Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативных документов:
Данная рабочая программа составлена для классов общеобразовательной направленности (базовый уровень). На изучение программного материала учебным планом предусматривается 5 класс - 105 часов (3 часа в неделю), 6 класс – 105 часов (3 часа в неделю), 8 класс – 70 часов (2 часа в неделю).
№ п/п | № в теме | Дата план | Дата факт | Тема | Примечание |
1 ЧЕТВЕРТЬ |
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА. (7 ч + 1КР) |
1 | 1 | 01 | | Писатели — создатели, хранители и любители книги. Художественное произведение. Теория литературы. Развитие понятия о художественной литературе | |
2 | 2 | 02 | | Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). | |
3 | 3 | 04 | | Пословицы и поговорки как отображение народной мудрости, наблюдательности и творческой фантазии. Теория литературы. Пословицы и поговорки (развитие представления). | |
4 | 4 | 07 | | В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). | |
5 | 5 | 10 | | «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Теория литературы. Летопись (развитие представлений). Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). | |
6 | 6 | 11 | | Иван Андреевич Крылов (1769-1844) Краткие сведения об авторе. «Осел и Соловей». Теория литературы.Понятие об аллегории. Развитие понятия о басне. Мораль в басне, иносказание (развитие понятий). | Наизусть одна басня (по выбору учителя) |
7 | 7 | 14 | | «Листы и Корни», «Ларчик». Мастерство И.А.Крылова-баснописца. Роль смеха в обличении человеческих пороков. Особенности использования аллегории, афористичность языка басен | |
8 | 8 | 17 | | КР 1. Контрольная тестовая работа. | |
Тема 2. ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА. Ч. 1( 7ч. + 1РР+ 2 ВЧ + 1 КР) |
9 | 1 | 18 | | Александр Сергеевич Пушкин (1799 — 1837). Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. «И.И.Пущину». Теория литературы. Двусложные размеры стиха. Понятие о строфе. Развитие понятий о рифме и ритме. Стихотворное послание (начальные представления). | Наизусть «Зимнее утро», «Узник», «И.И.Пущину» |
10 | 2 | 21 | | «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. «Зимнее утро». Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). | |
11 | 3 | 24 | | «Зимнее утро», «Зимний вечер». Выражение радостного восприятия жизни, любви к родной природе в стихотворении. Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. | |
12 | 4 | 25 | | «Дубровский». Изображение русского барства. | |
13 | 5 | 28 | | «Дубровский». Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. | |
14 | 6 | 01.10 | | «Дубровский». Романтическая история любви Владимира и Маши. | |
15 | 7 | 02 | | «Дубровский». | |
16 | 8 | 05 | | Урок внеклассного чтения 1. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»: книга (цикл) повестей. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. | |
17 | 9 | 08 | | РР 1. Составление сравнительной характеристики литературных персонажей | |
18 | 10 | 09 | | Развернутый ответ на проблемный вопрос №1 | |
19 | 11 | 12 | | Урок внеклассного чтения 2. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»: книга (цикл) повестей. А.С. Пушкин «Выстрел» | |
Тема 3. ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА. Ч. 2 (10ч + 2 РР + 1КР) |
20 21 | 1 2 | 15 16 | | Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841). Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. «Парус». Мотивы бури и покоя, мечты о свободе. Символические образы стихотворения. Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. | «Парус», «Тучи» - наизусть |
22 23 | 3 4 | 19 22 | | «Три пальмы». Мотивы отвевтсвенности поэта за сохранение красоты и жизни на земле. Трагический финал произведения. « Узник», «Листок». «Утес». Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Тема красоты, гармонии человека с миром. | |
24 | 5 | 23 | | РР 2. Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления). | |
2 ЧЕТВЕРТЬ |
25 | 6 | 02.11 | | Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». История создания повести. | |
26 | 7 | 05 | | Особенности жанра произведения и её сюжета. Особенности героя повести | |
