Пояснительная записка
Программа составлена для учащихся 5-6 классов, перешедших на обучение по новым Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования» (ФГОС ООО). Программа соответствует требования ФГОС. Программа по географии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
«Начальный курс географии» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии России. Современная география обладает естественнонаучным и социально-экономическим содержанием, комплексным, социальным, гуманистическим и др. подходами, поэтому лучше других подготовлена к разработке научных основ стратегии сохранения жизненной среды человечества, стратегии социального совершенствования для устойчивого развития общества, экономики и окружающей среды.
Основная цель «Начального курса географии» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Формирование комплексного мышления и целостного восприятия территории, знаний и понимания географических закономерностей, понимания насущных проблем взаимодействия человека и природной среды. Подготовка учащихся к решению многих проблем жизни общества: политических, экономических, социальных, экологических.
Знакомство учащихся с основными факторами, принципами и направлениями формирования новой территориальной структуры российского общества, путями перехода России к устойчивому развитию.
Развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира, его крупных частей (материков и стран), своей страны и «малой родины».
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»»;
развивать познавательный интерес учащихся 5 и 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;
научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний. География необходима для формирования и воспитания у учащихся:
географической картины мира и общей культуры,
географического (пространственно-временного) мышления, географического видения глобальных и локальных проблем, деятельно - ценностного отношения к окружающей среде,
осознания единства природы, хозяйства и населения - идеологии выживания человечества в единой социоприродной среде, решения проблем экологической безопасности и устойчивого развития природы и общества,
умения делать осознанный выбор в условиях социальных альтернатив и нести за него ответственность,
любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам
Изучение «Начального курса географии» осуществляется в 5 и 6 классах по 34 часа (из расчёта 1 час в неделю).
Учебник для общеобразовательных учреждений «География.5-6 класс» под редакцией О.А.Климановой. Рекомендован Министерством образования и науки РФ.
Издательство «Дрофа», 2012 год.
Содержание программы курса
Раздел I. Как устроен наш мир 8 ч
Тема 1. Земля во Вселенной 5 ч.
Представления об устройстве мира. Земная Галактика и другие миры. Солнечная система. Луна - спутник Земли. Вращение Земли вокруг Солнца и смена времен года. Вращение Земли вокруг своей оси и смена дня и ночи. Одиноки ли мы во Вселенной? Космические исследования и их роль в познании Земли.
Тема 2.Облик Земли 4 ч.
Облик земного шара. "Голубая планета" Земля. Представление о форме и размерах Земли у древних народов. Открытие шарообразной формы Земли. Изображение Земли на глобусе. Градусная сетка, параллели и меридианы. Полярные круги, тропики, экватор, нулевой меридиан. Определение направлений и измерение расстояний на глобусе.
Практикум: Глобус как источник географической информации.
Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности. 13 ч.
Тема 3. Изображение Земли. 2 ч.
Способы изображения земной поверхности - планы местности, географические карты, аэрофотоснимки, космические снимки. История географической карты.
Тема 4. История открытия и освоения Земли. 5 ч.
Путешествие как способ познания окружающего мира. Искусство путешествия. Путевые впечатления и их отражение: рассказ, рисунок, фото- и киносъемка
Географические открытия древности и средневековья. Финикийцы и их путешествие вокруг Африки. Географы Древней Греции и Древнего Рима: Геродот, Эратосфен, Птолемей. Трансокеанские плавания древних мореходов.
Сухопутные и морские странствия. Арабы. Викинги. Генуэзские и венецианские купцы. Марко Поло. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
Великие географические открытия. Роль технических достижений в далеких морских плаваниях. Васко да Гама. Христофор Колумб и открытие пути в Индию. Фернан Магеллан и его первое кругосветное путешествие.
Географические открытия XVII – XX веков. В поисках Южной Земли. Абель Тасман и Джеймс Кук. Открытие Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым. Исследования Арктики. Ф. Нансен, И.Д. Папанин, Р. Пири. Исследования Мирового океана и внутренних частей материков.
Российские путешественники и их вклад в изучение Земли. С.И. Дежнев, Е.П. Хабаров и безвестные первопроходцы Сибири. В. Беринг и Великая Северная экспедиция. Исследования материков в XIX веке: А. Гумбольдт, Д. Ливингстон, Н.М. Пржевальский, П.П. Семенов Тян-Шанский. Достижение Южного полюса: Р. Амундсен и Р. Скотт. Исследования Н.И. Вавилова.
Записки путешественников как источники географической информации.
Практикум: Текст как источник географической информации.
Раздел III. Как устроена наша планета - 13 ч.
Тема 5. Литосфера. 4ч.
Внутреннее строение и рельеф Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора, литосфера. Горные породы, слагающие земную кору (магматические, осадочные и метаморфические) и их значение для человека. Рельеф и его значение для человека. Основные формы рельефа суши Земли и дна океана и их изменения под влиянием внутренних и внешних сил Земли.
Практикум: Работа с коллекцией горных пород и минералов.
Тема 6. Гидросфера. 3 ч.
