Настоящая рабочая программа разработала на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и примерной программы Л. Н. Алексашкиной «Всеобщая история. Древний мир», 2004.
Настоящая рабочая программа разработала на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и примерной программы Л. Н. Алексашкиной «Всеобщая история. Древний мир», 2004.
Календарно-тематический план для 5 классов по истории древнего мира ориентирован на использование:
— учебника «История древнего мира» А. А; Вигасина, Г. И. Годер. — М.: Просвещение, 2010;
— Смирнов Г. Задачник по истории древнего мира Г. Смирнов. — М.: Просвещение, 2005;
— Всемирная история в лицах. Древний мир: энциклопедия. — М., 2004;
— Литвинов, А. В. История становится ближе А. В. Литвинов. — М., 1998;
— Книга для чтения по истории древнего мира под ред. А. И. Немировского. — М., 1998;
— Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории древнего мира Ю.С. Крушкол. — М., 1987;
— Вигасин, А. А. История древнего мира / А. А. Вигасин, Г. И. Годер. — М.: Просвещение, 2010;
— Годер, Г. И. Рабочая тетрадь по истории древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. — М.: Просвещение, 2010.
Тематическое планирование рассчитано на 68 часов в год.
Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, дидактико-технологическое оснащение включает рабочую тетрадь на печатной основе «История древнего мира» (автор Г. И. Годер), где представлены познавательные задачи разного уровня сложности; пособия Н. Г. Петрова «Древний Восток», «Древний Рим. Древняя Греция». Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD-проект «Мировая историческая энциклопедия».
• даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей всемирной истории;
• представителей и памятники культуры древнего мира, изученные виды исторических источников.
• сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
• уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;
• показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств;
• давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории древнего мира.
— смыслопоисковой.
Использовать знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
№ урока | Тема уроков | Содержание темы | Педагогические средства | Вид деятельности учащихся | Планируемый результат | Информационно- методическое обеспечение | Дата |
| |
Раздел 1. Что изучает история (10 ч) | |
Раздел I. Жизнь первобытных людей (5 ч) | |
1 | Введение | Основные понятия: исторические источники (письменные и вещественные), летосчисление (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Исторические факты: что изучает история древнего мира; свидетельства древней истории на территории нашей страны, родного края | Вводная лекция с элементами беседы | Индивидуальная работа | Уметь: — определять роль археологических раскопок и значение письменных источников в изучении истории древнего мира; — объяснять особенности обозначения дат до нашей эры (обратный счет лет), значение понятий: год, век, столетие, тысячелетие | Страбинская Г. И. Вопросы и задания по истории древнего мира — М., 1998. — С. 17 | | |
2 | Древнейшие люди | Основные понятия: орудия труда, «человек разумный», родовые общины. Исторические факты: расселение древнейшего человека, влияние природных условий на жизнь первобытного человека; «искатели пищи»: занятия, орудия труда, общества | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Индивидуальная работа | Уметь: — давать определение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо, орудия труда, родовая община; — описывать условия существования древнейших людей; — излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека | | | |
3 | Родовые общины охотников и собирателей | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Индивидуальная работа | Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории древнего мира. — М., 1986. — С. 4-23 | | |
4 | Возникновение искусства и религиозных верований | Основные понятия: религия, тотем, наскальная живопись, магия. Исторические факты: представления первобытных людей об окружающем мире, первобытные верования, возникновение искусства | Комплексное применение ЗУН | Индивидуальная работа | Уметь: — давать определение понятий: религия, искусство, колдовской обряд, душа, — высказывать суждение по вопросу о причинах появления религии и искусства; — называть характерные черты религиозных верований первобытных охотников и собирателей | Немировскяй, А. И. Книга для чтения по истории древнего мира — М., 1986. БСЭ История искусства. — М., 1998. — С. 6-7 | | |
