МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»
имени Николая Викторовича Кордюкова
ОБСУЖДЕНО на заседании МО протокол № от августа 2015 г. | ПРИНЯТО на педсовете протокол № от августа 2015 г. | УТВЕРЖДАЮ Приказ № от августа 2015 г. Директор ________________ Ларюшкина Н.И. |
Рабочая программа
по искусству
8 класс (музыка) 35 часов (1 час в неделю) |
|
учитель:
г. Кимовск
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство», по программе общеобразовательных учреждений «Музыка». 1-7 классы. «Искусство». 8-9 классы. М.: Просвещение, 2007. Авторы программы «Искусство» - Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д.Критская.
Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.
Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. На изучение регионального компонента возможно выделение 10—15% времени инвариантной части Базисного учебного плана, отводимого на образовательную область «Искусство», и часов из его вариативной части.
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
— развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
— воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного и зыка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
— приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
— овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
— культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
— формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
— углубление художественно-познавательных интересов и I развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
— воспитание художественного вкуса;
— приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
— формирование умений и навыков художественного самообразования.
Специфика программы. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить свое конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом, все науки» (Л. В. Горюнова). Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.
Наряду с уроком в учебном процессе предполагается активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, в театры, кино и концертные залы На уроках искусства предполагается использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т. п. — становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.
Основой организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися будет использование информационные и компьютерные технологий, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое 'значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.
Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык! произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование; в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.
При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретаций учителем и учащимися.
В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.
Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.
Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания — выявление функций искусства: познавательно-эвристической, коммуникативно-семиотической, эстетической, ценностно-ориентирующей, социально-организующей, практической, воспитательной, зрелищной, внушающей, гедонистической и др. Раскрытие этих функций осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов искусства с учетом того, что одно и то же содержание может быть выражено разными средствами.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.).
Содержание программы (35 часов)
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека(2 ч)
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Основные стили в искусстве прошлого и настоящего (Запад — Россия — Восток). Стилистические особенности выразительных средств разных видов искусства. Роль искусства в формировании творческого мышления человека (художественного и научного).
Примерный художественный материал
Изучение произведений художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и | предметов материальной культуры (одежды, посуды, мебели, музыкальных инструментов и др.) в контексте разных стилей по выбору учителя на знакомом материале.
Художественно-творческая деятельность учащихся
Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (7 ч)
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Знание научное и знание художественное. Искусство как опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.
Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Стремление к отражению и осмыслению средствами искусства реальной жизни. Художественная оценка явлений, происходящих в обществе и жизни человека. Непосредственность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Особенности познания мира в современном искусстве.
Примерный художественный материал
Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики произведений народного декоративно-прикладного искусства музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, класси ческих и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.
Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров.
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина) Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Мои и др.). Изображение человека в скульптуре Древнего Египта Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Клим! X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта В. Ван Гога. Изображения Богоматери с младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русское искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта картинах художников разных эпох (Вермеер, А. Остад, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-ВодкинЮ. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизма (натюрморты, жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).
Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопении Хоровая и органная музыка. (М. Березовский, С. Рахманинов Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.-А.Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др. Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков! Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).
Литература. Устное народное творчество (поэтически! фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.
Экранные искусства, театр. Кинофильмы A. Tapковского, С. Урусевского и др.
Художественно-творческая деятельность учащихся
Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.
Создание средствами любого искусства модели построение мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору)
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения (7 ч)
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, Ирин, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Коль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой природой человеку и человеком среде. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Обращение твоpцa произведения искусства к современникам и потомкам. Информационная связь между произведением искусства и зрителем, читателем, слушателем. Освоение художественной информации об объективном мире и о субъективном восприятии этого Мира художником, композитором, писателем, режиссером и др.
Примерный художественный материал
Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства и сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе.
Изобразительное искусство. Знаки и символы в натюрмортах (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.), пейзажах, в жанровых картинах (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М Чюрленис и др.), рисунках (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов (др.). Символика архитектуры (Успенский собор Московского Кремля, Церковь Вознесения в Коломенском, дворцы барокко Классицизма и др.). Символика в скульптуре (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живописи В.Тропинин , О. Кипренский, П. Корин и др.). Передача информации современникам и последующим поколениям: росписи древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Вей (А. Рублев), живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А.Иванов, В.Суриков, У. Хогарт, II Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Неменский и др.), карикатуpa (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).
