МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОТ-ОНГОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПРИНЯТО Педагогический совет ________________________ Кирпиченкова Е.В. Протокол № 1 от «30» августа 2021 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Петухаева Е. В. Приказ № 72 от «30» августа 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«МИНИИ НЮТАГ (Малая Родина)»
класс: 5
количество часов: 34 часа (1 час в неделю)
учитель: Кирпиченкова Елена Витальевна учитель истории и обществознания
д.Ворот-Онгой, 2021
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Минии Нютаг» (Малая Родина)» для 5 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями вступ.в силу с 24.07.2015);
Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля2015 г.№1/5,в ред.протокола №3/15 от28.10.2015);
Уставом школы.
Основной образовательной программой МБОУ Ворот-Онгойская ООШ.
Положения о рабочей программе МБОУ «Ворот-Онгойская ООШ.
Данная программа является частью образовательной программы МБОУ Ворот-Онгойская ООШ.
Внеурочная деятельность школьников в рамках занятий по данной программе организуется преимущественно по общекультурному направлению.
Настоящая программа создает условия для культурного, социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
В целях воспитания молодого поколения настоящими патриотами своей страны, важно приобщать их к прошлой и современной жизни своей малой Родины, активизировать работу школьников по изучению родного края.
В рамках реализации ФГОС ООО предлагается программа внеурочной деятельности, под которой следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной.
Без знания истоков родного края невозможно нравственное и культурное развитие человека, поэтому краеведение в школе играет важную роль. Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Нукутского района. Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к людям, живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основные направления внеурочной деятельности - изучение истории родного края.
Цели программы:
• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
• расширить и углубить знания учащихся о своей малой Родине;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
• воспитывать патриотизм.
Образовательные задачи:
• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
• овладение начальными навыками исследовательской работы;
• овладение навыками работы на ПК.
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Учебно-познавательная компетенции - умение ставить цель и организовывать её достижение, пояснять свою цель; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые редакторы, презентации);
Формирование информационной компетенции - владение навыками работы с различными источниками информации - книгами, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет; умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; применять современные информационные технологии;
Формирование коммуникативной компетенции - владение навыками работы в группе, коллективе, приемами действий в ситуациях общения; владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, устное сообщение, уметь задать вопрос и пр.);
Формирование компетенции личностного совершенствования - освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития; формирование культуры мышления и поведения
Кружок «Минии Нютаг» ведется в 5 классе первый год, преподавание осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. Каждый раздел программы дополняет следующий и является логическим продолжением предыдущего. Полученный и обработанный материал будет применяться для дальнейшей работы в исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Требования Федерального государственного образовательного стандарта к организации внеурочной деятельности учащихся реализуются через программы внеурочной деятельности, которые предусматривают проведение занятий кружка «Минии Нютаг» во второй половине дня.
Занятия проводятся для обучающихся 5 класса по 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 часа в неделю. Всего: 34 часа.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеке, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Форма и режим занятий:
групповая работа;
беседы, викторины;
коллективные творческие дела;
смотры-конкурсы, выставки;
экскурсии, поездки, походы;
трудовые дела.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
участвовать в работе конференций, чтений.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, флеш-носителях, рассказы взрослых, экскурсии.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; определять цель исследования, овладевать методикой сбора и оформления найденного материала; владеть научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности: Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельнсти); Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел I. История родного края. Краеведение. (8 часов)
Краеведение как наука о родном крае. Понятие краеведение. Цели, задачи. Предмет исследования. Направления краеведения: историческое, географические, биологическое, литературное и др.
Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) Родина? Карта своей местности (области, района, села). Основные населенные пункты района. Знаменитые места. Границы района, их условность и подвижность: родной дом – школа с ближайшими окрестностями – село; город – район – область. Родной край – часть России, частица мира.
История села. История школы. Ветераны педагогического труда, мой первый учитель, мой выпуск, мои родители-выпускники школы. Выдающиеся люди нашего села.
Продукт: рассказ об учителе/выпускнике
Раздел II. Музей (6 часов)
Музей как сохранение культуры народа. Культура поведения в музее. Виды сбора информации. Музей района .Работа школьного музея. «В музее».
Продукт: презентация «Школьный музей»
Раздел III. Экскурсионная работа (5 часов)
Что такое экскурсия? Правила проведения экскурсии. (проведение тематической экскурсии).
