1.1.Пояснительная записка.
1.3. Календарно-тематическое планирование.
К числу важнейших задач логопедической работы в школе относится повышение эффективности и качества обучения учащихся. Поэтому программа рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из детей недостатков устной и письменной речи. Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала. Учитываются принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает его поступательное развитие.
Материал подобран с учетом постепенного перехода от простого к сложному. Причем в занятия включены лексические темы с целью уточнения, обогащения и активизации словарного запаса детей и развития связной речи. Что также обеспечивает развитие познавательной сферы учащихся.
Этапы занятий предполагают введение в урок здоровье сберегающих технологий, упражнений на формирование фонематических процессов, тренировочных заданий на развитие звукового анализа и синтеза, игр на воспитание слухового внимания и памяти, зрительного гнозиса. При определении форм работы с ребенком-логопатом учитываются его индивидуальные особенности.
Практическая часть занятий предусматривает игры и задания на развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, закрепление знаний в зрительно- пространственной ориентации, знание и обогащение словарного запаса детей.
Коррекционно-воспитательная работа направлена на развитие психических процессов (внимания, памяти, воображения).
Эффективность коррекционно-развивающего обучения при устранении дисграфии достигается при условии комплексного и системного характера, осуществляется дифференцированно с учетом симптоматики, механизмов, структуры речевого дефекта и особенностей познавательной деятельности младших школьников с дисграфией.
Коррекционно – развивающие занятия в индивидуальной форме соответствуют индивидуально – возрастным особенностям детей, длительность одного занятия 25- 30 минут.
Коррекционно – развивающие занятия в групповой форме, где содержание занятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей данной группы. Длительность занятия 40 минут.
Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года.
Программой предусмотрено проведение 4 контрольных работ.
Поставленные программой задачи отражаются в её содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:
№ п/п | Тема занятия | Содержание работы | Работа над связной речью | Лексические темы | Кол -во часов | Дата |
1 | Диагностическая работа. | | | | 1 | 4-8.09 |
2 | Слово. | Развитие навыков словообразования. | Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». | Труд людей осенью. | 1 | 4-8.09 |
3 | Родственные слова. | Знакомство с понятием, подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. | Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». | Инструменты. | 1 | 11-15.09 |
4 | Корень слова. | Знакомство с понятием «корень». Соотнесение слов со схемой, выделение единого корня. | Составление предложений- полных ответов на вопросы по тексту. | Времена года. Части суток. Дни недели. | 1 | 18-22.09 |
5 | Приставка. | Знакомство с приставками. Нахождение их в словах, графическое обозначение приставок и их правописание . Образование слов при помощи приставок. | Составление предложений- полных ответов на вопросы по тексту. | Изменения жизни животных осенью. | 1 | 25-29.09 |
6 | Суффикс. | Знакомство с суффиксами. Объяснение значений. Образование сущ-ых с уменьшительно-ласкательным значением. | Составление предложений- кратких ответов на вопросы по тексту. | Урожай. (Овощи, фрукты, грибы). | 1 | 2.10-6.10 |
7 | Морфологичес-кий состав слова | Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Формирование навыков разбора слов по составу. | Составление предложений- кратких ответов на вопросы по тексту. | Прогулка в лесу. Изменения жизни животных осенью. | 1 | 9-13.10 |
8 | Контрольный диктант | Закрепление понятий о предлоге, как о целом слове. Тренировка в выборе предлога. | | | 1 | 16-20.10 |
9 | Предлоги | Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Тренировка в выборе предлога | Составление предложений из слов. | Праздники. Занятия людей. Перелетные птицы. | 2 | 23-27.10, 30.10-3.11 |
10 | Различение предлогов и приставок | Дифференциация предлогов- приставок. Тренировка выбора, написания и употребления предлогов и приставок. | Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений. | Увлечения. Любимые игры. Гигиеничесие навыки. Семья. | 2 | 13-17.11,20-24.11 |
