СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по чтению 7-8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от  «10» июля  2015 г.   № 26);
  • Устав ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат».

  Рабочая программа по чтению составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. И. М. Бгажноковой – М: Москва Просвещение, 2013. – 5-е издание. – 287с.

Продолжительность учебного года в 7-8 классе - не менее 34 учебных недель, продолжительность урока - 40 минут.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

        Рабочая  программа по чтению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки учащихся; характеристика контрольно-измерительных материалов; приложения (нормы оценок).

       Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.  По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по чтению 7-8 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от «10» июля 2015 г. № 26);

  • Устав ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат».

Рабочая программа по чтению составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. И. М. Бгажноковой – М: Москва Просвещение, 2013. – 5-е издание. – 287с.

Продолжительность учебного года в 7-8 классе - не менее 34 учебных недель, продолжительность урока - 40 минут.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

        Рабочая  программа по чтению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки учащихся; характеристика контрольно-измерительных материалов; приложения (нормы оценок).

       Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.  По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.

      С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

 В 7 и 8  классе продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 7 и 8  класса используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения        социального        опыта        учащихся.                                                             Курс чтения и развития речи направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,  деятельностного подходов к обучению чтению:

 - воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

 - совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

В методике преподавания чтения определены задачи обучения предмету детей с отклонениями в развитии:

1. Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.

2. Совершенствовать технику чтения, формировать навыки беглого чтения.

3. Повысить уровень общего развития учащихся.

4. Расширять возможности в осознании читаемого материала.

5. Учить последовательно, грамотно и достаточно самостоятельно излагать свои мысли в устной форме.

6. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.

7. Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи.

8. Развивать нравственные качества школьников.

Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.

Совершенствование движений и сенсомоторного развития:  развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышленияразвитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

Содержание курса 7 класса

  1. Техника чтения

Осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух, «про себя». Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. Объем текста для 7 класса на начало года – 80 слов, конец года – 90-100 слов.

  1. Понимание читаемого

  • Развитие речи, мышления, памяти.

  • Выделение главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста. Составление характеристики героя с помощью учителя.

  • Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.

  • Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.

  • Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика.

  • Заучивание наизусть стихотворений.

  1. Внеклассное чтение

  • Знание основных сведений из жизни писателей.

  • Чтение книг из школьной и районной библиотек. Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах.

  • Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов.

  • Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц.

  • Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.

Структура курса по чтению и развитию речи 7 класса

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 7 классе рассчитана на 4 часа в неделю, 136час в год. В программу включены уроки внеклассного чтения – 9 часов, региональный компонент – 6 часов, заучивание наизусть – 10 стихотворений.



№ п/п

Тема раздела

Четверть

Итого

1

2

3

4


1

Устное народное творчество

11





2

Произведения русской литературы

XIX века

20

23




3

Произведения русской литературы XX

века



34

31


4

Внеклассное чтение

4

4

5

4

17


Итого

35

27

39

35

136


Основные требования к знаниям и умениям учащихся за курс 7 класса по чтению и развитию речи

1-й уровень:

Учащиеся должны уметь:

  • читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух,

  • читать «про себя»;

  • выделять главную мысль произведения;

  • характеризовать главных действующих лиц;

  •  пересказывать содержание прочитанного.

Учащиеся должны знать:

наизусть десять стихотворений


2-й уровень:

Учащиеся должны уметь:

  • читать вслух правильно, целыми словами, трудные слова – по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;

  • читать «про себя» проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания;

  • участвовать в обсуждении темы и текста;

  • оценивать поступки героев с помощью учителя;

  • отвечать на вопросы учителя, пересказывать несложные по содержанию тексты с помощью наводящих вопросов, по плану.

Учащиеся должны знать:

наизусть шесть-семь стихотворений

Ученики

1 уровень

2 уровень

7 класс

В классе 15 учеников, 6 девочек и 9 мальчиков.

1

Аракелян Александр


отличаются замедленной деятельностью, нарушениями внимания, обучаются по сниженной программе.

2

Вакарин Тимофей

*


3

Волкова Мария

*


4

Елисеева Алина

*


5

Елисеева Анжела

*


6

Загнетина Татьяна

*


7

Зимина Вероника

*


8

Иванов Станислав

*


9

Калашников Василий

*


10

Коноваленко Никита

*


11

Назарова Екатерина


испытывают значительные затруднения в обучении; основное содержание учебных предметов недоступно; обучаются по индивидуальной программе, в которой даётся система минимальных знаний

12

Незнахина Надежда

*


13

Смирнов Данила


испытывают значительные затруднения в обучении; основное содержание учебных предметов недоступно; обучаются по индивидуальной программе, в которой даётся система минимальных знаний

13

итого

10

3


Критерии и нормы оценки знаний, умений учащихся по чтению

Базовый уровень

Минимально необходимый (сниженный) уровень

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, бегло, выразительно;

- выделяет главную мысль произведения или части;

- делит текст на части и озаглавливает их самостоятельно;

- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;

- отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно;

- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений;

- допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их самостоятельно;

- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя;

- допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно;

- допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- читает недостаточно бегло, некоторые слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении; одну-две ошибки - в соблюдении синтаксических пауз; три-четыре — в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;

- выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя;

- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;

- затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки;

- отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение;

- активно участвует в выделении главной мысли произведения;

- делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя;

- оценивает поступки героев;

- отвечает на вопросы и пересказывает по плану, по опорным словам;

- читает стихотворение наизусть без ошибок

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- читает, в основном, правильно, с переходом на беглое чтение; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений;

- допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;

- характеризует героев по наводящим вопросам учителя;

- допускает неточности в ответах и при пересказе, исправляет их с помощью учителя;

- допускает при чтении наизусть две-три ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- читает некоторые слова по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз;

- затрудняется выделять основную мысль произведения, части рассказа;

- называет главных действующих лиц произведения с помощью учителя;

- пересказывает содержание произведения фрагментарно по вопросам учителя;

- отвечает на вопросы неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста, читает невыразительно.


