СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Финансовая грамотность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию современного человека.

Актуальность программы «Финансовая грамотности» продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда  готовы. Поэтому введение курса «Финансовая грамотности» помогает создать условия для развития личности ребенка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Финансовая грамотность"»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

«Финансовая грамотность»









Срок реализации: 4года

Уровень:1- 4классы

Количество часов по учебному плану: 1 час в неделю.

Количество часов в год: 34 часа



























Пояснительная записка

Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию современного человека.

Актуальность программы «Финансовая грамотности» продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы. Поэтому введение курса «Финансовая грамотности» помогает создать условия для развития личности ребенка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Рабочая программа учебного курса «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения начального общего образования, на основе авторской программы «Финансовая грамотность», автор Ю. Н. Корлюгова. Учебная программа. 1–4 классы общеобразовательных организаций - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273 - ФЗ: (статьи 7, 9, 32).

  2. Федерального образовательного государственного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями в ФГОС НОО приказ Минобрнауки России от 28.11.2012 г. № 1241);


Целью изучения учебного курса «Основы финансовой грамотности» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.


Задачи:

- формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;

- формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;

- формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;

- формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;

- формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;

- обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.

Основные содержательные линии курса:

• деньги, их история, виды, функции;

• семейный бюджет.

Преемственность и межпредметное взаимодействие:

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, и представления информации и публичных выступлений.
Место предмета: занятия по внеурочной деятельности проводятся 1 раз в неделю по 1 часу; количество часов в год – 34 часа


Формы оценивания

Текущая аттестация:

• устный опрос;

• тестовые задания;

• решение задач;

• решение кроссвордов и анаграмм;

• мини-исследования;

• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;

• творческая работа: постер, компьютерная презентация.

Итоговая аттестация:

• викторина;

• тест.

Внеурочная деятельность:

• творческая работа;

• проект.


Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:


• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.


Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов


Программа может быть реализована с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий через образовательный контент дистанционного обучения МАОУ «Школа № 3» с использованием on-line платформ Скайп, ZOOM, ЯКласс, образовательных сайтов Учи.ру, форм-googlе, Яндекс-Класс, Google Класс, Российская электронная школа (РЭШ).






























Содержание программы
(Первый год обучения)

Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения.



1. Тема 1. Введение в экономику (1 час): Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика;
2. Тема 2. Потребности (2 часа): Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности;
3. Тема 3. Источники удовлетворения потребностей (7 часов): Источники удовлетворения
потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности;
4. Тема 4. Домашнее хозяйство (4 часа): Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет;
5. Тема 5. Товары и услуги (6 часов): Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно
приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы;
6. Тема 6. Деньги (8 часов): Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.
7. Тема 7. Маркетинг (4 часа): Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция;
8. Тема 8. Задачи от Гнома - Эконома (2 часа): Задачи с экономическим содержанием от Гнома – Эконома.


Учебно-тематический план
(1-ый год обучения)

п/п

Темы

Количество часов

теория

Практика

1

Введение в экономику

1

1

-

2

Потребности

2

1

1

3

Источники удовлетворения потребностей

7

2

5

4

Домашнее хозяйство

4-

-

4

5

Товары и услуги

6

1

5

6

Деньги

8

4

4

7

Маркетинг

4

1

3

8

Задачи от Гнома - Эконома

2

-

2


Итого:

34

10

24



Результат 1-го года обучения:
К концу 1 -го года обучения школьники должны знать:
- что изучает экономика;
- что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения;
- отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;
- для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг;
- что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные, деньги
разных стран;
- что такое маркетинг.
Должны уметь:
- выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;
- пользоваться деньгами;
- классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;
- определять цену товара.



Содержание программы
(Второй год обучения)

1. Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов). Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

2. Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов). Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
3. Тема 3. Какие деньги были раньше в России (7 часов). Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

4. Тема 4. Современные деньги России и других стран (10 часов). Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.


