Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №7 им. О.Казанского
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ ЕСОШ №7 им.О.Казанского /___________/О.В. Авилова/
Приказ от «30 » августа 2022 г. №186
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
Общеинтеллектуальное направление
Уровень общего образования (класс): начальное общее образование, 4 «б» класс
Количество часов: 35часов
Учитель: Буркот Татьяна Николаевна
Год составления: август 2022г.
ст. Егорлыкская
Ростовская область
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» общеинтеллектуального направления разработана на основе:
Федерального Закона «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.).
Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".
Концепции фундаментального ядра содержания общего образования.
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Устава МБОУ ЕСОШ №7 им.О.Казанского.
Учебного плана МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского ст. Егорлыкской на 2022-2023 учебный год.
Положению рабочей программе МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского, утвержденного приказом от 29.06.2022г. №152/1.
С учётом Примерной ООП внеурочной деятельности (Москва, Просвещение. 2011 год) и авторской программы Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова «Финансовая грамотность». Учебная программа 2–4 классы общеобразовательных организаций, Москва, «Вита-Пресс», 2014 год.
Согласно учебному плану на изучение курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в 4 классе отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю.
Согласно учебному плану и в соответствии с календарным графиком МБОУЕСОШ №7 им. О. Казанского на 2022-2023 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2022 - 2023 учебном году, расписанием учебных занятий МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского в условиях пятидневной рабочей недели рабочая программа составлена на 35 часов.
Срок реализации рабочей программы – 1 год.
2. Результаты освоения курса.
Личностные результаты
Обучающиеся получат возможность для формирования :
гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
осознание себя как члена семьи, общества и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные результаты
Познавательные:
Обучающиеся получат возможность:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
Обучающиеся получат возможность:
составление простых планов с помощью учителя;
понимание цели своих действий;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
Обучающиеся получат возможность:
составление текстов в устной и письменной формах;
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
Обучающиеся получат возможность:
понимание и правильное использование экономических терминов;
представление о роли денег в семье и обществе;
умение характеризовать виды и функции денег;
знание источников доходов и направлений расходов семьи;
умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
проведение элементарных финансовых расчётов.
3. Содержание курса.
1. Что такое деньги и какими они бывают – 18ч
Тема 1. Как появились деньги.
Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.
Основные понятия.
Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги. Компетенции.
Тема 2. История монет.
Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными.
Основные понятия.
Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».
Тема 3. Бумажные деньги.
Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.
Основные понятия.
Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.
Тема 4. Безналичные деньги.
Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.
Основные понятия.
Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.
Тема 5. Валюты.
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.
Основные понятия.
Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.
2. Из чего складываются доходы в семье» - 5ч
Тема 6. Откуда в семье берутся деньги.
Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с
детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.
Основные понятия.
Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.
3. «Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать» - 6ч
Тема 7. На что семьи тратят деньги.
Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.
Основные понятия.
Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.
4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал – 6ч
Тема 8. Как правильно планировать семейный бюджет.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты.
Основные понятия.
Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.
4.Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов | Теоретическая | Практическая |
1. | Что такое деньги, и какими они бывают. | 18 | 15 | 3 |
2. | Из чего складываются доходы в семье. | 5 | 4 | 1 |
3. | Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать. | 6 | 4 | 2 |
4. | Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал. | 6 | 5 | 1 |
| Итого: | 35ч | 28 | 7 |
5.Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения | Дидактическое обеспечение (оборудование) |
план | факт |
«Что такое деньги и какими они бывают» - 18 ч |
1 | Как появились деньги. | 1 | 01.09 | | презентация по теме занятия |
2 | Как появились деньги. | 1 | 08.09 | | презентация по теме занятия |
3 | Как появились деньги. | 1 | 15.09 | | презентация по теме занятия |
4 | Как появились деньги. | 1 | 22.09 | | презентация по теме занятия |
5 | История монет. | 1 | 29.09 | | презентация по теме занятия |
6 | История монет. | 1 | 06.10 | | презентация по теме занятия |
7 | История монет. | 1 | 13.10 | | презентация по теме занятия |
8 | История монет. | 1 | 20.10 | | презентация по теме занятия |
9 | Бумажные деньги. | 1 | 27.10 | | презентация по теме занятия |
10 | Бумажные деньги. | 1 | 10.11 | | презентация по теме занятия |
11 | Бумажные деньги. | 1 | 17.11 | | презентация по теме занятия |
12 | Безналичные деньги. | 1 | 24.11 | | презентация по теме занятия |
13 | Безналичные деньги. | 1 | 01.12 | | презентация по теме занятия |
14 | Валюты. | 1 | 08.12 | | презентация по теме занятия |
15 | Валюты. | 1 | 15.12 | | презентация по теме занятия |
16 | Обобщение по теме «Что такое деньги и какими они бывают». | 1 | 22.12 | | презентация по теме занятия |
17 | Решение задач по теме «Что такое деньги и какими они бывают». | 1 | 29.12 | | презентация по теме занятия |
18 | Викторина по теме «Деньги». | 1 | 12.01 | | презентация по теме занятия |
«Из чего складываются доходы в семье» - 5 ч |
19 | Откуда в семье берутся деньги. | 1 | 19.01 | | презентация по теме занятия |
20 | Откуда в семье берутся деньги. | 1 | 26.01 | | презентация по теме занятия |
21 | Откуда в семье берутся деньги. | 1 | 02.02 | | презентация по теме занятия |
22 | Откуда в семье берутся деньги. | 1 | 09.02 | | презентация по теме занятия |
23 | Обобщение по теме «Из чего складываются доходы в семье». | 1 | 16.02 | | презентация по теме занятия |
«Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать» - 6 ч |
24 | На что семьи тратят деньги. | 1 | 02.03 | | презентация по теме занятия |
25 | На что семьи тратят деньги. | 1 | 09.03 | | презентация по теме занятия |
26 | На что семьи тратят деньги. | 1 | 16.03 | | презентация по теме занятия |
27 | На что семьи тратят деньги. | 1 | 30.03 | | |
28 | На что семьи тратят деньги. | 1 | 06.04 | | презентация по теме занятия |
29 | Обобщение по теме «Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать». | 1 | 13.04 | | презентация по теме занятия |
«Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал» - 6ч |
30 | Как правильно планировать семейный бюджет. | 1 | 20.04 | | экономические задачи |
31 | Как правильно планировать семейный бюджет. | 1 | 27.04 | | экономические задачи |
32 | Как правильно планировать семейный бюджет. | 1 | 04.05 | | экономические задачи |
33 | Как правильно планировать семейный бюджет. | 1 | 11.05 | | экономические задачи |
34 | Как правильно планировать семейный бюджет. | 1 | 18.05 | | экономические задачи |
35 | Обобщение по теме «Как правильно планировать семейный бюджет». | 1 | 25.05 | | экономические задачи |
| Итого: | 35 ч | | | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского от «29» августа 2022 года №1 Председатель МС /__________________/ /С.В. Скурихина/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора /________________/ /Почивалова А.Н./ «30 » августа 2022 года |
6. Лист корректировки рабочей программы.
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки |
Тема урока | Количество часов | Дата | Тема урока | Количество часов | Дата |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |