РАССМОТРЕНА:на заседании ШМО МКОУ «Кульбакинская средняя общеобразовательная школа» Руководитель МО _________ Л.П. Нестеренко Протокол № от « »августа 2021 г. | ПРИНЯТА: на заседании педагогического совета МКОУ «Кульбакинская средняя общеобразовательная школа» Протокол № от « »августа 2021 г. | УТВЕРЖДЕНА: Директор школы МКОУ «Кульбакинская средняя общеобразовательная школа» _________ Т.В. Бондаренко Приказ № от « »сентября 2021 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по биологии
Вариант 1
8 класс
Учитель:
Нестеренко Людмила Петровна,
учитель географии и биологии,
I квалификационная категория
2021-2022 учебный год
Рабочая программа по биологии ОВЗ (8класс)
составлена на основе: Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
Устава Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Кульбакинская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области;
примерной основной образовательной программы соответствующей ступени обучения;
санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении «Кульбакинская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области;
учебного плана Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Кульбакинская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области (федерального и регионального компонента, компонента Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Кульбакинская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области);
годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
основной образовательной программы Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Кульбакинская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области;
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений .5-9 классы» Допущенной Министерством образования и науки РФ. Под редакцией В.В.Воронковой. Москва. Владос.2011г.
«Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений . Биология. Животные» Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Москва. Владос, 2011г.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей данного класса, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня.
Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основной задачей курса является:
-сообщение учащимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни животных);
-проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех животных, растений), бережного отношения к природе;
-формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, лето, весна в жизни животных;
-первоначальное ознакомление с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
-привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Коррекционно-развивающие задачи:
коррекция недостатков умственного развития учащихся;
в процессе знакомства с животными у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление;
дети имеют возможность устанавливать простейшие причинно - следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой;
взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
Основой для разработки структуры данной образовательной программы для данной категории детей является Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ. Согласно данной концепции можно выделить основные взаимосвязанные содержательные линии при обучении биологии. Это:
Овладение основными знаниями по биологии.
Развитие способности использовать знания по биологии и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой природы.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
воспитание культуры личности, отношения к биологии как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к творчеству и биологических способностей;
2) в метапредметном направлении
• формирование представлений о биологии как части общечеловеческой культуры, о значимости биологии в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о биологии как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта естественнонаучного моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для биологии и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении
овладение конкретными биологическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
формирование представлений о биологических идеях и методах;
формирование представлений о биологии как форме описания и методе познания действительности;
овладение биологическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для биологического развития, формирования механизмов мышления, характерных для естественнонаучной деятельности.
4) в направлении обеспечения прав участников образовательного процесса на получение качественного образования:
обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии; сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ.
Планируемые результаты усвоения учебного предмета «Биология»
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. В результате изучения курса у выпускников основной школы будут сформированы биологические знания, умения, навыки и представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Рабочая программа выделяет два уровня овладения образовательными результатами:
минимальный - является обязательным для всех обучающихся включая детей с задержкой психического развития ;
достаточный - не является обязательным для детей с задержкой психического развития ( в дальнейшем параметры данного уровня будут указываться специальным значком )
Личностные результаты обучения биологии:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы,
формирование толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии в 8 классе являются:
основные отличия животных от растений;
признаки сходства и различия между изученными группами животных;
общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а так же в хозяйственной деятельности человека;
основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме оценивания ЗУН обучающихся по четвертям и по итогам года.
Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект: учебник А.И. Никишов, А.В. Теремов. Биология. Животные. 8 класс.- Москва «Просвещение» 2009 год.
Введение.
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных
Беспозвоночные животные.
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
Черви.
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Демонстрация живого червя или влажного препарата.
Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые.
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.
Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные.
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.
Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.
Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.
Значение и охрана земноводных.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.
Демонстрация влажных препаратов.
Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.
Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.
Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.
Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.
Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.
Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.
Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.
Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.
Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид,и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и знчение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья.