Мировой круговорот воды в природе. Пресная вода на Земле. Мировой океан и его части. Вода – «кровеносная система» Земли. Реки, озёра, подземные воды, болота и ледники. Их значение в жизни человека.
Тема 7. Атмосфера. 3 ч.
Атмосферный воздух и его состав. Вертикальное строение атмосферы. Горизонтальная неоднородность атмосферы. Воздушные массы.
Что такое погода? Как ведутся метеонаблюдения? Как составляются прогнозы погоды? С помощью каких приборов измеряют значения элементов погоды? Синоптические карты.
Практикум: Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой.
Тема 8. Биосфера. 2 ч
Биосфера - живая оболочка Земли. Как возникла жизнь на планете? Границы биосферы. Закономерности распространения живых организмов на Земле. Биологический круговорот. Как живые организмы изменяют нашу планету? Экскурсия в природу. Фенологические наблюдения.
Практикум: Экскурсия в природу.
Тема 9. Природа и человек. 1 ч.
Природа - среда жизни человека, источник средств его существования. Изменения масштабов взаимодействия человека и природы. Охрана природы.
Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела | Название темы | Кол-во часов | Практические работы |
1 | Раздел I. Как устроен наш мир | 8 | |
2 | | Тема 1. Земля во Вселенной | 4 | |
3 | | Тема 2.Облик Земли | 4 | Практикум: Глобус как источник географической информации. |
4 | Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности. | 13 | |
5 | | Тема 3. Изображение Земли. | 2 | |
6 | | Тема 4. История открытия и освоения Земли. | 5 | Практикум: Текст как источник географической информации. |
7 | Раздел III. Как устроена наша планета | 13 | |
8 | | Тема 5. Литосфера. | 4 | Практикум: Работа с коллекцией горных пород и минералов. |
9 | | Тема 6. Гидросфера. | 3 | |
10 | | Тема 7. Атмосфера. | 3 | Практикум: Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. |
11 | | Тема 8. Биосфера. | 2 | Экскурсия в природу. |
12 | | Тема 9. Природа и человек. | 1 | |
итого | | 34 | 4+1 |
Планируемые результаты обучения
Предметные результаты обучения:
- объяснять понятия и термины: Солнечная система, планета, глобус, градусная сеть, параллели (экватор, тропики, полярные круги), меридианы.
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- определять (измерять) направления, расстояния на глобусе, на карте, на местности;
- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса,
объяснять их особенности;
- находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте
- читать план местности и карту;
- производить простейшую съемку местности;
- работать с компасом, картой;
- классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.
- объяснять понятия и термины, выражения: "путь из варяг в греки", Великий
шелковый путь, Старый Свет, Новый Свет, поморы.
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
объяснять понятия и термины: Литосфера, горные породы, полезные ископаемые, рельеф, горы, равнины.
Мировой круговорот, океан, море, заливы, проливы.
Гидросфера, речная система (и ее части).Озёра, болота, подземные воды, ледники.
Атмосфера, атмосферный воздух ,погода, воздушная масса, метеорология, синоптическая карта.
Биосфера, биологический круговорот.
- называть и показывать по карте основные географические объекты;
- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические
объекты;
- называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
- приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана;
- объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;
- измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;
- описывать погоду своей местности;
- уметь вести простейшие наблюдения элементов погоды;
- уметь вести полевой дневник.
Метапредметные результаты обучения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- участвовать в совместной деятельности;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;
- составление описания объектов;
- составление простого и сложного плана;
- осуществлять поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
- составлять план изучения или описания объекта;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
- оценивать работу одноклассников;
- выявлять причинно-следственные связи;
- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами
объекта;
- составлять вопросы к текстам, логической цепочки по тексту, таблицы,
схемы по содержанию текста.
Личностные результаты обучения:
- Формирование ответственного отношения к учению,
- развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры.
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература:
1.Учебник География. Землеведение.5-6 классы. Авторы О.А. Климанова. В.В.Климанов, Э.В.Ким. изд. М., Дрофа, 2012
2.Атлас География 5 класс
3.Контурные карты География 5 класс
4. Рабочая тетрадь по географии 5 класс
Дополнительная литература:
1. Долгорукова С.В., Елисеева Л.Е. Уроки географии 6-9 класс с применением информационных технологий - М Глобус. 2010.
2. Евдокимов В.И. География полный курс в географических диктантах - М. Московский лицей. 2002г.
3. Нагорная И.И. Поурочные планы, география 6 класс - Волгоград. Учитель. 2008г.
4. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. Физическая география 6 класс - М. Вако. 2008г.
5. Чернова В.Г. География в таблицах и схемах - С-П. Виктория. 2009г.
Оборудование и приборы:
1. Гербарий для физической географии.
2. Глобусы.
3. Компасы.
4. Коллекция горных пород и минералов.
5. Комплект настенных карт по курсу 6 класса.
6. Комплект портретов выдающихся географов и путешественников.
7. Комплект тематических таблиц по курсу 6 класса.
8.Электронные носители - 6-7 класс Уроки географии Кирилла и Мефодия М. ООО «Кирилл и Мефодий 2004