Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа
села Старотавларово МР Буздякский район Республики Башкортостан
«РАССМОТРЕНО" на ШМО учителей естественно – математического цикла Протокол № ___ от «__»_______20 г_ Руководитель ШМО_______Насырова З.З. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УР МОБУ СОШ с. Старотавларово _____________ Шаймуратова Г.Ф «__»_________20 г | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы МОБУ СОШ с. Старотавларово ____________ Багаутдинова Р.И. Приказ № от «__»________20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по алгебре
для 9 класса
Учитель: Насырова Зульфия Зиряковна
Квалификационная категория :высшая
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от . 08. 20 г.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по физике составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
1. Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации»» № 273 -ФЗ
2. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике , утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089
3. Федерального базисного учебного плана (Базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004
4.Учебного плана МОБУ СОШ с.Старотавларово на 20 -20 учебный год.
5.Примерной (авторской) программы основного общего образования по математике (А.Г.Мордкович)
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Алгебра как содержательный компонент математического образования в основной школе нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для усвоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладениесистемой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Целью изучения курса алгебры в 8 классе является:
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, информатика),
усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач,
осуществление функциональной подготовки школьников.
Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Прикладная направленность курса обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению практических задач.
Задачей курса является:
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы,
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
на большом количестве примеров и упражнений познакомить учащихся с начальными понятиями, идеями и методами комбинаторики, теории вероятности и статистики.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 102 часа в год при 3 часах в неделю.
Формы и средства контроля.
Текущий и итоговый контроль; контрольные работы, тесты, зачеты, самоконтроль, взаимоконтроль.
текущий контроль в виде проверочных работ и тестов;
тематический контроль в виде контрольных работ;
итоговый контроль в виде контрольной работы и теста.
2.Содержание программы учебного предмета.
3.Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения ученик должен
знать/понимать:
существо понятия алгебраической дроби; сложение и вычитание, умножение и деление алгебраических дробей;
вид квадратного уравнения, способы решения квадратного уравнения, примеры их применения для решения математических и практических задач;
числовые неравенства, свойства числовых неравенств;
уметь:
составлять формулы по условиям задач; выражать из формул одну переменную через остальные;
решать квадратные уравнения и неравенства;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
строить графики изученных функций;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять простейшие свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнении, систем, описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
интерпретации графиков зависимостей между величинами.
4.Учебно-тематический план
3часа в неделю, всего - 102 ч., в том числе резерв-3 часа
Раздел | Изучаемый материал | Кол-во часов | Контрольные работы |
1 | Повторение материала 8 класса | 5 | В входная |
2 | Рациональные неравенства и их системы | 20 | 2 1 |
3 | Системы уравнений | 16 | 1 |
4 | Числовые функции | 25 | 2 |
5 | Прогрессии | 16 | 1 |
6 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 12 | 1 |
7 | Итоговое повторение | 5 | 1 |
| Всего | 100 | |
| Резерв | 2 | |
| ИТОГО | 102 | 8 |
5.Примерное календарно - тематическое планирование учебного материала
№ урока | Дата | Тема урока | Количество часов | Примечания |
календарная | фактическая |
| | | Повторение | 5 | |
1 | | | Действия над многочленами. Формулы сокращённого умножения | | |
2 | | | Квадратные уравнения, системы уравнений | | |
3 | | | Неравенства и их системы | | |
4 | | | Функции и их графики | | |
5 | | | Входной контроль | | |
| | | Глава I. Рациональные неравенства и их системы | 20 | |
6 | | | Линейные и квадратные неравенства | | |
7 | | | Линейные и квадратные неравенства | | |
8 | | | Линейные и квадратные неравенства | | |
9 | | | Линейные и квадратные неравенства | | |
10 | | | Рациональные неравенства. | | |
11 | | | Рациональные неравенства. | | |
12 | | | Рациональные неравенства. | | |
13 | | | Рациональные неравенства. | | |
14 | | | Рациональные неравенства. | | |
15 | | | Рациональные неравенства. | | |
