СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Основы финансовой грамотности" 5 - 9 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебного курса «Основы финансовой грамотности» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, Примерной  программы воспитания, а также с учётом Методических рекомендаций Центрального банка Российской Федерации по разработке и организации программ по основам финансовой грамотности и Единой рамки компетенций  по финансовой грамотности, одобренной межведомственной координационной комиссией по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017—2023 гг.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Основы финансовой грамотности" 5 - 9 классы»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Новохоперского муниципального района Воронежской области "Новохоперская средняя общеобразовательная школа №2"


ПРИНЯТО

решением методического объединения

учителей гуманитарного цикла ПРОТОКОЛ № 1

от "30" августа 2022 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Любич Н. П. " " 2022 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Основы финансовой грамотности»

для основного общего образования.

Срок освоения программы 5 лет (с 5 по 9 класс)









Составитель: Шаповалов Александр Владимирович, учитель истории и обществознания





















Новохоперск 2022

СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка

3

Содержание учебного предмета

6

Планируемые результаты

8

Тематическое планирование

10

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

17

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Программа учебного курса «Основы финансовой грамотности» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом Методических рекомендаций Центрального банка Российской Федерации по разработке и организации программ по основам финансовой грамотности и Единой рамки компетенций по финансовой грамотности, одобренной межведомственной координационной комиссией по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017—2023 гг.

Финансовые компетенции школьников являются составной частью их финансовой культуры и формируются в процессе разнообразной деятельности. Финансовая культура как часть культуры общества и личности включает ценности, связанные с совокупностью традиций, норм, правил, алгоритмов, лучших практик рационального финансового поведения, навыков и умений ответственного потребления, эффективного использования денег и обеспечения финансовой безопасности, знаний в области финансовых отношений, о национальной финансовой системе, действующих финансовых институтах, финансах и финансовом планировании, финансовых инструментах, услугах и их роли в жизни человека и общества, правах, ответственности и обязанности потребителей финансовых услуг и финансовых посредников. В программе делается акцент на последовательное освоение обучающимися элементов финансовой компетентности в сфере экономики семьи.

В 5 – 7 классах обучающиеся получают основы знаний в сфере экономики семьи. В 8 – 9 классах вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, как на электронных, так и на бумажных носителях. Вместе с тем учащиеся 8–9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека.

Программа и учебно-методический комплекс по финансовой культуре позволяют учителю реализовать образовательную технологию, в основе которой лежит системно-деятельностный подход, возможности информационно-коммуникационных технологий, применяемых как для организации процесса обучения и воспитания в основной школе, так и практико-ориентированного функционального использования знаний о финансах в повседневной жизни.

Содержание программы учитывает возрастные особенности обучающихся и направлено на постепенное освоение всего комплекса метапредметных и предметных умений в контексте формирования финансовой культуры. Учебный материал для 5—6 класса носит вводный характер. Он включает вопросы основ финансового планирования и роли денег в жизни семьи и общества, а также обращение к ценностным основам финансового поведения школьников.


ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

• Федеральный закон от29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;

• Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);

• Авторская программа по финансовой грамотности, 5-7 классы, авторы программы: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: «ВИТА- ПРЕСС» - 2017.

• Авторская программа по финансовой грамотности. 8–9 классы общеобразоват.орг. Авторы программы: Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.

• Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образовании, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (в ред. Приказа Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345»);

• Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Новохоперская СОШ № 2».


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Целями изучения курса «Основы финансовой грамотности» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; формирование основ финансовой грамотности у учащихся, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

Задачи реализации учебного курса «Основы финансовой грамотности»:

  • формирование компонентов финансовой культуры у обучающихся подросткового возраста с опорой на прочные знания о мире финансов в области финансового планирования, осуществления банковских операций, роли денег в современном мире, роли государства в обеспечении финансовых отношений, социальной защиты, налогообложения, возможностей инвестирования, страхования, будущего пенсионного обеспечения;

  • развитие личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом возрасте, становление её финансовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к финансовым технологиям, особенностям финансового планирования; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю при использовании финансовых сбережений; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности, ориентированной на получение доходов;