Продукт: экскурсия по теме «Школьные годы чудесные»
Раздел IV. Домашний музей (8 часов)
Понятие генеалогическое древо. Схема генеалогического дерева. Примеры родословных известных людей.
Продукт: генеалогическое дерево своей семьи
Моя семья в истории села. Я расскажу о своей семье. Семейный фотоальбом. История одной фотографии. Семейные традиции, реликвии. Любимые занятия в семье детей и взрослых. Фотоконкурс/ коллаж «Мой мир»
Продукт: выставка фотографий «Моя семья»
Раздел V. Вахта Памяти (7 часов)
Уголок Боевой Славы. Книга Памяти. Жители села в годы Великой Отечественной войны. Урок мужества. Мой дедушка – ветеран Великой Отечественной войны. Мой прадедушка – ветеран Великой Отечественной войны. «Детство, опаленное войной». Моя бабушка/дедушка – труженик тыла. «Мои земляки на защите Отечества» (участники локальных войн, воины - интернационалисты). Экскурсия к памятнику павших во время Великой Отечественной войны.
Продукт: письмо ветерану
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во часов | Форма проведения | Продукт | УУД | План | Факт |
Раздел I. История родного края (8 часов) |
1 | Краеведение как наука о родном крае | 2 | Практическая работа репродуктивного и творческого характера | Рассказ о моем селе | Л. Формирование «стартовой» мотивации к обучению. Р. Совместно с учителем ставить новые учебные задачи. П. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. К.Оформлять свои мысли в устной речи. | | |
3 | История села | 2 | Практическая работа творческого характера | Летопись моего села, «Улицы моего села» | Л.Формирование навыков творческой деятельности. Р. Уметь работать самостоятельно и в группе П.Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К.Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | | |
5 | История школы. Ветераны пед. труда, мой первый учитель, мой выпуск, мои родители-выпускники школы | 2 | Практическая работа репродуктивного и творческого характера | Летопись школы, рассказ об учителе, выпускнике | Л. Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя. Р. Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно и в группе, устанавливать причинно-следственные связи. П.Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К.Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | | |
7 | Выдающиеся люди нашего села | 2 | Составление литературной викторины, кроссвордов | Поэтический вечер «И вечно имя доброе живет» | Л.Формирование навыков индивидуального выполнения творческого задания. Р.Уметь выразительно читать и анализировать стихотворный текст. П.Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. К.Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию. | | |
Раздел II. Музей (6 часов) |
1 | Музей как сохранение культуры народа | 1 | Лекция с элементами беседы | Картинная галерея | Л. Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя. | | |
2 | Культура поведения в музее | 1 | Урок-практикум | Свод правил поведения в музее | Л.Формирование навыков индивидуального выполнения творческого задания. Р.Уметь работать с новыми понятиями. П.Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. К.Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию. | | |
3 | Виды сбора информации | 2 | Практическая работа в библиотеке, в компьютерном классе | Опрос населения, анкетирование | Л.Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми. Р.Формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. П.Уметь искать и выделять необходимую информацию из прочитанных книг, создавать обобщения. К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | | |
5 | Работа школьного музея | 1 | Практическая работа репродуктивного и творческого характера | Словарь музееведа, самостоятельная экскурсия «Я экскурсовод» | Л.Формирование навыков творческой деятельности. Р. Уметь работать самостоятельно и в группе П.Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К.Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | | |
6 | «В музее» | 1 | Творческая работа | Сочинение, рисунки | Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности. Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно. П.Перерабатывать полученную информацию. К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач. | | |
Раздел III. Экскурсионная работа (5 часов) |
1 | Что такое экскурсия? | 1 | Практическая работа репродуктивного и творческого характера | Беседа, подготовка вопросов к собеседнику | Л. Формирование «стартовой» мотивации к обучению. Р. Совместно с учителем ставить новые учебные задачи. П. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. К.Оформлять свои мысли в устной речи. | | |
2 | Правила проведения экскурсии в музее | 2 | Практическая работа творческого характера | Составление своих правил поведения в музее | Л. Осознавать цели и задачи своей работы. Аргументировано оценивать свой и чужие проекты. Р.Выделять и формулировать познавательные цели и задачи своей работы. Использовать ИКТ для решения поставленных задач. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. П. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Извлекать новую информацию с помощью ИКТ. Выстраивать логическую цепь рассуждений К.Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением средств ИКТ. | | |
4 | «Я поведу тебя в музей…» | 2 | Практическая работа творческого характера | Портфель экскурсовода | Л.Формирование навыков готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Р. уметь работать в парах и группах, участвовать в экскурсии; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. П.Уметь ориентироваться во время экскурсии К. участвовать в экскурсии; соблюдать правила общения | | |