16 | | | Рациональные неравенства. | | |
17 | | | Множества и операции над ними | | |
18 | | | Множества и операции над ними | | |
19 | | | Множества и операции над ними | | |
20 | | | Системы рациональных неравенств | | |
22 | | | Системы рациональных неравенств | | |
23 | | | Системы рациональных неравенств | | |
24 | | | Системы рациональных неравенств | | |
25 | | | Системы рациональных неравенств | | |
26 | | | Контрольная работа № 1 по теме:«Неравенства, системы и совокупности неравенств» | 1 | |
| | | Глава 2. Системы уравнений | 16 | |
27 | | | Основные понятия | | |
28 | | | Основные понятия | | |
29 | | | Основные понятия | | |
30 | | | Основные понятия | | |
31 | | | Основные понятия | | |
32 | | | Методы решения систем уравнений | | |
33 | | | Методы решения систем уравнений | | |
34 | | | Методы решения систем уравнений | | |
35 | | | Методы решения систем уравнений | | |
36 | | | Методы решения систем уравнений | | |
37 | | | Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи) | | |
38 | | | Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи) | | |
39 | | | Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи) | | |
40 | | | Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи) | | |
41 | | | Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи) | | |
42 | | | Контрольная работа № 2 по теме: «Системы уравнений» | | промежуточная |
| | | Глава 3. Числовые функции | 25 | |
43 | | | Определение числовой функции. Область определения. Область значения функции | | |
44 | | | Определение числовой функции. Область определения. Область значения функции | | |
45 | | | Определение числовой функции. Область определения. Область значения функции | | |
46 | | | Определение числовой функции. Область определения. Область значения функции | | |
47 | | | Способы задания функции | | |
48 | | | Способы задания функции | | |
49 | | | Свойства функции | | |
50 | | | Свойства функции | | |
51 | | | Свойства функции | | |
52 | | | Свойства функции | | |
53 | | | Четные и нечетные функции | | |
54 | | | Четные и нечетные функции | | |
55 | | | Четные и нечетные функции | | |
56 | | | Контрольная работа № 3 по теме « Числовые функции и их свойства» | | |
57 | | | Функции , их свойства и графики | | |
58 | | | Функции , их свойства и графики | | |
59 | | | Функции , их свойства и графики | | |
60 | | | Функции , их свойства и графики | | |
61 | | | Функции , их свойства и графики | | |
62 | | | Функции , их свойства и графики | | |
63 | | | Функции , их свойства и графики | | |
64 | | | Функции , ее свойства и график | | |
65 | | | Функции , ее свойства и график | | |
66 | | | Функции , ее свойства и график | | |
67 | | | Контрольная работа № 4 по теме: «Числовые функции и их свойства» | | |
| | | Прогрессии | 16 | |
68 | | | Числовые последовательности | | |
69 | | | Числовые последовательности | | |
70 | | | Числовые последовательности | | |
71 | | | Числовые последовательности | | |
72 | | | Арифметическая прогрессия | | |
73 | | | Арифметическая прогрессия | | |
74 | | | Арифметическая прогрессия | | |
75 | | | Арифметическая прогрессия | | |
76 | | | Арифметическая прогрессия | | |
77 | | | Геометрическая прогрессия | | |
78 | | | Геометрическая прогрессия | | |
79 | | | Геометрическая прогрессия | | |
80 | | | Геометрическая прогрессия | | |
81 | | | Геометрическая прогрессия | | |
82 | | | Геометрическая прогрессия | | |
83 | | | Контрольная работа № 5 по теме «Прогрессии» | | |
| | | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 12 | |
84 | | | Комбинаторные задачи | | |
85 | | | Комбинаторные задачи | | |
86 | | | Комбинаторные задачи | | |
87 | | | Статистика- дизайн информации | | |
88 | | | Статистика- дизайн информации | | |
89 | | | Простейшие вероятностные задачи | | |
90 | | | Простейшие вероятностные задачи | | |
91 | | | Простейшие вероятностные задачи | | |
92 | | | Экспериментальные данные и вероятности событий | | |
93 | | | Экспериментальные данные и вероятности событий | | |
94 | | | Экспериментальные данные и вероятности событий | | |
95 | | | Контрольная работа № 6 по теме «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей» | | |
| | | Итоговое повторение | 5 | |
96 | | | Повторение. Решение заданий по материалам ГИА. | | |
97 | | | Повторение.Решение заданий по материалам ГИА. | | |
98 | | | Повторение. Решение заданий по материалам ГИА. | | |
99 | | | Повторение. Решение заданий по материалам ГИА. | | |
100 | | | Итоговая контрольная работа | | |
101-102 | резерв | | | 2 | |
6.Перечень учебно-методических средств обучения.
Учебно-методический комплект:
Программы. Математика. 5 – 6 классы. Алгебра. 7 – 9 классы. Алгебра и начала анализа. 10 – 11 классы /авт.-сост. И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 3-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2013. – 63 с.
А.Г. Мордкович. Алгебра (в 2-х частях). Ч. 1: Учебник– М.: Мнемозина, 2013. – 215 с.
А.Г. Мордкович, Л.А. Александрова. Алгебра. Ч. 2:Задачник – М.:
Мнемозина, 2013. – 271 с.
