Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная ( коррекционная ) школа-интернат № 1 »
( ГБОУ « Специальная ( коррекционная ) школа-интернат № 1 » Минпросвещения КБР)
ПРИНЯТА Решением методического объединения учителей естественно-математического цикла ______ Протокол № 1 от 25.08.2022 г. Р | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР ________________ З. Х. Люева 26.08.2022 г. |
Приложение
К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖСКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
АЛГЕБРА
9 КЛАСС
УЧИТЕЛЬ - Шогенова Лариса Хасанбиевна
г. Нальчик
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка Нормативную правовую основу рабочей программы по учебному предмету «Алгебра » составляют следующие документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации »;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.
№ 1897 ( в редакции приказов Министерства образования и науки РФ от29.12.2014 №1644 и 31.12.2015 №1577 );
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 года № 254 « Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность »;
- примерная программа по учебному предмету «Алгебра» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (автор Макарычев Ю.Н. ) ;
- адаптированная основная образовательная программа основного общего образования (5-9 классы – ФГОС)
ГБОУ « Специальная (коррекционная) школа-интернат №1»;
- учебный план ГБОУ « Специальная (коррекционная) школа-интернат №1 »;
- « Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) » ГБОУ « Специальная
( коррекционная) школа-интернат №1 »;
Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Алгебра».
Учебно-методический комплект
1. Макарычев Ю.Н. Алгебра: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений /Ю.Н. Макарычев, К.И. Нешков, Н.Г. Миндюк, С.Б. Суворова; под редакцией С.А. Теляковского.-М.: Просвещение, 2016.
2. Дидактические материалы по алгебре для 9 класса /В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк.-М.: Просвещение, 2015.
3. Изучение алгебры в 7-9 классах/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, С.Б. Суворова.- М.: Просвещение, 2015.
Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа из расчета 3 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение алгебры в 9 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
1. В направлении личностного развития:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
2. В метапредметном направлении:
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах,
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
3. В предметном направлении:
Предметная область «Арифметика»
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную – в виде десятичной, записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные
и действительные числа, находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями, находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема, выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и пропорциональностью величин, с дробями и процентами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием (при необходимости) справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Предметная область «Алгебра»
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое, выражать в формулах одну переменную через остальные;
выполнять: основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; разложение многочленов на множители; тождественные преобразования рациональных выражений;
решать линейные уравнения, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат,
проводить отбор решений исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами.
Предметная область «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей»
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
Алгебра
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
Содержание учебного материала.
Квадратичная функция (24 часов)
Функция. Возрастание и убывание функции. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Решение задач путем выделения квадрата двучлена из квадратного трехчлена. Функция y=ax2 + bx + с, её свойства, график. Простейшие преобразования графиков функций. Степенная функция. Корень n-й степени
Четная и нечетная функции и их свойства. Функция y=xn, Определение корня n-й степени.
2. Уравнения и неравенства с одной переменной (13 часов)
Целое уравнение и его корни. Решение уравнений третьей и четвертой степени с одним неизвестным с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной.
Решение неравенств второй степени с одной переменной. Решение рациональных неравенств методом интервалов.
3. Уравнения и неравенства с двумя переменными (17 часов)
Уравнение с двумя переменными и его график. Уравнение окружности. Решение систем, содержащих одно уравнение первой, а другое второй степени. Решение задач методом составления систем.
Решение задач методом составления систем. Решение систем двух уравнений второй степени с двумя переменными.
4. Арифметическая и геометрическая прогрессии. (15 часов)
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы n первых членов прогрессии.
Свойства членов арифметической прогрессии, способы задания арифметической прогрессии, свойства членов геометрической прогрессии;
5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей. (13 часов)
Примеры комбинаторных задач и их решения. Перестановки. Размещения. Сочетания. Перебор вариантов, правило умножения. Частота события, вероятность случайного события.
6. Повторение. Решение задач (20 часа)
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 9 класса). Действия с обыкновенными и десятичными дробями
-Формулы сокращенного умножения. Тождественные преобразования алгебраических выражений. Линейные уравнения с одной переменной. Квадратные уравнения. Линейные неравенства с одной переменной. Неравенства второй степени
.-Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы: колебание, показательный рост.
-Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства. Чтение графиков функций
-Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональную зависимости, их графики. Линейная функция, ее график, геометрический смысл коэффициентов. Гипербола. Квадратичная функция, ее график, парабола. Арифметическая прогрессии.. Геометрическая прогрессии.