Учебно-тематический план
(2-ой год обучения)

п/п

Темы

Количество часов

теория

Практика

1

Что такое деньги и откуда они взялись

9

3

6

2

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок

8

4

4

3

Какие деньги были раньше в России

7

2

5

4

Современные деньги России и других стран

10

4

6


Итого:

34

13

21

Результаты 2-го года обучения:
К концу 2-го года обучения школьники должны знать:
- виды торговли; из чего складывается выручка, виды цен;
- что такое сделки и посредники; доля посредника;
- что такое аренда; виды аренды;
- крупные банки страны; функции банков; виды вкладов.
Должны уметь:
- отличать настоящие деньги от фальшивых;
- решать задачи с элементарными денежными расчётами.

- объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

- приводить примеры иностранных валют




Содержание программы
(3-ий год обучения)

1. Тема 1. Экономическая школа (1 час): На что семьи тратят деньги;
2. Тема 2. Основы экономического развития (10 часов): Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике;
3. Тема 3. Реклама. Качество товара (4 часа): Реклама и качество товара. Качественные и некачественные товары. Что можно, а что нельзя рекламировать. Штрих-коды на товарах и их значение;
4. Тема 4. Банки. Ценные бумаги (3 часа) Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки;
5. Тема 5. Штрафы (1 час): Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы;
6. Тема 6. Деловая этика (1 час): Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет;
7. Тема 7. История профессий (1 час): Появление профессий. История профессий. Популярные современные профессии;
8. Тема 8. Налоги (2 часа): Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный, транспортный, имущественный);
9. Тема 9. Международная торговля (1 час): Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт;

10. Тема 10. Экономические задачи (5 часов): Решаем экономические задачи на нахождение прибыли;
11. Тема 11. Занимательная экономика (5 часов): Занимательная наука – экономика. Конкурсы и творческие задания по пройденным темам.


Учебно-тематический план
(3-ий год обучения)


п/п

Темы

Количество часов

теория

Практика

1

Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

1

-

1

2

Основы экономического развития

10

6

4

3

Реклама. Качество товара

4

2

2

4

Банки. Ценные бумаги

3

2

1

5

Штрафы

1

1

-

6

Деловая этика

1

1

-

7

История профессий

1

1

-

8

Налоги

2

1

1

9

Международная торговля

1

1

-

10

Экономические задачи

5

1

4

11

Занимательная экономика

5

1

4


Итого:

34

17

17


Результаты 3-го года обучения:

К концу 3-го года обучения школьники должны знать:

- что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;

- что такое акционерное общество, как оно создается;

- почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;

- виды рекламы, правила рекламы;

- как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные профессии

вашей местности;

- налоги, виды налогов, кто собирает налоги.

Должны уметь:

- различать качественный и некачественный товар,

- чертить кривую развития экономики,

- определять вид ценной бумаги,

- составлять рекламный текст;



Содержание программы
(4-ый год обучения)

1. Тема 1. Из чего складываются доходы в семье (7 часов):

2. Тема 2. Почему семьям часто не хватает на жизнь и как этого избежать (6 часов)

3. Тема 3. Как правильно управлять кошельком, чтобы он не пустовал (12 часов)
4. Тема 4. Экономические задачи (5 часов): Решаем экономические задачи на нахождение прибыли;
5. Тема 5. Занимательная экономика (4 часа): Занимательная наука – экономика. Конкурсы и творческие задания по пройденным темам.





