ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от «10» июля 2015 г. № 26);
Устав ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат».
Рабочая программа по чтению составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. И. М. Бгажноковой – М: Москва Просвещение, 2013. – 5-е издание. – 287с.
Продолжительность учебного года в 7-8 классе - не менее 34 учебных недель, продолжительность урока - 40 минут.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа по чтению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки учащихся; характеристика контрольно-измерительных материалов; приложения (нормы оценок).
Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
В 7 и 8 классе продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 7 и 8 класса используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся. Курс чтения и развития речи направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению чтению:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
В методике преподавания чтения определены задачи обучения предмету детей с отклонениями в развитии:
1. Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.
2. Совершенствовать технику чтения, формировать навыки беглого чтения.
3. Повысить уровень общего развития учащихся.
4. Расширять возможности в осознании читаемого материала.
5. Учить последовательно, грамотно и достаточно самостоятельно излагать свои мысли в устной форме.
6. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.
7. Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи.
8. Развивать нравственные качества школьников.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Содержание курса 7 класса
Техника чтения
Осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух, «про себя». Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. Объем текста для 7 класса на начало года – 80 слов, конец года – 90-100 слов.
Понимание читаемого
Развитие речи, мышления, памяти.
Выделение главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста. Составление характеристики героя с помощью учителя.
Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.
Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.
Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
Знание основных сведений из жизни писателей.
Чтение книг из школьной и районной библиотек. Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах.
Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов.
Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц.
Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
Структура курса по чтению и развитию речи 7 класса
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 7 классе рассчитана на 4 часа в неделю, 136час в год. В программу включены уроки внеклассного чтения – 9 часов, региональный компонент – 6 часов, заучивание наизусть – 10 стихотворений.
№ п/п | Тема раздела | Четверть | Итого |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | Устное народное творчество | 11 | | | | |
2 | Произведения русской литературы XIX века | 20 | 23 | | | |
3 | Произведения русской литературы XX века | | | 34 | 31 | |
4 | Внеклассное чтение | 4 | 4 | 5 | 4 | 17 |
| Итого | 35 | 27 | 39 | 35 | 136 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся за курс 7 класса по чтению и развитию речи
1-й уровень:
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух,
читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
характеризовать главных действующих лиц;
пересказывать содержание прочитанного.
Учащиеся должны знать:
наизусть десять стихотворений
2-й уровень:
Учащиеся должны уметь:
читать вслух правильно, целыми словами, трудные слова – по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;
читать «про себя» проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания;
участвовать в обсуждении темы и текста;
оценивать поступки героев с помощью учителя;
отвечать на вопросы учителя, пересказывать несложные по содержанию тексты с помощью наводящих вопросов, по плану.
Учащиеся должны знать:
наизусть шесть-семь стихотворений
№ | Ученики | 1 уровень | 2 уровень |
7 класс В классе 15 учеников, 6 девочек и 9 мальчиков. |
1 | Аракелян Александр | | отличаются замедленной деятельностью, нарушениями внимания, обучаются по сниженной программе. |
2 | Вакарин Тимофей | * | |
3 | Волкова Мария | * | |
4 | Елисеева Алина | * | |
5 | Елисеева Анжела | * | |
6 | Загнетина Татьяна | * | |
7 | Зимина Вероника | * | |
8 | Иванов Станислав | * | |
9 | Калашников Василий | * | |
10 | Коноваленко Никита | * | |
11 | Назарова Екатерина | | испытывают значительные затруднения в обучении; основное содержание учебных предметов недоступно; обучаются по индивидуальной программе, в которой даётся система минимальных знаний |
12 | Незнахина Надежда | * | |
13 | Смирнов Данила | | испытывают значительные затруднения в обучении; основное содержание учебных предметов недоступно; обучаются по индивидуальной программе, в которой даётся система минимальных знаний |
13 | итого | 10 | 3 |
Критерии и нормы оценки знаний, умений учащихся по чтению
Базовый уровень | Минимально необходимый (сниженный) уровень |
Оценка «5» ставится ученику, если он: - читает правильно, бегло, выразительно; - выделяет главную мысль произведения или части; - делит текст на части и озаглавливает их самостоятельно; - называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; - отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно; - твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. Оценка «4» ставится ученику, если он: - читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений; - допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их самостоятельно; - называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; - допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно; - допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится ученику, если он: - читает недостаточно бегло, некоторые слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении; одну-две ошибки - в соблюдении синтаксических пауз; три-четыре — в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; - выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; - делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; - затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; - отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; - обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста | Оценка «5» ставится ученику, если он: - читает правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение; - активно участвует в выделении главной мысли произведения; - делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; - оценивает поступки героев; - отвечает на вопросы и пересказывает по плану, по опорным словам; - читает стихотворение наизусть без ошибок Оценка «4» ставится ученику, если он: - читает, в основном, правильно, с переходом на беглое чтение; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений; - допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; - характеризует героев по наводящим вопросам учителя; - допускает неточности в ответах и при пересказе, исправляет их с помощью учителя; - допускает при чтении наизусть две-три ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится ученику, если он: - читает некоторые слова по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз; - затрудняется выделять основную мысль произведения, части рассказа; - называет главных действующих лиц произведения с помощью учителя; - пересказывает содержание произведения фрагментарно по вопросам учителя; - отвечает на вопросы неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; - обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста, читает невыразительно. |
Проверка техники чтения
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года):
V класс – 45-60 слов; VI класс - 70-80 слов; VII-IX класс - 90-100 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Содержание курса 8 класса
Техника чтения
Осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух, «про себя». Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии. В начале, в середине и в конце учебного года проводится проверка техники чтения. Объем текста для 8 класса на начало года – 80 слов, на конец года – 90-100 слов.