Музыка. Передача информации современникам и последующим поколениям, интонационные символы лирики, героки , эпоса, драмы (М. Глинка, М.Мусоргский, А. Даргомыжский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвазовский и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, т Артемьев, А. Петров, М. Таривердиев, Н. Рота и др.).
Литература. Образы и символы в русской поэзии и прозе (II Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).
Экранные искусства. Театр. Образная символика кино фильмов С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся
Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или Я помощью информационных технологий.
Передача представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме.!
Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни (11ч)
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Символы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей — действительно существующей и порожденной фантазей художника. Красота в понимании разных народов социальных групп в различные эпохи. Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Примерный художественный материал
Знакомство с отечественным и зарубежным искусством сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталонами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыки и других искусствах.
Изобразительное искусство. Символы красоты: скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, иконе Богоматери Владимирской, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи скульптурные и живописные композиции («Весна» О. Родена! «Весна» С. Боттичелли и др.). Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.). Различное понимание красоты (женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов).
Музыка. Красота и правда в произведениях различных жанров и стилей (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Бизе, М. Равель, М. Глинка! П.И. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Мастерство исполнительских интерпретаций Классической и современной музыки.
Литература. Поэзия и проза У. Шекспира, Р. Бёрнса, А Пушкина, символистов, Н. Гоголя, И.Тургенева, И. Бунин, Н. Заболоцкого.
Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).
Художественно -творческая деятельность учащихся
Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства (портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке. живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж)).
Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении).
Показ красоты человеческих отношений средствами любого вила искусства. .
Раздел 5. «Прекрасное пробуждает доброе» (8 ч)
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством —этo «тихая работа» (Ф. Шиллер). Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функция искусства. Искусство как модель для подражания. Образы созданной реальности — поэтизация, идеализация, героизация и др. Синтез искусств в создании художественного образа спектакля. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения — художника, композитора, писателя. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.
Примерный художественный материал
Постижение художественных образов разных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, Поиск истины, добра и красоты.
Изобразительное искусство. Героический пафос в монументальной скульптуре Древней Греции, произведениях Микеланджело, О. Родена, памятниках Саласпилса (Латвия) и др., в живописи П. Корина и др. Поэтизация образа матери (Рафаэль, А Венецианов, К. Петров-Водкин, А. Дейнека и др.). Красота творческого порыва (живопись В. Тропинина, О. Кипренского, культуры С. Коненкова, рисунки А. Пушкина, фотографии музыкантов-исполнителей, художников, артистов и др.). Красота природы родной земли (И. Левитан, М. Нестеров и др.). Поэтика и народная мораль в сказочных образах (по выбору учителя).
Музыка. Героические образы в произведениях Л. Бетховен на, Ф. Шопена, А. Скрябина, Д. Шостаковича. Лирические o6разы в вокальной и инструментальной музыке (К.-В. Плюш Л. Бетховен, П. Чайковский, В. Калинников, С. Рахманинов, Г. Свиридов и др.). Сюжеты и образы народных сказок и преданий в музыке (Н. Римский-Корсаков). Мир современника в песенном творчестве (И. Дунаевский, А. Пахмутова, Д. Тухманов, Б. Окуджава, А. Розенбаум, Ю. Ким и др.).
Литература. Народные сказки, мифы, легенды. Образы природы, родины в русской прозе и поэзии (А. Пушкин, М. Пришвин, К. Паустовский, А. Григ — по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. «Золушка» — сказка, Ш. Перо, пьеса Е. Шварца, фильм Н. Кошеверова, М. Шапиро, балет С. Прокофьева. Кинофильмы «Доживем до понедельникам С. Ростоцкого, «Розыгрыш» В. Меньшова, «Чучело» Р. Быкова и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся
Воплощение темы экологии, антифашизма, прославление материнства, свершений во благо человечества средствами разных видов искусства.
Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки, литературы сценическими средствами.
Требования к уровню подготовки учащихся VIII класс
• иметь представление о значении искусства в жизни человека;
• понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;
• рассматривать искусство как духовный опыт человечества;
• размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);
• иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино;
• использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.
Тематическое планирование 8 класс (35 часов)
№ урока | Дата проведения урока | Разделы и темы | Кол-во часов | Основное содержание урока. | Художественно-творческие задания. | Художественный материал | Домашнее задание |
По плану | Факт. | | | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
I | | | Искусство в жизни современного человека | 2 | | | | |
1 | | | Искусство вокруг нас. Художественный образ-стиль-язык | 1 | Виды искусства: пластические (пространственные, временные, пространственно-временные Художественный образ, стиль, язык искусства. Основные стили в искусстве России | Послушайте фрагменты музыкальных сочинений. Старинная это музыка или современная? Соотнесите характер звучащей музыки с образным строем архитектурных памятников, особен- ностями одежды (костюмов) разных эпох и народов. | М. Врубель. Микула Селянинович и Вольга. М. Клодт. Скульптура на Аннич-ковом мосту. Санкт-Петербург. В. Боро-виковский. Портрет сестер Гагариных. Портрет юноши в золотом венке из Фаюма. Египет. Искусство александрий-ской эпохи. Большой Сфинкс в Гизе. В. Ван Гог. На пороге вечности. Д. Веласкез. Менины.. А. Головин.Декорация к драме М.Лермонтова «Маскарад». | Привести примеры различных стилей в архитектуре, живописи, музыке |
2 | | | Наука и искусство. Знание научное и знание художественное | 1 | Связь науки и искусства в жизни человека | Прочитайте басню Леонардо да Винчи. Как можно трактовать ее мораль? • О каких жизненных установках художника и ученого свидетельствуют подписи под его рисунками компаса и плуга? | М. де Вооз. Аполлон и музы. О. Роден. Поэт и муза. Саркофаг муз. II в. н.э. Л. да Винчи. Витрувианский человек. Л. да Винчи. Джоконда. Ж.-Б. Шарден.Натюрморт с атрибутами науки. Симфония № 40 (1-ю часть) В.-А. Моцарта. | Искать материал о творчестве и изобретениях Л.да Винчи |
II | | | Искусство открывает новые грани мира | 7 | | | | |
3 | | | Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. | 1 | Пейзаж в литературе и в живописи. | Представьте себя звукорежис-сером, подберите знакомые вам музыкальные сочинения, которыми можно озвучить представленные выше лите-ратурные произведения. Про-читайте их под эту музыку. | Н.Рыленков. «Все в тающей дымке». М.Пришвин. «Неведомому другу». Пейзажи знаменитых художников. | Подготовьте компьютерную презентацию на тему: «Пейзаж в литературе, музыке, живописи». |
4 | | | Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись. Зримая музыка. | 1 | Литературные и музыкальные произведения, раскрывающие эмоциональное богатство мира. Русское и зарубежное изобразительное искусство. Пейзаж в музыке. | Подберите репродукции картин-пейзажей. Напишите в творческой тетради небольшой рассказ об одной из картин, найдите к нему музыкальные и литературные примеры. | А.Саврасов. Грачи прилетели. И.Левитан. Озеро.Русь. И. Леви-тан. Весна. Большая вода. К. Моне. Вестминстерское аббатс-тво. «Времена года» Антонио Вивальди и «Времена года» П.И.Чайковского | Напишите этюд: «Природа в разных эмоциональных состояниях» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
