В курсе математики 5 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика; элементы алгебры; вероятность и статистика, наглядная геометрия. Наряду с этим в содержание включены две дополнительные методологические темы: множества и математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей обще-интеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждой из этих тем разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия — «Множества» — служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая — «Математика в историческом развитии» — способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.
Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.
Содержание линии «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.
Линия «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего для формирования у учащихся функциональной грамотности — умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, и закладываются основы вероятностного мышления.
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
№ | Название раздела | Кол-во часов | Содержание раздела | Характеристика основных видов деятельности ученика ( на уровне учебных действий) |
1 | Повторение курса | 3 | | Описывать свойства натурального ряда. Верно использовать в речи термины цифра, число, называть классы и разряды в записи натуральных чисел. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их, грамматически правильно читать встречающиеся математические выражения. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулиров. условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов. |
2 | Натуральные числа и нуль | 40 | Ряд натуральных чисел. Десятичная система записи натуральных чисел. Сравнение натуральных чисел. Сложение. Законы сложения. Вычитание. Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания. Умножение. Законы умножения. Распределительный закон. Сложение и вычитание чисел столбиком. Степень с натуральным показателем. Деление нацело. Решение текстовых задач с помощью умножения и деления.. Задачи «на части». Деление с остатком. Числовые выражения. Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности. | Описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их. Выполнять вычисления с натуральными числами; вычислять значения степеней. Формулировать законы арифметических действий, записывать их с помощью букв, преобразовывать на их основе числовые выражения, применять их для рационализации вы-числений. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуж-дений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Уметь решать задачи на понимание отношений «больше на...», «меньше на...», «больше в...», «меньше в...», а также пони-мание стандартных ситуаций, в которых используются слова «всего», «осталось» и т. п.; типовые задачи «на части», на нахождение двух чисел по их сумме и разности |
3 | Измерение величин | 33 | Прямая. Луч . Отрезок. Измерение отрезков. Метрические единицы длины. Представление натуральных чисел на координатном луче. Окружность и круг. Сфера и шар. Углы. Измерение углов. Треугольники. Четырёхугольники. Площадь прямоугольника. Единицы площади. Объём прямоугольного параллелепипеда. Единицы объёма. Единицы массы. Единицы времени. Задачи на движение | Измерять с помощью линейки и сравнивать длины отрезков. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля. Выражать одни единицы измерения длин отрезков через другие. Представлять натуральные числа на координатном луче. Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные). Приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире. Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертёжных инструментов. Измерять с помощью транспортира и сравнивать величины углов. Строить углы заданной величины с помощью транспортира. Выражать одни единицы измерения углов через другие. Вычислять площади квадратов и прямоугольни-ков, объёмы куба и прямоугольного параллелепипеда, используя соответствующие формулы. Выражать одни единицы измерения площади, объёма, массы, времени через другие. Решать задачи на движение, на движение по реке |
4 | Делимость натуральных чисел | 20 | Свойства делимости. Признаки делимости. Простые и составные числа. Делители натуральных чисел. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. | Формулировать определения делителя и кратного, простого и составного числа, свойства и признаки делимости чисел. Доказывать и опровергать утверждения о делимости чисел. Клас-сифицировать натуральные числа (чётные и не-чётные, по остаткам от деления на 3 и т. п.). (Решать задачи, связанные с использованием чётности и с делимостью чисел) |
5 | Обыкновенные дроби | 63 | Понятие дроби. Равенство дробей. Задачи на дроби. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей. Сложение дробей. Законы сложения. Вычитание дробей. Умножение дробей. Законы умножения. Распределительный закон. Деление дробей. Нахождение части от целого и целого по его части. Задачи на совместную работу. Понятие смешанной дроби. Сложение смешанных дробей. Вычитание смешанных дробей. Умножение и деление смешанных дробей. Представление дробей на координатном луче. Площадь прямоугольника. Объём прямоугольного параллелепипеда. | Преобразовывать обыкновенные дроби с помощью основного свойства дроби. Приводить дроби к общему знаменателю, сравнивать и упорядочивать их. Выполнять вычисления с обыкновенными дробями. Знать законы арифметических действий, уметь записывать их с помощью букв и применять их для рационализации вычислений. [Проводить несложные доказательные рас-суждения с опорой на законы арифметических действий для дробей.] Решать задачи на дроби, на все действия с дробями, на совместную работу. Выражать с помощью дробей сантиметры в метрах, граммы в килограммах, килограммы в тоннах и т. п. Выполнять вычисления со смешанными дробями. Вычислять площадь прямо-угольника, объём прямоугольного параллелепипеда. Выполнять вычисления с применением дробей. Представлять дроби на координатном луче |
6 | Повторение курса 5 класса | 11 | | |
6 | Итого | 170 | | |
Итого | 170 часов |
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится 5 ч в неделю в 5 классе.
Рабочая программа составлена из расчета 5 часов математики в неделю и 170 часов в год.