Понимание читаемого
Развитие речи, мышления, памяти.
Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам.
Составление плана в форме повествовательных, в том числе назывных предложений, самостоятельно и с помощью учителя.
Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков значений слов в тексте.
Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста.
Знание основных сведений о жизни писателей.
Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.
Внеклассное чтение
Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.
Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из периодической печати для обсуждения, оценка обсуждаемых событий (с помощью учителя).
Ведение дневника или стенда внеклассного чтения
С учетом психофизических особенностей учащихся, их активностью, самостоятельностью, успешностью усвоения программного материала, определены уровни требований к знаниям и умениям учащихся по технике чтения, по развитию речи, по заучиванию наизусть, определены часы внеклассных занятий.
Структура курса по чтению и развитию речи 8 класса
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 8 классе рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов учащихся, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
В программу включены уроки внеклассного чтения – 9 часов, региональный компонент – 8 часов, заучивание наизусть – 10 стихотворений, прозаический отрывок.
№ п/п | Тема раздела | Четверть | Итого |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Устное народное творчество | 11 | | | | |
2 | Произведения русских писателей XIX века | 20 | 23 | 7 | | |
3 | Произведения русских писателей 1-й половины XX века | | | 27 | | |
4 | Произведения русских писателей 2-й половины XX века | | | | 31 | |
5 | Внеклассное чтение | 4 | 4 | 5 | 4 | 17 |
| Итого | 35 | 27 | 39 | 35 | 136 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся за курс 8 класса по чтению и развитию речи
1-й уровень:
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним;
пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.
Учащиеся должны знать:
наизусть 6-7 стихотворений
2-й уровень:
Учащиеся должны уметь:
читать вслух правильно, целыми словами, трудные слова – по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;
читать «про себя» проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания;
участвовать в обсуждении темы и текста;
оценивать поступки героев с помощью учителя;
отвечать на вопросы учителя, пересказывать несложные по содержанию тексты с помощью наводящих вопросов, по плану.
Учащиеся должны знать:
наизусть 3-4 стихотворений
№ | Ученики | 1 уровень | 2 уровень |
8 класс В классе 12 учеников, 3 девочки и 9 мальчиков. |
1 | Белых Антон | * | |
2 | Зубакина Анастасия | * | |
3 | Карбовский Юрий | * | |
4 | Квитка Михаил | * | |
5 | Куприянов Вячеслав | * | |
6 | Куцев Андрей | * | |
7 | Петряков Федор | * | |
8 | Сафронова Богдана | * | |
9 | Спиридонов Виктор1 | * | |
10 | Сымбелов Алдар | * | |
11 | Тушинов Алдар | | Не выделяет главную мысль |
12 | Ширинкина Наталья | | Не выделяет главную мысль |
12 | итого | 10 | 2 |
Критерии и нормы оценки знаний, умений учащихся по чтению
Базовый уровень | Минимально необходимый (сниженный) уровень |
Оценка «5» ставится ученику, если он: - читает правильно, бегло, выразительно; - выделяет главную мысль произведения или части; - делит текст на части и озаглавливает их самостоятельно; - называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; - отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно; - твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. Оценка «4» ставится ученику, если он: - читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений; - допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их самостоятельно; - называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; - допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно; - допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится ученику, если он: - читает недостаточно бегло, некоторые слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении; одну-две ошибки - в соблюдении синтаксических пауз; три-четыре — в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; - выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; - делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; - затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; - отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; - обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста | Оценка «5» ставится ученику, если он: - читает правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение; - активно участвует в выделении главной мысли произведения; - делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; - оценивает поступки героев; - отвечает на вопросы и пересказывает по плану, по опорным словам; - читает стихотворение наизусть без ошибок Оценка «4» ставится ученику, если он: - читает, в основном, правильно, с переходом на беглое чтение; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений; - допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; - характеризует героев по наводящим вопросам учителя; - допускает неточности в ответах и при пересказе, исправляет их с помощью учителя; - допускает при чтении наизусть две-три ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится ученику, если он: - читает некоторые слова по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз; - затрудняется выделять основную мысль произведения, части рассказа; - называет главных действующих лиц произведения с помощью учителя; - пересказывает содержание произведения фрагментарно по вопросам учителя; - отвечает на вопросы неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; - обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста, читает невыразительно. |
Проверка техники чтения
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года):
V класс – 45-60 слов; VI класс - 70-80 слов; VII-IX класс - 90-100 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Используемая литература
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида. 5-9 классы / под ред. В. В. Воронковой / Сборник 1 .- М.: ВЛАДОС, 2000.
Чтение. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / А.К.Аксёнова.- М.: Просвещение, 2011.
Толковый словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова. – М., 2009.
Малышева, З.Ф. Чтение. 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2010.
Программа и составленный на её основе тематический план выдвигают требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми учащиеся должны овладеть к концу учебного года.
Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учителя:
- А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» Москва «Просвещение», 2004г.
- Диктанты по русскому языку. Для специальных(коррекционных) школ 8 вида. Гуманитарный издательский центр Владос, 2003г.
- Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида» пособие для учителей, Москва «Просвещение», 2002г.
-Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы; коррекционное обучение/ авт.-сост. Т.П.Шабалкова.- Волгоград: учитель, 2007г
-О.И. Волошина «Тесты. Русский язык. Начальная школа 1 – 4 класс» Москва «Дрофа», 2000г.
- Е.А. Нефедова, О.В. Узорова «Справочное пособие по русскому языку» Москва АСТ, 2000г.
- Н.Г.Кувашова «Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе» Волгоград, 2002г.
- Е.А. Кудрявцева «Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы УШ вида . 5-7 классы Москва Владос, 2003г.
- А.Н. Матвеева «Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе» М. Дрофа, 2001г.
