Государственное управление образования Псковской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Псковской области
«Опочецкий индустриально-педагогический колледж»
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по
учебной работе ___________ Л.Е.Забейда
«_____» _________ 2018 год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экология
г. Опочка 2018 год.
Рабочая программа учебной дисциплины ЭКОЛОГИЯ составлена по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.02 Преподавание в начальных классах (на базе основного общего образования).
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и на основе Примерной программы «Экология» для профессиональных образовательных организаций (автор: Скворцова П.М., кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения биологии Московского института открытого образования, Е.В. Титов профессор кафедры естествознания Московского государственного университета),одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол №2 от 26.03.2015, Москва).
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и гуманитарного профиля получаемого профессионального образования.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области «Опочецкий индустриально-педагогический колледж».
Разработчик:
Константинова Светлана Михайловна, преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Псковской области «Опочецкий индустриально-педагогический колледж».
Программа утверждена на заседании кафедры математических, естественно-научных дисциплин и продуктивных видов деятельности (протокол № 7 от 31.08.2018 год).
Зав. кафедрой С.М.Константинова
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 4
Общая характеристика учебной дисциплины
«Экология» 5
Место учебной дисциплины в учебном плане 6
Результаты освоения учебной дисциплины 7
Содержание учебной дисциплины 8
Тематическое планирование 11
Характеристика основных видов деятельности студентов 13
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы учебной дисциплины «Экология» 14
Рекомендуемая литература 15
ПОЯСНИЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа (далее программа) общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» предназначена для изучения экологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Содержание программы «Экология» направлено на достижение следующих целей:
получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественнонаучной и социальной дисциплины, её роли в формировании картины мира; о методах научного познания;
овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования-программы подготовки специалистов среднего звена(ППСЗ) по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Программа представляет содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, виды самостоятельных работ, тематику рефератов(докладов), индивидуальных роектов, учитывая специфику осваиваемой специальности.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования(ППСЗ) по специальности гуманитарного профиля.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭКОЛОГИЯ»
Экология — научная дисциплина, изучающая все аспекты взаимоотношений живых организмов и среды, в которой они обитают, а также последствия взаимодействия систем «общество» и «природа», условия недопущения либо нейтрализации этих последствий. Объектами изучения экологии являются живые организмы и, в частности, человек, а также системы «общество» и «природа», что выводит экологию за рамки естественнонаучной дисциплины и превращает её в комплексную социальную дисциплину.
Экология на основе изучения законов взаимодействия человеческого общества и природы предлагает пути восстановления нарушенного природного баланса. Экология, таким образом, становится одной из основополагающих научных дисциплин о взаимоотношениях природы и общества, а владение экологическими знаниями является одним из необходимых условий реализации в любой будущей профессиональной деятельности.
Основу содержания учебной дисциплины «Экология» составляет концепция устойчивого развития. В соответствии с ней выделены содержательные линии: экология как научная дисциплина и экологические закономерности; взаимодействие системы «природа» с системой «общество», прикладные вопросы решения экологических проблем в рамках концепции устойчивого развития; методы научного познания в экологии: естественнонаучные и гуманитарные аспекты.
При отборе содержания учебной дисциплины «Экология» использован культуросообразный подход, в соответствии с которым студенты должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.
В целом учебная дисциплина «Экология», в содержании которой ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, позволяет сформировать у студентов не только целостную картину мира, но и пробуждает у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Экология» является учебным предметом ро выбору из обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности » ФГОС среднего общего образования.
Учебная дисциплина «Экология» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППСЗ) по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
В учебном плане учебная дисциплина «Экология» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формиремых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностных:
устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества, умение;
умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;
метапредметных:
овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения различных сторон окружающей среды;
применение основных методов познания (описание, наблюдение, эксперимент) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать её достоверность для достижения поставленных целей и задач;
предметных:
• сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек-общество-природа» ;
сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Объект изучения экологии - взаимодействие живых систем. История развития экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях.1 Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Значение экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.
Самостоятельная работа: Составление конспектов по темам:
-Методы, используемые в экологических исследованиях;
-Значение экологии.
1. Экология как научная дисциплина Общая экология. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера.
Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, её специфика и состояние. Демография и проблемы экологии. Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие «загрязнение среды».
Прикладная экология. Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем. Возможные способы решения глобальных экологических проблем.
Демонстрации:
Экологические факторы и их влияние на организмы.
Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.
Практическое занятие
Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество.
Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.
Самостоятельная работа: Составление тематических тезаурусов по темам:
-Общая экология;
-Социальная экология.
2. Среда обитания человека и экологическая безопасность Среда обитания человека. Окружающая человека среда и её компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда.
Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль качества воздуха, воды, продуктов питания.
Городская среда. Городская квартира и требования к её экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.
Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые
в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль качества строительства.
Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к дорожному строительству в городе. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их экологическая безопасность. Контроль качества строительства дорог.
Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твёрдые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов.
Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.
Демонстрация
Схема агроэкосистемы.
Практическое занятие:
Описание жилища человека как искусственной экосистемы.
Самостоятельная работа:
-составление конспекта по экологическим требованиям к компонентам окружающей среды;
-Составление практических рекомендаций по дорожному строительству в городе с учетом основных экологических особенностей.