Проверка техники чтения

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года):

V класс – 45-60 слов;  VI класс - 70-80 слов;  VII-IX класс - 90-100 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Содержание курса 8 класса

  1. Техника чтения

  • Осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух, «про себя». Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии. В начале, в середине и в конце учебного года проводится проверка техники чтения. Объем текста для 8 класса на начало года – 80 слов, на конец года – 90-100 слов.

Понимание читаемого

  • Развитие речи, мышления, памяти.

  • Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам.

  • Составление плана в форме повествовательных, в том числе назывных предложений, самостоятельно и с помощью учителя.

  • Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков значений слов в тексте.

  • Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста.

  • Знание основных сведений о жизни писателей.

  • Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.

Внеклассное чтение

  • Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.

  • Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из периодической печати для обсуждения, оценка обсуждаемых событий (с помощью учителя).

  • Ведение дневника или стенда внеклассного чтения

  • С учетом психофизических особенностей учащихся, их активностью, самостоятельностью, успешностью усвоения программного материала, определены уровни требований к знаниям и умениям учащихся по технике чтения, по развитию речи, по заучиванию наизусть, определены часы внеклассных занятий.

  • В соответствии с уровнями обозначены критерии оценки сформированности знаний учащихся.

Структура курса по чтению и развитию речи 8 класса

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 8 классе рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов учащихся, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

В программу включены уроки внеклассного чтения – 9 часов, региональный компонент – 8 часов, заучивание наизусть – 10 стихотворений, прозаический отрывок.

№ п/п

Тема раздела

Четверть

Итого

1

2

3

4

1

Устное народное творчество

11





2

Произведения русских писателей

XIX века

20

23

7



3

Произведения русских писателей 1-й половины XX века



27



4

Произведения русских писателей 2-й половины XX века




31


5

Внеклассное чтение

4

4

5

4

17


Итого

35

27

39

35

136


Основные требования к знаниям и умениям учащихся за курс 8 класса по чтению и развитию речи

1-й уровень:

Учащиеся должны уметь:

  • читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать «про себя»;

  • выделять главную мысль произведения;

  • давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним;

  • пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.

Учащиеся должны знать:

наизусть 6-7 стихотворений

2-й уровень:

Учащиеся должны уметь:

  • читать вслух правильно, целыми словами, трудные слова – по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;

  • читать «про себя» проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания;

  • участвовать в обсуждении темы и текста;

  • оценивать поступки героев с помощью учителя;

  • отвечать на вопросы учителя, пересказывать несложные по содержанию тексты с помощью наводящих вопросов, по плану.

Учащиеся должны знать:

наизусть 3-4 стихотворений

Ученики

1 уровень

2 уровень

8 класс

В классе 12 учеников, 3 девочки и 9 мальчиков.

1

Белых Антон

*


2

Зубакина Анастасия

*


3

Карбовский Юрий

*


4

Квитка Михаил

*


5

Куприянов Вячеслав

*


6

Куцев Андрей

*


7

Петряков Федор

*


8

Сафронова Богдана

*


9

Спиридонов Виктор1

*


10

Сымбелов Алдар

*


11

Тушинов Алдар


Не выделяет главную мысль

12

Ширинкина Наталья


Не выделяет главную мысль

12

итого

10

2


Критерии и нормы оценки знаний, умений учащихся по чтению

Базовый уровень

Минимально необходимый (сниженный) уровень

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, бегло, выразительно;

- выделяет главную мысль произведения или части;

- делит текст на части и озаглавливает их самостоятельно;

- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;

- отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно;

- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений;

- допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их самостоятельно;

- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя;

- допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно;

- допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- читает недостаточно бегло, некоторые слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении; одну-две ошибки - в соблюдении синтаксических пауз; три-четыре — в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;

- выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя;

- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;

- затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки;

- отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение;

- активно участвует в выделении главной мысли произведения;

- делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя;

- оценивает поступки героев;

- отвечает на вопросы и пересказывает по плану, по опорным словам;

- читает стихотворение наизусть без ошибок

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- читает, в основном, правильно, с переходом на беглое чтение; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений;

- допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;

- характеризует героев по наводящим вопросам учителя;

- допускает неточности в ответах и при пересказе, исправляет их с помощью учителя;

- допускает при чтении наизусть две-три ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- читает некоторые слова по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз;

- затрудняется выделять основную мысль произведения, части рассказа;

- называет главных действующих лиц произведения с помощью учителя;

- пересказывает содержание произведения фрагментарно по вопросам учителя;

- отвечает на вопросы неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста, читает невыразительно.

Проверка техники чтения

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года):

V класс – 45-60 слов;  VI класс - 70-80 слов;  VII-IX класс - 90-100 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.



















Используемая литература

  1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных   учреждений. VIII вида. 5-9 классы / под ред. В. В. Воронковой / Сборник 1 .- М.: ВЛАДОС, 2000.

  2. Чтение.  Учебник для 7 класса специальных  (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида / А.К.Аксёнова.- М.: Просвещение, 2011.

  3. Толковый словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова. – М., 2009.

  4. Малышева, З.Ф. Чтение. 8 класс. Учебник для специальных  (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2010.

Программа и составленный на её основе тематический план выдвигают требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми учащиеся должны овладеть к концу учебного года.


Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учителя:

- А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной  школе» Москва «Просвещение», 2004г.

 - Диктанты по русскому языку. Для специальных(коррекционных) школ 8 вида. Гуманитарный издательский центр Владос, 2003г.

  - Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида» пособие для учителей, Москва «Просвещение», 2002г.

  -Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы; коррекционное обучение/ авт.-сост. Т.П.Шабалкова.- Волгоград: учитель, 2007г  

 -О.И. Волошина «Тесты. Русский язык. Начальная школа 1 – 4 класс» Москва «Дрофа», 2000г.

   -  Е.А. Нефедова, О.В. Узорова «Справочное пособие по русскому языку» Москва АСТ, 2000г.

  -   Н.Г.Кувашова «Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе» Волгоград, 2002г.

   -   Е.А. Кудрявцева «Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной)  школы УШ вида . 5-7 классы Москва Владос, 2003г.

  - А.Н. Матвеева «Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе» М. Дрофа, 2001г.

- Е.В. Юрова «200 упражнений для развития письменной речи». Аквариум, 2000г.

 -С.В. Савинова «Диктанты  по русскому языку для специальных коррекционных учреждений VIII  вида» Москва «Владос», 2003г.

    -Русский язык (практика) Москва «Дрофа», 2002г.

  -Учебно-методический комплект по русскому языку для специальных коррекционных учреждений 8вида. Центр «Школьная книга» Москва 2006

Для учащихся:

  • Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская  «Русский язык».                                                                                                                             Учебник для 6 класса специальных  (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва «Просвещение» 2006.


  • Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская  «Русский язык».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Учебник для 7 класса специальных  (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва «Просвещение» 2006.

  • Тесты, индивидуальные карточки, контрольно-измерительные материалы, презентации, перфокарты.

  • -Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская «Рабочая тетрадь по русскому языку № 1, 2, 3, 4 для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида» Москва «Просвещение», 2004г.

  • -М.Р. Львов «Школьный словарь антонимов» Москва, Просвещение, 2006г.

  • -А.А. Бондаренко «Пишу правильно орфографический словарь» Москва, Просвещение, 2006г.

  • -Энциклопедия «Русский язык» Москва Дрофа, 2003

  • -Д.Ушаков «Большой толковый словарь», Москва, Астрель, 2008г.

  • -В.Даль «Иллюстрированный  толковый словарь  русского языка», Москва Астрель, 2006г.

Интернет-сайты:

  1. www.school-collection.edu.ru

  2. http://zavuch.info/forums.html

  3. http://www.gramma.ru

  4. http://www.openclass.ru

  5. http://www.gramota.ru

  6. http://korped.rkc-74.ru

  7. http://www.mgn.ru/~gmc/work.html
























7 класс

Учащиеся должны уметь:

- читать вслух сознательно, правильно, выразительно, в темпе разговорной речи; читать «про себя»;

 выделять главную мысль произведения;

- определять основные черты характера главных действующих лиц;

- пересказывать текст по плану полно и выборочно.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 8 стихотворений.

Навыки:

- сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения;

- деление текста на части;

- составление под руководством учителя простого плана;

- пересказ прочитанного по составленному плану;

- самостоятельное чтение с различными заданиями;

- заучивание наизусть стихотворений.

8 класс

   1-й уровень
      • читать вслух правильно, выразительно, бегло (словосочетанием, в трудных случаях — целым словом);
      • читать про себя с предварительным заданием легкие по содержанию тексты;
      • выделять тему и идею произведения с помощью учителя;
      • формулировать вопросы к тексту (с помощью учителя);
      • делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях — самостоятельно;
      • характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их поступкам;
      • выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя);
      • соотносить читаемые произведения с определенным жанром (с помощью учителя);
      • выучить наизусть не менее 10 стихотворений;
      • читать внеклассную литературу под контролем учителя, участвовать в ее обсуждении. Составлять отзывы под руководством учителя.
      2-й уровень
      • читать вслух правильно, выразительно доступные тексты целым словом;
      • читать про себя проанализированные ранее тексты;
      • отвечать на вопросы учителя;
      • пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные учащимся по изображенным событиям;
      • высказывать свое отношение к поступкам героев в доступной учащимся форме;
      • выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);
      • учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников);
      • участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.

   Педагогическая дифференциация по В.В.Воронковой доказывает необходимость использования дифференцированного подхода для адекватных условий обучения с учётом особенностей психофизического развития и уровня обученности (достижения).

                                      Характеристика учащихся по возможностям обучения.

В.В.Воронкова


I группа

В целом правильно решают предъявляемые задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программы

Бижина Алена, Яковлева Наталья, Комзолова Ольга, Метелкин Иван


II группа

Более замедленный темп продвижения, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, справляются с основными требованиями программы.

Машнина Валентина, Илясова Настя, Кирбижекова Вера.


III группа

отличаются замедленной деятельностью, инертностью психических процессов, нарушениями внимания, что приводит к ошибочному выполнению действий; обучаются по сниженной программе.

Белкин Анатолий


IV группа

испытывают значительные затруднения в обучении; основное содержание учебных предметов недоступно; обучаются по индивидуальной программе, в которой даётся система минимальных знаний

Руденко Максим

При планировании учебного материала в данных  классах  учитываются психологические особенности обучающихся.

Наибольшее внимание уделяется II, III группе учащихся. Для них предусмотрены в плане индивидуальные формы контроля  усвоения учебного материала: индивидуальные задания с поэтапным их выполнением, задания с частичной подсказкой.

Для учащихся  I группы  предусмотрены задания повышенной сложности и творческого характера, развивающие упражнения с использованием персонального компьютера.

Учитывая степень обученности учащихся, в тематическом плане

предлагаются задания повышенной сложности и творческого характера, предусмотрено повторение учебного материала, самостоятельная работа с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей, дифференцированные задания.

Предусмотрены виды работ, которые позволяют вести контроль за усвоением учебного материала.

