Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хоронхойская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» руководитель МО _________/Жанаева Т.З./ Протокол № 1 от «26» 08. 2021 г. | «Согласовано» заместитель директора по УВР _________/_Жанаева Т. З./ 30.08.2021 г. | «Утверждаю» Директор _________/Красикова Н. Г./ Приказ №1 от «01» сентября 2021 г. |
Рабочая программа
Обществознание
7 класс
учитель истории и обществознания
Жанаева Татьяна Зоригтуевна
первая квалификационная категория
Хоронхой
2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию на 2021/22 учебный год для обучающихся 7-го класса разработана в соответствии с требованиями:
Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации».
Закон Республики Бурятия от 13.12.2013г. № 240 –V «Об образовании в Республике Бурятия».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 №1577).
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской федерации от 20.05.2020 № 254 (с изм. от 23.12.2020 № 766).
Приказ Министерства просвещения РФ 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся».
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание», утвержденной решением Коллегии Минпросвещения от 28.12.2018;
Рабочей программы воспитания МБОУ «Хоронхойская СОШ»
Цель – формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры, содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Задачи обучения обществознания:
развитие личности, ее познавательных интересов, критического мышления,
развитие способности к самоопределению и самореализации,
освоение необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, государстве,
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.
Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся:
Основная литература для ученика:
Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Ковлер А.И., Соболева О.Б., Чайка В.Н., Насонова И.П.. под ред. Тишкова В.А.. – М.: Вентана-Граф, 2020
Дополнительная литература для ученика:
Обществознание. 7 класс: рабочая тетрадь для общеобразоват. учреждений / Соболева О.Б., Смирнова В.А. – М.: Вентана-Граф, 2020
Основная литература для учителя:
Обществознание : 7 класс. Методическое пособие / О. Б. Соболева. — М. : Вентана-Граф, 2020
Дополнительная литература для учителя:
Лазебникова А.Ю. Обществознание. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания - М.: Издательство «Экзамен», 2020
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информаци
Количество часов: по программе за год – 34, из них практических - 10
Планируемые результаты
Реализация программы по обществознанию в 7-х классах нацелена на достижение обучающимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ-компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Ученик научится:
понимать связи между людьми в обществе, чтобы правильно ориентироваться в нем;
добывать и критически оценивать информацию;
систематизировать всю получаемую информацию (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать) и представлять ее в виде устного и письменного текста, схемы, таблицы и т. д.
Ученик получит возможность научиться:
занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных взглядов и ценностей;
определять и корректно формулировать свое отношение к различным типам мировоззрения, иным способам доказательства истины, общепринятым нравственным нормам и ценностям, выражаемым в понятиях «долг», «совесть», «милосердие»;
отстаивать свою точку зрения при обсуждении проблем свободы совести, нравственного выбора между долгом и эгоизмом и т. д.;
определять и выражать свое отношение к делению общества на группы и слои, к сложившимся правилам социальных взаимоотношений, к справедливости устройства разных экономических систем;
формулировать и обосновывать свою точку зрения при обсуждении проблем поиска смысла жизни, отношений между поколениями;
определять и выражать свое отношение к идее прав человека, к возможности граждан влиять на власть, к революциям и реформам как способам изменения общества;
отстаивать свою точку зрения при обсуждении экономических прав подростков.
Содержание учебного предмета
Социальные ценности и нормы.
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи.
Мораль, ее основные принципы. Добро и зло. Моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Опасность асоциальных и общественно опасных форм поведения. Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина. Гражданственность и патриотизм. Гуманизм.
Основы права.
Право, его роль в жизни общества. Нормативный правовой акт — основной источник российского права. Конституции и законы. Человек как субъект права и участник правовых отношений: основы российского частного права. Личность, право и государство: жизнь и деятельность человека, собственность, семья и труд под защитой государства.
