СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по астрономии для 10 или 11 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии 11 класс»



Таймырское муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Хатангская средняя школа-интернат»


«Рассмотрено»

на заседании мо

учителей естественно-математического цикла

Протокол №_____

от «___» _______ 20__ г


«Согласовано»

зам. директора по УВР


________ Чуприна Л.А.


«__» ________ 20___ г


«Утверждаю»

Директор ТМКОУ «Хатангской средней школы - интернат»

________ Васильева Е.В.

Приказ №______________

от «___» ___________20__ г








Рабочая программа учебного курса

«Астрономии»

для 11 класса









Составитель:

учитель физики и информатики

Орлова Екатерина Владимировна








с.п. Хатанга

2021 – 2022 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089, вводится стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии, с использованием программы Астрономия. Базовый уровень. 11 класс Е. К. Страут .

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне, дает распределение учебных часов по разделам в соответствии с учебным планом 1 учебный час в неделю 34 часа в год.

Курс построен на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М. :Дрофа, 2018. – 238.

Целями изучения астрономии на данном этапе

обучения являются:

  • осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

  • приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

  • овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

  • формирование научного мировоззрения;

  • формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико - математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Учебный предмет «Астрономия» направлен на формирование у учащихся естественнонаучной картины мира, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Он играет важную роль в становлении гражданской позиции и патриотическом воспитании выпускников, так как Россия занимает лидирующие позиции в мире в развитии астрономии, космонавтики и космофизики.

Задача астрономии заключается в формировании у учащихся естественнонаучной грамотности как способности человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, а также в его готовности интересоваться естественнонаучными идеями.

Современный образованный человек должен стремиться участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

  • научно объяснять явления;

  • понимать основные особенности естественнонаучного исследования;

  • интерпретировать данные и использовать научные доказательства для по-

лучения выводов.







ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.



МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Изучение курса рассчитано на 34 часов. При планировании 2 часов в неделю курс может быть пройден в течение первого полугодия в 11 классе. При планировании 1 часа в неделю целесообразно начать изучение курса во втором полугодии в 10 классе и закончить в первом полугодии в 11 классе.

Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблю- дений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностными результатами обучения астрономии в средней школе являются:

  • в сфере отношений обучающихся к себе, к сво­ему здоровью, к познанию себя — ориентация на до­стижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креатив­ность, готовность и способность к личностному са­моопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспе­чить себе и своим близким достойную жизнь в про­цессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственную по­зицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осоз­нания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, к саморазвитию и са­мовоспитанию в соответствии с общечеловечески­ми ценностями и идеалами гражданского общества; принятие и реализацию ценностей здорового и без­опасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физиче­скому и психологическому здоровью;

  • в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) — российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского на­рода и судьбе России, патриотизм, готовность к слу­жению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гор­дости за свой край, свою Родину, прошлое и настоя­щее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); фор­мирование уважения к русскому языку как государ­ственному языку Российской Федерации, являюще­муся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; вос­питание уважения к культуре, языкам, традици­ям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

  • в сфере отношений обучающихся к закону, го­сударству и гражданскому обществу — граждан­ственность, гражданская позиция активного и от­ветственного члена российского общества, осозна­ющего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно при­нимающего традиционные национальные и обще­человеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жиз­ни; признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собствен­ных прав и свобод без нарушения прав и свобод дру­гих лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно обще­признанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего ме­ста в поликультурном мире; интериоризация цен­ностей демократии и социальной солидарности, го­товность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в при­нятии решений, затрагивающих права и интере­сы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям ин­тернационализма, дружбы, равенства, взаимопомо­щи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающих­ся противостоять идеологии экстремизма, национа­лизма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, националь­ным признакам и другим негативным социальным явлениям;

  • в сфере отношений обучающихся с окружаю­щими людьми — нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультур- ном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопони­мания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценно­стей, осознанное, уважительное и доброжелатель­ное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностя­ми здоровья и инвалидам; бережное, ответствен­ное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выра­женной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе ус­воения общечеловеческих ценностей и нравствен­ных чувств (чести, долга, справедливости, милосер­дия и дружелюбия), компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрос­лыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других ви­дах деятельности;

  • в сфере отношений обучающихся к окружа­ющему миру, к живой природе, художественной культуре — мировоззрение, соответствующее со­временному уровню развития науки, значимость на­уки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых до­стижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способ­ность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношение к род­ной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических про­цессов на состояние природной и социальной среды, ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправ­ленной деятельности; эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству соб­ственного быта;

  • в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений — уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обуча­ющихся к трудовой профессиональной деятельно­сти как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональ­ных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, до­бросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполне­ние домашних обязанностей.

