СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по биологии 6 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кощинская средняя школа

Смоленского района Смоленской области



«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО Заместитель директора по Директор

___/_____________/ УВР/ВР ___ БарневА.Н.

Протокол № _____ от ____/______________/ Приказ № _\____от

«___» _________2018_г. «____» ___________ 2018___г. «____» ___2018г______






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Барневой Натальи Петровны

по биологии 6 класса


















Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № __ _1_____ от

«_31_» -08---- 2018г__


Пояснительная записка

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии в 6 классе складывается следующим образом: 34 часа из федерального компонента и 34 часа из регионального компонента, всего 68 часов в год.

Использование в 6 классе часов из регионального компонента позволит изучить местную флору и фауну, в том числе культурные растения, грибы, домашних и сельскохозяйственных животных.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний представленной программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ. Заявленное в программе разнообразие работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени.

Курс «Живой организм» построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности, а его изучение рекомендуется осуществлять на примере живых организмов и экосистем конкретного региона

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования. // Программа основного общего образования. Биология.5-9 классы. Концентрический курс. Авторы Н.И.Сонин, В.Б.Захаров - М.: Дрофа, 2013.//., программы основного общего образования и учебного плана образовательной организации..


В программу внесены следующие изменения:

  • увеличено количество часов за счёт резерва и сокращения отдельных тем на изучение следующего материала:

  1. «Деление клетки» на 1 часа;

  2. «Ткани растений и животных» на 1 час;

  3. «Органы и системы органов» на 4 часа

  4. «Питание и пищеварение» на 2часа

  5. «Размножение» на 1 час;

  6. «Регуляция процессов жизнедеятельности» на 1 час.

  • сокращено количество часов на изучение тем 1). «Основные свойства живых организмов» на 1 час; 2) «Химический состав клетки» на2ч, «Дыхание» на 1час 3). «Движение» на 1час 4) «Организм как единое целое» на 1час

  • предусмотрено проведение 2 практических работ по темам: 1). «Передвижение веществ в организме» и 2). «Размножение»; 7 лабораторных работ.

Цель данных изменений - лучшее усвоение учебного материала курса «Биология 6

Учебно-методический комплект:

  1. Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2013

  2. Сонин Н.И. Биология. Живой организм. Рабочая тетрадь. 6 класс. М.: Дрофа, 2013.

Методическая литература:

  1. Биология. Живой организм. 6 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина / авт.-сост. М.В.Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2014




Планируемые результаты изучения учебного предмета:


Ученик научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности

биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов:

проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные

биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать

биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности

по изучению живых организмов (приводить доказательства,

классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать

информацию о живых организмах, получаемую из разных источников;

последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими

приборами и инструментами;

• использовать приёмы работы с определителями растений; выращивания и

размножения культурных растений;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой

природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к

объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её

проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение

к объектам живой природы);

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной

литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать,

оценивать её и переводить из одной формы в другую;

•выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках;



Планируемые результаты обучения

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;

  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.

выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;





















Содержание программы

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (25 ч.).


Тема 1. 1. Основные свойства живых организмов (2 ч.).

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.


Тема 1. 2. Химический состав клеток (2ч.).

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторная работа

  1. «Определение состава семян пшеницы».


Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток (4ч.).

Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы.

Вирусы – неклеточная форма жизни. Различия в строении растительной и животной клеток.1

Лабораторная работа:

  1. «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)».


Тема 1.4. Деление клетки (2ч.).

Деление клетки - основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение.1

Демонстрация микропрепаратов митоза, хромосомного набора человека, животных и растений.


Тема 1.5. Ткани растений и животных (3ч.).

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторные работы:

  1. Ткани растительных организмов.

  2. Ткани животных организмов.


Тема 1.6. Органы и системы органов (10 ч.).

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня.

Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Листовые и цветочные почки.

Стебель как осевой орган побега. Передвижение побега. Передвижение веществ по стеблю.

Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Лабораторные работы:

  1. Изучение органов цветкового растения.

  2. Распознавание органов у животных.


Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы (2ч.).

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Живые организмы и окружающая среда.


Раздел 2. Жизнедеятельность организма (37ч.).


Тема 2.1. Питание и пищеварение (6ч.).

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.


Тема 2.2. Дыхание (3 ч.).

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.


Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (4ч.).

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение, функции.

Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).

Практическая работа:

  1. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека.


Тема 2.4. Выделение (4ч.).

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных организмов.


Тема 2.5. Опорные системы (2ч.).

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная ситема позвоночных.

Лабораторная работа:

  1. Разнообразие опорных систем животных.

Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.


Тема 2.6. Движение (3ч.).

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.

Лабораторные работы:

  1. Движение инфузории – туфельки.

  2. Перемещение дождевого червя.


Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (5ч.).

Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система. Особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Её роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

Демонстрация микропрепаратов нервной ткани коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.

Тема 2.8. Размножение (5ч.).

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Практическая работа:

1.Вегетативное размножение комнатных растений.

Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.


Тема 2.9. Рост и развитие (4 ч.).

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторные и практические работы:

2.Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастания семян.

Тема 2.10.Организм как единое целое (1час)

Раздел 3. Организм и среда (4ч.).

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды (2ч.).

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимодействие живых организмов.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов, пищевые цепи и сети.

Тема 3.2. Природные сообщества (2ч.).

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

Демонстрация структуры экосистемы, моделей экологических систем.



Тематическое планирование по биологии 6 класс ( 68ч 2ч/нед )


№ п/п

Название темы, раздела

Кол-во часов

Из них

Лабораторных

Практических

1

Строение и свойства живых организмов

25

6


1.1

Основные свойства живых организмов.

