СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 7 класс ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биолоии 7 класс ФГОС, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, базисного учебного плана, на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2015.), рассчитанной на 35 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 7 класс ФГОС»

Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска

«Средняя общеобразовательная школа №107»

Рассмотрено

"Согласовано"

"Утверждаю"

на заседании кафедры

заместитель директора

директор БОУ г. Омска «Лицей № 25»

протокол № ______

_____________________

___________________

"_____"_______20__ г.

"_____"_______20__ г.

"_____"_______20__ г.



Рабочая учебная программа



Предмет Биология

Классы 7

Учитель Димитриева И.М.

Количество часов в неделю:

Количество часов всего: 35ч

Планирование контрольных уроков: 1

Планирование лабораторных работ:10

Экскурсий: 6

Планирование составлено на основе авторской программы: В.В. Пасечника, ФГОС. Биология. 5–9 классы: Рабочие программы /сост.Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2015.

Учебник:

Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014

Методический комплекс:

Латюшин В. В., Ламехова Е. А. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012



Омск 2018

Рабочая программа по биологии разработана в соответствии с нормативными документами:

- Приказ Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями)

- Приказ Минобрнауки России № 373 от 6.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями)

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями)

- Примерная основная образовательная программа ООО и НОО (fgosreestr.ru)

- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования «О рабочих программах учебных предметов» № 08-1786 от 28.10.2015

- Положение о разработке и утверждении рабочих программ по учебным курсам и предметам - Изменения и дополнения в Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным курсам и предметам ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО, адаптированная ООП

- Учебный план лицея

- Календарный учебный график

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, базисного учебного плана, на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2015.), рассчитанной на 35 часов. (1 урок в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Биология .Животные.7 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г.


Планируемые результаты освоения курса «Биология. Животные » в 7 классе.

Предполагаемые результаты обучения структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Планируемые предметные результаты:

Раздел

Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь

Введение

  • - эволюционный путь развития животного мира;

  • - историю изучения животных;

  • структуру зоологической науки, - основные этапы её развития, систематические категории.

  • - определять сходства и различия между растительным и животным организмом;

  • - объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных.

Простейшие

-Сходства и различия простейших животных и растений.

-определять многообразием простейших,

-знать особенности их строения и значением в природе и жизни человека.

-выполнять самостоятельные наблюдения за простейшими в культурах.

Многоклеточные животные

  • -систематику животного мира;

  • -особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;

  • -исчезающие, редкие и охраняемые виды животных.


  • -находить отличия простейших от многоклеточных животных;

  • -правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;

  • -работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;

  • -распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими;

  • -раскрывать значение животных в природе и в жизни человека;

  • -применять полученные знания в практической жизни;

  • -распознавать изученных животных;

  • -определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе;

  • наблюдать за поведением животных в природе;

  • -прогнозировать поведение животных в различных ситуациях;

  • -работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др)

Эволюция строения и функций органов и их систем у животных

  • -основные системы органов животных и органы, их образующие;

  • -особенности строения каждой системы органов у разных групп животных;

  • -эволюцию систем органов животных.


  • -правильно использовать при характеристике строения животного организма, органов и систем органов специфические понятия;

  • -объяснять закономерности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;

  • -сравнивать строение органов и систем органов животных разных систематических групп;

  • -описывать строение покровов тела и систем органов животных;

  • -показать взаимосвязь строения и функции систем органов животных;

  • -выявлять сходства и различия в строении тела животных;

  • -различать на живых объектах разные виды покровов, а на таблицах – органы и системы органов животных;

-соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений

Индивидуальное развитие животных

  • -основные способы размножения животных и их разновидности;

  • отличие полового размножения животных от бесполого;

  • -закономерности развития с превращением и развития без превращения.


  • -правильно использовать при характеристике индивидуального развития животных соответствующие понятия;

  • -доказать преимущества внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме

  • -характеризовать возрастные периоды онтогенеза

  • -показать черты приспособления животного на разных стадиях развития к среде обитания

  • -выявлять факторы среды обитания, влияющие на продолжительность жизни животного

  • -распознавать стадии развития животных

  • -различать на живых объектах разные стадии метаморфоза у животных;

  • -соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений.

Развитие и закономерности размещения животных на Земле

  • -сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические доказательства эволюции;

  • -причины эволюции по Дарвину;

  • результаты эволюции.


  • -правильно использовать при характеристике развития животного мира на Земле биологические понятия;

  • -анализировать доказательства эволюции;

  • -характеризовать гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы;

  • -устанавливать причинно-следственные связи многообразия животных;

  • -доказывать приспособительный характер изменчивости у животных;

  • -объяснять значение борьбы за существование в эволюции животных;

  • -различать на коллекционных образцах и таблицах гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы у животных;

Биоценозы

  • -признаки биологических объектов: биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов;

  • -признаки экологических групп животных;

  • -признаки естественного и искусственного биоценоза.