Метапредметные результаты обучения астроно­мии в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образова­тельной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для дости­жения поставленной ранее цели;

  • сопоставлять имеющиеся возможности и необ­ходимые для достижения цели ресурсы;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • определять несколько путей достижения по­ставленной цели;

  • выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективностт расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;

  • задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • сопоставлять полученный результат деятель­ности с поставленной заранее целью;

  • оценивать последствия достижения поставлен­ной цели в учебной деятельности, собственной жиз­ни и жизни окружающих людей.

Познавательные универсальные учебные дей­ствия

Выпускник научится:

  • критически оценивать и интерпретировать ин­формацию с разных позиций;

  • распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематиче­ские средства для представления выявленных в ин­формационных источниках противоречий;

  • осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и по­знавательные) задачи;

  • искать и находить обобщенные способы реше­ния задач;

  • приводить критические аргументы как в от­ношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;

  • анализировать и преобразовывать проблемно­противоречивые ситуации;

  • выходить за рамки учебного предмета и осу­ществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образователь­ную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в по­знавательной деятельности (быть учеником и учите­лем; формулировать образовательный запрос и вы­полнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управ­лять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).




Коммуникативные универсальные учебные дей­ствия

Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри об­разовательной организации, так и за ее пределами);

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, ис­полнителем, презентующим и т. д.);

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;

  • координировать и выполнять работу в усло­виях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);

  • согласовывать позиции членов команды в про­цессе работы над общим продуктом/решением;

  • представлять публично результаты индивиду­альной и групповой деятельности как перед знако­мой, так и перед незнакомой аудиторией;

  • подбирать партнеров для деловой коммуника­ции, исходя из соображений результативности взаи­модействия, а не личных симпатий;

  • воспринимать критические замечания как ре­сурс собственного развития;

  • точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других лю­дей в рамках деловой и образовательной коммуни­кации, избегая при этом личностных оценочных суждений.

Предметные результаты изучения астрономии в средней школе представлены по темам.

Астрономия, ее значение и связь с другими науками

Предметные результаты освоения темы по­зволяют:

  • воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и математикой;

  • использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы теле­скопа.

Практические основы астрономии

Предметные результаты изучения данной темы позволяют:

  • воспроизводить определения терминов и поня­тий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солн­ца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);

  • объяснять необходимость введения високос­ных лет и нового календарного стиля;

  • объяснять наблюдаемые невооруженным гла­зом движения звезд и Солнца на различных геогра­фических широтах, движение и фазы Луны, причи­ны затмений Луны и Солнца;

  • применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.

Строение Солнечной системы

Предметные результаты освоения данной темы позволяют:

  • воспроизводить исторические сведения о ста­новлении и развитии гелиоцентрической системы мира;

  • воспроизводить определения терминов и поня­тий (конфигурация планет, синодический и сидери­ческий периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономиче­ская единица);

  • вычислять расстояние до планет по горизон­тальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию;

  • формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) за­кона Кеплера;

  • описывать особенности движения тел Солнеч­ной системы под действием сил тяготения по орби­там с различным эксцентриситетом;

  • объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

  • характеризовать особенности движения и ма­невров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.

Природа тел Солнечной системы

Предметные результаты изучения темы позволяют:

  • формулировать и обосновывать основные поло­жения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого об­лака;

  • определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метео­роиды, метеоры, болиды, метеориты);

  • описывать природу Луны и объяснять причи­ны ее отличия от Земли;

  • перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возник­новения;

  • проводить сравнение Меркурия, Венеры и Мар­са с Землей по рельефу поверхности и составу ат­мосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;

  • объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уни­кальной природы Земли;

  • описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;

  • характеризовать природу малых тел Солнеч­ной системы и объяснять причины их значительных различий;

  • описывать явления метеора и болида, объяс­нять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

  • описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

  • объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвраще­ния.