- Е.В. Юрова «200 упражнений для развития письменной речи». Аквариум, 2000г.
-С.В. Савинова «Диктанты по русскому языку для специальных коррекционных учреждений VIII вида» Москва «Владос», 2003г.
-Русский язык (практика) Москва «Дрофа», 2002г.
-Учебно-методический комплект по русскому языку для специальных коррекционных учреждений 8вида. Центр «Школьная книга» Москва 2006
Для учащихся:
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская «Русский язык». Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва «Просвещение» 2006.
Тесты, индивидуальные карточки, контрольно-измерительные материалы, презентации, перфокарты.
-Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская «Рабочая тетрадь по русскому языку № 1, 2, 3, 4 для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» Москва «Просвещение», 2004г.
-М.Р. Львов «Школьный словарь антонимов» Москва, Просвещение, 2006г.
-А.А. Бондаренко «Пишу правильно орфографический словарь» Москва, Просвещение, 2006г.
-Энциклопедия «Русский язык» Москва Дрофа, 2003
-Д.Ушаков «Большой толковый словарь», Москва, Астрель, 2008г.
-В.Даль «Иллюстрированный толковый словарь русского языка», Москва Астрель, 2006г.
Интернет-сайты:
www.school-collection.edu.ru
http://zavuch.info/forums.html
http://www.gramma.ru
http://www.openclass.ru
http://www.gramota.ru
http://korped.rkc-74.ru
http://www.mgn.ru/~gmc/work.html
7 класс
Учащиеся должны уметь:
- читать вслух сознательно, правильно, выразительно, в темпе разговорной речи; читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
- определять основные черты характера главных действующих лиц;
- пересказывать текст по плану полно и выборочно.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 8 стихотворений.
Навыки:
- сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения;
- деление текста на части;
- составление под руководством учителя простого плана;
- пересказ прочитанного по составленному плану;
- самостоятельное чтение с различными заданиями;
- заучивание наизусть стихотворений.
8 класс
1-й уровень
• читать вслух правильно, выразительно, бегло (словосочетанием, в трудных случаях — целым словом);
• читать про себя с предварительным заданием легкие по содержанию тексты;
• выделять тему и идею произведения с помощью учителя;
• формулировать вопросы к тексту (с помощью учителя);
• делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях — самостоятельно;
• характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их поступкам;
• выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя);
• соотносить читаемые произведения с определенным жанром (с помощью учителя);
• выучить наизусть не менее 10 стихотворений;
• читать внеклассную литературу под контролем учителя, участвовать в ее обсуждении. Составлять отзывы под руководством учителя.
2-й уровень
• читать вслух правильно, выразительно доступные тексты целым словом;
• читать про себя проанализированные ранее тексты;
• отвечать на вопросы учителя;
• пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные учащимся по изображенным событиям;
• высказывать свое отношение к поступкам героев в доступной учащимся форме;
• выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);
• учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников);
• участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.
Педагогическая дифференциация по В.В.Воронковой доказывает необходимость использования дифференцированного подхода для адекватных условий обучения с учётом особенностей психофизического развития и уровня обученности (достижения).
Характеристика учащихся по возможностям обучения.
В.В.Воронкова
| I группа |
В целом правильно решают предъявляемые задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программы | Бижина Алена, Яковлева Наталья, Комзолова Ольга, Метелкин Иван |
| II группа |
Более замедленный темп продвижения, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, справляются с основными требованиями программы. | Машнина Валентина, Илясова Настя, Кирбижекова Вера. |
| III группа |
отличаются замедленной деятельностью, инертностью психических процессов, нарушениями внимания, что приводит к ошибочному выполнению действий; обучаются по сниженной программе. | Белкин Анатолий |
| IV группа |
испытывают значительные затруднения в обучении; основное содержание учебных предметов недоступно; обучаются по индивидуальной программе, в которой даётся система минимальных знаний | Руденко Максим |
При планировании учебного материала в данных классах учитываются психологические особенности обучающихся.
Наибольшее внимание уделяется II, III группе учащихся. Для них предусмотрены в плане индивидуальные формы контроля усвоения учебного материала: индивидуальные задания с поэтапным их выполнением, задания с частичной подсказкой.
Для учащихся I группы предусмотрены задания повышенной сложности и творческого характера, развивающие упражнения с использованием персонального компьютера.
Учитывая степень обученности учащихся, в тематическом плане
предлагаются задания повышенной сложности и творческого характера, предусмотрено повторение учебного материала, самостоятельная работа с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей, дифференцированные задания.
Предусмотрены виды работ, которые позволяют вести контроль за усвоением учебного материала.
Учитывая познавательные возможности учащихся, для активизации умственной деятельности, развития самостоятельности, осознанности восприятия материала, в план включены уроки нестандартного типа:
- с применением ИКТ
- тестирование
- урок-путешествие
- урок-рассуждение
-урок-диспут.
Тематический план составлен с учетом регионального компонента. Включено изучение региональных особенностей литературы Хакасии.
Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учителя:
- А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» Москва «Просвещение», 2004г.
- Диктанты по русскому языку. Для специальных(коррекционных) школ 8 вида. Гуманитарный издательский центр Владос, 2003г.
- Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида» пособие для учителей, Москва «Просвещение», 2002г.
-Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы; коррекционное обучение/ авт.-сост. Т.П.Шабалкова.- Волгоград: учитель, 2007г
-О.И. Волошина «Тесты. Русский язык. Начальная школа 1 – 4 класс» Москва «Дрофа», 2000г.
- Е.А. Нефедова, О.В. Узорова «Справочное пособие по русскому языку» Москва АСТ, 2000г.
- Н.Г.Кувашова «Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе» Волгоград, 2002г.
- Е.А. Кудрявцева «Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы УШ вида . 5-7 классы Москва Владос, 2003г.