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.
Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.
Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.
Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.
Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.
Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.
Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки.
Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Приматы. Общая характеристика.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.
Практическая работа на учебном подсобном хозяйстве: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.
Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа.
Формы учебной деятельности – коллективная, групповая, индивидуальная.
Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования.
Технологии обучения:
- дифференцированное обучение;
- личностно-ориентированное обучение.
Содержание тем учебного курса
№п/п | Тематические разделы | Кол-во часов |
1. | Введение | 2 |
2. | Беспозвоночные животные. Черви. Насекомые | 2 7 |
3. | Позвоночные животные. Рыбы. Земноводные. | 7 3 |
| Пресмыкающиеся. Птицы. | 3 12 |
| Млекопитающие. | 16 |
| Сельскохозяйственные млекопитающие | 14 |
4. | Экскурсии и практические работы | 4 |
| Всего | 70 |
Календарно – тематическое планирование
8к класс
№ урока | Тема | | Цель | Коррекционная работа | Основные понятия | Виды учебной деятельности | Домашнее задание | Дата проведения |
| | | | Введение 2ч. | | | | |
1 | Многообразие животного мира. | 1 | Сформировать понятие о многообразии животного мира, познакомить с некоторыми конкретными представителями данных групп, встречающимися на Земном шаре и относящихся к группе редких и исчезающих видов. | Развивать умение классифицировать животных по данному основанию, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы | Гепард. Страус. | Схематические зарисовки и записи в тетрадях | Стр.3-6 | |
2 | Значение животных и их охрана. | 1 | Рассказать о значении животных в природе и для человека, познакомить с животными Красной книги, выявить меры охраны животных. | Развивать мыслительную деятельность детей, умение сравнивать и соотносить; расширять кругозор и словарный запас. | | Схематические зарисовки и записи в тетрадях | Стр.6-10 | |
| | | | Черви 2ч. | | | | |
3 | Общие признаки беспозвоночных животных Дождевой червь | 1 | Познакомить обучающихся с общими признаками беспозвоночных животных, особенностями внешней и внутренней организацией дождевого червя, как представителя типа кольчатые черви. | Формирование умений решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать. Формирование критического мышления | Черви. Дождевые черви. Пиявки. Трубочники. | Демонстрация живого дождевого червя, записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб.тетр. с.1 № 1,2 | Стр.10-15 | |
4 | Круглые черви – паразиты человека | 1 | Выяснить особенности строения и процессов жизнедеятельности круглых червей, многообразие их видов, рассмотреть черты приспособленности человеческой аскариды к паразитизму. | Развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником. Формирование критического мышления. | Глисты. Аскариды. | Схематические зарисовки и записи в тетрадях | Стр.15-20 | |
| | | | Насекомые 7ч. | | | | |
5 | Внешнее строение и образ жизни насекомых. | 1 | Дать представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и их образе жизни. Познакомить с представителями этого класса. Учить распознавать их и отличать от представителей других классов. | Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия. Развивать речь, обогащать активный словарный запас. | Дыхальца | Наблюдения за живыми насекомыми Раб. тетр. с.2 № 1 Схематические зарисовки и записи в тетрадях | Стр.20-23 | |
6 | Бабочка – капустница. | 1 | Познакомить учащихся с особенностями внешнего вида бабочки капустницы и вреде наносимом сельскому хозяйству. | Развитие мыслительных операций; активизация словарного запаса | Бабочка – капустница. | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, демонстрация коллекции насекомых Раб. тетр. с.3 № 5 | Стр.23-25 | |
7 | Яблонная плодожорка | 1 | Познакомить учащихся с особенностями внешнего вида яблонной плодожорки и вреде наносимом сельскому хозяйству. | Развитие мыслительных операций; активизация словарного запаса | Яблонная плодожорка | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, демонстрация насекомых Раб. тетр. с.6 № 11 | Стр.25-27 | |