Права человека и их защита
Права и свободы человека и гражданина. Права ребенка и возможности их защиты. Правовая культура человека.
Правовое регулирование в различных отраслях права
Гражданский кодекс Российской Федерации. Физические и юридические лица в гражданском праве. Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых отношений.
Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор купли-продажи. Права потребителей, возможности их защиты.
Трудовой кодекс Российской Федерации. Работник и работодатель — стороны трудовых отношений. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.
Трудовой договор, его содержание, заключение, прекращение. Рабочее время и время отдыха.
Семья под защитой государства. Семейный кодекс Российской Федерации. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения
родителей.
Социальные нормы и поведение человека. Правовая и моральная оценка поступков и деятельности человека. Правомерное поведение и поощрения. Социально активная
деятельность, творческие достижения человека, государственное и общественное признание. Герои и героическое в истории и современности.
Правонарушения и юридическая ответственность. Преступления и виды уголовных наказаний, административные правонарушения и виды административных наказаний.
Особенности юридической ответственности несовершеннолетних.
В центре внимания в 7 классе — ценности и нормы, определяющие поведение человека. Сначала обучающиеся знакомятся со всем спектром социальных ценностей и норм,
влиянием социальных норм на поведение человека, затем рассматривают особенности правового регулирования жизни человека.
В первой теме рассматриваются общие проблемы социального регулирования поведения человека и жизни общества, способы и функции социального контроля. Акцент делается на изучении норм морали и традиций, поднимаются проблемы позитивного и негативного отклоняющегося поведения, соотношения свободы и ответственности в деятельности человека.
Практикумы знакомят учащихся с различными традициями, а также учат делать выбор в сложных жизненных ситуациях, когда требования разных видов социальных норм не совпадают. Данное содержание создает условия для приобретения школьниками опыта оценки собственного поведения и поступков других людей с позиций различных социальных норм, формирует представления об особой ценности нравственных норм.
Вторая тема вводит учащихся в мир правовых норм. Здесь дается общее понимание права и правовых норм, источников и истории формирования права, соотношение понятий «право» и «закон», основы представлений о системе права в нашей стране, общая характеристика различных отраслей права. Обучающиеся могут составить представление о правомерном и противоправном поведении, о юридической ответственности за правонарушения. В ходе уроков-практикумов ученики учатся анализировать правовые ситуации и правовые нормы. Данное содержание призвано не только сформировать представления учащихся о правовом регулировании поведения человека в нашей стране, но и привить уважение к праву, сформировать осознание его как духовной ценности человечества.
Третья тема посвящена различным видам, способам реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Ее основа — Конституция РФ и международные документы по правам человека. С одной стороны, ученики изучают свои права и обязанности, а с другой — учатся их реализовывать и защищать.
Практикумы дают ученикам лабораторный опыт обращения в правоохранительные органы, опыт заполнения различных правовых документов. Данное содержание призвано сформировать ответственное отношение к реализации своих прав и выполнению обязанностей, готовность законными способами защищать свои права, использовать теоретические знания для обеспечения собственного безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. Учащиеся знакомятся с понятием «правовая культура» и должны осознать ее ценность, сформировать готовность к развитию собственной правовой культуры и содействию развития правовой культуры общества.
Четвертая тема раскрывает механизм правового регулирования поведением человека в различных областях общественной жизни с помощью норм различных отраслей права. Ученики знакомятся с основами гражданского, семейного, трудового, уголовного и административного законодательства. Содержательные акценты всегда ставятся на правовое положение несовершеннолетних.
Практикумы учат правилам поведения в конкретных распространенных жизненных ситуациях. Ученики получают опыт решения элементарных правовых задач на примере типичных жизненных ситуаций, связанных с несовершеннолетними гражданами. Эти задачи решаются на основе полученных теоретических знаний, соответствующих юридических норм. Максимально высокий уровень сложности деятельности обучающихся — решение правовой задачи без указания нормы, когда ученику необходимо найти ее самостоятельно. Таким образом, ученики приобретают первичный опыт работы с юридическими документами как источниками права. Обучение не сводится к простому ознакомлению школьников с совокупностью основных правовых норм, правил и механизмов их действия.