- А.Н. Матвеева «Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе» М. Дрофа, 2001г.
- Е.В. Юрова «200 упражнений для развития письменной речи». Аквариум, 2000г.
-С.В. Савинова «Диктанты по русскому языку для специальных коррекционных учреждений VIII вида» Москва «Владос», 2003г.
-Русский язык (практика) Москва «Дрофа», 2002г.
-Учебно-методический комплект по русскому языку для специальных коррекционных учреждений 8вида. Центр «Школьная книга» Москва 2006
Для учащихся:
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская «Русский язык». Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва «Просвещение» 2006.
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская «Русский язык». Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва «Просвещение» 2006.
Тесты, индивидуальные карточки, контрольно-измерительные материалы, презентации, перфокарты.
-Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская «Рабочая тетрадь по русскому языку № 1, 2, 3, 4 для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» Москва «Просвещение», 2004г.
-М.Р. Львов «Школьный словарь антонимов» Москва, Просвещение, 2006г.
-А.А. Бондаренко «Пишу правильно орфографический словарь» Москва, Просвещение, 2006г.
-Энциклопедия «Русский язык» Москва Дрофа, 2003
-Д.Ушаков «Большой толковый словарь», Москва, Астрель, 2008г.
-В.Даль «Иллюстрированный толковый словарь русского языка», Москва Астрель, 2006г.
Интернет-сайты:
www.school-collection.edu.ru
http://zavuch.info/forums.html
http://www.gramma.ru
http://www.openclass.ru
http://www.gramota.ru
http://korped.rkc-74.ru
http://www.mgn.ru/~gmc/work.html
Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи в 7 классе (136 ч., 4 ч. внеделю)
Дата | Кол-во ч. | Название темы | Коррекционная работа | Словарь |
I четверть (35ч.) |
| 1 | Устное народное творчество | Статья. Жанр. Развитие речевой активности при анализе статьи | |
| 4 | Русская народная сказка «Сивка- бурка» | Обогащение словаря, развитие мышления, подбор синонимов, ответы на вопросы | Добрые кони, добрые молодцы |
| 1 | Русская народная сказка «Журавль и цапля». | Развитие мышления ч/з соотнесение главной мысли сказки с пословицами: Семь раз отмерь, один раз отрежь. Сначала думай, а потом делай. Чтение по ролям. | |
| 1 | Русская народная сказка «Умный мужик». | Развитие мышления ч/з выделение главной мысли, соотнесение с пословицами: «Богатством ума не купишь». Развитие монологической речи, краткий пересказ | Государь-батюшка |
| 1 | Внеклассное чтение. Русская народная сказка «Волшебное кольцо» с. 157-168. | Развитие читательской самостоятельности. | |
| 1 | Былина «Три поездки Ильи Муромца». | Развитие выразительного чтения, работа с выразительными средствами. Характеристика героев | Чистое поле, ясный сокол |
| 1 | Народные песни: «Ах, кабы на цветы не морозы», «По улице мостовой». | Развитие мышления ч/з сравнение и соотнесение иллюстрации с содержанием. | По улице столбовой. |
| 1 | Пословицы, загадки. | Развитие памяти ч/з заучивание пословиц, загадок. | |
| 1 | А.С. Пушкин. Статья. | Развитие памяти, развитие речи, обогащение словаря. Составление плана статьи | Гувернер, рать, сень наук |
| 6 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» | Развитие логического мышления, отработка выразительности, развитие понятийного чтения, обогащение словаря | Вымолвить, светлица, снурок, не привальный, бает |
| 1 | А.С.Пушкин. «Зимний вечер». | Развитие памяти, образной памяти, обогащение словаря | Обветшалая лачужка, веретено |
| 1 | A.C. Пушкин «У Лукоморья». | Развитие памяти, воображения при анализе стихотворения | Лукоморье, поэма |
| 1 | М.Ю. Лермонтов. Статья. | Развитие логического мышления, памяти ч/з работу с текстом (деление текста, выделение главной мысли, составление плана пересказа, пересказ). | Рифмы, дуэль. |
| 1 | М.Ю. Лермонтов «Бородино». | Развивать речевую активность, восприятие. Заучивание наизусть отрывка | Редут. Добраться до картечи. Лафет. |
| 1 | И.А. Крылов. Статья. | Развитие речи ч/з построение полных ответов. | Сатира, комедия, баснописец |
| 1 | И.А. Крылов «Кукушка и Петух». | Развитие выразительности ч/з чтение по ролям. Заучивание наизусть | Протяжно божусь. |
| 1 | И.А. Крылов «Волк и Журавль» | Развитие воображения ч/з устное рисование | Манить, пособить, поварный |
| 1 | И.А. Крылов «Слон и Моська» | Развитие речи, выразительности ч/з чтение по ролям. | Зеваки. Речи сахарные, а за пазухой камень |
| 1 | Н.А. Некрасов. Статья. | Развитие речи, мышления ч/з выделение главной мысли абзаца, озаглавливание абзацев. | Нрав, провинность. |
| 1 | Н.А. Некрасов «Несжатая полоса». | Развитие речевой активности, обогащение словаря. Заучивание наизусть | Станица, моченьки нет, заунывная песня |
| 1 | Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин». | Развитие мышления ч/з выборочное чтение, объяснение названия стихотворения, выразительное чтение | Столбовая дорога, обратный ямщик, смотритель, барин, материк |
| 1 | Внеклассное чтение. ХКК Н.П. Голубева «Там, где была тайга». | Воспитание любви к родному краю, расширение кругозора. | «Колумб», «Коминтерн», комсомольцы. |
II четверть (27ч) |
| 1 | Л.Н. Толстой. Статья. | Развитие речи, мышления ч/з ответы на вопросы, выделение главной мысли, выборочный пересказ | Усадьба, упорство |
| | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». | | |
| 1 | 1 часть. Жилин попал в плен. | Развитие памяти ч/з выборочный пересказ. | Татары, аул. |
| 1 | 2 часть. Поведение Жилина и Костылина в плену. | Развитие речи ч/з подбор синонимов, развитие ч выразительного чтения ч/з чтение по ролям. | Сакля, лоханка. |
| 1 | 3 часть. Доверие татар к Жилину. | Развитие речи, мышления ч/з выделение главной мысли, абзацев, ответы на вопросы, пересказ. | Бешмет, мечеть. |
| 2 | 4, 5 части. Подготовка Жилина к побегу. Неудачный побег. | Развитие мышления ч/з озаглавливание, сравнение, анализ поступков героев. | Верста, аршин, рассолодел. |
| 2 | 6 часть. Помощь Дины Жилину. | Развитие мышления ч/з сравнение описаний, характеристика действующих лиц. | Забранилась. |
| 1 | Внеклассное чтение. ХКК Н.П. Голубева «Евгений Дикопольцев» | Развитие читательской самостоятельности, развитие кругозора, знакомство с подвигами земляков. | Форсировал, Герой Советского Союза. |
| 1 | А.П. Чехов. Статья. | Развитие выразительности ч/з инсценирование. | Сатирические, юмористические рассказы. |
| 2 | А.П. Чехов «Хамелеон». | Развитие мышления ч/з выборочное чтение, сравнение, анализ поступков действующих лиц, чтение по ролям. | Городовой, конфискованный, мировой. |
| 1 | В.Г. Короленко. Статья. | Расширение кругозора, воспитание эмпатии, развитие мышления ч/з анализ поступков. | Гимназия. |
| | В.Г. Короленко «Дети подземелья». | Воспитание эмпатии, развитие мышления ч/з анализ ситуации, поступков. | |
| 1 | 1 часть. «Я и мой отец». | Развитие речи, мышления ч/з составление характеристик героев. | Часовня. |
| 2 | 2 часть. «Я приобретаю новое знакомство». | Развитие речи ч/з ответы на вопросы, развитие мышления ч/з выделение главной мысли абзацев, выборочное чтение. | Престол. |
| 1 | 3 часть. «Знакомство продолжается». | Пересказ по плану. Развитие мышления ч/з анализ, сравнительные описания двух девочек. | Поглощен, лютики. |
| 1 | 4 часть. «Осенью». | Развитие мышления ч/з нахождение сходства в описании природы и состояния Маруси. | Жатва, подобострастно. Собеседник. |
| 2 | 5 часть. «Кукла». |
| 1 | Внеклассное чтение. ХКК. А.Е. Тихонова «Кустарник, живущий под чужим именем» с. 119-120. | Расширение кругозора ч/з знакомство с растительным миром Хабаровского края. Развитие воображения ч/з рисование. | Рододендрон. |
III четверть (39ч.) |
| 1 | М. Горький. Статья. | Развитие речи, памяти ч/з беседу по вопросам, выборочный пересказ. | Псевдоним. |
| 5 | М. Горький «Детство». | Развитие речевой активности ч/з составление характеристик по плану, развитие выразительности ч/з чтение по ролям. | Семишник. |
| 4 | М. Горький «В людях». | Развитие мышления ч/з анализ поступков героев, нахождение сравнений, определений для характеристики. Работа с выразительными средствами. | Тальма, стеклярус, фасад. |
| 1 | Внеклассное чтение. ХКК. В. Арсеньев «Лесное предание». Хрестоматия по ДВ лит-ре. с. 71. | Развитие кругозора, развитие читательской самостоятельности. Составление отзыва о прочитанном. | |
| 1 | М.В. Исаковский «Детство». | Развитие воображения ч/з устное рисование, развитие выразительности ч/з чтение по ролям. | Сирота, племя. |
| 1 | М.В. Исаковский «Ветер» | Развитие речи, работа с выразительными средствами, развитие памяти ч/з заучивание наизусть. | Пожурил. |
| 1 | M.B. Исаковский «Весна». | Развитие выразительного чтения по ролям, развитие воображения ч/з устное рисование. | Гребень. |
| 3 | К.Г. Паустовский «Последний черт». | Развитие мышления ч/з выбор высказывания, развитие выразительности ч/з работу с описанием жаркого лета. | Рядно. Армяк. |
| 1 | Внеклассное чтение. Н.Г. Паустовский «Жильцы старого дома». | Развитие читательской самостоятельности, развитие мышления ч/з выделение главной мысли, составление плана. | |
| 3 | М.М. Зощенко «Великие путешественники». | Развитие читательской самостоятельности, точности восприятия, развитие мышления ч/з работу с поговорками. | Юмористические рассказы. |
| 4 | К.М. Симонов «Сын артиллериста». | Развитие мышления, выделение главной мысли. Работа над выразительными средствами | Рысь, карьер, косая сажень |
| 2 | В.П.Катаев «Сын полка». | Составление плана, пересказ по плану | Ефрейтор |
| 2 | В.П. Катаев «Флаг». | Развитие речевой активности ч/з ответы на вопросы, развитие мышления ч/з выделение главной мысли. | Кирха, форт, капитуляция, кубрик. |
| 1 | Внеклассное чтение по рассказам М.М. Зощенко. | Развитие читательской самостоятельности, обогащение словаря, развитие речевой активности. Отзыв о рассказе | |
IV четверть (35ч.) |
| 3 | Н.И. Рыленков «Деревья», «Весна без вещуньи кукушки». | Развитие мышления ч/з выделение главной мысли, совершенствование навыков выразительного чтения. Работа с выразительными средствами. | Черствая душа. |
| 1 | Н.И. Рыленков «Всё в тающей дымке». | Совершенствование техники чтения, отработка темпа, плавности выразительного чтения. Заучивание наизусть | Увидеть, всмотреться. |
| 4 | Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». | Развитие речевой активности ч/з беседу по вопросам, развитие мышления ч/з деление текста на части, озаглавливание, составление характеристик, работа с выразительными средствами. | Настойчивость, заботливость, уважительность. |