27 | 8 | 06 | | Сатирическая направленность произведения. «Пошлость пошлого человека» и приемы ее раскрытия. Теория литературы. Повесть (развитие представлений). Сатира. | |
28 | 9 | 09 | | Иван Сергеевич Тургенев (1818 - 1883). Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». | |
29 | 10 | 12 | | «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Теория литературы. Развитие понятий о пейзаже и портрете в художественном произведении. | |
30 | 11 | 13 | | «Бежин луг». Роль картин природы в рассказе. | |
31 | 12 | 16 | | РР 3. Подробный (близкий к тесту) пересказ от имени персонажа. Характеристика литературного героя. | |
32 | 13 | 19 | | КР 2. Контрольная тестовая работа. | |
Тема 4 ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА. Ч. 2. Поэзия второй половины Х1Х века. ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ(10 ч. + 1РР+ 1 ВЧ+1 КР) |
33 | 1 | 20 | | А.Н.Майков «Осень», А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы…», Я.П.Полонский «Посмотри,какая мгла…» Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие преставлений) | |
34 | 2 | 23 | | Федор Иванович Тютчев (1803 - 1873). Рассказ о поэте. Стихотворения «Певучесть есть в морских волнах», «Листья», «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся». Передача сложных переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. | |
35 | 3 | 26 | | Афанасий Афанасьевич Фет (1820 - 1892). Рассказ о поэте. Стихотворения: «Учись у них – у дуба, у березы…», «Сияла ночь…» Жизнеутверждающее начала в лирике А.Фета. Природа как воплощение прекрасного. Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). | «Учись у них — у дуба, у березы...» - наизусть. |
36 | 4 | 27 | | РР4. Выразительное чтение стихотворений Ф.Тютчева и А.Фета | |
3738 | 5 6 | 30 03.12 | | Николай Алексеевич Некрасов (1821 - 1877). Краткий рассказ о жизни поэта. «Несжатая полоса». Тяжелый труд хлебороба. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ-созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. | «Несжатая полоса» - наизусть. |
39 | 7 | 04 | | Николай Семенович Лесков (1831 - 1895). Н.С.Лесков – выдающийся русский писатель, знаток и ценитель народного слова. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. | |
40 | 8 | 07 | | «Левша». Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. | |
41 | 9 | 10 | | «Левша». Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления). Начальное понятие о языке художественного произведения. | |
42 | 10 | 11 | | Урок внеклассного чтени3. Н.С.Лесков. Тупейный художник. | |
43 | 11 | 14 | | Антон Павлович Чехов (1860 - 1904). Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. | |
44 | 12 | 17 | | «Толстый и тонкий» Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Юмор (развитие понятия). | |
45 | 13 | 18 | | Развёрнутый ответ на проблемный вопрос №2. | |
Тема5. ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА (9ч. + 1ВЧ+1 ВЧ+1 КР) |
46 | 1 | 21 | | Александр Иванович Куприн (1870 — 1938). Краткий рассказ о писателе. «Чудесный доктор». Смысл подзаголовка рассказа. Теория литературы. Рассказ. Святочный (рождественский) рассказ. | |
47 | 2 | 24 | | «Чудесный доктор». Признаки рождественского или святочного рассказа. Художественный мир и герои произведения. | |
48 | 3 | 25 | | Урок внеклассного чтения4. Святочный рассказ в мировой литературе. | |
3 четверть |
49 | 4 | 11.01 | | О. Мандельштам. Трагическая судьба поэта. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» Поиски духовных опор в культуре и природе. | Наизусть «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» |
50 | 5 | 14 | | С.А.Есенин. Сведения о жизни и творчестве поэта. « Гой ты, Русь, моя родная» Глубокая любовь к родине, природе родного края в лирике С.Есенина | Наизусть «Гой ты, Русь, моя родная» |
51 | 6 | 15 | | РР 5. Выразительное чтение произведений (или фрагментов), с соблюдением норм литературного произношения. | |
52 | 7 | 18 | | Александр Степанович Грин (1880 — 1932). Краткие сведения об авторе. «Алые паруса». | |
53 | 8 | 21 | | «Алые паруса». Романтическое мироощущение, тонкий психологизм произведения Александра Грина. | |
