Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новоникулинская средняя школа
МО «Цильнинский район»Ульяновской области
РАССМОТРЕНО «СОГЛАСОВАНО»: «УТВЕРЖДАЮ»:
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы
Протокол № ____________Н. В. Грунина __________Л. Н. Алексанкина
от «____»_____20____г. «____» _________20____г. Приказ № ____ от________
Рабочая программа
по биологии СОО (ФГОС)
Наименование учебного предмета- Биология
Срок реализации программы, учебный год 2 года Класс 10-11
Учитель географии- Потапова Светлана Александровна
Количество часов по учебному плану: 10 класс-35 ч.,в неделю 1 час.,
11 класс-35ч.в неделю 1 ч.
Рабочую программу составил (а)_____ Потапова Светлана Александровна_
подпись расшифровка
Аннотация к рабочей программе по биологии (10-11 классы)
Программа рассчитана на обучение курса биологии учащихся 10-11 класса средней (полной) общеобразовательной (базового уровня) школы. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 6-9 классах. Рабочая программа по биологии для 10-11 класса к учебникам допущенным Министерством образования Российской федерации: Авторы: Ирина Пономарева, Ольга Корнилова . Изд.: Вентана-Граф. 2018 г.конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Данный курс биологии завершает курс биологии на уровне среднего общего образования.
Раскрытие учебного содержания в курсе общей биологии 10-11 клас-
сов проводится по разделам и темам, характеризующим особенности свойств
живой природы на разных уровнях организации жизни. Рассматриваются
структурные уровни: молекулярный, клеточный, организменный, популяци-
онно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Это определило общее
содержание курса биологии 10-11 классов.
Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии обеспечивает в 10 классе более тесную, преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов, а изучение в 11 классе биохимических процессов и явлений молекулярного уровня жизни - тесную связь с курсом химии.
К программе прилагается учебно-тематический план с указанием количества часов, определенного для изучения биологии в 10-11 классах на базовом уровне: по 35 часов в каждом учебном году (10 и 11 кл.) с 1 часом занятий в неделю.
Пояснительная записка по биологии
(10-11 классы)
Программа завершает курс биологии на уровне среднего общего образования, вызывает познавательный интерес к предмету, помогает выбрать дальнейшую траекторию образования. Программа также направлена на социальное развитие личности, сохранение физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.
Данная программа разработана на основе:
- Федерального государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне (рассчитана на 35часов, 1 час в неделю) для каждого курса, в соответствии с базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ.
- Программы курса «Биология» авторского коллектива, под руководством И.Н. Пономаревой для 10-11 классов (базовый уровень)
- в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской федерации: Авторы: Ирина Пономарева, Ольга Корнилова . Изд.: Вентана-Граф. 2018 г.
Программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) образования по биологии.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего общего образования (базовый уровень).
Программа ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей; формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.
Для этого программой предусмотрено:
освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Программа направлена на решение следующих задач:
системное формирование знаний об основах науки биологии в контексте ее исторического развития и на уровне базового обучения школьников;
владение способами добывания и творческого применения этих знаний;
формирование научного миропонимания как компонента научного и природосообразного мировоззрения и как условия понимания гуманистических, экокультурных ценностей и природосообразных ориентиров в жизненной позиции личности;
развитие личности средствами предмета биологии на основе формирования общеучебных и предметных умений и навыков, учебно-познавательной деятельности базового характера на компетентностном уровне.
Для систематизации знаний, текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены в 10 классе 1 обобщающий урок по разделам(тест). Для формирования необходимой тестовой культуры старшеклассников и мониторинга их обученности запланировано проведение тестовых работ в формате ЕГЭ в количестве 4. Программа включает также 3 лабораторных работы. В 11 классе лабораторных работ 5, практических работ 5, обобщающих уроков в виде тестовых работ 5.
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
(10-11классы)
знать /понимать
основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого
сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их
цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
современную биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
решать задачи разной сложности по биологии;
составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;
умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
грамотного оформления результатов биологических исследований;
обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Учащиеся должны уметь называть (приводить примеры):
основные положения клеточной теории;
общие признаки живого организма;
основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
причины и результаты эволюции;
законы наследственности;
примеры природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания.
Учащиеся должны характеризовать (описывать):
строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных;
деление клетки;
строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов, организма человека, лишайника как комплексного организма;
обмен веществ и превращение энергии;
роль ферментов и витаминов в организме;
особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
иммунитет, его значение в жизни человека, профилактика СПИДа;
размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
особенности строения и функционирования вирусов;
среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
искусственные сообщества, их сходство и различия с природными сообществами, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.