11 | Слова-предметы | Знакомство со словами- предметами Обозначение слов при помощи схемы. | Деление сплошного текста на предложения. | Домашние птицы и их птенцы. Зима. Признаки зимы. | 2 | 27.11-1.12,4-8.12 |
12 | Единственное и множественное число сущ -ных | Знакомство с понятием числа. Формирование навыка образования форм ед. и множ. числа существительных. | Обозначение границ предложения на письме. Объединение их в связный текст. | Домашние животные. Детеныши животных. | 2 | 11-15.12,18-22.12 |
13 | Контрольная работа | | | | 1 | 25-29.12 |
14 | Род имён существитель-ных | Знакомство с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода. | Упражнения со сложносочиненными предложениями. | Зимующие птицы. | 2 | 25-29.12,9.01-12.01,22-26.01 |
15 | Употребление сущ-ных в косвенных падежах | Знакомство с падежными формами сущ-ных. Формирование навыка словоизменения. | Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложноподчиненными предложениями. | Новый год в разных странах. Зимовье зверей. Жизнь животных зимой. | 2 | 22-26.01,29.01-2.02,5-9.02 |
16 | Слова-признаки. | Подбор признаков к предмету. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Обозначение слов при помощи схемы. | Работа с деформированными предложениями. | День Защитника Отечества. | 1 | 12-16.02 |
17 | Согласование прилагательных с существитель-ными | Согласование сущ-ных с прилаг-ми в роде и падеже. Преодоление аграмматизма в устной речи. | Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами. | Ранняя весна. Признаки весны в природе. | 1 | 19-23.02 |
18 | Слова-действия. | Знакомство с действиями предметов. Подбор действия к предмету. Обозначение слов при помощи схемы. | Работа с деформированными предложениями. | Весна. Праздник 8 марта. | 1 | 26.02-02.03 |
19 | Согласование глагола с сущ-ным в числе. | Работа по словоизменению. Преодоление аграмматизма в устной речи | Редактирование, грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами. | Жизнь диких животных весной. | 1 | 5-9.03 |
20 | Согласование глагола с сущ-ным в роде. | Согласование глагола с сущ-ным в роде. Соотнесение слов-действий с графической схемой. | Редактирование, грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов. | Транспорт. Весенние забавы. | 1 | 12-16.03 |
21 | Контрольная работа | | | | 1 | 19-23.03 |
22 | Согласование глагола с сущ-ным во времени | Знакомство с категорией времени. Развитие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам. | Составление предложений по материалам наблюдений на данную тему. | Труд людей весной | 1 | 2.04-6.04 |
23 | Имя числительное. | Согласование числительных с сущ-ми в роде и падеже. Работа по словоизменению. | Грамматическое оформление предложений. Редактирование, анализ составленных текстов. | День космонавтики. | 1 | 9-13.04 |
24 | Предложение. | Соотнесение предложений с графической схемой. Словосочетание и предложение. Дифференциация понятий: предложение-словосочетание-текст. Построение сложных предложений. | Грамматическое оформление предложений. Редактирование, анализ составленных текстов. | Животные жарких стран. | 1 | 16-20.04 |
25 | Состав предложения | Постановка вопроса к словам в предложении. Работа с деформированными предложениями. Преодоление устного аграмматизма | Грамматическое оформление предложений. Редактирование, анализ составленных текстов. | Насекомые. Признаки весны в поле и в лесу. | 1 | 23-27.04 |
26 | Работа над текстом | Установление смысловых связей между предложениями в тексте. Знакомство с признаками текста: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых связей текста. | Выделение признаков связного текста. Основная мысль текста. | Цветы, деревья. Наша Родина- Россия. Столица нашей Родины- Москва. | 2 | 30.04-04.05,7-11.05,14-18.05,21-25.05 |
27 | Контрольный диктант. | | | | 1 | 28-31.05 |
№ п/п | Тема занятия | Содержание работы | Работа над связной речью | Лексические темы | Кол -во часов | Дата |
1 | Знакомство | Книга – наш друг! | Слово – начинается с буквы. | Народные сказки. | 1 | 4-8.09 |
2 | Слово. | Развитие навыков словообразования. | Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». | Наступила осень. | 1 | 4-8.09 |
3 | Родственные слова. | Знакомство с понятием, подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. | Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». | Домашние животные. | 1 | 11-15.09 |
