Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пристень»
Пристенского района Курской области
СОГЛАСОВАНА ПРИНЯТА МС школы УТВЕРЖДЕНА
на заседании МО «_____» ____________2022 г. «_____» ____________2022 г.
Учителей ЕМЦ Протокол № _____________ Приказ № _______________
«_____» ____________2022 г. Председатель МС Директор школы
Протокол № __________ _____________/Уколова Н. В./ _____________/Дзюба Л. И./
Руководитель
___________/Юрьева Л.Д./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебный предмет: Астрономия
среднее общее образование
10 класс
количество часов 35 (1 час в неделю)
учитель: Бочарова Екатерина Алексеевна
2022-2023
Пояснительная записка
Рабочая программа для 10 класса учебного предмета «Астрономия» разработана в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
Основной образовательной программой среднего общего образования МКОУ «СОШ № 1 п. Пристень»;
Положением о структуре порядка разработки и утверждения рабочих программ МКОУ «СОШ № 1 п. Пристень»;
Учебным планом МКОУ «СОШ №1 п. Пристень» на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Астрономия. Базовый уровень.10-11 класс» авторов Б.А. Воронцова – Вельяминова, Е.К. Страута.
Изучение астрономии на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
-осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественно-научной картины мира;
-приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
-овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
-использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
-формирование научного мировоззрения;
-формирование навыков использования естественно-научных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Задача курса астрономии дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира ХХ в. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики, космогонии и космологии.
Программа рассчитана на 35 часов (1 часа в неделю) в 10 классе.
Планируемые результаты учебного предмета
Личностные результаты:
формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению‚ готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеурочной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Предметные результаты:
обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности.
Метапредметные результаты:
находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный;
классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения, на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.
Содержание учебного предмета
Введение в астрономию (2часа)
Астрономия, её связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Практические основы астрономии(5часов)
Звезды и созвездия.Небесная сфера. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.
Строение Солнечной системы (7 часов)
Структура и масштабы Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы.Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.
Природа тел Солнечной системы (7часов)
Общие характеристики планет. Конфигурация и условия видимости планет. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.
Солнце и звезды (8часов)
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Эффект Доплера. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.
Строение Солнца, солнечной атмосферы. Спектральный анализ. Закон Стефана-Больцмана. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.
Галактики. Строение и эволюция Вселенной (4 часа)
Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя.Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия.
Повторение (2 часа)
Солнечная система. Звезды.
Календарно-тематическое планирование
Тематическое планирование составлено с учетом Программы воспитания школы на 2022-2023 учебный год на уровне среднего общего образования.
На основании воспитательного идеала и базовых ценностей (семья, труд, Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) школа поставила следующую цель воспитания обучающихся на уровне среднего общего образования:
Личностное развитие школьников, проявляющееся в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел):
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
10 класс (35 часов)
Дата | № п/п | Тема урока | Кол-во часов | Примечание |
Введение в астрономию (2часа) |
| | Предмет астрономии | 1 | |
| | Наблюдения основа астрономии | 1 | |
Практические основы астрономии (5 часов) |
| | Звёзды и созвездия | 1 | |
| | Звездная карта. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты | 1 | |
| | Видимое движение звёзд на различных географических широтах | 1 | |
| | Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения | 1 | |
| | Время и календарь | 1 | |
Строение Солнечной системы (7 часов) |
| | Структура и масштабы Солнечной системы | 1 | |
| | Конфигурация и условия видимости планет | 1 | |
| | Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел | 1 | |
| | Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров | 1 | |
| | Закон всемирного тяготения. Масса и плотность Земли | 1 | |
| | Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли | 1 | |
| | Контрольная работа №1 по теме «Строение Солнечной системы» | 1 | |
Природа тел Солнечной системы (7 часов) |
| | Происхождение Солнечной системы | 1 | |
| | Система Земля - Луна. | 1 | |
| | Планеты земной группы | 1 | |
| | Планеты-гиганты | 1 | |
| | Спутники и кольца планет. | 1 | |
| | Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность. | 1 | |
| | Кометы, метеоры, метеориты | 1 | |
Солнце и звезды (8 часов) |
| | Строение Солнца, солнечной атмосферы. Спектральный анализ. Закон Стефана-Больцмана. | 1 | |
| | Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. | 1 | |
| | Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. | 1 | |
| | Определение расстояния до звезд, параллакс. Эффект Доплера. | 1 | |
| | Двойные и кратные звезды. Внутреннее строение и источники энергии звезд. | 1 | |
| | Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной | 1 | |
| | Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. | 1 | |
| | Контрольная работа №2 по теме «Солнце и звёзды» | 1 | |
Галактики. Строение и эволюция Вселенной (4 часа) |
| | Состав и структура Галактики | 1 | |
| | Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя. | 1 | |
| | Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. | 1 | |
| | Эволюция Вселенной. Повторение изученного материала | 1 | |
Повторение (2 часа) |
| | Итоговая контрольная работа | 1 | |
| | Резерв | 1 | |
Итого: 35 часов |