КУРС внеурочной деятельности
«Слово в письменной речи»
(общеинтеллектуальное направление)
Рабочая программа курса
Курс «Слово в письменной речи» составлен для обучающихся 3 класса. На проведение занятий отводится 34 часа в год.
Главная цель данного курса: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, формирование универсальных учебных действий, интеллектуальных и творческих способностей.
Исходя из главной цели, можно выделить основные задачи данного курса:
• способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;
• расширять лингвистический кругозор школьников;
развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
формировать приёмы мыслительной деятельности, навыки исследовательской деятельности, навыки контроля и самоконтроля.
Планируемые результаты освоения курса
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных ФГОС НОС).
Личностные результаты
Личностные универсальные учебные действия |
У третьеклассника будут формироваться: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком; - интерес к предметно- исследовательской деятельности, предложенной в заданиях рабочей тетради; - ориентация на понимание предложений и опенок учителей и товарищей; - представление о своей этнической принадлежности. | Третьеклассник получит возможность для формирования: - интереса к познанию русского языка; - ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; - самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности: - представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России. |
Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия |
Третьеклассник научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - принимать роль в учебном сотрудничестве; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. | Третьеклассник получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия. |
Познавательные универсальные учебные действия |
Третьеклассник научится: пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в рабочей тетради; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений. | Третьеклассник получит возможность научиться: - проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; - обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов). |
Коммуникативные универсальные учебные действия |
Третьеклассник научится: выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению; открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. | Третьеклассник получит возможность научиться: - строить монологическое высказывание; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать другое мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); осуществлять действие взаимоконтроля. |
Предметные результаты |
Третьеклассник научится: находить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения; распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число имён существительных; род, число имён прилагательных; род, время и число глаголов), образовывать множественное число от единственного, единственное от множественного существительных и прилагательных в именительном падеже (без термина «падеж»); писать раздельно предлоги со словами; подбирать однокоренные слова; выделять корень слова, находить орфограммы в корне; выделять окончание, основу слова, приставку, суффикс; | Третьеклассник получит возможность научиться: соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников; проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, местоимений, глаголов по предложенному алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; находить в тексте такие части речи, как личные местоимения, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах; выполнять синтаксический разбор предложений по цели высказывания, по интонации, по наличию главных и второстепенных членов предложения; осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах. |
Содержание программы (34 часа)
Фонетика и орфоэпия
Актуализация фонематического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные ударные и безударные, согласные твёрдые - мягкие, парные - непарные, звонкие ~ глухие.
Ударение, произношение звуков и их сочетаний в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика
Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ъ и ь; в словах с непроизносимыми согласными.
Совершенствование навыка клавиатурного письма.
Лексика
Расширение представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, об этимологии, омонимах, антонимах, синонимах, фразеологизмах, расширение словаря обучающихся.
Работа со словарями, учебной и справочной литературой.
Состав слова (морфемика)
Родственные (однокоренные слова). Различие однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Разбор слов по составу. Образование слов при помощи приставки, суффикса и сложения основ (сложные слова). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о смысловых, эмоциональных, изобразительных возможностях суффиксов и приставок.
Морфология
Части речи.
Имя существительное: значение и употребление в речи. Умение определять начальную форму; опознавать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные существительные. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение имён существительных по числам и падежам. Склонение имён существительных.
Имя прилагательное: значение и употребление в речи; зависимость форм рода и числа прилагательных от форм имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и надежам.
Глагол: значение и употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределённой формой глагола. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Практическое ознакомление с ролью в речи личных местоимений, числительных, служебных слов.
Синтаксис
Различение предложений по цели высказывания. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения (без дифференциации последних). Предложения распространённые, нераспространённые. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Установление на практическом уровне роли служебных слов и форм самостоятельных слов для связи слов в предложении.
Предложения с однородными членами с союзами и, а, но и без союзов. Простые и сложные предложения.
Составление предложений из слов. Восстановление деформированных предложений.
Орфография
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
Применение ранее изученных правил правописания, а также правил:
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные в корне слова (ознакомление);
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. удвоенные буквы согласных;
разделительные ъ и ъ;
ь после шипящих на конце имен существительных;
не с глаголами:
раздельное написание предлогов с другими словами.
Методы и формы организации занятий
Методические подходы в раскрытии программных тем соотносятся с возрастными особенностями и потребностями обучающихся. Яркая эмоциональная окрашенность обучения обеспечивается подбором учебного материала и организацией познавательно-поисковой деятельности, включающей эмоции удивления, радости «открытий».