Учебно-тематический план
(4-ый год обучения)


п/п

Темы

Количество часов

теория

Практика

1

Из чего складываются доходы в семье

7

3

4

2

Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

6

3

3

3

Как правильно управлять кошельком, чтобы он не пустовал

12

4

8

4

Экономические задачи

5

1

4

5

Занимательная экономика

4

1

3


Итого:

34

12

22


Результаты 4-го года обучения:
К концу 4-го года обучения школьники должны знать:
- что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;
- что такое акционерное общество, как оно создается;
- почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;
- виды рекламы, правила рекламы;
- как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные профессии
вашей местности;
- налоги, виды налогов, кто собирает налоги.
Должны уметь:
- различать качественный и некачественный товар,
- чертить кривую развития экономики,
- определять вид ценной бумаги,
- составлять рекламный текст;
- решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.
Ожидаемые результаты:
После изучения курса «Финансовая грамотность» обучающиеся начальной школы
должны знать:
– какие бывают потребности;
– каковы источники удовлетворения потребностей;
– почему все потребности нельзя удовлетворить;
– что такое деньги; их роль в жизни человека;
– что такое доходы и расходы;
– где можно приобрести товары и услуги;
– что такое «источники доходов»;
– что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар», «цена», «зарплата» и
другие экономические понятия;
– о взаимоотношениях продавца и покупателя;
– значение труда в удовлетворении потребностей;
– о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей.
Учащиеся должны уметь:
– анализировать свои потребности;
– выделять основные и особые потребности;
– определять источники удовлетворения различных потребностей;
– пользоваться деньгами;

– определять источники доходов и расходов;
– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
– совершать элементарные покупки в магазине;
– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.












Календарно тематическое планирование

1 класс

п/п

Тема занятия

Количество часов

Контроль

1

Введение. Что изучает наука «экономика»

1


2

Давайте познакомимся: Гном – Эконом рассуждает о понятии «потребность»

1


3

Какие бывают потребности?

1


4

Личные потребности. Что нам необходимо в жизни?

1

урок-игра

5

Материальные, социальные, духовные потребности

1


6

Урок от Гнома-Эконома: все потребности важны, все потребности нужны

1

кроссворд

7-8

Источники удовлетворения потребностей

2


9

Урок от Гнома-Эконома: почему все потребности нельзя удовлетворить?

1


10-11

Домохозяйство и домашний труд.

Домашние обязанности в семье.

Бюджет семьи

2

рисунок

12-13

Урок от Гнома – Эконома: труд и удовлетворение потребностей

2


14

Как товар попадает в магазин?

1

презентация

15

Где можно приобрести товары?

1


16

Зачем нужна реклама?

Реклама и упаковка

1


17-18

Уроки Гнома-Эконома: реклама - «двигатель торговли»

2


19-20

Зачем нужны деньги?

Как и где хранятся деньги?


2


21

Урок от Гнома-Эконома:

деньги и страны

1


22

Как появились деньги?

Первые деньги. Современные деньги.

1

мини-проект

23

Деньги и товары

1


24-25

Что такое доходы и расходы? Доходы и расходы моей семьи.

2


26

Роль денег в жизни человека

1


27

Урок от Гнома-Эконома: знакомимся с понятием «маркетинг» («рынок»)

1


28-29

Рынок. Обмен. Торговля

2


30

Продавец и покупатель

1


31

Конкуренция

1


32

Гном – Эконом проводит «Экономическое Поле Чудес»

1


33

Подводим итоги первого экономического года

1

тест

Календарно тематическое планирование

2 класс

п/п

Тема занятия

Количество часов

Контроль

1

Что такое деньги?

1

памятка

2

Как появились деньги. Появление обмена товарами.

1


3

Как появились деньги. Появление обмена товарами.

1


4

Проблемы товарного обмена.

1

урок-игра

5

Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью.

1


6

Свойства драгоценных металлов.

1

кроссворд

7

Появление первых монет.

1


8

Первые монеты разных государств

1


9

Что такое деньги и откуда они взялись?

1

рисунок

10

Устройство монеты.

1


11

Изобретение бумажных денег

1

презентация

12

Защита монет от подделок.

1


13

Современные монеты.

1


14

Промежуточная аттестация

1

викторина

15

Способы защиты от подделок бумажных денег.

1


16

Способы защиты от подделок бумажных денег.

1


17

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

1

мини-проект

18

Древнерусские товарные деньги.

1


19

Какие деньги были раньше в России. Клады. «Меховые деньги».

1


20

Происхождение слов «деньги»,«рубль», «копейка».

