Государственное управление образования Псковской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Псковской области
« Опочецкий индустриально-педагогический колледж»
«Утверждаю»
Зам. директора по учебной работе
________________ Забейда Л.Е.
«___» ______________ 2018 год.
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
г.Опочка, 2018 год.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» и по специальности».
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области «Опочецкий индустриально-педагогический колледж».
Разработчик:
Константинова Светлана Михайловна, преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Псковской области «Опочецкий индустриально-педагогический колледж».
Программа рассмотрена на заседании кафедры математических, естественно-научных дисциплин и продуктивных видов деятельности
Протокол № 7 от 31.08. 2018 года
Зав. кафедрой ________________Константинова С.М.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- условия реализации Рабочей программы учебной дисциплины
| 14 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 15 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.02. Преподавание в начальных классах .
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительной подготовке на уроках повышения квалификации учителей начальных классов и учителей биологии общеобразовательной и средней школы.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
является общепрофессиональной дисциплиной.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
- применять знания по анатомии, физиологии и гигиены при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать фактора внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете, при организации обучения младших школьников;
- учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
- основные закономерности роста и развития организма человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей и подростков;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы.
1.4. Формируемые компетенции в ходе изучения учебной дисциплины.
Профессиональные и общие компетенции | Показатели оценки результата |
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ПК 1.1Определять цели и задачи, планировать уроки. ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом. ПК1.3.Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. ПК 2.1.Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общение, планировать внеурочные занятия. ПК2.2Проводить внеурочные занятия. ПК2.3.Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. ПК 3.1.Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты. ПК 3.2 Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу. ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия. ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно- тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду. ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | Ясность и аргументированность в определении рисков, предвидении сценариев развития нестандартных ситуаций. Точность и скорость оценки нестандартных ситуаций. Обоснованность принятого решения в нестандартных ситуациях. Ответственность за результаты собственной деятельности в нестандартных ситуациях. Адекватность выбора средств, методов, форм, технологий в нестандартных ситуациях. Самоконтроль в оценке рисков, принятии решения в нестандартных ситуациях. Своевременность осуществления контроля, оценки и коррекции деятельности в нестандартных ситуациях Своевременность определения рисков предугадывания опасных для жизни и здоровья детей. Оптимальность выбора форм и методов профилактики травматизма, обеспечения охраны жизни и здоровья детей. Соблюдение требований безопасности жизнедеятельности, охраны жизни и здоровья детей при организации педагогического процесса. Своевременность инструктирования по технике безопасности при выполнении любых видов работ. Соблюдение СН и П, СанПин при организации педагогического процесса умение определять цели и задачи урока, грамотная разработка конспекта уроков естествознания с учетом возрастных особенностей; - знание основных методов и средств обучения по данному предмету в начальной школе. знание основных методов и средств обучения по данному учебному предмету в начальной школе. формирование и использование данных знаний по заданным параметрам в ходе рефлексивной оценки результатов обучения. - Знание методик проведения внеурочных занятий с использованием здоровьесберегающих методик младшего школьного возраста и особенностей индивидуального развития детей. умение оценивать результаты деятельности обучающихся на основе их индивидуального развития анатомо-морфологических особенностей. -Понимание необходимости этих знаний при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; -Приведение примеров возможного использования знаний по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности
-Подразделение факторов внешней среды на положительно влияющие на функционирование и развитие органов человека в детском возрасте и оказывающие отрицательное воздействие на организм; -Называние этих факторов; -Демонстрирование готовности использовать положительные факторы с целью улучшения развития органов человека в детском возрасте, использование здоровьесберегающих технологий;
-Понимание необходимости и значимости мероприятий по профилактике заболеваний детей; - проведение разъяснительной работы среди детей и родителей по профилактике заболеваний детей; - организовывание детей для проведения профилактических мероприятий
-Понимание необходимости и значимости соблюдения гигиенических требований в кабинете при организации обучения дошкольников; - соблюдение гигиенических правил и норм: Правила проветривания помещений. Правила расстановки мебели. Правила подбора мебели и рассаживания детей. Гигиенические требования к освещенности. -Оценивание соблюдаемых гигиенических требований в помещении ДОУ при организации обучения дошкольников;
-Установление видов деятельности, требующих различных физических и умственных усилий( «трудные» и « легкие»); -Использование «кривой работоспособности» при составлении планов различных видов занятий
-Создание и ведение словаря терминов; - Понимание основных положений и терминов;
-Понимание особенностей роста и развития детей; -Понимание гетерохронности, непрерывности и гармоничности развития; -Понимание возрастно-половых особенностей развития, акселерации, ретардации, реактивности и резистентности организма -Понимания влияния условий жизни на рост и развитие детей - Представление о сроках и видах антропометрических измерений; -Понимание значения и необходимости проведения антропометрических измерений.