Учитывая познавательные возможности учащихся, для активизации умственной деятельности, развития самостоятельности, осознанности восприятия материала, в план включены уроки нестандартного типа:

- с применением ИКТ

- тестирование

- урок-путешествие

- урок-рассуждение

-урок-диспут.

Тематический план составлен с учетом регионального компонента. Включено изучение региональных особенностей литературы Хакасии.

Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учителя:

- А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной  школе» Москва «Просвещение», 2004г.

 - Диктанты по русскому языку. Для специальных(коррекционных) школ 8 вида. Гуманитарный издательский центр Владос, 2003г.

  - Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида» пособие для учителей, Москва «Просвещение», 2002г.

  -Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы; коррекционное обучение/ авт.-сост. Т.П.Шабалкова.- Волгоград: учитель, 2007г  

 -О.И. Волошина «Тесты. Русский язык. Начальная школа 1 – 4 класс» Москва «Дрофа», 2000г.

   -  Е.А. Нефедова, О.В. Узорова «Справочное пособие по русскому языку» Москва АСТ, 2000г.

      -   Н.Г.Кувашова «Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе» Волгоград, 2002г.

     -   Е.А. Кудрявцева «Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной)  школы УШ вида . 5-7 классы Москва Владос, 2003г.

  - А.Н. Матвеева «Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе» М. Дрофа, 2001г.

- Е.В. Юрова «200 упражнений для развития письменной речи». Аквариум, 2000г.

 -С.В. Савинова «Диктанты  по русскому языку для специальных коррекционных учреждений VIII  вида» Москва «Владос», 2003г.

    -Русский язык (практика) Москва «Дрофа», 2002г.

  -Учебно-методический комплект по русскому языку для специальных коррекционных учреждений 8вида. Центр «Школьная книга» Москва 2006

Для учащихся:

  • Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская  «Русский язык».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Учебник для 6 класса специальных  (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва «Просвещение» 2006.

  • Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская  «Русский язык».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Учебник для 7 класса специальных  (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва «Просвещение» 2006.

  • Тесты, индивидуальные карточки, контрольно-измерительные материалы, презентации, перфокарты.

  • -Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская «Рабочая тетрадь по русскому языку № 1, 2, 3, 4 для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида» Москва «Просвещение», 2004г.

  • -М.Р. Львов «Школьный словарь антонимов» Москва, Просвещение, 2006г.

  • -А.А. Бондаренко «Пишу правильно орфографический словарь» Москва, Просвещение, 2006г.

  • -Энциклопедия «Русский язык» Москва Дрофа, 2003

  • -Д.Ушаков «Большой толковый словарь», Москва, Астрель, 2008г.

  • -В.Даль «Иллюстрированный  толковый словарь  русского языка», Москва Астрель, 2006г.

Интернет-сайты:

  1. www.school-collection.edu.ru

  2. http://zavuch.info/forums.html

  3. http://www.gramma.ru

  4. http://www.openclass.ru

  5. http://www.gramota.ru

  6. http://korped.rkc-74.ru

  7. http://www.mgn.ru/~gmc/work.html











































































Календарно-тематическое планирование по  чтению и развитию речи в 7 классе (136 ч., 4 ч. внеделю)

Дата

Кол-во ч.

Название темы

Коррекционная работа

Словарь

I четверть (35ч.)


1

Устное народное

творчество

Статья. Жанр. Развитие речевой

активности при анализе статьи



4

Русская народная сказка «Сивка-

бурка»

Обогащение словаря, развитие мышления, подбор синонимов, ответы на вопросы

Добрые кони, добрые молодцы


1

Русская народная сказка «Журавль и цапля».

Развитие мышления ч/з соотнесение главной мысли сказки с пословицами: Семь раз отмерь, один раз отрежь. Сначала думай, а потом делай. Чтение по ролям.



1

Русская народная сказка «Умный

мужик».

Развитие мышления ч/з выделение главной мысли,

соотнесение с пословицами: «Богатством ума не купишь». Развитие монологической речи, краткий пересказ

Государь-батюшка


1

Внеклассное чтение. Русская народная сказка «Волшебное кольцо»

с. 157-168.

Развитие читательской самостоятельности.



1

Былина «Три поездки

Ильи Муромца».

Развитие выразительного чтения, работа с выразительными средствами. Характеристика героев

Чистое поле, ясный сокол


1

Народные песни: «Ах, кабы на цветы не морозы», «По улице

мостовой».

Развитие мышления ч/з сравнение и соотнесение иллюстрации с содержанием.

По улице столбовой.


1

Пословицы, загадки.

Развитие памяти ч/з заучивание пословиц, загадок.



1

А.С. Пушкин. Статья.

Развитие памяти, развитие речи,

обогащение словаря. Составление плана статьи

Гувернер, рать, сень наук


6

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Развитие логического мышления, отработка выразительности, развитие понятийного чтения,

обогащение словаря

Вымолвить,

светлица, снурок, не привальный, бает


1

А.С.Пушкин. «Зимний вечер».

Развитие памяти, образной памяти, обогащение словаря

Обветшалая лачужка, веретено


1

A.C. Пушкин «У Лукоморья».

Развитие памяти, воображения при анализе стихотворения

Лукоморье, поэма


1

М.Ю. Лермонтов. Статья.

Развитие логического мышления, памяти ч/з работу с текстом (деление текста, выделение главной мысли, составление плана пересказа, пересказ).

Рифмы, дуэль.


1

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

Развивать речевую активность, восприятие. Заучивание наизусть отрывка

Редут. Добраться до картечи. Лафет.


1

И.А. Крылов. Статья.

Развитие речи ч/з построение полных ответов.

Сатира, комедия, баснописец


1

И.А. Крылов «Кукушка и Петух».

Развитие выразительности ч/з чтение по ролям. Заучивание наизусть

Протяжно божусь.    