Тематическое планирование
Тема раздела | Кол. часов | Элементы содержания стандарта Требования к уровню подготовки обучающихся |
Повторение курса алгебры 7 – 8 классов | 2 | -Действия с обыкновенными и десятичными дробями -Формулы сокращенного умножения. -Тождественные преобразования алгебраических выражений. -Степень с натуральным показателем. -Линейные уравнения и неравенства с одной переменной. -Квадратные уравнения. -Уметь выполнять действия с обыкновенными и десятичными дробями -Уметь выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. -Знать формулы сокращенного умножения. -Уметь решать линейные уравнения и неравенства и их системы. -Уметь решать квадратные уравнения. |
Квадратичная функция | 22 | -Квадратичная функция, ее график. -Координаты вершины параболы, ось симметрии. -Свойства квадратичной функции. -Корень n-й степени. Уметь находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу. -Уметь находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей. -Уметь определять свойства квадратичной функции по ее графику. -Уметь описывать свойства квадратичной функции, строить ее график. -Знать свойства степенной функции с натуральным показателем. |
Уравнения и неравенства с одной переменной | 13 | -Решение рациональных уравнений. -Примеры решения уравнений высших степеней; методы замены переменной, разложение на множители. -Уравнения, приводимые к квадратным. -Квадратные неравенства. -Использование графиков функций для решения неравенств. |
Уравнения и неравенства с двумя переменными | 17 | -Нелинейные системы уравнений. -Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными. -Графическая интерпретация систем уравнений с двумя переменными. -Графическая интерпретация неравенств с двумя переменными и их систем |
Арифметическая и геометрическая прогрессии | 15 | -Понятие последовательности. -Арифметическая и геометрическая прогрессии. -Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий. -Формулы суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессий |
Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 13 | -Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения. -Частота события, вероятность случайного события. -Уметь решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов. -Уметь решать комбинаторные задачи с использованием правила умножения; -Уметь находить вероятности случайных событий в простейших случаях. |
Итоговое повторение | 20 | -Действия с обыкновенными и десятичными дробями -Формулы сокращенного умножения. Тождественные преобразования алгебраических выражений. Линейные уравнения с одной переменной. Квадратные уравнения. Линейные неравенства с одной переменной. Неравенства второй степени .-Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы: колебание, показательный рост. -Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства. Чтение графиков функций -Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональную зависимости, их графики. Линейная функция, ее график, геометрический смысл коэффициентов. Гипербола. Квадратичная функция, ее график, парабола. -Арифметическая прогрессии.. Геометрическая прогрессии. |
Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная ( коррекционная ) школа-интернат № 1 »
( ГБОУ « Специальная ( коррекционная ) школа-интернат № 1 » Минпросвещения КБР)
ПРИНЯТА Решением методического объединения учителей естественно-математического цикла ______ Протокол № 1 от 25.08.2022 г. Р | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР ________________ З. Х. Люева 26.08.2022 г. |
Приложение к рабочей
программе учебного
предмета « Алгебра »
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного предмета
АЛГЕБРА
9 КЛАСС
УЧИТЕЛЬ - Шогенова Лариса Хасанбиевна
г. Нальчик
2022-2023 учебный год
Календарно - тематическое планирование алгебра 9 класс
3 часа в неделю, 102 ч в год.
№ ур. | № п. | Тема урока | Кол. часов | Дата план. | Дата факт |
| Квадратичная функция. | 24 | | |
1 | | Повторение | 1 | | |
2 | | Повторение | 1 | | |
3 | 1 | Функция. Область определения и область значений. | 1 | | |
4 | 1 | Функция. Область определения и область значений. | 1 | | |
5 | 1 | Функция. Область определения и область значений. | 1 | | |
6 | 2 | Свойства функций. | 1 | | |
7 | 2 | Свойства функций. | 1 | | |
8 | 3 | Квадратный трехчлен и его корни. | 1 | | |
9 | 3 | Квадратный трехчлен и его корни. | 1 | | |
10 | 4 | Разложение квадратного трехчлена на множители | 1 | | |
11 | 4 | Разложение квадратного трехчлена на множители | 1 | | |
12 | | К. работа №1 по теме "Свойства функций" | 1 | | |
13 | 5 | Функция у=ах , ее график и свойства | 1 | | |
14 | 5 | Функция у=ах , ее график и свойства | 1 | | |
15 | 5 | Функция у=ах , ее график и свойства | 1 | | |
16 | 5 | Функция у=ах , ее график и свойства | 1 | | |
17 | 6 | Графики функций у-ах+n и у=а(х-m) | 1 | | |
18 | 6 | Графики функций у-ах+n и у=а(х-m) | 1 | | |
19 | 7 | Построение графика квадратичной функции. | 1 | | |