| 4 | Ю.И. Коваль «Картофельная собака». | Развитие точности восприятия, юмора, развитие речи ч/з описание по плану. | Лохматый товар |
| 1 | Внеклассное чтение. ХКК. Ю. Таранов «Неслух». | Развитие читательской самостоятельности. Воспитание положительных качеств. | Неслух. Закономерность. |
| 3 | Ю.Я. Яковлев «Багульник». | Развитие речи ч/з составление характеристик героев, анализ поступков. | Дюны. Сопереживание. |
| 3 | Ф.П. Погодин «Время говорит - пора». | Развитие мышления ч/з выделение главной мысли, анализ поступков героев, развитие речевой активности ч/з ответы на вопросы, беседу, пересказ. | Опекунство. |
| 3 | А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля». | Развитие мышления ч/з выделение главной мысли, анализ поступков, объяснение смысла пословиц. Деление текста на части, составление плана, пересказ. | Своё лицо. |
| 1 | К.Я. Ваншенкин «Мальчишки». | Развитие речевой активности ч/з беседу по вопросам, совершенствование техники чтения (соблюдение интонаций). | Это он из детства уходил. |
| 1 | К.Я. Ваншенкин «Снежки». | Развитие э.в.с., определение общего настроения стихотворения, выбор подходящих прилагательных | Торжественное, радостное, озорное, трогательное. |
| 1 | Внеклассное чтение. ХКК. В. Сысоев «В новой семье» | Развитие читательской самостоятельности, привитие интересов к чтению. | |
Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи в 8 классе
(136 ч., 4 ч. в неделю)
Дата | Кол-во часов | Название темы | Коррекционная работа | Словарь |
I четверть – 35 часов |
Устное народное творчество |
| 2 | Сказка – один из видов устного народного творчества (Русская народная сказка «Волшебное кольцо» | Развитие речевой активности через беседу по вопросам. Развитие памяти через пересказ по плану | Сказка Вдовьин сын Добродетель |
| 1 | Пословицы и поговорки | Развитие мышления через объяснение значений пословиц, развитие памяти через заучивание пословиц | Швец Жнец |
| 1 | Баллады В.А.Жуковский «Перчатка» | Развитие читательской самостоятельности через дополнительное чтение баллады по выбору | Баллада Поприще Рукоплескали |
| 1 | И.З.Суриков «Нашла коса на камень» | Развитие мышления через объяснение смысла поговорки применительно к балладе. Развитие творческих возможностей через чтение по ролям | Тароватый |
| 1 | Былина – один из жанров устного народного творчества | Развитие речевой активности через ответы на вопросы | Былина |
| 1 | Былина «Садко» (Отрывок) | Развитие внимания через поиск ответов в тексте, развитие выразительности через былинный напев | Гусли Гуселки яровчаты Барыши |
| 1 | Внеклассное чтение Русская народная сказка «Семилетка» | Развитие читательской активности через чтение книг из библиотеки | |
Произведения русских писателей XIX века |
Дата | Кол-во часов | Название темы | Коррекционная работа | Словарь |
| 1 | А.С.Пушкин. Статья | Развитие кругозора через знакомство с непонятными выражениями. Развитие мышления через нахождение ответов на вопросы | Сенатская площадь |
| 1 | Публичное испытание. М.Я.Басина | Развитие памяти через пересказ по плану | Конторки Почили Сень Вотще |
| 1 | Записки о Пушкине (Отрывок). И.И.Пущин | Развитие мышления через сопоставление встреч друзей в Михайловском и в Чите | Тамошний острог А.Г.Муравьева |
| 1 | А.С.Пушкин «Памятник» (Отрывок). «Во глубине сибирских руд» | Развитие мышления через выборочное чтение. Развитие памяти через заучивание наизусть | Лирой Скорбный труд |
| 1 | А.С.Пушкин «Зимнее утро» | Развитие речевой активности через беседу по вопросам, развитие мышления через описание погоды | Негой, нега Авророй Вечор |
| 1 | А.С.Пушкин «Пущину», «Няне» | Развитие памяти через заучивание | Суровые дни |
| 1 | А.С.Пушкин «Я вас любил» | Развитие выразительности через соблюдение интонаций, развитие мышления через выделение главной мысли | Безнадёжно Искренно |
| 2 | А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» | Развитие диалогической речи через чтение диалогов с соблюдением интонаций. Развитие речи через составление характеристик героев | Варёная полба |
| 1 | Внеклассное чтение ХКК Сказка народов Приамурья «Агадякан-сиротка» | Развитие кругозора, читательской активности | Ангадякан |
Дата | Кол-во часов | Название темы | Коррекционная работа | Словарь |
| 1 | М.Ю.Лермонтов. Статья | Развитие кругозора через знакомство с жизнью Лермонтова | Всенародная слава |
| 1 | М.Ю.Лермонтов «Смерть Поэта» (Отрывок) | Развитие мышления через деление стихотворения на части и выбор интонаций | Невольник чести Уста |
| 1 | М.Ю.Лермонтов « Родина» (Отрывок), «Парус», «Сосна» | Развитие внимания через поиск ответов на вопросы, развитие памяти через заучивание | Нивы Мятежный Лазурь |
| 3 | М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | Обогащения словаря через знакомство с непонятными словами. Развитие мышления, речевой активности через поиск сравнений, словесный портрет | Гуслярный звон Трапеза Стольники Опричники Охульник |
II четверть – 27 час |
| 1 | И.А.Крылов. Статья | Развитие речевой активности через поиск ответов на вопросы | Басня Мораль |
| 1 | И.А.Крылов «Волк на псарне» | Развитие мышления через объяснение новых слов, развитие творческих возможностей через чтение по ролям | Овчарня Псарня |