5 | | | Человек в зеркале искусства: жанр портрета Портрет в искусстве России | 1 | Портрет. Виды портрета. Портрет в культуре разных времён. Русские художники портретисты | . Подготовьте альбом, газету, альманах, компьютерную презентацию (по выбору) на тему «Жанр портрета в культуре разных времен». Включите в них информацию о художниках, скульпторах, графиках, а также стихи, от- рывки прозы, фрагменты музыкальных произведений, созвучные образам вашей портретной галереи. | Нефертити. Древний Египет. Пракситель.Афродита Книдская. Альбрехт Дюрер. Автопортрет. Мирон. Дискобол. Фрагмент.IV в. до н. э. Л. да Винчи. Мадонна Лита. Л. да Винчи. Эскиз. Э. Греко.Мужской портрет с рукой на груди. Э. Делакруа. Фредерик Шопен. М. Караваджо. Лютнист. Этюды мажор для фортепиано. Шопен.В. Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. И. Репин. А. Бородин. А. Бородин— «Ноктюрн» из Струнного квартета № 2, экспозиция Симфонии № 2 («Богатырская»). И. Репин. Антон Рубинштейн. И. Репин. Портрет Льва Толстого. Вступление к опере «Хован-щина» М. Мусоргского — «Рассвет на Москве-реке». Отрывок из романа Л. Толстого«Война и мир» (сцена Сони и Наташи). | Закончить творческое задание. |
6 | | | Как начиналась галерея | 1 | Третьяковская галерея: история, облик. Третьяков П.М.- биография | Сделайте эскизные зарисовки портретов персонажей полюбившихся вам музыкальных сочинений, дайте им словесную характеристику. | И. Репин. Портрет П. М. Третьякова. В. Перов. Странник. В. Перов. Рыболов. К. Флавицкий. Княжна Тараканова. В. Перов. Охотники на привале. | Прочитайте отрывок из книги Н. Ненаро- кова «Почетный гражданин Москвы». |
7 | | | Музыкальный портрет. Александр Невский | 1 | Портрет в музыке. Образы персонажей в музыке. Персонаж, лирический герой, рассказчик, повествователь | Рассмотрите картины, памятник, икону, изображение Александро-Невской лавры, посвящен-ные Александру Невскому — святому земли русской. Что это за человек? Каким он предстает перед нами? Какими чертами характера наделен? •Какой должна быть музыка, рисую-щая образ князя, чтобы представить себе именно такого человека? | Н. Рерих. Эскиз декорации оперы «Князь Игорь». А. Головин. Эскиз декорации оперы «Борис Годунов». фрагменты произведений В.-А. Моцарта, С. Прокофьева, А. Бородина, Б. Тищенко, Ж. Бизе,Р. Щедрина, А. Шнитке,В. Кикты. | Сделайте эскизные зарисовки портретов персонажей полюбив- шихся вам музыкальных сочинений, |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
8 | | | Портрет композитора в литературе и кино | 1 | Жизнь и творчество В.А.Моцарта. «Моцарт и Сальери» | Представьте себя в роли режиссера телепередачи, радиоспектакля, напишите короткие комментарии к этим сочинениям, подберите зрительный и литературный материал. | Неизвестный художник. В.-А. Моцарт. И. Смоктуновский –Сальери. М. Врубель. Иллюстрация к трагедии А. Пушкина «Моцарт и Сальери». «Моцарт и Сальери», опера Н. Римского-Корсакова. | Напишите короткие ком- ментарии к какому либо сочинению. |
9 | | | Урок обобщения | 1 | Повторение тем первой четверти. | Тестирование. Анализ художественного произведения. | | Повторить пройденный материал. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
III | | | Искусство как универсальный способ общения | 7 | . | | | |
10 | | | Мир в зеркале искусства. Роль искусства в сближении народов. | 1 | Искусство как проводник духовно энергии. Процесс художественно коммуника-ции и его роль в сближении народов, эпох. Музеи. Международные конкурсы, фестивали | Представьте себя в роли экскурсовода (по музею, городу) и подготовьте рассказ об одномнаиболее значимом культурном объекте своего края. | Богоматерь Владимирская. Икона. Р. Магритт. Человеческий удел. М. Аникушин. Памятник А. С. Пушкину в Санкт-Петербурге Колизей. Рим. | Закончить творческую работу. |
