Краснодарский край
муниципальное образование Крымский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10 станица Неберджаевская
муниципального образования Крымский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от «_30» августа 2017 года
Председатель педсовета
___________ Е.А. Чернышева
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету « Информатика и ИКТ»
Ступень обучения (класс) основное общее образование ( 9 класс)
Количество часов 68 Уровень базовый
Учитель Чернышева Елена Александровна 1
Программа разработана на основе программы для образовательных учреждений : Информатика .2-11 классы /составитель М.Н. Бородин Москва: Бином, Лаборатория знаний, 2007.
Пояснительная записка
Преподавание учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 2017–2018 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Минобрнауки России от 15 июня 2016 г. № 715 «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров»
3. Закон Краснодарского края от 16.07.2013 года № 2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае" (с изменениями и дополнениями).
4. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.06. 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089».
6. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» с изменениями и дополнениями от: 20.08.2008 г., 30.08.2010 г., 03.06.2011 г., 01.02.2012 г.
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениям приказ Минобрнауки России).
10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2016 г. № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в образовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».
11. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.07.2017 года № 629 и от 20.06.2017 года № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г № 253».
12. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
Авторской программы по информатике и ИКТ для 7-9 классов «Информатика. УМК для основной школы» И. Г. Семакина и др. (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012),
13.Учебного плана МБОУ СОШ №10 на 2017-2018 учебный год.
- Согласно годовому календарному учебному графику на 2017-2018 учебный год. календарно-тематическое планирование рассчитано: 9 класс – 68 часов при 2 часах в неделю
Цели обучения в 9 классах:
- расширение знаний об объектах и их информационных моделях на уровне системы;
- обучение технологии моделирования в графическом редакторе и текстовом процессоре на основе решения задач из разных предметных областей;
- развитие у учащихся исследовательских умений в процессе моделирования;
- освоение алгебры логики, работа с таблицами истинности и логическими выражениями
- освоение технологии работы в системе управления базой данных.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего
образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Раздел 2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов. Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы. Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития). Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.
9 класс Выпускник научится
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
использовать основные приёмы обработки информации в электронных таблицах;
работать с формулами;
визуализировать соотношения между числовыми величинами.
осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
основам организации и функционирования компьютерных сетей;
составлять запросы для поиска информации в Интернете;
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.
Содержание учебного предмета.
9 класс
Общее число часов – 68
Модуль 1. Передача информации в компьютерных сетях (10часов)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет, WWW, поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере:
работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные ученые порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов и документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Учащиеся должны
Знать:
что такое компьютерная сеть; в чем различия между локальными и глобальными сетями;
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др.;
нто такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» - WWW;
Уметь:
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или рабочими станциями одноранговой сети;
осуществлять прием-передачу электронной почты с помощь. Почтовой клиент-программы;
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
работать с одной из программ-архиваторов.
Модуль 2. Информационной моделирование (5 часов)
Понятие модели; модели натуральные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере:
работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Учащиеся должны
Знать:
что такое модель; в чем разница между натуральной и информационной моделью;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);
Уметь:
приводить примеры натуральных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично-организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
Модуль 3. Хранение и обработка информации в базах данных (12 часов)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере:
работа с готовой Д; открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблиц по одному или нескольким ключам; создание однотабличной БД; ввод, удаление и добавление записей. Знакомства с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города).
Учащиеся должны
Знать:
что такое БД, СУБД, информационная система;
что такое реляционная БД, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
структуру команд поиска и сортировки информации в БД;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логическая операция, как они выполняются;
Уметь:
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД;
редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу;
добавлять и удалять записи в Д;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Модуль 4. Табличные вычисления в компьютере (10 часов)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логической функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде ЭТ.
Учащиеся должны
Знать:
Что такое электронная таблица и табличный процессор;
Основные информационные единицы ЭТ: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
Какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
Основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
Графические возможности табличного процессора;
Уметь:
Открывать готовую ЭТ в одном из табличных процессоров;
Редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой ЭТ;
Выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ; копирование, удаление, вставка, сортировка;
Получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
Создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Модуль5. Управление и алгоритмы (10 часов)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнения, система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере:
работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Учащиеся должны
Знать:
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
в чём состоят основные свойства алгоритма;
способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод;
Уметь:
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
Модуль 6. Программное управление работой компьютера (12 часов)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке «Паскаль». Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных - массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, откладка, тестирование.
Практика на компьютере:
знакомство с системой программирования на языке «Паскаль»; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Учащиеся должны
Знать:
основные виды и типы величин;
назначение языков программирования;
что такое трансляция;
назначение систем программирования;
правила оформления программы в «Паскаль»;
правила представления данных и операторов на Паскале;
последовательность выполнения программы в системе программирования.