1

И.А. Крылов «Волк и Журавль»

Развитие воображения ч/з устное рисование

Манить, пособить, поварный


1

И.А. Крылов «Слон и Моська»

Развитие речи, выразительности ч/з чтение по ролям.

Зеваки. Речи сахарные, а за

пазухой камень


1

Н.А. Некрасов. Статья.

Развитие речи, мышления ч/з выделение главной мысли абзаца, озаглавливание абзацев.

Нрав, провинность.


1

Н.А. Некрасов «Несжатая полоса».

Развитие речевой активности, обогащение словаря. Заучивание наизусть

Станица, моченьки нет,

 заунывная песня


1

Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин».

Развитие мышления ч/з выборочное чтение, объяснение названия стихотворения,  выразительное чтение 

Столбовая дорога, обратный ямщик,

смотритель, барин, материк


1

Внеклассное чтение.

ХКК Н.П. Голубева «Там, где была тайга».

Воспитание любви к родному краю, расширение кругозора.

«Колумб», «Коминтерн»,

 комсомольцы.

II  четверть (27ч)


1

Л.Н. Толстой. Статья.

Развитие речи, мышления ч/з ответы на вопросы, выделение главной мысли, выборочный пересказ

Усадьба, упорство



Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».




1

1 часть. Жилин попал в плен.

Развитие памяти ч/з выборочный пересказ.

Татары, аул.


1

2 часть. Поведение Жилина и Костылина в плену.

Развитие речи ч/з подбор синонимов, развитие                      ч выразительного чтения ч/з чтение по ролям.

Сакля, лоханка.


1

3 часть. Доверие татар к Жилину.

Развитие речи, мышления ч/з выделение главной мысли, абзацев, ответы на вопросы, пересказ.

Бешмет, мечеть.


2

4, 5 части. Подготовка Жилина к побегу. Неудачный побег.

Развитие мышления ч/з озаглавливание, сравнение, анализ поступков героев.

Верста, аршин, рассолодел.


2

6 часть. Помощь Дины Жилину.

Развитие мышления ч/з сравнение описаний, характеристика действующих лиц.

Забранилась.


1

Внеклассное чтение. ХКК

Н.П. Голубева «Евгений Дикопольцев»

Развитие читательской самостоятельности, развитие кругозора, знакомство с подвигами земляков.

Форсировал,

Герой Советского Союза.


1

А.П. Чехов. Статья.

Развитие выразительности ч/з инсценирование.

Сатирические, юмористические

рассказы.


2

А.П. Чехов «Хамелеон».

Развитие мышления ч/з выборочное чтение, сравнение, анализ поступков действующих лиц, чтение по ролям.

Городовой, конфискованный,

мировой.


1

В.Г. Короленко. Статья.

Расширение кругозора, воспитание эмпатии, развитие мышления ч/з анализ поступков.

Гимназия.



В.Г. Короленко «Дети подземелья».

Воспитание эмпатии, развитие мышления ч/з анализ ситуации, поступков.



1

1 часть. «Я и мой отец».

Развитие речи, мышления ч/з составление характеристик героев.

Часовня.


2

2 часть. «Я приобретаю новое знакомство».

Развитие речи ч/з ответы на вопросы, развитие мышления ч/з выделение главной мысли абзацев, выборочное чтение.

Престол.


1

3 часть. «Знакомство продолжается».

Пересказ по плану. Развитие мышления ч/з анализ, сравнительные описания двух девочек.

Поглощен, лютики.


1

4 часть. «Осенью».

Развитие мышления ч/з нахождение сходства в описании природы и состояния Маруси.

Жатва, подобострастно.

Собеседник.


2

5 часть. «Кукла».


1

Внеклассное чтение. ХКК. А.Е. Тихонова «Кустарник, живущий под чужим именем» с. 119-120.

Расширение кругозора ч/з знакомство с растительным миром Хабаровского края. Развитие воображения ч/з рисование.

Рододендрон.

III  четверть (39ч.)


1

М. Горький. Статья.

Развитие речи, памяти ч/з беседу по вопросам, выборочный пересказ.

Псевдоним.


5

М. Горький «Детство».

Развитие речевой активности ч/з составление характеристик по плану, развитие выразительности ч/з чтение по ролям.

Семишник.


4

М. Горький «В людях».

Развитие мышления ч/з анализ поступков героев, нахождение сравнений, определений для характеристики. Работа с выразительными средствами.

Тальма, стеклярус, фасад.


1

Внеклассное чтение. ХКК. В. Арсеньев «Лесное предание». Хрестоматия по ДВ лит-ре. с. 71.

Развитие кругозора, развитие читательской самостоятельности. Составление отзыва о прочитанном.



1

М.В. Исаковский «Детство».

Развитие воображения ч/з устное рисование, развитие выразительности ч/з чтение по ролям.

Сирота, племя.


1

М.В. Исаковский «Ветер»

Развитие речи, работа с выразительными средствами, развитие памяти ч/з заучивание наизусть.

Пожурил.


1

M.B. Исаковский «Весна».

Развитие выразительного чтения по ролям, развитие воображения ч/з устное рисование.

Гребень.


3

К.Г. Паустовский «Последний черт».

Развитие мышления ч/з выбор высказывания, развитие выразительности ч/з работу с описанием жаркого лета.

Рядно. Армяк.


1

Внеклассное чтение.

Н.Г. Паустовский «Жильцы старого дома».

Развитие читательской самостоятельности, развитие мышления ч/з выделение главной мысли, составление плана.



3

М.М. Зощенко «Великие путешественники».

Развитие  читательской самостоятельности, точности восприятия, развитие мышления  ч/з работу с поговорками.

Юмористические рассказы.


4

К.М. Симонов «Сын артиллериста».

Развитие мышления, выделение главной мысли. Работа над выразительными средствами

Рысь, карьер, косая сажень


2

В.П.Катаев «Сын полка».