Основной задачей является формирование позитивного отношения к социальным нормам, в том числе правовым, и готовности осознанно им следовать в своем поведении.
Тематическое планирование
Тематическое планирование по обществознанию для 7-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
развитие ценностного отношения к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Социальные ценности и нормы | 6 |
2 | Основы права | 8 |
3 | Права человека и их защита | 8 |
4 | Правовое регулирование в различных отраслях права | 12 |
| Всего за год | 34 |
Мероприятия воспитывающего и познавательного характера
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | День народного единства. | 1 |
| Международный день толерантности | |
2 | День Конституции Российской Федерации | 1 |
3 | День космонавтики. Гагаринский урок «Космос - это мы» | 1 |
4 | Международный день семьи | 1 |
Календарно-тематический план
№ урока | Наименование раздела, темы, урока | Количество часов | Дата проведения |
По плану | Факт. |
Глава 1. Социальные ценности и нормы | 6 | | |
| Социальные нормы: история и современность | 1 | 07.09 | |
| Такие разные традиции. Урок-практикум | 1 | 14.09 | |
| Отклоняющееся поведение | 1 | 21.09 | |
| Моральные основы поведения | 1 | 28.09 | |
| Свобода и ответственность в поведении человека. | 1 | 05.10 | |
| Как сделать правильный выбор Итоговый урок-практикум | 1 | 12.10 | |
Глава 2 Основы права | 8 | | |
| Что такое право | 1 | 19.10 | |
| Как устроено право | 1 | 26.10 | |
| Анализ правовых норм. Урок-практикум День народного единства.(ВР) | 1 | 09.11 | |
| Конституция как основной закон государства Международный день толерантности (ВР) | 1 | 16.11 | |
| Правомерное поведение и правонарушение | 1 | 23.11 | |
| За правонарушение надо отвечать | 1 | 30.11 | |
| Дисциплинарная ответственность. Урок-практикум | 1 | 07.12 | |
| Система права в нашей стране. Урок практикум День Конституции Российской Федерации (ВР) | 1 | 14.12 | |
Глава 3. Права человека и их защита | 8 | | |
| Права и свободы человека и гражданина | 1 | 21.12 | |
| Права ребенка | 1 | 28.12 | |
| Гарантии и защита прав человека | 1 | 11.01 | |
| Правоохранительные органы РФ | 1 | 18.01 | |
| Оформляем правовые документы. Урок-практикум | 1 | 25.01 | |
| Международная система защиты прав человека. | 1 | 01.02 | |
| Защита прав человека в условиях вооруженных конфликтов. | 1 | 08.02 | |
| Учимся защищать свои права. Урок - практикум | 1 | 15.02 | |
Глава 4. Правовое регулирование в различных отраслях права | 12 | | |
| Гражданские правоотношения | 1 | 01.03 | |
| Право собственности | 1 | 15.03 | |
| Учимся защищать права потребителя. Урок-практикум | 1 | 22.03 | |
| Семейные правоотношения | 1 | 22.03 | |
| Трудовые правоотношения. Решение юридических задач в области частного права | 1 | 05.04 | |
| Административное право | 1 | 05.04 | |
| День космонавтики. Гагаринский урок «Космос - это мы» (ВР) | 1 | 12.04 | |
| Уголовное право | 1 | 19.04 | |
| Уголовная ответственность несовершеннолетних Решение юридических задач в области публичного права | 1 | 26.04 | |
| Международный день семьи (ВР) | 1 | 17.05 | |
| Язык права. Урок-практикум | 1 | 24.05 | |
| Наша правовая культура. Урок-практикум | 1 | 24.05 | |
| Итого | 34 | | |