Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные» авторов Д.И. Трайтака . С.В.Суматохина.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 7-го класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающее достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Цель и задачи изучения биологии:
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
Обучающие цели:
-усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов, о человеке как биосоциальном существе;
-формирование у учащихся представлений об истории развития биологической науки, о значении знаний об основных методах биологической науки; овладение умениями применять – биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, обоснование жизнедеятельности и сохранения здоровья организма человека;
-развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений и животных.
Развивающие цели:
-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; -привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.
Воспитательные цели:
-воспитание позитивного ценностного отношения к природе, ответственного отношения к собственному здоровью; формирование ценностного отношения к жизни как к феномену;
-развитие у учащихся понимания ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на земле.
Планируемые результаты:
Результаты изучения учебного предмета
Изучение биологии в пятом классе направлено на достижение следующих результатов развития:
Личностные результаты:
• воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
• формирование личностных представлений о целостности природы,
• формирование толерантности и миролюбия;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
• формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметные результаты:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
• классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
• знание основных правил поведения в природе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Планируемые результаты изучения биологии в 7-м классе
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Учащиеся должны знать:
значение видового многообразия животного мира;
роль животных в природе и жизни человека;
связь животных со средой обитания;
особенности строения и жизнедеятельности животных из разных систематических групп ( на примере типичных объектов);
отличительные особенности строения и жизнедеятельности позвоночных и беспозвоночных животных;
основные систематические категории изучаемых животных;
роль животных в пищевых цепях и биоценозах;
влияние деятельности человека на животный мир;
редкие и исчезающие виды животных, правила охраны животных,
правила и нормы поведения человека в природе.
Учащиеся должны уметь:
проводить наблюдения за животными;
ухаживать за животными уголка живой природы;
пользоваться оптическими приборами и лабораторно-экскурсионным оборудованием;
определять виды наиболее распространенных животных родного края ( по внешнему виду, на таблицах, фотографиях, микропрепаратах);
составлять цепи (сети) питания животных в биоценозах;
владеть приемами работы с учебником и другими пособиями;
проводить просветительскую работу по охране животных.
Содержание курса биологии 7 класса
(34 часа)
Биология. Животные.
ВВЕДЕНИЕ
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.
Раздел: Царство Животные
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВОТНЫХ
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная, эндокринная и иммунная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.
ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.
Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.
Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.
Лабораторная работа. Строение инфузории- туфельки.
ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.
Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.
ДВУХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ — КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.
Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа.
Лабораторные работы. Внешнее строение пресноводной гидры. Раздражимость и движение гидры.
ТРЕХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ — ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей — паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.
ПЕРВИЧНОПОЛОСТНЫЕ — КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ
Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви.
Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.
Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.
Лабораторная работа. Внешнее строение дождевою червя.
ТИП МОЛЛЮСКИ
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.
Лабораторная работа. Внешнее строение моллюсков.
ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.
Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.
Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.
Лабораторные и практические работы. Внешнее строение речного рака. Внешнее строение насекомого.
ТИП ИГЛОКОЖИЕ
Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.
Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии.
ТИП ХОРДОВЫЕ. БЕСЧЕРЕПНЫЕ ЖИВОТНЫЕ
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организация и распространения.
Демонстрация. Схема строения ланцетника.
ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (ЧЕРЕПНЫЕ).
НАДКЛАСС РЫБЫ
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.
КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибия; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.
КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.
КЛАСС ПТИЦЫ
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.
КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).
Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопвтающвх. Схема строения рептилий и млекопитающих.
Лабораторные и практические работы
Сравнение внешнего строения млекопитающих разных отрядов.
Изучение особенностей строения млекопитающих на муляже.
Экскурсии. Млекопитающие леса, степи; водные млекопитающие.