  • освоение комплекса умений по обеспечению финансовой безопасности, защите персональных данных, при использовании интернет-сервисов, антикоррупционного поведения;

  • развитие компетентностей функционально грамотного человека в области финансово-экономических отношений: получать из разнообразных источников и критически осмысливать финансовую информацию, систематизировать, анализировать полученные данные о деньгах, банковских услугах; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для активного участия в экономической жизни общества, семьи;

  • создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово- экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе;

  • формирование опыта применения полученных финансовых знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Курс «Основы финансовой грамотности» позволяет реализовать межпредметные связи с учебными предметами, «Обществознание», «История», «Математика», «География».



МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа составлена с учетом количества часов, отводимого на изучение курса «Основы финансовой грамотности» базовым учебным планом: в 5—9 классах по 0,5 учебных часов в неделю при 34 учебных неделях. В 5 классе – 18 часов, в 6 – 16 часов, в 7 – 16 часов, в 8 – 18 часов, в 9 – 18 часов. Итого 86 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

5 КЛАСС

Введение. (1 час)

Доходы и расходы семьи (15 часов)

Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?». Деньги. Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Доходы семьи. Расходы семьи. Семейный бюджет. Услуги. Коммунальные услуги. Работа со статистикой «Расходы семьи». Урок - игра «Семейный бюджет». Долги. Сбережения. Вклады. Кредиты. Виды кредитов. Социальные пособия

Обобщение (2 часа)

Конференция по курсу «Финансовая грамотность».


6 КЛАСС

Введение. (1 час)

Доходы и расходы семьи (6 часов) Роль денег в нашей жизни. Современные деньги в России. Финансовое благополучие семьи. Бюджет семьи. Познавательная беседа «Частная собственность». Семейное хозяйство. Основные виды имущества. Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Банки и налоги. (9 часов) Банковские услуги: кредит, депозит. Дискуссия «Я хочу взять кредит». Заем, виды займов. Работа банка. Знакомство с профессиями банковской сферы. Значение работы банков для потребителей. Пластиковые карты. Правила пользования. Налоги. Налоговая система РФ. Что такое налоги и зачем их платить? Проектная деятельность (2 часа)


7 КЛАСС

Введение. (1 час)

Личное финансовое планирование (7 часов)

Роль денег в нашей жизни. Активы в трех измерениях. Враг личного капитала. Модель трех капиталов. Ресурсосбережение - основа финансового благополучия. Зарплата как источник дохода. Структура семейных расходов. Контроль семейных расходов.

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (2 часа)

Риски потери денег и имущества. Как защитить свои деньги. Страхование. Участники страхового рынка. Личное страхование. Страховые накопительные программы. Мошенники на рынке страховых услуг.

Человек и государство (2 часа)

Налоги. Налоговая система РФ. Что такое налоги и зачем их платить?

Социальные пособия. Государственное пенсионное страхование. Профессиональные участники пенсионной системы. Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?

Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (3 часа)

Виды накоплений.

Собственный бизнес.

Валюта в современном мире.

Обобщение (1 час)


8 КЛАСС

Введение. (1 час)

Управление денежными средствами семьи (9 часов)

Деньги: что это такое? Происхождение денег. Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи. Источники денежных средств семьи. Какие бывают источники доходов. Как контролировать семейные расходы и зачем это делать. Что такое семейный бюджет и как его построить. Как оптимизировать семейный бюджет. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. Для чего нужно осуществлять финансовое планирование.

Способы повышения семейного благосостояния (6 часов)

Банки и их роль в жизни семьи. Польза и риски банковских карт. Что такое бизнес? Как создать свое дело. Что такое валютный рынок и как он устроен.

Обобщение (2 часа)


9 КЛАСС

Введение. (1 час)

Риски в мире денег (7 часов)

Деньги: что это такое? Происхождение денег. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца, болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы. Чем поможет страхование. Какие бывают финансовые риски. Что такое финансовые пирамиды.