Учащиеся должны обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;
родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас, их генетическое единство;
особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности высшей нервной деятельности человека;
влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; нарушения осанки, плоскостопие;
роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений, животных, природных сообществ;
необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам; ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.
Учащиеся должны определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
организмы бактерий, грибов, растений, животных и человека; клетки, органы и системы органов растений, животных и человека;
наиболее распространенные и исчезающие виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы.
Учащиеся должны соблюдать правила:
приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений, поведения животных;
бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями;
выращивания культурных растений и ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.
Учащиеся должны владеть умениями:
излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы по учебнику.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИИ ДЛЯ 10 КЛАССА
Раздел I. Введение в курс биологии 10-11 классов (4ч)
Содержание и структура курса общей биологии.
Задачи курса биологии в старшей школе. Биология как наука о живом. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Биологическое разнообразие как проблема в истории науки биологии. Практическая биология и eё значение.
Уровни организации живой природы. Структурные уровни организации Живой Природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.
Основные свойства жизни.
Общие признаки биологических Систем. Отличительные признаки живого от неживого. Определение понятия «жизнь». Биосистема как объект изучения биологии и как структурная единица живой материи.
Методы биологических исследований.
Наблюдение, эксперимент, описание, измерение и определение видов как методы изучения природы. Моделирование и мониторинг. Определение видов растений и Животных.
Раздел II. Биосферный уровень организации жизни (9 ч)
Учение о биосфере
Понятие о биосфере. Границы и структура биосферы.
Функциональная структура биосферы. Учение В.И. Вернадского о живом веществе и его особенностях. Функции живого вещества в биосфере.
Происхождение живого вещества
Гипотезы происхождения живого вещества на Земле, их анализ и оценка. Современные гипотезы происхождения жизни (А.И. Опарин и Дж. Холдейн). Физико-химическая эволюция в развитии биосферы. Этапы возникновения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира и ее значение в развитии биосферы.
Биологическая эволюция в развитии биосферы
Хронология развития жизни на Земле. Эволюция биосферы.
Биосфера как глобальная биосистема
Биосфера как глобальная биосистема. Функциональная неоднородность живого вещества. Особенности распределения биомассы на Земле.
Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот и его значение. Биогенная миграция атомов. Механизмы устойчивости биосферы
Условия жизни на Земле. Среды жизни на Земле. Экологические факторы и их значение. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Комплексное действие факторов среды на организмы. Общие закономерности влияния экологических факторов на организм. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.
Человек как житель биосферы.
Понятие о ноосфере. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Живой мир и культура.
Особенности биосферного уровня живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле.
Лабораторная работа.
Лабораторная работа № 1 « Определение пылевого загрязнения воздуха. Определение химического загрязнения атмосферного воздуха с помощью биоиндикаторов».
Обобщение темы «Биосферный уровень жизни»
Раздел III. Биогеоценотический уровень организации жизни (8 ч)
Биогеоценоз как часть биосферы.
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценозы как структурные компоненты биосферы. Понятия: «биогеоценоз», «биоценоз» и «экосистема». Понятия: «экотоп» и «биотоп».
Строение и свойства биогеоценоза (экосистемы).
Структура экосистемы. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Функциональные компоненты экосистемы.
Совместная жизнь видов в биогеоценозе
Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Системы «хищник - жертва» и «паразит - хозяин». Пищевые связи в экосистеме. Экологические ниши и жизненные формы организмов в биогеоценозе.
Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пирам иды чисел. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.
Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Понятие о сукцессии. Стадии развития биогеоценозов. Суточные и сезонные изменения в биогеоценозе.
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни.
Многообразие биогеоценозов (экосистем) в природе.
Водные экосистемы и сухопутные биогеоценозы. Искусственные биогеоценозы – агроэкосистемы. Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроэкосистем.
Сохранение разнообразия экосистем.
Влияние деятельности человека на биогеоценозы. Использование биогеоценозов в истории человечества. Экологические законы природопользования. Живая природа в литературе и народном творчестве.
Лабораторные работы.
Лабораторная работа № 2«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания(лесной биогеоценоз)».
Обобщение темы «Биогеоценотический уровень жизни»
Раздел IV. Популяционно-видовой уровень жизни (12+2 часа на повторение)
Вид, его характеристика и структура. Критерии вида.
Популяция как структурная единица вида и как форма его существования. Популяция как структурный компонент биогеоценозов. Типы популяций.