  • -правильно использовать при характеристике биоценоза биологические понятия;

  • -распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания;

  • -выявлять влияние окружающей среды на биоценоз;

  • -выявлять приспособления организмов к среде обитания;

  • -определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу;

  • -определять направление потока энергии в биоценозе;

  • -объяснять значение биологического разнообразия для повышения устойчивости биоценоза;

  • -определять принадлежность биологических объектов к разным экологическим группам.

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

  • -методы селекции и разведения домашних животных;

  • -условия одомашнивания животных;

  • -законы охраны природы;

  • -признаки охраняемых территорий;

-пути рационального использования животного мира

  • -пользоваться Красной книгой;

-анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир


Личностные результаты обучения биологии:

  1. воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

  3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  4. формирование толерантности и миролюбия; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

  5. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно - иследовательской, творческой и других видах деятельности;

  6. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,

  7. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:

  1. учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы в учебе и познавательной деятельности;

  2. знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения;

  3. формирование умения работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию;

  4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности

  5. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

  6. формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

  4. Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Формы организации работы учащихся:

Индивидуальная; Коллективная: фронтальная, парная, групповая.

Виды деятельности учащихся: устные сообщения; обсуждения; мини-сочинения; работа с источниками; рефлексия и другие.

Формы контроля знаний:

Стартовый контроль, Срезовые и итоговые тестовые самостоятельные работы; Фронтальный и индивидуальный опрос; Отчеты по лабораторным работам; Творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов) Презентация творческих и исследовательских работ с использованием новых информационных технологий.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ. Животные. 7 КЛАСС»

7 класс (35часов, 1 час в неделю)

Введение (1 час)

Животные. Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Строение животных. Процессы жизнедеятельности. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека. Систематика животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • эволюционный путь развития животного мира;

  • историю изучения животных;

  • структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории.

Учащиеся должны уметь:

  • определять сходства и различия между растительным и животным организмом;

  • объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • давать характеристику методам изучения биологических объектов;

  • классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;

  • наблюдать и описывать различных представителей животного мира;

  • использовать знания по зоологии в повседневной жизни;

  • применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций.

Раздел 1. Простейшие (2 часа)

Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы.

Демонстрация

Живые инфузории. Микропрепараты простейших.

Раздел 2. Многоклеточные животные (21 час)

Беспозвоночные животные. Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация

Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла. Видеофильм.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы

    1. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакцией на раздражение.

Многообразие кольчатых червей.

Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Демонстрация

Многообразие моллюсков и их раковин.

Лабораторные и практические работы

    1. Изучение строения моллюсков и их раковин

Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Демонстрация

Морские звезды и другие иглокожие. Видеофильм.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы

    1. Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.

Экскурсия

  1. Разнообразие и роль членистоногих в природе


Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы

    1. Изучение представителей отрядов насекомых.

Тип Хордовые. Многообразие хордовых животных (типы и классы хордовых). Класс Ланцентники. Позвоночные животные.

Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторные и практические работы

    1. Изучение строения рыб, наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторные и практические работы

    1. Изучение внешнего строения птиц.

Экскурсия

  1. Изучение многообразия птиц


Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; приспособление к различным средам обитания, значение в природе и жизни человека; Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Демонстрация

Видеофильм.

Лабораторные и практические работы

    1. Изучение строения млекопитающих

Экскурсия

  1. Разнообразие млекопитающих.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • систематику животного мира;

  • особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;

  • исчезающие, редкие и охраняемые виды животных.

Учащиеся должны уметь:

  • находить отличия простейших от многоклеточных животных;

  • правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;

  • работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;

  • распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими;

  • раскрывать значение животных в природе и в жизни человека;

  • применять полученные знания в практической жизни;

  • распознавать изученных животных;

  • определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе;

  • наблюдать за поведением животных в природе;

  • прогнозировать поведение животных в различных ситуациях;

  • работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

  • объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

  • понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение;

  • отличать животных, занесенных в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;

  • совершать правильные поступки по сбережению и приумножению природных богатств, находясь в природном окружении;

  • вести себя на экскурсии или в походе таким образом, чтобы не распугивать и не уничтожать животных;

  • привлекать полезных животных в парки, скверы, сады, создавая для этого необходимые условия;

  • оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;

  • использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

  • выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных;

  • абстрагировать органы и их системы из целостного организма при их изучении и организмы из среды их обитания;

  • обобщать и делать выводы по изученному материалу;

  • работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета;

  • презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ

Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (6 часов)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Органы размножения, продления рода. Усложнение животных в процессе эволюции.

Демонстрация

Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.

