Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Адыгея «Красногвардейский аграрно-промышленный техникум»
Утверждаю:
директор ГБПОУ РА «КАПТ»
______________А.К.Пчихачев
«____»_____________20___г.
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 ИНФОРМАТИКА
по программе базовой подготовки
по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
форма обучения очная
Красногвардейское, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
| |
Паспорт программы учебной дисциплины «Информатика» | 3 |
Структура и содержание учебной дисциплины. | 5 |
Условия реализации программы учебной дисциплины | 11 |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 12 |
1. Паспорт программы учебной дисциплины ЕН.02 Информатика
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Информатика» является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и предназначена для изучения информатики и информационно-комммуникационных технологий в учреждениях среднего профессионального образования.
Основу данной рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Содержание каждой темы включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме лабораторно-практических занятий с использованием средств ИКТ. При освоении программы у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности, в профессиональной деятельности. Выполнение лабораторно-практических занятий обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, программное обеспечение, пользоваться комплексными способами представления и обработки информации, а также изучить возможности использования ИКТ для профессионального роста.
1.2. Место дисциплины в структуре рабочей основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Информатика» в структуре основной профессиональной образовательной программы принадлежит к математическому и общему естественнонаучному циклу
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Уметь:
Знать:
Основные понятия автоматизированной обработки информации,
Общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;
Базовые системы, программные продукты и пакеты прикладных программ.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 135 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 90 часов;
самостоятельной работы обучающегося 45 часов.
1.5. Реализуемые компетенции в соответствии с ФГОС по специальности:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.
ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.
ПК 2.1. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ.
ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 ИНФОРМАТИКА
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 135 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 90 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 60 |
практические занятия | 30 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 45 |
Итоговая аттестация проводится в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН.02 Информатика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Информация, информационные процессы и информационное общество | 12 | |
Тема 1.1. Автоматизированная обработка информации. | Содержание учебного материала | 6 |
Информация, информационные процессы и информационное общество Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. | 2 | 2 |
Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением. | 2 |
Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Развитие современных информационных технологий (ИТ) | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: разработка структурной схемы «Информационное общество, информационные технологии» | 4 |
Тема 1.2. Информационная деятельность человека. Технологии обработки информации, управления базами данных; компьютерные коммуникации | Содержание учебного материала | 6 | |
Автоматизация рабочих мест – неотъемлемая особенность современных производственных, общественных систем. Виды и системы проектирования автоматизированных комплексов и рабочих мест. Понятие экспертных систем. Современные системы автоматизации рабочих мест. | 2 | 2 |
Автоматизированное рабочее место специалиста. Виды автоматизированных систем. Назначение, состав и принципы организации типовых профессиональных автоматизированных систем, представленных на отечественном рынке. | 2 |
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности). Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: создание моделей баз данных, схем компьютерных коммуникаций | 4 | |
Раздел 2. Управление информацией и информационными процессами в средствах ИКТ. | 14 | |
Тема 2.1. Конфигурации и системы аппаратных устройств средств ИКТ. | Содержание учебного материала | 8 | |
Конфигурации и системы аппаратных устройств средств ИКТ. Аппаратные средства хранения, отображения и представления данных. | 2 | 2 |
Хранение информации и ее носители: гибкие, жесткие, компакт- диски. Организация размещения информации на дискетах и дисках: сектор, таблица размещения, область данных. | 2 |
Технологии записи, хранения, представления данных в средствах ИКТ. Основные технические характеристики работы аппаратных устройств персонального компьютера (ПК). Конфигурации и системы аппаратных устройств ПК. Технические характеристики работы устройств. | 4 |
Практические занятия №1, 2, 3 | 6 | |
Самостоятельная работа обучающихся: создание таблицы «Технологии устройств ввода вывода средств ИКТ» | 2 | |
Тема 2.2. Устройства ввода–вывода средств ИКТ. | Содержание учебного материала | 6 | |
Устройства ввода–вывода средств ИКТ. Устройства манипуляции системой средств ИКТ: клавиатура, манипулятор «мышь». | 2 | 3 |
Мониторы, индикаторы, панели: технологии отображения. Технические характеристики работы мониторов, индикаторов, панелей; процесс передачи–приёма информации. | 2 |
Состав, принципы построения системной шины. Виды системных подключений в средствах ИКТ. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка доклада по теме. | 4 | |
Раздел 3. Программное обеспечение средств ИКТ. | 4 | |
Тема 3.1 Организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации в средствах ИКТ. | Содержание учебного материала | 4 | |
Организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации. Защита информации от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты информации. | 4 | 2 |
Практическое занятия №4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: создание таблицы-инструкции «Методы выявления и борьбы с вирусами» | 4 | |
