Структура рабочей программы:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса……………………….…3 стр.
2. Содержание учебного предмета, курса…………………………………………………… 5 стр.
3. Тематическое планирование с указанием часов на освоение каждой темы……………7 стр.
1. Планируемые результаты освоения основного предмета, курса
Личностные:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные: освоения обучающиеся основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологичес-кой информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
В результате изучения биологии обучающиеся научатся:
характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
использовать методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Раскрывать роль биологии в практической деятельности людей, роль различных организмов в жизни человека;
Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биология;
Работать с увеличительными приборами, наблюдать микрообъекты и процессы; делать рисунки микропрепаратов, фиксировать результаты наблюдений;
Устанавливать связь строения частей клетки с выполняемыми функциями;
Сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения;
Находить связь строения и функции клеток разных тканей; раскрывать сущность процессов жизнедеятельности клеток; выделять существенные признаки строения клеток разных царств; делать выводы о единстве строения клеток представителей разных царств и о том, какой объект имеет более сложное строение;
Доказывать родство организмов на основе их клеточного строения;
Объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
Выявлять особенности сред обитания, раскрывать сущность приспособления организмов к среде обитания;
Выделять существенные признаки вида, объяснять причины многообразия видов;
Аргументировать необходимость сохранения биологического разнообразия для сохранения биосферы; анализировать и оценивать влияние деятельности человека на биосферу.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта или исследования по биологии;
Выдвигать версии решения биологических и экологических проблем;
Наблюдать биологические объекты и проводить биологические эксперименты;
Работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправлять ошибки, используя самостоятельно подобранные средства ( в том числе Интернет);
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик биологического объекта; преобразовывать биологическую информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации; определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
Соблюдать принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха.
Получат возможность научится
различать:
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом: клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, организмы) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
2. содержание учебного предмета, курса
9 класс
Биология. Введение в общую биологию
(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (3 часа)
Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.
Демонстрацияи
Портреты ученых, внесших значительный вклад в развитие биологической науки.
Предметные результаты
Обучающиеся должны знать:
— свойства живого;
— методы исследования биологии;
— значение биологических знаний в современной жизни.
Обучающиеся должны иметь представление:
— о биологии, как науке о живой природе;
— о профессиях, связанных с биологией;
— об уровневой организации живой природы.
Раздел 1. Молекулярный уровень (11 часов)
Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.
Демонстрация
Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.
Лабораторные и практические работы
№1 Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой
Предметные результаты:
Обучающиеся должны:
— знать состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого;
— иметь первоначальные систематизированные представления о молекулярном уровне организации живого, о вирусах как неклеточных формах жизни;
— получить опыт использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов.
Раздел 2. Клеточный уровень (15 часов)
Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы.
Демонстрация
Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
№2 Лабораторные и практические работы
Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.
Предметные результаты
Обучающиеся должнызнать:
— основные методы изучения клетки;
— особенности строения клетки эукариот и прокариот;
— функции органоидов клетки;
— основные положения клеточной теории;
— химический состав клетки.
Обучающиеся должны иметь представление:
— о клеточном уровне организации живого;
— о клетке как структурной и функциональной единице жизни;
— об обмене веществ и превращение энергии как основе жизнедеятельности клетки;
— о росте, развитии и жизненном цикле клеток;
— об особенностях митотического деления клетки.
Обучающиеся должны получить опыт:
— использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения клеток живых организмов.
Раздел 3. Организменный уровень (13 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Демонстрация
Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.
№3Лабораторные и практические работы
Выявление изменчивости организмов. На примере растений и животных обитающих в Ипатовском районе.
Предметные результаты
Обучающиеся должны знать:
— сущность биогенетического закона;
— основные закономерности передачи наследственной информации;
— закономерности изменчивости;
— основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов;
— особенности развития половых клеток.
Обучающиеся должны иметь представление:
— организменном уровне организации живого;
— о мейозе;
— об особенностях индивидуального развития организмов;
— об особенностях бесполого и полового размножения организмов;
— об оплодотворении и его биологической роли.
Тема 4. Популяционно-видовой уровень (8 часов)
Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция — элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды.
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация
Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
№4 Лабораторные и практические работы
Изучение морфологического критерия вида. На примере растений и животных обитающих в Ипатовском районе.
Экскурсии
Причины многообразия видов в природе.
Предметные результаты
Обучающиеся должны знать:
— критерии вида и его популяционную структуру;
— экологические факторы и условия среды;
— основные положения теории эволюции Ч. Дарвина;
— движущие силы эволюции;
— пути достижения биологического прогресса.
Обучающиеся должны иметь представление:
— о популяционно-видовом уровне организации живого;
— о виде и его структуре;
— о влиянии экологических условий на организмы;
— о происхождении видов;
— о развитии эволюционных представлений;
— о синтетической теории эволюции;
— о популяции как элементарной единице эволюции;
— о микроэволюции;
— о механизмах видообразования;
— о макроэволюции и ее направлениях.
Обучающиеся должны получить опыт:
— использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения морфологического критерия видов.
Раздел 5. Экосистемный уровень (6 часов)
Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация
Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем. Фотографии экосистем окрестностей города Ипатово.
Экскурсии №1
Биогеоценоз.
Предметные результаты
Обучающиеся должны знать:
— критерии вида и его популяционную структуру;
— экологические факторы и условия среды;
— основные положения теории эволюции Ч. Дарвина;
— движущие силы эволюции;
— пути достижения биологического прогресса.
Обучающиеся должны иметь представление:
— о популяционно-видовом уровне организации живого;
— о виде и его структуре;
— о влиянии экологических условий на организмы;
— о происхождении видов;
— о развитии эволюционных представлений;
— о синтетической теории эволюции;
— о популяции как элементарной единице эволюции;
— о микроэволюции;
— о механизмах видообразования;
— о макроэволюции и ее направлениях.
Обучающиеся должны получить опыт:
— использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения морфологического критерия видов.
Раздел 6.Биосферный уровень (12 часов)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования.
Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация
Модели-аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.
№5 Лабораторные и практические работы
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Экскурсии №2
В краеведческий музей или на геологическое обнажение.
Экскурсия в районный музей.
Предметные результаты
Обучающиеся должны знать:
— основные гипотезы возникновения жизни на Земле;
— особенности антропогенного воздействие на биосферу;
— основы рационального природопользования;
— основные этапы развития жизни на Земле.
Обучающиеся должны иметь представление:
— о биосферном уровне организации живого;
— о средообразующей деятельности организмов;
— о взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
— о круговороте веществ в биосфере;
— об эволюции биосферы;
— об экологических кризисах;
— о развитии представлений о происхождении жизни и современном состоянии проблемы;
— о доказательствах эволюции;
— о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.
Обучающиеся должны демонстрировать:
— знание основ экологической грамотности — оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.
Метапредметные результаты:
Обучающиеся должны уметь:
— определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;
— классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;
— самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;
— при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;
— формулировать выводы;
— устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;
— применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
— владеть приемами смыслового чтения, составлять тезисы и план-конспекты по результатам чтения;
— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
— использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;
— демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни.
Личностные результаты обучения
Обучающиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— осознавать, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;
— понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия.
