МБОУ «Плюсская средняя общеобразовательная школа»
отделение «Заплюсская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю»
Директор школы: Лазарева О.В.
«____»________________20___г.
«Согласовано» Рассмотрена
Заместитель директора по УВР: на заседании МО учителей
________________________Тихонова Л.Н. математики
«____»______________20___г. Протокол №____от _______20___г.
Руководитель МО:_____________
Рабочая программа
по информатике
9 класс
Учитель: Иванов С.А.
2019 - 2020 учебный год
г.п.Заплюсье
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Информатика» создана в соответствии с примерной программой по информатике и ИКТ. 7-9 классы опубликованной в сборнике «Информатика. Программы для основной школы: 7-9 классы – М.: БИНОМ. – ссылка http://lbz.ru/metodist/iumk/informatics/files/ugrinovich-7-9-prog.pdf
Лаборатория знаний, 2015»; авторской программы по курсу информатики Н.Д. Угриновича для 9 класса и ориентирована на преподавание предмета по учебнику «Информатика: учебник для 9 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2017».- ссылка на учебник http://lbz.ru/books/754/7997/
- место учебного предмета (курса) в учебном плане школы( 34 часа за год – 1 час в неделю)
Информационные ресурсы: http://school-collection.edu.ru, http://www.lbz.ru/files/5814/, http://fcior.edu.ru/
Нормативно-правовые документы для 5-9 классов, занимающихся по новым ФГОС:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями, приказы Минобрнауки России от 29.12.2014г. №1644, 31.12.2015г. №1577,);
- Устав МБОУ «Плюсская средняя общеобразовательная школа»,
- основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Плюсская СОШ»;
- федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения России от 28 декабря 2018года №345.
- учебный план школы на текущий учебный год.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (1 час)
Компьютерный практикум
Практическая работа № 3.2
Основы логики (5 часов)
Изучение основ логики перенесено в начало года, поскольку тема имеет прикладное значение и используется при изучении программирования.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 3.1.
Контроль знаний и умений
Тест № 1 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования».
3. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (16 часов)
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования VisualBasic 2008.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1.1 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования».
Практическая работа № 1.2«Проект “Переменные”».
Практическая работа № 1.3 «Проект “Калькулятор”».
Практическая работа № 1.4 «Проект “Строковый калькулятор”».
Практическая работа № 1.5 «Проект “Даты и время”».
Практическая работа № 1.6 «Проект “Сравнение кодов символов”».
Практическая работа № 1.7 «Проект “Отметка”».
Практическая работа № 1.8 «Проект “Коды символов”».
Практическая работа № 1.9 «Проект “Слово-перевертыш”».
Практическая работа № 1.10 «Проект “Графический редактор”».
Практическая работа № 1.11 «Проект “Системы координат”».
Практическая работа № 1.12 «Проект “Анимация”».
Контроль знаний и умений
Тест № 2 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования».
4.Моделирование и формализация (9 часов)
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 2.1 «Проект “Бросание мячика в площадку”».
Практическая работа № 2.2 «Проект “ Графическое решение уравнения”».
Практическая работа № 2.3
Практическая работа № 2.4 «Проект “ Распознавание удобрений”».
Практическая работа № 2.5 «Проект “Модели систем управления”».
Контроль знаний и умений
Контрольная урок по теме «Моделирование и формализация».
5. Информационное общество и информационная безопасность (3 часа)
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Контроль знаний и умений
Контрольная урок по теме «Информационное общество и информационная безопасность»
Планируемый уровень подготовки на конец учебного года
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики
С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на « системно-деятельностную», т. е. акцент переносится с изучения основ наук на обеспечение развития УУД (ранее «общеучебных умений») на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями по предметам, становятся универсальные (метапредметные) умения (и стоящие за ними компетенции).
Для информатики характерно сочетание в пропорциональном соотношении основ теории с практическими умениями. Практические работы от небольших упражнений до комплексных заданий рассматриваются в основной школе через призму освоения средств информационных технологий как мощного инструмента познания окружающей действительности. При этом приоритет отдается освоению наиболее востребованных средств ИКТ и ПО во взаимосвязи с проблемным содержанием типичного класса задач, актуальным в какой-либо профессиональной отрасли.
Поскольку концентрический принцип обучения остается актуальным в основной школе, то развитие личностных и метапредметных результатов идет непрерывно на всем содержательном и деятельностном материале.
Личностные результаты освоения информатики:
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Информатика, как и любая другая учебная дисциплина, формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Она формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей.
Формирование информационной картины мира происходит через:
• понимание и умение объяснять закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности;
• умение описывать, используя понятия информатики, информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах;
• анализ исторических этапов развития средств ИКТ в контексте развития общества.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Указанный возраст характеризуется стремлением к общению и совместной полезной деятельности со сверстниками. Возможности информатики легко интегрируются с возможностями других предметов, на основе этого возможна организация:
• целенаправленного поиска и использования информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств ИКТ;
• анализа информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах;
• оперирования с информационными объектами, их преобразования на основе формальных правил;
• применения средств ИКТ для решения учебных и практических задач из областей, изучаемых в различных школьных предметах, охватывающих наиболее массовые применения ИКТ в современном обществе.
3. Приобретение опыта выполнения с использованием информационных технологий индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д.
Результаты совместной работы легко использовать для создания информационных объектов (текстов, рисунков, программ, результатов расчетов, баз данных и т. п.), в том числе с помощью компьютерных программных средств. Именно они станут основой проектной исследовательской деятельности учащихся.
4. Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества.
5. Формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.
В контексте рассмотрения вопросов социальной информатики изучаются характеристики информационного общества, формируется представление о возможностях и опасностях глобализации информационной сферы. Учащиеся научатся соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
6. Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.