Раздел IV. Домашний музей (8 часов) |
1 | Моя семья в истории села | 2 | Практическая работа репродуктивного и творческого характера | Моя родословная | Л.Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми. Р.Формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. П.Уметь искать и выделять необходимую информацию из рассказов родственников, создавать обобщения. К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач. | | |
3 | Я расскажу о своей семье | 2 | Практическая работа репродуктивного и творческого характера | Проект | Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности. Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно. П.Перерабатывать полученную информацию. К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач. | | |
5 | Семейный фотоальбом | 2 | Малая конференция | Исследование, правила хранения фотографий, семейных реликвий: орденов, медалей и др. | Л. Осознавать цели и задачи своей работы. Аргументировано оценивать свой и чужие проекты. Р.Выделять и формулировать познавательные цели и задачи своей работы. Использовать ИКТ для решения поставленных задач. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. | | |
7 | История одной фотографии | 1 | Практическая работа репродуктивного и творческого характера | Рассказ по фотографии, находка особой фотографии, по которой можно рассказать об истории своей семьи | Л. Аргументировано оценивать свой и чужие проекты. Р.Выделять и формулировать познавательные цели и задачи своей работы. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. П. Извлекать новую информацию с помощью ИКТ. Выстраивать логическую цепь рассуждений К. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением средств ИКТ. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. | | |
9 | Фотоконкурс/ коллаж «Мой мир» | 1 | Практическая работа репродуктивного и творческого характера | Письмо потомкам | Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности. Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно. П.Перерабатывать полученную информацию. К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач. | | |
Раздел V. Вахта Памяти (7 часов) |
1 | Уголок Боевой Славы | 1 | Работа в группах | Презентация о школьном музее | Л.Формирование навыков готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Р. уметь работать в парах и группах, участвовать в экскурсии; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. П.Уметь ориентироваться в музее К. участвовать вэкскурсии; соблюдать правила общения | | |
2 | Книга Памяти | 1 | Практическая работа репродуктивного и творческого характера | Бессмертный полк, Виртуальная Книга Памяти по увековечиванию имен всех солдат Великой Отечественной войны | Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности. Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно. П.Перерабатывать полученную информацию. К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач. | | |
3 | Жители села в годы Великой Отечественной войны | 1 | Малая конференция | Исследовательская работа | Л. Осознавать цели и задачи своей работы. Аргументировано оценивать свой и чужие проекты. Р.Выделять и формулировать познавательные цели и задачи своей работы. Использовать ИКТ для решения поставленных задач. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. П. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Извлекать новую информацию с помощью ИКТ. Выстраивать логическую цепь рассуждений К.Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением средств ИКТ. | | |
4 | Урок мужества | 1 | Практическая работа репродуктивного и творческого характера | Сценарий урока мужества | Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности. Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно. П.Перерабатывать полученную информацию. К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач. | | |
5 | Мой парадедушка – герой (о ветеранах Великой Отечественной войны | 1 | Практическая работа творческого характера | Оформление страницы Книги Памяти | Л.Формирование навыков готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Р. уметь работать в парах и группах, участвовать в экскурсии; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. П.Уметь ориентироваться во время экскурсии К. участвовать в экскурсии; соблюдать правила общения | | |
6 | «Детство, опаленное войной» | 1 | Написание творческой работы | Создание страницы на сайте школьного музея о тружениках тыла | Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности. Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно. П.Перерабатывать полученную информацию. К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач. | | |
7 | Моя бабушка/дедушка – труженик тыла | 1 | Практическая работа репродуктивного и творческого характера | Книжка о старшем поколении моей семьи | Л.Формирование навыков готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Р. уметь работать в парах и группах, участвовать в экскурсии; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. П.Уметь ориентироваться во время экскурсии К. участвовать в экскурсии; соблюдать правила общения | | |
9 | «Мои земляки на защите Отечества» (участники локальных войн, воины - интернационалисты) | 2 | Малая конференция | Исследовательская работа | Л. Осознавать цели и задачи своей работы. Аргументировано оценивать свой и чужие проекты. Р.Выделять и формулировать познавательные цели и задачи своей работы. Использовать ИКТ для решения поставленных задач. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. | | |
| ИТОГО: | 34 | | | | | |
6