СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по естествознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по естествознанию»

Муниципальное образовательное учреждение

Гимназия №1 г. Кемерово















Программа курса «Основы естествознания» для 5-х классов




























Кемерово

2007

Муниципальное образовательное учреждение

Гимназия №1 г. Кемерово















Программа курса «Основы естествознания» для 5-х классов








Автор-составитель:

Камбалина Вера Алексеевна

МОУ «Гимназия №1»

Г. Кемерово

Тел. 36-91-45















Кемерово

2007

Содержание


Стр

  1. Пояснительная записка…………………………………………….4

  2. Учебный план………………………………………………………….6

  3. Учебно-тематический план…………………………………………...7

  4. Содержание программы………………………………………………8

  5. Перечень ключевых терминов…………………………………….…9

  6. Контрольные вопросы……………………………………………….10

  7. Литература для учащихся …………………………………………..11

  8. Литература для учителя …………………………………………...12

Пояснительная записка


Программа пропедевтического курса «Основы естествознания» для 5 классов рассчитана на 0,5 часов в неделю.

Основная задача курса – формирование у учащихся понятий и представлений о целостности и системности материального мира (от макромира – Вселенной до микромира – молекул и атомов).

Этот курс построен, акцентируя внимание не на отдельных областях естественнонаучных знаний, а на создании картины целостности мира, опираясь на наиболее общие понятия, относящиеся как к живой, так и к неживой природе. Это физические характеристики тел живой и неживой природы, строение вещества, молекул и атомов; превращение одного вида энергии в другой.

В целях формирования представления о целостности мира информационные блоки дают возможность установить аналогии между объектами живой и неживой природы, сравнить их и сопоставить. Сделан необходимый акцент на роли человека в окружающем нас мире, на необходимости учитывать существующие взаимосвязи живой и неживой природы. Особое внимание уделено внимание понятию «уникальность жизни», которое формируется в течение всего курса (уникальность жизни в биосфере, уникальность планеты).

Предложенное построение учебного материала создают условия для развивающего обучения: реализация принципа «от целого к частному»; концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для всего естествознания понятий; учет возрастных особенностей учащихся – их конкретно-образного мышления; внимание к возрастным и индивидуальным возможностям учеников – задания по выбору, опыты в домашних условиях.

Курс 5 класса организуется в последовательности, позволяющей сформировать представление о системности материального мира: тело, вещество, энергия, взаимосвязи материального мира.

Изучение движения материи дидактически проводится по принципу системности – от движения во Вселенной до движения молекул и атомов.

Особо выделены (на уровне представлений) идеи эволюции живой природы. При изучении живой природы значительно усилены экологические аспекты, проблемы охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности.

С целью формирования умений проводить наблюдения в природе в каждом курсе предусмотрены опыты в лабораторных и домашних условиях.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса.

Учащиеся должны знать:

- название основных наук, изучающих природу;

- определение понятий «тело», «вещество»;

- названия основных сфер Земли;

- признаки живого;

- строение молекул и атомов;

- Знаки химических элементов: Fe, O, N, C; формулы веществ O2, N2, CO2, H2O.

Учащиеся должны уметь:

- использовать текст и рисунки учебника для решения поисковых задач;

- объяснить результаты опытов, делать выводы;

- проводить наблюдения за погодой, сезонными изменениями природы в жизни растений и животных;

- пользоваться простейшими приборами и инструментами (термометр, барометр, микроскоп);

- составлять характеристику тел.




































Учебный план


№ раздела


Название раздела

Кол-во часов

1

1

Что изучает естествознание

1

2

2

Методы научного познания природы

2

3

3

Физические и химические процессы в природе

6

4

4

Природа как система

2

5

5

Энергия

3

6

6

Биохимические превращения в природе

2

7

7

Земля – планета Солнечной системы

1

































Учебно-тематический план


№урока


Тема. Раздел

Кол-во часов

Что изучает естествознание

1

1

1

Современное естествознание – это множество наук о природе и человеке

1

Методы научного познания

2

1

2

Эксперимент помогает изучить природу

1

2

3

Лабораторное оборудование. Пр. работа №1 «Лабораторное оборудование, работа со спиртовкой»

1

Физические и химические процессы в природе

6

1

4

Физические тела и их изучение. Пр. работа №2 «Определение массы, объема, плотности тела»

1

2

5

Очистка веществ. Пр. работа №3 «Очистка воды, поваренной соли от примесей»

1

3

6

Физические явления

1

4

7

Строение вещества

1

5

8

Вещество и поле

1

6

9

Химические реакции. Пр. работа №4 «Физические и химические явления»

1

Природа как система

2

1

10

Природа – это система

1

2

11

Общая характеристика природы. Экосистемы

1

Энергия

3

1

12

О чем рассказывает солнечный луч

1

2

13

Свет и цвет в природе

1

3

14

Энергия солнечных лучей и растения

1

Биохимические превращения в природе

2

1

15

Горные породы и минералы. Пр. работа №5 «Состав почвы»

1

2

16

Химические элементы, формулы, превращения

1

Земля – планета Солнечной системы

1

1

17

Наши представления о Вселенной, Галактике, Солнечной системе

1










Содержание программы


Что изучает естествознание (1 ч)


Глобальные проблемы современного мира. Роль природы в жизни человека. Роль человека в жизни природы. Современное естествознание – это множество наук о природе и человеке.