54 55 | 9 10 | 22 25 | | Герои повести, их верность мечте и идеалу, деятельный характер натур, незаурядность и сила духа. Любовь, доброта, человечность в повести «Алые паруса». | |
56 | 11 | 28 | | «Алые паруса». Язык, стиль, символика названия произведения. Теория литературы. Понятие о символе. Развитие понятия о повести (повесть-сказка). | |
57 | 12 | 29 | | Развёрнутый ответ на вопрос № 3. | |
Тема 6. ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА О ЧЕЛОВЕКЕ И ПРИРОДЕ, ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ. «ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ». (8 ч. + 1 ВЧ+1 ЛРК+1 КР) |
58 | 1 | 01.02 | | К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...».Д.С.Самойлов «Сороковые» Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. | Наизусть Одно стихотворение (по выбору учащихся). |
59 | 2 | 04 | | Урок внеклассного чтения 5. Стихотворения русских поэтов о Второй мировой войне (по выбору учащихся) | |
60 | 3 | 05 | | ЛРК. Поэты Донбасса о Великой Отечественной войне | |
61 | 4 | 08 | | Виктор Петрович Астафьев (1924- 2001). Краткие сведения о писателе. «Конь с розовой гривой». Утверждение в рассказе незыблемых нравственных устоев и доброты. | |
62 | 5 | 11 | | «Конь с розовой гривой». Характеристика главных героев произведения. Смысл названия рассказа. Теория литературы. Фабула. Эпизод. | |
63 | 6 | 12 | | Валентин Григорьевич Распутин (1937 — 2015). Сведения о писателе. «Уроки французского». Отражение в рассказе трудностей военного времени. | |
64 | 7 | 15 | | «Уроки французского». Жажда знаний юного героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства. | |
65 66 | 8 9 | 18 19 | | «Уроки французского». Душевная тонкость учительницы. Ее роль в жизни мальчика. Теория литературы. Рассказ, сюжет (обогащение знаний) | |
67 | 10 | 22 | | Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека | |
68 | 11 | 25 | | КР 3. Контрольная тестовая работа. | |
Тема 7. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА И ПОЭЗИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ И ПРИРОДЕ, ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ. ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ ( 8 ч+ 1 ЛРК + 1 РР+1 КР) |
69 | 1 | 26 | | Михаил Михайлович ПРИШВИН (1873-1954) «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. | |
70 | 2 | 01.03 | | Труд в жизни детей. Сказка и быль в «Кладовой солнца». | |
71 72 | 3 4 | 04 05 | | Смысл названия произведения. Особенности выразительного чтения картин природы в прозаическом произведении. Теория литературы. Развитие понятия об олицетворении | |
73 | 5 | 11 | | Определение различной эмоционально-смысловой нагрузки описаний природы, портретов героев. | |
74 | 6 | 12 | | РР 6. Устные ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. | |
75 | 7 | 15 | | Развёрнутый ответ на проблемный вопрос № 4. | |
76 | 8 | 18 | | Николай Михайлович Рубцов( 1936 — 1971). Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. | Наизусть Одно стихотворение (по выбору учащихся). |
77 | 9 | 19 | | ЛРК Тема природы в творчестве донецких поэтов. | Наизусть Одно стихотворение (по выбору учащихся). |
4 четверть |
78 | 10 | 29 | | Литература народов России. Расул Гамзатов «Журавли». Слово о дагестанском поэте. История создания стихотворения. Основные образы-символы. Особенности композиции Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.. | |
79 | 11 | 01.04 | | Урок внеклассного чтения 6. Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...» | |
Тема 7. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. (15+4РР+3 ВЧ+1КР) Тема 7.1 Часть 1 Произведения зарубежных авторов (8+2РР+1ВЧ) |
80 | 1 | 02 | | Легенды и мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки. | |
81 | 2 | 05 | | «Яблоки Гесперид». Геродот «Легенда об Арионе». Миф как своеобразная форма мироощущения древнего человека, его стремления к познанию мира. | |
82 | 3 | 08 | | ГОМЕР (VIII – VII ст. до н.е.) Краткие сведения о Гомере и его поэмах. «Илиада». Общее представление о сюжете поэмы. Воплощение в образе Ахилла античного идеала воина-героя. Поэтика "Илиады» | |