5 | Возникновение земледелия и скотоводства | Основные понятия: присваивающее хозяйство, земледелие, скотоводство, соседская община, неравенство, знать. Исторические факты: переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству. Развитие ремесла, обмен произведенными продуктами, зарождение неравенства, выделение родоплеменной знати | Изучение и первичное закрепление нового знания | Индивидуальная работа | Уметь: — давать определение понятий: присваивающее хозяйство, знать, соседская община, племя; — анализировать причины появления неравенства; — сравнивать состав, социальное положение, орудия труда членов родовой и соседской общины, племени | Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории древнего мира / М., 1986. — С. 4—23 | | |
6 | Появление неравенства и знати | | Индивидуальная работа | | | |
7 | Первобытный мир (повторение и обобщение изученного материала) | Понятия и факты по теме | Контроль, коррекция и оценка знаний | Индивидуальная работа | Уметь: — определять значение первобытной эпохи в истории человечества; — описывать условия перехода от первобытности к цивилизации: основные занятия, образ жизни, орудия труда | Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира. — М., 1998. С.20 | | |
8 | Счет лет в истории | | | | | | | |
Раздел III. Древний Восток ( ч.) |
Древний Египет(7ч). |
| Государство на берегах Нила | Основные понятия: государство, папирус, дельта, фараон. Исторические факты: местоположение и природные условия, объединение Египта | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Индивидуальная работа | Уметь: — показывать на исторической карте местоположение Древнего Египта; — характеризовать природные условия Древнего Египта (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат); — объяснять причины возникновения древнеегипетского государства | Историческая карта «Древний Египет». Атлас древних цивилизаций. Загадки истории. Античность. БСЭ. Цивилизации Древнего мира. — М., 1998 | | |
9 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | Основные понятия: шадуф, ремесло, вельможи, писцы. Исторические факты: труд, жилище, быт земледельцев и ремесленников; чиновники, жрецы | | Индивидуальная работа | Уметь: — давать определение поаятий: вельможи, писцы, налоги; — характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп; — анализировать фрагмент исторического документа и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников | Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира.—М., 1987. — С. 29. Атлас древних цивилизаций. | | |
10 | Жизнь египетского вельможи | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Индивидуальная работа | Немировский, А. И. Книга для чтения по истории древнего мира — М., 1986 | | |
11 | Военные походы фараонов | Основные понятия: колесницы, дротики, египетское войско, рабы, завоевательные походы. Исторические факты: цели, причины, направления, итоги военных походов египетских | Комплексное применение ЗУН | Групповые формы работы | Уметь: — раскрывать причины и последствия военных походов фараонов Древнего Египта; — показывать на исторической карте пути и направления военных походов; — участвовать в дискуссии по вопросу о последствиях военных походов | Карта «Древний Египет». Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира — М., 1987. — С. 32. Атлас древних цивилизаций. Немировский, А. И. Книга для чтения по истории древнего мира — М., 1986 | | |
12 | Религия древних египтян. | Основные понятия: мифы, верования, религия. Исторические факты: боги и жрецы; мифы, отражающие природные явления; священное животное; загробное царство | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Индивидуальная работа | Уметь: — давать определение понятий: миф, религия, называть характерные признаки и особенности верований древних египтян; — извлекать необходимые сведения из фрагмента исторического документа и мифов о жизни древних египтян | Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории древнего мира — М., 1998. — С. 27. БСЭ. Мифы народов мира. — М., 1998. — С. 33 | | |