Согласно календарному учебному графику МАОУ «Дубенская ООШ» на 2018-2019 учебный год на уроки математики в 5 классе приходится 167 часов. Поэтому курс предусматривает последовательное изучение разделов со следующим распределением часов курса:
№ п/п | Название темы | Дата проведения | Корректи- ровка |
ПОВТОРЕНИЕ КУРСА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (3 часа) |
1 | Порядок выполнения действий. | 3.09 | |
2 | Решение текстовых задач | 4.09 | |
3 | Диагностическая контрольная работа | 5.09 | |
НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И НУЛЬ ( 38 ЧАСОВ) |
4 | Вводный урок. Ряд натуральных чисел. | 6.09 | |
5 | Десятичная система записи натурального числа | 7.09 | |
6 | Сравнение натуральных чисел | 8.09 | |
7 | Сложение | 11.09 | |
8 | Законы сложения | 12.09 | |
9 | Вычитание | 13.09 | |
10 | Решение текстовых задач с помощью сложения | 14.09 | |
11 | Решение текстовых задач с помощью сложения | 15.09 | |
12 | Решение текстовых задач с помощью вычитания | 18.09 | |
13 | Решение текстовых задач | 19.09 | |
14 | Решение текстовых задач | 20.09 | |
15 | Умножение | 21.09 | |
16 | Умножение. Законы умножения | 22.09 | |
17 | Законы умножения | 25.09 | |
18 | Распределительный закон | 26.09 | |
19 | Распределительный закон | 27.09 | |
20 | Распределительный закон | 28.09 | |
21 | Распределительный закон. Подготовка к контрольной работе. | 29.09 | |
22 | Контрольная работа № 1по теме: «Натуральные числа и нуль» | 2,10 | |
23 | Анализ контрольной работы. Умножение чисел столбиком | 3,10 | |
24 | Умножение чисел столбиком многозначных чисел | 4,10 | |
25 | Степень числа | 5,10 | |
26 | Степень с натуральным показателем | 6.10 | |
27 | Степень с натуральным показателем | 9.10 | |
28 | Деление | 10.10 | |
29 | Деление нацело | 11.10 | |
30 | Решение текстовых задач | 12.10 | |
31 | Решение текстовых задач | 13.10 | |
32 | Занимательные задачи на деление | 16.10 | |
33 | Задачи на части | 17.10 | |
34 | Задачи на части | 18.10 | |
35 | Деление с остатком | 19.10 | |
36 | Деление с остатком | 20.10 | |
37 | Числовые выражения | 23.10 | |
38 | Числовые выражения | 24.10 | |
39 | Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности | 25.10 | |
40 | Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности Подготовка к контрольной работе | 26.10 | |
41 | Контрольная работа № 2«Натуральные числа и нуль» | 27.10 | |
ИЗМЕРЕНИЕ ВЕЛИЧИН (31 ЧАС) |
-
| Анализ контрольной работы. Прямая, луч, отрезок | 6.11 | |
-
| Прямая, луч, отрезок | 7.11 | |
-
| Измерение отрезков | 8.11 | |
-
| Измерение отрезков. Решение задач | 9.11 | |
-
| Метрические единицы длины | 10.11 | |
-
| Представление натуральных чисел на координатном луче | 13.11 | |
-
| Координаты точки | 14.11 | |
-
| Координаты точки | 15.11 | |
-
| Окружность и круг. | 16.11 | |
-
| Сфера и шар | 17.11 | |
-
| Углы. Измерение углов | 20.11 | |
-
| Измерение углов | 21.11 | |
-
| Измерение углов | 22.11 | |
-
| Треугольники | 23.11 | |
-
| Виды треугольников | 24.11 | |
-
| Четырехугольник | 27.11 | |
-
| Прямоугольник, Квадрат | 28.11 | |
-
| Площадь прямоугольника | 29.11 | |
-
| Единицы измерения площади | 30.11 | |
-
| Прямоугольный параллелепипед | 1.12 | |
-
| Прямоугольный параллелепипед | 4.12 | |
-
| Объем прямоугольного параллелепипеда | 5.12 | |
-
| Единицы массы | 6.12 | |
-
| Единицы времени | 7.12 | |
-
| Задачи на движение | 8.12 | |
-
| Задачи на движение | 11.12 | |
-
| Задачи на движение | 12.12 | |
-
| Решение задач на движение | 13.12 | |
-
| Подготовка к контрольной работе | 14.12 | |
-
| Контрольная работа № 3 «Измерение величин» | 15.12 | |
ДЕЛИМОСТЬ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ (20 ЧАСОВ) |
-
| Анализ контрольной работы. Свойства делимости | 18.12 | |
-
| Свойства делимости | 19.12 | |
-
| Признаки делимости на 2 и 5; 25 | 20.12 | |
-
| Признаки делимости на 2 и 5; 25 | 21.12 | |
-
| Признаки делимости на 3 и 9, на 4 | 22.12 | |
-
| Простые и составные числа | 25.12 | |
-
| Разложение числа на простые множители | 26.12 | |
-
| Разложение числа на простые множители | 27.12 | |
-
| Делители натурального числа | 28.12 | |