3. Концепция устойчивого развития Возникновение концепции устойчивого развития. Глобальные экологические проблемы и способы их решения. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «устойчивость и развитие».
«Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экономическая, социальная, культурная и экологическая способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологические след и индекс человеческого развития.
Демонстрации:
Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала. Индекс «живой планеты». Экологический след.
Практические занятия:
Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала. Индекс «живой планеты». Экологический след.
Решение экологических задач на устойчивость и развитие
Самостоятельная работа:
-Составление практических рекомендаций по экологическим способам устойчивости природного сообщества.
4. Охрана природы
Природоохранная деятельность. История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России.
Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем.
Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России. Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и водных биоценозов).
Демонстрации:
Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе.
Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Особо охраняемые природные территории России.
Практические занятия:
Сравнительное описание естественных природных систем.
Сравнительное описание агроэкосистем.
Самостоятельная работа:
-Составление тематического тезауруса по основным направлениям природоохранных мероприятий.
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
Возобновимые и невозобновимые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости.
Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.
История и развитие концепции устойчивого развития
Окружающая человека среда и её компоненты: различные взгляды на одну проблему.
Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы решения проблем.
Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.
Популяция как экологическая единица.
Причины возникновения экологических проблем в городе.
Причины возникновения экологических проблем в сельской местности.
Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере России).
Проблемы почвенной эрозии и способы её решения в России.
Проблемы устойчивости лесных экосистем в России.
Система контроля экологической безопасности в России.
Среда обитания и среды жизни: сходства и различия.
Структура экологической системы.
Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:
по специальностям СПО гуманитарного профиля профессионального образования - 54 часа, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка обучающихся, включая практические занятия -36 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов -18 часов.
Примерный тематический план
Вид учебной работы | Гуманитарный профиль |
Аудиторные занятия. Содержание обучения | Специальность СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах |
Введение | 2 |
Экология как научная дисциплина | 6 |
Среда обитания человека и экологическая безопасность | 12 |
Концепция устойчивого развития | 8 |
Охрана природы | 8 |
Итого | 36 |
Внеаудиторная самостоятельная работа: написание конспектов; составление тематических тезаурусов; практических рекомендаций; написание рефератов и индивидуальных проектов. | 18 |
Всего | 54 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета. | |
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение | ■ Познакомиться с объектом изучения экологии. Определить роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. ■ Показать значение экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования. |
Э
концепция устойчивого развития
Возникновение концепции устойчивого развития | ■ Знать основные положения концепции устойчивого развития и причины её возникновения. ■ Уметь формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие» |
Устойчивость и развитие | ■ Знать основные способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и раз- |
КОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Общая экология | ■ Уметь выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм. Получить представления о популяции, экосистеме, биосфере. |
Социальная экология | ■ Познакомиться с предметом изучения социальной экологии. Уметь выделять основные черты среды, окружающей человека. |
Прикладная экология | ■ Уметь выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду. |
СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ |
Среда обитания человека | ■ Овладеть знаниями об особенностях среды обитания человека и её основных компонентов. Уметь формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорта» среды обитания человека, получаемых из разных источников, включая рекламу ■ Знать основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. |
Городская среда | ■ Познакомиться с характеристиками городской квартиры как основного экотопа современного человека. ■ Уметь определять экологические параметры современного человеческого жилища ■ Знать экологические требования к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и нежилых помещений, автомобильных дорог в условиях города. |
Сельская среда | ■ Знать основные экологические характеристики среды обитания человека в условиях сельской местности. |
| витие». ■ Уметь различать экономическую, социальную, культурную и экологическую устойчивость. Уметь вычислять индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде. |
ОХРАНА ПРИРОДЫ |
Природоохранная деятельность | ■ Знать историю охраны природы в России и основные типы организаций, способствующих охране природы. ■ Уметь определять состояние экологической ситуации своей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу. |
Природные ресурсы и их охрана | ■ Уметь пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением для оценки состояния окружающей среды и потребности её в охране. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭКОЛОГИЯ»
Освоение программы учебной дисциплины «Экология» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучаю-щихся2.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по биологии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Экология» входят: • многофункциональный комплекс преподавателя;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, модели, муляжи объектов, составляющих экологическую систему и др.);
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Экология», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, словарями, научной и научно-популярной литературой и др. по разным вопросам экологии, в том числе в рамках концепции устойчивого развития.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Экология» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам, имеющиеся в свободном доступе в системе Интернет, (электронные книги, практикумы, тесты и др.).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Валова В.Д. Экология. - М.: 2012
Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. - М.: 2012
Основы экологического мониторинга. - Краснодар, 2012 Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития. - М.:
2013
Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. - Ростов н/Д, 2010
Экология Москвы и устойчивое развитие / Под ред Г.А. Ягодина. -
М.: 2011
Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06259).
Аргунова М.В. Методические рекомендации к преподаванию курса «Экология Москвы и устойчивое развитие». - М.: 2011
Аргунова М.В., Колесова Е.В. Практикум по курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие». - М.: 2011
Марфенин Н.Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого развития. - М.: 2012
Интернет-ресурсы
http://ecologysite.ru/ - каталог экологических сайтов http://www.ecoculture.ru/ - сайт экологического просвещения http://www.ecocommunity.ru/ - информационный сайт, освещающий проблемы экологии России
1
2 См. Письмо Минобрнауки РФ от 24 ноября 2011 г. N МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»