| 1 | И.А.Крылов «Осёл и Соловей» | Развитие речи через знакомство с новыми словами, подбор слов, близких по значению | Искусство Внимало Изрядно Неложно |
| 1 | И.А.Крылов «Муха и пчела» | Развитие речи через обогащение словаря, замену слов и выражений другими, близкими по смыслу | Спесиво Захирела Вельможа |
| 1 | Н.А.Некрасов. Статья | Развитие кругозора через знакомство с детскими впечатлениями Некрасова и отражением их в его творчестве | Бурлаки Чаяния |
Дата | Кол-во часов | Название темы | Коррекционная работа | Словарь |
| 1 | Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда» (Отрывок) | Развитие мышления через поиск вопросов, через нахождение слов, которые надо выделить голосом через нахождение строк, которые могут служить подписью к картине Репина «Бурлаки на Волге» | Обитель Палаты Почил |
| 1 | Н.А.Некрасов «В полном разгаре страда деревенская» | Развитие кругозора через знакомство с тяжелой долей русской крестьянки. Развитие эмпатии | Страда Косуля |
| 1 | Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос» (Отрывок) | Развитие речи через составление характеристики русской женщины по плану. Развитие памяти через заучивание | Не сробеет |
| 1 | Н.А.Некрасов «Русские женщины» | Развитие выразительности через соблюдение интонаций. Развитие мышления через выделение главной мысли | Оковы уныло звучали |
| 1 | И.С.Никитин «Русь» | Развитие мышления через выделение главной мысли, подтверждая строками стихотворения. Развитие памяти через заучивание | Русь могучая |
| 1 | И.С.Никитин «Утро на берегу озера» | Развитие выразительности через смену интонаций: спокойно, плавно в начале стихотворения; живо, энергично описание рыбной ловли | Окаймленное кустами |
| 1 | Внеклассное чтение ХКК Ульчская сказка «Друг зверей и птиц» | Развитие читательской активности, бережное отношение к природе и ее обитателям | |
| 1 | И.С.Тургенев. Статья | Развитие мышления через выборочное чтение, речевой активности через беседу по вопросам | Популярность |
И.С.Тургенев «Муму» (В сокращении) |
| 1 | 1 часть. Дворник Герасим | Развитие речи через беседу по вопросам, составление характеристики Герасима | Отчужденные несчастьем Каморка |
| 1 | 2 часть. Спасение щенка сделало Герасима счастливым | Развитие мышления через нахождение сравнения о привязанности Герасима к Муму | Армяк Тщедушная |
| 1 | 3 часть. Барыня приказала избавиться от Муму | Развитие мышления через деление текста на части по плану. Развитие выразительности через чтение по ролям | Приживалки |
| 1 | 4 часть. Герасим переживал исчезновение Муму | Развитие мышления через объяснение слов, нахождение глаголов, подчеркивающих отчаяние Герасима | Охотный ряд Истомленный вид |
| 1 | 5 часть. Поведение Герасима после исчезновения Муму | Развитие речи через обогащение словаря, знакомство с непонятными словами. Развитие эмпатии к бессильному крепостному Герасиму перед всесильной барыней | Затрепетал Собственноручно |
| 1 | 6, 7 части. «Переживания» барыни, чувства Герасима. Решение Герасима об уничтожении Муму | Развитие мышления через сравнение чувств Герасима и барыни. Развитие мышления через составление плана и пересказ | Обморок Деликатно Потчевал |
| 1 | 8 часть. Прощание Герасима с Муму, уход от барыни после смерти Муму | Развитие речевой активности через ответы на вопросы, пересказ по иллюстрациям, придумывание подписей к иллюстрациям | Половой |
| 1 | Внеклассное чтение ХКК Д.Нагишкин «Семь страхов» | Развитие читательской самостоятельности, речи через составление отзыва | |
III четверть – 39 часов |
| 1 | Л.Н.Толстой. Статья | Развитие кругозора через знакомство с основными сведениями о жизни писателя | Великосветские |
| 2 | Л.Н.Толстой | Развитие критичности мышления через анализ поступков героев | Ломовые Шпицрутены |
Произведения русских писателей 1-й половины XX века |
| 1 | А.П.Чехов. Статья | Развитие кругозора через знакомство с основными сведениями о жизни писателя | Таганрог Юмор Сатира |
Дата | Кол-во часов | Название темы | Коррекционная работа | Словарь |
| 1 | А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» | Развитие мышления через определение комизма рассказа | Тамошний Акцизный Депеша |
| 1 | Внеклассное чтение ХКК А.Н.Максимов «Норка» | Развитие мышления через анализ поступков героев | |
| 1 | В.Г.Короленко. Статья | Развивать интерес к жизни писателя через определение тем, которые волновали писателя | Уездный судья |
В.Г.Короленко «Слепой музыкант» (Отрывки) |
| 1 | 1 часть. Петрик не понравился девочке | Развитие мышления через ответы на проблемные вопросы | Петрик играл на самодельной дудке |
| 1 | 2 часть. Знакомство девочки с Петриком | Развитие речевой активности через составление характеристик героев | Поражённая |
| 1 | 3 часть. Девочка узнает об умениях Петрика | Развитие творческих возможностей через чтение по ролям | Равнодушно Убеждённо |
| 1 | 4 часть. Знакомство девочки с семьей Петрика | Развитие коммуникативных навыков через пример знакомства девочки с семьей Петрика | Рассеянно Питомец |
| 1 | 5 часть. Дружба Петрика и Эвелины | Развитие навыков межличностных взаимоотношений через пример дружбы детей | Взаимность |
