Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Покровская средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов им И.М.Яковлева»
МР «Хангаласский улус» Республики Саха(Якутия)
Рекомендована к использованию кафедрой физико-математического образования Протокол № 2 от 02.09.2019 г. Заведующий кафедрой: _________________С.С.Иванова | Согласована: ______сентября 2019 г. Заместитель директора по УВР _________________Н.П.Адамова | Утверждена: Приказ № 01-02/216 от 03.09.2019 г. Директор школы: __________________С.С.Шишигин |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике для 9 «а» класса
на 2020-2021 учебный год
Учитель: Яковлева Светлана Феликсовна
г.Покровск – 2020 г.
Пояснительная записка
Цели программы:
- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ необходимо решить следующие задачи:
- создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Место предмета в учебном плане
В авторской программе Полякова К.Ю., Еремина Е.А. на изучение курса в 9 классе отводится 34 часа. Рабочая программа составлена на 34 учебных часа - по 1 часу в неделю.
Описание учебно-методического комплекса.
К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. Информатика. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Издательство «Бином» 2017г.
Информатика. 7–9 классы: примерная рабочая программа / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Информатика. 7–9 классы: методическое пособие / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Методические пособия для учителя.
Электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по программированию: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666.
Презентации, тесты, практикум: o http://kpolyakov.spb.ru/school/osnbook/slides.htm
Материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме основного государственного экзамена (ОГЭ), размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/оge.htm
Комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru. сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства «БИНОМ»: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.
Электронные образовательные ресурсы
Электронное приложение к учебнику
Интернет-ресурсы:
http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки
http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен
http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»
http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет
Педагогические технологии:
Планируемые результаты
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание программы
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Компьютерные сети | 4 |
2 | Математическая логика | 4 |
3 | Моделирование | 7 |
4 | Программирование | 9 |
5 | Электронные таблицы | 2 |
6 | Базы данных | 3 |
7 | Информатика и общество | 5 |
| Итого: | 34 |
ТЕМА 1. Компьютерные сети
Основные понятия: компьютерная сеть, локальная, глобальная сети, канал связи, модем, сервер, клиент, протокол, электронная почта, телеконференция, Интернет.
Передача информации между ПК. Линии (каналы) связи. Модем, его назначение. Локальные и глобальные компьютерные сети. Понятие "клиент- сервер". Основные услуги компьютерных сетей. Internet. Электронная почта. Понятие "отложенного чтения". Структура электронного письма. Адресация в системе электронной почты. Основы технологии WWW. Гипертекст. Поиск информации в Internet.
ТЕМА2. Математическая логика
Основные понятия: истина, ложь, понятие, высказывание, импликация, дизъюнкция, конъюнкция, отрицание, следование, эквивалентность.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики. Операции «импликация», «дизъюнкция», «конъюнкция», «отрицание», «следование», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений.
ТЕМА3. Моделирование
Основные понятия: модель, натурная модель, информационная модель, реляционная модель данных, запись, поле, ключ, модель знаний, база данных.
Моделирование как метод познания. Формализация. Классификация моделей. Материальные и информационные модели. Информационное моделирование. Основные типы информационных моделей. Исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей.
ТЕМА 4. Программирование.
Основные понятия Язык программирования. Алфавит языка. Константы и переменные. Стандартные функции. Сложные условия с логическими связками. Операторы цикла. Символьные переменные и функции. Решение задач с символьными переменными. Определение массива. Размер, размерность массива. Понятие индекса и элемента. Описание массива. Ввод и вывод массива. Обработка элементов одномерного массива. Подпрограмма. Вход в подпрограмму и выход из нее. Решение задач с использованием подпрограмм.
ТЕМА 5. Электронные таблицы
Основные понятия: электронная таблица, табличные процессоры, абсолютная и относительная адресация, статистические функции, диаграмма.
Электронные таблицы: назначение и основные возможности. Редактирование структуры таблицы. Абсолютная и относительная адресация ячеек. Ввод чисел, формул и текста. Стандартные функции. Основные объекты в электронных таблицах и операции над ними (ячейка, столбец, строка).
Построение диаграмм. Использование диаграмм для решения задач.
ТЕМА 6. Базы данных.
Основные понятия: база данных, информационная система, СУБД.
Назначение и основные возможности базы данных. СУБД. Типы баз данных (реляционная, иерархическая, сетевая). Объекты базы данных: поле, запись.
Представление данных в режимах таблицы и формы. Создание и редактирование баз данных. Обработка данных: сортировка, поиск, фильтрация.