8 | Майский жук. | 1 | Познакомить учащихся с особенностями внешнего вида майского жука | Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия. Развивать речь, обогащать активный словарный запас. | Майский жук. | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, демонстрация насекомых Раб. тетр. с.2 № 1,2,3,4 | Стр.27-29 | |
9 | Комнатная муха | 1 | Познакомить учащихся с особенностями внешнего вида комнатной мухи | Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия. Развивать речь, обогащать активный словарный запас. | Комнатная муха | Записи и схематические зарисовки в тетрадях демонстрация насекомых. | Стр.29-31 | |
10 | Медоносная пчела | 1 | Познакомить учащихся с особенностями внешнего вида медоносной пчелы, раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; её ролью в природе и жизни человека. | Развитие мыслительных операций; активизация словарного запаса | Рой. Пчеловодство | Демонстрация коллекции пчёл, схематические зарисовки и записи в тетрадях. Раб. тетр. с.4 № 7,8,9 | Стр.31-35 | |
11 | Тутовый шелкопряд | 1 | Познакомить учащихся с особенностями внешнего вида тутового шелкопряда | Развитие мыслительных операций; активизация словарного запаса | Куколка | Демонстрация коллекции насекомых, схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.5 № 10; с.6,№ 11 | Стр.35-44 | |
| | | | Рыбы 7ч. | | | | |
12 | Внешнее строение и скелет рыбы. | 1 | Сформировать представление о внешнем строении и скелете рыб. | Развивать логическое мышление, умение сравнивать, выделять главное. | Слизь. | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.8 № 1,2,3; с.9 №5 | Стр.45-50 | |
13 | Внутреннее строение рыбы | 1 | Сформировать представление внутреннем строении рыб. | Развивать логическое мышление, умение сравнивать, выделять главное. | Жабры | Записи и схематические зарисовки в тетрадях Раб. тетр. с.11 № 10 | Стр.50-52 | |
14 | Размножение рыб | 1 | Показать особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида | Развивать умение анализировать информацию, расширять кругозор учащихся | Икринки. Личинки. Мальки. | Записи и схематические зарисовки в тетрадях Раб. тетр. с.10 № 7 | Стр.52-54 | |
15 | Речные рыбы | 1 | Уточнить и расширить представления детей о речных рыбах | Работать над расширением словарного запаса детей; формирование фразовой речи | Окунь. Щука. | Записи и схематические зарисовки в тетрадях Раб. тетр. с.9 №,4, 6 | Стр.54-56 | |
16 | Морские рыбы | 1 | Уточнить и расширить представления детей о морских рыбах | Работать над расширением словарного запаса детей; формирование фразовой речи | Треска. Океаническая сельдь. Стаи (косяки). | Записи и схематические зарисовки в тетрадях Раб. тетр. с.10 № 8 | Стр.56-59 | |
17 | Рыболовство и рыбоводство | 1 | Познакомить учащихся с рыболовством и рыбоводством, дать понятие о значении данной отрасли сельского хозяйства | Работать над расширением словарного запаса детей; формирование фразовой речи | Рыболовство и рыбоводство. Трал. | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.12 № 11, 12,13 | Стр.59-61 | |
18 | Рациональное использование и охрана рыб | 1 | Создать условия для формирования учебно-познавательной компетенции в ходе расширения и закрепления знаний по теме «Рыбы», познакомить с рациональным использованием и охраной рыб. | Способствовать формированию навыков информационно-коммуникативной деятельности, используя самостоятельную работу с учебником, дополнительную информацию. | Белуга. Осётр. | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.12 № 11, 12,13 | Стр.61-72 | |
| | | | Земноводные 3ч. | | | | |
19 | Общие Признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки. | 1 | Раскрыть многообразие земноводных в связи с условиями жизни; определить общие признаки земноводных Формирование представлений о среде обитания и внешнем строении земноводных на примере лягушки | Развитие механической памяти на основе упражнений на запоминание слов. | Лягушки. Жабы. Тритоны. | Демонстрация в/ф; схематические зарисовки и записи в тетрадях. Раб. тетр. с.13 № 1,2,3 | Стр.72-75 | |
20 | Внутреннее строение земноводных | 1 | Познакомить учащихся с внутренним строением земноводных | Формирование умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни земноводных, анализировать, делать выводы | Филлобус – самая маленькая лягушка | Схематические зарисовки в тетрадях Раб. тетр. с.15 № 6,7 | Стр.75-77 | |