13 | Искусство Древнего Египта | Основные понятия: храмы, пирамиды, сфинкс, иероглифы, папирус; Исторические факты: научные познания древних египтян. Письменность. древнеегипетская школа. Литература и искусство | Комплексное применение ЗУН | Индивидуальная работа | Уметь: — объяснять значение понятий: иероглиф, папирус — составлять описание памятников древнеегипет- ской культуры: архитектуры, скульптуры; — характеризовать основные достижения древнеегипетской науки и определить её значение для мировой культуры; — анализировать исторический источник «Розеттский камень», извлекать необходимый материал по данному вопросу; — определять значение появления письменности для возникновения научных знаний | Атлас древних цивилизаций. Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира — М., 1998. С.32. БСЭ. Цивилизации Древнего мира. — М., 1998. — С. 10. Искусство: Энциклопедия, с. 8-11. Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории древнего мира — М., 1987. — С. 35—44 | | |
14 | Древний Египет(повторение и обобщение изученного материала) | Понятия и факты по теме | Контроль, коррекция и оценка знаний | Индивидуальная работа | Уметь: — определять значение Древнего Египта в истории человечества; — описывать достижения древнеегипетской цивилизации: основные занятия, образ жизни, орудия труда | Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира. — М., 1998. С.20 | | |
Древние государства Западная Азия в древности (7 часов) |
15 | Древнее Двуречье. | Основные понятия: Междуречье, или Двуречье, Шамаш, клинопись, глиняные таблички. Исторические факты: местоположение, природа, климат, население, его занятия | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Индивидуальная работа | Уметь: — показывать на исторической карте месторасположение стран Двуречья; — сравнивать географическую среду Египта и Двуречья; — высказывать суждение о схожих природных условиях и причинах образования государств в Египте и Междуречье | Загадки истории. Античность. Немировский, А. И. Книга для чтения по истории древнего мира — М., 1986. БСЭ. Цивилизации древнего мира. — М., 1998. С. 14. Мифы народов мира. — М., 1998.—С. 16 | | |
16 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | Основное понятие: законы, Исторические факты: возвышение Вавилона, законы Хаммурапи | Комплексное применение ЗУН | Индивидуальная работа | Уметь: — анализировать фрагмент исторического источника «Законы Хаммурапи»; — высказывать свое суждение по вопросу о роли законов в жизни вавилонян и в жизни современных людей | Виппер Р. Ю. История древнего мира. Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира— М., 1986. БСЭ. Цивилизации древнего мира. — М., 1998. — С. 15 | | |
17 | Финикийские мореплаватели | Основные понятия: колонии, Карфаген, алфавит. мореплаватели Исторические факты: особенности образования государства. Основание колоний. Достижения финикийцев. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Групповые формы работы | Уметь: — показывать на карте расположение Финикии и пути следования финикийских мореплавателей; — характеризовать важнейшие достижения и открытия финикийцев в области культуры | Атлас древних цивилизаций мира. Хрестоматия по истории Древнего Востока. Страбинская Г. И. Вопросы и задания по истории древнего мира— М., 1998.—С. 41 | | |
18 | Библейские сказания. | Основные понятия: Библия, Ветхий завет, миф, предание, заповеди, завет Исторические факты: происхождение древних евреев. Библия. Десять заповедей. Создание израильского государства | Комплексное применение ЗУН Комплексное применение ЗУН | Групповые формы работы | Уметь: — объяснять значение понятий: миф, предание, единобожие, монотеистическая религия; — высказывать свое суждение о вкладе древних евреев в мировую культуру, основываясь на знания библейских сказаний | Страбинская Г. И. Вопросы и задания по истории древнего мира — М., 1998. — С. 53 | | |
19 | Древнееврейское царство | | | | | |
20 | Ассирия – военная держава | Основные понятия: бронза, конница. Исторические факты: Ассирийское войско. Завоевательные походы. Путешествие в столицу Ниневию | Комплексное применение ЗУН | Индивидуальная работа | Уметь: — определять причины возникновения и гибели Ассирии; — характеризовать особенности военного искусства ассирийцев; — сравнивать культуру древнего Египта и Ассирийской державы | Карта «Вавилонское царство в ХVIII в. до н. э. Ассирийская держава в VIII—VII вв. до н. э.». Виппер Р. Ю. История древнего мира Виппер Р. Ю. Атлас древних цивилизаций мира | | |