2



1.2

Химический состав клеток.

2

1


1.3

Строение растительной и животной клеток.

4

1


1.4

Деление клетки.

2



1.5

Ткани растений и животных.

3

2


1.6

Органы и системы органов.

10

2


1.7

Растения и животные как целостные организмы.

2



2

Жизнедеятельность организма.

37

1

2

2.1

Питание и пищеварение.

6



2.2

Дыхание.

3



2.3

Передвижение веществ в организме.

4


1

2.4

Выделение.

4



2.5

Опорные системы.

2



2.6

Движение.

3



2.7

Регуляция процессов жизнедеятельности.

5



2.8

Размножение.

5


1

2.9

Рост и развитие.

4

1


2.10

Организм как единое целое

1



3

Организм и среда

4



3.1

Среда обитания. Факторы среды.

2



3.2

Природные сообщества.

2



4

Промежуточная аттестация (зачетное занятие)

Повторение (резерв)

1

1




Итого

68

7

2







Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс ( 68ч 2ч/нед )





№ уро­

№ п/п


Название темы, раздела



Всего часов

Практическая часть

Дата

Лабораторные

работы

Практические работы.

план

факт




1.

Раздел 1 Строение и свойства живых организмов

25






1.1

Основные свойства живых организмов

2






1.

Многообразие живых организмов.

Отличие живого от неживого.







2

Основные признаки живых организмов.







1.2.

Химический состав клеток.

2






3

Химический состав клетки.







4

Органические вещества клетки. Лабораторная работа №1 «Определение состава семян пшеницы».


1





1.3

Строение растительной и животной клеток.

4






5

Строение растительной клетки. Лабораторная работа №2 «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)».


1





6

Строение животной клетки. Различия в строении растительной и животной клеток.







7

Вирусы.*







8

Строение клетки (обобщающий урок).







1.4

Деление клетки.*

2






9

Деление клетки. Митоз*.







10

Деление клетки. Мейоз*.







1.5

Ткани растений и животных.

3






11

Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Лабораторная работа №3 «Ткани растительных организмов».


1





12

Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Эпителиальная и соединительные ткани.







13

Ткани животных организмов. Нервная и мышечная ткани. Лабораторная работа №4 «Ткани животных организмов».


1





1.6

Органы и системы органов.

10






14

Органы цветкового растения. Корень. Корневые системы. Видоизменения корней. Лабораторная работа №5 «Изучение органов цветкового растения».


1





15

Клеточное строение корня.







16

Побег. Почка – зачаточный побег.







17

Стебель, особенности строения и значение.







18

Лист, его строение и функции.







19

Цветок – орган семенного размножения, его строение и значение. Соцветия.







20

Плоды. Значение и разнообразие.








21

Строение семян однодольного и двудольного растений.







22

Основные системы органов животного организма.

Лабораторная работа №6 «Распознавание органов у животных».


1





23

Основные системы органов животного организма.







1.7

Растения и животные как целостные организмы.

2






24

Организм как единое целое.







25

Организм как единое целое (обобщающий урок).







II

Раздел 2.Жизнедеятельность организмов

37


2




2.1

Питание и пищеварение.

6






26

Особенности питания растений. Почвенное питание.







27

Воздушное питание растений (фотосинтез).







28

Воздушное питание растений (фотосинтез).







29

Особенности питания и пищеварения у животных.







30

Особенности питания и пищеварения у животных.







31

Питание и пищеварение (обобщающий урок).







2.2.

Дыхание.

3






32

Клеточное дыхание.







33

Дыхание растений.







34

Дыхание животных.







2.3

Передвижение веществ в организме.

4






35

Передвижение веществ в растении.







36

Практическая работа №1 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».



1




37

Перенос питательных веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных.







38

Кровь, её составные части и функции.







2.4

Выделение.

4






39

Выделение у растений.







40

Выделение у животных.







41

Обмен веществ и энергии у растений.







42

Обмен веществ и энергии у животных.







2.5

Опорные системы.

2






43

Опорные системы растений.







44

Опорные системы животных.







2.6

Движение.

3






45

Двигательные реакции растений. Передвижение беспозвоночных животных







46

Передвижение животных в разных средах обитания.







47

Передвижение животных в разных средах обитания.







2.7

Регуляция процессов жизнедеятельности.

5






48

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.







49

Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем.







50

Рефлекс. Инстинкт.







51

Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности.







52

Ростовые вещества растений.







2.8

Размножение.

5






53

Размножение, его виды.







54

Бесполое размножение. Вегетативное размножение, его биологическое значение.







55

Половое размножение животных.







56

Половое размножение растений.







57

Практическая работа №2 «Вегетативное размножение комнатных растений».



1




2.9

Рост и развитие.

4






58

Рост и развитие растений. Распространение плодов и семян.







59

Особенности индивидуального развития цветкового растения.







60

Рост и развитие животных. Эмбриональное развитие животных.







61

Рост и развитие животных. Постэмбриональное развитие животных. Лабораторная работа №7 «Прямое и непрямое развитие насекомых».


1





62

Организм как единое целое

1






Ш

Раздел 3 Организм и среда.

4






3.1

Среда обитания. Факторы среды.

2






63

Среда обитания. Экологические факторы.







64

Взаимосвязь живых организмов.







3.2

Природные сообщества.

2






65

Природные сообщества. Цепи питания.







66

Воздействие человека и его жизнедеятельности на живые организмы.







67

Промежуточная аттестация (зачетное занятие)

1






67

Повторение (резерв).

1






68

Ткани растений и животных.








Итого

68

7

2







2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!