Управление денежными средствами семьи (6 часов)

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи. Источники денежных средств семьи. Какие бывают источники доходов. Как контролировать семейные расходы и зачем это делать. Что такое семейный бюджет и как его построить. Как оптимизировать семейный бюджет. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. Для чего нужно осуществлять финансовое планирование.

Человек и государство: как они взаимодействуют. Информация для потребителя (3 часа)

Налоги и их роль в жизни семьи. Какие налоги мы платим. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости. Реклама и ее виды. Символы на этикетках, упаковках, вкладышах.

Обобщение (1 час)

Конференция по курсу «Финансовая грамотность».


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Изучение курса «Основы финансовой грамотности» в 5 – 9 классах направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:

    • осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

    • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

    • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

    • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

    • участие в принятии решений о семейном бюджете.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:

Познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

  • формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

  • понимание цели своих действий;

  • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

  • проявление познавательной и творческой инициативы;

  • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

  • составление текстов в устной и письменной формах;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

  • понимание и правильное использование экономических терминов;

  • освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

  • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики:

  • знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

  • развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

  • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Таким образом, в результате обучения выпускник научится:

    • определять направления взаимодействия граждан с фондовыми и валютными ранками;

    • основам взаимодействия с кредитными организациями;

    • основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых отношений;

  • основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины;

  • выбирать страховые продукты и страховые компании;

  • принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;

  • составлять личный финансовый план.


Выпускник получит возможность научиться:

  • распознавать принципы функционирования финансовой системы современного государства;

  • понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

  • понимать права и обязанности в сфере финансов;

  • владеть коммуникативными компетенциями;

  • анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;

  • определять задачи в области управления личными финансами;

  • находить источники информации для решения финансовых задач;

  • сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной и учебно-исследовательской деятельности;

  • формировать собственную финансовую стратегию;

  • решать финансовые задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


5 класс

п/п

Наименование разделов тем проёграммы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


всего

Контрольные работы

Практические работы


Раздел 1. Введение


1.1.

Введение

1





Итого по разделу

1



Раздел 2. Доходы и расходы семьи


2.1.

Что такое деньги и откуда они взялись. Современные деньги России и других стран.

2



https:// http://iloveeconomics.ru/

http://хочумогузнаю.рф/

https://www.nes.ru/


2.2

Драгоценные металлы. Монеты. Купюры

1



https:// http://iloveeconomics.ru/

http://хочумогузнаю.рф/

https://www.nes.ru/


2.3

Семья как потребитель.

2


1

https:// http://iloveeconomics.ru/

http://хочумогузнаю.рф/

https://www.nes.ru/


2.4

Хозяйственная деятельность семьи.

2


1



2.5

Потребности человека и семьи.

1



https:// http://iloveeconomics.ru/

http://хочумогузнаю.рф/

https://www.nes.ru/


2.6

Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги»

1


1



2.7

Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве. Бюджет семьи.

2



https:// http://iloveeconomics.ru/

http://хочумогузнаю.рф/

https://www.nes.ru/


2.8

Ролевая игра «Семейный бюджет»

1


1



2.9

Как умно управлять своими деньгами.

1



https:// http://iloveeconomics.ru/

http://хочумогузнаю.рф/

https://www.nes.ru/


2.10

Кредиты. Виды кредитов. Социальные пособия

2



http://хочумогузнаю.рф/



Итого по разделу

15



Раздел 3. Обобщение

6.1.

Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

2


1


Итого по разделу

2


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

18


5



  1. класс

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

Контрольные работы

Практические работы

Раздел 1. Введение

1.1.

Введение

1




Итого по разделу

1


Раздел 2. Доходы и расходы семьи

2.1.

Роль денег в нашей жизни. Современные деньги в России

1



http://хочумогузнаю.рф/


2.2.

Финансовое благополучие семьи.

1



https:// http://iloveeconomics.ru/

http://хочумогузнаю.рф/

https://www.nes.ru/

2.3.

Бюджет семьи.