Лабораторные и практические работы

    1. Изучение особенностей различных покровов тела

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • основные системы органов животных и органы, их образующие;

  • особенности строения каждой системы органов у разных групп животных;

  • эволюцию систем органов животных.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно использовать при характеристике строения животного организма, органов и систем органов специфические понятия;

  • объяснять закономерности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;

  • сравнивать строение органов и систем органов животных разных систематических групп;

  • описывать строение покровов тела и систем органов животных;

  • показать взаимосвязь строения и функции систем органов животных;

  • выявлять сходства и различия в строении тела животных;

  • различать на живых объектах разные виды покровов, а на таблицах – органы и системы органов животных;

  • соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать и сопоставлять особенности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;

  • использовать индуктивные и дедуктивные подходы при изучении строения и функций органов и их систем у животных;

  • выявлять признаки сходства и отличия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных;

  • устанавливать причинно-следственные связи процессов, лежащих в основе регуляции деятельности организма;

  • составлять тезисы и конспект текста;

  • осуществлять наблюдения и делать выводы;

  • получать биологическую информацию о строении органов, систем органов, регуляции деятельности организма, росте и развитии животного организма из различных источников;

  • обобщать, делать выводы из прочитанного.

Раздел 4. Индивидуальное развитие животных (1 час)

Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных.

Лабораторные и практические работы

    1. Изучение стадий развития животных и определение их возраста

    2. Изучение строения куриного яйца

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • основные способы размножения животных и их разновидности;

  • отличие полового размножения животных от бесполого;

  • закономерности развития с превращением и развития без превращения.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно использовать при характеристике индивидуального развития животных соответствующие понятия;

  • доказать преимущества внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме

  • характеризовать возрастные периоды онтогенеза

  • показать черты приспособления животного на разных стадиях развития к среде обитания

  • выявлять факторы среды обитания, влияющие на продолжительность жизни животного

  • распознавать стадии развития животных

  • различать на живых объектах разные стадии метаморфоза у животных;

  • соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать и сопоставлять стадии развития животных с превращением и без превращения и выявлять признаки сходства и отличия животных с превращением и без превращения;

  • устанавливать причинно –следственные связи при изучении приспособленности животных к среде обитания на разных стадиях развития;

  • абстрагировать стадии развития животных из их жизненного цикла

  • составлять тезисы и конспект текста

  • самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы

  • конкретизировать примерами рассматриваемые биологические явления

  • получать биологическую информацию об индивидуальном развитии животных, периодизации и продолжительности жизни организмов из различных источников;

Раздел 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (1час)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Демонстрация

Палеонтологические доказательства эволюции.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические доказательства эволюции;

  • причины эволюции по Дарвину;

  • результаты эволюции.

  • Учащиеся должны уметь:

  • правильно использовать при характеристике развития животного мира на Земле биологические понятия;

  • анализировать доказательства эволюции;

  • характеризовать гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы;

  • устанавливать причинно-следственные связи многообразия животных;

  • доказывать приспособительный характер изменчивости у животных;

  • объяснять значение борьбы за существование в эволюции животных;

  • различать на коллекционных образцах и таблицах гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы у животных;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять черты сходства и отличия в строении и выполняемой функции органов-гомологов и органов-аналогов;

  • сравнивать и сопоставлять строение животных на различных этапах исторического развития;

  • конкретизировать примерами доказательства эволюции;

  • составлять тезисы и конспект текста;

  • самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;

  • получать биологическую информацию об эволюционном развитии животных, доказательствах и причинах эволюции животных из различных источников;

  • анализировать, обобщать высказывать суждения по усвоенному материалу;

  • толерантно относиться к иному мнению;

  • корректно отстаивать свою точку зрения


Раздел 6. Биоценозы (2 часа)

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсии

  1. Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

  2. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • признаки биологических объектов: биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов;

  • признаки экологических групп животных;

  • признаки естественного и искусственного биоценоза.

  • Учащиеся должны уметь:

  • правильно использовать при характеристике биоценоза биологические понятия;

  • распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания;

  • выявлять влияние окружающей среды на биоценоз;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания;

  • определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу;

  • определять направление потока энергии в биоценозе;

  • объяснять значение биологического разнообразия для повышения устойчивости биоценоза;

  • определять принадлежность биологических объектов к разным экологическим группам.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать и сопоставлять естественные и искусственные биоценозы;

  • устанавливать причинно-следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов;

  • конкретизировать примерами понятия «продуценты», «консументы», «редуценты»;

  • выявлять черты сходства и отличия естественных и искусственных биоценозов, цепи питания и пищевой цепи;

  • самостоятельно использовать непосредственные наблюдения, обобщать и делать выводы;

  • систематизировать биологические объекты разных биоценозов;

  • находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов и явлений;

  • находить в словарях и справочниках значения терминов;

  • составлять тезисы и конспект текста;

  • самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;

  • поддерживать дискуссию.


