СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дополнительному общеобразовательному курсу "Математические ступеньки" для детей 6-7 лет

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программы «Математические ступеньки» заключается в том, что она предполагает использование современных педагогических технологий, позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду. Программа представляет систему взаимосвязанных занятий выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дополнительному общеобразовательному курсу "Математические ступеньки" для детей 6-7 лет»



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №





ПРИНЯТО

Решением Педагогического

Протокол № ______

от «___» ______ 20___г




УТВЕРЖДАЮ

Директор

Приказ № ________

от «___» _____ 20___г.







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Математические ступеньки»








Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год


Разработчик:

Скапцова Елена Ивановна


















20__ г.



Пояснительная записка


Направленность образовательной программы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Математические ступеньки» имеет социально-педагогическую направленность.

Актуальность Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Отличительная особенность. программы «Математические ступеньки» заключается в том, что она предполагает использование современных педагогических технологий, позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду. Программа представляет систему взаимосвязанных занятий выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе.

Адресат программы. Дети в возрасте 6-8 лет.

Главная цель курса: всестороннее развитие ребенка, развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

Основные задачи курса:

  1. формирование мотивации учения, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

  2. Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления)

  3. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия)

  4. Развитие вариативности мышления, творческих способностей, фантазии, воображения, конструкторских способностей.

  5. Увеличение объема мышления и памяти

  6. Развитие речи, умения обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения

  7. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со взрослыми и сверстниками

  8. Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение, догадываться о результатах и проверять их, строго подчиняясь заданным правилам и алгоритмам)

  9. Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.

Планируемые результаты

К концу обучения по курсу должно быть достигнуто дальнейшее продвижение детей в развитии речи, мышления, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей, овладение основными знаниями, умениями и навыками.

Предметные результаты.

  • Знают цифры: 0,1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;

  • Могут считать до 10 и обратно;

  • Способны называть последующее и предыдущее число относительно любого числа в пределах первого десятка;

  • Знают знаки: +, -, =, ,

  • Могут сравнивать числа первого десятка;

  • Способны соотносить цифру и число предметов;

  • Имеют возможность сравнивать две группы предметов;

  • Способны составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

  • Знают название фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал;

  • Способны сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;

  • Имеют возможность оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между»;

  • Могут группировать по определённому признаку предложенные предметы;

  • Владеют ориентировкой в пространстве и на плоскости.

  • Умеют правильно держать в руке карандаш;

  • Могут раскрашивать цветными карандашами;

  • Усвоят основные правила штриховки;

  • Могут штриховать карандашами;

  • Способны писать наклонные и прямые линии.

Личностными результатами изучения курса «Математические ступеньки» является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса «Математические ступеньки » являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.








Учебный план 1 года обучения


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

1

1


наблюдение

Графическая работа. Слева, справа, вверху, внизу.

1


1

наблюдение

Графические работы. Использование предлогов: на, в, под, между, перед, за, над.

1


1

наблюдение

Число 1 и цифра 1. Первый, последний. Столько же.

1


1

наблюдение

Большой, маленький. Больше, меньше, столько же.

1


1

наблюдение

Число 2 и цифра 2. Пара. Решение примеров. Первый, второй.

1


1

наблюдение

Решение задач.

1


1

наблюдение

Круг. Окружность. Отношение: часть – целое.

Понятия: внутри, вне, на стороне.

1


1

наблюдение

Число 3 и цифра 3. Решение примеров.

1


1

наблюдение

Состав числа 3. Решение задач.

1


1

наблюдение

Число 4 и цифра 4. Решение примеров.

1


1

наблюдение

Состав числа 4. Решение задач.

1


1

наблюдение

Треугольник. Порядковый счет. Пересечения.

1


1

наблюдение

Пересечения.

1


1

проверочная работа

Число 5 и цифра 5.

1

1


наблюдение

Состав числа 5.

1

1


наблюдение

Прямоугольник. Ориентация в пространстве и на плоскости.

1


1

наблюдение

Число 6 и цифра 6.

1

1


наблюдение

Состав числа 6. Решение задач.

1


1

наблюдение

Овал. Ориентировка в пространстве и на плоскости.

1


1

наблюдение

Число 7 и цифра 7.

1

1


наблюдение

Состав числа 7

1


1

наблюдение

Дни недели. Форма. Решение задач.

1


1

наблюдение

Число 8 и цифра 8.

1

1


наблюдение

Состав числа 8.