-Усвоение особенностей строения и функций организма человека; Проведение самонаблюдений и оценка функций собственного организма;
-Понимание основных процессов жизнедеятельности; - Формирование понимания необходимости этих знаний для сознательного участия в работе по охране здоровья детей и созданию оптимальных условий для их всестороннего развития;
-Формирование понимания основных биологических закономерностей развития организма детей; -Использование этих знаний для рациональной организации всей учебно-воспитательной работы с детьми и анализа педагогических процессов и явлений;
-Понимание процессов физиологического созревания и развития ребёнка; -Учёт влияния социальных факторов и факторов внешней среды на развитие ребёнка, психическую работоспособность и поведение;
-Понимание сущности гигиены детей и подростков как науки; -Понимание необходимости учёта воздействующих факторов окружающей среды и социальных факторов на организм ребёнка в связи с изменяющимися функциональными возможностями; -Понимание возрастных особенностей гигиены отдельных систем органов;
-Понимание сущности здоровья и факторов, влияющих на его сохранение; -Усвоение признаков здоровья; -Понимание гигиенических норм и правил необходимых для укрепления и поддержания здоровья; -Проявление готовности распространения знаний о способах сохранения здоровья и мерах по охране здоровья;
-Усвоение сути профилактики инфекционных заболеваний; -Проявление готовности распространения знаний о мерах профилактики инфекционных заболеваний, видах профилактики этих заболеваний, а также о некоторых особенностях течения этих заболеваний у детей
-Понимание значения обеспечения оптимальных гигиенических условий организации учебно-воспитательного процесса: нормирование учебной нагрузки; регламентация длительности урока и перемен; количество уроков в течение дня, недели и их оптимальное соотношение; оптимальные условия для учёбы и отдыха; -Понимание значения гигиенических требований к земельному участку и зданию учебного заведения, планированию учебных помещений, санитарно-техническому благоустройству помещений учебного заведения, а также требований к учебной мебели, её маркировки выявление соответствия образовательного пространства возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. обоснование выбора педагогической и методической литературы в области начального общего образования; - умение аргументировать выбор способов решения педагогических проблем; - выявления соответствия целей, содержания, методов и средств обучения выбранной образовательной технологии |
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 130 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 87 часов;
самостоятельной работы обучающегося 43 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 130 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 87 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 28 |
контрольные работы | 11 |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 43 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Многофункциональная организация человека и его развитие | | 40 | |
Тема 1.1. Введение в предмет и его роль на современном этапе. | Содержание учебного материала | 13 |
1. 2. 3. 4. | Определение содержания анатомии, физиологии и гигиены. Значение их изучения на современном этапе развития общества. Роль этих наук в решении задач, поставленных реформой общеобразовательной и средней школы. Связь анатомии, физиологии и гигиены с психологией, медицинскими дисциплинами. | 2 2 2 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Связь анатомии, физиологии и гигиены с психологией, медицинскими дисциплинами и другими науками (поиск информации из Интернет-источников, периодических изданий и других источников информации). | 2 |
Тема 1.2. Уровни организации живой системы | Содержание учебного материала | 20 |
1. 2. 3. 4. 5. | Закономерности роста и развития организма человека. Понятие об уровнях организации: клеточном, тканевом, органном, системном, организменном. Клетка – структурная и функциональная единица организации живого организма. Ткани и их классификация. Определение онтогенеза. Фенотип и генотип. | 2 2 2 2 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия Изучение структурных компонентов животной клетки. Знакомство с основными типами тканей человеческого организма. | 2 2 |
Контрольные работы: «Ткани и классификация» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление тематического тезауруса по классификации тканей. Составление конспекта по основным особенностям строения растительной и животной клетки (в сравнительном анализе) Подготовка устного сообщения об изменениях с возрастом показателей физического развития ( массы тела; окружности грудной клетки; длины и пропорции тела). | 5 |
Раздел 2. Строение функции и гигиены нервной и двигательной системы | | 36 |
Тема 2.1. Нервная система | Содержание учебного материала | 4 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Значение нервной системы. Общий план строения нервной системы. Рефлекс как основной акт нервной деятельности. Торможение в ЦНС, его виды и механизм. Головной мозг. Вегетативная нервная система , ее строение и функции. Основная характеристика спинного мозга. | 2 2 2 2 2 2 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия 1. Изучение возрастных изменений структуры и функций различных видов центральной нервной системы. | 2 |
Контрольные работы: « Строение нервной системы». | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление тематического тезауруса по основным понятиям центральной и вегетативной нервной системы. 2. Написание рефератов по следующей тематике: - общий план строения нервной системы; - головной мозг, его топографические особенности; - анатомия спинного мозга; - анатомия периферической и вегетативной нервной системы; - торможение в ЦНС и его виды; - возрастные особенности рефлекторной деятельности организма; - основные свойства нервных волокон. | 4 |
Тема 2.2. Основы учения о высшей нервной деятельности | Содержание учебного материала | 4 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. | Теория высшей нервной деятельности. Условные и безусловные рефлексы. Роль торможения в процессах ВНД. Динамический стереотип. Рефлекторная теория поведения. Психофизиологические основы индивидуальных различий. Развитие речи у детей. Гиппологические особенности ВНД у детей и подростков. Гигиена учебно-воспитательной деятельности. Школьная зрелость. Нарушения ВНД у детей и подростков. | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия Определение объема памяти при случайном и смысловом запоминании. Определение школьной зрелости с использованием теста Керне-Ирасека. Анализ режима дня школьников разного возраста и нормирование учебных и внеклассных занятий. | 1 1 1 |
Контрольные работы: «Основы высшей нервной деятельности». | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление тематического тезауруса по основным понятиям высшей нервной деятельности человека. Составление конспекта о роли теорий И.М. Сеченова и И.П.Павлова в развитии теории о ВНД человека. 3. Составление практических рекомендаций родителям детей младшего школьного возраста в виде санитарных бюллетеней по следующей тематике: - способы увеличения двигательной активности детей во внеурочное время; - гигиеническая организация внеурочного времени младшего школьника. | 4 |
Тема 2.3. Сенсорные системы | Содержание учебного материала | 3 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Определение сенсорных систем, их классификация. Зрительная сенсорная система. Возрастные особенности зрительных рефлекторных реакций. Гигиена зрения. Слуховая сенсорная система. Гигиена слуха школьника. Значение и общий план строения кожной, двигательной, обонятельной, вкусовой и вестибулярной сенсорных систем. Особенности их функционирования у детей различного возраста. | 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия Изучение механизмов передачи и восприятия звука.Изучение светопреломляющего аппарата глаза. Аккомодация. Рефлексия. Бинокулярное зрение | 2 |
Контрольные работы: «Особенности сенсорных систем». | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление тематического тезауруса по основным физиологическим понятиям сенсорных систем организма (слухового; зрительного; обонятельного; кожного; вкусового). Составление практических рекомендаций в виде санитарных бюллетеней по следующей тематике: - гигиена зрения и слуха младшего школьника; - гигиеническая организация музыкальных занятий и уроков пения для младших школьников; - гигиеническая организация к естественному и искусственному освещению школьных помещений. | 5 |
Тема 2.4. Опорно-двигательный аппарат | Содержание учебного материала | 9 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Строение опорно-двигательного аппарата и его значение. Химический состав и строение костей, их соединений. Строение скелета головы, туловища, конечностей. Строение скелетных мышц. Возрастные особенности двигательной функциональной системы. Потребность детей в движении. Влияние физической культуры и спорта на развитие двигательных навыков школьников. Гигиеническая организация трудового обучения детей. | 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия Определение силы мышц кисти, стеновой силы и выносливости разных групп мышц к статической и динамической работе. Изучение основ осанки школьника по принятой классификации. | 3 2 |
Контрольные работы: «Строение скелета головы, туловища, конечностей». | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление тематического тезауруса по основным физиологическим понятиям темы; Написание рефератов по следующей тематике: - анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата; - классификация и структурная физиология скелетных мышц; - возрастные особенности двигательной функциональной системы; - возрастные особенности скелета туловища, конечностей, черепа; - осанка и факторы, ее определяющие; - влияние физической культуры и спорта на развитие двигательных навыков; - гигиенические требования к организации трудового обучения. | 3 |