Перечень разделов / блоков
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Одноклеточные животные | 3 |
3 | Многоклеточные животные | 5 |
4 | Тип членистоногие | 6 |
5 | Тип Хордовые | 9 |
6 | Теплокровные животные: Птицы и Млекопитающие | 10 |
| Итого: | 34 |
Тематика практических работ
№ | Тема | Дата проведения |
план | факт |
1 | Практическая работа № 1 Изучение простейших в сезонном настое | | |
2 | Практическая работа № 2.Изучение гидры. | | |
3 | Практическая работа № 3. Изучение строения дождевого червя и наблюдение за его поведением. | | |
4 | Практическая работа № 4. Изучение внешнего строения членистоногих | | |
5 | Практическая работа № 6. Изучение внешнего строения насекомого | | |
6 | Практическая работа № 7. Изучение внешнего строения ланцетника | | |
| Практическая работа № 8 Изучение внешнего строения рыбы | | |
| Практическая работа № 9. Изучение строения скелета лягушки | | |
| Практическая работа № 10. Изучение внешнего строения птицы | | |
| Практическая работа № 11. Изучение строения куриного яйца | | |
| Практическая работа № 12. Изучение внешнего строения млекопитающих. | | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
Введение (1ч) |
1 | Современная система животного мира | 1 | 05.09 | |
Одноклеточные животные (3ч) |
2 | Подцарство Одноклеточные. Тип Корненожки. | 1 | 12.09 | |
3 | Подцарство Одноклеточные. Типы Жгутиконосцы и Ресничные | 1 | 19.09 | |
4 | Тип Споровики. Значение простейших в природе и в жизни человека1 | 1 | 26.09 | |
Многоклеточные животные (5 ч) |
5 | Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные. | 1 | 03.10 | |
6 | Медузы. Кораллы полипы. | 1 | 10.10 | |
7 | Общая характеристика червей. Тип Плоские черви. | 1 | 17.10 | |
8 | Типы Круглые и Кольчатые черви. | 1 | 24.10 | |
9 | Тип Моллюски | 1 | 07.11 | |
Тип членистоногие (6 ч) |
10 | Общая характеристика типа Членистоногие | 1 | 14.11 | |
11 | Классы Ракообразные и Паукообразные | 1 | 21.11 | |
12 | Класс Насекомые | 1 | 28.11 | |
13 | Многообразие насекомых: жуки и бабочки | 1 | 05.12 | |
14 | Общественные насекомые: медоносные пчелы и муравьи | 1 | 12.12 | |
15 | Значение насекомых в природе и для человека | 1 | 19.12 | |
Тип Хордовые (9 ч) |
16 | Общая характеристика хордовых. Ланцетники | 1 | 26.12 | |
17 | Общая характеристика надкласса Рыбы | 1 | 09.01 | |
18 | Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности рыб в связи с водным образом жизни | 1 | 16.01 | |
19 | Происхождение, многообразие, значение и охрана рыб | 1 | 23.01 | |
20 | Общая характеристика класса Земноводные | 1 | 30.01 | |
21 | Происхождение, многообразие, значение и охрана земноводных | 1 | 06.02 | |
22-23 | Общая характеристика класса Пресмыкающиеся | 2 | 13.02 20.02 | |
24 | Происхождение, многообразие, значение и охрана пресмыкающихся | 1 | 27.02 | |
Теплокровные животные: Птицы и Млекопитающие (10 ч) |
25 | Общая характеристика класса Птицы | 1 | 06.03 | |
26 | Размножение, развитие и сезонные явления в жизни птиц | 1 | 13.03 | |
27 | Происхождение, многообразие и экологические группы птиц | 1 | 20.03 | |
28 | Значение и охрана птиц | 1 | 03.04 | |
29 | Общая характеристика класса Млекопитающие | 1 | 10.04 | |
30 | ВПР в виде контрольной работы | 1 | 17.04 | |
31 | Поведение, размножение, развитие и происхождение млекопитающих | 1 | 24.04 | |
32 | Многообразие и экологические группы современных млекопитающих | 1 | 08.05 | |
33 | Значение и охрана млекопитающих | 1 | 15.05 | |
34 | Домашние млекопитающие | 1 | 22.05 | |
| Итого: | 34 ч | | |