СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс»




Планируемые результаты освоения учебного предмета.


Ученик научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;

различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорное произведение и его интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях произведений русской литературы;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• выразительно читать;

• сопоставлять произведения смежных жанров (былина и предание, былина и миф, былина и волшебная сказка и т.п.);

характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей.


Ученик получит возможность научиться:


• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, проект).







Класс

Предметные результаты

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

7 класс

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения,

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;



• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;



• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;



• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное,

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;


• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;







Класс

Личностные результаты

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

7 класс

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;

• обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения,

• сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;


• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа .






Класс

Метапредметные результаты

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин,

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.


• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;





Уч-ся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия: жанры фольклора; предания, былины; пословицы, поговорки, летопись, роды литературы; повесть, литературный герой, понятие о теме и идее произведения (начальные представления), герой-повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики, автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); Ода, баллада, стихотворения в прозе; поэма, трехсложные размеры стиха; гипербола, гротеск, сатира; юмор как формы комического (развитие представления), публицистика, мемуары, как публицистический жанр (начальные представления), литературные традиции.  

Уч-ся должны уметь:

- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

- различать особенности  сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

- объяснять чувству, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

- видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий, формулировать вопросы к произведению;

- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах

Навыки чтения

-Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.

- Выделение главной мысли произведения

- Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста. Составление характеристики героя с помощью учителя

- Деление прочитанного на части, составление плана, пересказ по плану

- Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений

- Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика.

-Заучивание наизусть стихотворений







































Содержание учебного предмета

Введение

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

Теория литературы: литературные роды.

Из устного народного творчества

Былины

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).

Русские народные песни

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут »); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.

Краеведение: песенный фольклор региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки » в литературной гостиной, устная газета.

Из древнерусской литературы

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.

Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века

М.В. ЛОМОНОСОВ

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Теория литературы: ода; тема и мотив.

Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с репродукциями (портреты М.В. Ломоносова).

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Германия — Петербург.

Возможные виды внеурочной деятельности: час размышления «М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист».

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.

Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.

Развитие речи: чтение наизусть.

Д.И. ФОНВИЗИН

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.

Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение [трактовка]; актер и режиссер; режиссер и художник).

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.

Из литературы XIX века

А.С. ПУШКИН

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туча»), Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.

Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское послание.

Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ

Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».

Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.

Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.

Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: день в историко-литературном музее «Москва Ивана Грозного».

Н.В. ГОГОЛЬ

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии.

Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.

Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).

Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».

И.С. ТУРГЕНЕВ

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.

Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).

Н.А. НЕКРАСОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.

Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.

Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок».

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил », «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.

Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов XIX века»:

А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;

Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая...»;

И.С. Никитин. «Пахарь»;

А.Н. Плещеев. «Скучная картина!..»;

А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;

М.Л. Михайлов. «Труня», «Те же всё унылые картины...» и др.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).

сценария литературно-музыкальной композиции.

Н.С. ЛЕСКОВ

Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.

Теория литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.

Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).

А.А. ФЕТ Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание

Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).

Развитие речи: чтение наизусть.

Произведения русских поэтов XIX века о России

А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам...» Н.М. Языков. «Песня». И.С. Никитин. «Русь».

А.П. ЧЕХОВ

Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например:

М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»;

А.Т. Аверченко. «Открытие Америки»;

Н.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др.

Из литературы XX века

М. ГОРЬКИЙ

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.

Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л. Толстой, А. Чехов)».

И.А. БУНИН

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...», рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.

А.И. КУПРИН

Рассказ «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть доброта?» — по материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.

В.В. МАЯКОВСКИЙ

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).

Развитие речи: выразительное чтение.

С.А. ЕСЕНИН

Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Я покину л родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).

Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».

Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».

И.С. ШМЕЛЕВ

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.

Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.

М.М. ПРИШВИН

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи,градация.

Развитие речи: составление тезисов.

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.

Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.

Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.

Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений).

Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.

Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов XX века »:

А.А.Ахматова. «Клятва», «Песнямира»;

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»;

А.А. Сурков. «В землянке»;

М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои...» и др.

Б.Л. ВАСИЛЬЕВ

Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.

Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.

В.М. ШУКШИН

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.

Теория литературы: способы создания характера.

Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).

Краеведение: Сростки — малая родина писателя.

Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шукшина в школе.

Русские поэты XX века о России

А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»

М.И.Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»

Я.В. Смеляков. «История».

А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были...»

А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»

А.А. Вознесенский. «Муромский сруб».

А.Д.Дементьев. «Волга».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.

Из зарубежной литературы

У. ШЕКСПИР

Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.

Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Р. БЁРНС

Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» — по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория.

Р.Л. СТИВЕНСОН

Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.

Теория литературы: приключенческая литература.

Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «С.Я. Маршак — переводчик».

А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

Краткие сведения о писателе. Повесть Шланета людей», «Линия», «Самолет», «Самолет и планета», сказка «Маленький принц» — по выбору. Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.

Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел.

Связь с другими искусствами. Сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств. Рисунки детей по мотивам «Маленького принца».

Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов. Из Юды на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок). Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок). А.С. Пушкин. 1—2 стихотворения — по выбору. М.Ю. Лермонтов. «Родина».

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»

(отрывок).

А.А. Фет. Стихотворение — по выбору.

С.А. Есенин. Стихотворение — по выбору.

Из стихов о России поэтов XIX века. 1—2 стихотворения —

по выбору.

Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»

А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...»

У. Ш е к с п и р. Один сонет — по выбору.

Для домашнего чтения

Из устного народного творчества

Былины: «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря».

Из древнерусской литературы

«Повесть временных лет» («Единоборство Мстислава с Редедею»), «Житие Сергия Радонежского».

Из литературы XVIII века

Г.Р.Державин. «Признание».

Из литературы XIX века

А.С. Пушкин. «19 октября» ( «Роняет лес багряный свой убор...»), «19 октября 1827г» («Бог помочь вам, друзья мои...»).

М.Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы», «Прощай, немытая Россия».

И.С. Тургенев. «Первая любовь».

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь», «Коняга».

А.П. Чехов. «Смерть чиновника». В.Г. Короленко. «Парадокс», «Слепоймузыкант».

Из литературы XX века М. Г о р ь к и й. «В людях». И.А. Бунин. «Цифры».

В.В. Маяковский. «Адище города».

Б.Л. Васильев. «Вам привет от бабы Аеры».

В.П. Астафьев. «Родные березы», «Весенний остров».

А.Т. Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины...»,

«Дом у дороги».

В.А. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой».

К. Б у л ы ч е в. «Белое платье Золушки».

В.М. Шукшин. «Забуксовал».

Ф.А. Искандер. «Петух».

Дж.Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».








Тематическое планирование.

Тема, раздел

Кол-во часов

Дата

( план)

Дата (факт)

1.

Введение

1



2.

  1. Устное народное творчество


6



3.

Из русской литературы XVIII века


6



4.

Из литературы XIX века


25



5.

Русская литература XX века


22



6.

Зарубежная литература


8




Итого:

68

























Календарно-тематическое планирование

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Планируемые сроки

По факту

1


Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма).


Знакомство со структурой и особенностями учебника. Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

2



Былины.

Понятие былины как эпического фольклорного жанра. Своеобразие художественного мира былин.





Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отра­жение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

3



«Святогор и Микула Селянинович». Художественные особенности былины.


4



«Илья Муромец и Со­ловей-разбойник». Своеобразие характера и речи персонажа, конфликт.


5



Русские народные песни.



Обрядовая поэзия {«Девочки, колядки!..», «Наша Масле­ница дорогая…», «Говорили сваты на конях будут »); лириче­ские песни («Подушечка моя пуховая…»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; свое­образие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные пред­ставления и судьба народа в народной песне.



6



Древнерусская литература. «Повесть временных лет»


Эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

7



Поучительный характер древнерусской литературы. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».



8




Нравственный облик человека в древнерусской литературе.



9



Р/р. Контроль техники чтения



10

11



М.В. ЛОМОНОСОВ

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого.


Ода; тема и мотив.


12


Г.Р. ДЕРЖАВИН

«Властителям и судиям». Тема поэта и власти в стихо­творении.


лирическое стихотворение, отличие от оды, тематическое разнообра­зие лирики.

13



Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика.


юмор, сатира, сарказм; драма как лите­ратурный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литера­турное направление (создание первичных представле-ний); классицизм.

14




Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Образы комедии (портрет и характер, поступки, мысли, язык).










15




Образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».


16



Р/р. Классное обучающее сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (устное)



17



А.С. ПУШКИН. Лицей в жизни поэта.

Свободолюбивые мотивы в стихотворении поэта: «К Ча­адаеву»


Дружеское послание.

Поэма, отличие поэмы от баллады, об­разный мир поэмы, группировка образов, художественный об­раз и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора)

18



Свободолюбивые мотивы в стихотворении А.С. Пушкина «Во глубине сибирских руд». Человек и природа («Туча»).


19



Исторический и легендарный материал «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина


20



А.С.Пушкин. Поэма «Полтава», образ Петра I в ней.