Раздел 3 Вегетативная физиология | | 50 |
Тема 3.1 Эндокринные железы | Содержание учебного материала | 6 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. | Понятие об эндокринных железах и гормонах. Значение и структура гормонов. Взаимодействие желез внутренней секреции. Гипофиз. Щитовидная железа. Половые железы., их внутренняя функция. Влияние околощитовидных желез на обмен кальция и фосфора. Надпочечник. Поджелудочная железа. Вилочковая железа. Возрастные особенности эндокринной системы. | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы: «Понятие об эндокринных железах и гормонах». | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Написание рефератов по следующей тематике: - гипофиз, его роль в регуляции роста и деятельности желез внутренней секреции; - щитовидная железа, ее влияние на физическое и умственное развитие организма; - влияние половых желез на рост и развитие детей и подростков; - физиолога – гигиенические основы полового воспитания; - физиологическая роль надпочечников; - вилочковая железа, ее влияние на организм. | 3 |
Тема 3.2. Обмен веществ и энергии | Содержание учебного материала | 5 | |
1 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Значение обмена веществ в организме. Обмен белков. Жировой обмен. Обмен углеводов. Рефлекторная регуляция обмена веществ. Витамины. Обмен минеральных веществ. Водный обмен и его значение. Возрастные особенности обмена веществ | 2. 2. 2. 2. 2. 2. 2. 2. 2. |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия 1. Определение калорической стоимости питательных веществ. | 4 |
Контрольные работы: «Значение обмена веществ в организме». | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление тематического тезауруса по основным физиологическим понятиям темы. Составление практических рекомендаций (в виде опорных конспектов) по следующей тематике: - потребность организма детей и подростков в белках, жирах, углеводах; - методика проведения непрямой калориметрии; - особенности энергообеспечения в пубертатный период развития. | 3 |
Тема 3.3. Кровь | Содержание учебного материала | 4 |
1. 2. 3. 4. | Значение и состав крови. Иммунные свойства крови. Группы крови. Возрастные особенности кроветворения. | 2 2 2 2 |
Лабораторная работа | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Составление тематического тезауруса по основным физиологическим понятиям темы. Возрастные особенности иммунных реакций и состава плазмы (поиск информации из интернет- источников, периодических изданий). 3. Ответы на контрольные вопросы темы. | 3 |
Тема 3.4 Сердечно - сосудистая система | Содержание учебного материала | 5 |
1. 2. 3. 4. 5. | Система кровообращения. Функции и строение сердца. Особенности функционирования сосудов. Регуляция кровообращения. Возрастные особенности движения крови по сосудам. | 2 2 2 2 2 |
Лабораторная работа | - | |
Практические занятия 1. Исследование функционального состояния сердечнососудистой системы (артериальное давление; МОК; СОК; частота пульса) | 4 |
Контрольные работы: «Система кровообращения». | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление тематического тезауруса по основным физиологическим понятиям темы. 2. Ответы на контрольные вопросы темы. | 2 |
Тема 3.5. Дыхание | Содержание учебного материала | 3 | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Значение дыхание Строения дыхательного аппарата. Перенос газов кровью. Регуляция дыхания. Особенности дыхания у детей разного возраста и пола. Гигиена дыхания. Возрастные особенности Регуляции дыхания. | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Лабораторная работа | - | |
Практические занятия 1. Изучение показателей внешнего дыхания у детей разного возраста. | 2 |
Контрольные работы: «Система органов дыхания». | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Написание рефератов по следующей тематике: - регуляция дыхания в подростковом возрасте; - особенности дыхания детей разного возраста и пола; - половые отличия типов дыхания; - воспитание навыков правильного дыхания у детей и подростков; - понятие о школьном микроклимате; - анатомо – морфологические особенности дыхательной системы; - возрастные особенности регуляции дыхания; - вредное влияние неправильной осанки на функционирование дыхательной системы. | 3 |
Тема 3.6. Пищеварение | Содержание учебного материала | 3 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Значение и строение органов пищеварения. Секреторная функция пищеварительных желез. Пищеварение в полости рта, желудка, толстом и тонком кишечнике. Защитная функция печени. Гигиена питания. Режим питания детей и подростков. Гигиенические требования к организации питания. | 2 2 2 2 2 2 2 |
Лабораторная работа | - | |