Составление плана, пересказ по плану

Ефрейтор


2

В.П. Катаев «Флаг».

Развитие речевой активности ч/з ответы на вопросы, развитие мышления ч/з выделение главной мысли.

Кирха, форт, капитуляция, кубрик.


1

Внеклассное чтение по рассказам М.М. Зощенко.

Развитие читательской самостоятельности, обогащение словаря, развитие речевой активности. Отзыв о рассказе


IV  четверть (35ч.)


3

Н.И. Рыленков «Деревья», «Весна без вещуньи кукушки».

Развитие мышления ч/з выделение главной мысли, совершенствование навыков выразительного чтения. Работа с выразительными средствами.

Черствая душа.


1

Н.И. Рыленков «Всё в тающей дымке».

Совершенствование техники чтения, отработка темпа, плавности выразительного чтения. Заучивание наизусть

Увидеть, всмотреться.


4

Ю.И. Коваль «Капитан

Клюквин».

Развитие речевой активности ч/з беседу по вопросам, развитие мышления ч/з деление текста на части, озаглавливание, составление характеристик, работа с выразительными средствами.

Настойчивость, заботливость,

уважительность.


4

Ю.И. Коваль «Картофельная собака».

Развитие точности восприятия, юмора, развитие речи ч/з описание по плану.

Лохматый товар


1

Внеклассное чтение.

ХКК. Ю. Таранов «Неслух».

Развитие читательской самостоятельности. Воспитание положительных качеств.

Неслух. Закономерность.


3

Ю.Я. Яковлев «Багульник».

Развитие речи ч/з составление характеристик героев, анализ поступков.

Дюны. Сопереживание.


3

Ф.П. Погодин «Время говорит - пора».

Развитие мышления ч/з выделение главной мысли, анализ поступков героев, развитие речевой активности ч/з ответы на вопросы, беседу, пересказ.

Опекунство.


3

А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля».

Развитие мышления ч/з выделение главной мысли, анализ поступков, объяснение смысла пословиц. Деление текста на части, составление плана, пересказ.

Своё лицо.


1

К.Я. Ваншенкин «Мальчишки».

Развитие речевой активности ч/з беседу по вопросам, совершенствование техники чтения (соблюдение интонаций).

Это он из детства уходил.


1

К.Я. Ваншенкин «Снежки».

Развитие э.в.с., определение общего настроения стихотворения, выбор подходящих прилагательных

Торжественное, радостное,

озорное, трогательное.


1

Внеклассное чтение. ХКК. В. Сысоев «В новой семье»

Развитие читательской самостоятельности,

привитие интересов к чтению.
























Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи в 8 классе

(136 ч., 4 ч. в неделю)

Дата

Кол-во

часов

Название темы

Коррекционная работа

Словарь

I четверть – 35 часов

Устное народное творчество


2

Сказка – один из видов устного народного творчества (Русская народная сказка «Волшебное кольцо»

Развитие речевой активности через беседу по вопросам.

Развитие памяти через пересказ по плану

Сказка

Вдовьин сын

Добродетель


1

Пословицы и поговорки

Развитие мышления через объяснение значений пословиц, развитие памяти через заучивание пословиц

Швец

Жнец


1

Баллады

В.А.Жуковский «Перчатка»

Развитие читательской самостоятельности через дополнительное чтение баллады по выбору

Баллада

Поприще

Рукоплескали


1

И.З.Суриков «Нашла коса на камень»

Развитие мышления через объяснение смысла поговорки применительно к балладе. Развитие творческих возможностей через чтение по ролям

Тароватый


1

Былина – один из жанров устного народного творчества

Развитие речевой активности через ответы на вопросы

Былина


1

Былина «Садко» (Отрывок)

Развитие внимания через поиск ответов в тексте, развитие выразительности через былинный напев

Гусли

Гуселки яровчаты

Барыши


1

Внеклассное чтение

Русская народная сказка «Семилетка»

Развитие читательской активности через чтение книг из библиотеки


Произведения русских писателей XIX века

Дата

Кол-во часов

Название темы

Коррекционная работа

Словарь


1

А.С.Пушкин. Статья

Развитие кругозора через знакомство с непонятными выражениями.

Развитие мышления через нахождение ответов на вопросы

Сенатская площадь


1

Публичное испытание.

М.Я.Басина

Развитие памяти через пересказ по плану

Конторки

Почили

Сень

Вотще


1

Записки о Пушкине (Отрывок). И.И.Пущин

Развитие мышления через сопоставление встреч друзей в Михайловском и в Чите

Тамошний острог

А.Г.Муравьева


1

А.С.Пушкин «Памятник» (Отрывок). «Во глубине сибирских руд»

Развитие мышления через выборочное чтение. Развитие памяти через заучивание наизусть

Лирой

Скорбный труд


1

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

Развитие речевой активности через беседу по вопросам, развитие мышления через описание погоды

Негой, нега

Авророй

Вечор


1

А.С.Пушкин «Пущину», «Няне»

Развитие памяти через заучивание

Суровые дни


1

А.С.Пушкин «Я вас любил»

Развитие выразительности через соблюдение интонаций, развитие мышления через выделение главной мысли

Безнадёжно

Искренно


2

А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Развитие диалогической речи через чтение диалогов с соблюдением интонаций. Развитие речи через составление характеристик героев

Варёная полба


1

Внеклассное чтение

ХКК Сказка народов Приамурья «Агадякан-сиротка»

Развитие кругозора, читательской активности

Ангадякан

Дата

Кол-во часов

Название темы

Коррекционная работа

Словарь


1

М.Ю.Лермонтов. Статья

Развитие кругозора через знакомство с жизнью Лермонтова

Всенародная слава


1

М.Ю.Лермонтов «Смерть Поэта» (Отрывок)

