Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативных документов:
Данная рабочая программа составлена для классов общеобразовательной направленности (базовый уровень). На изучение программного материала учебным планом предусматривается 5 класс - 105 часов (3 часа в неделю), 6 класс – 105 часов (3 часа в неделю), 8 класс – 70 часов (2 часа в неделю).
№ п/п | № в теме | Дата план | Дата факт | Тема | Примечание |
1 ЧЕТВЕРТЬ |
Тема 1.1 ВВЕДЕНИЕ(1) |
1 | 1 | 03.09 | | Образная природа художественной литературы. Отражение жизни в искусстве. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. | |
Тема 1.2. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (4+1РР+1ВЧ+1ЛРК+1КР) |
2 | 1 | 04 | | «Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. | |
3 | 2 | 07 | | ЛРК 1 П.А.Байдебура «Шахтерская честь» | Наизусть Одно стих-ие поэта-современника о родном крае. |
4 | 3 | 11 | | Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. | |
5 | 4 | 14 | | Денис Иванович ФОНВИЗИН (1745 — 1792). Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. | |
6 | 5 | 18 | | Проблема воспитания истинного гражданина. | |
7 | 6 | 21 | | УРР 1. Характеристика героя литературного произведения. | |
8 | 7 | 25 | | КР1. Контрольная тестовая работа. | |
9 | 8 | 28 | | Внеклассное чтение 1. К. Паустовский «Колотый сахар» | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. Тема 2.1 Поэзия пушкинской эпохи. А. С. Пушкин (9+1РР+1КС) |
10 | 1 | 02.10 | | Поэзия пушкинской эпохи: К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский (2-3 стихотворения). | |
11 | 2 | 05 | | А.С.Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. | Наизусть «Во глубине сибирских руд». |
12 | 3 | 09 | | «Во глубине сибирских руд…», «19 октября 1825 года» («Роняет лес багряный свой убор...») Яркость чувств и мыслей, преданность идеалам дружбы и «вольности святой» в лирических произведениях поэта. Жанр послания и его место в лирике Пушкина. | Наизусть «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»). |
13 | 4 | 12 | | «Бесы». | |
14 | 5 | 16 | | К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. | Наизусть «Я помню чудное мгновенье…» |
15 | 6 | 19 | | «Метель». Проблематика повести. Нравственная позиция повествователя. Драматизм ситуации и своеобразие идейного звучания повести. Герои повести и их судьбы. Особенности сюжета. Пейзаж в повести. Роль названия произведения в трактовке идеи произведения. | |
16 | 7 | 23 | | Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. | Наизусть Отрывок (по выбору учителя) |
2 ЧЕТВЕРТЬ |
17 | 8 | 02.11 | | Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. | |
18 | 9 | 06 | | Историческая правда и художественный вымысел в романе. Образ Пугачева. Фольклорные мотивы в романе. Роль эпиграфов. Художественные функции сна Гринева, портрета, пейзажных описаний. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». | |
19 | 10 | 09 | | УРР 2. Подготовка к контрольному сочинению | |
20 | 11 | 13 | | Контрольное сочинение 1 по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | |
Тема 2.2 М. Ю. Лермонтов. Н. В. Гоголь (8+1КР) |
21 | 1 | 16 | | М.Ю.ЛЕРМОНТОВ . Сведения о годах учения поэта. Взаимоотношения поэта и власти. Кавказ в жизни и творчестве поэта. «Родина». | Наизусть «Родина» |
22 | 2 | 20 | | «Мцыри». Изображение чрезвычайных обстоятельств, раскрывающих характеры главных героев, их стремление отстоять свою честь. Воплощение в образе Мцыри мятежности, жажды жизни, свободолюбия, патриотизма и стремления к единению с близкими по духу людьми. Значение эпиграфа поэмы в раскрытии главной мысли произведения. Особенности композиции поэмы | |
23 | 3 | 23 | | Сцена смертельной схватки с барсом как кульминация трёх «вольных» дней Мцыри и средство раскрытия характера героя. Диалогичность исповеди-монолога Мцыри. Картины кавказской природы в произведении. Художественное богатство поэмы. Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» в оценке русской критики. Теория литературы. Понятия о поэме, лирическом монологе. Начальное представление о романтизме. Романтически-условный историзм М.Ю. Лермонтова. | Наизусть Отрывок (по выбору уч-ся) |
24 | 4 | 27 | | Н.В.ГОГОЛЬ (1809 – 1852). Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. | |
25 | 5 | 30 | | Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). | Наизусть Один монолог (по выбору уч-ся) |
26 | 6 | 04.12 | | Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). | |
27 | 7 | 07 | | КР 2. Контрольная тестовая работа. | |
28 | 8 | 11 | | «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. | |
29 | 9 | 14 | | Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. | |
Тема 2.3 Л. Толстой. Ф. Тютчев. А. Фет. М. С.-Щедрин (6+1РР+1КР) |
30 | 1 | 18 | | Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Реальная основа рассказа «После бала» — казанский эпизод из жизни брата писателя С.Н. Толстого. | |
31 | 2 | 21 | | Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Особенности сюжета и композиции рассказа. Суровое осуждение жестокой действительности. Прием контраста в рассказе как средство раскрытия конфликта. Двойственность изображенных событий и поступков персонажей. | |
32 | 3 | 25 | | Смысл названия рассказа. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. | |
3 ЧЕТВЕРТЬ |
