СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Слово в письменной речи" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс «Слово в письменной речи» составлен для обучающихся 3 класса. На проведение занятий отводится 34 часа в год.

Главная цель данного курса: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, формирование универсальных учебных действий, интеллек­туальных и творческих способностей.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Слово в письменной речи" 3 класс»

КУРС внеурочной деятельности

«Слово в письменной речи»


(общеинтеллектуальное направление)


Рабочая программа курса

Курс «Слово в письменной речи» составлен для обучающихся 3 класса. На проведение занятий отводится 34 часа в год.

Главная цель данного курса: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, формирование универсальных учебных действий, интеллек­туальных и творческих способностей.

Исходя из главной цели, можно выделить основные задачи данного курса:

• способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;

• расширять лингвистический кругозор школьников;

  • развивать умения, позволяющие обмениваться информа­цией с помощью современных технических средств;

  • формировать приёмы мыслительной деятельности, навыки исследовательской деятельности, навыки контроля и самоконтроля.


Планируемые результаты освоения курса

Данная программа обеспечивает формирование универсаль­ных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных ФГОС НОС).


Личностные результаты

Личностные универсальные учебные действия

У третьеклассника будут фор­мироваться:

- внутренняя позиция школь­ника на уровне положительно­го отношения к занятиям рус­ским языком;

- интерес к предметно- иссле­довательской деятельности, предложенной в заданиях ра­бочей тетради;

- ориентация на понимание предложений и опенок учите­лей и товарищей;

- представление о своей этни­ческой принадлежности.

Третьеклассник получит воз­можность для формирования:

- интереса к познанию русско­го языка;

- ориентации на анализ соот­ветствия результатов требова­ниям конкретной учебной задачи;

- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности:

- представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Третьеклассник научится:

- принимать и сохранять учеб­ную задачу;

- учитывать выделенные учите­лем ориентиры действия в учебном материале;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Третьеклассник получит воз­можность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудниче­стве с учителем, одноклассни­ками;

- на основе результатов реше­ния практических задач делать теоретические выводы о свой­ствах изучаемых языковых фактов и явлений;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность вы­полнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Третьеклассник научится:

  • пользоваться знаками, симво­лами, таблицами, схемами, приведёнными в рабочей тетради;

  • ориентироваться на возмож­ное разнообразие способов решения учебной задачи;

  • анализировать изучаемые объекты с выделением сущест­венных и несущественных при­знаков;

  • осуществлять синтез как со­ставление целого из частей;

  • устанавливать причинно- следственные связи в изучае­мом круге явлений.

Третьеклассник получит воз­можность научиться:

- проводить сравнение и клас­сификацию изученных объек­тов по самостоятельно выде­ленным основаниям (критери­ям) при указании и без указа­ния количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Третьеклассник научится:

  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

  • воспринимать другое мнение и позицию;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • открывать что-то новое, де­лать выбор и принимать реше­ния.

Третьеклассник получит воз­можность научиться:

- строить монологическое вы­сказывание;

  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимо­действии;

  • учитывать другое мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

  • осуществлять действие взаи­моконтроля.

Предметные результаты

Третьеклассник научится:

  • находить повествовательные, вопросительные, побуди­тельные и восклицательные предложения;

  • распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число имён существительных; род, число имён прилагатель­ных; род, время и число глаголов), образовывать множественное число от единственного, единственное от множественного сущест­вительных и прилагательных в именительном падеже (без термина «падеж»);

  • писать раздельно предлоги со словами;

  • подбирать однокоренные слова;

  • выделять корень слова, находить орфограммы в корне;

  • выделять окончание, основу слова, приставку, суффикс;

Третьеклассник получит воз­можность научиться:

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;

  • проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, местоимений, глаголов по предложенному алгоритму;

  • оценивать правильность проведения морфологического разбора;

  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

  • выполнять синтаксический разбор предложений по цели высказывания, по интонации, по наличию главных и второстепенных членов предложения;

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.



Содержание программы (34 часа)

Фонетика и орфоэпия

Актуализация фонематического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные ударные и безударные, согласные твёрдые - мягкие, парные - непарные, звонкие ~ глухие.

Ударение, произношение звуков и их сочетаний в соответст­вии с нормами современного русского литературного языка.