21 | Персидская держава «Царя царей» | Основные понятия: держава «Царь царей». Исторические факты: образование Персидского царства. Завоевательные походы Кира, Камбиза, Дария I. Управление Персидской державой | Комплексное применение ЗУН | Индивидуальная работа | Уметь: — показывать на карте расположение Персидской державы; — раскрывать особенности государственно-админи- стративного устройства Персидской державы; — сравнивать политический строй Древнего Египта и Персидского царства | Карта «Персидское царство. VI в. до н.э.». Атлас древних цивилизаций мира. Всемирная история в лицах. Страбинская Г. И. Древний мир. Вопросы и задания по истории Древнего мира — М., 1998. — С. 58 | | |
Древние Индия и Китай (5 ч). |
22 | Природа и люди Древней Индии | Основные понятия: джунгли, касты, Брахма,, жрецы, Будда. Исторические факты: природные условия, занятия населения, религиозные верования, легенды и сказания, касты | | | Уметь: — характеризовать природно-географические условия, занятия, религиозные верования жителей Древней Индии; — анализировать исторический фрагмент из законов Ману и составлять описание представителей индийских каст. | Карта «Индия и Китай в древности». Немировский А. И. Мифы и легенды Древнего Востока — М., 1986. Страбинская Г. И. Вопросы и задания по истории древнего мира. М., 1998.—С. 61 | | |
23 | Индийские касты. | Комплексное применение ЗУН | | | |
24 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | Основные понятия: империя, «Великий шелковый путь», «Великая Китайская стена», конфуцианство, компас Исторические факты: природные условия, империя Цинь, император и подданные, философское учение Конфуция, научные знания и открытия | | Индивидуальная работа | Уметь: — определять особенности географических и природных условий Китая; — сравнивать учения Будды и Конфуция; — высказывать свое суждение по вопросу о значимости конфуцианства в жизни людей древнего Китая | Карта «Индия и Китай в древности». Семененко И. И. Афоризмы Конфуцкя Страбинская Г. И. Вопросы и задания по истории древнего мира. — М., 1998. — С. 70. Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории древнего мира. — М., 1986.— С.83—103 | | |
25 | Первый властелин единого Китая | Комплексное применение ЗУН | Индивидуальная работа | | |
26 | Древний Восток (повторение и обобщение изученного материала) | Повторение основных понятий и фактов по теме | Контроль, коррекция и оценка знаний | Групповые формы работы | Уметь: определять значение культурного наследия народов Древнего Востока; — описывать исторические объекты и культурные памятники; — выявлять сходства и различия в культуре стран Древнего Востока | Страбинская Г. И. Вопросы и задания по истории древнего мира. — М., 1998. — С. 72 | | |
Раздел IV. Древняя Греция ( ч) |
Древнейшая Греция |
27 | Греки и критяне | Основные понятия: ахейцы, дорийцы. Исторические факты: природные условия, население и его занятия, древнейшие государства (Крит, Микены, Троя), Троянская война. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Индивидуальная работа | Уметь: — характеризовать природно- географические условия, основные занятия древних греков и критян; — сравнивать условия жизни, образ жизни греков и критян и жителей древнего Египта; — характеризовать основные события и участников Троянской войны на основе анализа документа «Миф о начале Троянской войны» | Энциклопедия. История. Древний мир. Виппер Р. Ю. История древнего мира Страбинская Г. И. Вопросы и задания по истории древнего мира. — М., 1998 — С 83-86 | | |
28 | Микены и Троя | | | | |
29 | Поэма Гомера «Илиада» | Основные понятия: эллины, «Илиада», миф. Исторические факты: Троянская война, поэмы «Илиада», «Одиссея» | Комплексное применение ЗУН | | Уметь: — рассказывать основное содержание поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»; — характеризовать основных героев поэм, сравнивать их действия и поступки; — высказывать свою точку зрения о значимости поэм Гомера для современности | Виппер Р. Ю. История древнего мира Энциклопедия. История. Древний мир. Страбинская Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира. — М., 1998. — С. 88 | | |
30 | Поэмы Гомера «Одиссея» | Индивидуальная работа. | | |