Популяция как элементарная единица эволюции.
Понятие о генофонде популяции. Исследования С.С. Четверикова. Понятие о микроэволюции и образовании видов. Элементарные факторы эволюции. Движущие силы эволюции. Естественный отбор - главный движущий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Искусственный отбор как фактор увеличения биологического разнообразия.
Видообразование - процесс увеличения видов на Земле.
Лабораторные работы.
Лабораторная работа № 3 «Описание особей вида по морфологическому критерию».
Происхождение и этапы эволюции человека
Видообразование - путь происхождения человека. Место человека в системе живого мира. Понятия «гоминиды» И «понгиды». Предшественники человека. Популяционная концепция происхождения человека. Этапы эволюции человека. История изучения антропогенеза.
Особенности эволюции человека. Человек как уникальный вид живой природы.
Политипичный характер вида Человек разумный. Расселение человека по земному шару. Человеческие расы и гипотезы происхождения рас. Находки палеолитического человека на территории России.
Учение об эволюции и его значение
Развитие эволюционных идей в истории биологии. Значение работ
К. Линнея, Ж.Б. Ламарка и эволюционной теории Ч. Дарвина. Теория
Ч. Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Современное учение об эволюции.
Синтетическая теория эволюции. Основные закономерности эволюции. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Микро- и макроэволюция.
Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства (закон Бэра).
Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация (А.Н. Северцов, И.И. Шмальrаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Система живых организмов на Земле. Сохранение многообразия видов основа устойчивости биосферы.
Особенности популяционно-видового уровня организации жизни.
Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества Проблема сохранения биологического разнообразия.
Значение диких видов растений и животных. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов.
Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях или гербарии и коллекциях животных; выявление морфологических признаков у разных видов рода традесканция (или рода бегония, пеларгония). Изучение результатов искусственного отбора (на примере сортов яблони, груши, и пород животных - хомчков (или перепелов, золотых рыбок); выявление особенностеи сорта у растений (на примере разных сортов сенполии (узамбарской фиалки) и плодов яблони, черешни, абрикоса). Выявление свойств ароморфозов на примере комнатных растении: цветкового и папоротниковидного (бегонии и нефролеписа или др.); выявление свойств идиоадаптации у насекомых из коллекции) или растений (у видов традесканции, бегонии и др.).
Лабораторные работы
Лабораторная работа № 4 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных»
Обобщение и повторение темы «Популяционно – видовой уровень жизни»
Контрольная работа за курс биологии 10 класса
3. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Разделы темы | Количество часов | По плану | Фактически |
| | в государствен-ной программе | в рабочей программе |
Раздел 1. Введение в курс биологии | 5 | 4 | | |
1. | Содержание и структура курса общей биологии, задачи курса биологии в старшей школе. Биология и ее связи с другими науками. Основные свойства жизни. | | | | |
2. | Структурные уровни организации живой природы. | | | | |
3. | Методы биологических исследований. Наблюдение, эксперимент, описание, измерение. | | | | |
4. | Значение практической биологии. Живой мир и культура. | | | | |
Раздел 11. Биосферный уровень организации жизни (9) | 8 | 9 | | |
5 | Учение В.И.Вернадского о биосфере. | | | | |
6 | Происхождение живого вещества. Физико-химическая эволюция в развитии биосферы. | | | | |
7 | Биологическая эволюция в развитии биосферы. Хронология развития жизни на Земли. Палеотнология. | | | | |
8 | Биосфера как глобальная биосистема и экосистема | | | | |
9 | Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. | | | | |
10 | Человек как житель биосферы. Понятие о ноосфере. | | | | |
11 | Особенности биосферного уровня живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле | | | | |
12 | Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы Лабораторная работа № 1 « Определение пылевого загрязнения воздуха. Определение химического загрязнения атмосферного воздуха с помощью биоиндикаторов». | | | | |
13 | Обобщающий урок: Особенности биосферного уровня живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле. | | | | |
Раздел 3. Биогеоценотический уровень организации жизни | 6 | 8 | | |
14 | Биоценоз как особый уровень организации жизни | | | | |
15 | Биогеоценоз как биосистема и экосистема | | | | |
16 | Строение и свойства биогеоценоза | | | | |
17 | Совместная жизнь видов в биогеоценозах. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. | | | | |
18 | Причины устойчивости биогеоценозов Лабораторная работа № 2 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания(лесной биогеоценоз)». | | | | |
19 | Зарождение и смена биогеоценозов | | | | |
20 | Сохранение разнообразия биогеоценозов. Природопользование в истории человечества. Экологические законы природопользования | | | | |