об­разный мир поэмы, группировка образов, художествен-ный об­раз и прототип

21



М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Родина».


углубление и расшире­ние понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения

22

23



М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Ва­сильевича...». Проблематика и основные мотивы «Песни...»


стилизация как литературно-художествен-ный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде

24



Художественные особенности «Песни про царя Ивана Васильевича…»

Интегрированный с историей «Поэма об историческом прошлом России»


фольклорные элементы в авторском произве­дении

25

26



Внеклассное чтение.

А.К. Толстой. «Князь Серебряный»


Историчес-кий роман

27

28



Н.В. Гоголь в Петербурге. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Повесть «Шинель»


сатирическая повесть, юмористиче­ские ситуации, «говорящие» фамилии.


29



И.С.Тургенев. Художественные особенности рассказа «Хорь и Калиныч»


портрет и характер

30



Р/р. Контроль техники чтения



31



Талант и достоинство крестьян в рассказе И.С.Тургенева «Певцы». Стихотворение в прозе «Нищий»


портрет и характер

стихотворение в прозе (углубление представле-ний)

32







Н.А. НЕКРАСОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения.



Итегрированный с историей, ИЗО «Некрасов-народный поэт»


Диалоговая речь, развитие представле­ний о жанре поэмы.


33



М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Краткие сведения о писателе. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»


сатира, сатирический образ, сатириче­ский персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатири­ческих сказок; мораль; своеобразие художественно-вырази­тельных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

34



Изображение нравственных пороков общества в сказке «Дикий помещик».



35



Внеклассное чтение. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина («Премудрый пискарь» и др.)


36



Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя. «Севастополь в декабре месяце». Основные темы рассказа.


рассказ, книга рассказов (развитие представле-ний).


37



Внеклассное чтение.

В.М.Гаршин. Тема сопротивления злу в рассказе «Красный цветок».



38



Н.С. Лесков. Краткие сведения о биографии писателя. «Левша». Своеобразие стиля произведения.


своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.

39



Сказ «Левша». Образный мир произведения.



40



А.А.Фет. Русская природа в стихотворениях поэта.

Интегрированный урок с уроками музыки, ИЗО «А.А.Фет-музыкант, поэт, художник»


Тропы и фигуры

41



Произведения русских поэтов XIX века о России



Тропы и фигуры

42



А.П. ЧЕХОВ. Отражение воронежских впечатлений в повести «Степь».


Психологиче-ский портрет, сюжет (развитие представле-ний)

43



Живая картина нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон».



44



М. ГОРЬКИЙ. Изображение «свинцовых мерзостей жизни» (по повести «Детство»)


развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи

45



«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в повести «Детство»


46



«Легенда о Данко» М.Горького как утверждение подвига во имя людей.


Герой-романтик, прием контраста.

47



И.А. БУНИН

Рассказ «Кукушка».



48



«Что есть доброта?» (по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»).


рассказ (развитие представле-ний), ди­алог в рассказе.


49



В.В. МАЯКОВСКИЙ

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Вла­димиром Маяковским летом на даче».


автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).

50



М.М. ПРИШВИН. Мир пришвинских рассказов.



рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.

51



К.Г. ПАУСТОВСКИЙ. Повесть «Мещерская сторона» (отдельные главы)

И.С. ШМЕЛЕВ

Рассказ «Русская песня».



лирическая проза; выразительные средства художествен ной речи: эпитет, сравне ние, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.

52



Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Стихотворение «Не позволяй душе лениться...».


выразительно-художественные сред­ства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологи­ческие средства (роль глаголов и местоимений).

53

54

55



А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Картины фронтовой жизни в поэме «Василий Тёркин»

Интегрированный урок с историей


композиция лирического стихотворе­ния и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

56



Лирика поэтов — участников Великой Отечественной войны




57



Б.Л. ВАСИЛЬЕВ

Рассказ «Экспонат №...».


рассказчик и его роль в повествовании.


58



Внеклассное чтение.

Ю. Дружников. «Уроки молчания».



59

60



«Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина.


способы создания характера.


61



Русские поэты XX века о России




62



Внеклассное чтение. Расул Гамзатов. Размышления поэта об истоках и основах жизни.



63



У. Шекспир. Сонеты.


Сонет

64



Мацуо Басё. Поэт-странник.


Хокку

65




А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча.


Притча

66



Р/р. Контроль техники чтения



67



Р.Л. Стивенсон. «Остров сокровищ» (часть третья).


Приключенческая литература

68



Я. КУПАЛА. Стихотворения «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся».


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!