31 | Религия древних греков | Основные понятия: религия, мифология. Исторические факты: сказания о богах и героях, религиозные верования древних греков, природные явления в религии древних греков | Комплексное применение ЗУН | Групповые формы работы | Уметь: — показывать на конкретных примерах зависимость религиозных верований людей от природы; — называть имена мифических богов; — объяснять, какие силы природы отражали боги, покровителями каких занятий считались | Виппер Р. Ю. История древнего мира! Р. Ю. Виппер. Энциклопедия. История. Древний мир. Страбинская Г. И. Вопросы и задания по истории древнего мира. — М., 1998. — с. 90 | | |
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием |
32 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | Основные понятия: демос, граждане, Народное собрание, демократия, ареопаг, архонты. Исторические факты: развитие земледелия и ремесла, демос и знать, свободные и рабы, реформы Солона | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Индивидуальная работа | Уметь: — объяснять значение понятий: демос, демократия, реформы, граждане, народное собрание, ареопаг, архонты; — раскрывать причины и значение проведения реформ Солона; — называть характерные черты политического управления полисом, положения основных групп населения полиса; — анализировать фрагмент исторического документа и давать характеристику событиям и их участникам | Кун Н. А. Всемирная история в лицах (древний мир) Легенды и мифы древней Греции. Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории древнего мира. — М., 1986.— С. 144, 165. Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории древнего мира. — М., 1998.—С.97 | | |
33 | Зарождение демократии в Афинах | Индивидуальная работа | | |
34 | Древняя Спарта | Основные понятия: спартанцы, илоты, Совет старейшин, законы Ликурга. Исторические факты: воспитание спартанцев, Спарта — военный лагерь, лаконичная речь | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Индивидуальная работа | Уметь: — сравнивать общественное и государственное устройство Спарты и Афинского государства; — описывать образ жизни спартанцев и илотов; — высказывать свое суждение по вопросу о воспитании спартанцев | Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего. — М., 1986. — С. 149. Смирнов С. Г. Задачник по истории древнего мира Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории древнего. — М., 1998.— С. 100 | | |
35 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | Основные понятия: колонии, скифы, эллины, Эллада. Исторические факты: местоположение колоний; Массилия, Сиракузы, Пантикапей, Херсонес, скифы-кочевники | Комплексное применение ЗУН | Групповые формы работы | Уметь: — показывать на исторической карте основные на- правления греческой колонизации и расположения первых греческих колоний; — раскрывать основные причины основания древ- ними греками колоний; — извлекать необходимые сведения из дополнительной исторической литературы о греческих колониях, о том, что объединяло греков колонистов с их соотечественниками в метрополии | Историческая карта «Древняя Греция». Древняя Греция. Книга для чтения. Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира . — М., 1986.—С. 155. Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по иётории древнего мира . — М., 1998.—С. 101 | | |
36 | Олимпийские игры в древности | Основные понятия: Олимпия, атлеты, пятиборье, ипподром. Исторические факты: олимпийские игры — общегреческое празднество, Милон, Феаген | Комплексное применение ЗУН | Индивидуальная работа | Уметь: — объяснять значение понятий: атлет, Милон, пятиборье, ипподром, Полидам, Феаген; — раскрывать причины возникновения Олимпийских игр; — описывать ход проведения Олимпийских игр; — излагать свое мнение по вопросу: об отличиях Олимпийских игр древности от современных | Виппер Р. Ю. История древнего мира | | |
37 | Победа греков над персами в Марафонской битве | Основные понятия: Мильтиад, Фемистокол, Ксеркс, стратег, триера, фаланга, марафон. Исторические факты: марафонская битва, битва у Фермопильского ущелья, Саламинское сражение | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Индивидуальная работа. | Уметь: — объяснять значение понятий: стратег, фаланга, марафон, триера; — раскрыть причины победы греков в Марафонской битве, последствия победы Афин над персами; — рассказать о наиболее крупных сражениях | Исторические карты «Греко-персидские войны», «Древние государства» Картина В. Тамби «Саламинский бой» | | |
