СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по коррекции нарушений устной и письменной речи 4 классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

К числу важнейших задач логопедической работы в школе относится повышение эффективности и качества обучения учащихся. Поэтому программа рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из детей недостатков устной и письменной речи.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по коррекции нарушений устной и письменной речи 4 классов.»

Содержание программы:

 

1.1.Пояснительная записка.                                                                         

1.2. Учебно – методическое обеспечение программы. 

1.3. Календарно-тематическое планирование.                                              

1.1. Пояснительная записка

К числу важнейших задач логопедической работы в школе относится повышение эффективности и качества обучения учащихся. Поэтому программа рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из детей недостатков устной и письменной речи. Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала. Учитываются принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает его поступательное развитие.

Материал подобран с учетом постепенного перехода от простого к сложному. Причем в занятия включены лексические темы с целью уточнения, обогащения и активизации словарного запаса детей и развития связной речи. Что также обеспечивает развитие познавательной сферы учащихся.

Этапы занятий предполагают введение в урок здоровье сберегающих технологий, упражнений на формирование фонематических процессов, тренировочных заданий на развитие звукового анализа и синтеза, игр на воспитание слухового внимания и памяти, зрительного гнозиса. При определении форм работы с ребенком-логопатом учитываются его индивидуальные особенности.

Практическая часть занятий предусматривает игры и задания на развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, закрепление знаний в зрительно- пространственной ориентации, знание и обогащение словарного запаса детей.

Коррекционно-воспитательная работа направлена на развитие психических процессов (внимания, памяти, воображения).

Эффективность коррекционно-развивающего обучения при устранении дисграфии достигается при условии комплексного и системного характера, осуществляется дифференцированно с учетом симптоматики, механизмов, структуры речевого дефекта и особенностей познавательной деятельности младших школьников с дисграфией.

Рабочая программа составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков: Ястребовой А.В., Ефименковой Л. Н., Мисаренко Г. Г., Лалаевой Р. И. , на основе:

  • инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

  • инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В.Ястребовой, Т.Б.Бессоновой. М.,1996г.

Основная цель программы - предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

Адресат программы: учащиеся 4 классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью.

Основные задачи программы:

  • активизировать имеющийся словарный запас и уточнить конструкции предложения

  • формировать полноценный звукобуквенный анализ с установлением соотношения между бук­вами и звуками в слове;

  • формировать навыки правильного письма и чтения, развивать языковое чутьё;

  • развивать навыки слухопроизносительной дифференциации гласных и согласных звуков;

  • формировать навыки различения звуков в письменной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки;

  • уточнить конкретно-пространственные знания (использование предлогов в устной и письменной речи);

  • обогатить словарный запас путем накопления пред­ставлений об окружающем мире.


Программа рассчитана на 68 часов в год – 2 часа в неделю.

Коррекционно – развивающие занятия в индивидуальной форме соответствуют индивидуально – возрастным особенностям детей, длительность одного занятия 25- 30 минут.

Коррекционно – развивающие занятия в групповой форме, где содержание занятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей данной группы. Длительность занятия 40 минут.


Оценка результативности программы.

Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года.

Программой предусмотрено проведение 4 контрольных работ.


Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся к концу коррекционно-развивающего обучения:

Учащиеся должны знать:

  • гласные и согласные звуки и буквы, их признаки; гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие; названия предметов по различным лексическим темам; структуру предложения.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;

  • распознавать буквы, имеющие близкие по акустико-артикуляционному укладу звуки;

  • распознавать буквы, имеющие близкие по кинетическому укладу звуки;

  • распознавать парные согласные;

  • обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами 2 ряда и буквой Ь;

  • писать раздельно предлоги со словами;

  • правильно записывать предложения: употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, восклицательный или вопросительный знак в конце предложения.



Содержание программы:

Поставленные программой задачи отражаются в её содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:


Изучаемые темы

Количество часов

Слово.

2

Морфологический состав слов.

10

Предлоги.

10

Слова – предметы.

16

Слова – признаки.

6

Слова – действия.

8

Числительное.

4

Предложение.

2

Работа с текстом.

6

Контрольная работа.

4

Всего: 68 часов.











Календарно – тематическое планирование индивидуальной коррекционной работы с обучающимися 4 класса, имеющими нарушения чтения и письма, обусловленные нерезко выраженным общим недоразвитием речи.


п/п

Тема занятия

Содержание работы

Работа над связной речью

Лексические темы

Кол -во

часов

Дата

1

Диагностическая работа.




1

4-8.09

2

Слово.

Развитие навыков словообразования.

Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение».

Труд людей осенью.

1

4-8.09

3

Родственные слова.

Знакомство с понятием, подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов.

Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение».

Инструменты.

1

11-15.09

4

Корень слова.