Раздел 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (1 час)

Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Экскурсии

  1. Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • методы селекции и разведения домашних животных;

  • условия одомашнивания животных;

  • законы охраны природы;

  • признаки охраняемых территорий;

  • пути рационального использования животного мира (области, края, округа, республики)

  • Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться Красной книгой;

  • анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир;

  • Учащиеся должны понимать:

  • причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять причинно-следственные связи принадлежности животных к разным категориям в Красной книге;

  • выявлять признаки сходства и отличия территорий различной степени охраны;

  • находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов;

  • находить значения терминов в словарях и справочниках;

  • составлять тезисы и конспект текста;

  • самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

  • знать правила поведения в природе;

  • понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

  • уметь реализовывать теоретические познания на практике;

  • видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

  • проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

  • испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и эстетические чувства от общения с животными;

  • признавать право каждого на собственное мнение;

  • формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;

  • проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

  • уметь отстаивать свою точку зрения;

  • критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

  • уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:


  1. Программы общего образования по биологии УМК «Биология 5-9 кл.» В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, Г.Г. Швецова

  2. Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014

  3. Латюшин В. В., Ламехова Е. А. Животные. 7 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2014

  4. Латюшин В. В., Ламехова Е. А. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012

.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Пепеляева О.А.Биология 7-8 класс. Поурочные разработки по биологии Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с.;

  2. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 304 с.

  3. Теремова, Рохлов Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1999. – 258 с.: ил. – («Занимательные уроки»);

.

для учащихся:

1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 1996. – 240 с.: ил.;

2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;

3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;

4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;

5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.;


Контроль знаний и система оценки

Критерии и нормы оценки знаний учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

1. Общая классификация ошибок

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.

Грубыми считаются следующие ошибки:

  1. Незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

  2. Незнание наименований единиц измерения (физика, химия, математика, биология, география, черчение, трудовое обучение, ОБЖ);

  3. Неумение выделить в ответе главное;

  4. Неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;

  5. Неумение делать выводы и обобщения;

  6. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;

  7. Неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;

  8. Неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

  9. Нарушение техники безопасности;

  10. Небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым ошибкам следует отнести:

  1. Неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-2 из этих признаков второстепенными;

  2. Ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);

  3. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

  4. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.;

  5. Нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

6. Нерациональные методы работы со справочной и другой литературой .



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«БИОЛОГИЯ. ЖИВОТНЫЕ 7 КЛАСС»

(35 часов)

уро-ка

Тема урока

Дата

Планируемые результаты

Вид конт-роля

Домашнее задание

план

факт

Предметные

Метапредметные

Личностные



Введение 1 час

1.

Животные. Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Строение животных. Процессы жизнедеятельности. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека. Систематика животных.

01.09


Определяют понятия «систематика», «зоология», «систематические категории». Описывают и сравнивают царства органического мира. Характеризуют этапы развития зоологии. Классифицируют животных, отрабатывают правила работы с учебником.


Познавательные УУД: определяют понятия: «систематика», «зоология», «систематические категории. Дают характеристику методам изучения биологических объектов

Регулятивные УУД: описывают и сравнивают царства органического мира. Отрабатывают правила работы с учебником.

Коммуникативные УУД: научить применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций.

Развития познавательных интересов, учебных мотивов;  развитие доброжелательности, доверия и  внимательности к людям

Устный опрос


§1,2

Простейшие 2 часа

2.

Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности


Стартовый контроль

08.09


Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сходство и различия простейших животных и растений». Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека. Выполняют самостоятельные наблюдения за простейшими в культурах.

Познавательные УУД определяют понятия «простейшие», «корненожки», «радиолярии», солнечники», «споровики», «циста», «раковина». Сравнивают простейших с растениями.

Регулятивные УУД: систематизируют знания при заполнении таблицы «Сходство и различия простейших животных и растений». Выполняют самостоятельные наблюдения за простейшими в культурах.

Коммуникативные УУД: обмениваясь знаниями со сверстниками оформляют отчет, включающий ход наблюдений и выводы

Ученик осмысленно относится к тому, что делает, знает для чего он это делает,




Устный опрос Письменный отчет о проделанной работе

§3

3.

Простейшие: значение в природе и жизни человека; колониальные организмы.


15.09


Определяют понятия «инфузории», «колония», «жгутиконосцы». Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сравнительная характеристика систематических групп простейших». Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека

Познавательные УУД Определяют понятия «инфузории», «колония», «жгутиконосцы».

Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека. Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека

Регулятивные УУД: Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сравнительная характеристика систематических групп простейших».

Коммуникативные УУД

Умение работать в составе группы.

Учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками в приобретении новых знаний, Развитие любознательности, интереса к новым знаниям




Устный опрос

§4

Многоклеточные животные 21 час

4.

Беспозвоночные животные. Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.