38 | Нашествие персидских войск | | | | | |
Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии |
39 | В гаванях афинского порта Пирей. | Основные понятия: афинские граждане, метеки, пошлина, Совет пятисот, морской союз. Исторические факты: продажа рабов, развитие торговли, военные гавани, сбор пошлины и налогов | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Индивидуальная работа. Групповая форма работы | Уметь: — раскрывать роль Афин в истории древней Греции; — описывать условия существования и образ жизни жителей Афин: граждан, переселенцев, женщин, рабов; — составлять описание и объяснять значение памятников Афин: Парфенон, храм богини Ники и др. | Древняя Греция: книга для чтения | | |
40 | Афинская демократия при Перикле | Основные понятия: демократия, народное собрание, оратор. Исторические факты: Перикл, плата за исполнение выборных должностей, открытое и тайное голосование | Комплексное применение ЗУН | Индивидуальная работа | Уметь: — объяснять значение понятий: народное собрание, демократия; — называть характерные черты политического устройства Афин; — анализировать фрагмент исторического документа (Плутарх. Сравнительное жизнеописание. Перикл); — составлять характеристику Перикла | Трухина, Н. Н. История древнего мира Немировский, А. И. Книга для чтения по истории древнего мира | | |
41 | В городе богини Афины | Комплексное применение ЗУН | Индивидуальная работа | | | |
42 | В афинских школах и гимнасиях | Основные понятия: школа гимнасия | Комплексное применение ЗУН | Индивидуальная работа | | | | |
43 | В афинском театре | Основные понятия: театр, трагедия, комедия. Исторические факты: зарождение театра в Греции, Аристофан, Софокл | Комплексное применение ЗУН | Индивидуальная работа | Уметь: — раскрывать значение возникновения театра и его роль в жизни древ- них греков; рассказывать основное содержание трагедий и комедий древнегреческих поэтов Софокла и Аристофана | Миллард Э. История. Древний мир. учеб. пос. — М.: Росмэн, 1999 | | |
Македонские завоевания в IV веке до н.э. |
44 | Города Эллады подчиняются Македонии | Основные понятия: междоусобные войны, македоняне, осадные башни Исторические факты: Македонское царство, потеря Грецией независимости, походы Александра Македонского, держава Александра Македонского и ее распад | Изучение и первичное закрепление знаний | Индивидуальная работа | Уметь: — раскрывать причины подчинения Эллады Македонии; — показывать на исторической карте направление восточного похода Александра Македонского; — высказывать суждение и давать оценку деятельности царя Македонии Филиппа и личности Александра Великого | Всемирная история в лицах.— М., 1999 | | |
45 | Поход Александра Македонского на Восток | Изучение и первичное закрепление знаний | Индивидуальная работа | | | |
46 | В Александрии Египетской | Основные понятия. музей, обсерватория, Фаросский маяк, Александрийская библиотека. Исторические факты: культурное наследие древней Греции | Комплексное применение ЗУН | Индивидуальная работа Групповая форма работы | Уметь: — излагать свои суждения о вкладе древнегреческих ученых в мировую культуру; — раскрывать значение распространения греческой культуры в странах древнего Востока | | | |
47 | Древняя Греция (повторение и обобщение изученного материала) | | Изученные понятия и факты по теме | Обобщение и систематизация ЗУН | Уметь: — определять значение культурного наследия Древней Греции; описывать исторические объекты и культурные памятники; — характеризовать исторические личности древней Греции | Древняя Греция: книга для чтения. Всемирная история в лицах. Энциклопедия «История древнего мира» | | |
Раздел V. Древний Рим (20 ч) |
Рим от его возникновения до установления господства над Италией |
48 | Древнейший Рим | Основные понятия: латины, ликторы, сенат, патриции, плебеи, народное собрание. Исторические факты: природа и население древней Италии, занятие и положение населения | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Индивидуальная, фронтальная формы работы | Уметь: показывать на карте местоположение древней Италии; — объяснять влияние природных условий и занятия жителей, значение основных понятий; описывать условия жизни древних латинян; называть дату освоения Рима; | Карта «Древний Рим». Энциклопедия. История. Древний мир | | |