Методы научного познания(2 ч)

Методы изучения живой и неживой природы. Наблюдение. Опыт (эксперимент). Приборы и лабораторное оборудование.

Практическая работа №1. «Лабораторное оборудование, работа со спиртовкой»

Демонстрация примера эксперимента.

Физические и химические процессы в природе (6ч)

Тела и явления живой и неживой природы. Вещества и их свойства. Способы очистки веществ от растворимых и нерастворимых примесей. Строение вещества. Вещество и поле. Химические реакции, их признаки.

Демонстрации опытов с телами живой и неживой природы, приборов, лабораторного оборудования, общих для всех предметов естественнонаучного цикла, моделей атомов и молекул, кристаллических решеток, горения вещества, взаимодействия мела с уксусной кислотой, нитрата серебра и соляной кислоты, схем круговорота веществ в природе.

Практическая работа №2 «Определение массы, объема, плотности тела»

Практическая работа №3«Определение массы, объема, плотности тела»

Практическая работа №4 «Физические и химические явления»

Природа как система (2ч)

Взаимосвязь живой и неживой природы. Общая характеристика природы. Понятие системы: наличие взаимозависимых компонентов, образующих единое. Экосистемы.

Демонстрация образцов тел живой природы.

Энергия (3ч)

Роль солнечных лучей. Свет, цвет в природе. Фотосинтез. Солнце – источник энергии для всех живых организмов на Земле. Составление пищевой цепи как цепи передачи энергии. Роль зеленых растений на планете.

Демонстрация образцов угля и торфа.

Биохимические превращения в природе (2ч)

Горные породы и минералы. Процесс выветривания горных пород. Виды почвы, ее состав. Химические элементы. Химические формулы, уравнения химических реакций. Биохимические превращения в природе.

Демонстрация образцов почв, гашение соды уксусом, обугливание спички.

Практическая работа№5 «Состав почвы»

Земля – планета Солнечной системы(1ч)

Представления о Вселенной, Галактике, Солнечной системе. Звезды, астероиды, метеориты, кометы. Демонстрация карты звездного неба.

Перечень ключевых терминов



  • Астероид

  • Атом

  • Вещество

  • Воронка

  • Вселенная

  • Галактика

  • Драгоценные камни

  • Естествознание

  • Комета

  • Минералы

  • Молекула

  • Почва

  • Пробирка

  • Свет

  • Система

  • Солнечная система

  • Спиртовка

  • Тело

  • Фильтр

  • Химическая реакция

  • Химические формулы

  • Химические элементы

  • Цвет

  • Шпатель

  • Штатив

  • Эксперимент

  • Энергия


Контрольные вопросы


  1. Какие факты говорит о том, что человек – часть природы?

  2. Почему экологические проблемы имеют всеобщее значение?

  3. Что требуется для решения глобальных проблем?

  4. Что характеризует научное знание?

  5. В чем заключается особенность современного научного эксперимента?

  6. Какие правила нужно соблюдать при работе со спиртовкой?

  7. Какие свойства веществ можно наблюдать без приборов?

  8. Как определить температуры плавления, кипения?

  9. Что такое фильтрат?

  10. Какую воду называют дистиллированной?

  11. Докажите, что механические явления связаны с тепловыми?

  12. В чем состоит явление испарения?

  13. В чем заключается закон сохранения энергии?

  14. Какие признаки химической реакции вы знаете?

  15. Почему велосипед может быть назван системой?

  16. Как вы понимаете значение Солнца для всех живущих на Земле?

  17. Что такое экосистема?

  18. Как доказать, что солнечный свет сложный?

  19. Чем объяснить цвет вещества?

  20. Какой процесс называется фотосинтезом?

  21. Почему свойства гранита отличаются от свойств его компонентов?

  22. Чем отличаются минералы от горных пород?

  23. Каковы химические процессы при выветривании?

  24. Назовите основные компоненты почвы.

  25. Какой химический компонент растения усваивают из воздуха, из почвы?

  26. Правильно ли выражение: Солнце – газовый шар?

  27. Назовите компоненты Солнечной системы?

Литература для учащихся



1. Алексашина И.Ю. Естествознание: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ И.Ю. Алексашина, Н.И. Орещенко.-2-е изд.,перераб.-М.:Издательство Астрель: ООО «Издательство АСТ»Ж СПб.: СпецЛит,2003.-190 с.:илл.+32с. прил.

2. Энциклопедия для детей. Георгафия.-М.: Аванта+,1997

3. Энциклопедия для детей. Астрономия.-М.: Аванта+,1997

Бочкова О.А. Естесвознание: уч для 5 кл. общеобразоват учреждений/ О.А. Бочкова.-М.: Провсещесние,2006.-144с.: ил., карт.

4. Планеты.-М.: Слово, 2001.-(Что есть что)


Литература для учителя


  1. Земля.- М.: Слово,2001.- (Что есть что).

  2. Время.- М.: Слово,2001.- (Что есть что).

  3. Небо.- М.: Слово,2001.- (Что есть что).

  4. Атомная энергия.- М.: Слово,2001.- (Что есть что).

  5. Солнце.- М.: Слово,2001.- (Что есть что).

  6. МурановаА.П, Волшебный и грозный мир природы.-М.,1997

  7. Верзилин Н.М. По следам Робинзона.-М.,1994

  8. Планеты.-М.: Слово, 2001.-(Что есть что)

13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!