ТЕМА 7. Информатика и общество
Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных
Формы контроля
В 9 классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе, системах автоматизированного компьютерного тестирования.
Календарно-тематическое планирование
9 а
№ урока | Тема урока | Дата | Планируемые результаты обучения | Домашнее задание |
план | факт | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
КЭС | Контролируемые элементы содержания | КПУ | Проверяемые умения |
| Передача информации | | | | | | | | |
1 | Как работает компьютерная сеть? ТБ | | | 2 | Информационные и коммуникационные технологии | | | Ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами и т.п. Передавать информацию, используя электронные средства связи | §1 |
2 | Компьютерные сети | | | | | §2, 3 |
3 | Глобальная сеть Интернет | | | 2.4.1 | Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги, поисковые машины, формулирование запросов | 2.5 | Умение осуществлять поиск информации в Интернете | §4, 5 |
4 | Веб-сайты | | | 2.7.1 | Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде веб-страницы | §6 |
| Математическая логика | | | | | | | | |
5 | Логика и компьютер | | | 1.3.3 | Логические значения, операции, выражения | 1.3 | Определять истинность составного высказывания | строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы | §8 |
6 | Логические выражения | | | §11 |
7 | Множества и логика | | | §12 |
8 | Контрольная работа №1 по теме «Математическая логика» | | | | | | | | |
| Моделирование | | | | | | | | |
9 | Модели и моделирование | | | 2.5.2 | Диаграммы, планы, карты | 2.4.2 | Умение анализировать информацию, представленную в виде схем | Исследовать с помощью информационных моделей структуру и поведение объекта в соответствии с поставленной задачей.. | §13 |
10 | Математическое моделирование | | | §14 |
11 | Табличные модели. Диаграммы | | | 2.5.3 | Простейшие управляемые компьютерные модели | §15 |
12 | Списки и деревья | | | §16 |
13 | Графы | | | §17 |
14 | Использование графов | | | §17 |
15 | Контрольная работа №2 по теме «Моделирование» | | | 2.5.3 | | | | §18 |
| Программирование | | | | | | | | |
16 | Символьные строки. | | | 1.3.1 | Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья | 2.1 | Умение исполнить циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке | Строить различные алгоритмы решения задачи как реализацию различных методов решения данной задачи. Отлаживать и тестировать программы Работать с компьютерными моделями из различных предметных областей | §19 |
17 | Операции со строками. Поиск | | | §19 |
18 | Перестановка элементов массива | | | 1.3.2 | Алгоритмические конструкции | §20 |
19 | Сортировка массивов | | | 1.3.2 | Алгоритмические конструкции | 2.3 | Умение исполнить циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке | §20 |
20 | Сложность алгоритмов | | | 1.3.1 | Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании | 2.1 | Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд | §22 |
21 | Как разрабатываются программы? | | | §23 |
22 | Процедуры | | | 1.3.2 | Алгоритмические конструкции | 3.1 | Умение написать короткий алгоритм в среде формального исполнителя (вариант задания 20.1) или на языке программирования (вариант задания 20.2) | §24 |
23 | Функции | | | 1.3.1 | Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании | 2.1 | Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд | §25 |
24 | Контрольная работа №3 по теме «Программирование» | | | 1.3.2 1.3.5 | | | | §25 |
| Электронные таблицы | | | | | | | | |
25 | Условные вычисления | | | 2.6.1 | Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению | 3.1 | Умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных Умение представлять формульную зависимость в графическом виде | Использовать электронные таблицы для решения математических задач, производить расчеты учебно-исследовательского характера | §26 |
26 | Обработка больших массивов данных | | | 2.6.2 2.6.3 | Ввод математических формул и вычисления по ним Представление формульной зависимости в графическом виде | §27 |
| Базы данных | | | | | | | | |
27 | Информационные системы. Таблицы | | | 2.3.2 | Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных | 2.5 | Умение осуществлять поиск в готовой базе данных по сформулированному условию | Реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью конкретного программного средства. Выполнять основные операции над файлами | §30, 31 |
28 | Табличная база данных | | | §32 |
29 | Запросы. Многотабличные базы данных | | | §33 |
| Информатик и общество | | | | | | | | |
30 | История и перспективы развития компьютеров | | | | | | понимание роли информационных процессов в современном мире | наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; | §35 |
31 | Информация и управление | | | | | | §36 |
32 | Информационное общество | | | | | | §37 |
33 | Контрольная работа №4 по теме «Информационные системы» | | | 2.6.2 2.6.3 2.3.2 | | | §37 |
34 | Повторение | | | | | | | | |