11 | | | Искусство художественного перевода — искусство общения. | 1 | ? Создание, восприятие и интерпритация художествен-ных образов различных искусств как процесс коммуникации. Художес-твенный перевод. Сонеты. | Послушайте две музыкальные версии Сонета № 90 — Д. Кабалевского и Б. Горбоноса (перевод С. Маршака). Какие чувства вызвала у вас прослушанная музыка? В чем различие прочтения текста сонета композиторами и исполнителями | П. Заболоцкий. Портрет М. Ю. Лермонтова. Й. Штилер. Портрет И. Гете. Низвестный художник. Портрет У. Шекспира. Музыкальные версии Сонета № 90 — Д. Кабалевского и Б. Горбоноса | Выучить сонет Шекспира. |
12 | | | Передача сообщения в искусстве. Искусство – проводник духовной энергии | 1 | .Способы художественно коммуникации. Гитара. | Сопоставьте два примера (сообщения): одно — из математики, другое — из области искусства. Какую информацию несет каждое из них? Аргументируйте свое мнение | В. Тропинин. Гитарист. В. Попков. Шинель отца. Мастер женских полуфигур. Музыкантши. В.Суриков. Утро стрелецкой казни. Известные романсы XIX в. | Послушайте романс., опишите чувства. |
13 | | | Знаки и символы искусства. | 1 | Знаково-символьный характер искусства. Разница между знаком и символом. Натюрморт. | Подберите произведения — музыкальные, поэтические или изобразительного искус-ства, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии вашей жизни, о том, что оставило след в вашей памяти, в душе. | Ю. ван Стрек. Суета сует. Имитация картины П. Класа. Современная Фотография. П. Клас. Натюрморт с устрицами. Натюрморт с рыбой. Симфония №5 Л. Бетховена. П. Пикассо. Скрипка. В. ван Гог. Звездная ночь. | Расскажите о знаках и символах, которые вас окружают. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
14 | | | Художественные послания предков. Разговор с современником. | 1 | Мифы. Ритуалы. Обряды. Фольклор. Сергий Радонежский. | Разработайте сценарий одного из народных праздников: осенины, Рождество Христово, Масленица и др. Перечислите те знаки-символы, которые будут раскрывать смысл, содержание каждого из них. | Ритуальный танец. Сефар. Сахара. Л. делла Робиа. Поющие дети. В. Васнецов. Снегурочка. Андрей Рублев. Иикона «Троица». | Оформить творческую работу. |
15 | | | Символы в жизни и искусстве. Музыкально –поэтическая символика огня. | 1 | Центральные символы-образы культуры — солнце, дерево, дорога. | Создайте компьютерную презентацию на тему «Образ дороги в творчестве русских и зарубежных художников». | Прялка. Архангельская губерния. Конец XIX в. И. Левитан. Владимирка. «Трой-ка» (1-я часть) из Музыкальных иллюс-траций к повести А. Пушкина «Метель». А. Саврасов. Зимняя дорога. В. Перов. Последний кабак у заставы. Романсы «Мой костер», «Что ты жадно глядишь на дорогу», «Выхожу один я надорогу». А.Н.Скрябин «Прометей» («Поэма огня».) | Продолжить работу над презентацией. |
16 | | | Урок обобщения | 1 | Повторение тем полугодия четверти. Тестирование. Защита презентации. | | | Повторить пройденный материал. |
IV | | | Красота в искусстве и жизни | 11 | | | | |
17 | | | Что такое красота? | 1 | Понимание красоты в жизни и искусстве. Отношение человека к жизни. | Как вы объясните фразу: «Искусство пробуждает в людях художников»? Послушайте несколько музыкальных произведений. Какие чувства вы испытываете под воздействием этой музыки и какие жизненные ассоциации у вас возникают? | З. Серебрякова. Автопортрет. В. Серов. Портрет Мики Морозова. Д. Гирландайо. Портрет Джованны Торнабуони. В. Ван Гог. Цветущее дерево. | Объясните фразу: «Искусство пробуждает в людях художников». |
18 | | | Откровенье вечной красоты. | 1 | Единство истины, добра и красоты. | Послушайте молитву Песнь Пресвятой Богородице. Как она звучит во «Всенощной» П. Чайковского и С.Рахманинова? | Богоматерь Белозерская. Ярославская школа.Рафаэль Санти. Сикстинская мадонна. Песнь пресвято Богородицы во «Всенощной»П. Чайковского и С. Рахманинова. Старинные песнопения и романсы с образом Девы Марии. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