Графика

Использование на письме разделительных ъ и ь. Установле­ние соотношения звукового и буквенного состава в словах с йоти­рованными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ъ и ь; в словах с непроизносимыми согласными.

Совершенствование навыка клавиатурного письма.

Лексика

Расширение представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, об этимологии, омонимах, антонимах, синонимах, фразеологизмах, расширение словаря обучающихся.

Работа со словарями, учебной и справочной литературой.

Состав слова (морфемика)

Родственные (однокоренные слова). Различие однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Разбор слов по со­ставу. Образование слов при помощи приставки, суффикса и сло­жения основ (сложные слова). Различение изменяемых и неизме­няемых слов. Представление о смысловых, эмоциональных, изобра­зительных возможностях суффиксов и приставок.

Морфология

Части речи.

Имя существительное: значение и употребление в речи. Уме­ние определять начальную форму; опознавать одушевлённые и не­одушевлённые, собственные и нарицательные существительные. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение имён существительных по числам и падежам. Склонение имён существительных.

Имя прилагательное: значение и употребление в речи; зави­симость форм рода и числа прилагательных от форм имени сущест­вительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и надежам.

Глагол: значение и употребление в речи. Практическое озна­комление с неопределённой формой глагола. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Практическое ознакомление с ролью в речи личных место­имений, числительных, служебных слов.

Синтаксис

Различение предложений по цели высказывания. Интонаци­онные особенности повествовательных, побудительных, вопроси­тельных и восклицательных предложений. Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего и ска­зуемого. Различение главных и второстепенных членов предложе­ния (без дифференциации последних). Предложения распростра­нённые, нераспространённые. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предло­жении. Установление на практическом уровне роли служебных слов и форм самостоятельных слов для связи слов в предложении.

Предложения с однородными членами с союзами и, а, но и без союзов. Простые и сложные предложения.

Составление предложений из слов. Восстановление деформи­рованных предложений.



Орфография

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфо­граммы в слове. Разные способы проверки правописания слов: из­менение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

Применение ранее изученных правил правописания, а также правил:

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроизносимые согласные в корне слова (ознакомление);

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. удвоенные буквы согласных;

  • разделительные ъ и ъ;

  • ь после шипящих на конце имен существительных;

  • не с глаголами:

  • раздельное написание предлогов с другими словами.


Методы и формы организации занятий

Методические подходы в раскрытии программных тем соот­носятся с возрастными особенностями и потребностями обучаю­щихся. Яркая эмоциональная окрашенность обучения обеспечивается подбором учебного материала и организацией познавательно-поисковой деятельности, включающей эмоции удивления, радости «открытий».

Основные формы занятий: групповые, в парах, индивидуальные

Формы организации занятий предусматривают внедрение со­временных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей обучающихся. Этому способствует проведение интеллектуальных игр, создание проектов, участие в олимпиадах и конкурсах.























Тематическое планирование


п/п

Тема

Количество

часов

УУД

Части слова. Корень. Орфограммы в корне слова

10

Личностные:

проявляют интерес к познанию русского языка, сохраняют мотивацию к учебе, углубляют познавательный интерес, осознают необходимость самосовершенствования, вырабатывают позитивную самооценку личности.

Познавательные:

формулируют ответы на вопросы, выделяю грамматическую основу предложения, подбирают однокоренные слова, строят логическое рассуждение, работают с информацией: анализируют, обобщают, сравнивают с образцом, воспроизводят, строят ответы на вопросы в устной форме.

Регулятивные:

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачи и условиями ее реализации, адекватно воспринимают оценку учителя, определяют и формулируют цель деятельности на занятии, принимают и сохраняют учебную задачу, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера ошибок, определяют последовательность действий, выделяют и осознают, что усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные:

Учатся строить монологическое высказывание, учатся взаимопроверке, работают в паре, формулируют собственное мнение и позицию, принимают участие в работе группами, используют в общении правила вежливости, контролируют действия партнера.

Части слова. Приставка. Правописание приставок

6

Личностные:

вырабатывают позитивную самооценку личности, понимают причины успехов в учебе, стремятся к приобретению новых знаний, проявляют интерес к предметной деятельности.

Познавательные:

Проводят классификацию изученных фактов языка, анализируют изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливаю аналогии, исследую слова в «справочнике правописания».

Регулятивные:

совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса на занятии, высказывают свою версию, работают по предложенному плану, оценивают личные достижения и достижения одноклассников.