83 | 4 | 09 | | «Одиссея». Общее представление о сюжете поэмы. Воспевание в образе Одиссея таких черт характера, как верность родине и семье, мудрость, изобретательность, трудолюбие, практичность. | |
84 | 5 | 12 | | РР 7. Работа над литературными понятиями. Понятие об эпической поэме. Развитие понятий о героическом эпосе, постоянных эпитетах. | |
85 86 | 6 7 | 15 16 | | Даниель ДЕФО (1660-1731) «Робинзон Крузо» (в сокращении). Краткие сведения о писателе. Отображение в истории Робинзона Крузо пути человечества к цивилизации. Поведение человека в исключительных обстоятельствах, его стойкость и мужество, созидательная деятельность как основная тема произведения. Утверждение в произведении веры в силу человеческого разума, способность выстоять в любых обстоятельствах. Теория литературы. Понятие о романе. Приключенческий роман. | |
87 | 8 | 19 | | Урок внеклассного чтения 7. Уильям Джеральд ГОЛДИНГ (1911-1993) «Повелитель мух» История общества детей на необитаемом острове. Характеристика образов мальчиков. Образы-символы в романе. Притчевый характер произведения. Теория литературы. Утопия. Антиутопия. Антиробинзонада. Притча. | |
88 89 | 9 10 | 22 23 | | Джонатан СВИФТ (1667-1745) «Путешествие Гулливера» (фрагменты по выбору) Сведения о писателе. Смысл противопоставления Гулливера лилипутам. Осмеяние невежества, самодурства, спеси. Роль фантастики в развитии сюжета. Теория литературы. Понятие о сатире Урок внеклассного чтения 8. | |
90 | 11 | 26 | | РР 8. Составление сложного плана к тексту (фрагменту) изучаемого произведения. | |
Тема 7.2 Часть 2 Произведения зарубежных авторов (7+2РР+2ВЧ+1КР) |
91 | 1 | 29 | | Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер (1759-1805). «Перчатка» (в переводе В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова). Краткие сведения о поэте. Противопоставление благородства и достоинства рыцаря Делоржа коварству и бездушию придворной дамы. Динамичность сюжета, простота, драматизм повествования. Теория литературы. Развитие понятий о балладе, оригинале и переводе. | |
92 | 2 | 30 | | Антуан де Сент-Экзюпери (1900 – 1944). Основные сведения о жизни и творчестве французского писателя. «Маленький принц».Постановка «вечных» вопросов, идеал и реальность в философской повести-сказке. | |
93 | 3 | 06.05 | | «Маленький принц». Воссоздание мира детских раздумий о жизни, отношениях между людьми. Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире. Духовное и материальное, красивое и полезное в системе жизненных ценностей ребенка. Образы «взрослых» в произведении. | |
94 | 4 | 07 | | «Маленький принц».Темы дружбы и любви. Мысль об ответственности как основе человеческих отношений. Роль метафоры и аллегории в повести. Символическое значение образа маленького принца. Теория литературы. Понятия о сказке-притче, подтексте. Развитие понятия о символе. | |
95 | 5 | 13 | | РР 9. Подробный пересказ от имени персонажа, с творческим заданием. | |
96 | 6 | 14 | | КР 4. Контрольная тестовая работа. | |
97 | 7 | 17 | | Урок внеклассного чтения9. Рэй Дуглас БРЭДБЕРИ (1920-2012) «Каникулы», «Улыбка». Фантастические рассказы Р. Брэдбери как выражение стремления автора уберечь людей от зла и опасности на земле. Мечта о победе добра и человечности. | |
98 99 | 8 9 | 20 21 | | Джералд Ма́лькольм ДАРРЕЛЛ (1925-1995) Джералд Даррелл — естествоиспытатель, защитник живой природы и писатель. Зоопарк Даррелла на острове Джерси. Книги Даррелла о путешествиях и поисках животных. «Говорящий сверток» – книга, которая посвящена защите животных, созданных фантазией человека. Приключения современных школьников в Мифландии. Сюжет сказочной повести и победа справедливости в сказочной стране. Роль словарей в жизни этой фантастической страны. Теория литературы. Роль и место словарей в жизни человека. | |
100 | 10 | 24 | | Урок внеклассного чтения10. Эрнест СЕТОН-ТОМПСОН. Канадский писатель-анималист. Особенности изображения животных в его рассказах. | |
101 | 11 | 27 | | РР 10. Расширяем круг чтения. Отзыв о произведении современной литературы для детей. | |
102 | 12 | 28 | | Итоговый урок в конце года. | |
103 104 105 | | | | РЕЗЕРВ РЕЗЕРВ РЕЗЕРВ | |