21 | Размножение и развитие лягушки | 1 | Познакомиться с размножением и развитием лягушки | Развивать мышление. Научиться сравнивать, обобщать Земноводные 3ч. | Органы пищеварения, кровообращения, нервная система. | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.17 № 8,9 | Стр.77-82 | |
22 | Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся | 1 | Выделить признаки, характерные для класса Пресмыкающихся; показать многообразие пресмыкающихся, особенности их строения, связанные с наземным образом жизни; ознакомить с чертами более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными. | Формирование умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни, анализировать, делать выводы | Прыткая ящерица. Обыкновенный уж. Обыкновенная гадюка. | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.18 № 1,2,3 | Стр.82-85 | |
23 | Внутреннее строение пресмыкающихся | 1 | Познакомить учащихся с внутренним строением пресмыкающихся | Формирование умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни, анализировать, делать выводы | Атмосферный воздух. Трёхкамерное сердце. Скелет. | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.19 № 4 | Стр.85-87 | |
24 | Размножение и развитие пресмыкающихся | 1 | Познакомить учащихся размножением и развитием пресмыкающихся | Развивать мышление. Научиться сравнивать, обобщать | Плотная кожистая оболочка. | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.20 № 6 | Стр.87-94 | |
| | | | Птицы 12ч. | | | | |
25 | Особенности внешнего строения птиц, скелет птиц. | 1 | Раскрыть особенности строения и скелета птицы, связанные с полетом и средой обитания. | Развивать мышление. Научиться сравнивать, обобщать | Ноздри. Крупные глаза. Маховые перья. Рулевые перья. | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.21 № 1,2 | Стр.94-95 | |
26 | Особенности скелета | 1 | Показать особенности скелета птицы, связанные с воздушной средой обитания и полетом. | Способствовать развитию логического мышления, умение сравнивать, анализировать, выделить причинно - следственные связи в природе. | Череп. Позвоночник. Скелет конечностей. Высокий гребень. | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.22 № 3,4 | Стр.95-99 | |
27 | Особенности внутреннего строения | 1 | Познакомить учащихся с особенностями внутреннего строения птиц | Развивать и корригировать словесно-логическое мышление через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, выполнение практической работы; развивать связную и монологическую речь, обогащать словарь. | Пищевод. Лёгкие. Сердце. Печень. Поджелудочная железа. Почки. Кишечник. Желудок. Кровеносные сосуды. Трахея. | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.23 № 5,6 | Стр.99-100 | |
28 | Размножение птиц | 1 | Познакомить учащихся с размножением и развитием птиц | Развивать и корригировать словесно-логическое мышление через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, выполнение практической работы; развивать связную и монологическую речь, обогащать словарь. | Зародыш. | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.24 № 7,8,9 | Стр.100-101 | |
29 | Птицы, кормящиеся в воздухе | 1 | Познакомить учащихся с птицами, кормящимися в воздухе, дать понятие о том, почему ласточки и стрижи целые дни проводят в воздухе. | Развивать и корригировать словесно-логическое мышление через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, выполнение практической работы; развивать связную и монологическую речь, обогащать словарь. | Ласточки. Стрижи – насекомоядные птицы. Перелётные птицы. Деревенские ласточки. Городские ласточки. | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.25 № 10 | Стр.105-107 | |
30 | Птицы леса | 1 | Сформировать представление о птицах леса, научить отличать птиц леса от других экологических групп. | Развивать и корригировать словесно-логическое мышление через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, выполнение практической работы; развивать связную и монологическую речь, обогащать словарь. | Большой пёстрый дятел. Синицы. Синичники. | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.25 № 11,12 | Стр.107-110 | |
31 | Хищные птицы | 1 | Познакомить учащихся с хищными птицами, научить отличать хищных птиц от других экологических групп. | Развивать и корригировать словесно-логическое мышление через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, выполнение практической работы; развивать связную и монологическую речь, обогащать словарь. | Степной орёл. Серая сова. | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.26-27 № 13, 14 | Стр.110-113 | |