-
| Делители натурального числа | 29.12 | |
-
| Делители натурального числа | 9.01 | |
-
| Наибольший общий делитель | 10.01 | |
-
| Наибольший общий делитель | 11.01 | |
-
| НОД двух и более чисел | 12.01 | |
-
| Наименьшее общее кратное | 15.01 | |
-
| Наименьшее общее кратное | 16.01 | |
-
| НОК двух и более чисел | 17.01 | |
-
| НОК двух и более чисел | 18.01 | |
-
| Подготовка к контрольной работе | 19.01 | |
-
| . Контрольная работа №4 «Делимость чисел» | 22.01 | |
ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ (59 ЧАСОВ) |
-
| Анализ контрольной работы. Понятие дроби | 23.01 | |
-
| Понятие дроби | 24.01 | |
-
| Равенство дробей | 25.01 | |
-
| Равенство дробей | 26.01 | |
-
| Основное свойство дроби | 29.01 | |
-
| Основное свойство дроби | 30.01 | |
-
| Задачи на дроби | 31.01 | |
-
| Задачи на дроби | 1.02 | |
1 | Нахождение числа по его дроби | 2.02 | |
1 | Нахождение числа по его дроби | 5.02 | |
1 | Приведение дробей к общему знаменателю | 6.02 | |
1 | Приведение дробей к общему знаменателю | 7.02 | |
1 | Приведение дробей к общему знаменателю | 8.02 | |
1 | Сравнение дробей | 9.02 | |
1 | Сравнение дробей | 12.02 | |
1 | Сравнение дробей | 13.02 | |
1 | Сравнение дробей | 14.02 | |
1 | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями | 15.02 | |
1 | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями | 16.02 | |
1 | Сложение дробей с разными знаменателями | 19.02 | |
1 | Сложение дробей с разными знаменателями | 20.02 | |
1 | Сложение дробей | 21.02 | |
1 | Законы сложения | 22.02 | |
1 | Законы сложения | 26.02 | |
1 | Вычитание дробей | 27.02 | |
1 | Вычитание дробей | 28.02 | |
1 | Вычитание дробей | 1.03 | |
1 | Вычитание дробей | 2.03 | |
1 | Подготовка к контрольной работе | 5.03 | |
1 | Контрольная работа № 5 по теме: «Обыкновенные дроби» | 6.03 | |
1 | Анализ контрольной работы. Умножение дроби на натуральное число | 7.03 | |
1 | Умножение дроби на натуральное число | 12.03 | |
1 | Умножение дробей | 14.03 | |
1 | Умножение дробей | 15.03 | |
1 | Умножение дробей | 16.03 | |
1 | Законы умножения | 19.03 | |
1 | Закон умножения | 20.03 | |
1 | Деление дробей | 21.03 | |
1 | Деление дробей | 22.03 | |
1 | Деление дробей | 23.03 | |
1 | Нахождение части целого и целого по его части | 2.04 | |
1 | Нахождение части целого и целого по его части | 3.04 | |
1 | Нахождение части целого и целого по его части | 5.04 | |
1 | Подготовка контрольной работе. | 6.04 | |
1 | Контрольная работа № 6 по теме: «Обыкновенные дроби» | 9.04 | |
1 | Анализ контрольной работы. Задачи на совместную работу | 10.04 | |
1 | Задачи на совместную работу | 11.04 | |
1 | Задачи на совместную работу | 12.04 | |
1 | Понятие смешанной дроби | 13.04 | |
1 | Понятие смешанной дроби | 16.04 | |
1 | Сложение смешанных дробей | 17.04 | |
1 | Сложение смешанных дробей | 18.04 | |
1 | Вычитание смешанных дробей с одинаковыми знаменателями | 19.04 | |
1 | Вычитание смешанных чисел с разными знаменателями | 20.04 | |
1 | Вычитание смешанных чисел с разными знаменателями | 23.04 | |
1 | Умножение смешанных дробей | 24.04 | |
1 | Умножение смешанных дробей | 25.04 | |
1 | Деление смешанных дробей | 26.04 | |
1 | Деление смешанных дробей /Подготовка к контрольной работе | 27.04 | |
1 | Контрольная работа № 7 «Обыкновенные дроби» | 30.04 | |
ПОВТОРЕНИЕ (16 ЧАСОВ) | |
1 | Анализ контрольной работы. Площади фигур | 7.05 | |
1 | Десятичная система записи натурального числа | 8.05 | |
1 | Решение текстовых задач | 14.05 | |
1 | Степень с натуральным показателем | 15.05 | |
1 | Задачи на части. Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности | 16.05 | |
1 | Задачи на движение | 17.05 | |
1 | Признаки делимости | 18.05 | |
1 | НОД и НОК двух и более чисел | 21.05 | |
1 | Действия с обыкновенными дробями Задачи на дроби | 22.05 | |
1 | Подготовка к контрольной работе | 23.05 | |
1 | Итоговая контрольная работа | 24.05 | |
-
| Анализ итоговой работы | 25.05 | |
-
| Занимательные задачи | 28.05 | |
-
| Занимательные задачи | 29.05 | |
-
| Занимательные задачи | 30.05, | |
-
| Занимательные задачи | 31.05 | |