Основные формы занятий: групповые, в парах, индивидуальные
Формы организации занятий предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей обучающихся. Этому способствует проведение интеллектуальных игр, создание проектов, участие в олимпиадах и конкурсах.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | УУД |
| Части слова. Корень. Орфограммы в корне слова | 10 | Личностные: проявляют интерес к познанию русского языка, сохраняют мотивацию к учебе, углубляют познавательный интерес, осознают необходимость самосовершенствования, вырабатывают позитивную самооценку личности. Познавательные: формулируют ответы на вопросы, выделяю грамматическую основу предложения, подбирают однокоренные слова, строят логическое рассуждение, работают с информацией: анализируют, обобщают, сравнивают с образцом, воспроизводят, строят ответы на вопросы в устной форме. Регулятивные: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачи и условиями ее реализации, адекватно воспринимают оценку учителя, определяют и формулируют цель деятельности на занятии, принимают и сохраняют учебную задачу, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера ошибок, определяют последовательность действий, выделяют и осознают, что усвоено и что еще нужно усвоить. Коммуникативные: Учатся строить монологическое высказывание, учатся взаимопроверке, работают в паре, формулируют собственное мнение и позицию, принимают участие в работе группами, используют в общении правила вежливости, контролируют действия партнера. |
| Части слова. Приставка. Правописание приставок | 6 | Личностные: вырабатывают позитивную самооценку личности, понимают причины успехов в учебе, стремятся к приобретению новых знаний, проявляют интерес к предметной деятельности. Познавательные: Проводят классификацию изученных фактов языка, анализируют изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливаю аналогии, исследую слова в «справочнике правописания». Регулятивные: совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса на занятии, высказывают свою версию, работают по предложенному плану, оценивают личные достижения и достижения одноклассников. Коммуникативные: Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач, умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
| Части слова. Суффикс. Окончание и основа | 3 | Личностные: углубляют познавательный интерес. Познавательные: проводят сравнение изученных фактов языка по заданным основаниям, сравнивают различные схемы слов. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Коммуникативные: используют простые речевые средства для передачи своего мнения, стремятся к сотрудничеству |
| Части речи. Имя существительное | 3 | Личностные: вырабатывают позитивную самооценку личности, проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу. Познавательные: анализируют изучаемые факты языка с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные: выполняют учебные действия под руководством учителя, контролируют и оценивают свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Коммуникативные: используют простые речевые средства для передачи своего мнения, принимают участие в работе группами, умеют договариваться, приходить к общему решению. |
| Части речи. Местоимение | 3 | Личностные: углубляют познавательный интерес, сохраняют мотивацию к учебе. Познавательные: проводят сравнение и классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям. Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения изучаемого материала. Коммуникативные: используют простые речевые средства для передачи своего мнения. |
| Части речи. Имя прилагательное | 3 | Личностные: углубляют познавательный интерес, сохраняют мотивацию к учебе. Познавательные: проводят сравнение и классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям. Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения изучаемого материала. Коммуникативные: используют простые речевые средства для передачи своего мнения. |
| Части речи. Глагол | 3 | Личностные: испытывают учебно-познавательный интерес к новому материалу, вырабатывают позитивную самооценку личности, сохраняют мотивацию к учебе. Познавательные: Работают с информацией: анализируют, обобщают и воспроизводят, понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме. Регулятивные: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивают личные достижения и достижения окружающих. Коммуникативные: выстраивают коммуникативно-речевые действия, адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач, учат взаимопроверке. |
| Предложение. Виды предложений | 3 | Личностные: проявляют интерес к предметной деятельности, сохраняют мотивацию к учебе. Познавательные: устанавливают связь слов в предложении. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения, контролируют и оценивают свои действия. Коммуникативные: принимают участие в работе группами, используют в общении правила вежливости, учитывают разные мнения и стремятся к сотрудничеству. |
Календарно-тематическое планирование
курса внеурочной деятельности
«Слово в письменной речи»
3 класс
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема занятия |
Части слова. Корень. Орфограммы в корне слова (10 часов) |
| | | Части слова. Корень. |
| | | Правописание проверяемых (парных) согласных в корне слова |
| | | Правописание проверяемых (парных) согласных в корне слова |
| | | Чередование согласных в корне |
| | | Безударные гласные в корне |
| | | Безударные гласные в корне |
| | | Сложные слова и их правописание |
| | | Непроизносимые согласные в корне слова |
| | | Непроизносимые согласные в корне слова |
| | | Удвоенные согласные буквы в корне слова |
Части слова. Приставка. Правописание приставок (6 часов) |
| | | Части слова. Приставка |
| | | Безударные гласные в приставках |
| | | Безударные гласные в приставках |
| | | Удвоенные согласные на стыке приставки и корня |
| | | Разделительные твердый и мягкий знаки |
| | | Разделительные твердый и мягкий знаки |
Части слова. Суффикс. Окончание и основа (3 часа) |
| | | Части слова. Окончание и основа |
| | | Суффикс. Разбор слов по составу |
| | | Суффикс. Разбор слов по составу |
Части речи. Имя существительное (3 часа) |
| | | Имя существительное как часть речи: одушевленные и неодушевленные существительные |
| | | Имя существительное как часть речи: род имен существительных |
| | | Имя существительное как часть речи: число имен существительных, словообразование имен существительных |
Части речи. Местоимение (3 часа) |
| | | Местоимение как часть речи |
| | | Местоимение как часть речи |
| | | Местоимение как часть речи |
Части речи. Имя прилагательное (3 часа) |
| | | Имя прилагательное как часть речи |
| | | Имя прилагательное как часть речи. Род и число имен прилагательных |
| | | Правописание безударных окончаний имен прилагательных. Разбор прилагательных по составу |
Части речи. Глагол (3 часа) |
| | | Глагол как часть речи |
| | | Глагол как часть речи: время глагола, неопределенная форма глагола |
| | | Правописание частицы НЕ с глаголами. Неопределенная форма глагола |
Предложение. Виды предложений (3 часа) |
| | | Предложение: виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения. |
| | | Виды предложений: простые и сложные предложения. Главные и второстепенные члены предложения. |
| | | Виды предложений: простые и сложные предложения. Главные и второстепенные члены предложения. |
2