4 | Корень слова. | Знакомство с понятием «корень». Соотнесение слов со схемой, выделение единого корня. | Составление предложений- полных ответов на вопросы по тексту. | Одежда. | 1 | 18-22.09 |
5 | Приставка. | Знакомство с приставками. Нахождение их в словах, графическое обозначение приставок и их правописание . Образование слов при помощи приставок. | Составление предложений- полных ответов на вопросы по тексту. | Дикие животные. | 1 | 25-29.09 |
6 | Суффикс. | Знакомство с суффиксами. Объяснение значений. Образование сущ-ых с уменьшительно-ласкательным значением. | Составление предложений- кратких ответов на вопросы по тексту. | Собираем огород осенью. | 1 | 2.10-6.10 |
7 | Морфологический состав слова | Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Формирование навыков разбора слов по составу. | Составление предложений- кратких ответов на вопросы по тексту. | Любимые сказочные герои. | 1 | 9-13.10 |
8 | Предлоги | Закрепление понятий о предлоге, как о целом слове. Тренировка в выборе предлога. | Составление предложений из слов. | Прогулка в зоопарке. | 1 | 16-20.10 |
9 | Предлоги | Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Тренировка в выборе предлога | Составление предложений из слов. | Посуда. | 2 | 23-27.10, 30.10-3.11 |
10 | Различение предлогов и приставок | Дифференциация предлогов- приставок. Тренировка выбора, написания и употребления предлогов и приставок. | Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений. | Мой любимый конструктор. | 2 | 13-17.11,20-24.11 |
11 | Слова-предметы | Знакомство со словами- предметами Обозначение слов при помощи схемы. | Деление сплошного текста на предложения. | В гостях у Незнайки. | 2 | 27.11-1.12,4-8.12 |
12 | Единственное и множественное число сущ -ных | Знакомство с понятием числа. Формирование навыка образования форм ед. и множ. числа существительных. | Обозначение границ предложения на письме. Объединение их в связный текст. | Деревья. | 2 | 11-15.12,18-22.12 |
13 | Простые и сложные союзы. | Знакомство с понятием союз. Формирование навыка применения союза при построении предложения. | Грамматическое оформление предложений с применением сложных и простых предложений. | Наступила зима. | 1 | 25-29.12 |
14 | Род имён существитель-ных | Знакомство с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода. | Упражнения со сложносочиненными преи дложениями. | Зимующие птицы. | 2 | 25-29.12,9.01-12.01 |
15 | Употребление сущ-ных в косвенных падежах | Знакомство с падежными формами сущ-ных. Формирование навыка словоизменения. | Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложноподчиненными предложениями. | Новый год . | 2 | 22-26.01,29.01-2.02 |
16 | Слова-признаки. | Подбор признаков к предмету. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Обозначение слов при помощи схемы. | Работа с деформированными предложениями. | День Защитника Отечества. | 1 | 5-9.02 |
17 | Согласование прилагательных с существитель-ными | Согласование сущ-ных с прилаг-ми в роде и падеже. Преодоление аграмматизма в устной речи. | Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами. | Ранняя весна. Признаки весны в природе. | 1 | 19-23.02 |
18 | Слова-действия. | Знакомство с действиями предметов. Подбор действия к предмету. Обозначение слов при помощи схемы. | Работа с деформированными предложениями. | Весна. Праздник 8 марта. | 1 | 26.02-02.03 |
19 | Согласование глагола с сущ-ным в числе. | Работа по словоизменению. Преодоление аграмматизма в устной речи | Редактирование, грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами. | Жизнь диких животных весной. | 1 | 5-9.03 |
20 | Согласование глагола с сущ-ным в роде. | Согласование глагола с сущ-ным в роде. Соотнесение слов-действий с графической схемой. | Редактирование, грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов. | Транспорт. Весенние забавы. | 1 | 12-16.03 |
21 | Контрольная работа | | | | 1 | 19-23.03 |
22 | Согласование глагола с сущ-ным во времени | Знакомство с категорией времени. Развитие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам. | Составление предложений по материалам наблюдений на данную тему. | Труд людей весной | 1 | 2.04-6.04 |
23 | Имя числительное. | Согласование числительных с сущ-ми в роде и падеже. Работа по словоизменению. | Грамматическое оформление предложений. Редактирование, анализ составленных текстов. | День космонавтики. | 1 | 9-13.04 |