21 | Обобщающий урок по теме Биогеоценотический уровень организации жизни. Тест в формате ЕГЭ «Биогеоценоз как часть биосферы» | | | | |
Раздел IV. Популяционно-видовой уровень жизни | 13 | 14 | | |
22-23 | Вид, его характеристика и структура. Лабораторная работа № 3 «Описание особей вида по морфологическому критерию». | | | | |
24 | Популяция как структурная единица вида. Типы популяций. | | | | |
25 | Видообразование – процесс увеличения видов на Земле. Система живых организмов на Земле. | | | | |
26 | Этапы происхождения человека | | | | |
27 | Человек как уникальный вид живой природы | | | | |
28 | История развития эволюционных идей в истории биологии.. Естественный отбор и его формы. | | | | |
29 | Современное учение об эволюции | | | | |
30 | Результат эволюции и её основные закономерности. Лабораторная работа № 4 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных» | | | | |
31 | Основные направления эволюции | | | | |
32 | Особенности популяционно- видового уровня жизни. | | | | |
33 | Всемирная стратегия охраны природных видов. | | | | |
34 | Итоговый тест в формате ЕГЭ «Учение об эволюции и его значение» | | | | |
35 | Контрольная работа за курс 10 класса. | | | | |
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИИ ДЛЯ
11 КЛАССА
Раздел V. Организменный уровень жизни (16 ч)
Живой организм как биологическая система. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Гомеостаз. Основные процессы жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания пищи организмами: гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, хищники) и автотоофы (хемотрофы и фототрофы). Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.
Размножение и развитие организмов. Воспроизведение организмов, его значение. Типы размножения. Бесполое и половое размножение, его значение. Оплодотворение и его значение. Внешнее и внутреннее оплодотворение у животных. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Жизненные циклы и чередование поколений. Индивидуальное развитие многоклеточного организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушений развития организмов. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Лабораторные работы
Лабораторная работа № 1. Способы бесполого размножения организмов.
Основные закономерности наследования признаков. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Изменчивость признаков организма и её типы. Генетика. Истории развития генетики.
Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика Основные понятия генетики. Гены и признаки. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т. Моргана. Взаимодействие генов. Теория гена. Развитие знаний о генотипе. Генотип как целостная система. Геном человека. Хромосомная теория наследственности.
Определение пола. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики. Основные факторы, формирующие здоровье человека. Образ жизни и здоровье человека. Роль творчества в жизни человека и общества.
Лабораторные работы №2 «Решение элементарных задач по генетике»
Основные закономерности изменчивости. Изменчивость признаков организма и её типы (наследственная и ненаследственная). Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Мутации, их материальная основа — изменение генов и хромосом. Виды мутаций и их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.
Лабораторная работа № 3«Модификационная изменчивость.
Построение вариативной кривой (на примере размеров листьев).
Построение вариативной кривой (на примере размеров плодов пастушьей сумки) ».
Селекция и биотехнология на службе человечества.
Селекция и её задачи. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологически рядов наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных и микроорганизмов.
Биотехнология, её направления. Этические аспекты применения генных технологий. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).
Царство Вирусы, его разнообразие и значение. Царства прокариотических организмов, их разнообразие и значение в природе .Царства эукариотических организмов, их значение в природе. Царство неклеточных организмов — вирусов, их разнообразие, строение и функционирование в природе. Вирусные заболевания. Профилактика вирусных заболеваний. Организменный уровень жизни и его роль в природе.
Раздел VI. Клеточный уровень организации жизни (9 ч)
Строение живой клетки. Цитология — наука о клетке. Методы изучения клетки. М. Шлейден и Т. Шванн — основоположники клеточной теории. Основные положения клеточной теории. Основные положения современного учения о клетке. Многообразие клеток и тканей.
Строение клеток и внутриклеточных образований. Основные части клетки. Поверхностный комплекс клетки, его строение и функции. Цитоплазма, её органоиды; их строение и функции. Ядро, его строение и функции. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки.
Хромосомы, их химический состав, структура и функции. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы.
Особенности клеток прокариот и эукариот. Гипотезы возникновения эукариотической клетки.
Процессы жизнедеятельности клетки. Деление клетки: митоз и мейоз. Подготовка клетки к делению. Клеточный цикл. Интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз и его фазы. Сходство и различие митоза и мейоза. Значение митоза и мейоза. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках.