22.09


Развивать умение выделять существенные признаки типа Губки. Выявлять черты приспособлений Губок к среде обитания.

Познавательные УУД умение давать определения понятиям, классифицировать объекты

Регулятивные УУД:. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя

Коммуникативные УУД умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения.

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.Формирование интеллектуальных умений строить рассуждения.

Устный опрос

§5

5.

Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.


29.09


Выявление существенных особенностей представителей разных классов т. Кишечнополостные. Знание правил оказания первой помощи при ожогах ядовитыми кишечнополостными.

Познавательные УУД : умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД: Умение определять цель работы, планировать ее выполнение

Коммуникативные УУД Умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы.

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Осознание существования разнообразных взаимоотношений между живыми организмами в природе

Устный опрос

§6, термины

6.

Типы Плоские, Круглые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.


06.10


Выявление приспособления организмов к паразитическому образу жизни. Знание основных правил, позволяющих избежать заражения паразитами.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД умение слушать учителя, извлекать информацию из различных источников.


Умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья Осознание необходимости соблюдения правил, позволяющих избежать заражения паразитическими червями.

Устный опрос Письменный отчет о проделанной работе

§7, термины

7.

Тип Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Многообразие кольчатых червей.

Лаб.раб. №1 Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакцией на раздражение.

13.10


Иметь представление о классификации Кольчатых червей, их особенностях строения и многообразии. Знать представителей типа Кольчатых класса Многощетинковых и их значение в природе и жизни человека.

Познавательные УУД: уметь подбирать критерии для характеристики объектов, работать с понятийным аппаратом, сравнивать и делать выводы Систематизируют кольчатых червей. Дают характеристику типа Кольчатые черви

Регулятивные УУД: умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки.

Коммуникативные УУД уметь воспринимать разные виды информации. Уметь отвечать на вопросы учителя, слушать ответы других.


Понимать необходимость бережного отношения к природе. Уметь объяснять необходимость знаний о животных типа Кольчатые черви, об особенностях представителей разных классов для понимания их роли в природе.

Устный опрос Письменный отчет о проделанной работе

§9, термины

8.

Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Лаб.раб №2 Изучение строения моллюсков и их раковин

20.10



Определяют понятия: «раковина», «мантия», «мантийная полость», «лёгкое», «жабры», «сердце», «тёрка», «пищеварительная железа», «слюнные железы», «глаза», «почки», «дифференциация тела»



Познавательные УУД: знания общей характеристики типа Моллюсков. Знания о местообитании, строении и образе жизни представителей класса Брюхоногие

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.


Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования

Устный опрос Письменный отчет о проделанной работе

§11

9.

Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.


27.10


Определяют понятия: «водно‑сосудистая система», «известковый скелет». Сравнивают между собой представителей разных классов иглокожих Умение различать классы Иглокожих, их разнообразия и образа жизни. Умение сравнивать представителей разных классов.


Познавательные УУД: особенностей строения типа Иглокожие

Регулятивные УУД: уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя, и одноклассников, умение выступать и оценивать свои выступления и выступления одноклассников.

Познавательный интерес к естественным наукам Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Эстетическое восприятие живой природы

Устный опрос

§13, термины

10.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные, Паукообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Лаб.раб №3 Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.

Экскурсия №1 Разнообразие и роль членистоногих в природе

10.11


Определяют понятия: «наружный скелет», «хитин», «сложные глаза», «мозаичное зрение», «развитие без превращения», «паутинные бородавки», «паутина», «лёгочные мешки», «трахеи», «жаберный тип дыхания», «лёгочный тип дыхания», «трахейный тип дыхания», «партеногенез».

Познавательные УУД: происхождения членистоногих; знания о многообразии членистоногих. Знания о местообитаниях членистоногих

Регулятивные УУД: проводят наблюдения за ракообразными. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы.

Коммуникативные УУД отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.


Устный опрос Письменный отчет о проделанной работе

§14, вопросы

11.

Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Лаб.раб №4 Изучение представителей отрядов насекомых.

17.11


Определяют понятия: «инстинкт», «поведение», «прямое развитие»,

«непрямое развитие».


Познавательные УУД: знания общей характеристики насекомых. Знания о местообитании, строении и образе жизни пчелы

Регулятивные УУД: выполняют

непосредственные наблюдения за насекомыми. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы.

Коммуникативные УУД: отстаивают свою точку зрения, приводят аргумент. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Осознание своих возможностей в учении. Повышать интерес к получению новых знаний. Уважать себя и верить в успех других.


Устный опрос Письменный отчет о проделанной работе

§15, выполнение табл.»Сходства и различия»

12.

Отряды насекомых. Обобщение знаний по теме Беспозвоночные.

24.11


Знания о местообитании, строении и образе жизни насекомых.



Познавательные УУД: работают с текстом параграфа выделять в нем главное

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности

Коммуникативные УУД: готовят презентацию изучаемого материала с помощью компьютерных технологий.

Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.

тест

§19, термины

13.

Тип Хордовые. Многообразие хордовых животных (типы и классы хордовых). Класс Ланцентники. Позвоночные животные.


01.12


Определяют понятия: «хорда», «череп», «позвоночник», «позвонок». Распознают животных типа Хордовых.

Выделяют особенности строения ланцетника для жизни воде. Объясняют роль в природе и жизни человека.

Познавательные УУД : получают информацию о значении данных животных в природе и жизни человека, работают с учебником и дополнительной литературой

Регулятивные УУД: составляют таблицу «Общая характеристика типа хордовых, корректируют вои знания

Коммуникативные УУД: высказывают свою точку зрения, задают вопросы, выражают свои мысли

Осознают и осмысливают информацию о характерных особенностях животных Типа Хордовые, их многообразии, значении в природе и жизни человека



Устный опрос

§20, подготовить сообщение »Хрящевые рыбы – кто они.»

14.

Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение;

Лаб.раб №7 Изучение строения рыб, наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

08.12


Определяют понятия: «чешуя», «плавательный пузырь», «боковая линия», «хрящевой скелет», «костный

скелет», «двухкамерное сердце».

Называют органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде.

Выделяют особенности строения рыб.


Познавательные УУД распознают и описывают внешнее строение и особенности передвижения рыб в связи со средой обитания

Регулятивные УУД: определяют цель работы : корректируют свои знания Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы.

Коммуникативные УУД: умение работы а парах, высказывают свою точку зрения, выражают в ответах свои мысли

Осознают и осмысливают информацию о характерных особенностях животных класса Рыбы, их многообразии, значении в природе и жизни человека.



Устный опрос Письменный отчет о проделанной работе

§21,22 термины

15.

Полугодовая контрольная работа

15.12



Навыки владения полученным материалом

Познавательные УУД :

умение оценивать конечный результат

Регулятивные УУД:

развивается умение анализировать

Коммуникативные УУД: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе

Формируются навыки логического мышления

тест

повторение

16.

Надкласс Рыбы: биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

22.12


Распознают и описывают представителей систематических групп рыб. Доказывают родство хрящевых рыб с ланцетниками.


Познавательные УУД: характеризуют многообразие, образ жизни, места обитания хрящевых рыб.

Выявляют черты сходства и различия между представителями изучаемых отрядов оценивают собственные результаты.

Регулятивные УУД: корректируют свои знания:

Коммуникативные УУД:

работают с дополнительными

источниками информации.


Развивают любознательность, развивают интерес к окружающему миру

Устный опрос

§22,23 вопросы

17.

Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.


29.12


Определяют понятия: «головастик», «лёгкие». Распознают и описывают внешнее строение Земноводных.

Выделяют особенности строения в связи со средой обитания.

Сравнивают внешнее строение земноводных и рыб.


Познавательные УУД: выявляют различия в строении рыб и земноводных. Раскрывают значение земноводных в природе

Регулятивные УУД: корректируют свои знания Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки

Коммуникативные УУД:

умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения.

Осознают и осмысливают информации о характерных особенностях животных класса Земноводных, их многообразии, значении в природе и жизни человека.

Устный опрос

§24, термины

18.

Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.


12.01


Определяют понятия: «внутреннее оплодотворение», «диафрагма», «кора больших полушарий». Определяют принадлежность к типу, классу и распознают распространённых представителей класса.


Познавательные УУД: сравнивают строение земноводных и пресмыкающихся

Регулятивные УУД: уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Уметь самостоятельно контролировать своё время Коммуникативные УУД: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Уметь терпимо относится к мнению другого человека и при случаи признавать свои ошибки.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой.


Устный опрос

§25, термины

19.

Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лаб.раб №6 Изучение внешнего строения птиц.

19.01


Определяют понятия: «гнездовые птицы», «выводковые птицы»,

«двойное дыхание», «воздушные мешки орнитология, крылья, перьевой покров, обтекаемая форма тела, цевка, киль, полые кости, отсутствие зубов, крупные глазницы, воздушные мешки, высокий обмен веществ, теплокровность,.


Познавательные УУД: проводят наблюдения за внешним строением птиц.

Регулятивные УУД: устанавливают цели лабораторной работы. Составляют план и последовательность действий.

Коммуникативные УУД: интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга.


Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам

Устный опрос Письменный отчет о проделанной работе

§27, вопросы

20.

Экскурсия 2. Изучение многообразия птиц

26.01


Определяют понятия: «роговые пластинки», ««хищные птицы», «растительноядные птицы», «оседлые птицы», «кочующие птицы», «перелётные птицы».

Познавательные УУД:

выявляют черты сходства и различия в строении, образе жизни и поведении представителей указанных отрядов птиц.