Солнце и звезды

Предметные результаты освоения темы позволяют:

  • определять и различать понятия (звезда, мо­дель звезды, светимость, парсек, световой год);

  • характеризовать физическое состояние веще­ства Солнца и звезд и источники их энергии;

  • описывать внутреннее строение Солнца и спо­собы передачи энергии из центра к поверхности;

  • объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

  • описывать наблюдаемые проявления солнеч­ной активности и их влияние на Землю;

  • вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

  • называть основные отличительные особенно­сти звезд различных последовательностей на диа­грамме «спектр — светимость»;

  • сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;

  • объяснять причины изменения светимости пе­ременных звезд;

  • описывать механизм вспышек новых и сверх­новых;

  • оценивать время существования звезд в зави­симости от их массы;

  • описывать этапы формирования и эволюции звезды;

  • характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эво­люции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.

Строение и эволюция Вселенной

Предметные результаты изучения темы по­зволяют:

  • объяснять смысл понятий (космология, Все­ленная, модель Вселенной, Большой взрыв, релик­товое излучение);

  • характеризовать основные параметры Галак­тики (размеры, состав, структура и кинематика);

  • определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «пе­риод — светимость»;

  • распознавать типы галактик (спиральные, эл­липтические, неправильные);

  • сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фрид­мана относительно модели Вселенной;

  • обосновывать справедливость модели Фридма­на результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;

  • формулировать закон Хаббла;

  • определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;

  • оценивать возраст Вселенной на основе посто­янной Хаббла;

  • интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы го­рячей Вселенной;

  • классифицировать основные периоды эволю­ции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;

  • интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.

Жизнь и разум во Вселенной

Предметные результаты позволяют:

  • систематизировать знания о методах исследо­вания и современном состоянии проблемы существо­вания жизни во Вселенной.

Обеспечить достижение планируемых результа­тов освоения основной образовательной програм­мы, создать основу для самостоятельного успешно­го усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно­деятельностный подход. В соответствии с этим под­ходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образо­вания — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.

Одним из путей повышения мотивации и эффек­тивности учебной деятельности в средней школе является включение учащихся в учебно-исследова­тельскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:

  1. цели и задачи этих видов деятельности уча­щихся определяются как их личностными мотива­ми, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предмет­ной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на созда­ние продукта, имеющего значимость для других;

  2. учебно-исследовательская и проектная дея­тельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребно­сти в общении со значимыми, референтными груп­пами одноклассников, учителей и т. д. Строя различ­ного рода отношения в ходе целенаправленной, по­исковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки инди­видуальной самостоятельной работы и сотрудниче­ства в коллективе;

  3. организация учебно-исследовательских и про­ектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реали­зованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

В результате учебно-исследовательской и проект­ной деятельности выпускник получит представ­ление:

  • о философских и методологических основани­ях научной деятельности и научных методах, приме­няемых в исследовательской и проектной деятель­ности;

  • о таких понятиях, как концепция, научная ги­потеза, метод, эксперимент, надежность гипоте­зы, модель, метод сбора и метод анализа данных;

  • о том, чем отличаются исследования в гума­нитарных областях от исследований в естественных науках;

  • об истории науки;

  • о новейших разработках в области науки и тех­нологий;

  • о правилах и законах, регулирующих отноше­ния в научной, изобретательской и исследователь­ских областях деятельности (патентное право, защи­та авторского права и т. п.);

  • о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследо­ваний и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, госу­дарственные структуры, краудфандинговые струк­туры и т. п.).

Выпускник сможет:

  • решать задачи, находящиеся на стыке несколь­ких учебных дисциплин (межпредметные задачи);

  • использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;

  • использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познава­тельных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;

  • использовать элементы математического моде­лирования при решении исследовательских задач;

  • использовать элементы математического ана­лиза для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.

