СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике к учебнику К.Полякова - 9 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике для 9 класса, расчитанная на 1 час

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике к учебнику К.Полякова - 9 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Покровская средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов им И.М.Яковлева»

МР «Хангаласский улус» Республики Саха(Якутия)




Рекомендована к использованию

кафедрой физико-математического образования

Протокол № 2 от 02.09.2019 г.

Заведующий кафедрой:

_________________С.С.Иванова


Согласована:

______сентября 2019 г.

Заместитель директора по УВР

_________________Н.П.Адамова

Утверждена:

Приказ № 01-02/216 от 03.09.2019 г.

Директор школы:

__________________С.С.Шишигин







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике для 9 «а» класса

на 2020-2021 учебный год






Учитель: Яковлева Светлана Феликсовна








г.Покровск – 2020 г.


Пояснительная записка

Цели программы:

- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

- пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ необходимо решить следующие задачи:

- создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

- сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

- сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

- сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;

- сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

- сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Место предмета в учебном плане

В авторской программе Полякова К.Ю., Еремина Е.А. на изучение курса в 9 классе отводится 34 часа. Рабочая программа составлена на 34 учебных часа - по 1 часу в неделю.

Описание учебно-методического комплекса.

  1. К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. Информатика. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Издательство «Бином» 2017г.

  2. Информатика. 7–9 классы: примерная рабочая программа / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

  3. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

Методические пособия для учителя.

  1. Электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по программированию: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666.

  2. Презентации, тесты, практикум: o http://kpolyakov.spb.ru/school/osnbook/slides.htm

  3. Материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме основного государственного экзамена (ОГЭ), размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/оge.htm

  4. Комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru.  сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства «БИНОМ»: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.

Электронные образовательные ресурсы

Электронное приложение к учебнику

 Интернет-ресурсы:

http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки

http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений

http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)

http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен

http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»

http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.

http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет

Педагогические технологии:

  • Проектная технология

  • Кейс – технология

  • Групповые технологии.

  • Традиционные технологии (классно-урочная система)


Планируемые результаты

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


Содержание программы

Название темы

Количество часов

1

Компьютерные сети

4

2

Математическая логика

4

3

Моделирование

7

4

Программирование

9

5

Электронные таблицы

2

6

Базы данных

3

7

Информатика и общество

5


Итого:

34


ТЕМА 1. Компьютерные сети

Основные понятия: компьютерная сеть, локальная, глобальная сети, канал связи, модем, сервер, клиент, протокол, электронная почта, телеконференция, Интернет.

Передача информации между ПК. Линии (каналы) связи. Модем, его назначение. Локальные и глобальные компьютерные сети. Понятие "клиент- сервер". Основные услуги компьютерных сетей. Internet. Электронная почта. Понятие "отложенного чтения". Структура электронного письма. Адресация в системе электронной почты. Основы технологии WWW. Гипертекст. Поиск информации в Internet.

 ТЕМА2. Математическая логика

Основные понятия: истина, ложь, понятие, высказывание, импликация, дизъюнкция, конъюнкция, отрицание, следование, эквивалентность.

Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики. Операции «импликация», «дизъюнкция», «конъюнкция», «отрицание», «следование», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений.

 ТЕМА3. Моделирование

Основные понятия: модель, натурная модель, информационная модель, реляционная модель данных, запись, поле, ключ, модель знаний, база данных.

Моделирование как метод познания. Формализация. Классификация моделей. Материальные и информационные модели. Информационное моделирование. Основные типы информационных моделей. Исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей.

ТЕМА 4. Программирование.

Основные понятия Язык программирования. Алфавит языка. Константы и переменные. Стандартные функции. Сложные условия с логическими связками. Операторы цикла. Символьные переменные и функции. Решение задач с символьными переменными. Определение массива. Размер, размерность массива. Понятие индекса и элемента. Описание массива. Ввод и вывод массива. Обработка элементов одномерного массива. Подпрограмма. Вход в подпрограмму и выход из нее. Решение задач с использованием подпрограмм.

ТЕМА 5. Электронные таблицы

Основные понятия: электронная таблица, табличные процессоры, абсолютная и относительная адресация, статистические функции, диаграмма.

Электронные таблицы: назначение и основные возможности. Редактирование структуры таблицы. Абсолютная и относительная адресация ячеек. Ввод чисел, формул и текста. Стандартные функции. Основные объекты в электронных таблицах и операции над ними (ячейка, столбец, строка).

Построение диаграмм. Использование диаграмм для решения задач.

ТЕМА 6. Базы данных.

Основные понятия: база данных, информационная система, СУБД.

Назначение и основные возможности базы данных. СУБД. Типы баз данных (реляционная, иерархическая, сетевая). Объекты базы данных: поле, запись.

Представление данных в режимах таблицы и формы. Создание и редактирование баз данных. Обработка данных: сортировка, поиск, фильтрация.

ТЕМА 7. Информатика и общество

Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных

Формы контроля

В 9 классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе, системах автоматизированного компьютерного тестирования.

Календарно-тематическое планирование

9 а

урока


Тема урока

Дата

Планируемые результаты обучения

Домашнее

задание

план

факт

Предметные результаты

Метапредметные

результаты

КЭС

Контролируемые

элементы

содержания

КПУ

Проверяемые

умения


Передача информации









1

Как работает компьютерная сеть? ТБ



2

Информационные и коммуникационные технологии



Ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами и т.п.

Передавать информацию, используя электронные средства связи

§1

2

Компьютерные сети





§2, 3

3

Глобальная сеть Интернет



2.4.1

Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги, поисковые машины, формулирование запросов

2.5

Умение осуществлять поиск информации в Интернете

§4, 5

4

Веб-сайты



2.7.1

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде веб-страницы

§6


Математическая логика









5

Логика и компьютер



1.3.3

Логические значения, операции, выражения

1.3

Определять истинность составного высказывания

строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

§8

6

Логические выражения



§11

7

Множества и логика



§12

8

Контрольная работа №1 по теме «Математическая логика»










Моделирование









9

Модели и моделирование



2.5.2

Диаграммы, планы, карты

2.4.2

Умение анализировать информацию, представленную в виде схем

Исследовать с помощью информационных моделей структуру и поведение объекта в соответствии с поставленной задачей..

§13

10

Математическое моделирование



§14

11

Табличные модели. Диаграммы



2.5.3

Простейшие управляемые компьютерные модели

§15

12

Списки и деревья



§16

13

Графы



§17

14

Использование графов



§17

15

Контрольная работа №2 по теме «Моделирование»



2.5.3




§18


Программирование









16

Символьные строки.



1.3.1

Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья

2.1

Умение исполнить циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке

Строить различные алгоритмы решения задачи как реализацию различных методов решения данной задачи.

Отлаживать и тестировать программы

Работать с компьютерными моделями из различных предметных областей

§19

17

Операции со строками. Поиск



§19

18

Перестановка элементов массива



1.3.2

Алгоритмические конструкции

§20

19

Сортировка массивов



1.3.2

Алгоритмические конструкции

2.3

Умение исполнить циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке

§20

20

Сложность алгоритмов



1.3.1

Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании

2.1

Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд

§22

21

Как разрабатываются программы?



§23

22

Процедуры



1.3.2

Алгоритмические конструкции

3.1

Умение написать короткий алгоритм в среде формального исполнителя (вариант задания 20.1) или

на языке программирования (вариант задания 20.2)

§24

23

Функции



1.3.1

Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании

2.1

Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд

§25

24

Контрольная работа №3 по теме «Программирование»



1.3.2

1.3.5




§25


Электронные таблицы









25

Условные вычисления



2.6.1

Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению

3.1

Умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных

Умение представлять формульную зависимость в графическом виде

Использовать электронные таблицы для решения математических задач, производить расчеты учебно-исследовательского характера

§26

26

Обработка больших массивов данных



2.6.2

2.6.3

Ввод математических формул и вычисления по ним

Представление формульной зависимости в графическом виде

§27


Базы данных









27

Информационные системы. Таблицы



2.3.2

Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных

2.5

Умение осуществлять поиск в готовой базе данных по сформулированному условию

Реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью конкретного программного средства.

Выполнять основные операции над файлами

§30, 31

28

Табличная база данных



§32

29

Запросы. Многотабличные базы данных



§33


Информатик и общество









30

История и перспективы развития компьютеров






понимание роли информационных процессов в современном мире

наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

§35

31

Информация и управление






§36

32

Информационное общество






§37

33

Контрольная работа №4 по теме «Информационные системы»



2.6.2

2.6.3

2.3.2



§37

34

Повторение













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!