Освоение основных понятий информатики (информационный процесс, информационная модель, информационный объект, информационная технология, информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.) позволяет учащимся:
• получить представление о таких методах современного научного познания, как системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент;
• использовать необходимый математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики;
• освоить основные способы алгоритмизации и формализованного представления данных.
Метапредметные результаты освоения информатики представляют собой:
• развитие ИКТ-компетентности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств;
• осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т. п., анализа и оценки свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;
• целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;
• умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика» межпредметный характер.
Среди предметных результатов ключевую роль играют:
• понимание роли информационных процессов в современном мире;
• формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
• формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель, и их свойствах;
• развитие алгоритмического и системного мышления, необходимых для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, ветвлением и циклической;
• формирование умений формализации и структурирования информации, выбора способа представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
• формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Большое значение в курсе имеет тема «Коммуникационные технологии», в которой учащиеся знакомятся не только с основными сервисами Интернета, но и учатся применять их на практике.
Календарно-тематическое планирование геометрии в 8 классе
№ урока | Тема урока | Виды и формы контроля (практическая часть) | Дата факт | Домашнее задание |
|
Основы логики -5 ч. |
1 | ТБ в кабинете информатики Алгебра логики. Логические переменные и логические высказывания. | Фронтальный опрос | 6.09 | П3.1 |
2 | Логические функции. Законы логики Вводный тест за 8 класс | Решение задач | 13.09 | П3.1 карточка |
3 | Анализ теста Упрощение логических функций | Самостоятельная работа | 20.09 | карточка |
4 | Таблицы истинности Практическая работа №3.1 | Практическая работа | 27.09 | карточка |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 1 ч. |
5 | Логические основы устройства компьютера. Практическая работа №3.2 | Практическая работа | 04.10 | П3.2 карточка |
6 | Контрольная работа №1 по теме «Основы логики» | Тест | 11.10 | |
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования – 16ч (15 ч.+1ч) |
7 | Анализ контрольной работы Алгоритм и его формальное исполнение | фронтальный опрос | 18.10 | П1.1.1 Вопросы |
8 | Выполнение алгоритмов компьютером. Основные парадигмы программирования | Самостоятельная работа | 25.10 | П1.1.2, Вопросы |
9 | Основные алгоритмические структуры | Самостоятельная работа | 08.11 | П1.2 Вопросы |
10 | Знакомство с системами объектно-ориентированного и процедурного программирования Практическая работа №1.1 | Практическая работа | 15.11 | П1.1.3 Вопросы |
11 | Переменные: имя, тип, значение Практическая работа №1.2 | Практическая работа | 22.11 | П1.3 Вопросы |
12 | Арифметические, строковые и логические выражения Практическая работа №1.3 и №1.4 | Практическая работа | 29.11 | П1.5 карточка |
13 | Функции в языках объектно-ориентированного и процедурного программирования | Карточки | 06.12 | П1.5 Вопросы |
14 | Проекты «Даты и время» и «Сравнение кодов символов» Практическая работа №1.5 и №1.6 | Практическое задание | 13.12 | карточка |
15 | Проект «Отметка» Практическая работа №1.7 | Практическое задание | 20.12 | карточка |
16 | Проект «Коды символов» Практическая работа №1.8 | Практическое задание | 27.12 | карточка |
17 | Проект •Слово-перевертыш» Практическая работа №1.9 | Практическое задание | 17.01 | карточка |
18 | Графические возможности объектно-ориентированного программирования | Фронтальный опрос | 24.01 | П1.6 Вопросы |
19 | Проект «Графический редактор» Практическая работа №1.10 | Практическое задание | 31.01 | карточка |
20 | Проект «Системы координат» Практическая работа №1.11 | Практическое задание | 07.02 | карточка |
21 | Проект «Анимация» Практическая работа №1.12 | Практическое задание | 14.02 | карточка |
22 | Контрольная работа №2 по теме «Основы алгоритмизации и ООП» | Тест Тематический контроль | 21.02 | |
Моделирование и формализация –9ч. ( 8ч.+1ч) |
23 | Анализ контрольной работы Моделирование, формализация, визуализация. Окружающий мир как иерархическая система. | Построение моделей | 28.02 | П2.2.1 Вопросы |
24 | Материальные и информационные модели. | Построение информационных моделей | 6.03 | П2.2.2,п2.2.3 Вопросы |
25 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование моделей из курса физики | Построение моделей решения физических задач | 13 | П2.3 Вопросы |
26 | Проект «Бросание мячика в площадку» Практическая работа №2.1 | Практическое задание | 20 | П2.4 карточка |
27 | Приближенное решение уравнений. Проект «Графическое решение уравнения» Практическая работа №2.2 | Практическое задание | 3.0410 | П2.5 карточка |
28 | Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения. Практическая работа №2.3 | Практическое задание | 10 | П2.6 Вопросы |
29 | Экспертные системы распознавания химических веществ Практическая работа №2.4 | Практическое задание | 1724 | П2.7 Вопросы |
30 | Информационные модели управления объектами Практическая работа №2.5 | Практическое задание | 24.,8 | П2.8 Вопросы |
31 | Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация» | Практическое задание | 8.05 | | | | | |
Информационное общество и информационная безопасность – 3ч (2ч+1ч) |
32 | Анализ контрольной работы Информационное общество. Информационная культура | практическое задание | 15 | П4.1, п4.2 Вопросы |
33 | Правовая охрана программ и данных. Защита информации | практическое задание | 22 | П4.3 Вопросы |
34 | Итоговое занятие по теме «Информационное общество и информационная безопасность» | проект | | |
Итоговое занятие проводится на уроке 33 Выходной выпал на 01.05.
Контрольные работы в приложении
Критерии оценивания