33 | 4 | 11.01 | | ПОЭЗИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА Ф.И. Тютчев «Silentium!” («Молчи, скрывайся и таи...»), «Умом Россию не понять», «К.Б.» («Я встретил вас — и все былое...» Тютчев — поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке, родине и мироздании. Любовь и мотивы разрушения целостности личности. Преодоление трагического миросозерцания, мотив воскрешения. | Наизусть |
34 | 5 | 15 | | А.А. Фет «Шепот, робкое дыханье», «Я тебе ничего не скажу...» Поэзия АА. Фета как выражение красоты и идеала. Сочетание удивительной конкретности и точности в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. | Наизусть |
35 | 6 | 18 | | УРР 3. Выразительное чтение наизусть стихотворных текстов. | |
36 | 7 | 22 | | М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь» или «Медведь на воеводстве» Краткий рассказ о писателе. Сатирическое изображение социальных и нравственных пороков общества. Сатирические приемы и формы повествования. Осмеяние обывательщины, трусости. Обобщающий смысл сказок Салтыкова-Щедрина. Теория литературы. Условность в искусстве (гротеск, эзопов язык). Обогащение знаний о сатире. | |
37 | 8 | 25 | | КР 3. Контрольная тестовая работа. | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА Тема 3.1 Проза и поэзия 1п. ХХ века (7+1ВЧ) |
38 39 | 1 2 | 29 01.02 | | ПРОЗА РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ. И. С. ШМЕЛЕВ Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). | |
40 | 3 | 05 | | Внеклассное чтение 2. Проза русской эмиграции. Рассказы Теффи. | |
41 42 | 4 5 | 08 12 | | А.И.КУПРИН. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. | |
43 | 6 | 15 | | А.А.БЛОК Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. | Наизусть |
44 | 7 | 19 | | Н.С.Гумилев. «Слово» Эстетическое совершенство поэзии Н.С. Гумилева. Мир человеческой культуры в творчестве поэта. | Наизусть |
45 | 8 | 22 | | М.И.Цветаева. Краткий рассказ о поэте. Из цикла «Стихи о Москве». Своеобразие поэтического стиля и языка. Особенности образа лирического героя Цветаевой. | Наизусть «Москве» |
Тема 3.2 Поэзия и проза о Великой Отечественной войне (5+1РР+1ЛРК+1КС) |
46 | 1 | 26 | | А. Т. ТВАРДОВСКИЙ. Краткий рассказ о писателе. «Я знаю, никакой моей вины...». Утверждение в лирике непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений. | Наизусть |
47 | 2 | 01.03 | | «Василий Теркин» (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял»? и др.). Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Тема служения Родине. Картины жизни воюющего народа. | Наизусть отрывок (по выбору уч-ся) |
48 | 3 | 05 | | Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны.Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления). Понятие о герое как художественном типе. | |
49 | 4 | 12 | | УРР 4. Развёрнутое устное монологическое высказывание о художественном произведении. | |
50 | 5 | 15 | | Контрольное сочинение 2. | |
51 | 6 | 19 | | Проза о Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов (обзор произведений Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие», В.В. Быков «Сотников», В.О. Богомолов «Иван»). | |
4 четверть |
52 | 7 | 29 | | В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет». | |
53 | 8 | 02.04 | | ЛРК 2. Б. Горбатов «Непокоренные». | Наизусть Одно стих-ие о ВОв |
Тема 3.3 М. Булгаков. Поэзия 2п. ХХ века (4+1ВЧ+1КР) |
54 | 1 | 05 | | М.А.БУЛГАКОВ Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. | |
55 | 2 | 09 | | Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести. | |
56 | 3 | 12 | | Внеклассное чтение 3. А.Н. и Б.Н. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине», «Обитаемый остров», С.В. Лукьяненко «Черновик», «Чистовик». | |
57 58 | 4 5 | 16 19 | | ПОЭЗИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА Н.И. Глазков, Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Д.С. Самойлов, А.А. Тарковский, Б.Ш. Окуджава, В.С. Высоцкий, Ю.П. Мориц, И.А. Бродский, А.С. Кушнер, О.Е. Григорьев (2-3 стихотворения) Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего. | Наизусть Одно стих-ие |
59 | 6 | 23 | | КР 4. Контрольная тестовая работа. | |
Тема 4. Из зарубежной литературы (7) |
60 | 1 | 26 | | Вильям ШЕКСПИР «Ромео и Джульетта». Краткая характеристика эпохи Возрождения. Основные сведения о Шекспире. «Вечная» тема любви в трагедии. | Наизусть один монолог (по выбору обучающихся) |
61 | 2 | 30 | | Трагическая судьба влюблённых в жестоком мире. «Вечные» образы Ромео и Джульетты. «Светлый трагизм» финала произведения. Роль комических образов. | |
62 | 3 | 07.05 | | Сонеты – «Увы, мой стих не блещет новизной...», «Её глаза на звезды не похожи...». В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонеты Шекспира – «богатейшая сокровищница» лирической поэзии» (В.Г. Белинский). | Наизусть Сонет (по выбору учителя) |
63 | 4 | 14 | | Жан Батист МОЛЬЕР. Сведения о жизни и творчестве Ж.Б. Мольера. Мольер — знаменитый комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности комедийной интриги и изображения характеров (герои одной страсти). Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл пьесы | |
64 65 66 | 5 6 7 | 17 21 24 | | Зарубежная романистика ХIХ-ХХвв. (обзор произведений А. Дюма, В. Скотт, В. Гюго, Ч. Диккенс, М. Рид, Ж. Верн, Г. Уэллс, Э.М. Ремарк) Обсуждение одного из прочитанных романов. | |
67 | | 28 | | Итоговый урок в конце года. | |