1


21

Первые русские монеты. Деньга и копейка.

1


22

Рубль, гривенник и полтинник.

1


23

Пословицы и поговорки про деньги.

1


24

Дизайн купюры сказочной страны.

1


25

Современные деньги России .

1


26

Современные деньги мира.

1

тест

27

Современные деньги мира. Доллары и евро – самые известные иностранные деньги.

1

разработка буклета

28

Появление безналичных денег.

1


29

Безналичные деньги как информация на банковских счетах.

1


30

Проведение безналичных расчётов.

1


31

Функции банкоматов.

1


32

Наличные, безналичные и электронные деньги.

1

урок-игра

33

Современные деньги России и других стран.

1


34

Итоговое занятие. Как делать сбережения

1

проект





Календарно тематическое планирование

3 класс

п/п

Тема занятия

Количество часов

Контроль

1

Экономическая школа

1


2-3

Экономика и основы экономического развития

2


4

Коммерческая тайна. Тайна производства

1


5-6

Акционерное общество. Создание акционерного общества

2


7

Акции. Ценные бумаги

1


8

Кризис в экономике

1

сообщения

9-10

Что такое «монополия».

Кто такие «монополисты». Естественная и искусственная монополия

2

кейс

11

Роль правительства в экономике

1


12-13

Реклама и качество товара. Что можно, а что нельзя рекламировать?

2

проект

14

Друг-Бурундук проводит урок: Качественные и некачественные товары

1

тест

15

Штрих-коды на товарах: что они обозначают?

1

презентация

16

Банки. История и виды вкладов.


1


17

Назначение и виды ценных бумаг.

1


18

Сбербанк – главный банк страны

1


19

Штрафы: кто платит, когда и за что?

1


20

Деловая этика

1


21

Бурундук ведёт урок: «Все профессии важны, все профессии нужны»

1

мини-проект

22-23

Налоги и их виды

2

буклет

24

Международная торговля. Зачем и чем страны торгуют друг с другом?

1


25-26

Что такое прибыль? Экономические задачи «Нахождение прибыли»

2


27-29

Решение экономических задач по темам: «Деньги»,

«Цена», «Выручка»

3


30-34

«Занимательная экономика»

4

тест



Календарно тематическое планирование

4 класс

п/п

Тема занятия

Количество часов

Контроль

1

Расходы на самое необходимое


1


2-3

Откладывание денег на

непредвиденные

расходы


2


4

Хобби. Вредные привычки

1

кроссворд

5-6

Расходы и доходы.


2


7

Считаем деньги


1


8

Семейный бюджет


1

сообщения

9-10

Как откладывать деньги


2

кейс

11

Личный финансовый план

1


12-13

Клады, лотереи, наследство


2

проект

14

Заработная плата


1

тест

15

Пенсии, пособия, стипендии


1

презентация

16

Аренда и % в банке, кредиты


1


17

Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать.

1


18

На что семьи тратят деньги

1

буклет

19

Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком,

чтобы он не пустовал


1


20

Как правильно планировать семейный бюджет

1


21

Обязательные расходы


1

мини-проект

22-23

Желательные и

престижные расходы


2


24

Кассовые чеки. Распродажи

1


25-26

Соотношение доходов и расходов

2


27-29

Решение экономических задач по темам: «Деньги»,

«Цена», «Выручка»

3

решение задач

30-34

«Занимательная экономика»

4

тест





Список литературы:
1. Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы»
2. Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.
3. Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 2000.
4. Корлюгова, Ю. Н. К66 Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)

5. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности». В 3т. Т.1 для 1 – 4 классов. Составители / Н.Л. Моторо, Н.В. Новожилова, М.М. Шалашова, Москва – 2019, - 58 с.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Интернет-источники

1. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением — http://ecschool.hse.ru

2.Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» — http://zanimatika.narod.ru/

3.. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» — http://festival.1september.ru/

4. Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся 2 - 3 классов https://fmc.hse.ru/2-3forms






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!