19 | | | Застывшая музыка. | 1 | Памятники архитектуры как символы красоты. | Послушайте фрагменты русской и западноевропейской духовной музыки. Что в них общего,а что их различает? | Реймский собор. Деталь арки главного входа. Церковь Покрова на Нерли. Реймский собор. Церковь Вознесения в Коломенском. | Подготовить выступление о известном храме. |
20 | | | Есть ли у красоты свои законы? | 1 | Гармония. Композиция, Ритм. Золотая пропорция | Выполнение творческой работы: Композиция с выра-зительным художественным образом на одну из тем: «Спортивный праздник», «Дискотека», «Музыка», «Шопинг», «Одиночество», «Времена года» и др. | Джотто. Оплакивание Христа. Мирон. Дискобол. Парфенон. Вид с запада. Колонны дорического ордера. Миниатюра из Кодекса Борджиа. 1-я часть Симфонии № 40 В.-А.Моцарта. «Неоконченной симфонии» Ф. Шуберта. | Подготовиться к выполнению творческой работы |
21 | | | Есть ли у красоты свои законы? | 1 | Гармония. Композиция, Ритм. Золотая пропорция. | Продолжение работы над творческой работой: Композиция с выразительным художественным образом на одну из тем: «Спортивный праздник», «Дискотека», «Музыка», «Шопинг», «Одиночество», «Времена года» и др | Джотто. Оплакивание Христа. Мирон. Дискобол. Парфенон. Вид с запада. Колонны дорического ордера. Миниатюра из Кодекса Борджиа. 1-я часть Симфонии № 40 В.-А.Моцарта. «Неоконченной симфонии» Ф. Шуберта. | Закончить работу. |
22 | | | Всегда ли люди одинаково понимали красоту | 1 | Понимание красоты и идеалы красоты в разные эпохи. | Изобразите себя в образе идеального человека полюбившейся вам эпохи. | Марграф Эккегард и его жена Юта.Статуи собора в Наумбурге. Германия. О. Ренуар. Танец в деревне. Ф. Буше. Госпожа Помпадур. О. Ренуар. Танец в деревне. О. Ренуар. Танец в городе. Б. Кустодиев. Купчиха. Ж.-Л. Давид. Клятва Горациев. Инструментальная музыка. | Что такое красота в вашем понимании? |
23 | | | Великий дар творчества: радость и красота созидания | 1 | Творческий потенциал и его роль в разных видах деятельности. | Выполните ассоциативную композицию на тему «Город». (Это может быть музыкаль-ный город, индустриальный, вечерний и т. п.) | М. Нестеров. Портрет Веры Мухиной. П. Корин. Портрет пианиста Игумнова. В. Тропинин. Портрет Александра Пушкина. | Сформулируйте свой взгляд на творчество |
24 | | | Как соотносятся красота и польза | 1 | Красота и польза. Музыкальные пристрастия человека. Шлягер. | Вспомните музыкальные сочинения и произведения изобразительного искусства, которые разрушают представление человека о красоте и гармонии. Как вы считаете, они приносят вред или пользу? В чем это проявляется? | Дж. Бернини. Аполлон и Дафна. Д. Жилинский. Воскресный день. К. Снайдерс. Натюрморт с фруктами и овощами. Г. Хонтхорст. Концерт на балконе. П. Лонги. Концерт. Я. Вермер. У клавесина. «Высокая мессе» И.-С. Баха | Поясните примерами смысл выражения поэта Д. Самойлова: «Музыка лечит… Музыка губит». |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
25 | | | Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве | 1 | Реакция человека на различные явления в жизни и в искусстве. Переживания композитора и художника в искусстве. | Как вы понимаете символику картины «Герника»? Рассмо-трите все элементы картины. Пользуясь словарями и спра-вочниками по символике, найдите различные значения символов, берущих начало в глубокой древности. Интер-претируйте эти значения для картины, посвященной трагедии мировой войны. | Э. Мунк. Крик. Ф. Гойя. Сон разума рождает чудовищ. П. Пикассо. Герника. 3-я часть Симфонии № 8 Д. Шостаковича. | Подготовиться к уроку обобщения. |
26 | | | Урок обобщения | 1 | Повторение тем четверти. Тестирование. | | | Пов. пройденный материал. |
V | | | Прекрасное пробуждает доброе | 8 | | | | |