32 | Птицы пресных водоёмов и болот | 1 | Сформировать представление учащихся о жизни пресного водоёма, познакомить с разнообразием птиц водоёмов и болот. | Развивать познавательный интерес учащихся; учить работать с дополнительной литературой, применять в работе ранее полученные знания, учить рассуждать и делать выводы. | Утки – кряквы. Гоголь. Серая утка. Плавательная перепонка. | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.28 № 15, 16 | Стр.113-117 | |
33 | Птицы, обитающие вблизи жилья человека | 1 | Продолжить формирование у учащихся знаний о различных экологических группах птиц; познакомить с многообразием, образом жизни и значением птиц, обитающих вблизи жилья человека | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия при прослушивании записи «голоса птиц» и просмотре фотографий птиц | Голуби. Воробьи. Трясогузки. | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.30 № 18 | Стр.117-127 | |
34 | Домашние куры | 1 | Расширять представление учащихся о группах птиц на основе знакомства с курицей | Развитие внимания и мышления с учётом субъективного опыта учащихся; развитие связной речи | Красный зубчатый гребень. Длинные серповидные перья. | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.30 № 19 | Стр.127-130 | |
35 | Домашние утки и гуси | 1 | Формировать у детей представления о домашних птицах (гуси, утки) их внешнем виде, питании | Развивать у детей психические процессы: внимание, память, мышление, речь. Способствовать пополнению пассивного и активного словаря, развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков. | | записи и схематические Зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.31 № 20 | Стр.130-131 | |
36 | Птицеводство | 1 | Сформировать у учащихся знания о птицеводстве как о важной отрасли сельского хозяйства. | Развить умение работать с литературой и выступать перед аудиторией, повысить уровень информационной культуры Млекопитающие 16ч. | Птицеводство | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.31 № 21 | Стр.131-136 | |
37 | Внешнее строение млекопитающих | 1 | Раскрыть особенности внешнего строения млекопитающих, связанные со средами их обитания. | Отработать умения распознавать зверей среди других классов Хордовых | Волосяной покров. Наружная ушная раковина. | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.32 № 1 | Стр.136-140 | |
38 | Особенности скелета и нервной системы | 1 | Познакомить учащихся с особенностями скелета и нервной системы | Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь. | Черепная коробка. Челюсти. Шейные, грудные, поясничные позвонки. Рёбра. Грудина. | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.32-33 № 2,3 | Стр.140-143 | |
39 | Внутренние органы | 1 | Познакомить учащихся с особенностями внутренних органов млекопитающих | Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь. | Большой круг кровообращения. Малый круг кровообращения. Левое предсердие. Правое предсердие. | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.33-34 № 4,5,6 | Стр.143-146 | |
40 | Грызуны | 1 | Актуализировать знания учащихся о роли грызунов в живой природе и хозяйственной деятельности человека; содействовать овладению учащимися способов, средств, которые помогут усвоению знаний о характерных признаках грызунов. | Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь. | Ласка. Суслик. Ондатра. | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.35 № 8,9 | Стр.146-149 | |
41 | Значение грызунов в природе и в жизни человека | 1 | Раскрыть биологические особенности грызунов. Показать их значение в природе и в жизни человека. Познакомить с хозяйственной деятельностью. | Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь. | | Записи и схематические зарисовки в тетрадях | Стр.149-151 | |
42 | Зайцеобразные | 1 | Познакомить учащихся с представителями семейства зайцеобразных, их внешним строением, питанием, особенностями строения зубов, размножением и значением в природе и жизни человека. | Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь. | Беляк. Русак. Дикий кролик. | Записи и схематические зарисовки в тетрадях | Стр.151-153 | |
43 | Разведение домашних кроликов | 1 | Знакомство с основными вопросами разведения кроликов. | Корригировать устную речь при работе над пересказом, развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь. | Кролиководческая ферма | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.37 № 12,13 | Стр.151-153 | |