Развитие мышления через деление стихотворения на части и выбор интонаций

Невольник чести

Уста


1

М.Ю.Лермонтов « Родина» (Отрывок), «Парус», «Сосна»

Развитие внимания через поиск ответов на вопросы, развитие памяти через заучивание

Нивы

Мятежный

Лазурь


3

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Обогащения словаря через знакомство с непонятными словами. Развитие мышления, речевой активности через поиск сравнений, словесный портрет

Гуслярный звон

Трапеза

Стольники

Опричники

Охульник

II четверть – 27 час


1

И.А.Крылов. Статья

Развитие речевой активности через поиск ответов на вопросы

Басня

Мораль


1

И.А.Крылов «Волк на псарне»

Развитие мышления через объяснение новых слов, развитие творческих возможностей через чтение по ролям

Овчарня

Псарня


1

И.А.Крылов «Осёл и Соловей»

Развитие речи через знакомство с новыми словами, подбор слов, близких по значению

Искусство

Внимало

Изрядно

Неложно


1

И.А.Крылов «Муха и пчела»

Развитие речи через обогащение словаря, замену слов и выражений другими, близкими по смыслу

Спесиво

Захирела

Вельможа


1

Н.А.Некрасов. Статья

Развитие кругозора через знакомство с детскими впечатлениями Некрасова и отражением их в его творчестве

Бурлаки

Чаяния

Дата

Кол-во часов

Название темы

Коррекционная работа

Словарь


1

Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда» (Отрывок)

Развитие мышления через поиск вопросов, через нахождение слов, которые надо выделить голосом через нахождение строк, которые могут служить подписью к картине Репина «Бурлаки на Волге»

Обитель

Палаты

Почил


1

Н.А.Некрасов «В полном разгаре страда деревенская»

Развитие кругозора через знакомство с тяжелой долей русской крестьянки. Развитие эмпатии

Страда

Косуля


1

Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос» (Отрывок)

Развитие речи через составление характеристики русской женщины по плану. Развитие памяти через заучивание

Не сробеет


1

Н.А.Некрасов «Русские женщины»

Развитие выразительности через соблюдение интонаций. Развитие мышления через выделение главной мысли

Оковы уныло звучали


1

И.С.Никитин «Русь»

Развитие мышления через выделение главной мысли, подтверждая строками стихотворения. Развитие памяти через заучивание

Русь могучая


1

И.С.Никитин «Утро на берегу озера»

Развитие выразительности через смену интонаций: спокойно, плавно в начале стихотворения; живо, энергично описание рыбной ловли

Окаймленное кустами


1

Внеклассное чтение

ХКК Ульчская сказка «Друг зверей и птиц»

Развитие читательской активности, бережное отношение к природе и ее обитателям



1

И.С.Тургенев. Статья

Развитие мышления через выборочное чтение, речевой активности через беседу по вопросам

Популярность

                                     И.С.Тургенев «Муму» (В сокращении)


1

1 часть. Дворник Герасим

Развитие речи через беседу по вопросам, составление характеристики Герасима

Отчужденные несчастьем

Каморка


1

2 часть. Спасение щенка сделало Герасима счастливым

Развитие мышления через нахождение сравнения о привязанности Герасима к Муму

Армяк

Тщедушная


1

3 часть. Барыня приказала избавиться от Муму

Развитие мышления через деление текста на части по плану. Развитие выразительности через чтение по ролям

Приживалки


1

4 часть. Герасим переживал исчезновение Муму

Развитие мышления через объяснение слов, нахождение глаголов, подчеркивающих отчаяние Герасима

Охотный ряд

Истомленный вид


1

5 часть. Поведение Герасима после исчезновения Муму

Развитие речи через обогащение словаря, знакомство с непонятными словами. Развитие эмпатии к бессильному крепостному Герасиму перед всесильной барыней

Затрепетал

Собственноручно


1

6, 7 части. «Переживания» барыни, чувства Герасима. Решение Герасима об уничтожении Муму

Развитие мышления через сравнение чувств Герасима и барыни. Развитие мышления через составление плана и пересказ

Обморок

Деликатно

Потчевал


1

8 часть. Прощание Герасима с Муму, уход от барыни после смерти Муму

Развитие речевой активности через ответы на вопросы, пересказ по иллюстрациям, придумывание подписей к иллюстрациям

Половой


1

Внеклассное чтение

ХКК Д.Нагишкин «Семь страхов»

Развитие читательской самостоятельности, речи через составление отзыва


III четверть – 39 часов


1

Л.Н.Толстой. Статья

Развитие кругозора через знакомство с основными сведениями о жизни писателя

Великосветские


2

Л.Н.Толстой

Развитие критичности мышления через анализ поступков героев

Ломовые

Шпицрутены

Произведения русских писателей 1-й половины XX века


1

А.П.Чехов. Статья

Развитие кругозора через знакомство с основными сведениями о жизни писателя

Таганрог

Юмор

Сатира

Дата

Кол-во часов

Название темы

Коррекционная работа

Словарь


1

А.П.Чехов «Лошадиная фамилия»

Развитие мышления через определение комизма рассказа

Тамошний

Акцизный

Депеша


1

Внеклассное чтение

ХКК А.Н.Максимов «Норка»

Развитие мышления через анализ поступков героев



1

В.Г.Короленко. Статья

Развивать интерес к жизни писателя через определение тем, которые волновали писателя

Уездный судья

                       В.Г.Короленко «Слепой музыкант» (Отрывки)


1

1 часть. Петрик не понравился девочке

Развитие мышления через ответы на проблемные вопросы

Петрик играл на самодельной дудке


1

2 часть. Знакомство девочки с Петриком

Развитие речевой активности через составление характеристик героев

Поражённая


1

3 часть. Девочка узнает об умениях Петрика

Развитие творческих возможностей через чтение по ролям

Равнодушно

Убеждённо


1

4 часть. Знакомство девочки с семьей Петрика

Развитие коммуникативных навыков через пример знакомства девочки с семьей Петрика