Уметь:
работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
Модуль 7. Информационные технологии и общество (4 часа)
Предыстория информационных технологий. История чисел и системы счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие о информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Учащиеся должны
Знать:
Основные тапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
Историю способов записи чисел (систем счисления);
Основные тапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
В чём состоит проблема безопасности информации;
Какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов;
Уметь:
Тематическое планирование
9 класс |
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся |
Передача информации в компьютерных сетях | 10 | Техника безопасности. Компьютерные сети | 1 | Повторить технику безопасности в кабинете информатики |
Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами | 1 | Отработка полученных знаний |
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы. | 1 | Изучить понятия электронная почта, телеконференции, файловые архивы |
Работа в интернетес почтовой программой | 1 | Приводить примеры ситуаций, которых требуется поиск информации |
Интернет. WWW –«Всемирная паутина» | 1 | работа в браузере |
Работа в интернете с браузеромWWW. | 1 | поиск информации в литературе и Интернете |
Работа с поисковыми программами | 1 | самостоятельный отбор источников информации для решения учебных и жизненных задач |
Архивирование, разархивирование файлов.Работа с архиваторами. | 1 | Отработка навыков работы с архивами |
Итоговая работа по теме «Интернет» | 1 | Анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете |
Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях» | 1 | Проверить знания учащихся по изученной теме |
Информационной моделирование | 5 | Понятие модели; модели натурные и информационные. | 1 | основные виды классификации моделей |
Назначение и свойства моделей | 1 | основные типы информационных моделей |
Виды информационных моделей. Табличные организации информации. | 1 | основные этапы моделирования и последовательность их выполнения |
Работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей | 1 | разработка схемы моделирования для любой задачи |
Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование». | 1 | Проверка знание по изученной теме |
Хранение и обработка информации в базах данных | 12 | Понятие базы данных (БД), информационной системы. | 1 | понятие базы данных и ее основных элементов |
Работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки | 1 | создание и редактирование базы данных |
Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. | 1 | оперирование понятиями, суждениями |
Формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска. | 1 | заполнение данными созданной структуры и проведение редактирования данных |
Системы управления БД и принципы работы с ними. | 1 | назначение и технология создания форм, отчетов, запросов |
Сортировка таблицы по одному и нескольким ключам | 1 | заполнение данными созданной структуры и проведение редактирования данных |
Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. | 1 | заполнение данными созданной структуры и проведение редактирования данных |
Создание однотабличной базы данных | 1 | умение составлять таблицы, схемы, графики |
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. | 1 | реализация запросов со сложными условиями выборки; |
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем. | 1 | умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи |
Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. | 1 | реализация запросов со сложными условиями выборки; |
Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных». | 1 | Проверить знания учащихся по изученной теме |
Табличные вычисления в компьютере | 10 | Двоичная система счисления | 1 | типы систем счисления |
Представление чисел в памяти компьютера | 1 | перевод десятичных чисел в двоичную |
Табличные расчеты и электронные таблицы | 1 | назначение табличного процессора, его команд и режимов; объекты электронной таблицы и их характеристики |
Методы работы с электронными таблицами. Работа с готовой электронной таблицей. | 1 | типы данных электронной таблицы |
Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. | 1 | создание структуры ЭТ и заполнение её данными |
Создание электронной таблицы для решения расчетной задачи. | 1 | запись формул и использование в них встроенных функций |
Адресация относительная и абсолютная. | 1 | понятия относительной и абсолютной ссылки |
Построение графиков и диаграмм. Использованиевстроенных графических средств. | 1 | создание и редактирование диаграммы |
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц | 1 | запись формул и использование в них встроенных функций |
Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере». | 1 | Проверить знания учащихся по изученной теме |
Управление и алгоритмы | 10 | Кибернетика. Кибернетическая модель управления | 1 | Освоить логические приёмы, научиться применять их при решении учебных задач формирования понятий |
| | Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режим работы. | 1 | Знать понятие об алгоритме и его свойствах |
Работа с учебным исполнителем алгоритмов. | 1 | Отработка полученных знаний |
Языки для записи алгоритмов. Линейные ветвящиеся и циклические алгоритмы | 1 | Знание алгоритмического языка програмирования |
Составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем. | 1 | Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы |
Структурная методика алгоритмизации | 1 | представление алгоритма в виде блок-схемы; основные стадии разработки алгоритма; |
Составление алгоритмов со сложной структурой. | 1 |
Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. | 1 | Изучение метода пошаговой детализации |
Использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм). | 1 | Отработка знаний при составлении вспомогательных алгоритмов |
Зачётное задание по алгоритмизации | 1 | Отработка полученных знаний |
Тест по теме «Управление и алгоритмы» | 1 | Проверить знания учащихся по изученной теме |
Программное управление работой компьютера | 12 | Алгоритмы работы с величинами.: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. | 1 | Знание определений.: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. |
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация | 1 | Изучение языков программирования |
Знакомство с системой программирования на языке «Паскаль» | 1 | алфавит языка программирования Pascal |
Структура программы на языке «Паскаль» | 1 | алфавит языка программирования Pascal |
Ввод, трансляция и исполнение данной программы | 1 | разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов |
Представление данных в программе | 1 | разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов |
Разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ | 1 | объекты, с которыми работает программа (константы, переменные, функции, выражения, операторы и т.д.) |
Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. | 1 | основные типы данных и операторы языка Паскаль |
Структурный тип данных – массив. | 1 | |
Способы описания и обработки массивов. | 1 | владение основными приемами работы с массивами |
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация. | 1 | создание, заполнение, сортировка массива, вывод элементов массива в требуемом виде |
Программирование обработки массивов. | 1 | владение основными приемами работы с массивами |
Этапы решения задачи с использованием программирования: кодирование, отладка, тестирование | 1 | владение основными приемами работы с массивами |
Тест по теме «Программное управление работой компьютера». | 1 | Использование изученных тем |
Информационные технологии и общество | 4 | Предыстория информационных технологий. | 1 | характерные черты информационного общества и информационной культуры человека |
История чисел и системы счисления, История ЭВМ и ИКТ. | 1 | характерные черты информационного общества и информационной культуры человека |
Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. | 1 | умение применять коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности |
Понятие об информационном обществе. Проблемы информации безопасности. | 1 |
| | Контрольная работа за курс 9 класса | 1 | Подвести итоги изученного в 9 классе |
| | Обобщение материала по теме «Информационная система» | 1 | Подвести итоги изученного в 9 классе |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО учителей естественных наук №1 от «__» августа 2017года _________________ | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _______________К.К. Голикова «___» __________ 2017 года |