24 | Предложение. | Соотнесение предложений с графической схемой. Словосочетание и предложение. Дифференциация понятий: предложение-словосочетание-текст. Построение сложных предложений. | Грамматическое оформление предложений. Редактирование, анализ составленных текстов. | Животные жарких стран. | 1 | 16-20.04 |
25 | Состав предложения | Постановка вопроса к словам в предложении. Работа с деформированными предложениями. Преодоление устного аграмматизма | Грамматическое оформление предложений. Редактирование, анализ составленных текстов. | Насекомые. Признаки весны в поле и в лесу. | 1 | 23-27.04 |
26 | Работа над текстом | Установление смысловых связей между предложениями в тексте. Знакомство с признаками текста: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых связей текста. | Выделение признаков связного текста. Основная мысль текста. | Наступило лето. Каникулы. | 2 | 7-11.05,14-18.05,21-25.05 |
27 | Контрольная диагностика. | | | | 1 | 28-31.05 |
№ | Автор | Название | Изд-во | Год издания |
| | | | |
1 | О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская | Организация логопедической работы в школе. | Творч. центр. Москва | 2005 |
2 | В.И.Ковалько | Школа физминуток. | «Вако» Москва | 2005 |
3 | Р.И.Лалаева | Нарушение процесса овладения чтением у школьников. | Москва «Просвещение» | 1983 |
4 | Р.И Лалаева | Логопедическая работа в коррекционных классах. | Владос. Москва | 1998 |
5 | В.И Селиверстов | Словарь логопеда. | Владос. Москва | 1997 |
6 | В.В.Коноваленко С.В.Коноваленко | Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. | Москва | 1998 |
7 | И.Н.Садовникова | Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. | Москва «Владос» | 1995 |
8 | Л.Н.Ефименкова | Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. | Москва «Владос» | 2001 |
9 | О.В.Елецкая Н.Ю.Горбачевская | Развитие и коррекция пространственно-временных представлений у детей. | «Школьная пресса» | 2004 |
10 | С.Ю.Горбунова Е.А.Яструбинская | Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР. | Москва «Деловой мир» | 2005 |
11 | В.Т.Голубь | Графические диктанты | Москва «Вако» | 2004 |
12 | Н.А.Гегелия | Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. | Москва «Владос» | 1999 |
13 | А.В.Ястребова | Преодоление ОНР у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. | Москва «Аркти» | 1999 |
14 | В.В.Коноваленко С.В.Коноваленко | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. | «Тандем» ООО «Гном-пресс» | 1998 |
15 | Л.Н.Ефименкова. | Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. | Москва «Просвещение» | 1989 |
16 | С.В.Коноваленко | Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. | Москва | 1998 |
17 | Е.А.Алифанова Н.Е.Егорова | Логопедические рифмовки и миниатюры. | Москва Гном - Пресс | 1999 |
18 | З.В.Дощицина | Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. | Москва Новая школа | 1994 |
19 | М.А.Леонова Л.М.Крапивина | Дидактические материалы по логопедии. | Москва «Школа-Пресс» | 1999 |
20 | О.Б.Иншакова | Альбом для логопеда. | Москва Владос | 1998 |
21 | Т.Н. Волковская | Иллюстрированная методика логопедического обследования. | Москва Образование плюс | 2006 |
22 | И.Милосердов В.Ульянов | Сборник диктантов и упражнений для начальной школы. | Москва Издат-школа | 1996 |
23 | И.Лопухина | Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи. | Москва «Аквариум» | 1995 |
24 | А.И.Максаков | Правильно ли говорит ваш ребенок. | Москва «Просвещение» | 1982 |
| | | | |
25 | Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. | Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. | СПб, «Союз» | 2003 |
26 | Мазанова Е. В. | Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов | Москва издательство ГНОМ и Д | 2008 |
27 | Мазанова Е. В. | Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов | Москва издательство ГНОМ и Д | 2008 |
28 | Мазанова Е. В. | Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов | Москва издательство ГНОМ и Д | 2008 |
29 | Мазанова Е. В. | Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов | Москва издательство ГНОМ и Д | 2008 |
30 | Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. | Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. | Москва «Просвещение» | 1991 |
32 | Черошникова Г.С. | Логопедические занятия в школе. Часть I. | Иркутск. ИПК РО | 2005 |
33 | Черошникова Г.С. | Логопедические занятия в школе. Часть II. | Иркутск. ИПК РО | 2005 |
34 | Ракитина В.А. | Предупреждение нарушений чтения и письма. | Москва «Владос» | 2005 |