседа-презентация) | 2 |
37-38 | «Кто, если не я» (круглый стол) | 2 |
39-40 | «Здравствуй, я твой друг» ( беседа) | 2 |
Учимся работать с документами | 4 |
41-42 | Правовые акты и документы волонтерской деятельности | 2 |
43-44 | Книжка и паспорт волонтера | 2 |
Адреса милосердия (социальная работа волонтеров) | 24 |
45-48 | Уборка пришкольной территории ( в течение года) | 4 |
49-52 | Уход за мемориалами воинской славы ( в течение года) | 4 |
53-54 | Подготовка ко Дню Учителя | 2 |
55-56 | Подготовка к празднованию Нового года | 2 |
57-58 | Участие в акциях ЗОЖ | 2 |
59-60 | Подготовка ко Дню Защитника Отечества | 2 |
61-62 | Подготовка к 8 марта | 2 |
63-64 | Проведение мероприятий ко Дню Космонавтики | 2 |
65-66 | Подготовка к празднованию Дня Победы | 2 |
67-68 | Итоговое занятие | 2 |