| 1 | 6 часть. Петр вырос как тепличный цветок | Развивать адекватное восприятие окружающего мира через отношение героев к миру | Усадьба |
| 1 | 7 часть. Встреча Петра с молодежью | Развитие памяти через пересказ по вопросам | Восторженное изумление |
| 1 | 8 часть. Решение Эвелины | Развитие мышления через выделение главной мысли прочитанного | Безрасчётно Безрассудно |
| 1 | 9 часть. Чувства матери Петра и Максима | Развитие эмпатии через анализ чувств героев | Гневно |
| 1 | 10 часть. Объяснение Эвелины и Петра | Развитие речевой активности через высказывания на вопросы | Нелогично |
Дата | Кол-во часов | Название темы | Коррекционная работа | Словарь |
| 1 | 11 часть. Впечатления общества от игры Петра. Дебют Петра | Развитие мышления через выделение главной мысли | Очарование |
| 1 | Внеклассное чтение ХКК Эскимосская сказка «Достали солнце» | Развитие читательской самостоятельности, расширение кругозора через знакомство с новым | |
| 1 | Максим Горький. Статья | Развитие мышления через выборочное чтение | Псевдоним |
| 2 | Максим Горький «Макар Чудра» (Отрывок) | Развитие памяти через пересказ по вопросам | Гарцевать |
| 1 | С.А.Есенин. Статья | Развитие словесно-логического мышления через составление плана статьи | Поэзия Старица |
| 1 | С.А.Есенин «Спит ковыль», «Пороша» | Развитие памяти через заучивание | Отчие поля |
| 1 | С.А.Есенин «Отговорила роща золотая» | Развитие художественного воображения через устное рисование. Развитие мышления через поиск сравнений | Отговорила роща золотая |
| 1 | А.П.Платонов «Разноцветная бабочка» | Развитие мышления через выделение главной мысли, через поиск описания реальной жизни | Хижина |
| 2 | А.Н.Толстой «Русский характер» | Развитие мышления через составление плана и озаглавливание | Человеческая красота |
| 1 | Н.А.Заболоцкий «Некрасивая девочка» | Развитие мышления через рассуждения о красоте, поиск строк стихотворения к иллюстрации | Грация души |
| 1 | Внеклассное чтение ХКК А.Максимов «Лесные клады» (гл. Танк Москвилы) | Развитие кругозора через знакомство с новым | |
IV четверть – 35 часов |
Дата | Кол-во часов | Название темы | Коррекционная работа | Словарь |
Произведения русских писателей 2-й половины ХХ века |
| 2 | К.Г.Паустовский «Телеграмма» (В сокращении) | Развитие мышления через анализ поступков героев | Непоправимая вина |
| | Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (Отрывок) | Развитие мышления через выделение главной мысли, озаглавливание, развитие памяти через пересказ | |
| 1 | 1 часть. Трудный разговор тани с матерью | Развитие речевой активности через высказывания по вопросам и иллюстрации | Искусно |
| 1 | 2 часть. Плохое настроение Тани | Развитие памяти через пересказ, развитие мышления через озаглавливание | Недоумение |
| 1 | 3 часть. Волнение Тани накануне Нового года | Развитие речи через беседу по вопросам, пересказ, анализ поступков героев | Рассеянный взгляд |
| 1 | 4 часть. Поведение ребят во время бурана | Развитие словесно-логического мышления через деление текста на части, озаглавливание, анализ поведения героев, характеристики героев | Нарта |
| 1 | 5 часть. Прощание Тани с Филькой | Развитие мышления через выделение главной мысли, озаглавливание, развитие памяти через пересказ | Коризна Скорбный вид Снисходительный |
| 3 | Л.А.Кассиль «Пекины бутсы» | Развитие мышления через выборочное чтение, развитие речи через составление характеристики героя по плану, близкий пересказ | Бутсы |
| 3 | А.Т.Твардовский «Василий Теркин» (Отрывки из поэмы) | Развитие речи через составление характеристики героя с опорой на слова из текста | Вир |
| 1 | Внеклассное чтение ХКК В.К.Копалыгин «Возвращение солдата» | Развитие патриотических чувств через уважение к участникам войны | |
Дата | Кол-во часов | Название темы | Коррекционная работа | Словарь |
| 3 | В.М.Шукшин «Гринька Малюгин» (В сокращении) | Развитие мышления через оценку поступков главного героя, сравнения содержания поступка с иллюстрацией | Калёная боль |
| 2 | В.П.Астафьев. Далекая и близкая сказка. Глава из повести «Последний поклон» | Развитие логического мышления через деление текста на части, озаглавливание, выборочное чтение | Увал |
Р.П.Погодин «Алфред» |
| 1 | 1 часть. Знакомство с ребятами деревни | Развитие речи через беседу по вопросам и подтверждение ответов примерами из текста | Ароматный |
| 1 | 2 часть. Занятия ребят | Развитие речи через составление характеристики героя, пересказ по плану | Подсобляйте |
| 1 | 3 часть. Знакомство ребят с Алфредом | Развитие мышления через анализ поступков героя, через деление главы на части, озаглавливание их | Партнер |
| 1 | 4 часть. Каникулы Степки, его друзей и Алфреда | Развитие мышления через сравнение проведения каникул Степки, его друзей и Алфреда, развитие памяти через краткий пересказ | Благородная |
| 1 | 5 часть. Происшествие в саду у деда Улан | Развитие мышления через оценку поступков героев, развитие памяти через краткий пересказ | С поличным |
| 1 | А.А.Сурков «Родина» | Развитие творческих возможностей через словесное рисование, развитие патриотизма на примере героизма защитников Родины | Бессмертная |
| 1 | Внеклассное чтение ХКК В.К.Арсеньев «Пчелы и муравьи» | Развитие положительных черт через положительные качества героев | |