А.Г. Мордкович. Алгебра. Методическое пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2013. – 77с.
Л.А. Александрова. Алгебра. Контрольные работы / Под ред. А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2013. – 40 с.
Л.А. Александрова. Алгебра. Самостоятельные работы / Под ред. А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2010. – 112 с.
Е.Е. Тульчинская. Алгебра – 8. Блиц-опрос. Пособие для учащихся– М.: Мнемозина, 2009. – 120 c.
А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская. Алгебра 7- 9. Тесты – М.: Мнемозина, 2009. – 127 с.
Литература для преподавателя:
Ю.П. Дудницын, Е.Е. Тульчинская. Алгебра. 8 кл. Контрольные работы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ Под ред. А.Г. Мордковича.–М.: Мнемозина, 2009. – 48 с.
Е. М. Ключникова. Тесты по алгебре: 8 класс: к учебнику А. Г. Мордковича «Алгебра. 8 класс» / Е. М. Ключникова, И. В. Комиссарова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 94 с.
М.С. Мильштейн. Алгебра. Рабочая тетрадь (в 2-х частях)/ Под ред. А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2009. – 126 с.
М. А. Попов. Контрольные и самостоятельные работы по алгебре: 8 класс к учебнику А. Г. Мордковича «Алгебра. 8 класс» / М. А. Попов. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2011 – 63с.
Г. Г. Левитас. Карточки для коррекции знаний по математике для 8 – 9 классов. – М.:Илекса, 2009. – 56
Контрольно-измерительные материалы. Алгебра: 8 класс / Сост. Л. Ю. Бабушкина. – М.: ВАКО, 2010. – 96 с.А. Н. Рурукин. Поурочные разработки по алгебре: 8 класс. – М.: ВАКО, 2010. – 400 с.
И. В. Гришина. Математика (алгебра). 8 класс. Тесты. – Саратов: Лицей, 2011. – Ч. 1 -2. – 64 с.
А. П. Иванов. Тематические тесты для систематизации знаний по математике. Ч. 1, 2: Учебн. Пособие. Изд. 3-е, испр. И доп. – М.: Физматкнига, 2009. – 176с.
Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА: учебно-методическое пособие / Под ред. Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011. – 272 с.
Решебник. Математика. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации: учебно-методическое пособие / Под ред. Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011. – 296 с.
А.Я. Кононов. Задачи по алгебре: Пособие для учащихся 7-9кл. общеобразовательных учреждений.-М.:Просвещение:Учеб.лит.,2009. – 274 с.
А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершова. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса.-8-е изд., испр. и доп.-М.: ИЛЕКСА, 2010. – 176 с.
В. В. Кочагин, М. Н. Кочагина Алгебра. 8 класс. Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь.-М.: Эксмо, 2009. – 80с.
А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, Е. М. Рабинович, М. С. Якир. Сборник задач и контрольных работ по алгебре для 8 класса. – Х.: Гимназия, 2010. – 96 с.
Л. М. Чернокнижникова. Нестандартные уроки. Математика. 5 – 10 класс: Учебно-методическоепособиею – М.: АРКТИ, 2010. – 112 с.
В. И. Рыжик. 30 000 уроков математики: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2009. – 288 с.
Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»;
Математика в школе. Ежемесячный научно-методический журнал.
Литература для учащихся:
Энциклопедия. Я познаю мир. Великие ученые. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 398 с.
Энциклопедия. Я познаю мир. Математика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 408 с.
Д. В. Клименченко Задачи по математике для любознательных. – М., Просвещение», 2007. – 256 с.
Л.Ф. Пичурин. За страницами учебника алгебры. – М.,1990. – 212 с.
Н. Н. Евдокимова. Алгебра и начала анализа в таблицах и схемах. – С.-П.:Аитера, 2010. – 90 с.
Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. – М., Просвещение», 2007. – 158 с.
Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА: учебно-методическое пособие / Под ред. Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011. – 272 с.
Решебник. Математика. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации: учебно-методическое пособие / Под ред. Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011. – 296 с.
В. С. Крамор. Задачи на составление уравнений и методы их решения. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2009. – 256 с.
В. И. Глизбург. Математика. ГИА. Комплексная подготовка. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 176 с.
Перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету:
Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/
Федеральный портал «Российское образование» :http:/edu.ru/
Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
Федеральный институт педагогических измерений: http://www.fipi.ru/
Образовательные ресурсы Интернета - Математика. http://www.alleng.ru/edu/math.htm
Тестирование online: 5 - 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru/
Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/nauka/
Всё для учёбы: http://www.studfiles.ru