Регулятивные УУД: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Коммуникативные УУД: работают в группах с учебником и дополнительной

литературой. Готовят презентацию на основе собранных материалов.

Иметь навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками. Уметь грамотно использовать в устной и письменной речи биологическую терминологию.

Устный опрос

§.28, термины

21.

Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение

Лаб. Работа №7 Изучение строения млекопитающих

02.02


Определяют понятия Шерстяной покров. Железы млекопитающих. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые «яйцекладущие», «настоящие звери», «живорождение», «матка». Знать общую характеристику. Строение кожи.



Познавательные УУД: сравнивают изучаемые классы животных между собой. Выявляют приспособленности этих животных к различным условиям и местам обитания.

Регулятивные УУД: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Коммуникативные УУД: умение работать с дополнительными источниками информации использование для поиска возможности Интернета.

Формирование бережного отношения к природе


Устный опрос

§31, терми-ны

22.

Класс Млекопитающие: биологические и экологические особенности; приспособление к различным средам обитания.

09.02


Учащиеся должны знать признаки экологических групп млекопитающих, характеризовать роль животных в природе и хозяйств. Деятельности человека.


Познавательные УУД : работают с текстом параграфа. Сравнивают представителей изучаемых отрядов между собой.

Регулятивные УУД: составляют план и последовательность действий.

Коммуникативные УУД:

умение работать с дополнительными источниками информации использование для поиска возможности Интернета

Формирование бережного отношения к природе

Уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Устный опрос

§33, вопро-сы

23.

Класс Млекопитающие: Значение природе и жизни человека

Экскурсия №3 Разнообразие млекопитающих.

16.02


Определяют понятия « видоизменение конечностей», « вторично-водные животные», «зубная формула и её значение в систематик

Миграция, цедильный аппарат, бивни, хобот, хищные зубы.


Познавательные УУД: представители отрядов: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные.

Регулятивные УУД:

составляют план и последовательность действий

Коммуникативные УУД:

умение работать с дополнительными источниками информации использование для поиска возможности Интернета

Отрабатывают умение работы с разными источниками информации.


Устный опрос

§.35, вопро-сы

24.

Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Охрана редких и исчезающих видов животных.. Обобщение знаний по теме Хордовые.

2.03


Определяют понятия: «копыта», рога», «сложный желудок», «жвачка».



Познавательные УУД: представители отрядов: Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы. Копыто, рога, сложный желудок, жвачка. Приматы, человекообразные обезьяны

Регулятивные УУД: составляют план и последовательность действий.

Коммуникативные УУД:

умение работать с дополнительными источниками информации использование для поиска возможности Интернета

Умение соблюдать дисциплину на уроке.


Устный опрос

§34, вопро-сы

Эволюция строения и функций органов и их систем 6 часов

25.

Покровы тела. Опорно-двигательная система животных. Способы передвижения и полости тела животных

Лаб.раб №8 Изучение особенностей различных покровов тела

9.03


Определяют понятия «покровы тела животных; особенности строения покровов тела у разных групп животных;

объяснять закономерности строения покровов тела. Уч-ся должны знать, какие изменения претерпела опорно-двигат. Система животных в процессе эволюции.

Познавательные УУД:

умеют анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

Регулятивные УУД: сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Коммуникативные УУД: сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Осмысливание темы урока,

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Устный опрос Письменный отчет о проделанной работе

§38, 39;

вопро-сы

26.

Органы дыхания и газообмен


16.03


Учащиеся должны знать особенности дыхательных структур и типы газообмена у разных групп животных.


Познавательные УУД : способы дыхания у животных и органы, участвующие в дыхании; особенности строения дыхательной системы органов у разных групп животных;

эволюцию органов дыхания у животных.

Регулятивные УУД: сравнивать строение органов дыхания животных разных систематических групп. Коммуникативные УУД: умение распределять обязанности и взаимно контролировать друг друга, учиться самостоятельно организовывать речевую деятельность в устной и письменной формах.

У учащихся формируется научное мировоззрение на основе сравнения органов дыхания и характера газообмена у животных разных групп и установления их усложнения.

Устный опрос Письменный отчет о проделанной работе

§39, терми-ны

27.

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

23.03


Учащиеся должны знать особенности строения органов и процессов пищеварения у животных разных систематических групп.

Познавательные УУД : объяснять закономерности строения органов пищеварения и механизмы их функционирования, сравнивать строение пищеварительных органов животных разных систематических групп;

Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность, умение вносить коррективы в план действий

Коммуникативные УУД: умение договариваться и вести дискуссию, правильно выражать свои мысли.

Способность к решению моральных проблем через организацию питания домашних животных, осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Устный опрос

§.40, вопро-сы

28.

Кровеносная система. Кровь

06.04


Учащиеся должны знать о составе и значении крови, об особенностях строения органов кровообращения у животных разных систематических групп.