1

1


наблюдение

Числа 1 – 8.

1


1

наблюдение

Число 9 и цифра 9.

1

1


наблюдение

Состав числа 9.

Решение задач.

1


1

наблюдение

Число 0 и цифра 0.

Решение числовой цепочки.

1


1

наблюдение

Решение задач.

1


1

наблюдение

31

Число 10 и цифра 10.

1


1

наблюдение

32-33

Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

2

1

1

наблюдение

34 -35

Запоминай порядок

2


2

Наблюдение

36-45

Сравнение. . Выложи по образцу.

8

1

6

Наблюдение

46-49

Геометрические фигуры

4

1

3

Наблюдение

50-52

Веселые цифры

3

1

2

Наблюдение

53-59

Графика

5

1

4

Наблюдение

60

Итоговое занятие

1


1

Наблюдение


Итого

56

14

42



Календарный учебный график


Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год




56

2 раза в неделю по 1 часу


Рабочая программа


Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Математические ступеньки»

Цель программы: развитие логического мышления, речь и смекалку у детей, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

Развивающие: развитие логического мышления ребёнка; развитие познавательных способностей и мыслительных операций у дошкольников; развитие памяти, внимания, творческого воображения.

Образовательные: активизировать познавательный интерес; формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия); формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.); ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи, формировать индивидуальные творческие способности личности.

Воспитательные: воспитание у детей интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе; воспитание настойчивость, терпение, способность к саморегуляции; воспитания умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми).

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • позитивное эмоционально-ценностное отношение к познавательной деятельности;

  • инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности;

  • сформированность познавательных мотивов – интерес к новому;

  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • появление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей.

Предметные результаты: умения:

  • анализировать и сравнивать объекты;

  • формулировать вопросы при изучении объектов;

  • освоены отдельные способы запоминания информации;

  • работать с алгоритмом наблюдения за объектом;

  • крупная и мелкая моторика; он подвижен, владеет основными движениями

Метапредметные результаты:

  • развитие внимания, памяти, восприятия, речи;

  • проявление любознательности,;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

Содержание учебного курса


Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, форма). Сравнение трех и более предметов (фигур):

- по размеру (больше-меньше, длиннее -короче, такой же по длине, выше - ниже, шире - уже и др.);

- по форме (круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.);

- по цвету 9одного и того же цвета или разных цветов).

Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по заданному правилу.

Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов.

Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений: длиннее – короче, выше – ниже, шире – уже и др., его использование при выполнение заданий.

Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по заданному правилу.

Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без гирь).

Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.)

Временные представления: раньше – позже; вчера, сегодня, завтра. Неделя. Дни недели. Отсчет дней недели по порядку от любого дня недели. Времена года. Их последовательность.


Неделя, месяц, год. Уточнение понятия «месяц» (как правило, четыре недели составляют месяц).

Определение времени по часам (по часовой стрелке). Простейшее сравнение времени (больше трех часов, меньше пяти часов и т.п.).

Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10.

Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же). Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка двумя способами.

Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в этом ряду, возможность продолжить числовой ряд дальше от любого элемента.

Счет в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка пересчета. Порядковый счет, его отличия от счета количественного.

Моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольников, прямоугольников и др.).

Десяток. Счет десятками.

Равенство, его обозначение в математике. Знак «=».

Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций сложение и вычитание, название и обозначение этих действий (знаки «+», «-»).

Целое и часть.

Состав чисел первого десятка из двух слагаемых.

Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал.

Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче. Формирование начальных представлений об универсальности математических способов познания мира (одна и та же модель для задач с различными сюжетами).

Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник (треугольник, четырехугольник, в том числе прямоугольник, квадрат). Отличие многоугольника от круга.

Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как сторона многоугольника. Линейка – инструмент для вычерчивания отрезка.

Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу.

Содержательно-логические задания на более сложном математическом материале на развитие: внимания (лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, игры, игры «Веселый счет», «Исправь ошибки» и др.); воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчет общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных); памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов); мышления (выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур и др. по заданным условиям).

Сравнение. Выложи по образцу . Учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.

Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках .нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ? (щенок)).

Развитие познавательных процессов ,мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление и сообразительность: учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета, развивать мелкую моторику, умения ориентироваться на плоскости, формирование умений ; учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.

Развивать самостоятельность, активность, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.

Развивать наблюдательность детей.

Графика. Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.д, «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п., исключение четвертого лишнего. Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью).

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!