Знакомство с понятием «корень». Соотнесение слов со схемой, выделение единого корня.

Составление предложений- полных ответов на вопросы по тексту.

Времена года. Части суток.

Дни недели.

1

18-22.09

5

Приставка.

Знакомство с приставками. Нахождение их в словах, графическое обозначение приставок и их правописание . Образование слов при помощи приставок.

Составление предложений- полных ответов на вопросы по тексту.

Изменения жизни животных осенью.


1

25-29.09

6

Суффикс.

Знакомство с суффиксами. Объяснение значений. Образование сущ-ых с уменьшительно-ласкательным значением.

Составление предложений- кратких ответов на вопросы по тексту.

Урожай. (Овощи, фрукты, грибы).

1

2.10-6.10

7

Морфологичес-кий состав слова

Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Формирование навыков разбора слов по составу.

Составление предложений- кратких ответов на вопросы по тексту.

Прогулка в лесу.

Изменения жизни животных осенью.

1

9-13.10

8

Контрольный диктант

Закрепление понятий о предлоге, как о целом слове. Тренировка в выборе предлога.



1

16-20.10

9

Предлоги

Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Тренировка в выборе предлога

Составление предложений из слов.


Праздники.

Занятия людей.

Перелетные птицы.

2

23-27.10, 30.10-3.11

10

Различение предлогов и приставок

Дифференциация предлогов- приставок. Тренировка выбора, написания и употребления предлогов и приставок.

Составление предложений по картинке с использованием опорных слов.

Грамматическое оформление предложений.

Увлечения.

Любимые игры.

Гигиеничесие навыки.

Семья.

2

13-17.11,20-24.11

11

Слова-предметы

Знакомство со словами- предметами Обозначение слов при помощи схемы.

Деление сплошного текста на предложения.

Домашние птицы и их птенцы.

Зима.

Признаки зимы.

2

27.11-1.12,4-8.12

12

Единственное и множественное число сущ -ных

Знакомство с понятием числа. Формирование навыка образования форм ед. и множ. числа существительных.

Обозначение границ предложения на письме.

Объединение их в связный текст.

Домашние животные. Детеныши животных.

2

11-15.12,18-22.12

13

Контрольная работа




1

25-29.12

14

Род имён существитель-ных

Знакомство с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода.

Упражнения со сложносочиненными предложениями.

Зимующие птицы.


2

25-29.12,9.01-12.01,22-26.01

15

Употребление сущ-ных в косвенных падежах

Знакомство с падежными формами сущ-ных. Формирование навыка словоизменения.

Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложноподчиненными предложениями.


Новый год в разных странах.

Зимовье зверей.

Жизнь животных зимой.


2

22-26.01,29.01-2.02,5-9.02

16

Слова-признаки.

Подбор признаков к предмету. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Обозначение слов при помощи схемы.

Работа с деформированными предложениями.

День Защитника Отечества.

1

12-16.02

17

Согласование прилагательных с существитель-ными

Согласование сущ-ных с прилаг-ми в роде и падеже. Преодоление аграмматизма в устной речи.

Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами.

Ранняя весна.

Признаки весны в природе.

1

19-23.02

18

Слова-действия.

Знакомство с действиями предметов. Подбор действия к предмету. Обозначение слов при помощи схемы.

Работа с деформированными предложениями.

Весна.

Праздник 8 марта.

1

26.02-02.03

19

Согласование глагола с сущ-ным в числе.

Работа по словоизменению. Преодоление аграмматизма в устной речи

Редактирование, грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами.

Жизнь диких животных весной.



1

5-9.03

20

Согласование глагола с сущ-ным в роде.

Согласование глагола с сущ-ным в роде. Соотнесение слов-действий с графической схемой.

Редактирование, грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов.

Транспорт.

Весенние забавы.


1

12-16.03

21

Контрольная работа




1

19-23.03

22

Согласование глагола с сущ-ным во времени

Знакомство с категорией времени. Развитие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам.

Составление предложений по материалам наблюдений на данную тему.

Труд людей весной

1

2.04-6.04

23

Имя числительное.

Согласование числительных с сущ-ми в роде и падеже. Работа по словоизменению.

Грамматическое оформление предложений.

Редактирование, анализ составленных текстов.

День космонавтики.

1

9-13.04

24

Предложение.

Соотнесение предложений с графической схемой. Словосочетание и предложение. Дифференциация понятий: предложение-словосочетание-текст. Построение сложных предложений.

Грамматическое оформление предложений.

Редактирование, анализ составленных текстов.

Животные жарких стран.


1

16-20.04

25

Состав предложения

Постановка вопроса к словам в предложении. Работа с деформированными предложениями. Преодоление устного аграмматизма

Грамматическое оформление предложений.