49 | Завоевание Римом Италии | Основные понятия: консулы, галлы. Исторические факты: Римская республика, господство Рима над Италией | Комплексное применение ЗУН | Фронтальная, индивидуальная формы работы | Уметь: — определять даты основных событий; — объяснять значение основных понятий и терминов, причины войн Рима с народами Италии; — характеризовать войско римлян и галльских племен | Карта «Древний Рим» | | |
50 | Устройство Римской республики | Основные понятия: республика, народные трибуны, консулы, форум, легион. Исторические факты: управление Римской республикой, римское войско | Комплексное применение ЗУН | Групповая работа | Уметь: — объяснять основные понятия и термины; — сравнивать управление в древнем Риме и Римской республике; — характеризовать войско римлян | | | |
Рим - сильнейшая держава Средиземноморья |
51 | Вторая война Рима с Карфагеном | Основные понятия: пунические войны, Исторические факты: войны Рима с Карфагеном, создание военного флота | Комплексное применение ЗУН | Индивидуальная работа | Уметь: — характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия; — объяснять значение основных понятий; — давать характеристику полководцам: Ганнибалу, Сципиону | Карта «Рост Римского государства в III в. до н. э. — II в. н. э.». | | |
52 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье | Основные понятия: триумф, император. Исторические факты: установление господства Рима в Восточном Средиземноморье | Комплексное применение ЗУН | Индивидуальная работа | Уметь: — рассказывать о римских завоеваниях в восточной части Средиземноморья; — объяснять значение основных понятий; — раскрывать последствия, итоги завоеваний Римом восточной части Средиземноморья | Карта «Римская республика в III- I вв. до н. э.» | | |
53 | Рабство в Риме | Основные понятия: раб, рабство, амфитеатр, гладиаторы. Исторические факты: рабство в Древнем Риме, положение рабов в Древнем Риме, гладиаторские бои | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Групповая работа | Уметь: — объяснять основные понятия; — описывать положениё рабов в Древнем Риме; — рассказывать о гладиаторских боях | Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира — М., 1986. — С. 194—196 | | |
Гражданские войны в Риме |
54 | Земельный закон братьев Гракхов | Основные понятия: гражданская война, закон. Исторические факты: гражданские войны в Риме, земельный закон братьев Гракхов | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Групповая работа | Уметь: — объяснить основные понятия; — раскрывать причины и итоги гражданских войн, суть земельного закона братьев Гракхов; — анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракхов | Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира — М., 1986. — С. 194—196 | | |
55 | Восстание Спартака | Основное понятие: восстание. Исторические факты: восстание рабов в Древнем Риме, победы Спартака, разгром восставших рабов под руководством Красса | Комплексное, применение ЗУН | Индивидуальная групповая работа | Уметь: — описывать восстание рабов в Риме; — раскрывать причины, ход, результат восстания; — давать характеристику Спартака; — высказывать свое мнение о значении восстания Спартака | Карта «Римская республика в III-I вв. до н. э.». Картина «Бой Спартака с римским отрядом». | | |
56 | Единовластие Цезаря | Основные понятия: единовластие, ветераны. Исторические факты: кризис управления Цезаря | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Индивидуальная работа | Уметь: — объяснять основные понятия, суть диктатуры Цезаря; раскрывать возвышения Цезаря; — анализировать деятельность Цезаря как диктатора Рима; — извлекать необходимые сведения из дополнительной исторической литературы; — работать с историческим источником | Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира — М., 1986. | | |
57 | Установление империи | Основные понятия: преторианцы, империя, император. Исторические факты: борьба Антония и Октавиана, создание империи | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Индивидуальная работа | Уметь: — раскрывать причины падения диктатуры Цезаря; — рассказывать о борьбе Антония и Октавиана; — характеризовать римского императора Октавиана | Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира — М., 1986. | | |
Римская империя в первые века нашей эры |