1



http://хочумогузнаю.рф/

2.4.

Частная собственность

1


1

https:// http://iloveeconomics.ru/

http://хочумогузнаю.рф/

https://www.nes.ru/

2.5.

Понятие «Семейное хозяйство». Основные виды имущества. Что такое собственность?

1



http://хочумогузнаю.рф/

2.6.

Потребительская корзина. Прожиточный минимум.

1



http://хочумогузнаю.рф/

Итого по разделу

6


Раздел 3. Банки и налоги

3.1

Пластиковые карты. Правила пользования.

2


1

http://хочумогузнаю.рф/

3.2

Банковский вклад. Виды банковских вкладов.

2



http://хочумогузнаю.рф/

3.3

Деловая игра «Работа банка»

1


1


3.4

Налоги .Налоговая система РФ

1



https:// http://iloveeconomics.ru/

http://хочумогузнаю.рф/

https://www.nes.ru/

3.5

Что такое налоги и зачем их платить?

1



http://хочумогузнаю.рф/

3.6

Проектная деятельность

2


1


Итого по разделу

9


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПОПРОГРАММЕ

16


4



  1. класс


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


всего

контрольные работы

практические работы


Раздел 1.Введение


1.1.

Введение

1





Итого по разделу

1



Раздел 2. Личное финансовое планирование


2.1.

Роль денег в нашей жизни.

1



https:// http://iloveeconomics.ru/

http://хочумогузнаю.рф/

https://www.nes.ru/


2.2.

Структура доходов семьи.

1



https:// http://iloveeconomics.ru/

http://хочумогузнаю.рф/

https://www.nes.ru/


2.3.

Зарплата как источник дохода.

1



http://хочумогузнаю.рф/


2.4.

Структура семейных расходов. Контроль семейных расходов.

2


1

https:// http://iloveeconomics.ru/

http://хочумогузнаю.рф/

https://www.nes.ru/


2.5.

Составление, анализ семейного бюджета.

2


1



Итого по разделу

7



Раздел 3. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься


3.1.

Риски потери денег и имущества.

1



http://хочумогузнаю.рф/

https:// https://fingrabli.inp.ru/


3.2.

Страхование.

1



http://хочумогузнаю.рф/


Итого по разделу

2



Раздел 4. Человек и государство


4.1

Что такое налоги и зачем их платить?

1



http://хочумогузнаю.рф/


4.2

Социальные пособия

1



https:// http://iloveeconomics.ru/

http://хочумогузнаю.рф/

https://www.nes.ru/


Итого по разделу

2



Раздел 5. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

5.1

Банковские услуги.

1



https:// http://iloveeconomics.ru/

http://хочумогузнаю.рф/

https://www.nes.ru/

5.2

Собственный бизнес

1


1

http://хочумогузнаю.рф/

https:// https://fingrabli.inp.ru/

5.3

Валюта в современном мире.

1



https:// http://iloveeconomics.ru/

http://хочумогузнаю.рф/

https://www.nes.ru/

Итого по разделу

3


3.5.

Обобщение

1




ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

16


3



  1. класс


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Введение

1.1.

Введение

1




Итого по разделу

1


Раздел 2. Управление денежными средствами семьи

2.1.

Деньги. Виды денег.

1



https:// http://iloveeconomics.ru/

http://хочумогузнаю.рф/

https://www.nes.ru/

2.2.

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи

1



http://хочумогузнаю.рф/

2.3.

Какие бывают источники доходов

1



http://хочумогузнаю.рф/

https:// https://fingrabli.inp.ru/

2.4.

От чего зависят личные и семейные доходы

1



https:// http://iloveeconomics.ru/

http://хочумогузнаю.рф/

https://www.nes.ru/

2.5.

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать

1



http://хочумогузнаю.рф/

2.6.

Что такое семейный бюджет и как его построить

1



https:// http://iloveeconomics.ru/

http://хочумогузнаю.рф/

https://www.nes.ru/

2.7.