Редактирование, анализ составленных текстов.

Насекомые.

Признаки весны в поле и в лесу.


1

23-27.04

26

Работа над текстом

Установление смысловых связей между предложениями в тексте. Знакомство с признаками текста: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых связей текста.

Выделение признаков связного текста.

Основная мысль текста.

Цветы, деревья.

Наша Родина- Россия.

Столица нашей Родины- Москва.

2

30.04-04.05,7-11.05,14-18.05,21-25.05

27

Контрольный диктант.




1

28-31.05

Всего 34 часа.




Календарно – тематическое планирование групповой коррекционной работы с обучающимися 4 класса, имеющими нарушения чтения и письма, обусловленные нерезко выраженным общим недоразвитием речи.


п/п

Тема занятия

Содержание работы

Работа над связной речью

Лексические темы

Кол -во

часов

Дата

1

Знакомство

Книга – наш друг!

Слово – начинается с буквы.

Народные сказки.

1

4-8.09

2

Слово.

Развитие навыков словообразования.

Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение».

Наступила осень.

1

4-8.09

3

Родственные слова.

Знакомство с понятием, подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов.

Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение».

Домашние животные.

1

11-15.09

4

Корень слова.

Знакомство с понятием «корень». Соотнесение слов со схемой, выделение единого корня.

Составление предложений- полных ответов на вопросы по тексту.

Одежда.

1

18-22.09

5

Приставка.

Знакомство с приставками. Нахождение их в словах, графическое обозначение приставок и их правописание . Образование слов при помощи приставок.

Составление предложений- полных ответов на вопросы по тексту.

Дикие животные.


1

25-29.09

6

Суффикс.

Знакомство с суффиксами. Объяснение значений. Образование сущ-ых с уменьшительно-ласкательным значением.

Составление предложений- кратких ответов на вопросы по тексту.

Собираем огород осенью.

1

2.10-6.10

7

Морфологический состав слова

Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Формирование навыков разбора слов по составу.

Составление предложений- кратких ответов на вопросы по тексту.

Любимые сказочные герои.

1

9-13.10

8

Предлоги

Закрепление понятий о предлоге, как о целом слове. Тренировка в выборе предлога.

Составление предложений из слов.


Прогулка в зоопарке.

1

16-20.10

9

Предлоги

Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Тренировка в выборе предлога

Составление предложений из слов.



Посуда.


2

23-27.10, 30.10-3.11

10

Различение предлогов и приставок

Дифференциация предлогов- приставок. Тренировка выбора, написания и употребления предлогов и приставок.

Составление предложений по картинке с использованием опорных слов.

Грамматическое оформление предложений.

Мой любимый конструктор.

2

13-17.11,20-24.11

11

Слова-предметы

Знакомство со словами- предметами Обозначение слов при помощи схемы.

Деление сплошного текста на предложения.

В гостях у Незнайки.

2

27.11-1.12,4-8.12

12

Единственное и множественное число сущ -ных

Знакомство с понятием числа. Формирование навыка образования форм ед. и множ. числа существительных.

Обозначение границ предложения на письме.

Объединение их в связный текст.

Деревья.

2

11-15.12,18-22.12

13

Простые и сложные союзы.

Знакомство с понятием союз. Формирование навыка применения союза при построении предложения.

Грамматическое оформление предложений с применением сложных и простых предложений.

Наступила зима.

1

25-29.12

14

Род имён существитель-ных

Знакомство с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода.

Упражнения со сложносочиненными преи дложениями.

Зимующие птицы.


2

25-29.12,9.01-12.01

15

Употребление сущ-ных в косвенных падежах

Знакомство с падежными формами сущ-ных. Формирование навыка словоизменения.

Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложноподчиненными предложениями.


Новый год .

2

22-26.01,29.01-2.02

16

Слова-признаки.

Подбор признаков к предмету. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Обозначение слов при помощи схемы.

Работа с деформированными предложениями.

День Защитника Отечества.

1

5-9.02

17

Согласование прилагательных с существитель-ными

Согласование сущ-ных с прилаг-ми в роде и падеже. Преодоление аграмматизма в устной речи.

Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами.

Ранняя весна.

Признаки весны в природе.

1

19-23.02

18

Слова-действия.

Знакомство с действиями предметов. Подбор действия к предмету. Обозначение слов при помощи схемы.

Работа с деформированными предложениями.

Весна.

Праздник 8 марта.

1

26.02-02.03

19

Согласование глагола с сущ-ным в числе.

Работа по словоизменению. Преодоление аграмматизма в устной речи

Редактирование, грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами.

Жизнь диких животных весной.



1

5-9.03

20

Согласование глагола с сущ-ным в роде.

Согласование глагола с сущ-ным в роде. Соотнесение слов-действий с графической схемой.