44 | Хищные звери | 1 | Формировать представления об особенностях хищников | Способствовать развитию мыслительных процессов, связной устной речи | Плотоядные | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.37-38 № 14,15 | Стр.159-165 | |
45 | Дикие пушные хищные звери | 1 | Формировать представления об особенностях диких пушные хищных зверях. | Корригировать устную речь при работе над пересказом, развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь. | Соболь. Лесная куница. Европейская норка. | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.39 № 16 | Стр.165-168 | |
46 | Разведение норки на зверофермах | 1 | Познакомить учащихся с особенностями разведения норки на зверофермах | Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь. | Американская норка | Записи и схематические зарисовки в тетрадях | Стр.168-172 | |
47 | Домашние хищные звери – кошка, собака | 1 | Расширить представление о кошках и собаках | Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь. | Ризеншнауцер. Доберман. Ирландский сеттер. Ньюфаундленд. | Записи и схематические зарисовки в тетрадях | Стр.172-176 | |
48 | Ластоногие | 1 | Познакомить учащихся с представителями семейства ластоногих, их внешним строением, питанием, особенностями строения зубов, размножением и значением в природе | Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь. | Ластоногие | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.39 № 17 | Стр.176-178 | |
49 | Китообразные | 1 | Изучить млекопитающих животных, относящихся к китообразным. | Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью; развивать навыки восприятия. корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению | Китообразные | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.40 № 18,19,20 | Стр.178-181 | |
50 | Парнокопытные | 1 | Дать общую характеристику отряда парнокопытных, познакомить с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны | Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью; развивать навыки восприятия. корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению | Парнокопытные | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. | Стр.181-186 | |
51 | Непарнокопытные | 1 | Дать общую характеристику отряда непарнокопытных, познакомить с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны | Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью; развивать навыки восприятия. корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению | Непарнокопытные | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.41 № 21 | Стр.186-190 | |
52 | Приматы | 1 | Рассказать учащимся об особенностях строения, внешнего вида и образа жизни приматов | Развивать навык коммуникативного общения. С/х млекопитающие 12ч. | Приматы | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.43 № 24,26 | Стр.190-194 | |
53 | Корова | 1 | Познакомить учащихся с сельскохозяйственным млекопитающим животным корова. | Коррекция произвольного внимания. Коррекция речевого развития. | | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. | Стр.194-197 | |
54-55 | Содержание коров на фермах | 2 | Познакомить учащихся с содержанием коров на фермах | Коррекция произвольного внимания. Коррекция речевого развития. | Коровник | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. | Стр.197-198 Стр.199-200 | |
56 | Выращивание телят | 1 | Познакомить учащихся с выращиванием телят | Коррекция произвольного внимания. Коррекция речевого развития. | | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. | Стр.200-202 | |
57 | Овцы | 1 | Познакомить детей с овцами | Коррекция речи, внимания, мышления детей. | | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. | Стр.202-205 | |
58 | Содержание овец и выращивание ягнят | 1 | Познакомить детей с содержанием овец и выращиванием ягнят. Учить детей сравнивать уход за телятами и ягнятами. Находить общее и различия в их содержании. | Коррекция речи, внимания, мышления детей. | Овчарни | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. | Стр.205-207 | |
59 | Верблюды | 1 | Ознакомление со значением верблюдоводства в системе животноводства, продолжить развитие биологической грамотности, умения различать породы верблюдов | Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью; развивать навыки восприятия. корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению | Верблюдоводство | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. | Стр.207-209 | |