Как оптимизировать семейный бюджет

1



http://хочумогузнаю.рф/

2.8

Осуществление проектной работы

2


1


Итого по разделу

9


Раздел 3. Способы повышения семейного благосостояния

3.1.

Для чего нужны финансовые организации

1



https:// http://iloveeconomics.ru/

http://хочумогузнаю.рф/

https://www.nes.ru/

3.2.

Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций

1


1

http://хочумогузнаю.рф/

https:// https://fingrabli.inp.ru/

3.3.

Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

1



http://хочумогузнаю.рф/

3.4.

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

1



https:// http://iloveeconomics.ru/

http://хочумогузнаю.рф/

https://www.nes.ru/

3.5

Осуществление проектной работы

2


1


Итого по разделу

6


4.1

Обобщение

2




ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

18


3



  1. класс


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Введение

1.1.

Введение

1




Итого по разделу

1


Раздел 2. Риски в мире денег

2.1

Деньги. Виды денег.

1



https:// http://iloveeconomics.ru/

http://хочумогузнаю.рф/

https://www.nes.ru/

2.2

ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца

1


1

http://хочумогузнаю.рф/

2.3

ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

1


1

http://хочумогузнаю.рф/

2.4

Чем поможет страхование

1



https:// http://iloveeconomics.ru/

http://хочумогузнаю.рф/

https:// https://fingrabli.inp.ru/

2.5

Какие бывают финансовые риски

1



https:// http://iloveeconomics.ru/

http://хочумогузнаю.рф/

https:// https://fingrabli.inp.ru/

2.6

Что такое финансовые пирамиды

1


1

http://хочумогузнаю.рф/

https:// https://fingrabli.inp.ru/

2.7

Осуществление проектной работы

1




Итого по разделу

7


Раздел 3. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

3.1.

Что такое банк и чем он может быть вам полезен

1



https:// http://iloveeconomics.ru/

http://хочумогузнаю.рф/

https://www.nes.ru/

3.2.

Польза и риски банковских карт

1



http://хочумогузнаю.рф/

https:// https://fingrabli.inp.ru/

3.3

Что такое бизнес

1



http://хочумогузнаю.рф/

3.4

Как создать свое дело

1


1

http://хочумогузнаю.рф/

https:// https://fingrabli.inp.ru/

3.5.

Что такое валютный рынок и как он устроен

1



https:// http://iloveeconomics.ru/

http://хочумогузнаю.рф/

https://www.nes.ru/

3.6

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

1



http://хочумогузнаю.рф/

https:// https://fingrabli.inp.ru/

Итого по разделу

6


Раздел 4. Человек и государство: как они взаимодействуют

4.1.

Что такое налоги и зачем их платить

1



https:// http://iloveeconomics.ru/

http://хочумогузнаю.рф/

https://www.nes.ru/

4.2.

Какие налоги мы платим

1



http://хочумогузнаю.рф/

4.3.

Что такое пенсия и как сделать ее достойной

1


1

http://хочумогузнаю.рф/

https:// https://fingrabli.inp.ru/

Итого по разделу

3


5.1.

Обобщение

1




ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

18


5


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
  1. Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2020

  2. Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020



МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
      1. Вигдорчик, Е. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общебразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

    1. Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 классы обще образоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавреноа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

    2. Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова, Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц. —М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

    3. Лавренова, Е. Б. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 8–9 классы общеобразоват. орг. / Е. Б. Лавренова, И. В. Липсиц, О. И. Рязаноа. —М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ


  1. http://хочумогузнаю.рф/

  2. http://pro.lenta.ru/money

  3. http://iloveeconomics.ru/

  4. http://www.nes.ru/

  5. https://fingrabli.inp.ru/

  6. https://edu.pacc.ru/informmaterialy/articles/Interaktiv/




МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

  1. Печатные пособия раздаточные

  2. Печатные демонстрационные пособия

  3. DVD-фильмы

  4. Компакт-диски

  5. Интерактивные пособия

  6. Общее и вспомогательное оборудование для кабинета


ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
  1. Классная магнитная доска.

  2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.

  3. Колонки

  4. Компьютер


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!