Познавательные УУД: определяют понятия: «сердце», «капилляры», «вены», «артерии»,

Регулятивные УУД:

сравнивают кровеносные Интерес к приобретению новых знаний, толерантное отношение к животным.системы животных разных систематических групп. Выявляют признаки сходства и различия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных.

Коммуникативные УУД: обсуждение результатов работы

Интерес к приобретению новых знаний, толерантное отношение к животным.


Устный опрос

§41, вопро-сы

29.

Органы выделения

13.04


Учащиеся должны знать особенности строения органов выделения животных разных систематических групп, их роль в обмене веществ и превращении энергии

Познавательные УУД : определяют понятия: «выделительная система», «канальцы», «почка», «мочеточник», «мочевой пузырь», «моча», «клоака».

Регулятивные УУД: сравнивают выделительные системы животных разных систематических групп. Дают характеристику эволюции систем органов животных

Коммуникативные УУД: умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала.

Отработка умений работы с текстом, формирование правильной самооценки.

Устный опрос

§42, заполнение таблицы

30.

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Органы чувств. Регуляция деятельности организма


20.04


Учащиеся должны знать особенности строения нервной системы животных разных систематических групп, иметь представление о рефлексе и инстинкте, как основного сложного поведения животных. Знать особенности строения органов чувств

Познавательные УУД : определяют понятия: «раздражимость», «нервная ткань», «нервная сеть», «нервный узел», «нервная цепочка», «нервное кольцо», «нервы», «головной мозг», «спинной мозг», «большие полушария», «кора больших полушарий», «врождённый рефлекс», «приобретённый рефлекс», «инстинкт». Раскрывают значение нервной системы, органов чувств для жизнедеятельности животных.

Регулятивные УУД: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные УУД : получают биологическую информацию о нервной системе, инстинктах и рефлексах животных из различных источников, в том числе из Интернета.

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Устный опрос Письменный отчет о проделанной работе

§43,44

Термины

Индивидуальное развитие животных 1 час

31.

Продление рода. Органы размножения, Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Лаб.раб №9Изучение стадий развития животных и определение их возраста

Лаб.раб №10. Изучение строения куриного яйца

27.04


Учащиеся должны знать особенности строения органов размножения разных систематических групп.

органы размножения животных разных систематических групп. Объясняют отличия полового размножения у животных. Приводят доказательства преимущества полового размножения животных разных систематических групп по сравнению со всеми известными

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Коммуникативные УУД:

получают биологическую информацию об органах размножения из различных источников, в том числе из Интернета.




Формирование личностных представлений о значении и необходимости продления рода.

Устный опрос Письменный отчет о проделанной работе

§45, заполнение

таблицы.

Развитие и закономерности размещения животных на земле 1 час

32.

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.


11.05


Учащиеся должны знать доказательства эволюции, закономерности размещения животных.

Познавательные УУД: описывают и характеризуют гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы. Выявляют факторы среды, влияющие на ход эволюционного процесса.

Регулятивные УУД: анализируют палеонтологические,

сравнительно‑анатомические и эмбриологические доказательства эволюции животных, принимают познавательную цель и сохраняют её при выполнении учебных действий.

Коммуникативные УУД: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

У учащихся формируется научное мировоззрение с учетом знаний о причинах эволюции.


Устный опрос

§51, 52.

Вопросы

Биоценозы 2 часа

33.

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Экскурсия №4 Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

18.05


Учащиеся должны знать компоненты биоценоза, его структуру, причины его устойчивости; уметь объяснять значение биологического разнообразия для повышения устойчивости биоценоза.

Познавательные УУД: изучают признаки биологических объектов: естественного и искусственного биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов.

Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность, умение вносить коррективы в план действий.

Коммуникативные УУД: поддерживают дискуссию.

Формирование основ экологического сознания.

Устный опрос

§53, вопро-сы

34.

Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсия №5 Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

25.05


Учащиеся должны знать компоненты биоценоза, его структуру, причины его устойчивости; уметь составлять пищевые цепи в биоценозе

Познавательные УУД: изучают признаки биологических объектов: естественного и искусственного биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов.

Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность, умение вносить коррективы в план действий.

Коммуникативные УУД: поддерживают дискуссию

Формирование основ экологического сознания.

Устный опрос

§54, вопросы

Животный мир и хозяйственная деятельность человека 1 час

35.

Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Экскурсия №6 Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.


31.05


Учащиеся должны быть знакомы с основными законами об охране животного мира, с мерами охраны животного мира и рационального использования животных

Познавательные УУД : знакомство с законами об охране животного мира:

федеральными, региональными.

Знать основы системы мониторинга.

Регулятивные УУД: законодательные акты Российской Федерации об охране животного мира. Знакомятся с местными законами. Составляют схемы мониторинга

Коммуникативные УУД: уметь проводить элементарные исследования, работать с различными источниками

Информации.

Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования

Устный опрос

§55




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!