58 | Соседи Римской империи | Исторические факты. территория Римской империи, управление империей | Комплексное применение ЗУН | Индивидуальная работа | Уметь: — показывать на исторической карте территорию Римской империи; — описывать жизнь соседей Римской империи; — анализировать деятельность Октавиана и раскрывать особенности его правления | Карта «Римская империя в I- III вв. до н. э.» | | |
59 | В Риме при императоре Нероне | Исторические факты: обожествление императоров, Нерон, восстание в армии, гибель Нерона | Комплексное применение ЗУН | Индивидуальная работа | Уметь: — показывать на примере деятельности Нерона усиление императорской власти; — раскрывать террористические методы правления Нерона, причины пожара в Риме | Энциклопедия. Все обо всем. — Т. 4., с. 277—282 | | |
60 | Первые христиане и их учение | Основные понятия: Иисус, апостолы, Христианство, «Евангелие». Исторические факты: зарождение и распространение христианства | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Индивидуальная работа | Уметь: — объяснять значение основных понятий; — рассказывать о жизни и деятельности христиан; — объяснять суть христианского учения; — сравнивать учение христианства с другими религиями | Библия для детей | | |
61 | Расцвет Римской империи | Основные понятия: колоны, бетон, оратор. Исторические факты: возникновение и развитие колоната | Комплексное применение знаний | Фронтальная, индивидуальная работа | Уметь: — объяснять значение основных понятий; — анализировать деятельность императора Трояна; — сравнивать положение колона и раба; — рассказывать о развитии ораторского, строительного искусств; —раскрывать историческое значение развития науки и литературы | БСЭ. История искусства. — М., 1998 Презентация. | | |
62 | Вечный город и его жители | Основные понятия: Колизей, Пантеон, термы, цирк. Исторические факты: Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Групповая работа | Уметь: — объяснять значение основных понятий; — описывать повседневную жизнь римлян; — составлять описание памятников древнеримской культуры: архитектуры, скульптуры; — определять роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки | Карта «Римская империя в I- III вв. до н.э.» Картина К. И. Брюллова «Последний день Помпеи». | | |
Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи |
63 | Римская империя при Константине | Основные понятия: варвары, епископ, священник, Новый Завет Исторические факты: правление Константина, признание христианства, основание Константинополя | Комплексное применение знаний | Индивидуальная работа | Уметь: — объяснять основные понятия; характеризовать деятельность Константина; — рассказывать о переменах в положении христиан; — раскрывать причины переноса столицы Рима на Восток | Карта «Римская империя в I- III вв. до н.э.» | | |
64 | Взятие Рима варварами | Основные понятия: готы, вандалы. Исторические факты: распад Римской империи, вторжение готов в Италию, падение Римской империи | Комплексное применение знаний | Фронтальная, индивидуальная работа | Уметь: объяснять значение основных понятий; — рассказывать о борьбе римлян с варварами; — объяснять причины распада Римской империи | Карта «Римская империя в IV-V вв. до н. э. «Падение Западной Римской империи». | | |
65 | Восточная Римская империя При Юстиниане | Основные понятия: кодификация, право, вердикт. Исторические факты: кодификация римского права и его историческое значение | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Фронтальная, индивидуальная работа | Уметь: — объяснять значение основных понятий; — характеризовать деятельность императора Юстиниана; — раскрывать значение римского права | Карта «Римская империя в IV-V вв. до н. э. | | |
66 | Культурное, политическое наследие Древнего Рима» (повторение и обобщение) | Изученные понятия и факты по теме | Обобщение и систематизация ЗУН | Фронтальная, индивидуальная работа | Уметь: — анализировать культурное, политическое развитие древнего Рима — описывать основные памятники культуры; — сравнивать цивилизации Греции и Рима | | | |
67 | Наследие древнего мира — фундамент современной цивилизации (повторение и обобщение) | Изученные понятия и факты по теме | Обобщение и систематизация ЗУН | Фронтальная, индивидуальная работа | Уметь: — сравнивать древние мировые цивилизации; — определять общее и раз- личное | | | |
68 | | | | | | |