С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения принципов учеб­но-исследовательской и проектной деятельности вы­пускник научится:

  • формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, ис­ходя из культурной нормы и сообразуясь с представ­лениями об общем благе;

  • восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, опреде­ляя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;

  • отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельно­сти, в том числе научных, учитывать их при поста­новке собственных целей;

  • оценивать ресурсы, в том числе и нематериаль­ные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели;

  • находить различные источники материаль­ных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализа­ции проектов в различных областях деятельности человека;

  • вступать в коммуникацию с держателями раз­личных типов ресурсов, точно и объективно презен­туя свой проект или возможные результаты исследо­вания, с целью обеспечения продуктивного взаимо­выгодного сотрудничества;

  • самостоятельно и совместно с другими автора­ми разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализа­ции проекта или исследования на каждом этапе реа­лизации и по завершении работы;

  • адекватно оценивать риски реализации про­екта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;

  • адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);

  • адекватно оценивать дальнейшее развитие сво­его проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.

Основное содержание


Предмет астрономии (2 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики.

Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.  А.  Гагарина. Достижения современной космонавтики.

Основы практической астрономии (5 ч)

Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной

сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.


Строение Солнечной системы (2 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.


Законы движения небесных тел (5 ч)

Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.


Природа тел Солнечной системы (8 ч)


Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи.* Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы:

астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.


Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана - Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.* Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны.* Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.


Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)


Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро

Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).


Строение и эволюция Вселенной (3 ч)

Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А.  А.  Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и анти тяготение.

Жизнь и разум во Вселенной (1 ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем

существование.


Учебно-тематический план

п/п

Название раздела, тем

Содержание воспитания

Кол-во часов

Содержание учебного раздела

Теоретические основы

Практические и лабораторные работы, творческие и проектные работы, экскурсии и др.

Предмет астрономии

Интеллектуальное воспитание. Формирование представлений о научной картине мира

2

2


Основы практической астрономии

Интеллектуальное воспитание. Освоение общенаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование

5

5


Строение Солнечной системы

Здоровьесберегающее воспитание. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Трудовое воспитание. Освоения практического применения научных знаний в жизни

2

2


Законы движения небесных тел

Интеллектуальное воспитание. Освоение общенаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование

5

5


Природа тел солнечной системы

Интеллектуальное воспитание. Освоение общенаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование

8

8


Солнце и звезды

Интеллектуальное воспитание. Освоение общенаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование

6

6

1

Наша Галактика – Млечный Путь

Интеллектуальное воспитание. Освоение общенаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование

2

1


Строение и эволюция Вселенной

Интеллектуальное воспитание. Освоение общенаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование

2

3


Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)

Интеллектуальное воспитание. Формирование представлений о научной картине мира

2

1


Резерв



1



Итого:


34

34













Учебно-методический комплекс11 класс.

  1. Воронцов – Вельяминов Б.А., Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М. :Дрофа, 2018. – 238,[2] с. : ил,, 8л.цв. вкл.- (Российский учебник).

  2. Страут, Е. К. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2013. — 29, [3] с.

  3. Страут, Е. К. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018. — 11 с.

Литература для учащихся

Белонучкин В. Е. Кеплер, Ньютон и все-все- все… — Вып. 78. — М.: Изд-во «Наука». Главная редакция физико-математической литературы, 1990. — (Квант).

Галактики / ред.-сост. В. Г. Сурдин. — М.: Физ- матлит, 2013.

Гамов Г. Приключения мистера Томпкинса. — Вып. 85. — М.: Бюро Квантум, 1993. — (Квант).

Горелик Г. Е. Новые слова науки — от маятника Галилея до квантовой гравитации. — Вып. 127. При- ложение к журналу «Квант», № 3. — М.: Изд-во МЦНМО, 2013. — (Квант).

Дубкова С. И. Истории астрономии. — М.: Белый город, 2002

Максимачев Б. А., Комаров В. Н. В звездных ла- биринтах: Ориентирование по небу. — М.: Наука, 1978.

Сурдин В. Г. Галактики. — М.: Физматлит, 2013.

