Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Белоглинный»
Озинского района, Саратовской области
Рабочая программа
учебного предмета геометрия_ в 8 классе
(базовый уровень)
Составила: Степанова Светлана Николаевна,
учитель математики высшей категории
п..Белоглинный
2022 г.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника по геометрии для 8 класса А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир (М.: Вентана-Граф).
На изучение геометрии в 8 классе МОУ «СОШ п.Белоглинный» отводится 2 ч в неделю, 68 часов в год. Уровень обучения – базовый.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование, как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
Личностными результатами изучения предмета «Геометрия» является формирование следующих умений и качеств:
способность к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
представление о математической науке как о сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
воля и настойчивость в достижении цели.
Средством достижения этих результатов является:
система заданий учебников;
представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;
использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология системно - деятельностного подхода в обучении, технология оценивания.
Метапредметными результатами изучения курса «Геометрия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
сличать способ и результат своих действий с заданным алгоритмом, обнаруживать отклонения и отличия от него;
проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
оценивать достигнутый результат;
принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Познавательные УУД:
строить логические цепи рассуждений;
сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия объектов;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
устанавливать причинно-следственные связи;
выделять и формулировать проблему;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
давать определение понятиям;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
представлять информацию в понятной форме;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
уметь брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного обучения, организация работы в малых группах, также использование личностно-ориентированного и системно - деятельностного обучения.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Содержание учебного предмета
Данная рабочая программа по геометрии для 8 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной Программы основного общего образования по математике, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте общего образования.
1.Повторение курса 7 класса. (3 часов) Треугольник, виды треугольников, признаки равенства треугольников. Параллельные прямые. Окружность и касательная. Признаки и свойства. Вписанная, описанная окружности треугольника, некоторые свойства.
2.Четырехугольники (23часа). Четырехугольник, его элементы. Параллелограмм, свойства и признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат. Средняя линия треугольника. Трапеция, виды трапеции, свойства. Средняя линия трапеции. Центральные и вписанные углы. Описанная и вписанная окружности четырехугольника.
3.Подобие треугольников.(12часов) Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников.
4.Решение прямоугольных треугольников.(15 часов) Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников.
5.Многоугольники. Площадь многоугольника.(12 часов) Многоугольники. Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника, треугольника, трапеции.
6.Повторение курса 8 класса.(3часа) Четырехугольники, виды, свойства и признаки. Формулы площадей. Подобные треугольники. Центральный и вписанный угол.
Резерв (2 часа)
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
существо понятия алгоритма;
распознавать и строить четырёхугольники и их элементы, определять виды четырехугольников, применять их свойства;
распознавать, строить и находить среднюю линию треугольника, среднюю линию трапеции;
распознавать центральные и вписанные углы, применять их свойства
строить вписанную в четырехугольник окружность и описанную около него, применять признаки существования данных окружностей;
оперировать понятием «подобные треугольники», применять признаки подобия;
применять теорему Пифагора; метрические соотношения в прямоугольном треугольнике;
формулировать определения тригонометрических функций, записывать формулы, выводить основное тригонометрическое тождество, находить значения тригонометрических функций основных углов;
распознавать многоугольники, равновеликие многоугольники, понятие площади многоугольника;
находить площади четырехугольников различных видов, различных треугольников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир)
для решения несложных практических задач (например: размечать грядки различной формы);
для решения практических задач, связанных с нахождением периметра треугольника, измерением отрезков и углов, построением перпендикулярных и параллельных прямых
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур.
Тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата |
План | Фактически |
| | |
Повторение курса 7 класса (3ч) |
1 | Треугольник. Виды треугольников. Признаки равенства треугольников | 1ч | 6.09 | |
2 | Параллельные прямые. Признаки и свойства | 1ч | 7.09 | |
3 | Окружность, касательная и секущая. Вписанная, описанная окружности треугольника, некоторые свойства. | 1ч | 13.09 | |
Четырёхугольники (23ч) |
4 | Четырёхугольник и его элементы. | 1ч | 14.09 | |
5-6 | Параллелограмм. Свойства параллелограмма | 2ч | 20.09 21.09 | |
7-8 | Признаки параллелограмма | 2ч | 27.09 28.09 | |
9 | Прямоугольник. Свойства прямоугольника | 1ч | 4.10 | |
10 | Признаки прямоугольника | 1ч | 5.10 | |
11 | Ромб. Свойства ромба | 1ч | 11.10 | |
12 | Признаки ромба | 1ч | 12.10 | |
13 | Квадрат | 1ч | 18.10 | |
14 | Контрольная работа №1 на тему: «Параллелограмм. Виды параллелограмма" | 1ч | 19.10 | |
15 | Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника | 1ч | 25.10 | |
16 | Средняя линия треугольника | 1ч | 26.10 | |
17-18 | Трапеция. Виды трапеции | 2ч | 8.11 9.11 | |
19 | Средняя линия трапеции | 1ч | 15.11 | |
20 | Решение задач по теме: «Трапеция» | 1ч | 16.11 | |
21-22 | Центральные и вписанные углы. Их свойства | 2ч | 22.11 23.11 | |
23 | Описанная окружность четырехугольника. | 1ч | 29.11 | |
24 | Вписанная окружность четырехугольника | 1ч | 30.11 | |
25 | Признак принадлежности четырёх точек одной окружности | 1ч | 6.12 | |
26 | Контрольная работа №2 на тему «Вписанная и описанная окружности. Трапеция.» | 1ч | 7.12 | |
Подобие треугольников (12ч) | | |
27 | Анализ контрольной работы. Теорема Фалеса | 1ч | 13.12 | |
28-29 | Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках | 2ч | 14.12 20.12 | |
30 | Подобные треугольники | 1ч | 21.12 | |
31 | Первый признак подобия треугольников | 1ч | 27.12 | |
32 | Свойство пересекающихся хорд, свойство касательной и секущей | 1ч | 10.01 | |
33 | Теорема Менелая, теорема Птолемея | 1ч | 11.01 | |
34 | Решение задач по теме: «Первый признак подобия треугольников» | 1ч | 17.01 | |
35 | Второй признак подобия треугольников | 1ч | 18.01 | |
36 | Третий признак подобия треугольников | 1ч | 24.01 | |
37 | Повторение и систематизация учебного материала | 1ч | 25.01 | |
38 | Контрольная работа №3 по теме: « Подобие треугольников» | 1ч | 31.01 | |
Решение прямоугольных треугольников(15ч) | | |
39 | Анализ контрольной работы. Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике | 1ч | 1.02 | |
40-41 | Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике | 2ч | 7.02 8.02 | |
42-43 | Теорема Пифагора | 2ч | 14.02 15.02 | |
44 | Повторение и систематизация учебного материала | 1ч | 21.02 | |
45 | Контрольная работа №4 по теме: «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике» | 1ч | 22.02 | |
46 | Анализ контрольной работы. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника | 1ч | 28.02 | |
47 | Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника | 1ч | 1.03 | |
48 | Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. | 1ч | 7.03 | |
49-51 | Решение прямоугольных треугольников | 3ч | 14.03 15.03 21.03 | |
52 | Повторение и систематизация учебного материала | 1ч | 22.03 | |
53 | Контрольная работа №5 по теме: «Решение прямоугольных треугольников» | 1ч | 4.04 | |
Многоугольники. Площадь многоугольника(12ч) |
54 | Анализ контрольной работы. Многоугольники. Сумма углов многоугольника. | 1ч | 5.04 | |
55 | Понятие площади многоугольника. Площадь многоугольника. | 1ч | 11.04 | |
56-57 | Площадь параллелограмма | 2ч | 12.04 18.04 | |
58-60 | Площадь треугольника | 3ч | 19.04 25.04 26.04 | |
61-63 | Площадь трапеции | 3ч | 2.05 3.05 10.05 | |
64 | Повторение и систематизация учебного материала | 1ч | 16.05 | |
65 | Контрольная работа №6 по теме: «Площади четырехугольников» | 1ч | 17.05 | |
Повторение курса 8 класса (3ч) | | |
66 | Четырехугольники.. Виды, свойства, признаки | 1ч | 23.05 | |
67 | Подобные треугольники. | 1ч | 24.05 | |
64-66 | Метрические соотношения. Решение прямоугольных треугольников | 1ч | 24.05 | |
69-70 | Резерв | 2ч | 30.05 31.05 | |