Практические занятия 1. Составление суточного меню для детей различного возраста и подростков. | 2 |
Контрольные работы: «Строение органов пищеварения». | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление тематического тезауруса по основным физиологическим понятиям темы. Составление практических рекомендаций (в виде оформленных сан. бюллетеней) по следующей тематике; - физиологические аспекты гигиены питания детей и подростков; - состав основных групп пищевых продуктов, энергетическая ценность пищевых продуктов; - физиология режима питания детей и подростков; - гигиенические требования к организации питания; - санитарно-гигиенические требования к хранению продуктов и приготовлению пищи; - первая помощь при пищевых отравлениях; - воспитание у детей и подростков правильного отношения к еде и приему пищи; - пищевые отравления и их профилактика. | 2 |
Тема 3.7. Выделение | Содержание учебного материала | 2 | |
1. 2. | Значение и строение органов выделения. Нервная и гуморальная регуляция мочеобразования и мочевыделения. | 2 2 |
Лабораторная работа | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Составление тематического тезауруса по основным физиологическим понятиям темы. 2. Ответы на контрольные вопросы по теме | 2 |
Тема 3.8. Кожа. Закаливание организма. | Содержание учебного материала | 2 |
1 2. 3. 4. 5. | Строение и значение кожи человека. Возрастные особенности строения кожи. Роль кожи в закаливании организма. Закаливание. Факторы и правила закаливания организма у детей и подростков. Гигиена кожи. | 2 2 2 2 2 |
Лабораторная работа | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы: «Строение кожи человека». | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление практических рекомендаций (в виде санбюллетеней) по следующей тематике: - закаливание воздухом, солнцем, водой; - правила закаливания детей и подростков; - организация закаливания в детских и школьных учреждениях; - гигиена кожи детей и подростков; - гигиена одежды и обуви детей и подростков; - профилактика кожных заболеваний; - оказание первой помощи при различных повреждениях кожи. | 2 |
Раздел 4. Гигиеническое воспитание и санитарно – просветительная работа. | | 4 |
Тема 4.1. Методы гигиенического воспитания и формы санитарно – просветительной работы. | Содержание учебного материала | 4 |
1. 2. 3. 4. 5. | Привитие детям гигиенических навыков. Санитарно – просветительная работа с учениками, родителями учеников. Уроки по охране здоровья. Внеклассная и внешкольная санитарно – просветительная работа с детьми. Гигиеническое воспитание школьников. | 2 2 2 2 2 |
Лабораторная работа | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Примерная тематика курсовой работы (проекта) | - |
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) | - |
Всего: | 130 |
3.условия реализации программы дисциплины Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета физиологии, анатомии и гигиены.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методических и учебно-наглядных пособий: основной учебник или учебное пособие, атлас по анатомии человека.
Технические средства обучения:
- аудио – видеомагнитофоны;
- телевизор и DVD – проигрыватель.
Комплекты наглядного материала:
Комплект 1:
- скелет человека и микроскопическое строение костей;
- кости черепа;
- грудная клетка, соединения ребер с грудиной и с позвоночным столбом;
- кости верхней конечности;
- соединения костей верхней конечности.
Комплект 2:
- классификация костей и их соединения;
- позвоночный столб, позвонки и их соединения;
- кости нижней конечности;
- соединения костей нижней конечности;
- таз и тазовые кости.
Комплект 3:
- скелетные мышцы человека;
- мимические и жевательные мышцы человека;
- поверхностные и глубокие мышцы человека;
- мышцы верхней конечности;
- мышцы нижней конечности.
Комплект 4:
- классификация и микроскопическое строение скелетных мышц;
- поверхностные и глубокие мышцы спины;
- поверхностные и глубокие мышцы груди, диафрагма;
- мышцы живота, паховый канал;
- мышцы таза.
Информационно-методическое обеспечение
№ п/п | Перечень |
1 | УМК по дисциплине |
-
| Информационно-библиотечный каталог, 2016 год. |
-
| Набор "Таблицы по Анатомии и Физиологии человека" (37 таблиц) Изд. "Просвещение", М.,2010г, под ред. А.Н. Кабанова и В.А. Беляева. |
4. | Набор объемных схем "Структуры головного мозга человека" (14 моделей) Изд. "Просвещение", СПб.,2011г, под ред. Л.Ф. Гаврилова. |
5. | Набор муляжей (М - 1:1) - полушария головного мозга человека, череп человека (разборный). |
6. | Микропрепараты нервной ткани – демонстрация нейронов ЦНС, знакомство с методами окраски гистологических препаратов .ервной ткани |
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Антропова М.В. Гигиена детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Медицина, 2011. – 218 с.
Гуминский А.А. Анатомия и физиология детского организма с основами школьной гигиены. М.: Академия, 2009. - 183 с.
Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма: учеб. пособие.- 4 изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2014. – 268 с.
Петришина О.Л., Понова Е.П. Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под ред. О.Л. Петришина. – М.: Академия, 2014. – 368 с.
Рохлов В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека: учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2013. – 87 с.
Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека.- 4 изд. - М.: Академия, 2012150 с.
Дополнительные источники:
Голубев В.В., Голубев С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста.- М.: Академия, 2011. – 160 с.
Гшинекин А.А., Леонтьева Н.Н., Тушина Л.П. Руководство к выполнению лабораторных заданий по возрастной физиологии. – М.: Академия, 2009. – 80 с.
Соковня – Семенова И.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2015. – 150 с.
Тушина Л.П. Анатомия и физиология детского организма. – М.: Академия, 2014. – 250 с.
Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. – М.: Академия, 2015. – 306 с.
Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Девочка – подросток – женщина. – М.: Академия, 2014. – 86 с.
Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик – подросток – юноша. – М.: Академия, 2012. – 126 с.
Яковлев Е.Л. Нормальная анатомия человека. – М.: Академия, 2016 – 270 с.
Яшинский В.Л. Анатомия, физиология человека с возрастными особенностями детского организма. – М.: Академия, 2014 – 270 с.
Интернет – ресурсы.
1. www.prosv.ru/Attachmtnt.aspx?Id=9835 (УМК «Школа России»)
2.http://standart.edu.ru/catalog.aspx?Catalogld=223 (сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»)
3. http:// www. Shool.edu.ru –Российский образовательный портал
4. http://www:ptdlib.ru/- педагогическая библиотека
5. http://www:inter-pedagodika/ru- сайт создан для преподавателей, родителей и студентов.
По состоянию на 31 08.2018 г.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
4.1 Результаты освоения дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
- определить топографическое расположение и строение органов и частей тела. | - выполнение практических заданий; - контрольная работа; - тестирование; - устное собеседование; - коллоквиум; |
- применять знания по анатомии, физиологии и гигиены при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности. | - анализ и оценка тестирования; - защита рефератов; - создание эссе и электронных презентаций. |
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния функционирования и развития организма человека в детском и подростковом возрасте. | - анализ и оценка тестирования; - устный опрос; - контрольные работы; - коллоквиум; - защита рефератов портфолио. |
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний у детей. | - защита рефератов и проектов; - выполнение практического задания; - коллоквиум; - контрольная работа; - выпуск санитарных бюллитней. |
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации обучения младших школьников. | - устный опрос; - выпуск санитарных бюлитней; - выполнение практического задания; - защита рефератов. |
- учитывать особенности физической работоспособности её изменения в течении различных интервалов времени (учебного года, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса. | - защита рефератов и протфолио; - коллоквиум; - выполнение практических заданий; - контрольная работа. |
Знания: | |
- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека. | - коллоквиум; - устный опрос; - анализ и оценка результатов тестирования; - выполнение практического задания; - защита рефератов. |
- основные закономерности роста и развития организма. | - контрольная работа; - коллоквиум; - защита рефератов и портфолио; анализ оценка тестирования; - выполнение практического задания. |
- строение и функции здорового человека. | - коллоквиум; - контрольная работа; - защита рефератов; - анализ и оценка результатов тестирования; - выполнение практического задания. |
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности человека. | - контрольная работа; - коллоквиум; - защита рефератов; - анализ и оценка результатов тестирования; - выполнение практического задания. |
- возрастные анатомо – физиологические особенности детей и подростков. | - контрольная работа; - коллоквиум; - защита рефератов; - анализ и оценка результатов тестирования; - защита портфолио. |
- влияние процессов физиологического созревания и развитие ребёнка на его физическую и психическую работоспособность, поведение. | - контрольная работа; - коллоквиум; - выполнение практического задания. - анализ и оценка результатов тестирования; |
- основы гигиены детей и подростков. | - защита портфолио; - защита рефератов; - контрольная работа; - коллоквиум; - оценка подготовленных рефератов. |
- основы профилактики инфекционных заболеваний | - защита рефератов и портфолио; - коллоквиум; - устный опрос; - защита презентаций; - выпуск санитарных бюллитней. - оценка и анализ тестирования. |
- гигиенические требования к учебно – воспитательному процессу, знанию и посещению школы. | - контрольная работа; - защита рефератов и портфолио; - устный опрос; - выполнение практического задания. |
12