3. Тематическое планирование
9 класс
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
План | факт |
Введение (3 часа) |
1 | Биология – наука о жизни | 1 | | | |
2 | Методы исследования биологии | 1 | | | |
3 | Сущность жизни и свойство живого | 1 | | | |
| Глава 1. Молекулярный уровень (9 часов) |
4 | Молекулярный уровень: общая характеристика | 1 | | | |
5 | Углеводы | 1 | | | |
6 | Липиды | 1 | | | |
7 | Состав и строение, функции белков | 1 | | | |
8 | Нуклеиновые кислоты | 1 | | | |
9 | АТФ и другие органические соединения | 1 | | | |
10 | Биологические катализаторы | 1 | | | |
11 | Вирусы | 1 | | | |
12 | Обобщение и контроль знаний по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы» | 1 | | | |
Глава 2. Клеточный уровень (14 часов) |
13 | Основные положения клеточной теории | 1 | | | |
14 | Клеточная мембрана | 1 | | | |
15 | Ядро. Хромосомный набор клетки | 1 | | | |
16 | ЭПС. Рибосомы. Комплекс | 1 | | | |
17 | Комплекс Гольджи. Лизосомы | 1 | | | |
18 | Митохондрии. Пластиды | 1 | | | |
19 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения | 1 | | | |
20 | Различия и строении клеток прокариот и эукариот (подведение итога о строении клетки) | 1 | | | |
21 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм | 1 | | | |
22 | Энергетический обмен в клетке | 1 | | | |
23 | Типы питания клетки. Фотосинтез. Хемосинтез | 1 | | | |
24 | Синтез белков в клетке | 1 | | | |
25 | Деление клетки. Митоз | 1 | | | |
26 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Клеточный уровень организации живого» | 1 | | | |
Глава 3. Организменный уровень (14 часов) |
27 | Размножение организмов. Бесполое размножение | 1 | | | |
28 | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение | 1 | | | |
29 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон | 1 | | | |
30 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет | 1 | | | |
31 | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание | 1 | | | |
32 | Дигибридное скрещивание | 1 | | | |
33 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана | 1 | | | |
34 | Взаимодействие генов | 1 | | | |
35 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование | 1 | | | |
36 | Модификационная изменчивость. Норма реакции | 1 | | | |
37 | Мутационная изменчивость | 1 | | | |
38 | Основы селекции. Работы Вавилова Н. И. | 1 | | | |
39 | Основные методы селекции растения, животных и микроорганизмов | 1 | | | |
40 | Обобщение и контроль по теме: «Организменный уровень организации живого» | 1 | | | |
Глава 4. Популяционно-видовой уровень (2 часа) |
41 | Вид. Критерии вида | 1 | | | |
42 | Популяция | 1 | | | |
Глава 5. Экосистемный уровень (5 часов) |
43 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз | 1 | | | |
44 | Состав и структура сообщества | 1 | | | |
45 | Потоки вещества и энергии в экосистеме | 1 | | | |
46 | Продуктивность сообщества | 1 | | | |
47 | Саморазвитие экосистем | 1 | | | |
| Глава 6. Биосферный уровень (4 часа) |
48 | Биосфера. Среды жизни | 1 | | | |
49 | Средообразующая деятельность организмов | 1 | | | |
50 | Круговорот веществ в биосфере | 1 | | | |
51 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Биосферный уровень организации живого» | 1 | | | |
Глава 7. Основы учения об эволюции (9 часов) |
52 | Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин | 1 | | | |
53 | Изменчивость организмов | 1 | | | |
54 | Борьба за существование и ее формы | 1 | | | |
55 | Формы естественного отбора | 1 | | | |
56 | Изолирующие механизмы | 1 | | | |
57 | Видообразование | 1 | | | |
58 | Макроэволюция | 1 | | | |
59 | Основные закономерности эволюции | 1 | | | |
60 | Семинар по теме: «Основы учения об эволюции» | 1 | | | |
Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (6 часов) |
61 | Гипотезы возникновения жизни | 1 | | | |
62 | Развитие представлений о возникновении жизни | 1 | | | |
63 | Основные этапы жизни на Земле | 1 | | | |
64 | Развитие жизни в мезозое | 1 | | | |
65 | Развитие жизни в кайнозое | 1 | | | |
66 | Семинар по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле» | 1 | | | |
67-68 | Резервные уроки | 1 | | | |