20 | 7 | Построение графика квадратичной функции. | 1 | | |
21 | 8 | Функция у=х. | 1 | | |
22 | 9 | Корень n-й степени. | 1 | | |
23 | 9 | Корень n-й степени. | 1 | | |
24 | | К. работа №2 по теме "Квадратичная функция" | 1 | | |
| Уравнения и неравенства с одной переменной | 13 | | |
25 | 12 | Целое уравнение и его корни. | 1 | | |
26 | 12 | Целое уравнение и его корни. | 1 | | |
27 | 12 | Целое уравнение и его корни. | 1 | | |
28 | 13 | Дробные рациональные уравнения . | 1 | | |
29 | 13 | Дробные рациональные уравнения . | 1 | | |
30 | 13 | Дробные рациональные уравнения . | 1 | | |
31 | 13 | Дробные рациональные уравнения . | 1 | | |
32 | 14 | Решение неравенств второй степени с одной переменной. | 1 | | |
33 | 14 | Решение неравенств второй степени с одной переменной. | 1 | | |
34 | 14 | Решение неравенств второй степени с одной переменной. | 1 | | |
35 | 15 | Решение неравенств методом интервалов. | 1 | | |
36 | 15 | Решение неравенств методом интервалов. | 1 | | |
37 | | К. р. № 3 по теме " Уравнения и неравенства с одной переменной " | 1 | | |
| Уравнения и неравенства с двумя переменными | 17 | | |
38 | 17 | Уравнения с двумя переменными и его график. | 1 | | |
39 | 17 | Уравнения с двумя переменными и его график. | 1 | | |
40 | 17 | Уравнения с двумя переменными и его график. | 1 | | |
41 | 18 | Графический способ решения систем уравнений. | 1 | | |
42 | 18 | Графический способ решения систем уравнений. | 1 | | |
43 | 19 | Решение систем уравнений второй степени. | 1 | | |
44 | 19 | Решение систем уравнений второй степени. | 1 | | |
45 | 19 | Решение систем уравнений второй степени. | 1 | | |
46 | 20 | Решение задач с помощью систем урав. второй степени. | 1 | | |
47 | 20 | Решение задач с помощью систем урав. второй степени | 1 | | |
48 | 20 | Решение задач с помощью систем урав. второй степени | 1 | | |
49 | 21 | Неравенства с двумя переменными. | 1 | | |
50 | 21 | Неравенства с двумя переменными. | 1 | | |
51 | 22 | Системы неравенств с двумя переменными. | 1 | | |
52 | 22 | Системы неравенств с двумя переменными. | 1 | | |
53 | 22 | Системы неравенств с двумя переменными. | 1 | | |
54 | | К. раб № 4 по теме "Уравнения и системы уравнений" | 1 | | |
| Арифметическая и геометрическая прогрессии | 15 | | |
55 | 24 | Последовательности. | 1 | | |
56 | 25 | Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии. | 1 | | |
57 | 25 | Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии. | 1 | | |
58 | 25 | Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии. | 1 | | |
59 | 26 | Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии. | 1 | | |
60 | 26 | Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии. | 1 | | |
61 | | К. раб № 5 по теме "Арифметическая прогрессия" | 1 | | |
62 | 27 | Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии. | 1 | | |
63 | 27 | Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии. | 1 | | |
64 | 27 | Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии. | 1 | | |
65 | 28 | Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии. | 1 | | |
66 | 28 | Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии. | 1 | | |
67 | 28 | Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии. | 1 | | |
68 | 28 | Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии. | 1 | | |
69 | | К. р. № 6 по теме "Геометрическая прогрессия" | 1 | | |
| Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 13 | | |
70 | 30 | Примеры комбинаторных задач. | 1 | | |
71 | 30 | Примеры комбинаторных задач. | 1 | | |
72 | 30 | Примеры комбинаторных задач. | 1 | | |
73 | 31 | Перестановки. | 1 | | |
74 | 31 | Перестановки. | 1 | | |
75 | 32 | Размещения. | 1 | | |
76 | 32 | Размещения. | 1 | | |
77 | 33 | Сочетания. | 1 | | |
78 | 33 | Сочетания. | 1 | | |
79 | 34 | Относительная частота случайного события. | 1 | | |
80 | 35 | Вероятность равновозможных событий. | 1 | | |
81 | 35 | Вероятность равновозможных событий. | 1 | | |
82 | | К. р. № 7 по теме "Элементы комб. и теории вероят. " | 1 | | |
| Повторение | 20 | | |
83 | | Числа и выражения. | 1 | | |
84 | | Преобразование выражений | 1 | | |
85 | | Уравнения первой степени | 1 | | |
86 | | Уравнения второй степени и к ним приводимые | 1 | | |
87 | | Системы уравнений. | 1 | | |
88 | | Неравенства | 1 | | |
89 | | Неравенства второй степени | 1 | | |
90 | | Координаты и графики | 1 | | |
91 | | Функции | 1 | | |
92 | | Функции | 1 | | |
93 | | Арифметическая прогрессия | 1 | | |
94 | | Геометрическая прогрессия | 1 | | |
95 | | Решение задач на уравнения и системы уравнений | 1 | | |
96 | | Решение задач на движение | 1 | | |
97 | | Решение задач на проценты | 1 | | |
98 | | Уравнения и неравенства с модулем и параметром | 1 | | |
99 | | Уравнения и неравенства с модулем и параметром | 1 | | |
100 | | Контрольная работа №8 по теме «Повторение» | 1 | | |
101 | | Контрольная работа №8 по теме «Повторение» | 1 | | |
102 | | Обобщающий урок | 1 | | |