60 | Северные олени | 1 | Ознакомление со значением оленеводства в системе животноводства, продолжить развитие биологической грамотности. | Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью; развивать навыки восприятия. корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению | Оленеводство | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. | Стр.209-211 | |
61 | Домашние свиньи | 1 | Ознакомление со значением свиноводства в системе животноводства, продолжить развитие биологической грамотности. | Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью; развивать навыки восприятия. корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению | Свиноводство | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. | Стр.211-219 | |
62 | Содержание свиней на свиноводческих фермах. | 1 | Познакомить учащихся с содержанием свиней на свиноводческих фермах. | Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью; развивать навыки восприятия. корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению | Свинарники | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. | Стр.213-215 | |
63-64 | Выращивание поросят | 2 | Познакомить учащихся с выращиванием поросят | Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью; развивать навыки восприятия. корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению | Свиноматка | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. | Стр.215-216 Стр.216-217 | |
65 | Домашние лошади | 1 | Познакомить учащихся с отличительными особенностями, внешним строением тела, назначением домашних лошадей | Развивать слуховое и зрительное восприятие, устойчивость и переключение внимания, умения выделять главное, излагать свои мысли логически верно | Верховая езда | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. | Стр.217-219 | |
66 | Содержание лошадей и выращивание жеребят | 1 | Познакомить учащихся с содержанием лошадей и выращиванием жеребят | Развивать слуховое и зрительное восприятие, устойчивость и переключение внимания, умения выделять главное, излагать свои мысли логически верно | Конюх. Конюшня. | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. | Стр.219-221 | |
67 | Что мы узнали о животных? | 1 | Обобщить знания учащихся об основных свойствах живого организма, о строении и жизнедеятельности клетки, укрепить знания об органах и системах органов животного организма | Продолжить развивать у учащихся познавательные способности и интерес, а также продолжить развивать умения излагать свои мысли; при ответах выделять самое главное, извлекать информацию при слушании текста. | | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. | Стр.221-223 | |
68-69 | Наблюдение за птицами в парке (экскурсия) | 2 | Активизировать навыки самостоятельной работы учащихся по сбору нужной информации. Привить умения собирать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта. | Развивать умение наблюдать за природным объектом. Вовлечь в исследование. | | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. | Стр.223-226 Стр.226 | |
70 | Обобщение изученного за год | 1 | Обобщить знания, полученные за год | Продолжить развивать умения излагать свои мысли; | | | | |
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
В результате изучения курса биологии в 8 классе обучающиеся должны знать:
основные отличия животных от растений;
признаки сходства и различия между изученными группами животных;
общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).
Должны уметь:
узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;
рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
Список литературы:
Аксёнова А.К., Антропов А. П., Бгажнокова И. М. и др. Издание: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Русский язык. Математика. История. Этика. Природоведение. География. Естествознание. Изобразительная деятельность. Домоводство. Музыка. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2006 – 296 с.
Боднарук М. М., Ковылина Н. В. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы – М.: Учитель, 2007 – 174 с.
Бугай О. В., Микитюк А. Н. и др. Биология в определениях, таблицах и схемах. 6-11 кл. – Харьков, Ранок г. Харьков, 2008 – 128 с.
Дудкина О. П. Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания. – М: Учитель, 2010 – 255 с.
Ляшенко Н. В. и др. Биология. 6-11 классы: секреты эффективности современного урока. – М.: Учитель, 2010 – 189 с.
Степанчук Н. А. Справочник учителя биологии: законы, правила, принципы, биографии ученых. – М.: Учитель, 2010 – 167 с.
Никишов А.И., Теремов А.В. Биология. Животные. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009 г.