Рассеянно

Питомец


1

5 часть. Дружба Петрика и Эвелины

Развитие навыков межличностных взаимоотношений через пример дружбы детей

Взаимность


1

6 часть. Петр вырос как тепличный цветок

Развивать адекватное восприятие окружающего мира через отношение героев к миру

Усадьба


1

7 часть. Встреча Петра с молодежью

Развитие памяти через пересказ по вопросам

Восторженное изумление


1

8 часть. Решение Эвелины

Развитие мышления через выделение главной мысли прочитанного

Безрасчётно

Безрассудно


1

9 часть. Чувства матери Петра и Максима

Развитие эмпатии через анализ чувств героев

Гневно


1

10 часть. Объяснение Эвелины и Петра

Развитие речевой активности через высказывания на вопросы

Нелогично

Дата

Кол-во часов

Название темы

Коррекционная работа

Словарь


1

11 часть. Впечатления общества от игры Петра. Дебют Петра

Развитие мышления через выделение главной мысли

Очарование


1

Внеклассное чтение

ХКК Эскимосская сказка «Достали солнце»

Развитие читательской самостоятельности, расширение кругозора через знакомство с новым



1

Максим Горький. Статья

Развитие мышления через выборочное чтение

Псевдоним


2

Максим Горький «Макар Чудра» (Отрывок)

Развитие памяти через пересказ по вопросам

Гарцевать


1

С.А.Есенин. Статья

Развитие словесно-логического мышления через составление плана статьи

Поэзия

Старица


1

С.А.Есенин «Спит ковыль», «Пороша»

Развитие памяти через заучивание

Отчие поля


1

С.А.Есенин «Отговорила роща золотая»

Развитие художественного воображения через устное рисование. Развитие мышления через поиск сравнений

Отговорила роща золотая


1

А.П.Платонов «Разноцветная бабочка»

Развитие мышления через выделение главной мысли, через поиск описания реальной жизни

Хижина


2

А.Н.Толстой «Русский характер»

Развитие мышления через составление плана и озаглавливание

Человеческая красота


1

Н.А.Заболоцкий «Некрасивая девочка»

Развитие мышления через рассуждения о красоте, поиск строк стихотворения к иллюстрации

Грация души


1

Внеклассное чтение

ХКК А.Максимов «Лесные клады» (гл. Танк Москвилы)

Развитие кругозора через знакомство с новым


IV четверть – 35 часов

Дата

Кол-во часов

Название темы

Коррекционная работа

Словарь

Произведения русских писателей 2-й половины ХХ века


2

К.Г.Паустовский «Телеграмма» (В сокращении)

Развитие мышления через анализ поступков героев

Непоправимая вина



Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго, или

Повесть о первой любви» (Отрывок)

Развитие мышления через выделение главной мысли, озаглавливание, развитие памяти через пересказ



1

1 часть. Трудный разговор тани с матерью

Развитие речевой активности через высказывания по вопросам и иллюстрации

Искусно


1

2 часть. Плохое настроение Тани

Развитие памяти через пересказ, развитие мышления через озаглавливание

Недоумение


1

3 часть. Волнение Тани накануне Нового года

Развитие речи через беседу по вопросам, пересказ, анализ поступков героев

Рассеянный взгляд


1

4 часть. Поведение ребят во время бурана

Развитие словесно-логического мышления через деление текста на части, озаглавливание, анализ поведения героев, характеристики героев

Нарта


1

5 часть. Прощание Тани с Филькой

Развитие мышления через выделение главной мысли, озаглавливание, развитие памяти через пересказ

Коризна

Скорбный вид

Снисходительный


3

Л.А.Кассиль «Пекины бутсы»

Развитие мышления через выборочное чтение, развитие речи через составление характеристики героя по плану, близкий пересказ

Бутсы


3

А.Т.Твардовский «Василий Теркин» (Отрывки из поэмы)

Развитие речи через составление характеристики героя с опорой на слова из текста

Вир


1

Внеклассное чтение

ХКК В.К.Копалыгин «Возвращение солдата»

Развитие патриотических чувств через уважение к участникам войны


Дата

Кол-во часов

Название темы

Коррекционная работа

Словарь


3

В.М.Шукшин «Гринька Малюгин» (В сокращении)

Развитие мышления через оценку поступков главного героя, сравнения содержания поступка с иллюстрацией

Калёная боль


2

В.П.Астафьев. Далекая и близкая сказка. Глава из повести «Последний поклон»

Развитие логического мышления через деление текста на части, озаглавливание, выборочное чтение

Увал

                                               Р.П.Погодин «Алфред»


1

1 часть. Знакомство с ребятами деревни

Развитие речи через беседу по вопросам и подтверждение ответов примерами из текста

Ароматный


1

2 часть. Занятия ребят

Развитие речи через составление характеристики героя, пересказ по плану

Подсобляйте


1

3 часть. Знакомство ребят с Алфредом

Развитие мышления через анализ поступков героя, через деление главы на части, озаглавливание их

Партнер


1

4 часть. Каникулы Степки, его друзей и Алфреда

Развитие мышления через сравнение проведения каникул Степки, его друзей и Алфреда, развитие памяти через краткий пересказ

Благородная


1

5 часть. Происшествие в саду у деда Улан

Развитие мышления через оценку поступков героев, развитие памяти через краткий пересказ

С поличным


1

А.А.Сурков «Родина»

Развитие творческих возможностей через словесное рисование, развитие патриотизма на примере героизма защитников Родины

Бессмертная


1

Внеклассное чтение

ХКК В.К.Арсеньев «Пчелы и муравьи»

Развитие положительных черт через положительные качества героев





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!