27 | | | Преобразующая сила искусства. | 1 | Предназначение искусства. Массовое искусство. | Составьте программу концерта авторской песни на тему «Надежды маленький оркестрик под управлением любви». Какие нравственные ценности вы хотели бы раскрыть с помощью песен, включенных в программу концерта? | C. Ботичелли. Мадона с младенцем. Э. Уорхолл. Мерилин. Р. ван дер Вейден. Мадонна с младенцем. | На каких героев художественных произведений вам хотелось бы быть похожими? |
28 | | | Преобразующая сила искусства.(продолжение темы.) | 1 | | Сделайте эскиз плаката или рекламной листовки на какую-нибудь социально значимую тему, например «Моя семья», «Экология души», «Здоровый образ жизни», «Мир моих увлечений» и т. п. | Образцы плакатов разных времён и различной тематики. | Закончить оформление плаката. |
29 | | | Героические образы в искусстве. | 1 | Героический пафос в монументальной скульптуре. Героические образы в музыкальных произведениях. | Создание эскиза поздравительно открытки. | Произведения скульпторов Микеланджело, О.Родена, композиторов Л.Бетховена, Ф.Шопена, А.Скрябина, Д.Шоста-ковича. Разучивание патриотичес-кой песни или песен военных лет. | Разработать небольшой сценарий на «День Победы» |
30 | | | «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка» | 1 | Поэтика и народная мораль в сказоч-ных образах . истоки образа Снегу-рочки в языческой культуре славян; Варианты народных и авторских ска-зок (новогодних и весенних) —братья Гримм, В. Даль, А. Афанасьев и др.; пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка»; музыка П. И. Чайковс-кого к одноименному спектаклю; | Выполнение исследовательского проекта. | Н.А.Римский –Корсаков. Опера –сказка «Снегурочка». П.И.Чаковский «Снегуолчка». Картины Билибина, Н.Рериха, К Коровина М.Врубеля, В Васнецова. Сказка «Снегурочка». | Работать над проектом |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
31 | | | «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка» (продолжение темы). | 1 | Поэтика и народная мораль в сказочных образах . Опера-сказка Н. А. Римского-Корсакова; | Выполнение исследовательского проекта. | Н.А.Римски –Корсаков. Опера –сказка «Снегурочка». П.И.Чаковский «Снегуолчка». Картины Билибина, Н.Рериха, К Коровина М.Врубеля, В Васнецова. Сказка «Снегурочка». | Работать над проектом |
32 | | | «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка». (продолжение темы) | 1 | Поэтика и народная мораль в сказочных образах . Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве: книжные иллюстрации — И. Билибин и др., декоративно-прикладное искусство — Палех, Федоскино и др.; живопись — Н. Рерих, К. Коровин, М. Врубель, В. Васнецови др.; эскизы костюмов и декораций; кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка». | Выполнение исследовательского проекта. | Н.А.Римски –Корсаков. Опера –сказка «Снегурочка». П.И.Чаковский «Снегуолчка». Картины Билибина, Н.Рериха, К Коровина М.Врубеля, В Васнецова. Сказка «Снегурочка». | Закончить оформление проекта. Подготовиться к защите проекта. |
33 | | | «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка». (защита проекта). | 1 | Поэтика и народная мораль в сказочных образах. | Защита исследовательского проекта. | Н.А.Римский –Корсаков. Опера –сказка «Снегурочка». П.И.Чаковский «Снегурочка». Картины Билибина, Н.Рериха, К Коровина М.Врубеля, В Васнецова. Сказка «Снегурочка». | |
34 | | | Поэтизация образа матери в искусстве. | 1 | Образ матери в произведениях изобразительного искусства и музыки. | Написать мини-сочинение: «Мама» | Произведения Рафаеля, А.Васнецова, А.Дейнеки. Песни про маму. | . Повторить пройденый материал. Подготовиться к уроку обобщения |
35 | | | Урок обобщение. | 1 | Повторение изученных тем. | | | Повторить пройденный материал. |