Сурдин В. Г. Разведка далеких планет. — М.: Физ- матлит, 2013.

Хокинг С. Краткая история времени. — СПб.: Ам- фора, 2001.

Хокинг С. Мир в ореховой скорлупе. — СПб.: Ам- фора, 2002.



Интернет-ресурсы

Астрофизический портал. Новости астрономии. http://www.afportal.ru/astro

Вокруг света. http://www.vokrugsveta.ru Всероссийская олимпиада школьников по астро-

номии. http://www.astroolymp.ru

Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга, МГУ. http://www.sai.msu.ru

Интерактивный гид в мире космоса. http:// spacegid.com

МКС онлайн. http://mks-onlain.ru

Обсерватория СибГАУ. http://sky.sibsau.ru/ index.php/astronomicheskie-sajty

Общероссийский астрономический портал. http://астрономия.рф

Репозиторий Вселенной. http://space-my.ru Российская астрономическая сеть. http://www.

astronet.ru

Сезоны года. Вселенная, планеты и звезды. http://сезоны-года.рф/планеты%20и%20звезды. html

ФГБУН Институт астрономии РАН. http://www. inasan.ru

Элементы большой науки. Астрономия. http:// elementy.ru/astronomy

Календарно-тематическое планирование 10-11 класс Астрономия

(34 часа в год, 1 час в неделю)


п/п

Наименование темы

Дата проведения

Виды контроля

Примечание

План

Факт

Предмет астрономии – 2 часа

Что изучает Астрономия

5.09



§ 1.

Наблюдения – основа астрономии

10.09



§2.1.

Практические основы астрономии - 5 часов

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты

17.09



§ 2.2; 3; 4;

Видимое движение звезд на различных географических широтах

24.09



§ 5.Упр 4


Годичное движение Солнца. Эклиптика

1.10



§ 6. Упр 5

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны

8.10



§ 7, 8. Упр 6, 7

Время и календарь. К.р.№1 «Практические основы астрономии»

15.10


К.р.№1


Строение солнечной системы - 7 часов

Развитие представлений о строении мира

22.10



§ 10.,прак.зад.

Конфигурации планет. Синодический период

7.11



§ 11, Упр 9 (№1-4, 6).

Законы движения планет Солнечной системы

14.11



§ 12, Упр.10

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

21.11



§ 13, Упр.11

Практическая работа с планом Солнечной системы

28.11


П.р.

прак.зад.

Открытие и применение закона всемирного тяготения. Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе

5.12



§ 14, Упр.12

К.р.№2 «Строение солнечной системы»

12.12


К.р.№2


Природа тел Солнечной системы - 8 часов

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

19.12



§ 15-16, зад.12

Земля и Луна — двойная планета

26.12



§ 17, Упр.13

Практическая работа « Две группы планет Солнечной системы»

16.01


П.р.

прак.зад.

Природа планет земной группы

23.01



§ 18, Упр.14

Урок-дискуссия «Парниковый эффект — польза или вред?»

30.01




Планеты-гиганты, их спутники и кольца

6.02



§ 19, Упр.15

Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы) Метеоры, болиды, метеориты

13.02



§ 20, Упр.16

К.р.№3 «Природа тел Солнечной системы»

20.02


К.р.№3


Солнце и звезды - 6 часов

Солнце, состав и внутреннее строение

27.02



§ 21

Солнечная активность и ее влияние на Землю

6.03



§ 21, Упр.17

Физическая природа звезд

13.03



§ 22, Упр.18

Масса и размер звезд

20.03



§ 23, Упр.19

Переменные и нестационарные звезды

27.03



§ 24

К.р.№4 «Природа тел Солнечной системы»

10.04


К.р.№4


Строение и эволюция Вселенной -5 часа

Наша Галактика

17.04



§ 25, Упр.20

Другие звездные системы — галактики

24.04

8.05


§ 26, Упр.21

Космология начала ХХ в.

8.05

15.05



Основы современной космологии

15.05

22.05


§ 27

Формирование галактик и звезд

22.05

25.05


§28

Жизнь и разум во Вселенной - 2 час

Урок- конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

25.05

29.05



Резерв








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!