Коммуникативные:

Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач, умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Части слова. Суффикс. Окончание и основа

3

Личностные:

углубляют познавательный интерес.

Познавательные:

проводят сравнение изученных фактов языка по заданным основаниям, сравнивают различные схемы слов.

Регулятивные:

учитывают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Коммуникативные:

используют простые речевые средства для передачи своего мнения, стремятся к сотрудничеству

Части речи.

Имя существительное

3

Личностные:

вырабатывают позитивную самооценку личности, проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Познавательные:

анализируют изучаемые факты языка с выделением существенных и несущественных признаков.

Регулятивные:

выполняют учебные действия под руководством учителя, контролируют и оценивают свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные:

используют простые речевые средства для передачи своего мнения, принимают участие в работе группами, умеют договариваться, приходить к общему решению.

Части речи. Местоимение

3

Личностные:

углубляют познавательный интерес, сохраняют мотивацию к учебе.

Познавательные:

проводят сравнение и классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям.

Регулятивные:

осознают качество и уровень усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные:

используют простые речевые средства для передачи своего мнения.

Части речи.

Имя прилагательное

3

Личностные:

углубляют познавательный интерес, сохраняют мотивацию к учебе.

Познавательные:

проводят сравнение и классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям.

Регулятивные:

осознают качество и уровень усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные:

используют простые речевые средства для передачи своего мнения.

Части речи. Глагол

3

Личностные:

испытывают учебно-познавательный интерес к новому материалу, вырабатывают позитивную самооценку личности, сохраняют мотивацию к учебе.

Познавательные:

Работают с информацией: анализируют, обобщают и воспроизводят, понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме.

Регулятивные:

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивают личные достижения и достижения окружающих.

Коммуникативные:

выстраивают коммуникативно-речевые действия, адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач, учат взаимопроверке.

Предложение.

Виды предложений

3

Личностные:

проявляют интерес к предметной деятельности, сохраняют мотивацию к учебе.

Познавательные:

устанавливают связь слов в предложении. Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения, контролируют и оценивают свои действия.

Коммуникативные:

принимают участие в работе группами, используют в общении правила вежливости, учитывают разные мнения и стремятся к сотрудничеству.








Календарно-тематическое планирование

курса внеурочной деятельности

«Слово в письменной речи»

3 класс


п/п

Дата

по плану

Дата

по факту

Тема занятия

Части слова. Корень. Орфограммы в корне слова (10 часов)



Части слова. Корень.



Правописание проверяемых (парных) согласных в корне слова



Правописание проверяемых (парных) согласных в корне слова



Чередование согласных в корне



Безударные гласные в корне



Безударные гласные в корне



Сложные слова и их правописание



Непроизносимые согласные в корне слова



Непроизносимые согласные в корне слова



Удвоенные согласные буквы в корне слова

Части слова. Приставка. Правописание приставок (6 часов)



Части слова. Приставка



Безударные гласные в приставках



Безударные гласные в приставках



Удвоенные согласные на стыке приставки и корня



Разделительные твердый и мягкий знаки



Разделительные твердый и мягкий знаки

Части слова. Суффикс. Окончание и основа (3 часа)



Части слова. Окончание и основа



Суффикс. Разбор слов по составу



Суффикс. Разбор слов по составу

Части речи. Имя существительное (3 часа)



Имя существительное как часть речи: одушевленные и неодушевленные существительные



Имя существительное как часть речи: род имен существительных



Имя существительное как часть речи: число имен существительных, словообразование имен существительных

Части речи. Местоимение (3 часа)



Местоимение как часть речи



Местоимение как часть речи



Местоимение как часть речи

Части речи. Имя прилагательное (3 часа)



Имя прилагательное как часть речи



Имя прилагательное как часть речи. Род и число имен прилагательных



Правописание безударных окончаний имен прилагательных. Разбор прилагательных по составу

Части речи. Глагол (3 часа)



Глагол как часть речи



Глагол как часть речи: время глагола, неопределенная форма глагола



Правописание частицы НЕ с глаголами. Неопределенная форма глагола

Предложение. Виды предложений (3 часа)



Предложение: виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения.



Виды предложений: простые и сложные предложения. Главные и второстепенные члены предложения.



Виды предложений: простые и сложные предложения. Главные и второстепенные члены предложения.



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!