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов пакеты прикладных программ (ППП). | 10 | |
Тема 4.1 Возможности настольных издательских систем | Содержание учебного материала | 6 | |
Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста. Текстовые процессоры. Работа с графическими объектами. Импорт объектов, обработка и представление данных. | 2 | |
Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей). | 2 |
Создание таблиц и табличных форм. Вывод документа на печать. | 2 |
Практические занятия №5,6 Создание таблиц и табличных форм. Работа с графическими объектами. Импорт объектов, обработка и представление данных. | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся: редактирование и стилевое форматирование текстовых документов | 4 | |
Тема 4.2 Возможности динамических (электронных) таблиц. Работа с «Электронными таблицами». | Содержание учебного материала | 2 | |
Возможности динамических (электронных) таблиц. Работа с «Электронными таблицами». Расчеты с использованием формул и стандартных функций. Построение диаграмм и графиков. Способы поиска информации в электронной таблице. | 2 | |
Практические занятия №7, 8 Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся: решение практических задач по специальности | 6 | |
Тема 4.3 Автоматизация рабочих мест (АРМ). | Содержание учебного материала | 2 | |
Автоматизированные системы управления (АСУ) на предприятиях. Системы автоматизации проектирования (САПР). Автоматизация рабочих мест (АРМ). Автоматизированные системы управления (АСУ) на предприятиях. Системы автоматизации проектирования (САПР). Автоматизация рабочих мест (АРМ). Порядок работы с типовой локальной и сетевой системой. АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с числовым программным управлением. | 2 | |
Практические занятия №9, 10 Создание и редактирование мультимедийных объектов. Использование презентационного оборудования | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение проектной работы | 4 | |
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии. Компьютерные сети и системы. | 20 | |
Тема 5.1 Проектирование локальных сетей | Содержание учебного материала | 2 | |
Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. Передача информации между компьютерами. Принципы построения локальных сетей: топологии локальных сетей, ресурсы работы в локальных сетях. Корпоративные сети и системы. | 2 | |
Практические занятия №11, 12 «Проект локальной сети» «Расчет и построение локальной сети» | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение проекта локальной сети | 3 | |
Тема 5.2 Глобальные компьютерные сети. Сеть INTERNET. Услуги Сети INTERNET. | Содержание учебного материала | 2 | |
Глобальные компьютерные сети. Сеть INTERNET. Услуги Сети INTERNET. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр. Основные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы. Гипертекст. | 2 | |
Практическое занятие № 13 «Создание и отправка почтовых сообщений» | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение таблицы-инструкции «Службы сети» | 2 | |
Тема 5.3 WEB– технологии: структура WEB–публикаций, гипертекст, система адресации. | Содержание учебного материала | 6 | |
WEB– технологии: структура WEB–публикаций, гипертекст, уникальная система адресации. WEB–дизайн электронных документов. WEB– технологии: язык форматирования электронных документов (HTML). | 2 | |
Методы создания и сопровождения сайта. Средства создания и сопровождения сайта. | 2 |
Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония. Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Настройка видео веб-сессий. | 2 |
Практическое занятие №14 «Создание документов в формате HTML» | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение примера разработки WEB– документа | 2 | |
Тема 5.4 Поисковые службы сети INTERNET. | Содержание учебного материала | 2 | |
Поисковые службы сети INTERNET: системы уникальной адресации в сети INTERNET. Поиск информации в сетях. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. | 2 | |
Практическое занятие №15. Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: поиск ресурсов сети | 4 | |
Тема 5.5 Сетевой этикет и сетевая безопасность работы в компьютерных сетях. | Содержание учебного материала | 8 | |
Защита информации от несанкционированного доступа. Необходимость защиты. Криптографические методы защиты. Защита информации в сетях. Электронная подпись. Контроль права доступа. Архивирование информации как средство защиты. | 2 | |
Защита информации от компьютерных вирусов. Компьютерные вирусы: методы распространения, профилактика заражения. Антивирусные программы. | 2 |
Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Сетевые операционные системы. Понятие о системном администрировании. Разграничение прав доступа в сети. Подключение компьютера к сети. | 2 | |
Администрирование локальной компьютерной сети. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: разработка инструкции-совета по защите информации в сети | 2 |
Всего: | 90 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины ЕН.02 ИНФОРМАТИКА 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатика и ИКТ» с возможностью работы в локальной сети с подключением к сети Интернет.
Оборудование учебного кабинета:
Компьютерный класс (с подключением в локальную сеть, с лицензионно-программным обеспечением) – 25 мест
Рабочее место преподавателя – сервер с лицензионно-программным обеспечением, с выходом в сеть Интернет
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература
Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2014.
Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2015.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Обучение по учебной дисциплине «Информатика» завершается итоговой аттестацией в форме экзамена. Для промежуточной аттестации и текущего контроля, рубежного контроля, итогового контроля созданы фонды оценочных средств (ФОС): включают в себя контрольно-измерительные материалы, задания для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | Текущий контроль в форме оценки практических занятий |
Знать: Основные понятия автоматизированной обработки информации, | Текущий контроль в форме оценки контрольных работ и индивидуальных заданий, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Итоговый контроль в форме оценки за экзамен |
Общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем; |
Базовые системы, программные продукты и пакеты прикладных программ. |
6