Редактирование, грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов.

Транспорт.

Весенние забавы.


1

12-16.03

21

Контрольная работа




1

19-23.03

22

Согласование глагола с сущ-ным во времени

Знакомство с категорией времени. Развитие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам.

Составление предложений по материалам наблюдений на данную тему.

Труд людей весной

1

2.04-6.04

23

Имя числительное.

Согласование числительных с сущ-ми в роде и падеже. Работа по словоизменению.

Грамматическое оформление предложений.

Редактирование, анализ составленных текстов.

День космонавтики.

1

9-13.04

24

Предложение.

Соотнесение предложений с графической схемой. Словосочетание и предложение. Дифференциация понятий: предложение-словосочетание-текст. Построение сложных предложений.

Грамматическое оформление предложений.

Редактирование, анализ составленных текстов.

Животные жарких стран.


1

16-20.04

25

Состав предложения

Постановка вопроса к словам в предложении. Работа с деформированными предложениями. Преодоление устного аграмматизма

Грамматическое оформление предложений.

Редактирование, анализ составленных текстов.

Насекомые.

Признаки весны в поле и в лесу.


1

23-27.04

26

Работа над текстом

Установление смысловых связей между предложениями в тексте. Знакомство с признаками текста: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых связей текста.

Выделение признаков связного текста.

Основная мысль текста.

Наступило лето. Каникулы.

2

7-11.05,14-18.05,21-25.05

27

Контрольная диагностика.




1

28-31.05

Всего 34 часа.








Методическая литература




Автор

Название

Изд-во

Год издания






1


О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская

Организация логопедической работы в школе.

Творч. центр. Москва

2005

2

В.И.Ковалько

Школа физминуток.

«Вако» Москва

2005

3


Р.И.Лалаева


Нарушение процесса овладения чтением у школьников.

Москва «Просвещение»

1983

4


Р.И Лалаева

Логопедическая работа в коррекционных классах.

Владос. Москва

1998

5


В.И Селиверстов

Словарь логопеда.

Владос. Москва

1997

6


В.В.Коноваленко

С.В.Коноваленко

Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.

Москва

1998

7


И.Н.Садовникова

Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.

Москва «Владос»

1995

8


Л.Н.Ефименкова

Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.

Москва «Владос»

2001

9


О.В.Елецкая

Н.Ю.Горбачевская

Развитие и коррекция пространственно-временных представлений у детей.

«Школьная пресса»

2004

10


С.Ю.Горбунова

Е.А.Яструбинская

Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР.

Москва «Деловой мир»

2005

11


В.Т.Голубь

Графические диктанты

Москва

«Вако»

2004

12


Н.А.Гегелия

Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых.

Москва

«Владос»

1999

13


А.В.Ястребова

Преодоление ОНР у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений.

Москва

«Аркти»

1999

14


В.В.Коноваленко

С.В.Коноваленко

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

«Тандем»  ООО «Гном-пресс»

1998

15


Л.Н.Ефименкова.

Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.

Москва «Просвещение»

1989

16


С.В.Коноваленко

Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет.

Москва

1998

17

Е.А.Алифанова

Н.Е.Егорова

Логопедические рифмовки и миниатюры.

Москва Гном - Пресс

1999

18

З.В.Дощицина

Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации.

Москва

Новая школа

1994

19

М.А.Леонова

Л.М.Крапивина

Дидактические материалы по логопедии.

Москва

«Школа-Пресс»

1999

20

О.Б.Иншакова

Альбом для логопеда.

Москва

Владос

1998

21

Т.Н. Волковская

Иллюстрированная методика логопедического обследования.

Москва

Образование плюс

2006

22

И.Милосердов

В.Ульянов

Сборник диктантов и упражнений для начальной школы.

Москва

Издат-школа

1996

23

И.Лопухина

Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи.

Москва

«Аквариум»

1995

24

А.И.Максаков

Правильно ли говорит ваш ребенок.

Москва «Просвещение»

1982






25

Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В.


Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников.

СПб, «Союз»

2003

26

Мазанова Е. В.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов

Москва

издательство ГНОМ и Д

2008

27

Мазанова Е. В.

Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов

Москва

издательство ГНОМ и Д

2008

28

Мазанова Е. В.

Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов

Москва

издательство ГНОМ и Д

2008

29

Мазанова Е. В.

Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов

Москва

издательство ГНОМ и Д

2008

30

Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г.


Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.

Москва «Просвещение»

1991

32

Черошникова Г.С.

Логопедические занятия в школе. Часть I.


Иркутск. ИПК РО

2005

33

Черошникова Г.С.

Логопедические занятия в школе. Часть II.


Иркутск. ИПК РО

2005

34

Ракитина В.А.

Предупреждение нарушений чтения и письма.

Москва «Владос»

2005







4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!