Развитие половых клеток у растений и животных. Клетка — основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов. Клетка — единица роста и развития организмов. Специализация клеток, образование тканей. Многообразие клеток и ткани. Гармония, природосообразность и управление в живой клетке. Научное познание и проблема целесообразности в природе.
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе.
Лабораторная работа №4 « Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука».
Раздел VII. Молекулярный уровень организации жизни (10 часов)
Молекулярный состав живых клеток. Органические и неорганические вещества в клетке. Химическая организация клетки. Макро- и микроэлементы. Их роль в клетке, Основные биополимерные молекулы живой материи. Особенности строения молекул органических веществ: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот. Белки и нуклеиновые кислоты, взаимосвязь их строения и функций, значение в клетке.
Химический состав хромосом. Строение и свойства ДНК как носителя наследственной информации. Репликация ДНК.
Химические процессы в молекулярных системах.
Биосинтез в живых клетках. Матричное воспроизводство белков. Фотосинтез, его роль в природе. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез и его роль в природе. Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание.
Преобразование энергии в клетке. Роль ферментов как регуляторов биомолекулярных процессов. Сходство химического состава молекул живых систем как доказательство родства разных организмов. Роль естественных и искусственных биополимеров в окружающей среде.
Молекулярный уровень жизни и его особенности.
Время экологической культуры. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Гуманистическое сознание и благоговение перед жизнью. Экологическая культура — важная задача человечества.
Лабораторная работа № 5«Органические вещества клетки».
Выявление с помощью пероксида водорода и фермента каталазы, органических веществ (крахмала, белков, жира) в тканях растений и животных.
Практические работы:
№1. Решение задач «Молекулярная биология».
№ 2. Решение задач «Энергетический обмен»
3. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Разделы темы | Количество часов | По плану | Фактически |
| | в государствен-ной программе | в рабочей программе |
Раздел V. Организменный уровень жизни | 16 | 16 | | |
1. | Организменный уровень жизни и его роль в природе. | | | | |
2. | Организм как биосистема. | | | | |
3. | Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. | | | | |
4. | Размножение организмов. | | | | |
5 | Оплодотворение и его значение. | | | | |
6 | Развитие организмов от зарождения до смерти (онтогенез). | | | | |
7 | Из истории развития генетики. | | | | |
8 | Изменчивость признаков организма и её типы. Лабораторная работа № 2 «Модификационная изменчивость. Построение вариативной кривой (на примере размеров листьев). Построение вариативной кривой (на примере размеров плодов пастушьей сумки) ». | | | | |
9 | Генетические закономерности, открытые Г.Менделем. | | | | |
10 | Дигибридное скрещивание. | | | | |
11 | Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. | | | | |
12 | Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Лабораторные работы №3 «Решение элементарных задач по генетике» | | | | |
13 | Наследственные болезни человека. | | | | |
14 | Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследований. | | | | |
15 | Факторы, определяющие здоровье человека | | | | |
16 | Царство Вирусы и вирусные заболевания. | | | | |
Раздел VI.Клеточный уровень организации жизни | 9 ч | 9 ч | | |
17 | Клеточный уровень организации живой материи, его роль в природе. | | | | |
18 | Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. | | | | |
19 | Строение клетки. | | | | |
20 | Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы. Лабораторная работа №4 « Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука». | | | | |
21 | Клеточный цикл. | | | | |
22 | Деление клетки - митоз и мейоз. | | | | |
23 | Структура и функции хромосом. | | | | |
24 | Структура и функции хромосом | | | | |
25 | История развития науки о клетке. | | | | |
Раздел VII. Молекулярный уровень организации жизни | 8ч | 10ч | | |
26 | Молекулярный уровень жизни, его роль в природе. | | | | |
27 | Основные химические соединения живой материи. Лабораторная работа № 5«Органические вещества клетки». Выявление с помощью пероксида водорода и фермента каталазы, органических веществ (крахмала, белков, жира) в тканях растений и животных. | | | | |
28 | Структура и функции нуклеиновых кислот. | | | | |
29 | Процессы синтеза в живых клетках. | | | | |
30 | Процессы биосинтеза белка. Практические работы: №1. Решение задач «Молекулярная биология». | | | | |
31 | Молекулярные процессы расщепления. Практические работы: № 2. Решение задач «Энергетический обмен» | | | | |
32 | Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. | | | | |
33 | Время экологической культуры. Многообразие жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. | | | | |
34 | Обобщение и систематизация знаний. Тест в виде ЕГЭ | | | | |
35 | Повторения курса биологии за 11 класс. Тест виде ЕГЭ | | | | |